МИФ: "В царской России было введено обязательное всеобщее начальное образование"

Аватар пользователя Редут

На АШ уже не раз встречались утверждения о том, что всеобщее начальное образование было законодательно введено ещё в царской России. Годом введения указывается 1908-ой. Но это миф. Достаточно поинтересоваться нюансами и выясняется, что это был законопроект так и не одобренный властями.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Суть мифа: Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. Правительством был издан закон 3 мая 1908 г., положивший начало введения всеобщего образования в России. 

Что на самом деле.

На самом же деле закон от 3 мая 1908 г. носит название «Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального образования», и в нём нет ни единого слова о введении на территории России всеобщего обязательного начального образования. Текст этого закона можно посмотреть в базе "Полное собрание законов Российской империи" (страница 228, № 30328) под спойлером:

 

Высочайше утвержденный, одобренный Государственным Советом и Государственною Думою закон
Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального образования.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: «БЫТЬ ПО СЕМУ».

В Царском Селе.
3 Мая 1908 года.
Скрепил: Государственный Секретарь Барон Икскуль.

Отпускать, с 1 Января 1908 года, по шести миллионов девятисот тысяч рублей в год по смете Министерства Народного Просвещения на нужды начального образования, сверх сумм, ассигнуемых на сей предмет в настоящее время, с тем, чтобы расходование этого кредита производилось Министром Народного Просвещения на указанных ниже (ст. 1-6) основаниях.

  1. Пособия из кредита в 6.900.000 рублей в год на нужды начального образования предназначаются для местностей, где выяснится особый недостаток в училищах или в средствах на поддержание и дальнейшее расширение начального образования.

  2. Размер пособий из означенного в статье 1 кредита в губерниях и областях, в которых не введено положение о земских учреждениях, определяется для одноклассных и двухклассных училищ примечанием к пункту 1 статьи 3424 Уставов Ученых Учреждений и Учебных Заведений ведомства Министерства Народного Просвещения (Свод. Зак., т. XI , ч. 1, по Прод. 1906 г.).

  3. Пособия из означенного в статье 1 кредита отпускаются отдельным земским и городским органам самоуправления и сельским обществам на выдачу содержания учащим в начальных училищах, как существующих, так и вновь открываемых, в размере 390 рублей на 50 детей школьного возраста (от 8 до 11 лет), считая жалованье учителю в год не менее 360 рублей и законоучителю (на 100 детей школьного возраста) не менее 60 рублей.

  4. Означенные в статье 3 пособия выдаются лишь тем земским и городским органам самоуправления и сельским обществам, которые обяжутся продолжать расходовать освободившиеся вследствие получения казенных пособий суммы на содержание начальных училищ, на строительные надобности, на выдачу дополнительного содержания учащим и на другие нужды начальных училищ.

  5. Из означенного в статье 1 кредита в 1908 году обращается на выдачу пособий для единовременных расходов по постройке училищных зданий и оборудованию училищ один миллионн девятьсот тысяч рублей. На эту же надобность обращаются остатки, могущие образоваться от кредита в 5.000.000 рублей, предназначенного в 1908 году на расходы по содержанию училищ, вследствие их открытия не с начала гражданского года.

  6. Во всех начальных училищах, получающих пособие из означенного в статье 1 кредита, обучение должно быть бесплатным.

Собрание узаконений. 1908 г. Отдел I . № 73. Ст. 447.

 

Список же мероприятий, который часто можно увидеть как якобы текст закона:​

  • "все дети обоего пола по достижению школьного возраста должны получить бесплатное начальное образование",
  • срок обучения в начальной школе должен составлять 4 года, 
  • на одного учителя должно было приходиться 50 детей и т.д.

на самом деле представляет собой пересказ положений законопроекта "О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи", (откройте ссылку и сравните) внесённого 20 февраля 1907 г. министром народного просвещения П. фон Кауфманом в Государственную думу.

Но этому проекту так и не суждено было стать законом. Законопроект был внесен в III Государственную думу 1 ноября 1907 г., и 8 января 1908 г. передан на предварительное рассмотрение в комиссию по народному образованию. Свой доклад комиссия внесла в общее собрание 10 декабря 1910 г.

Основные положения правительственного проекта сводились к следующему: 1) формирование школьной сети и плана ее создания возлагалось на учреждения местного самоуправления, которые должны были выполнить эту работу в двухгодичный со дня введения закона срок; 2) нормальным пределом, который должна обслуживать одна школа, признавалась местность с трехверстным радиусом; 3) населению обеспечивалась бесплатность обучения в училищах, входящих в школьную сеть; 4) проект школьной сети должен был утверждаться министром народного просвещения; 5) церковно-приходские школы, вошедшие в школьную сеть, получали казенное пособие на равных основаниях со школами Министерства народного просвещения; 6) отпускаемые из казны кредиты предназначались на вознаграждение учителей.

Дума внесла свои изменения: 1) установила минимум суммы (10 млн. руб.), на которую должно было ежегодно, в течение 10 лет, увеличиваться по смете Министерства народного просвещения, казенное ассигнование на нужды начальных училищ; 2) признала предельным сроком для введения всеобщего начального обучения десять лет; 3) в местностях, где не имелось губернских и уездных земских учреждений, формирование школьной сети возлагалось на местные органы Министерства народного просвещения, совместно с учреждениями, ведающими делами по земскому и городскому хозяйству; 4) к делу составления всех школьных сетей привлекался также и инспектор народных училищ и др.

Первое обсуждение законопроекта проходило 24 января, второе – 26 января, третье – 12 февраля 1911 г. Дума приняла решение об одобрении проекта 19 марта 1911 г. и передала его в Государственный совет. В ходе рассмотрения Государственный совет повысил минимальный размер кредита (до 10,5 млн. руб.), на который должны были увеличиваться в течение 10 лет ассигнования на нужды начальных училищ, исключил указание на предельный срок для введения всеобщего обучения и др.

28 января 1912 г. Государственный совет постановил образовать согласительную комиссию, которая, однако, не пришла к единому мнению. Доклад комиссии был внесен в Государственную думу 9 апреля 1911 г., обсуждение доклада состоялось 21 мая 1912 г. Однако Дума осталась по всем принципиальным вопросам при своем первоначальном решении. 6 июня 1912 г.Государственный совет отклонил законопроект.

Остаётся только добавить, что либерально настроенный П. фон Кауфман недолго продержался на посту министра просвещения, и был уволен 1 января 1908 г. На его место был назначен попечитель варшавского военного округа Шварц Александр Николаевич, который провел ряд реакционных мероприятий: фактическую отмену университетской автономии (установленной в августе 1905), запрещение приема женщин-вольнослушательниц в высшую школу, строгое применение процентной нормы для евреев и т. п.

Подобную же политику Шварц вёл в отношении средней и низшей школы. В 1910 его сменил Л. А. Кассо, еще более яркий реакционер, при котором из Московского университета ушли или были уволены более 130 сотрудников, в том числе - 21 профессор(см. Дело Кассо).

...Знал бы Кауфман, что его проект будет использоваться апологетами выгнавшего его режима...

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

"и не в лотерею, а в очко, и не выиграл, а проиграл"

При этом почти во всех крупных странах Европы законы об обязательном всеобщем обучении приняли еще в 19 веке. А у нас с 1906 года, только взялись за дело. И планировали, к середине 20-х может быть (!) ввести всеобщее бесплатное обучение, в 4-х летке. Вот уж точно повод для гордости, некоторые граждане нашли. 

Причем те небольшие подвижки, которые стали наблюдаться в деле народного образования, обязаны в первую очередь не заботам Государя-Императора, а революции 1905-07 годов. Программы всех оппозиционных партий партий включали в себя требование всеобщего образования. Не будь революции, и дальше продолжали бы едва копошиться.

Вплоть до 1917 года, когда РИ прекратила своё существование, основополагающим законодательным актом, регулировавшим деятельность начальной школы в России, было "Положение о начальных народных училищах", принятое в 1874 году. В том же году А. С. Воронов(автор одного из первых проектов введения обязательного образования), обобщив ходатайства земств в адрес министерства народного просвещения о введении обязательного обучения на их территориях, опубликовал "проект правил", которыми эти земства должны руководствоваться. Это даже не было законопроектом, единым для всей страны, а просто рекомендацией. Мин.Просвещения "проект правил" отклонило, ибо не было ни денег на это, ни единого подхода в регионах. В свою очередь из-за отсутствия законной основы, на которой средства для осуществления этих планов могли бы выделяться, земствам приходилось реализовывать их лишь в меру наличия собственных ресурсов. Равным образом, из-за нехватки средств и в силу отсутствия единой государственной обязывающей нормы не могли быть реализованы в полном объёме декларации об "обязательном обучении", присутствовавшие в некоторых уставах народных училищ.

До 1907 года по сравнению с большинством стран Запада система образования в России была неадекватной и неорганизованной. Как уже сказано выше наиболее интенсивные шаги были приняты в период 1907—1912 гг. Впервые в истории предложение было изложено не в виде дискуссионной статьи, а в форме проекта закона "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи"; внесён в Думу 1 ноября 1907 года). Предварительное рассмотрение в комиссии по народному образованию, куда законопроект поступил 8 января 1908 года, длилось почти 2 года, до 10 декабря 1910 года). После трёх чтений (24, 26 января и 12 февраля 1911 года) 19 марта Дума проект одобрила и передала его в Государственный совет. Со своей стороны Госсовет потребовал исключить из законопроекта обязательство завершить введение всеобщего начального обучения через 10 лет. Эту и ряд других поправок Дума опротестовала; созданная 28 января 1912 года согласительная комиссия к компромиссу не пришла, несмотря на встречный шаг Госсовета, который увеличил на 5 % (500 тыс. руб.) ежегодные ассигнования. Поскольку при обсуждении доклада согласительной комиссии (21 мая) "Дума осталась по всем принципиальным вопросам при своем первоначальном решении", 6 июня 1912 года законопроект о введении всеобщего начального обучения Государственный совет отклонил, и более этот вопрос в Российской империи официально не поднимался. Также не был принят и другой важнейший законопроект, о реформе средней школы. Несмотря на изменение политического режима в стране, "законодательная основа общего образования продолжала оставаться малоподвижной; отсутствовал единый кодифицированный нормативный акт; многие нормы вошли в противоречие со временем". (Вики)

Комментарии

Аватар пользователя Siberia2020
Siberia2020(4 года 4 недели)

За последнии сто лет Россия хорошо шагнула по сравнению со всей Европой. И в космос и на дно океанов, ядерная индустрия, военное дело, в общем еще бы лет 50 и нас бы уже не кто не догнал, думаю нам просто поставили подножку, но мы встали хоть и с трудом, все зависит от головы если они найдут конценсус как сейчас еще хотябы на лет 30.весь мир будет ставить палки этого стоит ожидать. 

Аватар пользователя Вторников
Вторников(7 лет 10 месяцев)

Этот миф используется для того, чтобы принизить заслуги Советской власти в деле ликвидации безграмотности.

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в пропаганде Геббельса и невменяемых обвинениях органов власти) ***
Аватар пользователя ВладиславЛ
ВладиславЛ(5 лет 6 месяцев)

Я знаю не по вашей агитке а по факту хреновое качество советского образования 1920-х годов. Хороший почерк и грамотность сохранили те с кем занимались родители и репетиоры и редкие учителя - гимназическое образование было достаточно элитарным. В реальных училищах училось куда больше, в церковно-приходских и земских, иногда вместе было предприятие училис до 4 классов ВСЕ КТО ХОТЕЛ ИЛИ МОГ ПО СЕМЕЙНЫМ обстоятельствам. К примеру те что с хутора за 20км полуинтернатно жили кто хотел и отпускали родители, хорошо коли родственники рядом были и выделяли лавки. Я видел программы образования с обязательным введением семилетки. 1912 года документы. Техникумов учащихся планировалось больше иметь, а вот в ВУЗах число учащихся примерно 45-50% на 1935-36. В целом уровень образованности соответствовал бы 1950-х концу но к концу не 1950-х а 1930-х.

Помешали операции компрадорсткой буржуазии по ввязыванию РИ в войну, которая ни среднему классу ни тем более крестьянам и рабочим нахрен не нужна была.

Русский сектор извне управлялся во многом начиная с Годуновых, с начала 17 века в России не было законных правителей.

Бабка окончив 4 года начальной школы до конца дней своих писала с массой ошибок и плохо умела читать. Её школьного учителя я видел, в т.ч. повешенным в 1970-х, он много людей отправил в лагеря во имя корысти и из зависти. Жил примерно напротив дома её родителей. Злобный был.

Её сестра кажется 1898 или 7 года рождения полностью обучалась в как раз совмещённой по финансированию приличной церковно-приходской-земской школе где основное финансирование было с богатых граждан от зажиточных крестьян - в сёлах мало пили, до купеческого клана небольшого и дворян. Настолько приличным что зарплаты были у учителей выше чем во многих школах в Твери. Выбирали лучших, помимо классных дам - уже тогда были учительницы работали учителями священник и диакон, в т.ч. по естественнонаучным предметам, а не только по закону божию и кажется по русскому языку, всего 4 предмета. Изучали 7 кажется. Включая церковнославянский, чтение на первых двух на вторых двух литературу, арифметику, геометрию, кажется биологию переходящую во что-то вроде агрономоведения начального для последнего класса - сельская местность и такие знания были полезны. Как результат бабушка Анна была колхозным бухгалтером до 1970-х начала, отлично писала и в уме считала не хуже калькулятора - сказались как способности так и рвение и качество образования.

Школа двухэтажная была, в ней же в СССР и была ещё 50 лет.

Комментарий администрации:  
***отключен (антигосударственная пропаганда, систематические набросы) ***
Аватар пользователя irodriges
irodriges(4 года 1 месяц)

Не понятно, а кто учителя повесил в 70-х? Или он сам повесился?

Аватар пользователя Кабан
Кабан(11 лет 8 месяцев)

> а по факту хреновое качество советского образования 1920-х годов.

А чо ты хотел после двух революций, интервенции и гражданской войны? Это огромный процесс, с огромными трудозатратами, одни только кадры учительские готовить надо несколько пятилеток, что бы насытить такую большую страну. Ну вот поначалу и сделали тяп-ляп, лишь бы было, потому что надо было срочно.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя komplekt
komplekt(8 лет 1 месяц)

а по факту хреновое качество советского образования 1920-х годов.

Самое хреновое советское образование всегда лучше чем отсутствие оного при царях!

Комментарий администрации:  
*** Уличен в подлых плясках на жареной теме (https://aftershock.news/?q=comment/7763989#comment-7763989) ***
Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(11 лет 6 месяцев)

Это ложь. Мой дед получал образование в 20-х в небольшом городке. Поступил в университет. Много и с большой теплотой вспоминал о своих школьных педагогах.

Аватар пользователя ShadowCat
ShadowCat(8 лет 2 месяца)

Это большой специалист во всех вопросах и познаниях что большая советская просто букварь. 

Аватар пользователя Николай Болховитин

Я знаю не по вашей агитке а по факту хреновое качество советского образования 1920-х годов.

Мой Дед, Болховитин Николай Иванович, до первой мировой войны учился в школе Города - Села  В конце 19 века этот город потерял свой статус и стал селом.
Село называется Витич (и) - Тогда Орловской, сейчас Брянской обл. Севского уезда. 
В 1916- был призван на фронт, в войска связи.
в 1921 году приехал в Москву поступать в сельскохозяйственную академию (сохранился документ )
Но экзамены сдавать не стал, так как был фактически мобилизован, и поступил в Высшую военную школу связи, которую окончил в 1924 году.
У меня сохранился курс лекций по которым там занимались, сохранилась фотография выпуска с именами и фамилиями преподавателей и курсантов.
..............
До 1936 года возглавлял отдел телеграфной связи в НИИСФ РКК, в 1937 временно исполнял обязанности директора этого института.
Перед войной читал курс радио ... дела для высшего командного состава Армии.
Владел немецким языком, перевел устав войск связи вермахта. Перевод у меня сохранился.
В войну с 1941 по 1942 участвовал в операциях по обеспечению радиосвязью окруженных групировок и партизанских отрядов.
С января 1943 возглавлял Новосибирскую (Воронежскую) школу радиоспециалистов.
После войны принимал участие в работе советской делегации в Швейцарии
Умер от четвертого инфаркта в 1952 году, будучи в должности начальник Московского Телеграфа.
Вот такой "социальный лифт".
У меня к счастью сохранилось очень много подлинных документов той поры.
Письма, копии приказов, назначения, представления к награждению.
Дневники, черновики статей, курсы лекций - автобиография.

 

Аватар пользователя Хозе.
Хозе.(4 года 11 месяцев)

Ломаете вы шаблоны любителям хруста французской булки...

Аватар пользователя osoboye_mneniye
osoboye_mneniye(6 лет 1 месяц)

Справедливости ради могу сказать, что о системе образования в дореволюционной России хорошо изложено в художественном произведении Абрамова "Детские и юношеские странствия".

Это автобиографическое произведение о том, как автор из деревенской глубинки поступил в школу в уездном центре. Это, конечно, был лютый трэш, ибо брали не всех и не всегда.

Но, тем не менее, это советское издание. То есть, большевики не отрицали наличие бесплатного образования до революции. Хотя доступность его была слабая - учиться были достойны очень немногие.

Аватар пользователя Nauranec
Nauranec(8 лет 7 месяцев)

Собственно, всегда надо смотреть на факты с цифрами. Чтобы не получилось популизма

Ради популизма, например, власть может выдавать 10 квартир в год рандомным молодым семьям. На всю РФ

Но, если не смотреть на цифры, пропаганда это будет преподносить как "видите, мы, как и при СССР, даём бесплатные квартиры".

Дают же? Дают. Как при СССР? Нет, конечно, 10 семей и миллионы - величины, отличные на несколько порядков. Но если смотреть на факт без цифр, то будет казаться, что "Всё хорошо, прекрасная Маркиза".

Так и с образованием при Царе-тряпке. Оно было в РИ? Конечно было. И даже таланты свои были. Вот только если на цифры посмотреть - печально становится.

Недаром, например, матросы смотрели свысока на "пехоту", хотя что те, что эти - их крестьян были. Потому что средний матрос на паровом корабле знал и умел больше, чем солдат - их худо-бедно учили писать, читать, считать и т.д., потому что в море без этого на сложной технике не получится воевать.

Аватар пользователя osoboye_mneniye
osoboye_mneniye(6 лет 1 месяц)

надо смотреть на факты с цифрами. Чтобы не получилось популизма

Да, согласен, популизма в утверждении о наличии бесплатного образования в царской России - много.

Но формально оно было, о чём вам не преминут сказать монархиствующие либералы.

Я только предостерёг автора от провокационной формулировки. А по сути - согласен.

Аватар пользователя ЭллиКо
ЭллиКо(3 года 10 месяцев)

В Два капитана Каверина было о школе начала 20-х.

Скрытый комментарий Besil (c обсуждением)
Аватар пользователя Besil
Besil(6 лет 5 месяцев)

Вызываю дух VDF, срочно явись. И расскажи настоящую историю. Ишь чего коммунисты удумали, лавры все себе забрать. 

Аватар пользователя Steel Rat 1
Steel Rat 1(5 лет 9 месяцев)

Нафиг вспоминать это брехло?  

Аватар пользователя salut
salut(10 лет 2 месяца)

да ладно начальное образование!

деревенские дети стали величайшими полководцами,учеными,инженерами всего за одно поколение-мой папа родившийся в глухой северной деревне был начальником отдела Министерства Судостроительной промышленности СССР,

начинал трудовую деятельность на заводе подводных лодок в Северодвинске,был ответственным сдатчиком первой атомной подводной лодки,

вот это социальные лифты в космос!

Аватар пользователя Rouslan
Rouslan(5 лет 3 недели)

вот-вот, зато при царе горохе так бы коров бы и пас - чинно, пасторально...

а хрустобулочники приезжали бы в деревню и кормили бы его с руки ))))

Комментарий администрации:  
*** Уличен в набросах всепропальных "прогнозов" многолетней давности под видом свежих ***
Аватар пользователя Villina
Villina(9 лет 2 месяца)

А тургеневские барышни в белых платьях думали бы о его непростой судьбе за вечерним чаем со студентами

Аватар пользователя MikaP11o
MikaP11o(4 года 3 месяца)

Подавляющее большинство булкохрустов не осиливает простого факта: именно они пасли бы коров или коз с образованием два класса, третий - коридор (у самых образованных). Просто потому, что подавляющее большинство любителей хрустнуть булками - сами из крестьян, каковой факт они преблагополучнейше позабыли.

Так что - никаких "кормили с рук", только босиком по навозу (сами же), только хардкор!

Аватар пользователя Николаев Александр

Да это действительно достижение Советской власти. Бессоловное образование.

Аватар пользователя mke61
mke61(11 лет 6 месяцев)

Добавлю. Просвещение гнобилось, а алкоголизация ширилась в РИ. ПрестарелыйНео и остальные самогонщики судя по всему как раз следствия этого алькагалопотребления. Потому они и булкохрустят. Прямая зависимость уровня развития ума и алькагализации. Булкохрусты и ростовщики - братья навек!

 

Аватар пользователя mke61
mke61(11 лет 6 месяцев)

Приношу извинения Нео. Не видел письма о смерти отца. Прошу прощения. 

Аватар пользователя Feniks
Feniks(4 года 7 месяцев)

Встречал информацию за это бесплатное образование. Распил бабла там был знатный:))

Когда государство стало на эти цели выделять деньги то на образование плотно села церковь, помните церковно-приходская школа. Деньги тогда шли за учеником, поэтому приписки количества учеников аж гудели,некоторые школы существовали только на бумаге. Да и в земствах дело было не лучше.

Вот и верь потом статистике о количестве образованных.

Аватар пользователя Свет
Свет(3 года 5 месяцев)

По себе судите?

Аватар пользователя Кабан
Кабан(11 лет 8 месяцев)

Ты поинтересуйся, как строили Храм Спаса на Крови в Питере. На месте покушения на царя. А царская семейка при этом бабло разворовывала, потом всё пытались свалить на "стрелочника". Коррупция в РИ была такая, что нынешние чинуши и детупаты вообще дети, по сравнению с тогдашними.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 3 месяца)

Действительно церковь стала выделять от щедрот своих, правда не очень много. 

А в земствах иначе и быть не могло.На местном уровне всеОбуч не профинансируешь. Это была основная проблема и для государства еще с конца 19 века. 

Аватар пользователя Mprk
Mprk(7 лет 4 месяца)

Всеобщее среднее было, если склероз не изменяет, в Финляндии...smile8.gif

Аватар пользователя Свет
Свет(3 года 5 месяцев)

Финка тогда тоже была в РИ.

Аватар пользователя Николаев Александр

ВКЛ не учитывается в статистике. Щедрые Романовы не стали делать Финляндию частью России, а стоило бы...

Аватар пользователя Mprk
Mprk(7 лет 4 месяца)

На полшишечки была... smile8.gif ... и не соврали как бы (хотя и правды не сказали)

Аватар пользователя Николаев Александр

При этом почти во всех крупных странах Европы законы об обязательном всеобщем обучении приняли еще в 19 веке. А у нас с 1906 года, только взялись за дело. И планировали, к середине 20-х может быть (!) ввести всеобщее бесплатное обучение, в 4-х летке. Вот уж точно повод для гордости, некоторые граждане нашли. 

 

"Величайшим особым указом" от 28 сентября 1717 прусский король Фридрих Вильгельм I ввёл  для детей от пяти до 12 лет обязательное посещение школы
 

Вы немного не правы. теоретические его ( всеобщее образование) ввели в начале 18 века во многих странах Европы.Рассмотрим пример Германии. На практике массово воплощаться в жизнь  этот закон стал только в конце 19 века. Восьмиклассное образование для всех ввела уже Веймарская республика( к слову и тогда же сделали его бессословным. Ведь раньше де-факто было школы для элиты и для "быдла" разными)

А теперь про "отсталую рашку".

 "Население России за 100 лет (1813-1913)". Смотрим  таблицу 253 под названием "Грамотность среди принятых на военную службу по годам в 1874-1913 гг."

Из неё мы можем узнать,что в 1894 г. было 37,8% грамотных,а в 1913-67,8%. Похожие цифры приводит БСЭ.

( и да там расхождение есть  небольшое, как раз по 1913 году, вот ведь совпадение)))

Вот по числу учащихся картинка

То есть видно, что +- тренд не изменился. 

( сам картинка взята отсюда https://bash-m-ak.livejournal.com/46516.html)

Но вы без условно правы , что система образование в РИ была жутко не организованной. Так же были проблемы со средним образованием

Аватар пользователя Ктулху жив
Ктулху жив(7 лет 9 месяцев)

Осталось выяснить, что подразумевается в этих документах под "грамотностью". Умение кое-как нацарапать своё имя-фамилие это одно, хотя бы основное из естественных и общественных наук того времени - это совершенно другое.

Аватар пользователя Николаев Александр

Да. именно оно. 

В СССР считали так же. СССР достиг серьёзных успехов, но занижать успехи РИ было бы не правильно.

Аватар пользователя Кабан
Кабан(11 лет 8 месяцев)

Тут ещё одна тонкость - опрос. А не тестирование. Совсем не факт, что сумевший "прочитать", сможет понять и правильно пересказать своими словами чо там было написано. И совсем не факт, что "окончивший" школу крестьянин, после школы ни разу ничего не читавший, лет через десять сможет вообще буквы знакомые на бумаге найти - но его запишут как "грамотного".

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя Николаев Александр

Эм. Вы утверждаете, что данные по грамотности в СССР были не достоверны?

Аватар пользователя Кабан
Кабан(11 лет 8 месяцев)

И в РИ и в СССР до войны да, были недостоверны. Другой вопрос насколько. В РИ вообще сплошное очковтирательство в этом вопросе было, а потом не так уж быстро наладить систему правдивой статистики. Но в СССР по крайней мере старались. Подозреваю, что уже после ВОВ в этом вопросе достигли приемлемой точности.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя Николаев Александр

Подозреваю, что уже после ВОВ в этом вопросе достигли приемлемой точности.

До 1956 данные имеют сомнительную достоверность. Особенно плохо с демографией.

Но в СССР по крайней мере старались.

Не очень-то и старались. Пока Сталин не пнул. Писал уже как-то про урожаи в 1930 и способы их оценки. Бальное анкетирование для определения урожайности.... И ведь люди-то были в статистике в тот период одни и те же.

 

Аватар пользователя ЭллиКо
ЭллиКо(3 года 10 месяцев)

В РИ дольше 3-4 лет обучалось не более 5%. В СССР перед войной 7-летка была обязательна. Было кроме школ огромное количество ФЗУ.

Аватар пользователя Николаев Александр

http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3667.htm

введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8--10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках -- всеобщее обязательное 7-летнее обучение

И 7-летнее всеобщее обучение в СССР было осуществлено только в 1950—1956 годах.

http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/3/page82.html

Было кроме школ огромное количество ФЗУ.

Они были и в РИ. Правда рабочих было меньше.

Я думаю вам стоит проверять источники лучше....

Аватар пользователя ЭллиКо
ЭллиКо(3 года 10 месяцев)

https://istmat.info/node/86#_edn51

почитайте внимательно.

Аватар пользователя Niss
Niss(10 лет 12 часов)

ну тут как обычно, надо дать определение грамотности, дать материальное наполнение термину.

Например, в Финлядской губернии читать могли 60%, а писать - 10%. Что там было с пониманием сложных текстов, представить несложно. И это в губернии, где грамотность распространена в 50 более, чем в России (см. Н.Рубакин, автор статьи „Грамотность“ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона).

Т.е. по сравнению с объёмом сегодняшней средней школой грамотность была 1-2%

Аватар пользователя Николаев Александр

Чуть выше ответил. Читать и писать. Ну и считать.

Аватар пользователя Niss
Niss(10 лет 12 часов)

это не ответ, ответ должен содержать ссылку на конкретную чиновничью инструкцию - умеет ли опрашиваемый считать до 12, и т.п.

Аватар пользователя Николаев Александр

По моему достаточно достоверно. В первой половине 20 века под грамотностью понимали именно умение читать/писать. Думаю очевидно, что в РИ было аналогичное определение грамотности. Не заставляйте меня поднимать перепись 1897 года.

Аватар пользователя Xtriss
Xtriss(11 лет 6 месяцев)

На вашей же картинке написано "читать/писать или ТОЛЬКО ЧИТАТЬ" так что умеющих читать, но не умеющих писать в РИ считали грамотными. 

Аватар пользователя Niss
Niss(10 лет 12 часов)

говорят не редкостью была ситуация, когда человека обучали читать, но за неимением книжек и практики эти навыки за пару лет забывались намертво. Однако ответ на вопрос "обучен ли грамоте", очевидно, будет положителен.

Аватар пользователя Свет
Свет(3 года 5 месяцев)

Ну в Новгороде находят берестяные грамоты тысячелетней давности. Переписывались не только деловые люди ,но и кумушки ,и есть письмо 6-летнего мальчика - И?

 

Во расходились врунишки русофобы. А вы знаете ,что в штатах сейчас полно безграмотных даже белых людей? Они даже букв не знают. О, сколько вам открытий чудных...

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 3 месяца)

Ну в Новгороде находят берестяные грамоты тысячелетней давности... - И?

Ну это означает, что в Новгороде была высокая грамотность.  Для тех лет подобные находки говорят о многом.

Аватар пользователя Кабан
Кабан(11 лет 8 месяцев)

Отличать одиннадцатый век от двадцатого могут не только лишь все. Мало кто из хрустобулочников может это. А уж сообразить, что падение грамотности это свидетельство неблагополучия в государстве это и вовсе им не по уровню.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***

Страницы