Как исторически менялась относительно США (и белых США) рождаемость в России

Аватар пользователя Счетовод

   Продолжаем  смотреть на  уровень рождаемости  (суммарный коэффициент рождаемости).  в  России (РСФСР и РФ)  не  в  митинговом вакууме,  а относительно  реального окружающего мира.   В прошлый раз сравнили со среднемировым показателем.  Выяснив,  что наибольшее отставание  от мира  по рождаемости  за последние 60 лет  было  в  1960-ых.  Средняя советская  женщина в РСФСР рожала  на 2,5,  а в некоторые годы  почти на 3 ребенка меньше среднемирового показателя тех лет.  Наименьшее отставание - во вторую половину путинской эпохи.  Начиная  с 2009  рождаемость в РФ отстает от среднемировой менее чем на 1 ребенка на женщину.   Отчасти  это может быть объяснено тем,  что  бОльшая часть человечества  совершает "демографический переход"  позднее  чем общества  развитых стран (вкл. россиян).  Поэтому  для  большей  объективности  давайте сегодня сравним уже совсем сравнимое.   

  Сначала  сравнение  со всеми  американками.  Независимо от расы.  Данные  с 1960 года.  На графике -  СКР в   РСФСР/РФ   за вычетом  СКР  в  США.   "Единица измерения" -  ребенок. 

   Рождаемость в  РСФСР/РФ   относительно рождаемости в США (1960-2020)

Крестиком на графике отмечен  1990 год.  

  Конкретные цифры в  табличной форме:

 Худшее  для  России   (РСФСР)   положение относительно рождаемости  в   США  -  в 1960-ых.   Рождаемость в США была  выше. Разница достигала  "целого" ребенка.  При том,  что сравниваем уже вполне сравнимые общества,  на схожих этапах "цивилизационного развития".   Позднее картина  для нас заметно улучшилась: в  1970-ые и 1980-ые (включая  первые годы Горбачёва) - рождаемость советских женщин РСФСР  превышала американскую. 

  В  последние  годы  СССР  пошёл обвал,  продолжившийся в ельцинские годы.  Затем  улучшение  путинских лет.    В  2020   отставание  в РФ  по  рождаемости составило лишь "0,13  ребенка".    И это при том, что  американское общество сейчас гораздо более "цветное" нежели российское.  Доля всех  неиспаноязычных белых  там  меньше, чем в РФ доля  только русских.  И тем не менее,  отставание  лишь  в довольно символические "четырнадцать сотых ребенка".   То есть  ситуация исправилась и вышла на уровень  лучше (относительно  США)  чем было в момент передачи советского наследства в  1990-1991 годах. 

  Уже  предвкушаю,  как  люди  годами  тыкавшие в глаза  просто  абсолютной динамикой СКР в России без  малейшего соотнесения с  окружающим миром (то есть выхваченной из контекста  узкой картиной)  возмутятся  тем,  что  кто-то посмел  впервые  показать  более широкую картину возвращённую  в  контекст.  

  Они сродни  возмущённым троллям,  которые  1000 раз  тыкали  в лица россиянам  высоким номиналом  западных зарплат,   но  стали негодовать как только кто-то посмел впервые  соотнести их с ценами.  

   Ну а  теперь эксклюзивчик.   Из  официальных  докладов по демографии США за  отдельные годы  восстановил историческую динамику  СКР  конкретно по белым американкам (non-hispanic  white) с  1990 года включительно.   Более сопоставимой  и напрашивающейся под  сравнение  совокупности и придумать трудно.   Рождаемость  внутри расового  ядра (порядка 200 млн человек) прямого  геополитического  соперника.  После  его  победы в  "холодной войне".   

 Очень жаль,  что  вынужден закончить график  2019-м годом.  Так  как  по США известен СКР  в целом (1,64),  но по расам ещё не опубликован. СКР в целом в США заметно снизился в 2020-м.  Есть все основания полагать,  что и по  белым в том числе.    Напоминаю,  что  в  2020-м  СКР в России  не шелохнулся (до этого было несколько лет снижения).  Так что  после  снижения  2017-2019  годов  Россия  почти со 100%-ной вероятностью возобновила свой рост относительно белых  США.   Но пока не могу указать на сколько конкретно.   Так что  график  заканчивается  некрасиво-  снижением.  

  Рождаемость в  РСФСР/РФ   относительно рождаемости белых  в  США  (1990-2019)

 

  Крестиком на графике отмечен 1999 год -  год передачи  ельцинского наследства.  

Рухнувшая  (относительно  белых  США)   после  1990  года  рождаемость россиян  восстанавливала соотношение бОльшую часть путинской эпохи.  В  середине 2010-ых  полностью восстановив  его.  Далее 3 года  ухудшения.  2020 год - возвращение к положительной динамике.  

Табличная форма:

  Годы наибольшего отставания рождаемости в  России (относительно  прямого  геополитического соперника) -   годы   пламенного социализма  и  пламенного капитализма.

  Лучшие  годы  для рождаемости в  России (относительно  прямого  геополитического соперника)-  годы  брежневского   и   путинского  "застоев".  

  Наверное,   просто так совпало... "Одновременно" -  ещё не обязательно значит  "из-за".    Но  цифры  интересные.  Есть о чём подумать.  

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Комментарии

Аватар пользователя Иван Петровский

касательно 60х

число абортов в СССР росло вплоть до середины 1960-х годов, когда достигло максимальной в истории страны отметки в 5,6 миллиона в год в РСФСР и 7 миллионов во всём Советском Союзе. В 1970-х и 1980-х годах число абортов составляло соответственно около 4,5 и 6—6,5 миллионов в год. 

Как раз в середине 60х CCCР решил проблему массового голода экспортом углеводородов и импортом пшеницы

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

Как раз в середине 60х CCCР решил проблему массового голода

ну  уж с формулировкой вы перегнули....  

Аватар пользователя Тех Алекс
Тех Алекс(8 лет 9 месяцев)

В каком году в Англии иалоны на еду отменили? В 57?

Аватар пользователя Иван Петровский

талоны в худшем случае недоедание (и то не обязательно), а не массовый голод.

Аватар пользователя Тех Алекс
Тех Алекс(8 лет 9 месяцев)

Доя тупых талоны на еду, а не на дифицит. В Англии, со всеми их Лондонами.

Аватар пользователя Иван Петровский

тупые видят противоречие там где его нет

Аватар пользователя Тех Алекс
Тех Алекс(8 лет 9 месяцев)

Типа наша тирания, самая тираноческая, а недостатки самые недостатковые!

Аватар пользователя Иван Петровский

массовый голод был в 1946-1947, в начале 60х были перебои с продовольствием, причем уже собирали урожаи с освоенной целины.

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

насчет перебоев и  более скудной структуры питания (меньше  доля мясных продуктов и фруктов)    чем на  западе-  согласен.    "Голод"  для  1950-ых  и   начала  1960-ых  -  слишком сильная  формулировка.  

Аватар пользователя Иван Петровский

так дело в том, что сознание народа несколькими благополучными годами не переделаешь. Насколько бережно относились к хлебу и к еде старики в позднем СССР в то время как часть селян кормили им скотину, а дети могли им в футбол играть

Я к тому, что травма от голода и страх не прокормить ребенка может жить долго

Аватар пользователя alex77
alex77(2 года 9 месяцев)

Я к тому, что травма от голода и страх не прокормить ребенка может жить долго

А сейчас какие травмы у женского пола? smile10.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен (розжиг) ***
Аватар пользователя Иван Петровский

гедонизм

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

да)

Аватар пользователя alex77
alex77(2 года 9 месяцев)

А может их нагайкой гонять надо? smile3.gif

З.Ы. Мужики нынче не те пошли! smile16.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен (розжиг) ***
Аватар пользователя Roszev3
Roszev3(2 года 9 месяцев)

 Я не тоскую по мясным блюдам, хотя мне не хватает запаха бекона, но я никогда до него не дотронусь, потому что знаю, как он делается.
 Когда я смотрю на бекон, я вижу поросёнка, маленького друга, и поэтому я не могу его есть.
 Пол Маккартни

Комментарий администрации:  
*** отключен (бот) ***
Аватар пользователя Айка
Айка(3 года 6 месяцев)

Многим культурным деятелям надо законодательно запретить высказываете своих мыслей. Ибо получается фигня. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (дешевые манипуляции и демагогия) ***
Аватар пользователя Hanych
Hanych(10 лет 2 недели)

Вы ошибаетесь. В середине шестидесятых практически весь экспорт нефти шел в страны СЭВ. Нефтяная игла - это начало семидесятых. 

Аватар пользователя Иван Петровский

возможно, не закупки, а освоение целины, но с середины 60х с продовольствием в СССР стало несравнимо лучше

Аватар пользователя Pro.meteus
Pro.meteus(2 года 8 месяцев)

Судя по экстраполяции, СКР белых в США в 2020г - 1.5-1.51. Ровно как у нас

Аватар пользователя Tinkle Bell
Tinkle Bell(7 лет 2 месяца)

А сколько взрослых половозрелых мужчин было в стране с 1940 года? Слабо выяснить? Относительно той же пропорции в США. Так-то в 60х годах даже заново родившимся после войны было по 5 лет...

 

Аватар пользователя Иван Петровский

Вы хотите сказать, что советские женщины боялись рожать потому что не могли прокормить детей в одиночку?

Аватар пользователя irodriges
irodriges(4 года 3 дня)

Вроде в последнем сенсусе по США в Калифорнии белые non-hispanic впервые в истории уступили по численности hispanics, по Техасу еще нет, но разница уже менее 1%.

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

не стОит мешать две разные темы -  рождаемость  (тех  белых и небелых  кто уже  живёт в США)  и   увеличение доли небелых за счёт  притока  мигрантов.   Второе  можно   закрыть краником  в считанные недели.   Будь на то воля.   

Аватар пользователя genby
genby(8 лет 4 месяца)

Очень жаль,  что  вынужден закончить график  2019-м годом.  Так  как  по США известен СКР  в целом (1,64),  но по расам ещё не опубликован.

Можно смело снижать показатель 2019 года на 3,8% для 2020. Будет 1,55

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

Будет 1,55

где-то в этом районе,  да,   но  я  не  могу ставить  прогноз  (даже предельно вероятный)  рядом  с   утвержденными офиц  цифрами  

дело принципа)

Аватар пользователя genby
genby(8 лет 4 месяца)

Пока только предварительные данные за 2020 у СДС  https://www.cdc.gov/nchs/data/vsrr/vsrr012-508.pdf

Типа только обработано 99.87% рождений

Аватар пользователя DMatrix
DMatrix(8 лет 2 месяца)

Вот было бы здорово с Китаем сравнить. Интересно, они публикуют этот показатель?

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

Ну  есть,  да,    в  базе данных  Всемирного банка.  Вряд  ли сами выдумали- у  Китайстата взяли наверно.   Но  там сравнение будет неинтересное-  у них там  колоссальная рождаемость в 1960-ых (то есть отставание СССР ещё сильнее)  но потом выход на плато и ничего интересного.  А вот в 2020  якобы (но сообщения от офиц китайских лиц)   рухнули до 1,3 -  такой треш в  России был только в ельцинские годы.  В  США- никогда.   

Аватар пользователя Николаев Александр

1.24. У парти альтернативная математика))

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

ну  я  сами статьи  делаю ТОЛЬКО  по  утвержденному официозу  с  сайтов  госстатов  или  официальных агрегаторов (ВБ   МВФ  ООН ....) которые опять-таки берут  у  госстатов.        Поэтому по Китаю делать не буду.    Раз не уверен в источниках  

Аватар пользователя alex77
alex77(2 года 9 месяцев)

А вот в 2020  якобы (но сообщения от офиц китайских лиц)   рухнули до 1,3 -  такой треш в  России был только в ельцинские годы.  В  США- никогда.

Думаю по этому в срочном порядке отменили штраф за 3-го ребенка! smile10.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен (розжиг) ***
Аватар пользователя chukcha_v_chume
chukcha_v_chume(12 лет 2 месяца)

Это логичное следствие половой диспропорции. Фертильных женщин все меньше и меньше. И с годом ситуация усугубляется, так как китайские семьи по прежнему предпочитают мальчиков. Траффикинг женщин из юв Азии там давно идет полным ходом. Хотя вот в ю. Корее вообще кожффициент приближантся к 1. Вымрут думаю корейцы через 50 лет. 

Аватар пользователя Escander
Escander(5 лет 4 месяца)

Да-да-да и обучение в гос.школах сделали бесплатным (оно до сих пор было не бесплатным и для среднего китайца не так и мало стоило), но не хотят больше 1 ребенка рожать....

Аватар пользователя Иван Петровский

Самый большой демографический косяк в США это рост смертности белых в течение последних 20 лет. Подобное наблюдалось только в СССР в 1964-1984

Аватар пользователя АВК
АВК(11 лет 5 месяцев)

Как всегда,исключительно информативно и по делу.Спасибо,уважаемый Счетовод!На мой взгляд, мало кто в России сделал столько для разрушения мутного морока либерастическо-заноротнических мифов, сколько Вы.И соответственно столько,сколько Вы сделали для понимания гражданами России того места в мире,где они реально  находятся по экономическим,демографическим и иным показателям в сравнении с другими странами.Я уже не раз говорил и повторю ещё раз,у Вас несомненный и редкий дар из круговерти мало кому интересных и при этом имеющихся в открытых в источниках цифр делать выводы(иногда крайне неожиданные!) о реалиях существующих в мире.Реалиях,которые заболтаны,оболганы и сознательно искажены пропагандонами всех цветов и радуг.Прошу Вас,как говорится,и" впредь не покладать пера".И ещё раз-пора издавать книжку из Ваших статей для прозрения ослепляемых.

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

спасибо.   Эти цифры  мне и  самому  были любопытны.  

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 5 месяцев)

Интересное сравнение, спасиб.

Причём их 90е ещё впереди, сейчас пока лишь жалкое начало. 

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

да,  цифры (точнее  динамика их соотношения)   любопытные.     не зря говорят:  всё познается в  сравнении.  

Аватар пользователя Dimitriys
Dimitriys(5 лет 4 месяца)

По многим моментам у них еще начало 80-тых. Еще не начался дефицит товаров. 

Но процессы сейчас идут быстрее.

Комментарий администрации:  
*** отключен (хохлопропаганда) ***
Аватар пользователя Демон
Демон(10 лет 1 месяц)

Сравнение некорректное. Сравнивается абсолютная разница убывающих положительных величин. Эта разница гарантированно будет убывать.

 

Корректно сравнивать отношение, выбрав одну из величин за эталон.

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

Сравнение некорректное. Сравнивается абсолютная разница убывающих положительных величин. Эта разница гарантированно будет убывать.

чушь какая-то.       кол по  математике был?   или сформулировать не можете внятно?

 

И да -  половина путинской эпохи  СКР в России не только  относительно, но даже и абсолютно рос.   

Аватар пользователя Демон
Демон(10 лет 1 месяц)

Попробую объяснить на цифрах из вашей прошлой заметки. В начале периода только разница величин была 2.5. На рассматриваемом периоде обе величины убывали (пусть и с локальными интервалами незначительного роста). В конце интервала только максимальная величина оказалась равна 2.5. При этом вторая не опустилась до 0. Т.е какое бы положительное число мы не пытались вычесть из 2.5 СКР мира результат будет меньше чем в начале интервала. Просто чтобы повторить результат 60х годов в России полностью должны перестать рождаться дети. А если СКР мира ещё упадёт, то для повторения результата потребуется сделать СКР России отрицательным, что невозможно.

Правильнее взять мир за 100% и считать показатель России относительно этой величины и наблюдать рост в России от 50% до 60%.

Аватар пользователя Демон
Демон(10 лет 1 месяц)

И да, относительный рост был значительным именно в путинскую эпоху, с 44% до 60%.

Аватар пользователя Глафира
Глафира(7 лет 5 месяцев)

Высказывала то же соображение в предыдущей публикации. Ответ  автора был столь же информативным и выдержаным.

Аватар пользователя Демон
Демон(10 лет 1 месяц)

Бывает. Сначала он с пеной у рта разоблачает ошибки других, а потом делает те-же ошибки сам.

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

Утверждение  Демона: 

Сравнение некорректное. Сравнивается абсолютная разница убывающих положительных величин. Эта разница гарантированно будет убывать.

Математика просто не читает Демона и  смеет  иметь  примеры обратного:

третья строка-  разница.   Убывающие положительные величины.  А разница растёт.   Хм....

 

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

Утверждение  Демона (и поддакивающей ему Глафиры): 

Сравнение некорректное. Сравнивается абсолютная разница убывающих положительных величин. Эта разница гарантированно будет убывать.

Математика просто не читает Демона (и Глафиру)   и  смеет  иметь  примеры обратного:

третья строка-  разница.   Убывающие положительные величины.  А разница растёт.   Хм....

 

Аватар пользователя Демон
Демон(10 лет 1 месяц)

Допустим, в руководство нашей страны пробрались жуткие злыдни. Каким они должны сделать СКР, чтобы отставание от мира стало таким-же, как в 60е?

Аватар пользователя Podvoh
Podvoh(8 лет 8 месяцев)

А что конкретно интересно, могли бы уточнить?

Если посмотреть список стран мировых лидеров по коэффициенту рождаемости, так его уверенно возглавляют Сомали, Нигер, Гаити и прочие. Вот с ними сравнивать и делать далекоидущие выводы несколько посложнее.

Я сам многодетный отец, и жалею что поздно вышел из колеи "западных" ценностей атомизации иначе еще бы детей воспитал.

Но вывод то по поводу этих околонулевых флуктуаций скр Россия-США на фоне отрыва с Сомали какой, нам есть куда стремиться или что?

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 7 месяцев)

Но вывод то по поводу этих околонулевых флуктуаций скр Россия-​США

СКР России в 2020-м -   1,5

СКР  США в 2020-м -    1,64

СКР  Китая  в 2020-м  -    1,3

Podvoh:    рождаемость  "около нуля"-    у  России и США

 

PS  и да,  у стран Африки не только самый высокий СКР,    но и ...САМОЕ БЫСТРОЕ ЕГО СНИЖЕНИЕ

Страницы