Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Новости нашего хутора (1)

Аватар пользователя Already Yet

По многочисленным просьбам — новости топливно-энергетического комплекса независимой Украины.

Вначале — несколько фактов. Которые — просто факты и могут трактоваться в любую сторону.

Основные запасы углеводородов Украины приурочены к трём нефтегазоносным провинциям (НГП) — Карпатской, Днепровско-Донецкой и Причерноморско-Крымской. Иногда можно встретить и другое наименование этих же нефтегазоносных провинций, активно педалируемое в рамках новой страны "от Сяна до Дона" — Западная, Восточная и Южная НГП, но суть вопроса от этого никак не меняется — у страны есть только три крупных площади по добыче углеводородов, вокруг которых и крутятся все существующие и перспективные проекты по нефти и по газу.


Карта нефтегазоносных провинций Украины.

На оставшейся территории Украины вероятность обнаружения каких-либо месторождений углеводородов близка к нулю — центр страны представляет из себя практически монолитный древний архейский кристаллический щит. Чехол осадочных пород на нём позволяет рассчитывать только на обнаружение месторождений бурого угля — формирование месторождений газа, нефти и даже каменного угля на нём представляется элементарно невозможным с геологической точки зрения.

Первой в историческом развитии была освоена Карпатская НГП. Согласно историческим данным, добыча нефти кустарным способом в этой провинции началась ещё в 1800-х годах (село Старая Соль).

Бурное развитие капитализма в Австро-Венгерской Империи в XIX веке привело к быстрому освоению карпатской нефти — собственно говоря, никакой нефти, кроме карпатской, у Австро-Венгрии и не было.
Поэтому, если в 1864 г. на всех прикарпатских промыслах добыто лишь 2 тысячи тонн нефти, а в 1886 г. – 29,1 тысяч тонн, то уже в 1909 году Восточная Галиция достигла наивысшего уровня добычи нефти — более 2 миллионов тонн в год, или 40 тысяч баррелей нефти в день. По тем временам эти объёмы составляли около 5% мировой добычи жидкого топлива. Освоение нефтедобычи и переработки нефти привела к бурному развитию региона и в лучших традициях капитализма постепенно перешла под контроль иностранных (преимущественно французских и американских) предпринимателей.
Им также принадлежал сопутствующий промысел — добыча и переработка озокерита ("горного воска" — спутника нефти), широко используемого для изготовления тогда актуальных свечей и в лечебных целях. Хороший репортаж о "галицком аде" (это, если что, слова Ивана Франка) можно посмотреть здесь (траффик, много фото)


Борислав начала ХХ века.

В последующие годы добыча нефти и озокерита в Предкарпатье неуклонно сокращалась — собственно говоря, СССР, пришедший в Карпаты в конце 1930-х годов (а реально отстроивший местную нефтедобычу, разрушенную войной, и того позже — в 1950-е годы) подоспел уже к "шапочному разбору" — основную, лёгкую нефть Карпат выкачали ещё до него.
В 1950-х годах в Карпатах были открыты новые месторождения, которые некоторое время поддерживали относительно высокий уровень добычи "чёрного золота", однако даже они не смогли остановить тенденции падения производства.

В настоящее время нефтепромыслы ещё эксплуатируются в районах городов Борислав (Львовская область), Долина и Надворная (Ивано-Франковская область). Масштабы добычи нефти здесь незначительны и в связи с существенным сокращением запасов в последние годы не расширяются. Общие остаточные извлекаемые запасы нефти Карпат оцениваются очень скромной цифрой — около 30 миллионов тонн (215 млн. баррелей), однако большинство из них расположены на старых месторождениях с низкими дебитами скважин.

В советское время тут также были построены два нефтеперерабатывающих завода — "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья". Эти предприятия в 1990-е годы попали в орбиту украинской (кошерной) банковско-промышленной группы "Приват" (Игорь Коломойский) да так и болтаются там до сих пор.


Твои проблемы, пацак, смешат его.

Модернизация этих морально и физически устаревших предприятий "Приватом" никогда не велась и, судя по всему, вестись не будет, в силу чего производство там барахлит, простаивает и вообще — медленно и печально стагнирует. Украинские же автомобилисты по-прежнему могут наслаждаться говённым субстандартным бензином и дизельным топливом с Западной Украины. Теперь — вплоть до 2013 года. В рамках перехода от тёмного прошлого в перспективное будущее.

Добыча газа на Украине тоже исторически началась с Прикарпатья. Первые промыслы по добыче газа тут были организованы ещё во времена Польши — в 1920-е годы. Идея лишить Австро-Венгрию нефти, так не осуществлённая Российской Империей во время Первой мировой войны, была реализована Сталином в 1939 году, теперь уже при разделе Польши. Конечно, в роли Австро-Венгрии теперь выступала поглотившая Австрию в 1938 году гитлеровская Германия, но суть геоэкономических раскладов от этого никак не поменялась. 

В 1940 г. в Предкарпатье сосредоточилось 87% добычи газа всего Советского Союза. Основными газовыми промыслами были Угерско-Бильче-Волицкий (здесь в середине 1960-х годов добывалось почти 60% прикарпатского газа), Рудковско-Ходовицкий, Опарский, Дашавский, Калушский и Косовский участки. Основные месторождения располагались на территории Львовской и Ивано-Франковской областей.
После Великой Отечественной войны здесь была создана система газопроводов, наиболее протяжённые из которых – Дашава – Киев – Москва и Рудки – Минск – Вильнюс – Рига. В 1950-е годы Москва частично зависела от львовского газа, это факт, поразительный для сегодняшнего состояния дел, но это факт.
Однако, уже в советское время, участие западно-украинского региона в газодобыче постепенно сокращалась, за счёт быстрого освоения углеводородных месторождений, расположенных в центральной и восточной части СССР.
В 1951 г. в Предкарпатье добывали 42,2% всего газа СССР, в 1957 г. –  уже 26,4%, в 1965 г. – лишь около 10% газа Советского Союза.

В 1965 г. добыча газового топлива на западе Украины вышла на пик и составила около 19 млрд. м3. Скажу лишь, что сейчас (2011 год) столько же добывает уже вся Украина, по всем НГП. Современная же добыча газа в Предкарпатье, сосредоточенная в основном на месторождениях Ивано-Франковской области, незначительна и составляет около 3% от всей газодобычи Украины — или около 590 млн. м3. В дальнейшем можно лишь ожидать вначале медленного, а потом и обвального падения добычи газа в рамках Карпатской НГП — в отличии от нефти, которая может ещё десятилетиями сочиться из пласта, добыча газа на месторождении падает "раз и навсегда" .

Открытие новых месторождений нефти и газа в пределах Карпатской НГП в настоящее время представляется очень маловероятным — в геологическом отношении эта провинция исследована "вдоль и поперёк", а основные месторождения нефти вообще сосредоточены вдоль узкой зоны карпатских осадочных флишей.
Новые месторождения газа в Карпатской провинции ещё могут быть найдены , однако это, скорее всего, будет термогенный газ, с глубинами залегания 6-7 километров.

Второй крупной нефтегазоносной провинцией на Украине стала Днепровско-Донецкая НГП.
Освоение этой провинции уже полностью осуществлялось в советское время, когда в Сумской, Полтавской, Черниговской и Харьковской областях были разведаны в конце 1930-х и начали эксплуатироваться позднее месторождения высококачественной, лёгкой нефти. Некоторые из них содержат значительное количество сопутствующего природного газа, который используется для газификации окружающих городов и сёл.
Расцвет нефтедобычи в рамках Днепровско-Донецкой НГП пришёлся на 1960-е годы. Нефть здесь преимущественно добывают за счёт газовых шапок месторождений, когда нефть из глубины поднимается под давлением нефтяных газов. Нефтегазодобывающие предприятия работают в Сумской (Ахтырское и Качановское месторождения), Черниговской (Гнидинцовское, Прилукское месторождения и несколько более мелких) и в Полтавской (Сагайдацкое, Зачепиловское, Радченковское месторождения и др.) областях.

Остаточные извлекаемые запасы нефти в пределах Днепровско-Донецкой НГП более значительны, чем в рамках Карпатской НГП и составляют около 50 миллионов тонн (365 млн. баррелей).

Сейчас Днепровско-Донецкая НГП даёт в совокупности около 70% всей добычи нефти Украиной, что составляет около 1,7 миллиона тонн в год (12,3 млн. баррелей). Однако, лёгкая к добыче нефть, сама поступающая из пласта в скважину под давлением газовой шапки месторождения, здесь тоже уже подходит к концу, что приводит к неприятной для нефтяников ситуации падения темпов добычи на 5-10% в год.

Открытие новых месторождений нефти в пределах Днепровско-Донецкой НГП вероятно, но, скорее всего, их размер будет крайне незначителен (не более 1-2 млн. тонн нефти). Причины такой ситуации такие же, как и для Карпатской НГП — хорошая геологическая изученность провинции, большие объёмы разведочного и эксплуатационного бурения в прошлом,  изначальная узость "нефтяного окна", лимитирующая простое ограничение — "глубже нефти уже нет".

Добыча природного газа в Днепровско-Донецкая НГП стартовала одновременно с добычей нефти — в 1960-е годы. Основные месторождения газа сосредоточены здесь в Полтавской и Харьковской областях.
Наиболее известное из них и наиболее крупное – Шебелинское, откуда в своё время в разных направлениях были проложены газопроводы: Шебелинка – Харьков, Шебелинка – Полтава – Киев, Шебелинка – Днепропетровск – Кривой Рог – Одесса – Кишинев, Шебелинка – Белгород – Курск – Брянск – Москва.


Первая скважина Шебелинки, 1950 год. Уже история.

До сих пор Днепровско-Донецкая НГП даёт около 80% всей газодобычи страны. Крупнейшие газовые месторождения провинции — Шебелинское, Западнокрестищенское, Яблуновское и Ефремовское. Однако, Шебелинка, добывавшая ещё пять лет назад 6,850 млрд. м3 газа, в прошлом году скатилась уже до уровня в 250 млн.м3 в год и была вынуждена строить дожимные компрессорные станции, чтобы "запихнуть" хоть что-то в магистральные газопроводы. В общем, классика падения газодобычи на старых месторождениях. Если Шебелинку такими усилиями поднимут хотя бы до уровня в 400 млн.м3 в год — это уже будет успех. В любом случае, конечно, дешёвым и "попиисят" такой газ уже не будет.


Проблемы других крупных газовых месторождений Днепровско-Донецкой НГП схожи с Шебелинкой — все они осваивались практически в одно и то же время и все вместе подходят сейчас к пределу исчерпанности своих запасов. И, основываясь на  мировой практике эксплуатации газовых месторождений — падение добычи за следующую пятилетку на порядок (то есть в десять раз) — это нормальный, предсказуемый финал. Провинция, ещё вчера (2011 год) дававшая 15 млрд. м3 газа, вполне может скатиться до уровня производства в 1-1,5 млрд. м3 газа в год.

Перспективы открытия новых газовых месторождений в рамках Днепровско-Донецкой НГП хорошо показывает крупнейшее открытие газового месторождения за время независимости Украины — Кобзивского. Это месторождение термогенного природного газа, с общими запасами около 56 млрд. м3 газа. Залегает этот газ на глубинах более 6 тысяч метров, что, конечно, греет душу тем, что украинские газовщики теперь могут бурить "самые глубокие газовые скважины в СНГ".

Однако понятным образом, такие скважины оказываются в любом случае дороже скважин, например, вводимого сейчас в эксплуатацию Бованенковского месторождения на Ямале (с глубинами около 2600 метров), а всё Кобзиевское месторождение, со всеми его прогнозными запасами — это всего лишь полгода плановой добычи Бованенково.
Такие дела.

Хорошо, если всё так безрадостно на Западе и на Востоке, скажет внимательный читатель, то что же там на Юге?

На Юге всё интереснее. Там тёплое море.

Для понимания проблем освоения Причерноморско-Крымской нефтегазоносной провинции Украины стоит озвучить цифры "хотелок" — что необходимо стране при существующем уровне энергопотребления и при существующих подходах к энергосбережению.

По состоянию на 2011 год Украине для обеспечения нормального функционирования своего народного хозяйства было необходимо использовать 16 млн. тонн нефти и 58 млрд. м3 природного газа в год. Конечно, многие эксперты смогут со мной поспорить о точных цифрах "проеденного и пропитого" за текущий год, но, как и в случае с США, лишний добытый миллиард кубов газа или сэкономленный страной миллион тонн нефти ничего не решают — проблемы экономики Украины с точки зрения её обеспеченности энергоресурсами как были, так и остаются структурными, причём — накопленными отнюдь не за последний год и даже не за последнюю пятилетку.


Самоподъёмная буровая установка «Петр Годованец». Вторую СПБУ «Независимость» сейчас достраивают в Сингапуре. Так что, к 2013 году у Украины будет «Независимость».

На фоне таких цифр потребления нефти и газа можно по-новому посмотреть и на цифры добытого в стране за 2011 год — 2,4 млн. тонн нефти, 0,9 млн. тонн газоконденсата и около 20 млрд. м3 природного газа. Плюсуя газоконденсат к нефти, получаем, что страна обеспечивает себя нефтью на 20%, а природным газом — на 34%.
Четыре пятых нефти и две трети газа или, в абсолютных цифрах, 12,7 млн. тонн нефти и 38 млрд. м3 газа надо в страну откуда-то завозить. Вот такая независимость, другой пока нет.

Может ли обеспечить энергетическую независимость Украины Причерноморско-Крымская НГП?
Рассмотрим этот вопрос детально, по месторождениям, которые планируются к освоению в ближайшее время, либо осваиваются "здесь и сейчас". Существующие, уже работающие газовые и нефтяные, в основном — континентальные месторождения Причерноморско-Крымской НГП, которые уже добывают нефть и газ и исправно трудятся на благо страны, мы учитывать не будем. Так или иначе — именно с этих месторождений в настоящее время поступает около четверти всей добываемой страной нефти и около 15% добываемого в стране газа.

Для оценки потенциала Причерноморско-Крымской НГП я, как и в случае России, буду опираться на советскую систему оценки запасов по категориям АВ+С1+С2 (скорректированную, в случае нефти и газа, исходя из принятого коэффициента извлечения геологических запасов) — поскольку она мне и интуитивно понятнее и, с моей точки зрения, более адекватно отражает именно потенциал месторождений, а не текущую конъюнктуру рынка, что более успешно делают западные системы оценки.

Что же планируется к освоению и может, в перспективе заменить "давно потухшие Карпаты" и "тлеющий пока Северо-Восток"?

Огласим весь список, смотря одним глазком на очень неплохую карту:



Да. К эксплуатации, в виде готовых, разведанных месторождений на шельфе Азовского и Чёрного морей подготовлено к эксплуатации всего лишь 6 миллионов тонн нефти, полтора миллиона тонн газового конденсата и 75 млрд. м3 газа. Если не верите, Вам сюда, на сайт "Черноморнефтегаза". Это — возможные к быстрой и безрисковой разработке запасы.

Реальная же работа на шельфе, стартовавшая в этом году, способна поднять общую выработку страны по нефти и газу и того меньше — согласно заявлениям самого "Черноморнефтегаза", они ожидают рост своего производства газа в 2012 году на скромные 9% — с 1,056 млрд. м3 до 1,155 млрд. м3. В абсолютных цифрах этот рост вообще показателен — всего 100 млн. м3 в год.
Что составит 0,17% от потребления страны за 2012 год — или выработку пускающегося в этом году Бованенково за 6 часов добычи. В общем, понтов много — реальность грустна и безнадёжна.

Господа, у всей Украины сейчас в распоряжении 3 (три) морских буровых платформы — "Таврида", "Сиваш", и "Петр Годованец" (грустно, но почему у меня всё время крутится на языке "голодранец"?).
Максимальная глубина, на которой может работать "Годованец" — всего лишь 120 метров. Ни структуру Палласа, ни Северо-Черноморское поднятие эти самоподъёмные платформы разбурить просто не в состоянии. Их удел — пустить в эксплуатацию те месторождения, которые есть сейчас на балансе у "Черноморнефтегаза".

А вот уже для организации нормальной разведки структуры Палласа (которая одна, в случае успеха разведки, покрывает со своими прогнозными запасами в 75 млрд. м3 газа все существующие месторождения "Черноморнефтегаза", как бык овцу) необходимо идти к "Лукойлу". И потому, что структура Палласа — это трансграничный объект Украины и России, и потому, что у "Лукойла" хотя бы есть возможность либо самим разбурить такой объект, либо, под гарантии своего имени и своих активов — нанять кого-либо для проведения подобных работ.

В общем, господа, на юге Украины есть тёплое море. В этом тёплом море, на глубине, лежат потенциальные ресурсы углеводородов. Согласно консервативной оценке — их там, на глубине, где-то около 115 млн. тонн нефти и около 1 295 млрд. м3 газа. Принципиально эти ресурсы обеспечивают страну на 7 лет — нефтью и на 22 года — газом. Не фонтан, но это хотя бы какая-то цель.

Но для современной Украины даже эти потенциальные ресурсы столь же недоступны, как для Буркина-Фасо недоступны ядерные технологии. То, что доступно — в табличке, чуть повыше. Почувствуйте разницу.

Ждите "Независимость". Она поможет "Годованцу".

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 10 месяцев)(14:49:52 / 15-08-2012)

море - та еще штучка... читал про сероводородный слой.

и вообще, скотство будет, если в лучшей курортной зоне Союза начнут бурить где не попадя...

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(14:52:22 / 15-08-2012)

В США на Лонг-Бич это никого не остановило. Там даже целый город в море "уронили". Капитализм - он такой. ;)

Аватар пользователя auriga
auriga(5 лет 7 месяцев)(14:51:35 / 15-08-2012)

Как всегда заинтриговал в конце статьи. Приемчик из арсенала бразильских мыльных опер =)

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(18:35:25 / 15-08-2012)

Интриги не получилось - дополнил статью второй частью прямо в тексте. ;)

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(15:00:12 / 15-08-2012)

В статью вкралась досадная неточность.

Насчет газоснабжения Москвы.

Для этой цели построили газопровод Саратов-Москва.

http://www.mos-gaz.ru/press-service/publications/read8762.html 

"Топливный вопрос для Москвы в послевоенные годы действительно стал одним из самых острых. Поэтому Государственный комитет обороны СССР (ГКО) принял решение в течение 1945 года построить газопровод природного газа, поступающего из саратовского месторождения. Значение строительства магистрального газопровода для Москвы было огромно: ведь должно было расшириться бытовое и промышленное применение газа, а это, в свою очередь, оздоровляло воздушный бассейн нашей столицы. Газопровод «Саратов — Москва» — это грандиозное сооружение, длина которого составляет 843 километра. Он проходит через Саратовскую, Пензенскую, Тамбовскую, Рязанскую и Московскую области. С вводом этого газопровода ресурсы газа для Москвы увеличились в пять раз! Для этого в 1945 году в столице проложили около 100 километров основных газовых сетей, не считая домовых вводов и разводок внутри зданий. Речь шла и о проведении строительно-монтажных работ, связанных с переоборудованием топок котельных, жилых домов, бань, прачечных, хлебозаводов, лечебных учреждений и других потребителей с установкой в них газовой аппаратуры. Для выполнения этих работ была создана специальная строительная организация — Управление по строительству газовых сетей — «Мосгазстрой». Все основные работы по строительству газовых сетей в Москве завершились в ноябре 1945 года, то есть в крайне сжатые сроки. Напомню, что строительство магистрального газопровода «Саратов — Москва» началось еще до войны. Увы, война прервала эту работу, но уже в 1945 году эта гигантская стройка заняла одно из первых мест среди крупных строек послевоенной пятилетки. Вся страна помогала строительству газопровода: на фабриках и заводах было изготовлено сложное оборудование для компрессорных станций, включая автоматические измерительные приборы. Несмотря на тяжелое военное время, для строительства был выделен большой парк землеройных машин, сварочных агрегатов, кранов и автомобилей. Рабочие и колхозники Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей оказали строителям огромную помощь по производству земляных работ: копали вручную траншеи на глубину 2,5 — 2,7 метра, так, что бы укладываемые трубы ложились ниже зоны промерзания. Сооружение газопровода из Саратова в столицу — первой в стране дальней магистрали с шестью компрессорными станциями — стало началом создания новой, газовой отрасли промышленности. Саратовский газ пришел в Москву 10 июля 1946 года. Сначала он поступил на ГЭС-1 «Мосэнерго», а уже на следующий день стал поступать в квартиры жителей столицы "

" С вводом в эксплуатацию газопровода «Саратов — Москва» начинается массовая газификация столицы. Только за период с 1946 по 1947 год в Москве построено 140 километров подземных газопроводов, что составляло 25 процентов общей протяженности газовой сети. Коллективы работников заводов «Газоаппарат», «Искра» и артели «Металлопром» многое сделали для обеспечения Москвы газовыми плитами, водонагревателями и газовыми счетчиками. За указанное время было выпущено более 50 тысяч плит, более 30 тысяч счетчиков и около 25 тысяч колонок. Темпы газификации столицы возрастали из месяца в месяц. Всего за послевоенную пятилетку газ получили более 200 тысяч квартир. Это в три раза больше, чем за все время существования газового хозяйства. На конец 1945 года в Москве насчитывалось 68 тысяч газифицированных квартир. Строительство газопровода «Саратов — Москва» обеспечило возможность замены в топливопотреблении Москвы угля, дров и мазута природным газом. "

Вспоминаем детские стишки. Из тех самых времен гавзификации столицы.

" А у нас в квартире газ, а у вас?

А у нас-водопровод. Вот."  

 

 

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(15:03:40 / 15-08-2012)

Убираю "100%". "Дашава-Киев-Москва" закончен в 1951 году, когда саратовский газ уже был в Москве. Я так понимаю, саратовского газа не хватало, а на Украине его был избыток - вот и продлили газопровод "Дашава-Киев", который пустили в строй в 1948 году.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(15:06:04 / 15-08-2012)

Для понимания факта, что означала в конце 40-х цифра "200 тысяч газифицированных квартир в Москве".

В квартирках жили не по двое - не по трое,  коммуналок было немало, в каждой из 3-5-7 комнат жила семья, а квартира считалась одна.

Надо понимать. большинство московских квартир в 46-50 годах были газифицированы.  

Понятно, что московская промышленность и дашавский газ потребила со смаком. 

Аватар пользователя не Пушкин
не Пушкин(5 лет 9 месяцев)(15:38:32 / 15-08-2012)

"1 января 1946 года образовано первое газовое хозяйство Оренбургской области.  Начало газификации Оренбургской области было положено во время Великой Отечественной войны. Тогда, в 1941-1942 годах, в Куйбышев были эвакуированы Совет Народных Комиссаров, многие наркоматы, дипломатический корпус, а также  ряд крупных промышленных предприятий.  

    Энергетических мощностей существовавшей тогда Куйбышевской угольной теплоэлектростанции не хватало. И тогда наркомат обороны принял историческое решение:   проложить 165-километровый газопровод от широко разрабатываемых тогда Бугурусланских месторождений до остро нуждающегося в тепле и электричестве Куйбышева.

   Одними из первых в огромном Советском Союзе природный газ в дома получили жители Бугуруслана. 55 домов по улице Пролетарской были газифицированы в 1942 году попутным газом из нефтяной скважины №1, пробуренной мастером В.П. Волковым еще в 1937 году почти в самом конце улицы Пионерской. 

   Газопровод Бугуруслан- Куйбышев был сдан в эксплуатацию в июне 1943 года.   Приказ о начале его строительства за подписью И. Сталина был рассекречен усилиями управляющего трестом «Бугурусланмежрайгаз» Чилякова Владимира Анатольевича, только в 2008-м году.  Постановление ГКО от 7 апреля 1942 года № ГОКО 1563с, предписывает службам и ведомствам СССР обеспечить все необходимое для прокладки стратегически важного объекта: от поставки и транспортировки строительных материалов и электроэнергии до продуктов питания и промтоваров для рабочих и служащих строительства.   

   Документы тех лет свидетельствуют: на основную магистраль шли 300-миллиметровые трубы разобранного газопровода Баку-Батуми, который прокладывался еще в начале века. Стальных труб не хватало как для газопроводов, так и для нефтепроводов, а топливо было необходимо и на фронте, и в тылу. Тогда по предложению начальника «Главнефтегаза» Ю. И. Боксермана и инженера И. В. Бородина было принято рискованное решение: использовать вместо металлических труб асбоцементные, которые специально изготовили на воскресенском заводе под Москвой. А испытывали их на двух опытных участках: по газу – недалеко от Бугуруслана, на базе скважины № 5, по нефти – в районе Журавлевки. Трубы прекрасно выдержали нагрузку, но и этих труб не хватило. И тогда для строительства газопровода использовали заготовки армейских минометов

   Общая мощность стратегически важного газопровода  достигала 200 миллионов кубометров в год. Первым промышленным предприятием, получившим газ, стал Толкайский мельничный завод. Первый в стране крупный газопровод вступил в строй, началась регулярная подача газа предприятиям, а затем и в жилые дома Куйбышева. Проложенная в 1942-1943 годах подземная газовая магистраль действовала еше долго – обеспечивала дешевым топливом огромный город до конца войны и в послевоенные годы. Позднее Куйбышев, население которого превысило миллион человек, стал в достатке получать «голубое топливо» по новому газопроводу из Оренбурга."http://www.oblgaz56.ru/html/index_html2.php?alias=p1_1просто вспомнил похожую информацию... раньше работал в этой структуре.интересно из чего приходилось изготавливать газопроводы!!!
Аватар пользователя Кабан
Кабан(5 лет 4 месяца)(15:04:08 / 15-08-2012)

А что насчет шельфа черноморского? Помнится были какие то разговоры про окрестности острова Змеиный, если не ошибаюсь. Есть там что?

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(15:07:43 / 15-08-2012)

Дык...проиграл Ющенко международный процесс, не отстоял  "Кемску волость".

Отошел тот шельф Змеиного румынам.

Аватар пользователя daryets
daryets(6 лет 3 дня)(15:05:39 / 15-08-2012)

Щас за тебя западенцы возьмутся, запроданець))

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(15:10:53 / 15-08-2012)

Схiд та Захiд - разом! :)

Запад уже упал, Восток ещё падает. Вся надежда на Юг. Правда, надежда слабая, маленькая. Слоник уж сильно много ест и много какает... Короче, херово всё на Украине и с энергопотреблением, и с энергосбережением. :(

Аватар пользователя dark_light

Зато море теплое :D

Очень интересно. Пишите больше и чаще =)

Аватар пользователя daryets

Ну если последняя надежда на Одессу ..хана, пойдем на галеры

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 10 месяцев)(15:47:14 / 15-08-2012)

 русофобский материал: теперь свидомиты налетят с криками де, гребаные москали разграбили все запасы нелазежной! )))

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(16:19:05 / 15-08-2012)

Фи. "Грабили"-то всего ничего - с 1945-го по 1970-й год. А дальше нашли Западную Сибирь и потом с 1970 по 1991 вполне себе вернули на Украину всё, что выкачали из украинских недр. А потом ещё и снабжали "незалежную"  с 1991 по 2004 год по непонятным, низким ценам и газом, и, частично, нефтью.

А вот кто грабил Галицию - так это сначала австрияки, а потом поляки. Будем предъявы кидать - или как? ;)

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 10 месяцев)(16:25:08 / 15-08-2012)

это для вас с 45го по 70й всего 25 лет. а для них это вечность гнета, унижения и разграбления национального достояния)))

Ведь, кроме шуток, найдутся деятели, которые перевозбудятся от этой информации.
Все ж просто, как у белоленточных червей, - берем информацию, вычленяем нужную часть и полностью игнорируем контекст. Это ж на уровне подсознания уже: показывай, не показывай, объясняй, не объясняй - не видят.

Аватар пользователя Nordicx86
Nordicx86(5 лет 11 месяцев)(07:18:28 / 16-08-2012)

Большинства современных "западников" тогда еще в проекте даже не было так  что пусть подойдут к совим  дедам и Отцам и Спросят КАК они это допустили....

 

Надеюсь на результаты  в стиле Тараса Бульбы....

Ага провокация...

Комментарий администрации:  
*** Криптобес ***
Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 10 месяцев)(15:53:18 / 15-08-2012)

Как по-вашему, чиновники не врут, говоря что бытовое потребление на 100% покрывается отечественным газом, и только промышленности нужен импортный?

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 10 месяцев)(15:59:44 / 15-08-2012)

Насколько мне известно, около чертверти всего газа уходит на бытовые нужды населения.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(16:20:39 / 15-08-2012)

Бытовое - это приготовление пищи. Газовые плиты в квартирах и частных домах. Около 20 млрд м3 в год.

Уже даже на обогрев домов надо пускать недемократичный, тоталитарный российский газ.

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 10 месяцев)(16:22:03 / 15-08-2012)

угу... или топить навозными брикетами.

Аватар пользователя Mozgun
Mozgun(5 лет 4 месяца)(16:22:25 / 15-08-2012)

Где то тут попался афоризм: незалежность - это отсутствие залежей. :)

Аватар пользователя aspar
aspar(5 лет 6 месяцев)(16:26:35 / 15-08-2012)

Журналист Александр Сивов полагает, что большая часть газа на украине идет на отопление супермаркетов и вилл "новых украинцев" с крытыми бассейнами

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 10 месяцев)(16:41:25 / 15-08-2012)

то есть он предполагает, что промышленность совсем загнулась?)) Неполживо и рукопожатно!

Аватар пользователя Сержант в Запасе

Отличная статья....Теперь понятно откуда растут ноги у Ивано-франковских нефтянников....Ведь именно ТАМ сформировалась Советская ШКОЛА, которая  обеспечила подготовку специалистов...

Институт то в ИФ жив ещё?

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(16:30:46 / 15-08-2012)

Да, жив. Более того, собираюсь всё-таки убедить старшего туда поступать - он у меня 3D-задачки в уме легко крутит, а это для геологии очень важно.Но если не захочет - у нас и в Днепре очень достойный Горный, но он, конечно, больше по рудам и минеральным ископаемым, а не по нефти с газом.

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 10 месяцев)(16:58:31 / 15-08-2012)

Вообще, читая ваши статьи, дорогой камрад Already Yet, пугаюсь более не энергетического кризиса, а того, что все нас окружающее не менее, чем на половину сделано из нефтепродуктов: начиная от одежды и вплоть до компьютеров. И если с энергией что-то придумать в перспективе будет можно, то вот, например, с пластиками уже сложнее. Это сейчас это все дешево, и мы прекрасно знаем насколько изделие из алюминия дороже того же самого из пластмасс.

Аватар пользователя evgeniy72
evgeniy72(5 лет 11 месяцев)(17:30:22 / 15-08-2012)

Алюминий, энергия в чистом виде практически.

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 10 месяцев)(18:02:40 / 15-08-2012)

производство алюминия - это закачка бешеных количеств энергии.

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 10 месяцев)(18:01:51 / 15-08-2012)

лён может заменить пластики, и не только...

У дорогих машин вместо пластиковых деталей интерьера используется прессованное льноволокно, пропитанное льняным же маслом.

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 10 месяцев)(18:09:47 / 15-08-2012)
этого всего мало...
Аватар пользователя Vneroznikov

Так это же классический натуральный линолеум по его изначальному рецепту :)

Аватар пользователя Сержант в Запасе

Вообщето пластики сначала начали делать из угля...КОКСОХИМИЯ....И не только пластики...ВВ...Лекарства (ацетилсалициловая кислота) и пр.пр.пр...Особенно в этом преуспел сумрачный тевтонский гений в первой половине прошлого века...

Прорвёмся...В конце концов каменный век закончился не из за того, что закончились камни...Правда данный переход пережили не все...По некоторым оценком неолитическую революцию не смогли пережить 2/3 тогдашнего человечества...

Будет интересно...И отсидетца с пивом и попкорном никому не удастца

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 10 месяцев)(17:08:22 / 15-08-2012)

переход, вы правы, ожидается серьезный и суровый, и те, видимо, кто будет безалаберничать, проиграют.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(18:32:07 / 15-08-2012)

Дополнил статью - часть о Причерноморско-Крымской НГП получилась уж очень грустная и короткая... :(

Аватар пользователя amatlan
amatlan(5 лет 6 месяцев)(19:44:10 / 15-08-2012)

Однако понятным образом, такие скважины оказываются в любом случае дороже скважин, например, вводимого сейчас в эксплуатацию Бованенковского месторождения на Ямале (с глубинами около 2600 метров)

Газ Западной Сибири (Бованенково в том числе) это преимущественно сеноманские залежи - глубины скважин в основном от 800 до 1200 м.Есть и более глубокозалегающие залежи (валанжин, ачимовка и др.), но сеноман даёт свыше 80% добычи.С учётом качества сеноманского газа ("сухой" газ) и глубин скважин рентабельность любого проекта очень и очень внушительна.
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(19:49:17 / 15-08-2012)

Если вы заметили, я всегда в своих статьях стараюсь цифры, касающиеся ресурсов Евразии, подавать в самом "жёстком" варианте, а Западу даже "пририсовывать" какие-нибудь "рюшечки".

Но всё равно получается, что у нас веселее... ;)

Если у Вас есть геологический разрез Бованенково - выкладывайте. Я нашёл только отчёты о его начальной разведке, там и упоминалась первая скважина глубиной в 2600 метров, которая его, собственно говоря, и "подсекла".

Аватар пользователя amatlan
amatlan(5 лет 6 месяцев)(20:05:56 / 15-08-2012)

Погуглите

"Особенности геологического строения и разработки уникальных залежей газа Крайнего Севера Западной Сибири."

По Бованенково там может и не будет, но Уренгой, Медвежье и др. очень похожи.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(20:08:16 / 15-08-2012)

Спасибо, буду знать.

Аватар пользователя amatlan
amatlan(5 лет 6 месяцев)(20:16:03 / 15-08-2012)

Если не найдёте могу скинуть, но почти 100 MB.

Аватар пользователя Сержант в Запасе

В 90-м я работал В КомиФилиале ВНИИГАЗ...Заканчивали ТРЕТИЙ проект газопровода Бованенково-Ухта...То есть два УЖЕ на 90-й год были...И только пару лет назад этот газопровод начали строить...Сейчас первая нитка уже под давлением...Со дня на день ожидается начало транспортировки...

(транспортировку собирались начать во втором квартале....но...гладко было на бумаге)....

В общем трамвай (газопровод с Бованенково) построить-не ишака купить

Аватар пользователя Kuyalnik
Kuyalnik(5 лет 5 месяцев)(19:51:39 / 15-08-2012)

Несколько раз повторялось выражение "теплое моря". Это, то теплое, которое 9 месяцев в году холодное??? Вы гипотетически могли бы отдыахать в октябре предположим (я не говорю даже про январь) на острове Змеиный. Что ж турки такие незадачливые не хотели обживать  Северное Причерноморье, да они даже на южном причерноморье не спешат курорты строить. А украинцы вообще транжиры на теплом море в городах систему отопления в каждый дом провели. Зачем??? - Йух ведь. Такой же Юг как и "Южная Пальмира". Парадокс ведь, но Пальмира находится в Сирии (где пальмы растут), а вот "Южная Пальмира" в Северном Причерноморье.

Комментарий администрации:  
*** Гнилой ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(20:05:28 / 15-08-2012)

"Теплое" оно для добычи углеводородов и для организации дешёвого отдыха для жителей Украины, Белоруссии и России на протяжении 3-х месяцев в году. :)

Вы попробуйте на Море Лаптевых что-то организовать - даже летом. А потом уже говорите, что в Чёрном море проблемно что-то построить.

И кто скажет, что Крым - не юг, пусть первый бросит в меня камень.

Вообще, конечно юг - это Кушка, а Крым - это юго-запад, но там другое мышление иметь надо. ;)

Аватар пользователя Kuyalnik
Kuyalnik(5 лет 5 месяцев)(20:04:37 / 15-08-2012)

С точки щрения добычи с точки зрения что незамерзающее (почти) то теплое. Согласен. Но как-то слово "теплое" все равно режет слух.

Комментарий администрации:  
*** Гнилой ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(20:07:48 / 15-08-2012)

Иностранцев (навроде "Экксон-Мобила") только этот вопрос интересует. А если ещё аборигены согласны шельф под СРП отдавать - так они вообще слетаются, как мухи на мёд.

Аватар пользователя Kuyalnik
Kuyalnik(5 лет 5 месяцев)(20:14:41 / 15-08-2012)

Хорошая статья вцелом. Но вообще лейтмотив всех Ваших статей (Ваше мнение), что с Россией нам будет лучше. Вопрос: Какой резон России дешевле продавать стратегический ресурс по политическим соображениям, если можно дефицитный ресурс продать по максимальной цене (при том что спрос будет)? Еще посмотрим где на финише будет Белорусь и Украина  - ведь Беларусь тоже сначала пряником заманивали, а сейчас начинают уже понемногу прижимать (когда ей уже рыпаться некуда). 

Комментарий администрации:  
*** Гнилой ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(21:17:19 / 15-08-2012)

С геоэкономической точки зрения Украине уже рыпаться некуда. Вот уже лет десять.

Пока местные элиты ещё что-то пытаются изобразить на остатках советской экономики и геополитических противоречиях "сильных мира сего", но это чем дальше, тем больше выглядит, как клоунада.

Из активов реально осталась только земля, но и её уже с 2013 года пускают в свободную продажу - ещё года на два-три хватит под распродажу активов, а потом - жопа.

Ну а шельф глубже 120 метров (а такого в экономической зоне Украины как бы ни половина) уже по сути дела передают исключительно иностранцам. Сами неспособны освоить.

Вот такие пирожки с котятами.

Зато "Независимость"!

Аватар пользователя Kuyalnik
Kuyalnik(5 лет 5 месяцев)(22:06:54 / 15-08-2012)

ну так если сами не могут освоить - то значит надо привлекать иностранцев. Или надо быть как собака на сене. Землю в "Вашей" России тоже продают. Это хорошо: хозяин к своей земле будет более бережно относится чем временщик и будет смысл вкладывать деньги в свою землю. Но Вы не ответили на вопрос: Где гарантия, что после того, как Украина начнет плясать под российскую дудку, Россия начнет продавать гази и нефть Украине задешево? Где гарантия что Россия сегда будет готова продавать дешево за дружбу? Вы сами в это верите? Смысл России делиться с Украиной сокращающимся пирогом?

Комментарий администрации:  
*** Гнилой ***
Аватар пользователя Kuyalnik
Kuyalnik(5 лет 5 месяцев)(22:16:31 / 15-08-2012)

Я Вам больше скажу: делиться не будут. Потому что при сокращающимся "пироге" своих "тараканов в стакане" хватает. Там чиновники привыкли к большому пирогу и сокращение его будет в любом случае болезненным. Делятся "пирогом", когда пирог растет - тогда всем хватает и всем хорошо. Но Вы сами знаете, что пирог больше расти не будет. И чем тяжелее в России газ и нефть тем неохотнее она идет на уступки по газу. Вообще Вы считали себестоимость планируемых источников газа с учетом требуемых средств (энергии) в создание инфраструктуры, поселков, поддержания их функционирования в тех отдаленных уголках мира. 

Комментарий администрации:  
*** Гнилой ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(22:36:16 / 15-08-2012)

У Вас странная логика, уважаемый.

Со стороны Украины Россия пока не имеет ничего - ни нейтралитета, ни, тем более, даже некой абстрактной дружбы. О каких-либо конкретных шагах - участии в оборонных или экономических союзах - речь вообще не идёт.

Я в своей статье чётко написал: "Четыре пятых нефти и две трети газа или, в абсолютных цифрах, 12,7 млн. тонн нефти и 38 млрд. м3 газа надо в страну откуда-то завозить."

Хотите - завозите СПГ из Катара, хотите - импортируйте нефть из КСА, хотите - дождитесь сланцевого газа из США, кто ж неволит-то?

Независимость - это независимость. А "Независимость" - это до глубины в 120 метров бурим сами (правда - платформы всё равно приходится немножко задорого заказывать в Сингапуре, а собирать - в Стамбуле), а всё что глубже - бурят белые люди за нас, но пока они не вернут себе свои инвестиции, туземцы могут смотреть на их вышки только издалека.

То есть - речь идёт о плачевном состоянии украинского ТЭК, а совсем не о России.

Хотите в чём-то обвинять Россию - так прямо и скажите: "Низкая, нерыночная цена российской нефти и газа в период 1991-2006 годов была продуманной экономической диверсией против независимой Украины и окончательно погубила украинскую нефтегазовую индустрию".

Правда, тогда у нас главными диверсантами получатся Ельцин, Кравчук и Кучма. А Ющенко и Путин - просто таки вырвали совместными усилиями Украину из цепких русских лап. В общем, забавная такая картинка получается, психиатры бы оценили.

Аватар пользователя Kuyalnik
Kuyalnik(5 лет 5 месяцев)(22:50:28 / 15-08-2012)

Насчет ситуации в энергокомплексе и экономике Украины я с Вами полностью согласен. Но вот не понимаю логики и Вы не можете дать гарантии, что зависимость от России что-либо изменит в лучшую сторону. Энергозависимость останется, дефицит бюджета останется, потребление в любом случае прийдется урезать. Только зачем заранее капитулировать???? От этого лучше станет???

А России следует напраить свои усилия на то чтоб остаться в сегодняшних границах (которые для нее более естественные за исключением Северного Кавказа). Пусть платит за лояльность чеченцам, дагестанцам и белорусам. Что ж за альтруизм такой у России?? А Украина пусть барахтается  и учится жить по средствам в своих естественных условиях и в своих естественных границах

Комментарий администрации:  
*** Гнилой ***
Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 10 месяцев)(22:57:13 / 15-08-2012)

Не вам решать какие границы для России более естественные. Россия никогда не была страной в привычном ее понимании.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(23:01:48 / 15-08-2012)

"А Украина пусть барахтается  и учится жить по средствам в своих естественных условиях и в своих естественных границах"

Я давно понял - амёбам что-либо объяснять бесполезно. Всегда есть естественные границы - "от Сяна до Дона", как в случае свидомой логики.

"Независимость" до глубины в 120 метров. Дальше - "ну, не шмогла, надо папку звать".

Вот Ваши естественные границы:

Хотите жить "по средствам" - да живите себе на здоровье. А что? Целая нефтегазоносная провинция под ногами - садись, думай как оттуда нефть и газ добывать. Кстати, глядишь, и Киев частично подтянется - там тоже недовольных жизнью в 1991 году хватало.

Аватар пользователя Сержант в Запасе

Дык...Антарктидас Антарктикой -тоже ЮГ...

Аватар пользователя HardBox
HardBox(5 лет 5 месяцев)(03:18:42 / 16-08-2012)

Вопросик поднялся...

Украинцев примерно 45млн.

"По состоянию на 2011 год Украине для обеспечения нормального функционирования своего народного хозяйства было необходимо использовать 16 млн. тонн нефти и 58 млрд. м3 природного газа в год."

Беларусов около 9,5млн.

По предыдущим "нефтяным спорам" РФ и РБ совместно определяли что Беларусь в год тратит на внутренние нужды около 7млн.т. нефти, газа около 20млрд.м3. (ссылки на точные цифры искать лень, эти близки к реальным).

Т.е. нефти и газа на жителя уходит примерно в 2 с лишним раза больше... И это при том что Украина в десятке крупнейших мировых производителей металла, азота выпускает в разы больше чем Беларусь - откуда такая разница??? Верить в то что такие объемы лишь из-за того что РБ ближе к северу невозможно, да и списать нефть на обогрев не получится т.к. ею не топят и выход полезного на НПЗ РБ намного выше чем в среднем в Украине.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(07:37:01 / 16-08-2012)

Рыгорыч оставил Белоруссии всю промышленность БССР, причём - в целости и сохранности.

На Украине же вырезано всё и вся - я даже как-то начал составлять карту родного Днепропетровска - где ещё живые предприятия, а где пару арендаторов мучают два станка в уголке цеха - а потом плюнул, ибо грустно. Через одного уже реально не заводы, а какие-то тени прошлых лет.

Отсюда, кстати и часть "экономии" - в 1990 году Украина использовала в год 120 млрд. м3 газа, в последний, 2005 год "ценовой халявы попиисят" -  уже 75 млрд м3, а на 2012 год запланировали 58 млрд. м3.

Есть энергосбережение (процесс идёт), отпал реэкспорт газа, на котором наваривались миллиарды, но и промышленность по-прежнему потихоньку дохнет, хотя, конечно, уже не такими темпами, как в 1990е-2000е (просто основное уже позакрывалось ещё тогда).

Кроме того, есть ещё прикол с населением и бытовым газом. Я привёл цифру в 20 млрд м3, но это - официальная цифра. Часть населения потребляет газ не через счётчики, а ещё по советским "нормам" (согласно которым в духовке можно слона печь каждый день). Поскольку тариф населения дешёвый и дотируемый, возникают чисто "бухгалтерские" объёмы дешёвого газа, который потом непонятно куда идёт в системе "Нафтогаза". В общем, что рассказывать - сами почитайте.

Аватар пользователя Сержант в Запасе

А как всётаки ситуация обстоит с хлебом промышленности-углём?...Вроде бы добывают и на Волыни, и в Приднепровье...Да и Донбасс вроде бы при делах...Но почемуто года полтора назад ВНЕЗАПНО проскочила инфа, что Украина начала импорт угля из Польши...

ЗЫ: Для того чтобы построить соврем нную шахту нужны деньги(их можно заработать, сэкономить, украсть), люди и время...Лет 5 минимум...А вот их НЕТ...

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(08:01:37 / 16-08-2012)

За время независимости на Украине введена в строй 1 (одна) новая шахта. Остальное - расширение старых, советских шахт.

Какое-то время держали ситуацию на нелегальных "копанках" (с жуткой смертностью и полным небрежением к ТБ), но с приходом Федороча "копанки" поприкрывали. Процесс, конечно, отрадный (хотя - может просто пока не договорились с новыми властями), но угля от этого больше не стало.

Кроме того, Украине надо кроме энергетического угля немало угля коксующегося (для нужд металлургии), а с ним и при СССР всё очень нетривиально было.

Это, понятное дело, ИМХО, по-хорошему, конечно, надо в угольную тему надолго залазить - это ж целая отрасль.

Бурый уголь потерян полностью - здесь я сам на всех разрезах Александрии побывал, могу лично доложить. Скоро и весь металлолом допилят.

Аватар пользователя Стас78
Стас78(5 лет 10 месяцев)(10:44:57 / 16-08-2012)

Копанки - это 19-й век по технологиям и черт знает какое столетие по смертности. Видел пару очень подробных репортажей и статьи читал - это в душе камикадзе надо стать, чтобы туда лезть. Все дыры в земле держутся на честном слове и обваливатся на раз плюнуть.

Что бурый уголь потерян - это серьезно. Оставаться только с глубокими шахтами на каменный - это очень грустно.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(11:22:24 / 16-08-2012)

А я их воочию на Луганщине наблюдал. Жутко и страшно. :(

Если не смотрели:

http://www.youtube.com/watch?v=h6qEGCGNrhQ

"Шахта №8"

Аватар пользователя Стас78
Стас78(5 лет 10 месяцев)(10:31:54 / 16-08-2012)

Что Шебелинка пустая (или вот вот опустеет) нас, студентов групп ПТЭ, ненавязчиво предупреждали еще в 90-е. И большую часть приведеных раскладов сообщили.

Кстати, сообщили и то, что попытка вернуться в масштабах страны к использованию угля (о чем каждый раз трубят незалежники) - это невиданная головная боль и технологическая заморочка. Угольное хозяйство сложное, требует специальных мельниц, а после сжигания пылеугольной смеси еще и увоза/утилизации шлама (золы по простому). Плюс экология, точнее минус.

На объектах типа Приднепровской Грэс это еще как-то смотрится (хотя золой уже целую протоку Днепра засыпали), но если представить себе Днеропетровск, который снова дымит угольными котельными - это аллес капут. И, кстати. последние годы, когда шла частичная модеорнизация котельных, добились некоторой экономии газа, но от газа отказываться не стали ни под каким предлогом. По тому же профилю идут разнообразные пеллеты из семечек подсолнуха или опилок - вроде и хорошо, но трудозатраты в обслуживании хозяйства растут.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(11:33:09 / 16-08-2012)

Уголь - только на больших ТЕС. Там хоть фильтры нормальные воткнуть можно.

При использовании угля в домовых или районных котельных простыни надо будет сушить в квартире - ну, или спать на саже. Дышать сажей, есть сажу, снимать сажу с чая.

Золовые отвалы - отдельная песня. В Чаплях (пригород Приднепровска, стоит на старом отвале Приднепровской ГРЭС) заболевания почек от "среднего" днепропетровского уровня чуть ли не втрое чаще встречаются. Проблема - в грунтовой воде, которая повсюду в Чаплях отравлена золой. У меня есть знакомый нефролог в Приднепровске, классный дядька, но говорит, что из Приднепровска - ни ногой. И практика обширнейшая, и диссертацию написал, и руки золотые, и людям помочь надо.

Пеллеты для бытового применения надо делать тоже только из низкозольного сырья - качественной древесины без коры (немецкий стандарт DIN+ вообще регламентирует меньше 1% зольности).

Пеллеты из сельскохозяйственных отходов, лузги подсолнечника или брикеты из отходов лесозаготовки - мрак и ужас. Зольность в районе 4-5%, а то - и все 8%. Конечно, в чём-то лучше угля (нет серы, например, или германия), но тоже лучше жечь на больших ТЭС, а народу раздавать уже готовое тепло. В общем, я писал как-то про КПД.

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 10 месяцев)(12:35:27 / 16-08-2012)
Ну вот, кстати. Госкомстат Украины   Таблица. Средняя заработная плата за январь 2012 года (на одного штатного работника, грн.)  распределение какбэ намекает.
Аватар пользователя Zviri
Zviri(5 лет 9 месяцев)(15:25:18 / 16-08-2012)

Хм... а газификация угля как замена газу - ненене?
ну а котельни на солому - не?

А! Вспомнил, еще нам обещали из мусоросвалок газ качать. Такое бывает? Вроде под киевом уже есть такой проект. 

что бы то еще придумать...

вся надежда на LNG терминал.  мы на финишной прямой!
http://www.day.kiev.ua/233277

я путешенствую. страной. в во вторник - буду у вас. 
у вас есть возможность развиртуалить заклятого врага соседа из Бандерштата)

Аватар пользователя kokunov
kokunov(5 лет 9 месяцев)(15:40:11 / 16-08-2012)

Развивайте атомную энергетику и не покупайте ТВЭЛы у америкосов по цене в 2 раза дороже российский, тоталитарных и будет вам счастье.

Развивайте глубокую переработку нефти и газа - есть возможноть гнать бензин на экспорт, т.к. при равных по технологии заводах у вас дешевле рабочая сила.

Ну и так далее по списку... 

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(15:52:33 / 16-08-2012)

Газификация углей подразумевает наличие технологий, обеспечивающих их стабильное горение под землёй. У Украины такие наработки были, но, Вы знаете, за 20 лет независимости учёные просто умерли, не дождавшись интереса страны к их наработкам.

Учёные были в Днепропетровске, если что.

Газ можно и со свалок качать (объёмы там, правда десятки тысяч кубов, а стране миллиарды нужны - но хоть лизометрические воды почище будут и гореть свалки будут меньше), но разумнее, по примеру шахты им. Засядько наладить нормальную утилизацию шахтного метана из действующих и заброшенных шахт. Технология готовая  - бери и устанавливай. Кстати, лишний гвоздь в гроб копанкам, если что.

Ну а про LNG уже начал писать. Дешёвой эта хрень не будет, а яйца Украины будут в нежных арабских ручонках. Это вам не газопровод, где можно "сесть и договориться" (у трубы всегда как-бы есть географическое начало и определённый зараннее такой же конец), это "давай, дасвиданья", если в цене не сошлись - LNG можно куда угодно продать и Европа - совершенно не лучший рынок для его продажи.

Во вторник буду уже, скорее всего, на Севере, но контакт в личку кину, если задержусь в Днепре.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(17:42:36 / 16-08-2012)

Кстати, в очередной раз поржал от свидомой арифметики.

"За семь месяцев 2012 года импорт газа уменьшился для Украины на 39% против показателей 2011 года и составляет 19 миллиардов кубометров, передает «Укртрансгаз». Как сообщалось, прогнозный баланс поступления и распределения природного газа на 2012 год предусматривает импорт «Нафтогазом» 27 млрд кубометров газа, компанией Ostchem Holding Limited (Кипр) Дмитрия Фирташа — 8,124 млрд кубометров. По данным Госстата, в целом импорт российского газа в Украину в 2011 году составлял 40,1 млрд кубометров"

Читателям самим предлагается найти 39% экономии импорта газа Украиной. Ну вот что мешало честно написать, что в 2012 году планируем купить российского газа на 13% меньше? Я бы порадовался за страну.

Хотя, конечно, какой из Фирташа украинец...

Он же чистокровный киприот, судя по тексту. ;)

ЗЫ. Господа россияне, мне иногда кажется, что Украину специально надо сохранить в её текущем состоянии, чтобы вы не сильно забывали, как у вас весело было в 1990-е.

Аватар пользователя Diogenes Sinopeus
Diogenes Sinopeus(5 лет 11 месяцев)(05:05:26 / 17-08-2012)

"ЗЫ. Господа россияне, мне иногда кажется, что Украину специально надо сохранить в её текущем состоянии, чтобы вы не сильно забывали, как у вас весело было в 1990-е."

"Вам с народом или без?"

Черный юмор... :( 

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...