Невозвратные эмигранты Казахстана: минус 366 тысяч человек за 10 лет

Аватар пользователя nackb

      В Казахстане ежегодно растет число эмигрантов. За последние десять лет из страны безвозвратно выехали свыше 366 тысяч человек. Большинство – трудоспособные, образованные, с квалификацией, капиталом.

    История независимого Казахстана насчитывает несколько крупных миграционных волн. Каждая из них связана с каким-либо экономическим спадом, будь то 90-е и нулевые годы, когда из страны уехали более 2,2 миллиона человек (данные из статсборника «Мы, Казахстан» Бюро национальной статистики РК) или мировой кризис 2008-2009 годов, отразившийся на макроэкономическом положении государства.

        Новый подъем миграционного оттока начался с 2014 года, запомнившийся девальвацией нацвалюты и реорганизацией правительства. Данные БНС Казахстана показывают рост количества эмигрантов с 2014 года на 8-16% ежегодно. Если в 2015 году из страны выехали 30 тысяч граждан, то по итогам 2019 года показатель вырос на 30% и составил 45,2 тысяч человек. Это самая высокая цифра за последние десять лет.

     Статистика внешней постоянной миграции из Казахстана в 2020 году показывает значительное сокращение числа  выехавших. По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), за январь-сентябрь 2020 года – всего 21 тысяча человек, или 61% от аналогичного периода прошлого года.

       Есть мнение, что пандемия коронавируса могла стать причиной отложенной миграции. Люди, желавшие уехать, просто не смогли это сделать из-за закрытых границ. Но подтвердить или опровергнуть это мнение возможно будет только после открытия границ.

    Миграционные процессы характерны и для других стран Евразийского экономического союза. Но, согласно данным аналитиков ЕЭК, опубликованных в «Статистическом ежегоднике ЕАЭС», Казахстан имеет самое большое отрицательное сальдо миграции. Это значит, что из страны уезжает намного больше человек, чем приезжает. 

Кто уезжает?

     Портрет среднестатистической семьи, переезжающей из Казахстана, можно нарисовать, пользуясь данными статистического бюллетеня «Миграция населения РК» Бюро нацстатистики за 2019 год. В нем приведена информация об эмигрантах с разбивкой по этносам, возрасту, национальности.

    Так, из 45,2 тысяч покинувших Казахстан в 2019 году 72% – русские, 7% – немцы, 6% – украинцы, 4,8% – казахи. В подавляющем большинстве эмигранты – это городские жители (84%) в возрасте от 16 до 62 (70%).

     Ранжирование по уровню образования показывает, что из Казахстана мигрируют преимущественно люди с высшим или средне-специальным образованием (70% от числа людей старше 15 лет). Специалисты Бюро национальной статистики РК дают и разбивку по профессиям эмигрантов. Наибольшую долю казахстанцев с высшим образованием, уехавших из страны в 2019 году, составляют специалисты технических профессий (более 7,1 тыс.), а также граждане с экономическим (3,7 тыс.) и педагогическим (2,3 тыс.) образованием. Немало среди эмигрантов и юристов, медработников, архитекторов, строителей.

Откуда уезжают?

      Если смотреть региональную структуру, то можно проследить тенденции. Этническая миграция славян определяется их расселением в северо-восточных областях страны. Поэтому больше всего уезжающих этнических русских фиксируется в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Костанайской областях.

     Казахи уезжают в другие страны на ПМЖ из наиболее урбанизированных, развитых территорий – Алматинский регион, Нур-Султан, Восточно-Казахстанская, Мангистауская и Костанайская области.

Куда уезжают?

       В рейтинге принимающих стран, составленном на основе данных официальной статистики, лидерство за Россией – туда переезжают 88% казахстанских эмигрантов. Анализ данных показывает, что РФ становится новой родиной именно для казахстанцев славянских национальностей из северных и восточных регионов страны.

     На втором месте среди принимающих стран Германия, туда едут немцы и русские. Долю в 1% занимает Узбекистан, куда в поисках лучшей жизни уезжают казахстанцы из южных регионов республики (Туркестанская, Жамбылская области, Алматы, Шымкент).

Почему уезжают?

      Официальные данные не дают четкого ответа на этот вопрос. В градации причин отъезда в исследованиях Бюро нацстатистики декларируются всего три цели: «в связи с работой» (10,5%), «в связи с учебой» (0,8%) и «другое» (88,7%). В чем именно заключается это «другое», мы поинтересовались у экспертов.

        Специалисты Международной организации по миграции (IOM) в Казахстане и Центральной Азии в ответ на запрос CABAR.asia отмечают, что основным фактором, влияющим на принятие решения о миграции, является экономический аспект.

      «Люди мигрируют в целях поиска более высокой заработной платы, лучших условий жизни. Это глобальный тренд, и Казахстан не является исключением. Почему чаще всего в качестве страны для трудовой миграции выбирают Россию? Этому способствует географическая близость, отсутствие языкового барьера, безвизовый режим и свободный рынок труда в рамках ЕАЭС», – говорится в ответе IOM.

      В 2019 году эксперты регионального офиса IOM в Центральной Азии проводили большое исследование о внешней молодежной миграции из стран региона. Среди причин миграции первое место заняли политические факторы: коррупция во всех сферах, неуверенность в будущем из-за невнятной государственной политики, слабое гражданское общество и другие. К экономическим факторам отнесены низкий уровень развития страны, слабая экономика, стагнация, низкий уровень заработной платы.

     В числе методологических инструментов использовался онлайн-опрос молодых людей, выехавших в другую страну для получения образования или трудоустройства минимум полгода назад.

    Александр Репин родом из Усть-Каменогорска, но мигрировал в Россию с семьей и сейчас работает старшим менеджером отдела качества в Калининграде. 

«Для детей в Казахстане мало перспектив найти хорошую работу, и, как следствие, получить достойный уровень жизни. К переезду мы шли осознанно, целенаправленно. Те трудности, с которыми пришлось столкнуться, уже забыты и даже побывать в Казахстане не хочется. Конечно, Россия тоже не идеальна, проблем много, но в сравнении с Казахстаном разница огромна», – говорит он.

     Семья учителя начальных классов Анастасии Семеновой  переехала два года назад из города Алтай Восточно-Казахстанской области в Екатеринбург. По словам женщины, к этому решению их подтолкнуло несколько причин.

     Во-первых, качество казахстанского образования. Обновленная система не устраивала ее ни как родителя, ни как учителя. Во-вторых, низкий уровень заработной платы. В Екатеринбурге она получает на той же позиции значительно больше, чем в Казахстане. Но такие зарплаты, по словам Анастасии Семеновой, не везде в России – все зависит от города и специальности. 

    Для семьи Воробьевых, переехавших из Восточно-Казахстанской области в Новосибирск, неудовлетворительное качество образования стало одной из важнейших причин для переезда.

«Мы и раньше подумывали о переезде, но, когда дочь пошла в первый класс, мы посмотрели на программу и… начали собирать документы на переезд, – рассказывает отец семейства, Артем Воробьев. – Вторая причина – это отсутствие перспектив в будущем для нас. Подтачивали эти бесконечные штрафы, коррупция, бюрократия. Не устраивала плохая экология. Здесь у нас многие болячки и аллергии прошли сами собой. Получили ли мы то, чего ожидали? Однозначно, да. Нам выплатили подъемные, маткапитал, предложили обучение и трудоустройство. Переезд наш был не простым, куча бумаг, много денег и нервов, но это стоило того».

   Ольга Симакова, координатор проектов казахстанского общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» много лет исследует особенности миграционных процессов в Казахстане. При углубленном анализе проблемы выявляются  новые тенденции.

     «Сначала все говорили, что миграция из Казахстана имеет этнический признак, что отсюда уезжают, в основном, славяне и автоматически в качестве причин отъезда выдвигались такие факторы как незнание госязыка или дискомфорт в бытовой сфере, дискриминация по культурно-языковому признаку. Но после того, что стали выезжать казахи, то мы задались вопросом, а всегда ли язык виноват в том, что человек уезжает? Наблюдается уже другая картина – причиной являются социально-экономические факторы и вопросы самореализации», – отмечает Симакова

    Статистические данные подтверждают – доля казахов в общем объеме эмиграции небольшая, но имеет тенденцию к росту. Уезжают представители титульной нации в Россию (63% от общего числа эмигрантов-казахов в 2019 году), Узбекистан (8%), Германию (6%), США (5%) и другие страны.

   «Когда человек имея квалификацию, высшее образование, претендуя на высокооплачиваемую работу, не находит ее в той структуре экономики, которая у нас сложилась, он ищет возможности реализоваться где-то в другом месте. Мы живем в открытом пространстве и можем сравнивать. […] Для многих профессионалов в Казахстане существует фактор «стеклянного потолка», в который они упираются, несмотря на свою высокую квалификацию», – отмечает Ольга Симакова.

Во французской стороне, на чужой планете…

   Другим значимым трендом в вопросах межнационального перемещения молодежи является образовательная миграция. Проблема ежегодного оттока тысяч казахстанских абитуриентов в зарубежные вузы обсуждается на уровне правительства Казахстана. Не первый год власти предпринимают разные меры, чтобы повысить качество образования в национальных вузах, количество грантов и т.д.

      По данным статсборника ЕЭК «Образование в цифрах», в 2019-2020 году в вузах России учились 63 тысячи казахстанцев. А с учетом того, что в Казахстане всего 605 тысяч учащихся в университетах, получается, каждый десятый казахстанский студент получает высшее образование за границей. В пределах ЕАЭС Казахстан занимает долю в 67% в общем объеме «экспорта» студентов.

       Примерный расчет, который был сделан аналитиками регионального офиса Международной организации по миграции в Казахстане и Центральной Азии, говорит о том, что «потенциал невозвратной миграции молодых людей, выехавших из стран региона на работу или учебу, может быть оценен в 30-35% с тенденцией к росту». То есть около 20 тысяч казахстанских студентов, обучающихся за рубежом, в дальнейшем могут отказаться от гражданства РК.

     «Образовательная миграция рассматривается значительной частью молодых граждан государств Центральной Азии, как трамплин для последующей эмиграции из страны. Предполагается, что образовательные программы направлены на повышение квалификации молодых людей внутри родных стран с тем, чтобы они вкладывались в развитие национальной экономики. Однако, получив образование и опыт проживания в других странах, образовательные мигранты, вернувшись на родину, вновь ориентируются на миграцию, но уже с целью работать за рубежом или остаться там на постоянное место жительства», – говорится в исследовании экспертов регионального офиса IOM.

     По словам Ольги Симаковой, в тенденциях образовательной миграции нужно учитывать и этнические различия. В славянских семьях Казахстана, отправляющих своих детей учиться в зарубежные вузы, руководствуются выталкивающими стандартами – чтобы сын или дочь получили образование, подали документы на гражданство, нашли там работу. Родители студентов-казахов считают, что за границей более качественное образование, но молодых людей настраивают, что они должны вернуться и быть рядом с семьей, здесь строить карьеру.

О прогнозах и не только…

     В 2019 году специалисты Фонда ООН в области народонаселения в Казахстане (ЮНФПА) при поддержке Бюро национальной статистики РК подготовили аналитический отчет о положении в области народонаселения в РК. В нем в отдельном разделе даны прогнозы по внешней миграции Казахстана до 2050 года.

     «Главная гипотеза при разработке сценариев международной миграции заключалась в том, что отток населения Казахстана со временем будет уменьшаться. На это повлияют: экономическое развитие республики, сопровождающееся высоким спросом на рабочую силу, постепенное исчерпывание потенциала значительной этнической миграции и быстрый рост населения в соседних южных республиках (которые являются родиной иммигрантов из стран Центральной Азии в Казахстан – прим. автора)», – заключили эксперты ЮНФПА.

      Координатор проектов ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Ольга Симакова согласна с прогнозами о снижении миграционного потока среди славян Казахстана в будущем. По мнению эксперта, причины тесно связаны с демографией.

«У русских ниже уровень рождаемости – в среднем в семье один, два ребенка. А если учитывать стратегию выталкивания в Россию, которая существует у родителей старших школьников, можно спрогнозировать, что со временем молодежи славянской национальности в Казахстане останется меньше. В среднесрочной перспективе из страны начнут выезжать представители старшего поколения – родители тех самых студентов», – сказала Ольга Симакова в интервью CABAR.asia.

     Весной этого года ОФ «ЦСПИ «Стратегия» проводил анкетирование среди казахстанцев по их миграционным намерениям. Респондентам задавали вопрос «Если бы у вас была возможность поменять место жительства, куда бы вы переехали?». Ответы в зависимости от национальности опрашиваемых были разными. Больше половины опрошенных никуда не хотят переезжать. О желании уехать из Казахстана заявили 28,3% респондентов среди этнических русских, 10,7% – среди этнических казахов.

     Ольга Симакова отмечает, что согласно теории демографии, между намерением и решением может быть сколько угодно большой временной отрезок. На итог влияют многие факторы.

  «У тех людей, которые имеют планы по переезду, есть несколько размытое представление о будущем, своих перспективах. Когда их нет, возникает нервозность, неопределенность, это давит, заставляет рассматривать варианты с переселением. Миграция – это нормально, не нужно ее воспринимать, как нечто ужасное. Смена места жительства – это базовое право на свободу передвижения человека», – считает Симакова.

    Она отмечает, что последствия эмиграции для страны-донора не всегда нужно рассматривать в количественном аспекте. Для Казахстана с населением 18 млн человек потеря 32 тысяч человек в год (сальдо миграции в 2019 году – прим. автора) существенно не влияет на естественный прирост населения. Другое дело – качественный состав эмигрирующих. Отъезд трудоспособных молодых специалистов с детьми – потеря для государства. И чтобы удержать их, нужны системные изменения в экономике, социальной сфере, образовании.

 

 

Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя Gato de seda
Gato de seda(8 лет 5 месяцев)

За себя скажу. 3/4 жизни прожил в Казахстане в Алмате. В августе уехал. Главная причина- ползучая мамбетезация. Лично мне по фигу, но не хочу что б дочь росла в этой среде. Тут ведь так и не ясно, что определяет сознание...а вдруг Бытиё, а оно в Казахстане всё ближе к юрте. 

Нет, внешне всё очень прилично, особенно в столице, но вот ментальность. Законы демографии не исправить. Южане, аульные мамбеты плодятся, а северяне, столичные- городские , русские/корейцы и прочие нац меньшинства уезжают или не желают плодиться в товарных количествах. На первый взгляд это не сильно заметно, но тому кто прожил там не один десяток лет- есть с чем сравнивать. И понятно, что при нынешнем уровне образования и самое главное- его курсе, дальше будет всё хуже. 

Казахстан медлено но верно уходит в натуральный феодальный строй и становится вассалом Турции. Ни Китай и не Россия, будут там моделью развития, а именно Турция. Вот и делайте выводы. Лично я , жить в панктюрстве жить не желаю....у упаси боже дочь что б там жила.

Комментарий администрации:  
*** Гнилоязыкий - https://aftershock.news/?q=comment/12929719#comment-12929719***
Аватар пользователя tualan05
tualan05(6 лет 5 месяцев)

Нет, внешне всё очень прилично, особенно в столице, но вот ментальность. Законы демографии не исправить. Южане, аульные мамбеты плодятся, а северяне, столичные-​ городские , русские/корейцы и прочие нац меньшинства уезжают или не желают плодиться в товарных количествах

Так это - нынешняя Франция. Где Ваша  казахская Марин Ле Пен?

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы) ***
Аватар пользователя Gato de seda
Gato de seda(8 лет 5 месяцев)

Шутить изволитесссь. Казахстану до Франции....даже аллегорию та подобрать не могу. В Астане...тьфу ты в Нурсултане, даже вороны каркать не могут без резолюции с верху. 

Ну и самое главное, точка невозврата уже давно пройдена. Общество выращенное на турецкой музыке и сериалах, мечта которого жить в Дубаях ( ну на крайняк в Анталие) уже заглотило турецкую мечту по самые гланды.

Как вы думаете....на чей стороне были казахи, когда турки наш МИГ сбили в Сирии? А на чье стороне были, когда ваххабит во Франции голову отрезал учителю? 

Комментарий администрации:  
*** Гнилоязыкий - https://aftershock.news/?q=comment/12929719#comment-12929719***
Аватар пользователя nackb
Аватар пользователя Igoris
Igoris(10 лет 11 месяцев)

Давно пишу здесь на АШ, что сейчас Турция для казахов - "старший брат", но, мол, они пусть не забывают, что вышли из казахского Туркестана.

Что, впрочем не мешало пару раз устроить массовое избиение турков на Тенгизе, но там турки сами приборзели.

 

Аватар пользователя Ахмет Бурханов

Турция для казахов - "старший брат", но, мол, они пусть не забывают, что вышли из казахского Туркестана.

Западные СМИ типа Азаттык на русском и казахском языках ведет активную антироссийскую и про турецкую пропаганду. Мамбетам действительно промыли мозги. В соцсетях казахи вроде бы за Турцию и за тюркское единство. В действительности казахи с турками не уживается нигде, они другие в отличие от русских и татар, которые ментально ближе. Я с турками работал, по-моему турки и тюрки как индийцы и индейцы и ничего общего между ними, кроме сходства языка.

что вышли из казахского Туркестана

Это пропаганда. Осман туркаман (туркмен) основатель империи. А вообще турки это политическая нация принявший Ислам сборный народ предки — греки, армяне и южные славяне и др. принявший ислам служивший османам.

Аватар пользователя ВладиславЛ

Именно, у нас в 1990-х жил человек работавший на одном острове на Арале. Много рассказывал, чем-то учил - я биофизикой тогда увлекался. Нужно понимать что поле таких людей большая ПОЛНОЦЕННАЯ страна с крупными проектами и Наукой. Ничего этого в Казахстане, вся верхушка которого к сожалению в щё большей степени чем в РФ завязана на UK, нет. Чокан Валиханов, внук последнего ЗАКОННОГО властителя части нынешнего Казахстана в гробу вертится от такого безобразия. Его решением была Россия. Более того он был высокопоставленным офицером дипломатической стратегической разведки РИ, фактически входя в управление Империей, своими данными безусловно влияя на принятия решений около своих родных земель. Нынешние измельчали.

Комментарий администрации:  
***отключен (антигосударственная пропаганда, систематические набросы) ***
Аватар пользователя Igoris
Igoris(10 лет 11 месяцев)

я биофизикой тогда увлекался

 

У нас в Алма-Ате, в КазГУ, раньше работал профессор Инюшин, довольно известный учёный в своём кругу.

К нему приезжали и из Москвы, для общения.

Не знаю, жив ли он сейчас, довольно неординарный человек.

Аватар пользователя ВладиславЛ

Благодарю за информацию. Нет фамилия другая, он кбн.

 

Виктор Михайлович водой, точнее водными системами, занимался. У меня из знакомых по данной тематике много разве профессор Слесарев да ещё один давний были, да пионерские работы моего отца по гидрогеохимии. Тогда я ими плотно не занимался. Это вообще целый мир, требующий кучи времени на серьёзные работы, чтобы были принципиально новые результаты. Что-то получилось но с людьми это никак не связано.

Комментарий администрации:  
***отключен (антигосударственная пропаганда, систематические набросы) ***
Аватар пользователя Читающий
Читающий(5 лет 11 месяцев)

Виктор Михайлович

... если Вы об Инюшине ( 1941 г.р. ), то он после защиты докторской в 1972 году занимался более всего биополем ( эффектом Кирлиан и пр. ).

Аватар пользователя gadyuka
gadyuka(8 лет 1 месяц)

Казахские власти не препятствуют? Были разговоры, что стараются мешать: если славяне уедут, то кто работать будет

Комментарий администрации:  
*** отключен (розжиг, провокатор) ***
Аватар пользователя Gato de seda
Gato de seda(8 лет 5 месяцев)

Это официально...на словах, русские- мы вас любим, мы единый народ и бла бла бла.

Нет, никто не притесняет и в правах на Руине не поражает, но общество, его ментальность и цености уходят всё дальше к туркам, юртам и клановости.

Самое печальное в этом, что при таком оголтелом феодализме, власть переходит по наследству. Но если отцы-основатели, это ушлые ребята из 90-х, реально в чём то выдающиеся люди успевшие и пороху нюхнуть и баланду хлебнуть, с предприимчивостью/хитрожопостью, где то смелостью и удачей, то их детки это рафинированная золотая молодёжь из лондонов. И вот она приходит к власти. 

Вот ЭТО самое печальное

Комментарий администрации:  
*** Гнилоязыкий - https://aftershock.news/?q=comment/12929719#comment-12929719***
Аватар пользователя vadim144
vadim144(12 лет 11 месяцев)

   На третьем-четвертом поколении эта "золотая" молодежь растрачивает всё золото и превращается в маргинальную прослойку.

Аватар пользователя ВладиславЛ

Они не удержат территории. Пока наиболее вероятно там зона влияния КНР будет.

Комментарий администрации:  
***отключен (антигосударственная пропаганда, систематические набросы) ***
Аватар пользователя ПокаВсеСпали

Россия с Китаем распилят территорию Казахстана. Что-то оставят, конечно, но не много

Комментарий администрации:  
*** Отключен (розжиг, провокатор) ***
Аватар пользователя cupol77
cupol77(4 года 12 месяцев)

Анекдот из конца 90-ых (я жил в Кустанайской и немцев там было тогда больше, чем казахов):

 

Проводят социологический опрос на тему "Чего бы вам хотелось побольше для комфортной, на ваш взгляд, жизни"

 

Русский: водки побольше. 

Хохол: сала побольше. 

Немец: работы побольше. 

Казах: немцев побольше. 

 

Аватар пользователя Ehidna
Ehidna(8 лет 4 недели)

Северяне уже жалуются, причём казахи в том числе (они больше). Завозят массово мамбетов, Дают им квартиры нахаляву, должности нехилые и протча. 

Аватар пользователя СВВ
СВВ(9 лет 10 месяцев)

оно ещё в начале 90х было заметно, особенно в эйфории победившего желтоксана. сам 17 лет жил в А-Ате.

Аватар пользователя ronnix
ronnix(6 лет 11 месяцев)

Другое дело – качественный состав эмигрирующих. Отъезд трудоспособных молодых специалистов с детьми – потеря для государства. И чтобы удержать их, нужны системные изменения в экономике, социальной сфере, образовании.

Основная причина в создании мононационального государства.

Аватар пользователя tungus
tungus(11 лет 10 месяцев)

Сам в Темиртау родился, первый класс там закончил. Потом переехали с родителями в РСФСР, в начале восьмидесятых. До сих пор там родственники остались, но почти все переезжать планируют. Что характерно, начались эти сборы пару лет назад, и как то дружно так. Так и не понял, с чем связано. Вроде не на что особо не жалуются, но хотят в Россию. 

Аватар пользователя nackb
nackb(7 лет 6 месяцев)

«Родителей, отдавших детей в русский класс, сейчас сдали в дома престарелых. Поэтому никогда не обучайте своих детей на русском языке. У казахов, перешагнувших порог русского класса, возникает эго. Они начнут презирать свою национальность, свой родной язык. Поэтому, если вы хотите быть уважаемой и сидеть в кругу своих внуков и правнуков, то никогда не отдавайте своих детей в русский класс».

 

Это говорит депутат. Пусть и бывший. Н. Назарбаев в интервью говорит , что считает своей заслугой то "что на момент независимости казахов было меньше 50% ,а сейчас больше 70" . Президент Токаев говорит о казахской нации. Казахстан строит мононациональное государство. 

 

 

Аватар пользователя gridd
gridd(8 лет 5 месяцев)

Совершенно поддерживаю. Пусть разговаривают только по-казахски. А Байконур будет памятником высокоразвитой цивилизации. А казахам - юрта, кизяки, конь и нагайка.

Аватар пользователя ПокаВсеСпали

Из Байконура Россия официально уходит в конце 20-ых. К тому времени все замены уже достроит

А в Казахстане будет всё хорошотм smile3.gif

Комментарий администрации:  
*** Отключен (розжиг, провокатор) ***
Аватар пользователя vadim144
vadim144(12 лет 11 месяцев)

   Удачи им и баранов побольше в стадах.

Аватар пользователя СВВ
СВВ(9 лет 10 месяцев)

вспомнилась фразы из Мимино (не дословно):

- эй, где ещё один баран!
- а ты себя считал?
- а, это со мной столько!

попутного им ветра в степях.

Аватар пользователя kimo161
kimo161(8 лет 8 месяцев)

В детстве все лето проводил в Темиртау, в пионерских лагерях.

С одной стороны водохранилища пионерлагеря, с другой - магнитка. Красота. Столько разноцветных дымов я с тех пор нигде не видел. )

 

Аватар пользователя OldTech
OldTech(5 лет 2 недели)

И чтобы удержать их, нужны системные изменения в экономике, социальной сфере, образовании.

Нет, это не главное. В Казахстане расцвел, после Назарбаева, махровый национализм - потому и уезжают...

По пути внаРуины идут товарищи... 

Аватар пользователя Regent
Regent(9 лет 11 месяцев)

Не совсем так. 

В 90-е тоже цационализм расцвел, просто когда начали русских выживать, причем самыми плохими способами, то на предприятиях в Казахстане начали проблемы с квалифицированными кадрами. 

И только тогда Назарбаев, как грамотный старый советский партаппаратчик понял перспективы государства и национализм остановил.

Аватар пользователя ArKK1
ArKK1(4 года 10 месяцев)

Не остановил, а чуть затормозил. Казахстан обречен на развитие вектора исламизма и агрессивного национализма. Демографические тенденции и идеологический вакуум сделают своё дело. Сейчас уже вряд ли получится это остановить. 

Аватар пользователя Igoris
Igoris(10 лет 11 месяцев)

Перспектив здесь нет и это самое главное.

 

Аватар пользователя Regent
Regent(9 лет 11 месяцев)

В 1995 году у наших родственников из Казахстана (под Чимкентом был у них дом) в срочном порядке переехали в Россию. Казахи сожгли у них дом. Шовинизм и нетерпимость тогда был на очень высоком уровне к русским. В автобусах не редко русскими могли плюнуть в лицо.

Так что у наших дом сожгли, и мы все роднёй купили им дом в деревне в Липецкой обл., тогда это было не дорого, да и у нас с финансами было не очень, прямо скажем, поэтому помогали как могли. 

 

Аватар пользователя MEgor
MEgor(5 лет 3 месяца)

Почему России тотально не везёт с соседями? Обложили по периметру враждебными странами. Придётся России рассчитывать только на свои 150 млн человек и делать самодостаточным внутренний рынок. По сути из сухопутных границ остались более-менее нормальные без претензий к России только Финляндия, Азербайджан, КНДР, Монголия и Китай.

Аватар пользователя Отец Гервасий
Отец Гервасий(4 года 8 месяцев)

Ну что значит не везет...Россия( а точнее СССР) сам, своими руками-сначала наделал, а потом- воспитал таких соседей.

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя Молчаливый
Молчаливый(7 лет 7 месяцев)

Финны без претензий? Спасибо, посмеялся... Финны спят и видят, как бы у нас Карелию оттяпать.

Что касается остальных враждебных стран, то здесь всё тривиально - как выясняется, почти все наши соседи не хотят признавать (сами до этого додумались или подсказал кто), что очень много хорошего в их жизни было от русских. И что их нынешние "государства" хорошо развивались только при СССР.

Поэтому сейчас нелишне напоминать соседям, что слишком много земель им было отдано русскими. А если будут слишком борзеть, то нечаянно может получиться так, что эти земли вернутся обратно в Россию.

Аватар пользователя Отец Гервасий
Отец Гервасий(4 года 8 месяцев)

Не имеет смысла в большинстве случаев. На Украйну посмотрите. Да ладно-на Крым. И, вот примерно такие же деньги на кв.километр придется вкладывать везде. Без исключения. Ну, плюс минус там копейки.

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя ArKK1
ArKK1(4 года 10 месяцев)

Будешь нахаляву кормить и играть с ними в равенство и толерантность - будут презирать и ненавидеть. Будешь бить и внушать им страх - будут уважать и преклоняться. Именно такое правило действует со всеми народами, которые находятся на родо-племенной и феодальной стадии развития национального самосознания.

Аватар пользователя Мурад
Мурад(4 года 7 месяцев)

"Будешь бить и внушать им страх - будут уважать и преклоняться. Именно такое правило действует со всеми народами, которые находятся на родо-​племенной и феодальной стадии развития национального самосознания."

Такое правило действует со всеми народами, вне зависимости от их стадии развития и национального самосознания)

Аватар пользователя rahmetov
rahmetov(9 лет 10 месяцев)

Это старая персидская поговорка -

" Дурная собака, всегда кусает руку её кормящую и лижет сапог ее пинающий".

Здесь теперь  надо идти только по саксонскому пути взаимоотношений с вассальными государствами, т.е. строить свой "град на холме", без дотаций и субвенций соседним аборигенам.. 

Аватар пользователя СВВ
СВВ(9 лет 10 месяцев)

финки без претензий?

китайцы?

ну корейцам и монголам сложно, если хоть какого тыла не будет.

Азербайджан пытается усидеть на двух стульях - и для сохранения власти сохранить хорошие связи с Россией и при этом не порвать с турками. что там варится - бог весть.

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов
Повелитель Ботов(54 года 11 месяцев)

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя philby
philby(3 года 10 месяцев)

Лучшие - уезжают, а Вторниковы - остаются smile3.gif

Комментарий администрации:  
*** Отключен (инфомусор) ***
Аватар пользователя ArKK1
ArKK1(4 года 10 месяцев)

🤣🤣🤣

Аватар пользователя sergeyussr
sergeyussr(9 лет 2 месяца)

Фирменный поезд Великий Туран как бы намекает,куда идут

Аватар пользователя 666
666(10 лет 9 месяцев)

Такое впечатление, что все они едут в Калининград и у каждого не меньше 15 млн рублями на семью.

Аватар пользователя Отец Гервасий
Отец Гервасий(4 года 8 месяцев)

Я аж загордился. А если серьезно-одно время там даже таможню называли-"казахская". 

 

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя Igoris
Igoris(10 лет 11 месяцев)

И ГАИ :-)))

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 10 месяцев)

Интересные цифры приводит автор статьи. Даёт цифру нетто-потерь, аккуратно обходя количества уехавших-приехавших.

Нам более интересны сведения о принявших российское гражданство.

На сайте МВД России есть сведения о предоставлении российского гражданства с разбивкой по странам за последние 5 лет.

Бывших казахстанцев в российское гражданство за период с 2016 по 2020 год включительно принято 219,7 тыс., в том числе:

2016  - 37,8 тыс.,

2017  - 40,7 тыс.,

2018  - 45,3 тыс.,

2019  - 50,5 тыс.,

2020  - 43,3 тыс.

Просматривается явная тенденция к росту, прерванная в ковидном 2020 году, когда все страны окуклились.

По количеству принявших российское гражданство Казахстан уступает только Украине. 

 

 

Аватар пользователя Дохлик
Дохлик(10 лет 4 месяца)

Внутреннее давление выталкивает наиболее подвижных, а поэтому менее привязанных к среде. Извините .. (сраным) элитам, управляя страной, нужно не только давить, а и предоставлять свободу предпринимательства. Другими словами - меньше лезть в чужие карманы и плевать в души, но при этом оберегать от негативного влияния преступного мира (в том числе и внешнего). Нужны устойчивые приоритеты на период жизни около 20 - 30-ти лет.

Аватар пользователя cupol77
cupol77(4 года 12 месяцев)

Я сторонник теории, в которой Закулиса готовится к БП (или, преследуя другие свои цели, умело дезинформировала в этом мировые правительства). Есть слив Америки с Европой и Ковчеги - безопасные территории. Казахстан очень похож на такой Ковчег. Потому и выдавливают местное население. Раздача пенсионных денег - один из факторов отъезда замещения населения. Скоро начнется обратный переток. 

 

Я уехал в 2000, после моего отъезда мои друзья нашли работу на ССГОК, до этого по 6 лет, после армии, не имевшие возможности нормального трудоустройства. И я очень удивился, когда узнал об их нынешнем желании уехать. Видать не все так гладко. 

 

Помню, мужики меня спрашивали: "В новостях в Казахстане всё зашибись. Чë ж ты уехал? "

А никаких перспектив не было. В плане развития, семьи, карьеры. Комп я купил в 2003, там он был для меня недосягаем. С друзьями связался после 2014. Когда смартфонами с интернетом обзавелись. Гораздо позже меня. 

 

Аватар пользователя гарри
гарри(4 года 4 месяца)

Пришлось бежать с Байконура при алкаше в 90-х...

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***

Страницы