Анализ причин польского «экономического чуда»

Аватар пользователя eprst

А так же ответ на вопрос: продолжит ли польская экономика расти в будущем?

  Термин «польское экономическое чудо» не особенно известен, в основном он  используется в польских и украинских экономических статьях, описывая изменения польской экономики в период 2000-2020х годов.

  Действительно ВВП Польши в 2000м году составил 748,5 млрд Zl или 171,6 млрд  USD, а к 2022му году он вырос до 3 трлн. ZL или 688,3 млрд. USD. За 22 года рост  составил 300%.    Рост экономики Польши в 90е тоже имеет элементы чуда.

  Польская экономика бойко росла и в 90х, увеличив свой ВВП в 2,8 раза за это время, так как в 1990 ее ВВП составлял всего 62,2 млрд. USD.

  И этот рост тоже в каком-то виде можно назвать чудесным.


 К 1990 году польская экономика подошла в сложном положении, со стагнацией все 80е, с международным долгом в размере 48,5 млрд. USD, что составляло 78% ВВП. 

  Министром экономики в новой независимой Польше стал молодой экономист с западным образованием Лешек Бальцерович, экономическую политику которого можно охарактеризовать кратко как: 
- шоковая терапия
- форсированная приватизация без ваучеров
- иностранные инвестиции
- стимулирование экономики!!!
- протекционизм!!!

(сравните с Чубайсом и Гайдаром)

  Однако главным чудом экономического роста Польши 90х конечно можно назвать списание 50% государственного долга и предоставление множества льготных кредитов от МВФ и различных других европейских фондов развития.

 То есть еще раз, Польше списали долг в размере 39% ВВП, а остальной реструктуризировали. 

  И тем не менее «шоковая терапия» стоила полякам гиперинфляции на 640% в год, пром производство в моменте упало более чем на 30%.

  Но после, благодаря дефицитному бюджету и стимулированию экономики, ВВП пошел в рост.

  Теперь вернемся к началу 00х. Экономический рост замедлился и составил в 2001 всего 1,3%, модель первичной интеграции в мировую экономику практически себя исчерпала.

  И Польша нашла новую модель роста - Европейский Союз, в который она была принята в 2004 году.

  Польша получила доступ к огромному рынку ЕС, в так же стала главной страной-бенефициаром из всех новых стран ЕС.

  В период 2004-2020 год Польша заплатила в бюджет ЕС 62,1 млрд. EUR, а получила из бюджета 195 млрд. EUR, что составляло в среднем в год примерно 2,8% годового ВВП.

  Это не кредиты, это чистые дотации от ЕС, и это без многочисленных фондов стимулирования экономики.

  Также важно обратить внимание на рост гос долга, который стабильно рос вместе с ростом ВВП, оставаясь в районе 50% от ВВП. 

  Он составлял 115 млрд. на момент присоединения и 340 млрд. USD по итогу 2022. Это еще дополнительные 225 млрд. USD.

  Экспорт/Импорт и структура экономики:
(Польша, маленький Китай)

  Торговый баланс Польши со странами ЕС все годы стабильно был в пользу Польши. Экспорт каждый год рос быстрее ВВП.

В 2000м году торговый баланс был -11,%, а в 2020 +33% в пользу экспорта.

  Так же важно отметить, что доля промышленности в структуре ВВП все 90е сокращалась, с 41,5% в 1990м до 24% на момент присоединения к ЕС, после чего доля перестала снижаться и даже выросла к 2021 году до 25,1% от ВВП.

  Кстати, из-за инцидента с польскими яблоками несколько лет назад многие могут подумать, что Польша во многом аграрная страна, но это не так. Доля сельского хозяйства составляла 3,5% от ВВП в 2000м и снизилась до 2,6% к 2022му.

  Вернемся к торговому балансу Польши и ЕС.

  В 2022 экспорт составил 342 млрд. USD, где доля стран ЕС составляет более 70%. (Германия: 95 млрд. USD и 27%, Чехия: 22 млрд. и 6,6%, Франция: 19,6 млрд. и 5,8%, Голландия: 4,7%, Италия: 4,6% и тд)

  При этом импорт составил 358 млрд. USD, где Германия 75 млрд. USD, Чехия 11,1 млрд, Франция 10,8 млрд. и тд.

  Однако в крупнейших импортерах есть Китай, с долей 13% или 47 млрд. USD.

  Что же производит Польша и экспортирует в ЕС и мир?

  Ключевая отрасль - это машиностроение, от производства рыболовных судов, строительных и дорожных машин, железнодорожных вагонов, вертолётов до бытовой техники и даже телевизоров. Годовой оборот индустрии составляет более 70 млрд. USD. Или более 10% от ВВП.

 Польша выстроилась в европейские цепочки поставок, сохранила свое производство и стала одним из лидеров вывода производств из старых стран ЕС. Начав с отверточной сборки, она все эти 20 лет увеличивала локализацию производства.

  Польша один из лидеров производства легковых и грузовых автомобилей. За 2022 год в Польше было произведено 365 тыс. авто, что является кстати плохим показателем, так как в 2021м было произведено 373 тыс. Основные марки производства: Volkswagen, Fiat, Ford, Lancia. 

  При этом доля экспорта в пр-ве составляет более 20%.

 Так же большую долю занимает химическая промышленность, металлургия, пищевая промышленность и даже фарма.

  За счет чего же Польша стала страной, интересной для переноса производства и ростом экспорта?

  Защитники мигрантов наверняка сделают предположение, что причина в дешевых украинских рабочих. Но это полное заблуждение. 

  Миграционная политика в Польше долгие годы было очень жестким. В 2022 году Польша выдала гражданство только 10 тыс. человек, и это рекорд, так как ранее в год выдавалось 6-8 тыс.п паспортов.

  Кол-во трудовых мигрантов последние 10 лет безусловно росло, если на рубеже 10х в Польше было около 300 тыс. трудовых мигрантов, то к 22му из кол-во выросло до 1,5 млн. 

  Но! Население Польши стабильно все 20 лет составляло около 38 млн. человек.

 То есть в 10м доля трудовых мигрантов была менее 1% и увеличилась к 22му до 4% населения. 

  С Россией и нашими 16 миллионами и 10-12% населения это несравнимо.

  Секрет Польши, помимо субсидий и дотаций ЕС, в 2х моментах:

  1й - это злотый, который как в 2004м стоил около 4,6 ZL за 1 EUR, так и в23м стоит 4,6 ZL за EUR.

  Польша всегда была частью ЕС с его открытыми рынками, но всегда имела свою национальную валюту, которая была дешевле EUR, оставаясь при этом всегда стабильной. Благодаря чему себестоимость продукции в Польше была дешевле общеевропейской. 

  Да, польский рабочий стоил чуть дешевле немецкого, на столько, чтобы перенос производства был выгоден, но не на столько, чтобы это не побуждало производителей к усилению производительности.

  Именно по этому производительность на душу населения в Польше стабильно росла до 2020ого. С 139,9 в 00м, до 400,7!!! 

  Но, вот когда в экономику Польши ворвалась украинская политики и число мигрантов стало резко расти, производительность начала снижаться и сейчас ниже 394!!!

  2й момент в налоговом законодательстве. Польша умело маневрировала между стандартами ЕС, так чтобы совокупное налоговое бремя обязательно было ниже, чем в Германии и Франции.

  Да НДС в лоб 23%, но есть куча категорий товаров, где и 8%, и 5%, и 0%.

  Налоговое бремя на работника по всем фондам 20-24% + превышение в 5%, при этом в Германии налоги по всем фондам  34%.

  Ну и конечно, субсидии и дотации производителям, такие как программа СОР (стратегия ответственного развития) Моравецкого и многие другие. 

  Как СВО повлияло на экономику Польши?

  В 22м ВВП Польши показал рост в 5,1%, что является одним из самых высоких показателей в мире.

  Рост Польши был связан с украинцами, только не с рабочими, а с потребителями, которые потратили в польских магазинах почти 1,5 млрд. USD. 

  Это только траты в магазинах, без затрат на недвижимость, без оплат услуг и прочего.

  При этом промышленность за 22ой выросла только на 1%, показав падение более чем на 4% за 4й квартал.

  При этом, например, пр-во стали сократилось за 22ой на 16,3%, а спад в металлургии составил 8,6%.

  В 23м польское правительство приняло бюджет с прогнозным ростом ВВП только 1,7%, а ряд экономистов вообще планируют рецессию.

Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя v.p.
v.p.(11 лет 8 месяцев)

любопытно. интересно, а что из этого списка пошло не так в Болгарии, Румынии, Словении, Венгрии? там вроде как про чудеса не пишут.

Аватар пользователя Дмитрий Токарев

Болгарам и прочим не выдали на халяву 50 миллиардов евро в нулевые. А потом ещё больше в виде соучастия в инфраструктурных проектах. Оплата за русофобию

Аватар пользователя БМВ
БМВ(5 лет 1 неделя)

чудо было на дотациях 

Аватар пользователя Radiohead
Radiohead(9 лет 3 недели)

Именно так.

Фактически польша получала около миллиарда евро В МЕСЯЦ в виде всяких дотаций и субсидий.

И получала их многие десятилетия.

Емнип напимер в 21-м году польша получила около 14 млрд. евро.

На глаз, суммарно польша получила около четверти триллиона евро с начала 90-х. Ну плюс долги списали и плюс занимает как не в себя)

Вот и весь секрет успеха)

Аватар пользователя thetrololo
thetrololo(8 лет 3 месяца)

Именно так оно и есть. Пшеки на горбатой немецкой спине сотворили у себя индустриализацию.

Аватар пользователя АЧТ
АЧТ(7 лет 5 месяцев)

Тут ещё допуск к рынку ЕС сыграл свою роль. Без него пшеки так бы не развились

Аватар пользователя А.Оноприенко

Дотации вторичны, первичен - платёжеспособный потребительский спрос и отсутствие торговых барьеров. Главный источник чуда - открытие Польше рынка ЕС с его огромным платёжеспособным спросом при при очень низкой в начале 2000-х стоимости рабочей силы. Польше мигранты были ни к чему - она сама была одним большим мигрантом в ЕС (знаменитый польский сантехник), пока стоимость труда в ней хоть как-то не подтянулась в ЕСовской.

Аватар пользователя martyn
martyn(11 лет 5 месяцев)

Первичны именно дотации. И это единственное чудо. Возьмите  Болгарию, Румынию, которые так же получили доступ к рынку. И где их чудо?  На полчуда потянет  и сама Германия- она влила не только дотации, но и технологии, менеджмент и прочее. Здесь надо смотреть какая доля ВВП производится компаниями, которые принадлежат Германии. Ранее это доля была ооочень велика. 

Аватар пользователя Дмитрий Токарев

Судя по Эстонии - дотации первичны. Европейский рынок закрыт, в промышленности ежегодные сокращения штатов ( к примеру  от многотысячного Таллиннского пароходства осталось несколько сотен человек) , половина бюджета государства идёт на обслуживание кредитов, но благосостояние населения растёт.
За последние несколько лет правительство раздало безвозмездно 4 миллиарда евро 36000 предприятиям. В среднем - больше 100 миллионов в год чистейшего дохода. Зачем напрягаться?

Аватар пользователя Иванушка Иванов

Дотации первичны при отсутствии ума. А здесь ум как раз у шляхты присутствует. Да, со своими тараканами, но в чем, чем, а в особой жадности шляхту не обвинишь. Главное это все таки грамотно выстроенная налоговая система и забота о собственном производстве. А тоже могли бы сидеть на попе ровно и надеяться на дотации как это вымираты делают. 

Аватар пользователя Lord250
Lord250(4 года 3 недели)

Очень лукавые цифры. В 2004 на окраине уши прожужжали - вот Польша, смотри и мы так будем жить. При этом никто особо не говорил о поднятии уровня зарплат и доходов поляков, просто украинцы в это время уверенно летели в пропасть и на уровне своего падения жизнь в Польше казалась стабильной и богатой. Но забыли сказать, что ЕС не ждёт окраину в своих рядах, а тем более на своем рынке. Опять таки замена польских специалистов украинскими ( пусть и без гражданства) была очень активной. Даже не знаю, кто на Волыни, во Львове не имел «карты поляка». Народ сновал через границу бесконечным муравьиным потоком, торгуя, фарцуя,спекулируя. Дело дошло до махровой зависти украинцев к полякам и все на окраине злорадно ждали 2022, когда дотации Польше должны были прекратиться и она должна начать отдавать долги ЕС. Но тут случилась спецоперация и Польша стала тем мостом, через который потекла военная помощь запада на окраину - что дало отсрочку для Польши по выплатам. Под шумок она выторговывала себе различные западные преференции. А в конце и вовсе обнаглела и потребовала от Германии репарации.

Бывая не раз в Польше за последние 10 лет не отметил роста уровня жизни простых поляков. Как стояли обшарпанные города так и стоят. Возможно были где новостройки, мне больше попадались на глаза пятиэтажки и девятиэтажки еще советского периода постройки. Торговые центры это да, есть, но не они ведь делают лицо города. Да и с товарами польского производства как то не заметно на торговых полках. Кроме самой Польши товаров «сделано в Польше» что то не видно.

Аватар пользователя Олешенька
Олешенька(10 месяцев 3 недели)

А было ли чудо, о великой богатой Польше я только от украинцев и слышу, то что большой рост, так у многих рост был в Восточной Европе, в том числе у нас.

Комментарий администрации:  
*** отключен (низкопробная политота) ***
Аватар пользователя Grisha
Grisha(12 лет 2 месяца)

Ну им как раз виднее, они уровень и тут и там видели если не сами то есть кого из родни спросить.

Аватар пользователя vagabond
vagabond(7 лет 3 недели)

На пузыре недвиги ВВП вырос раза в три за пятилетку поди +-

Аватар пользователя Олешенька
Олешенька(10 месяцев 3 недели)

И как у Польши получается с скр 1,3 постоянно иметь 38 млн человек, кто-то подделывает статистику видимо 

Комментарий администрации:  
*** отключен (низкопробная политота) ***
Скрытый комментарий ZloyРусский (c обсуждением)
Аватар пользователя ZloyРусский
ZloyРусский(5 лет 4 месяца)

Польша выстроилась в европейские цепочки поставок, сохранила сове производство 

Я, конечно, умею читать между строк, таки из СССР. А ЕГЭшники, их таким навыкам не учили. Вычитывайте материал, а то, спешка, блохи... ну, вы в курсе. 

Аватар пользователя eprst
eprst(12 лет 3 недели)

Я, конечно, понимаю, что выискивать блох - большой труд. Наверное, отсюда и желание поехидничать на пустом месте.

Аватар пользователя ZloyРусский
ZloyРусский(5 лет 4 месяца)

что выискивать блох - большой труд.

Полагаю, в этом выражается уважение к читателю. Впрочем, я не требовательный, и, да, не хотел вас обидеть. 

Аватар пользователя Rinat Sergeev
Rinat Sergeev(7 лет 3 месяца)

Как было ничего не понятно - так и осталось...

Условно говоря, если всё так было просто - то почему у остальных не взлетело?

Перечисленные условия могли бы объяснить, почему Польша развивалась бы чуть лучше, скажем, той же Венгрии или Чехии. Но не в настолько же раз!

Аватар пользователя vagabond
vagabond(7 лет 3 недели)

почему Польша развивалась бы чуть лучше, скажем, той же Венгрии или Чехии. (С) 

Развивали а не развивалась, и не Польшу, а евро вложения(правильных стран и толстопузиков) в неё. 

Это не её зуб, это их зуб. 

Дурачком прибалтам тоже поднимали ВВП даже что-то строили немцы вся КА ие долг правда вырос и оплата подрядов шла в Германии и пр. Но главное движение. 

Аватар пользователя Rinat Sergeev
Rinat Sergeev(7 лет 3 месяца)

А зачем толстопузикам развивать Польшу - страну с гонором, которая в любой момент может в крайность впасть и инвестиции спалить, а не выбрать более подконтрольные себе локации?

Аватар пользователя vagabond
vagabond(7 лет 3 недели)

Для навара себе. 

Все банки в чехиях и прочих ново европейских странах принадлежат немцам и пр. 

Глава их нац. Банка может на работу не ходить. 

Все проценты с кредитов ипотек стекаются туда же. 

Всё ("развитие")давно отбилось 

Чистый гешефт капает, на Греции по тренировались :) 

Потом этим  будут реструктуризацию долгов делать годами. 

Аватар пользователя Rinat Sergeev
Rinat Sergeev(7 лет 3 месяца)

Почему Польша, а не Литва, не Венгрия, не Румыния и не Словакия?

Аватар пользователя eprst
eprst(12 лет 3 недели)

Гиена Европы. Классово близкая.

Аватар пользователя Rinat Sergeev
Rinat Sergeev(7 лет 3 месяца)

То есть, если стать классово близкой гиеной - то экономика у тебя попрёт в 8 раз за 30 лет?

Аватар пользователя vagabond
vagabond(7 лет 3 недели)

Логистика? 

Аватар пользователя Lord250
Lord250(4 года 3 недели)

Потому что удобно расположена для экспансии на Россию. Наполеон через неё шел, гитлер в основном через неё попер. От прямого разведческого глаза прикрыта Белоруссией. Контачит и с окраиной и трикильками. Вот сейчас мост поставок на окраину через неё - переходов много.

Словакия вообще далеко. Румыния будет иметь место только если события в Черном море активизируются. С Венгрией сложно - она всегда свой взгляд на события имеет.

Выходит только Польша. Ее и укрепляли с этой целью - наступление на восток.

Аватар пользователя Rinat Sergeev
Rinat Sergeev(7 лет 3 месяца)

Для экспансии производственная экономика не нужна. Наоборот - нужно неизбалованное мясо и отвёрточное производство, устойчивое к ракетным ударам.

Аватар пользователя Lord250
Lord250(4 года 3 недели)

Неизбалованность мяса вагон и более. Производственная экономика? Не в курсе станкостроения и вагоностроения Польши, но судостроение ее было завязано на Россию, как там дела? Телевизоры из Польши? Машины - так это и есть отверточная сборка. 
Впрочем первыми подсунули окраинцев. Но поляки очень нарываются.

Аватар пользователя Rinat Sergeev
Rinat Sergeev(7 лет 3 месяца)

Так если в 8-кратном росте польского ВВП виновата Россия - то увидим ли мы 8-и кратное снижение?

Аватар пользователя Lord250
Lord250(4 года 3 недели)

Косвенно Россия действительно виновата. Ведь цепную гиену питают и поддерживают имея ввиду натравить на Россию, а это стоит хозяевам гиены дорого. Что сможет предоставить миру Польша, когда хозяева займутся только собой, а ставших ненужными прислуг выставят за порог.

Аватар пользователя Rinat Sergeev
Rinat Sergeev(7 лет 3 месяца)

Поддерживать - в этом ничего необычного нет. Но вот раскормить в 8 раз - это очень нетривиальная задача. Обычно не решаемая деньгами. Чего-то мы не понимаем.

Аватар пользователя Lord250
Lord250(4 года 3 недели)

Шпана обычно в драке вперёд посылает мелкого шкета - задираться. Польшу и выбрали на такую роль (сама напрашивалась), а тут окраина вперёд полезла. Хозяева решили, а чего не воспользоваться? Но Польшу отпускать то нельзя и показывать свое пренебрежение к ней нельзя, больно гонористая.

Аватар пользователя martyn
martyn(11 лет 5 месяцев)

И не только банки, предприятия, и даже ритейл во многом немецкие. Были, по крайней мере.

Аватар пользователя basil10
basil10(9 лет 2 месяца)

Венгрия, Чехия и Словакия также вполне себе развивались.

В Чехии уровень жизни выше чем у Польши.

Вообще сама схема роста интеграция в ЕС, дотации относительно низкие налоги и более дешёвая рабочая сила работает во всех странах Восточной Европы 

Аватар пользователя Rinat Sergeev
Rinat Sergeev(7 лет 3 месяца)

Ну, если так - может стоит говорить об общеевропейском чуде? smile23.gif
Получается так, что на каком-то этапе развития подсоединение страны к ЕС было волшебной палочкой, решающей все проблемы?

Или всё же мы не до конца понимаем "цену" такого развития?
Почему-то опыт Болгарии и Греции - не впечатляет. Как и нынешние траектории Португалии, Испании, Южной Италии?
Что с Польшей - когда она начнёт "платить по счетам"?

Вообще, ощущение такое, что мы пытаемся рассуждать о некоем экономическом "слоне", находясь на положении слепцов, щупающих его с краёв. Внятного представления "слона" из статьи автора так и не возникло.

Аватар пользователя basil10
basil10(9 лет 2 месяца)

Испания вполне себе богатая страна 

О чем речь не пойму?

Аватар пользователя Rinat Sergeev
Rinat Sergeev(7 лет 3 месяца)

К тому, что есть ощущение, что основную причину "Польского чуда" мы так и не нащупали.

Аватар пользователя klk
klk(8 лет 5 месяцев)

Перечисленные условия могли бы объяснить, почему Польша развивалась бы чуть лучше, скажем, той же Венгрии или Чехии. Но не в настолько же раз!

У Польши есть уголь. Производство уходит туда, где есть источники энергии.

Аватар пользователя Rinat Sergeev
Rinat Sergeev(7 лет 3 месяца)

У Польши есть уголь. Производство уходит туда, где есть источники энергии.

Уже лучше. Но, вообще-то, в Польше уголь уже был, а не вдруг появился. И производство на угле уже было. Собственно, на весь уголь, который у них был - у них уже было производство. СССР там им всё построил. Откуда рост в 8 раз?

Аватар пользователя klk
klk(8 лет 5 месяцев)

Уже лучше. Но, вообще-то, в Польше уголь уже был, а не вдруг появился. И производство на угле уже было. Собственно, на весь уголь, который у них был - у них уже было производство. СССР там им всё построил. Откуда рост в 8 раз?

Вам же уже писали: им открыли мировые рынки + перенесли производство из Западной Европы. Примерно та же история, что и с Китаем.

А рынки им открыли и дотаций надавали в качестве платы за русофобию. 

Аватар пользователя BQQ
BQQ(11 лет 2 месяца)

Явление Природы состоит в том, что эта многолетняя программа дотирования Польши из Брюсселя завершилась.

Поэтому может неожиданно завершиться и экономическое чудо.

==========

Еще одно явление Природы состоит в том, что большинство предприятий в Польше принадлежит Германии. И это влечет два интересных момента:

1. та часть экспорта Польши, которая является комплектующими/компонентами для немецкой промышленности (...встроилась в цепочки поставок...", имеет шанс скрючиться вместе с немецкой промышленность.

2. Принадлежащие Германии предприятия, выпускающие конечный продукт - будет ли Германия при ухудшении положения своей промышленности спасать предприятия, расположенные в Польше?

Аватар пользователя Ваня из Рязани

С учётом перекрытия нефтегаза плохо будет и немцам, и пшекам.

Аватар пользователя martyn
martyn(11 лет 5 месяцев)

Только дошел до сообщения. Полностью поддерживаю. Свои бы не стал писать, если сразу бы увидел. И вопросы в тему.

Аватар пользователя Ваня из Рязани
Ваня из Рязани(1 год 6 месяцев)

Глядя на таблицу из статьи Алекса, мучился вопросом: как Польша достигла 300% роста? А вот оно оказалось что. Хотел сам запостить, но вы опередили smile1.gif

Аватар пользователя Nikmich19
Nikmich19(7 лет 9 месяцев)

ВВП России

2000-й год - 278,075 млрд баксов

2022-й год - 2,22 трлн баксов

И это без всяких там дотаций.

Вертели мы это польское чудо...

Аватар пользователя 1001
1001(7 лет 7 месяцев)

Польша страна-паразит присосавшаяся к Германии. Основное свойство всех паразитов хуцпа. Паразиты одержимые хуцпой высасывают все больше и больше жизненных соков из хозяина-носителя. Так и паразит Польша требует от кормящей руки еше и на охулиарды "репараций" обрекая Германию на разорение.

Аватар пользователя Arina Rodionovna
Arina Rodionovna(9 лет 6 месяцев)

Ну, хуцпа, конечно была, поляки отчаянно торговались за условия вступления в ЕС, но без англосаксов, которые всегда делали ставку на Польшу как клин между Россией и Германией не взлетело бы с такими шикарными условиями.

Англосаксы как всегда сыграли на амбициях тех и других, немцев и поляков, обещая немцам Польшу в качестве экономической колонии (так же как Украину), а полякам статус любимой жены гегемона (и ту же Украину впридачу).

Поэтому Германия вложилась и в Польшу и в Украину. Походу, и туда и туда неудачно, но по разному.

Польша с отстроенными немцами производствами к моменту отдачи долгов делает ручкой и требует репарации (взаимозачет), а с Украиной вообще вышла незадача - "не до жиру быть бы живым".

Впрочем, по другому у такого сюзерена как англосаксы и быть не могло.

Аватар пользователя Леонид Мешалкин

В пересчёте на душу населения венгры вдвое больше отсасывают. Но - молча.

Аватар пользователя And Se
And Se(1 год 6 месяцев)

"Поэтому может неожиданно завершиться и экономическое чудо."

Поэтому пшеки и мечтают немцев подоить.

Страницы