Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Кое-что о цистернах для гелия.

Аватар пользователя Читаювсё

не нашел такого материала раньше, потому вставлю сейчас

15 июня 2012 Евгений Супер http://e-super.odnako.org/


Уважаемые читатели! Пока вы читаете эти строки, в нашей стране благополучно завершается эксперимент, который не просто разрушит монополию США в одной стратегически важной сфере, но и выведет Россию в ее мировые лидеры. Дружное молчание СМИ на этот счет вызывает удивление, однако мы расскажем вам все как есть.

«Космический термос»

По пыльной оренбургской трассе движется тягач с неприметной для обывателя цистерной. Привычное для этих мест летнее солнце разогрело воздух почти до +40°C, импортные кондиционеры не справляются с жарой и поэтому водители, плюнув на них, едут с открытыми окнами. Мало кто догадывается, что внутри огромной цистерны царит почти космический холод в минус 269°C, что всего на 4°C выше температуры абсолютного нуля.

Такой термос на колесах – это результат работы наших инженеров из ООО «Газпром добыча Оренбург» и НПО «Гелиймаш». Предназначен он для перевозки сжиженного гелия. В ходе эксперимента цистерну наполнили гелием в Оренбурге и отправили в город Новотроицк, что находится в 250 км от райцентра (по не самой хорошей трассе). Цель эксперимента – проверить конструкцию в условиях реальных дорог.

Вчера тягач благополучно достиг г.Новотроицка, где гелий был бесплатно передан горбольнице №1, которая ждала подарок с нетерпением.

«Без гелия нет жизни для современной медицины: это очень важно для наши больных», - сказал заместитель главного врача Новотроицкой клинической больницы №1 Андрей Киселев. Отметим, что гелий используется для работы крайне востребованного в регионе томографа.

Теперь цистерна отправилась в обратный путь, но самая ответственная часть эксперимента уже успешно завершилась.

Можно подумать, что разработка наших инженеров имеет местный характер, однако это далеко не так.

Мировая монополия США разбита

Председатель совета директоров НПО «Гелиймаш» Михаил Герасименко рассказывает о своем детище с почти детским восторгом:

«Вы представляете, такая длина — внутренний кокон вставить. Зазор всего 3 мм. Какая точная геометрия должна быть выдержана и у кокона и у внешнего корпуса. Все это сделали!»

Проект цистерны задумывался еще в советское время, но воплотить его удалось только теперь. При этом его создатели признают, что это было бы невозможным без советского задела и отмечают, что разработка подтверждает высокий статус российской науки.

«В данном изделии воплощено 170 новых технологических решений. Это могло быть материализовано только в высокообразованной и высокоразвитой стране, которой является Россия», - сказал генеральный директор НПО «Гелиймаш» Вадим Удут.

Что примечательно – до сегодняшнего дня единственными производителями таких цистерн оставались США. Поэтому весь мир, включая Россию, был вынужден покупать или брать у американцев цистерны на прокат по баснословным ценам. Теперь монополия США разбита, ведь наша конструкция отвечает всем мировым стандартам.

«Монополия США в этом рынке прекратилась. Мы больше не зависим от них. Это дает существенную экономию. Стоимость гелия будет существенно снижена», - отметил генеральный директор ООО «Газпром добыча Оренбург» Сергей Иванов.

Гелий – стратегический ресурс

Для того что бы верно оценить экономическое и даже политическое значение нашей цистерны, следует взглянуть на рынок гелия и место России в нем. Он хоть и игнорируется большинством СМИ, однако хранит в себе массу интереснейших моментов.

Гелий применяется в производстве около 80% деталей мобильных телефонов, полупроводников, жидкокристаллических экранов, оптических волокон, а также в космических программах. В связи с тем, что этот газ почти не подвержен радиации, он активно используется в атомной энергетике при создании атомных реакторов. Помимо этого гелий применяется для сварки, резки и плавки металлов, в медицине, рекламной индустрии, для производства электроники и при создании поездов на «магнитной подушке».

Крупнейшие потребители гелия – США, Европа и страны АТР. При этом мировое потребление гелия растет, оставаясь неподвластным экономическому кризису. Если в 2009 году мировое потребление этого газа составило 1,75 млн. куб.м., то в 2011 уже 1,9 млн. куб.м. Причем если в Европе этот рост составляет 2-3% в год, то в странах АТР 4-5% (а в Китае так и все 15-20% ежегодно). По прогнозам к 2030 году мировое потребление гелия составит 300 млн. куб.м.

Соответственно росту потребления растет и производство гелия. И тут начинается самое интересное. Мировой лидер по запасам этого газа – Россия. Мы располагаем 34% мировых запасов (за нами идут Алжир и Катар), однако наш вклад в его мировое производство ничтожно мал и составляет всего 3% (и то за счет единственного завода в Оренбурге). Пальма первенства в этой сфере принадлежит США, которые дают 73% мирового производства.

Как нам стать лидерами?

Так на чем зиждется гелиевое могущество США? Во-первых, на грамотном подходе со стороны государства. В 60-70 годы власти США предусмотрительно выкупали у своих производителей излишки гелия (потребление в те годы было низким). Таким образом им удалось создать большой резерв объемом в 950 млн. куб.м., который стал распродаваться с хорошей прибылью в 90-ые годы.

Профессионалы российского рынка предлагают использовать аналогичный подход и у нас. Дело в том, что зарубежный рынок гелия намного объемнее внутреннего, а значит, и мы можем добывать гелий про запас. Выбросить большие объемы сырья на рынок сейчас – не рационально, так как это приведет к снижению цен. Следовательно, целесообразно перенять американский опыт, создавая хранилища газа.

Важно то, что в 1996 году в США был принят закон о ликвидации к 2015 году своего национального резерва гелия. Формально это делается для того, чтобы возместить затраты на создание хранилища, но такая логика не совсем понятна, ведь в условиях растущего рынка, распродажа сырья по дешевке выглядит несколько странной. Тем не менее, США, проводя политику распродажи запасов гелия, держат цены на него на низком уровне. Однако уже после 2015 года ситуация резко изменится и у России появится замечательный шанс стать лидером рынка.

Вторая причина господства США на рынке – это наличие у них цистерн для транспортировки гелия. Это очень выгодно, ведь в сжиженном состоянии объем гелия уменьшается в 6 раз. К счастью, теперь у нас появились все шансы обойти США на этом крутом повороте.

Впрочем, есть и еще один нюанс – как говорилось выше, в России гелий добывается только в Оренбурге. Крупнейшие же запасы этого газа находятся в Восточной Сибири. Здесь расположены месторождения с высоким содержанием гелия: Чаяндинское, Ковыктинское, Собинское, Чиканское и др. с совокупными запасами около 20 млрд. куб. м. Их разработка позволит в 2020 году увеличить долю России в производстве гелия с 3% до 50%.

Для этих целей в находке строится станция для жидкого гелия. Теперь, когда Россия получила возможность наладить производство собственных цистерн, цепочка должна замкнуться. Разработка сибирских месторождений стала привлекательной, доставка гелия до Находки выгодной, а дальше дело за азиатскими покупателями, которые давно ждут наш продукт.

Кстати, несмотря на малый объем производство, оренбургский гелий активно закупается и Европой и Азией. В частности, в знаменитом адронном коллайдере (опечатка исправлена)50% нашего оренбургского гелия.

Таким образом, мы получили все шансы вырваться вперед на перспективном рынке гелия. Осталось дело за малым – довести до ума разработку месторождений и грамотно войти в рынок, чтобы не обрушить его ненароком.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Бедная Олечка

А-а-а, баянчик!!! Я уже писала об этом.

Аватар пользователя Читаювсё

а где ?, а то я поиском не нашел.. и в вашем блоге - нету.. в коментах что-ли ?

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(5 лет 11 месяцев)(10:08:21 / 10-07-2012)

в принципе, "Баян" не такое уж и плохое дело - в нарастающем потоке публикаций часто важные/интересные статьи теряются.

Всему нужна мера, конечно.

Аватар пользователя Читаювсё

       на новостном портале  в нарастающем потоке публикаций часто важные/интересные статьи теряются - это неизбежно..

Аватар пользователя brotherflame
brotherflame(5 лет 8 месяцев)(11:16:45 / 10-07-2012)

Подтверждаю. Уже читал это.

Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 11 месяцев)(11:22:10 / 10-07-2012)

Главное, что не подряд, а с лагом в месячишко-другой. )

Аватар пользователя brotherflame
brotherflame(5 лет 8 месяцев)(11:24:38 / 10-07-2012)

Правильно. Повторенье -- мать ученья.

Аватар пользователя Читаювсё

может и ссылку найдете ?

Аватар пользователя brotherflame
brotherflame(5 лет 8 месяцев)(11:36:03 / 10-07-2012)

Мы же не обвиняем :), так троллим понемножку.

Просто по непонятным причинам, автор либо удалил статью, либо она исчезла каким-то другим способом.

Так что публикация вполне актуальна.

Аватар пользователя Читаювсё

     понимаю, чего уж там ))))

Аватар пользователя Бедная Олечка

"Приятное воскресное чтение." Да ладно, мне лично не жалко.

Аватар пользователя Читаювсё

о блин, название изменили и ...

Аватар пользователя auriga
auriga(5 лет 7 месяцев)(10:11:53 / 10-07-2012)

 Статья позитивная.

 Удивили некоторые моменты, например

 ведь в сжиженном состоянии объем гелия уменьшается в 6 раз

И

В частности, в знаменитом андронном колайдере 50% нашего оренбургского гелия.

Это вот вообще вырвиглаз. Статья написана закоренелым гуманитарием.

Аватар пользователя Читаювсё

думаю, про коллайдер - имеется в виду, что есть несколько поставщиков гелия для его(коллайдера) охлаждения и по объёмам закупки - 50% российский.

Аватар пользователя auriga
auriga(5 лет 7 месяцев)(10:22:55 / 10-07-2012)

 А я имею ввиду, что Андрон это такое старинное русское имя (или не русское), а коллайдер Адронный.

 Такое написание встречал много где, поначалу относился спокойно, но чем дальше тем больше бесит. Люди пишут о коллайдере статьи не удосожившись хотябы погуглить (илипояндексить), что такое адрон.

Аватар пользователя Читаювсё

               спасибо, опечатки исправил ! (ИЧСХ, коллайдер я сначала правильно написал, потом в статье посмотрел и поправил...)

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(11:53:40 / 10-07-2012)

Речь идёт о массе гелия на единицу объёма (1м3).

Жидкий гелий имеет плотность 129 кг/м3.

Газообразный гелий сжимают до 150 атмосфер в балонах, поэтому, учитывая, что его плотность при н.у. составляет 0,178 кг/м3, получаем его плотность при 150 бар: 0,178*150=26,7 кг/м3.

129:26,7 = 4,83 раза.

Но - не надо возиться с баллонами при 150 атм - а они тяжёлые и опасные. Их лучше по просёлочным дорогам не возить...

Аватар пользователя Нумминорих Кута

На дороге только осторожными надо быть. А то если какое-то безмозглое чучело на родительской "тачиле" вмажется на скорости низколетящих самолетов в цистерну, как в нашумевшем ютубовском ролике с бензовозом, то там не только "костей не соберешь" будет...

Аватар пользователя Vneroznikov

Ну, померзнет все где гелий вытечет. Вокруг померзнет кое-что. И все. Причем тут ролик с бензовозом. Гелий - газ нейтральный.

Аватар пользователя brotherflame
brotherflame(5 лет 8 месяцев)(11:36:57 / 10-07-2012)

Че за ролик с бензовозом?

Аватар пользователя Нумминорих Кута

Ролик, снятый на телефон с другой машины, друзьями погибших идиотов, такими же идиотами. Компания вчерашних школяров, на двух машинах, вздумала порезвиться на довольно загруженной трассе, за 200 км в час, наперегонки среди машин. Ну одна из этих двух машин и "выиграла", вписавшись в бензовоз: все выгорело, погибли все школяры из первой машины и водитель бензовоза. А те, кто снимал, во второй машине, расхренячились на том же самом месте год спустя. Так вот если бы это был сжиженный газ, померзло бы нафиг всё вокруг.

Аватар пользователя brotherflame
brotherflame(5 лет 8 месяцев)(16:24:51 / 10-07-2012)

Если это было на Ленинградке, то я видел столб дыма. Внушительно.

Сжиженный газ -- не страшно. Он не взрывается и не обладает поражающим свойством на расстоянии. Выкипит и все.

Аватар пользователя korsunenko
korsunenko(6 лет 5 дней)(11:49:07 / 10-07-2012)

Вспоминаю свой небольшой опыт работы в НИИЭФА ... Там, на ускорителе, насосы вакуумные охлаждались этим делом. Лично заправлял из расходных термосов, кеды друзьям замораживал и цистерну, не помню на сколько литров, скорее несколько десятков кубов, но таскал на каре. Неужто американская была. Че за бред? Ваще охерели в «прорывах» потешных? 

Аватар пользователя Читаювсё

"несколько десятков кубов " - несколько десятков кубометров ? на каре ?

это был сжиженый/жидкий гелий ? или сжатый ?

Аватар пользователя korsunenko

Я его из каплевидного пузыря выливал в рубашку насоса, какой он был? И кеды заливал, и молоточком их разбивал на маелкие кусочки, чтобы человеку приятно стало от вида кучки обуви. Юмор такой там существовал.

Короче нате, изучайте. Открыватели, блин. Внешний вид, кстати, у цистерны был гораздо солиднее,  фирменнее что ли... чем у этого самопального кустарного изделия.

«В 1959 г. была изготовлена первая автоцистерна, вмещающая 20 м3 жидкого гелия . Успешная эксплуатация этой цистерны позволила в течение 1966—1968 гг. организовать в больших масштабах перевозку жидкого гелия на далекие расстояния. С этой целью создан парк однотипных автоцистерн на полуприцепах и система распределительных станций, на которых осуществляется распределение жидкого и газообразного гелия между потребителями. ... » http://www.booksshare.net/index.php?id1=4&category=chem&author=fastovskiy-vg&book=1972&page=74 

Аватар пользователя Читаювсё

  прочту, спс, сейчас убегаю по делам..

Аватар пользователя DarkUser
DarkUser(5 лет 11 месяцев)(12:02:44 / 10-07-2012)

Может всё же азот?

Аватар пользователя korsunenko

Точно. Мож и азот... Вот же ж память. Один хрен ссылку дал на гелий. Было всё.

Аватар пользователя B-Ura
B-Ura(5 лет 9 месяцев)(12:40:03 / 10-07-2012)

Жидким азотом или гелием?

Вообще это две большие разницы. 

ПС. Как убить коммент? 

Аватар пользователя korsunenko

Фиг с ним. В 68 году уже был создан парк автоцистерн для транспортировки гелия на дальние расстояния. В чем технологический прорыв в данной бочке? Или как всегда — пляшем от скинутой вниз базы, и потом истерично кричим об инновационных ускорениях?

Аватар пользователя polyakov
polyakov(5 лет 5 месяцев)(13:50:33 / 10-07-2012)
Зачет, Корсуненко, опять хорошо насрано. Комрады давеча интересовались, что ты лично сделал для страны. Ответь товаришам: мол, сру обильно и зачетно. В рабочее время, замечу...
Аватар пользователя korsunenko

http://www.booksshare.net/index.php?id1=4&category=chem&author=fastovskiy-vg&book=1972&page=74%C2%A0   — насрано? Подпишитесь?

Аватар пользователя Нумминорих Кута

С другой то стороны - хоть что то начинает оживать, хотя вы правы - похоже на курицу носящуюся с единственным яйцом. Эти, которые у власти сейчас, с такой системой общественно-экономических отношений даже слабой тени СССР не достигнут. 

Аватар пользователя Nicolaich
Nicolaich(5 лет 9 месяцев)(15:20:03 / 10-07-2012)

Не далее как позавчера, после его наброса о причинах затопления Крымска, предложил корсуненко застрелиться, если он офицер, или самозабаниться, если гражданский. Видимо первое ему недоступно по причине отсутствия чести, второе по причине отсутствия совести.
Корсуненко ты - сука.

Аватар пользователя advisor
advisor(5 лет 11 месяцев)(16:56:11 / 10-07-2012)

А ты - дурак )))

убейсебяапстену.

Аватар пользователя korsunenko

Повторяю наброс, болобол: 

«Напомним, причиной наводнения официальные лица называют ливневые дожди, а также плохую пропускную способность систем канализации. От версии, что причиной катастрофического потопа могли стать сбросы воды с Неберджаевского водохранилища, следствие отказалось сразу же, когда было установлено, что сбросы были штатными, немассовыми и переливов дамбы зафиксировано не было.» 

http://vz.ru/news/2012/7/10/587771.html

«МОСКВА, 10 июля. /ИТАР-ТАСС/. Одной из причин тяжести последствий наводнения в Краснодарском крае явилась застройка паводкоопасных территорий. Такие данные Росприроднадзора были приведены на рабочем совещании по вопросам сложившейся чрезвычайной ситуации в Краснодарском крае, которое провел министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. ... Министр подчеркнул необходимость скорейшего восстановления Росгидрометом гидрологических постов на реке Адерба в городе Крымск и поселке Светлый, на реке Адегой в станице Шапсугская. Восстановление будет проведено за счет средств, предусмотренных в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах". Также Донской отметил важность обеспечения нормального функционирования метеостанций городов Новороссийск и Крымск.»

 http://www.itar-tass.com/c387/469333.html

Как сообщает «Интерфакс», в понедельник в ходе селектора вице-премьер Дмитрий Рогозин несколько раз пытался выяснить, каким способом население оповещалось о приближающейся стихии. Однако вразумительного ответа так и не получил. Глава администрации города Крымска Василий Крутько рассказал, что людям посылались SMS, а сотрудники МЧС совершали подворовый обход. Также в учреждения были отправлены факсы.

http://vz.ru/economy/2012/7/9/587696.html 

Я работал когда вы мирно пукали под одеяло. Ночная смена называется. В офисах её не бывает, поэтому я вас информирую об этом пережитке прошлого, который правда, в своё время, страну кормил. Я и в трамвае ездил — не сесть было в 23 часа ночи. А сейчас домой по пустой дороге винчу...

Планктон потребления еще дремлет перед трудовыми подвигами — слюни на ночнушку пускает. И слава Богу. С содроганием думаю о том, если вдруг они работать начнут нормально. Все эти ваши автомобилизированные чокнутые боевые подруги — в моё время с вытаращенными наглыми фарами параллельно попрут, да еще вместе с вами — футбольными фанатами...

Так что — уж лучше спите. Мне так спокойнее. 


 

 

Аватар пользователя advisor
advisor(5 лет 11 месяцев)(22:15:12 / 10-07-2012)

Меня терзают смутные сомнения.....как-то больно "удачно" ливень прошел, в аккурат на дату ратификации вступления в ВТО. Праздник общей беды затмил всеобщее ликование от очередного предательства (надеюсь во благо?). Как-то все скучно прошло, обыденно до пошлости, а ведь нам теперь будет лучше, будет веселей.....ну как хохлам по крайней мере.

ЗЫ. Что за жизнь пошла - то башни падают, то дома взрывают, а теперь и ливни...сначала Нью-Орлеан затопило, потом цунами в ЮВА, теперь Крымск. 

Что это, невидимая рука рынка? 

Старый я стал...мнительный.

Аватар пользователя korsunenko

Считаю ливень с вто чистым совпадением, может и удачным для кого-то. А лепет про плюсы от вступления в вто меня уже откровенно раздражает. В чера слышал одного мудака из думы (искать лень — задолбало). Не верить мне излагаемому им факту резона нет. Так откровенно врать даже депутат не стал бы. Второй думапень-провтовец — против слова не сказал, т.е. согласился непротивлением заявлению. Так вот ему принесли «официальный» перевод договора в кабинет для изучения, где на первой странице черным по белому откровенно написано: «перевод не аутентичен». Он сто раз это повторил, но двух его собеседников удивительное сообщение почему-то не пробрало. Им пох оказывается за что голосовать. Владимир Владимирович сказал, что вто нам выгодна — значит выгодна. Это чо, нормально? Да один факт затемнения условий уже наводит на размышления хреновые... Вот, ты же знаешь, для меня лично слово предателя национальных интересов совсем не истина в последней инстанции, скорее наоборот, а для них — достаточное условие для вступления в говно с закрытыми глазами. Кто прав? Почему бы просто бесстрастно не изучить документ и однозначно решить — нужен или не нужен, вреден или полезен. Нет. Не изучишь — предоставлен вольный перевод пупкина, который легко может не совпасть с английским подлинником. Я уже просто фигею с такой геополитики. Фигею и всё.

Аватар пользователя advisor
advisor(5 лет 11 месяцев)(18:13:53 / 11-07-2012)

Ну да, к старости все больше понимаешь, что совпадений в жЫзни бывает гораздо чаще, чем преднамеренностей. И это спасает от маразма.

Аватар пользователя tokomak
tokomak(6 лет 5 дней)(11:40:29 / 12-07-2012)

А Одессу затопило, а Японию ???

Просто климат меняется, и глобально...

Аватар пользователя advisor
advisor(5 лет 11 месяцев)(14:05:15 / 12-07-2012)

ну-да, ну-да, конечно же, во всем виноват климат 

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...