Создание шифровальной службы СССР

Аватар пользователя igobel

История шифрования насчитывает около 4000 лет, и на протяжении всего этого периода вопросами криптология занимались видные исторические личности и выдающиеся ученные. Среди них: Архимед, Г.Ю. Цезарь, Р. Бэкон, Д. Кордано,  Л. Альберти, М. Виженер, Ф. Бэкон, Т. Джефферсон и многие другие. В принципе письменность тоже можно считать шифром.

Первое упоминание использования шифров в дипломатической переписке Московского государства относится к 1590 году

«Гонец Андрей Иванов в 1590 году писал из Литвы к царю вязью, литорею и новою азбукою, взятою у Посла Австрийского, Николая Варкоча».

К середине 18 века в России была создана сеть общей шифрованной связи.  Общий шифр получил название «генеральная цифирь»

Поражение в крымской войне послужило толчком к продолжавшейся около 30 лет «войне бомбистов» Революционеры в своей деятельности широко использовали различные шифры, стенографию, тайнопись. Это в свою очередь привело к созданию (усилению) специальных служб в системе политического сыска (Департамент полиции, Отдельный Корпус Жандармов). В период 1864- 1880 гг.  в результате деятельности созданных подразделений было арестовано более тысячи «бомбистов», изъято 8 тыс. запрещенных книг, 100 комплектов типографских принадлежностей, 3 тонны взрывчатки, 7 тыс. пистолетов и револьверов.

26 мая (7 июня) 1878 г. военный министр Д.А. Милютин ввел в военном министерстве собственный ключ для шифрования секретной переписки и утвердил «Правила ведения шифрованной переписки в военном ведомстве».

Деятельность российской криптографической службы перед первой мировой войной и в ее ходе скорее можно расценить как неудовлетворительную, хотя и имелись отдельные успехи.

Так Э. К. Феттерлейн (1873-1944) дешифровал английский дипломатический шифр, им же были вскрыт немецкий ключ и алгоритм его смены.

Перехват шифровок осуществлялся на одном из первых в мире радиопеленгаторов носившим название «Жандарм» и расположенном в устье Финского залива.

Он же разработал для Николая и Александры Федоровны специальный личный шифр. Существует довольно расхожее мнение что им был искажен смысл последних трех телеграмм, посланных Александрой Федоровной Николаю, в результате чего он отрекся от престола.

 Была проведена удачная операция по сокрытию факта компрометации немецких морских кодов, захваченных нашими моряками на крейсере «Магдебург»

В то же время, провал наступления в Восточной Пруссии и разгром армии Самсонова во многом лежит на совести шифровальной службы. Армия Раненкампфа получила новые шифры и уничтожила старые, Самсонов же новые шифры не получил.

Считается, что это первая крупная битва в мировой истории, на исход которой самым существенным образом повлияла неудовлетворительная работа шифровальной службы и игнорирование правил скрытого управления войсками (СУВ) в общем.

Генерал Гофман, автор идеи плана разгрома армии Самсонова, писал в своей книге

«Русская радиостанция передала приказ в незашифрованном виде, и мы перехватили его…. Такое легкомыслие очень облегчало нам ведение войны на Востоке, иногда лишь благодаря ему и вообще было возможно вести операции»

14 сентября ставка ВГК русской армии ввела в действие новый шифр, который уже 19 сентября был взломан дешифровальной службой Австро-Венгрии.  Этот факт оказал значительное влияние на исход «Битвы на Висле». В начале 1917 г. австрийские дешифровальшики читали более 300 русских шифровок в месяц.

После революции вместе с Российской Империей прекратила свое существование и ее криптографическая служба. Большая часть ее сотрудников примкнула к белому движению, часть к красным, часть эмигрировала.

Тот же Э. Феттерлейн эмигрировал в Англию, где возглавил русскую секцию, в созданной в 1919 г. Правительственной  школе кодирования и шифрования (в последствии штаб-квартира правительственной связи, ныне Центр правительственной связи) и с высочайшей эффективностью дешифровал советские дипломатические телеграммы.  Его работа стала основанием не только для различных дипломатических скандалов, но и принятия важнейших внешнеполитических решений.

Пришедшие к власти большевики, обладавшие огромным опытом подпольной работы, прекрасно понимали значение шифров. Однако на первом этапе вопросы удержания власти имели первостепенное значение.

Тем не менее уже в декабре 1917 г шифровальная служба была создана в НКИД.

В соответствии с приказом Реввоенсовета республики № 217 от 13.11. 1918 г. во Всероссийском Главном Штабе было создано Общее шифровальное отделение со штатом 14 человек.

С 2018 г. 13 ноября отмечался как День создания службы ЗГТ (ранее День военного шифровальщика).

Согласно п.36 «Положения о чрезвычайных комиссиях на местах» началось создание шифровальных органов в системе ВЧК.

На основе царских шифров и «опыта подпольной работы» Центральным шифровальным органом Красной Армии были разработаны первые советские шифры: «74-й Ключ Наркомвоена», «Гелиос», «75-й Ключ Наркомвоена», «Советский». Далее последовали  «Пулемет», «Агитатор», «Реввоенсовет», «Москва» «Секунда», в силу родовых недостатков, не имеющие даже минимальной стойкости.

В результате советскую шифрпереписку читали практически все желающие. Зачастую переписка между штабами и подразделениями РККА вскрывалась в течении часа с момента перехвата.

Успешно дешифровалась переписка советской делегации на переговорах в Брест-Литовске.

Весной 1919 года адмирал Колчак писал русскому посланнику в Греции:

«Единственным источником информации нам служат перехваченные большевистские радио».

После разгрома Врангеля М. В. Фрунзе, в письме В.И. Ленину,  дал оценку работе криптографической службы Советской России :

«…Из предоставленного мне бывшим начальником врангелевской радиостанции Ямченко доклада устанавливается, что решительно все наши шифры вследствие их несложности читаются нашими врагами. Вся наша радиосвязь является великолепнейшим средством ориентирования противника. Благодаря тесной связи с шифровальным отделением морфлота Врангеля Ямченко имел возможность лично читать целый ряд наших шифровок самого секретного военно-оперативного и дипломатического характера; в частности, секретнейшая переписка Наркоминдела с его представительством в Европе и в Ташкенте слово в слово известна англичанам, специально организовавшим для подслушивания наших радио целую сеть станций особого назначения. К шифрам, не поддававшимся немедленному взлому, присылались ключи из Лондона, где во главе шифровального отдела поставлен англичанами русскоподданный Феттерлейн, ведавший прежде этим делом в России. Общий вывод такой, что все наши враги, в частности Англия, были постоянно в курсе всей нашей военно-оперативной и дипломатической работы…»

Польская дешифровальная служба «Бюро шифров» была создана лейтенантом Йозефом Станслинским 8 мая 1919 г. и работала в тесном контакте со 2 (разведывательным) отделом ГШ. Уже в сентябре 1919 г. советские шифры были дешифрованы математиком Стефаном Мазуркевичем.  За период советско-польской войны поляки прочитали более 2000 советских шифртелеграмм. Только в августе 1920 г. было дешифровано 410 телеграмм, подписанных Троцким, Каменевым, Тухачевским, Якиром и др.

Криптографическая служба обнаружила разрыв между частями Красной Армии (куда и был нанесен контрудар) и то, что войска 4 армии потеряли связь со штабом, и движутся в сторону Восточной Пруссии (где 50 000 человек и были интернированы до конца войны). Был организован ложный узел связи, который посылал шифртелеграммы от имени вышестоящего командования. Таким образом 1 Конная Армия была перенаправлена на Львов, начато отступление на Житомир.

Польские дешифровальшики внесли весьма существенный вклад в разгром советских войск под Варшавой (около 100 000 пленных) получивший впоследствии название «Чудо на Висле» и вошедший в список 18 битв, изменивших ход мировой истории.

Есть сообщения о дешифровке советских шифров басмачами в Средней Азии.

В НКИД дела обстояли ничуть не лучше. Советская переписка читалась во время переговоров в Бресте, при проведении торговых переговоров в Англии и во многих других случаях. Сам Ллойд Джордж, заинтересованный в успешном завершении переговоров, спокойно относился к ленинским указаниям Красину:

«Эта свинья Ллойд Джордж пойдет на обман без тени сомнения или стыда. Не верьте ни единому его слову и в три раза больше дурачьте его».

Однако слитая в прессу информация о финансовой помощи СССР английским коммунистам, «подрывной деятельности» в Великобритании и Индии дали возможность Керзону и Черчилю значительно усложнить ход переговоров.

В Красной Армии шифры постоянно терялись и похищались. Наблюдались многочисленные случаи предательства со стороны шифровальщиков. В 1919 г в руки противника попало 23 экземпляра шифров, а в 1920 уже 30. При отсутствии системы отбора и подготовки кадров вполне ожидаемый результат.

Белая армия так же испытывала нехватку в специалистах шифрслужба.  Прототип главного героя фильма «Адъютант его превосходительства» П.В. Макаров был шифровальщиком, что гарантировало, в виде исключения, его направление сразу в штаб, а не на фронт.

В конце гражданской войны В.И. Ленин был ознакомлен с состоянием шифровального дела в Советской России. После ряда консультаций 5 мая 1921г. постановлением Малого СНК № 672 была создана единая криптографическая служба.

В постановлении говорилось

1. Образовать при ВЧК «Специальный отдел» Примечание: Начальником Специального отдела ВЧК может быть только член Коллегии ВЧК.

2. Специальный отдел при ВЧК объединяет все шифровальные органы РСФСР, контролирует и направляет всю деятельность таковых органов.

3. Все распоряжения и циркуляры Специального отдела при ВЧК по всем вопросам шифровального и расшифровального дела являются обязательными к исполнению всеми ведомствами РСФСР.

Сегодня 5 мая профессиональный праздник шифровальщиков всех министерств и ведомств Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Начальником новой структуры, одновременно и членом Коллегии ВЧК, был назначен выступивший с докладом на заседании, Г.И. Бокий (член РСДРП с 1900 г., партийный билет №7, 12 арестов, полтора года в одиночке, побеги т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

Спецотдел ВЧК был довольно своеобразной структурой, в сфере его интересов оказалось не только шифровальное дело, но и экстрасенсы, Шамбала и другие подобные вопросы.

Несмотря на то, что это была одна из наиболее засекреченных служб в Советской России, социальный состав ее работников, вызвал бы удивление в любой советской организации. 

Там работал тот же Ямченко, занимавшийся дешифровкой переписки красных у Врангеля.  Председателем профкома был И. Зыбин, рассказывавший молодым сотрудникам, как он расшифровывал некоторые письма Ленина, и это было совсем не сложно.

Интересна биография одного из сотрудников спецотдела ВЧК В. Кривоша (Кривош-Неманич)

Занимался вопросами криптографии с 1898 года, получил орден Святого Владимира 4 степени из рук  П. Столыпина.   Позднее   главный цензор газет и журналов РИ, занимает множество «особых» и «сверхсекретных должностей» В 1915 году по подозрению в шпионаже сослан в Сибирь.

В 1917 вернулся в Петербург, встретился с Лениным и был зачислен им в состав НКИД. Вскоре был арестован, так как его прошлое дискредитирует советскую власть.  Из тюрьмы переводиться на службу в ОО ВЧК, где становится переводчиком-дешифровальшиком, а его сын секретарем по выдаче пропусков в погранзону.

В 1920 и его и сына арестовывают «за принятие мер к выезду из страны».  Кривош приговаривается к расстрелу, но снова помилован. В том же году сын Роман освобождён по амнистии. В мае 1922 В Кривош освобождается и принимается на службу в Спецотдел ВЧК, где уже работал его сын Роман.

В 1923 г. арестовывается «за несанкционированные контакты с представителями чехословацкой миссии». Получает 10 лет и ему разрешают выбрать место отбывания наказания. Естественно, он выбирает Соловки.

В лагере он занимается ботаникой, орнитологией, преподает иностранные языки. Становится председателем научной комиссии по флоре и фауне Севера России и даже основывает оркестр.

Отсидев 5 лет В. Кривош выходит на свободу и возвращается в Спецотдел (по другим данным в НКИД) где и работает до выхода на пенсию в 1936.

В 1937 был арестован его сын Роман, сотрудник Спецотдела ГУГБ НКВД. Однако был оставлен в Бутырской тюрьме, где успешно работал криптографом.

С началом войны, а 1941 г. был освобожден и вместе с отцом жил в эвакуации в Уфе продолжая свою службу в качестве специалиста-криптографа НКВД.  В Уфе В. Кривош преподавал иностранные языки, в школе особого назначения (ШОН), и умер в 1942 г.

Прямо какой-то «Микоян от шифрслужбы» ну или сталинский лозунг «Кадры решают все» в действии.

Работа Спецотдела довольно быстро стала приносить реальные результаты, были организованы шестимесячные курсы, на которых обучалось 14 человек. Изучалось наследие криптографической службы царской России. 

 Уже в 1921 г. на различных линиях связи было введено в действие 56 новых кодов.

С июня 1921г. дешифровывалась вся переписка между немецким посольством и Берлином. Переписка читалась до 1933 г. когда немцы стали использовать одноразовую гамму.

В 1921-22 годах удалось раскрыть первые турецкие военные и дипломатические шифры

В 1924 г были раскрыты два кода разведывательного отдела польского Генштаба.

В 1927 году началось чтение японской переписки, в 1930 американский. В 1920-30 годы сотрудниками ИНО были добыты более 10 английских кодов, что позволило читать часть дипломатической переписки.

Стали приниматься меры против нарушителей требований организации и безопасности шифрованной связи.

Уже в 1922 г. Спецотдел рекомендовал наказать 15 суточным заключением сотрудника Владимирского Губкома партии Шелокова из-за небрежного хранения шифрдокументов («владимирский инцидент»).

Важным тут было то, что предлагалось возложить исполнение взыскания на губернский отдел ГПУ.  Орготдел ЦК выразил полное согласие, а секретарь ЦК Сталин отметил, что в дальнейшем виновные будут привлекаться к самой строгой ответственности.

В июне 1936 г. Л. Каганович и Н. Ежов приступили к расследованию деятельности прежнего Наркома НКВД  Г. Ягоды.

Вскрылись факты несанкционированного прослушивания высокопоставленных партийных и советских руководителей, в том числе и самого Сталина

В результате чего, он пришел к выводу о необходимости создания независимой от НКВД системы шифрованной связи, которая и была создана в ЦК ВКП(б).  

Четвертый сектор Общего отдела ЦК КПСС просуществовал до конца деятельности КПСС. Руководитель 4 сектора по факту подчинялся Генеральному секретарю так как лично докладывал ему о поступивших в ЦК шифровках особой важности.  Существовало негласное правило, введенное еще Сталиным, запрещающее принимать на работу сотрудников, ранее работавших в КГБ СССР.

16 июня 1937 г. Ежов вызвал Бокия, и ссылаясь на Сталина, потребовал передать ему компрометирующие материалы на некоторых высокопоставленных партийных деятелей, которые тот собирал по поручению Ленина с 1921 г. 

Согласно «легенде» Бокий ответил, что мне Сталин, мне Ленин это поручил. Уже на следующий день он писал признательные показания.

Следует добавить, что свою обособленную систему связи и шифровальную службу имел и Коминтерн.

Именно она помогла советской разведке, оценить масштабы провала, последовавшего после захвата немцами явки на Атребатов 101 в Брюсселе и восстановить связь с уцелевшими агентами, в том числе и работавшими под немецким контролем.

В то же время, с середины 30-х  годов, шифровки Коминтерна читались англичанами

 

Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя AntonieS
AntonieS(5 лет 11 месяцев)

Благодарю за статью. %))) А можно ещё попросить ссылки на литературу?

 

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Их реально много

Наверно я как нибудь сделаю что-то расширенное в pdf и там дам

Это же только часть 

Аватар пользователя МысльВслух
МысльВслух(4 года 11 месяцев)

интересно, но это скорее галопом по Европам...

мне было бы интересна техническая сторона и этапы развития и конкуренции с западными шифровальщиками. Также интересно, насколько сильным оказалось влияние перехода большинство российских криптографов на сторону белых.

хотя, новерное, самое интересное - это противостояние советской и немецкой шифрслужб во вторую мировую, а также противостояние советской и американской шифрслужб в холодную войну (да и про сейчас интересно). Но это уже, конечно, не создание...

Аватар пользователя nm53
nm53(6 лет 4 недели)

про сейчас интересно

Ещё интересней про завтра, когда (если) квантовые компьютеры будут щёлкать современные асимметричные шифры, как орехи. Придётся возвращаться к старым добрым "страница, строчка, буква"

Аватар пользователя МысльВслух
МысльВслух(4 года 11 месяцев)

а это большой вопрос! ведь сейчас есть суперкомпьютеры, которые, конечно не такие быстрые как квантовые, но что-то я не припомню, чтобы они смогли взломать устойчивые шифры

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

что значить "устойчивые"

Аватар пользователя nm53
nm53(6 лет 4 недели)

Современные криптосистемы основаны на асимметричных алгоритмах. Взламываются только перебором. Чтобы взломать 1024-​битный ключ, нужно перебрать 2^1024 варианта. Это больше, чем атомов во Вселенной.

Аватар пользователя МысльВслух
МысльВслух(4 года 11 месяцев)

вот и интересно, какие для  этого нужны мощности? точнее, есть ли такие мощности, которые могут с этим справиться в приемлемый промежуток времени?

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Взламываются только перебором

Нет. И вообще кто это знает то?)

Это больше, чем атомов во Вселенной.

Уже неточность,  в наблюдаемой Вселенной

И о чем это говорит? Да ни о чем Это  попытка характеристики необходимого машинного времени 

Количество атомов в наблюдаемой вселенной  10 80

Теоретическое ключевое поле знаменитой простенькой 3- дисковой  Энигмы до компрометации  3х10114  у 4-дисковой еще шире.  Ладно узнали англичане константы и тп остался суточный ключ , так это все равно 1,07х10 23 а для 4 -дисковой уже в 26. Хотя чем она знаменита то? Тем, что без всяких ЭВМ телеграммы читали за 6 минут?

Криптология это всегда большие числа. И не тупой брут форс. 

Как бы сейчас айтишники написали про Энигму)?  "Это больше чем возраст Вселенной в секундах" Таки да, это правда  и чего?

 

 

 

 

Аватар пользователя nm53
nm53(6 лет 4 недели)

Уже неточность,  в наблюдаемой Вселенной

Количество атомов в наблюдаемой вселенной  10 80,

а 21024 = 1.8*10308. можно взять столько вселенных, сколько атомов в наблюдаемой Вселенной, всё равно будет больше smile31.gif

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

и как это поможет)) Так же как помогло Энигме?

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(12 лет 3 месяца)

Современные криптосистемы основаны на асимметричных алгоритмах

Соответственно, основу составляют числа, которые имеют 2 простых делителя. Соответственно, зная один из делителей, легко можно найти другой. На этом основана ассиметрия. Отправитель и получатель пользуются разными ключами для шифрования, но при этом прекрасно расшифровывают сообщения друг друга.

Поэтому:

Чтобы взломать 1024-​битный ключ, нужно перебрать 2^1024 варианта

На самом деле, гораздо меньше, но все равно, овердохрена. Так, к примеру, сейчас мой комп занимается проверкой простоты чисел Мерсенна вида (2^110817607)-1 и еще 3-х подобных. Обещает, к середине июля закончить....

Аватар пользователя Sergio128
Sergio128(5 лет 7 месяцев)

Асимметричные как раз взламываются дискретным логорифмированием или факторизацией. В марте как раз вышла статья Шнорра с серьезным продвижением. Симметричные системы - там да, в основном перебор, ну или поиск уязвимости при генерации энтропии для ключа.

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Ну так это вышла статья а кто знает что не вышло 

Существуют методы обхода задачи факторизации

О томи говорю Но ЗАС наше все)

Существует только один шифр невзламываемость которого доказана математически, или скажем метод - гаммирование

Все остальное не доказано

поиск уязвимости при генерации энтропии для ключа.

задача не тривиальная)

Хотя как понимаю -  Венона все же может быть из этой серии

Просто купить не проще?)))

 

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(12 лет 3 месяца)

Кстати, недавно у Константина Полякова в сборнике заданий для подготовки к ЕГЭ по информатике, появились задачки типа найти наименьшее число, имеющее ровно 512 делителей....

Я немного покурил в теорию чисел, и призадумался - откуда бы могли быть такие задачки? И зачем современным школьникам в той области бродить?

P.S. Соль задачки даже не в том, чтобы найти это число, а в том, что на весь экзамен дается 4 часа.... То есть, задача должна быть решена значительно быстрее....

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Да я математику не знаю

Тем не менее думаю не все так просто например есть же элипсоидные кривые и тд

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(12 лет 3 месяца)

Тем не менее думаю не все так просто например есть же элипсоидные кривые и тд

Ну, данная задача значительно проще. Если решать ее так, как решал бы школьник... Но если зайти с другой стороны, то задач минимизации канонического разложения я как-то в учебниках не видел. А от функции минимизации уже рукой подать до эллипсоид, колец и прочим прелестям теории чисел...

В данный момент занимательно другое. Я, как учитель, должен погрузить ребенка в данную теорию и рассмотреть классы задач. Отсюда возникает вопрос - зачем именно этот класс задач рассматривать столь массово? В ближайшие годы потребуются криптографы в товарном количестве? Что-то изменилось или может измениться в криптографии в ближайшие годы, что потребуется куча спецов, или хотя бы людей, отдаленно знакомых с базовыми алгоритмами?

P.S. Гы! Только что нашел свою задачку в учебнике по аналитической теории чисел.... "Специальных предварительных знаний от читателей не требуется. Для студентов старших курсов, аспирантов и научных работников"...

PP.SS. Кстати, через 150 страниц как раз эллипсоиды описываются :)

Аватар пользователя Sergio128
Sergio128(5 лет 7 месяцев)

Да, тут явно про решение перебором а не про теорию чисел. Пару вложенных циклов и все.

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(12 лет 3 месяца)

Смотрим чуть выше:

Соль задачки даже не в том, чтобы найти это число, а в том, что на весь экзамен дается 4 часа.... То есть, задача должна быть решена значительно быстрее....

Факторизация 20 000 пятизначных чисел  занимает около 114 секунд  неоптимизированным алгоритмом. А там число 17 с чем-то миллионов. 2^7*3^3*5*7*11*13. Если учесть, что 512 - это наименьшее из предложенных чисел, а есть задачки найти минимальное число, которое имеет 1600 различных делителей... То есть тупой перебор тут не работает. Или есть высокий риск не успеть за время, отведенное на экзамен.

Разумеется, что если временем пренебречь, то задача элементарная...

Аватар пользователя vlad02
vlad02(8 лет 6 месяцев)

Что ж вы так тупите то? Взрослые, ага. Наименьшее -значит комбинация НАИМЕНЬШИХ делителей, то есть 2 и 3 плюс комбинаторика, вот и всё

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(12 лет 3 месяца)

Что ж вы так тупите то? Взрослые, ага.

Абсолютно согласен! Тупите и тупите, даже когда в посте, на который вы отвечали, есть решение задачи, продолжаете ее решать неправильно...

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

В ближайшие годы потребуются криптографы в товарном количестве?

Тогда уж криптоаналитики))

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(12 лет 3 месяца)

Главное, чтобы не криптобесы :)

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Так много слов появилось с приставкой крипто От криптоалкоголиков до криптовадюты) Вот что значить отмена госмонополии на криптографическую деятельность) Рынок все отрегулирует)

Аватар пользователя nm53
nm53(6 лет 4 недели)

найти наименьшее число, имеющее ровно 512 делителей

int n; n=2; for(int i=3; i<514; i++) n=n*i;
И никакой теории чисел.

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(12 лет 3 месяца)

Ой, бяда... Математика - это не ваше. 1-е - неправильная граница цикла.

Второе - вы понятия не имеете, что такое факториал и как быстро эта функция возрастает. Соответственно, 514! - это число, которое имеет не менее 12 тысяч! десятичных знаков. А на самом деле, значительно больше. Ни о какой минимальности, в вашем случае, речи не идет!

Третье - комбинаторика это явно не ваше. В вашем случае, полученное число будет иметь 2^514 делителей, что само по себе в десятичном представлении совсем не маленькое число....

К сожалению, те, кто знают языки программирования, далеко не обязательно знают алгоритмы... Увы...

Аватар пользователя nm53
nm53(6 лет 4 недели)

это была шутка юмора. Разве на ЕГЭ могут потребовать что-то более сложное, чем  то, что я написал?

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(12 лет 3 месяца)

Сорри, что отвечаю с таким лагом - дачный сезон накрыл с головой.

В общем, жаль, что вас в гугле забанили :)

Итак, задание 25 Демо-версия ЕГЭ на ФИПИ:

Напишите программу, которая ищет среди целых чисел, принадлежащих числовому отрезку [174457; 174505], числа, имеющие ровно два различных натуральных делителя, не считая единицы и самого числа. Для каждого найденного числа запишите эти два делителя в таблицу на экране с новой строки в порядке возрастания произведения этих двух делителей. Делители в строке таблицы также должны следовать в порядке возрастания.

Или последний Статград, тоже 25 задание:

Найдите все натуральные числа, N, принадлежащие отрезку [200 000 000; 400 000 000], которые можно представить в виде N = 2m · 3n , где m – чётное число, n – нечётное число. В ответе запишите все найденные числа в порядке возрастания.

Для справки, Демо-версия ФИПИ в этом году неадекватно простая. Обычно, она, конечно же проще реального боевого ЕГЭ, но не так, чтобы намного. В этом году - просто для даунов задания. Статград - немного иная контора, не имеет отношения к разработчикам КИМ ЕГЭ, и их задания обычно немного сложнее, чем реальный ЕГЭ. Но замечу, что лишь немного... Таким образом, по уровню сложности лучше ориентироваться на Статградовские работы.

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(12 лет 3 месяца)

Кстати, последний Статград тоже что-то не впечатлил, решил за 5 минут, 4 числа находит менее, чем за секунду...

Вот предыдущий, он поинтереснее:

Найдите все натуральные числа, принадлежащие отрезку [35 000 000; 40 000 000], у которых ровно пять различных нечётных делителей (количество чётных делителей может быть любым). В ответе перечислите найденные числа в порядке возрастания.

Аватар пользователя nm53
nm53(6 лет 4 недели)

Асимметричные как раз взламываются

Да, насчёт перебора я ляпнул, не подумав, но всё равно даже 512-битный ключ считается надёжным. А вот если какой-нибудь гад научится быстро взламывать асимметричные ключи - это будет катастрофа. Все платёжные системы рухнут, соединение https потеряет смысл и вообще, наступит хаос.

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Опять же традиционный вопрос  - кем считается? Хот я и сам зачастую так пишу))))

Отсюда для чего надежным и само главное от кого надежным

От Вас или от меня наверно надежный, а от АНБ например надежный?)

Впрочем тем вообще ключи не надо

 

Аватар пользователя nm53
nm53(6 лет 4 недели)

кем считается?

авторами ГОСТ 34.10-2018

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Во первых я очень сомневаюсь чтобы в том стандарте было сказано что 512 это надежный  Ну не глупые же .  Если там и есть слово надежный то скорее всего с приставкой достаточно или еще что такое. Для чего достаточно то И область применения тоже не определена скорее всего. Ну пусть пишут и Вы можете

При чем тут вообще электронная подпись.  Хотя что Стрибог что Кузнечик. Я не математик и моего ума хватиает только на выводы (не сделать а прочитать))  И он простой асимметричные алгоритмы не надежны в принципе  Там вся надежда на объем вычислений а это и не шифр в принципе  Метода закрытия информации да но не шифр. Впрочем это мое личное мнение)

И да в нормальных банках еще лет 30 назад было 2 758 а Вы про 512 и повторюсь лет 30 назад а то и больше. 

 

 

 

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(12 лет 3 месяца)

Немного поработав с детьми на ниве теории чисел и оптимизации алгоритмов, я вплотную приблизился к тому, что 128-битный ключ скоро для меня не будет представлять серьезную проблему :) Нет, не значит, что одной левой. Но если поставить задачу - то вполне можно и крякнуть. Для взрослых ребят, занимающимся этим на профессиональной, высокооплачиваемой основе, 512 бит, думаю, по силам. Может долго, может дорого. Но реально.

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

я предполагаю что есть открытия о которых не известно Так же как было и с асимметричным шифрованием и с  RSA.  Их то скажем открыли/изобрели совсем другие люди 

Аватар пользователя МысльВслух
МысльВслух(4 года 11 месяцев)

у которых алгоритм шифрования считается устойчивым. не знаю как сейчас (поэтому и интересно), но раньше (еще лет 20 назад) устойчивым считался алгоритм, рассчетное время на взлом которого превышало 50 лет (считалось, что этого времени достаточно для утраты информацией актуальности). Естественно, с тех пор вычислительные возможности сильно выросли, но шифры вроде как все-равно остаются устойчивыми.

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

устойчивым считался алгоритм

Кем считался для начала?

превышало 50 лет

вычислительные возможности сильно выросли

Тем более

Это опять же, если грубо, из "маркетинга" 

Мы можем говорить только о гарантированной оценке стойкости. Где то попадалась цифра про СССР 60-х годов - 10 25  но это совсем не про перебор.

Если интересно то тут  Дешифровка и магия больших чисел (prizmablog.ru)

ну и  все что до и что после

 

Аватар пользователя МысльВслух
МысльВслух(4 года 11 месяцев)

Кем считался для начала?

я тут не буду утверждать... примерно в те времена (лет 20 назад) я болтался вокруг да около деятельности по шифрованию и слышал такое число. Если не ошибаюсь, 50 лет соответствует среднему сроку сохранения сведений "Совершенно секретно"

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Так есть коммерческие шифры, агентурные, государственные и даже частные

среднему сроку сохранения сведений "Совершенно секретно"

не совсем понял, что значить сохранению?  Сохранению грифа? Так возьмите ВОВ там и до сих пор многие сведения или точнее документы не рассекречены. И не только СС но и секретные

 

Аватар пользователя МысльВслух
МысльВслух(4 года 11 месяцев)

да, грифа, конечно

те сведения, что с ВОВ уже неоднократно пересмотрены (обычно это агентурные данные или сведения по какой-нибудь тактике, в Мелкобритании, например, я читал, тоже много сведений, которые сразу после войны маханули на 75 лет, а потом все-равно продлили) и их на так много по сравнению с рассекреченными

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Не соглашусь очень много засекречено  У Всех.  И потмо как Вы узнаете какие через 50 лет рассекретят а какие нет  То есть это показатель

Аватар пользователя МысльВслух
МысльВслух(4 года 11 месяцев)

может быть, но в войну секретили почти все подряд, начиная от численности части, заканчивая донесениями разведки. а также данные снабжения, личные данные военнослужащих и т.д.. в основном это была информация, секретность которой была неактуальна уже через несколько лет, особенно в свете окончания войны.

Аватар пользователя nm53
nm53(6 лет 4 недели)

Для меня квантовые компьютеры -- тёмный лес, но люди, которые в теме, говорили мне, что 1024-кубитный компьютер взломает 1024-битный ключ за одно действие. За что купил, за то продаю.

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Может и сейчас шелкают и не квантовые

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

"страница, строчка, буква"

Это очень и очень простой вариант. Точно никто не вернется)

Аватар пользователя nm53
nm53(6 лет 4 недели)

Это очень и очень простой вариант.

Если книжка известна.

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Вы для чего именно предлагаете использовать книжку?

Аватар пользователя nm53
nm53(6 лет 4 недели)

Алекс -- Юстасу. У обоих настольная книга "Краткий курс ВКП(б)" одного издания. Если Мюллер не догадается, что это ключ, то никогда не расшифрует. Компьютерная версия по-удобнее, но всё равно необходим секретный контакт для передачи ключа, т.е. книги или файла.

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Расшифрует

Книги вообще использовали для другого

Аватар пользователя igobel
igobel(8 лет 6 месяцев)

Конечно галопом  такой формат  (см. выше))

Да не было противостояния во вторую мировую особо в ВОВ  Так на тактическом уровне ну и агентурные шифры конечно, всякие  режимные мероприятия мероприятия из серии "убить шифровальщика после чего застрелиться самому" Мы захватили  больше 30 Энигм в ходе Сталинградской битвы, если правильно помню, англичане раза в 4 больше. О наших работах по ее дешифровке ничего не известно. .Не ну я имею ввиду криптоанализ конечно Японские шифры читали так их вообще наверно все кому не лень читали. 

Да нам и не особо надо было, за нас каштаны из огня таскали англичане, правда они этого не знали. Да и не было у нас таких ресурсов, все для фронта. 

А холодная война есть статья и на эту тему и про радиоэлектронную разведку МГБ ГДР например

Но тут момент это настолько скользкая тема что многое из того что было там 50-70 лет назад и сегодня низзя. Хотя в общем в инете есть. Плэтому может создаться впечатление что мы лохи,, но это не так. на самом деле. А вот в информационном поле так кажется)

 

Страницы