Очерки аграрного быта крестьян. 1897 год.

Аватар пользователя Редут

Исследование доктора финансовых наук Николая Корниловича Бржеского положения  русских крестьян.

 Историко-критический обзор действующего законодательства, в связи с практикою крестьянского податного дела.

Несколько фотосканов из книги.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                     

Где жили и как обитали:

Здоровье, смертность, заболеваемость.

Крестьянская черезполосица и узкоземелье

Урожайность:

 

Автор: Бржеский, Николай Корнилович (7 ноября 1860 -1910). Российский экономист, юрист, общественно-политический деятель, публицист. (вики)

Книга: Недоимочность и круговая порука сельских обществ.

 исслед. Николая Бржеского. - СПб. : тип. В. Киршбаума, 1897

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Из других трудов Н. К. Бржеского можно прочитать любопытный момент о одной существенной причине высокой детской смертности на селе. Это  рекрутский набор. Без мужика призванного в рекруты одна мать многодетную семью вытянуть не могла.

Собственно, когда рекрутчину в Российской империи отменили последовал демографический взрыв конца 19 века.

Комментарии

Аватар пользователя Оригинальный куплетист

Оригинально. Когда дети рекрута подрастают, на них возлагаются подати, которые должен был платить батя.

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 10 месяцев)

Да. Хотел специально эту фразу выделить прописью. Но не стал. Думаю умные прочтут, а остальные все равно не увидят. 

Аватар пользователя Сергей Разинов

Думаю умные прочтут, а остальные все равно не увидят. 

Уважаемый...А ничего,что по существовавшему тогда закону дети родившиеся у рекрута ДО его призыва тоже становились солдатами,а рождённые ПОСЛЕ службы освобождались?                                              https://journals.openedition.org/pipss/493

Солдатские жены в XVIII – начале XX в.: опыт реконструкции социального статуса, правового положения, социокультурного облика, поведения и настроений

Отметим, что если в целом в императорской России положение и будущее ребенка зависело от социального положения его отца, то в солдатских семьях к военному сословию относились и еще не рожденные дети, а также все потомство не только от солдатских жен, но и от солдатских дочерей, от солдатских внучек, даже если они были прижиты незаконно. Очевидно, что для государства главным и определяющим являлись не законность или незаконность рождения ребенка в семье солдата, а его безусловная принадлежность к военному сословию и последующая служба в армии.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, требуйте обоснование на КАЖДОЕ слово ***
Аватар пользователя Holy
Holy(7 лет 3 недели)

Автор этого впечатляющего исследования -  Павел Петрович Щербинин / Pavel Petrovich Shcherbinin

"профессор кафедры Российской истории, доктор исторических наук, руководитель, Тамбовского центра гендерных исследований, Тамбовский госуниверситет имени Г.Р. Державина".

Как видите - записной грантоед, специалист по "гендерным исследованиям".  

Ясный пень, что вся апологетика булкохрастничества/белодельства  финансировалась на гранты ЦРУ и прочих всяких соросов-шморосов.   

Смешно даже рядом ставить эту политическую грантоедскую заказуху со свидетельствами современников-очевидцев. 

Аватар пользователя Сергей Разинов

Как видите - записной грантоед, специалист по "гендерным исследованиям".  
Ясный пень, что вся апологетика булкохрастничества/белодельства  финансировалась на гранты ЦРУ и прочих всяких соросов-шморосов.   

так что-эти "булкохрусты" и соросы-шморосы Закон Российской импери ипридумали? Во гады то! такие шустрые-даже в свод Законов издания 1864 г успели внести!

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, требуйте обоснование на КАЖДОЕ слово ***
Аватар пользователя Сергей Разинов

Автор этого впечатляющего исследования -  Павел Петрович Щербинин / Pavel Petrovich Shcherbinin

Как видите - записной грантоед, специалист по "гендерным исследованиям".  
Ясный пень, что вся апологетика булкохрастничества/белодельства  финансировалась на гранты ЦРУ и прочих всяких соросов-шморосов.   

Автор вообще то Сенат Российской империи..Так что-эти "булкохрусты" и соросы-шморосы Закон Российской империи придумали? Во гады то! такие шустрые-даже в свод Законов РИ  издания 1848 г успели внести!

Свод постановлений о солдатских детях и по другим предметам. СПб., 1848г . С. 4.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, требуйте обоснование на КАЖДОЕ слово ***
Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 10 месяцев)

Я прочел приведенную вами ссылку на реконструкцию и она нисколько не противоречит а скорее наоборот, дополняет сказанное. Замечу только что автору реконструкции надо было писать не только о солдатских женах, но и о всем солдатском сословии.Тогда бы картина получилась бы немного иной.

При всем при этом в моем тексте рассматривается положение дел на селе, а не в гарнизонах и солдатских слободах: отсутствие финансов и наличие детей, рожденных до призыва кормильца в рекруты, способствовали тому, что до 80% солдаток оставалось на прежнем месте жительства и влачило жалкое существование.

Из указа Анны Иоанновны: …женам солдатским невозможно неприлично жить в казармах, но от разлучения их с мужьями пропадает много солдатских детей, которые потом могли бы быть обращены в службу.

Аватар пользователя Сергей Разинов

Когда дети рекрута подрастают, на них возлагаются подати, которые должен был платить батя.

Да хрень написана...Ведь автор пишет,что КРЕСТЬЯНСКАЯ ПЕЧЬ БЫЛА НЕОПРАВДАНО БОЛЬШОЙ!Сразу видно экономиста-деревню видевшего на картинке..

Вот законы 19 венка:

"Если крестьянина от помещика забрали в рекруты, то он становился свободным человеком (от крепостной зависимости свободным), рядовым (принадлежал теперь военному ведомству), его жена - солдатка, дети, рожденные после того, как его забрали в рекруты (если жена последовала за ним к месту службы (не всех же на войну забирали)), сыновья - солдатские дети, кантонисты.
Дети, рожденные в то время, когда их отец еще был крепостным, оставались крепостными своего помещика.
Насчет денежных выплат - очень сомневаюсь. Пусть меня поправят те, кто знает точно.
Если рядовой погиб, то из войск через воинское присутствие, которое рекрута и забирало, к месту жительства его родных передавали сообщение о смерти.
Солдатка могла повторно выйти замуж, если был подтвержден факт гибели мужа-солдата или если солдат считался без вести пропавшим.

А вот отслуживший (в то время) лет 20-25 и вышедший в отставку имел льготы и по выбору места жительства, и финансовую поддержку

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, требуйте обоснование на КАЖДОЕ слово ***
Аватар пользователя Александр Н.
Александр Н.(9 лет 11 месяцев)

Согласен с комментарием администрации, но этот коммент полностью поддерживаю.

Аватар пользователя ПиротехникЪ
ПиротехникЪ(11 лет 7 месяцев)

Булкохпусты недоделанные.

1. В 21-м веке человек, отслуживший 20-25 лет в войсках, как правило, развалина. Ветеранов военной службы без затей называли "инвалиды". 

2. Прекрасный выбор перед мамкой - свалить из села за мужем, бросив нажитых малолетних детей в крепостничестве сиротствовать или остаться и тогда они издохнут от голода (без мужика ей не вытянуть). Прекрасно придумано - "Россия, которую мы потеряли!" ©

Аватар пользователя vladd
vladd(6 лет 2 месяца)

Небольшая поправка: ветеран – это проверенный воин, а инвалид это уже утративший годность ветеран..

Второй пункт просто замечательный, но возможно проходил с минимальным моральным дискомфортом – ведь так было всегда, таков порядок вещей, такая традиция.

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 10 месяцев)

(принадлежал теперь военному ведомству)

Дети мужского пола, рождённые солдатками, законные и незаконные, автоматически поступали в ведение военного ведомства. Уже в самый момент рождения мать лишалась всех прав на мальчика. Это, естественно, приводило к тому, что женщины скрывали детей, передавали их родственникам или сдавали в приюты, чтобы потом забрать оттуда и усыновить.

За укрывательство были положены штрафы и даже телесные наказания, но несчастных женщин это, конечно, не останавливало.

Закрепостила солдатских детей матушка Елизавета Петровна своим указом в 1758 году. Так что принадлежность к военному ведомству нисколько не освобождало от крепости.Военная кабала в Российской империи вполне отражала политику "правящей партии". Все податные сословия, сиречь простые люди, должны были в буквальном смысле слова принадлежать либо государству, либо помещикам, либо армии.

Вот и получается, что в дореформенный период (1700 — 1856 годы) сами рекруты, номинально освобождённые от крепостной зависимости, и все их домочадцы фактически оставались в рабстве. Правительство неусыпно следило за ними, видя в них источник для пополнения армии. То есть относилось как к скоту, пушечному мясу.

Военная власть согласилась, чтобы жёны и мужья жили вместе и даже выплачивало им копеечное довольствие, а взамен жёстко контролировало их мужское потомство

Насчет денежных выплат - очень сомневаюсь. Пусть меня поправят те, кто знает точно.

В первой половине 19 века выдавались дополнительные денежные пайки. Детям до 7 лет: 3 рубля 50 копеек, от 7 до 11 лет — 7 рублей в год.

 На 1 рубль в начале 19 века можно было купить 40 яиц, или 1,5 кг карасей, или 2,5 кг говядины, или 1 кг масла, или воз соломы.

Аватар пользователя Сергей Разинов

Дети мужского пола, рождённые солдатками, законные и незаконные, автоматически поступали в ведение военного ведомства. Уже в самый момент рождения мать лишалась всех прав на мальчика.

Ну да...И я об этом! Какие нафиг подати за отца ?Они Кантонистами назывались кажется

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, требуйте обоснование на КАЖДОЕ слово ***
Аватар пользователя iron_kolobok
iron_kolobok(10 лет 6 месяцев)

Народ должен знать правду, да. 

Аватар пользователя FreeWind
FreeWind(8 лет 11 месяцев)

Ну, вот и он - хруст французской булки....

Редут, спасибо. Очень актуальный материал. Поставил эту книжку в очередь, на прочтение.

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 10 месяцев)

и Вам спасибо, что прочли.

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(9 лет 3 месяца)

Понятно каждому просвещенному человеку, что это другое. Крестьяне не те попались, исследователь чернуху писал. Не могут же люди под сенью помазанника Божьего жить так.

Аватар пользователя игорёк
игорёк(5 лет 9 месяцев)

Из 10 - умирало 7-8... Не - не "божьего" - это точно...

Аватар пользователя ПиротехникЪ
ПиротехникЪ(11 лет 7 месяцев)

Фу таким быть!

Как можно сомневаться в заботе Царя-батюшки о своём народе?!

А такто, да, "норот не торт" - им и образование, и медицину, и гражданские свободы, а они дохли как мухи, а потом - страшно подумать (!) взяли и свергли прогрессивнейшую и эффективнейшую  форму государственного управления - царизмЪ.

ужОсЪ-ужОсЪ!

Аватар пользователя задумавшийся
задумавшийся(7 лет 5 месяцев)

Прекрасный документ эпохи! Спасибо Вам Редут что опубликовали. VDFу особенно рекомендуется к прочтению...

Аватар пользователя Boris
Boris(11 лет 8 месяцев)

Какую страну потеряли.....

Аватар пользователя СергиоПетров
СергиоПетров(9 лет 6 месяцев)

 

Из других трудов Н. К. Бржеского можно прочитать любопытный момент о одной существенной причине высокой детской смертности на селе. Это  рекрутский набор. Без мужика призванного в рекруты одна мать многодетную семью вытянуть не могла.

 Для начала уточним что в приведённой ссылке речь идёт о 1808годе

 

Собственно, когда рекрутчину в Российской империи отменили последовал демографический взрыв конца 19 века.

1859 год срок службы сократился с 19 до 12 лет, предельный возраст рекрута — с 35 лет до 40.

1874 год Всё мужское население, достигшее 21-летнего возраста, без различия сословий, 6 лет служило непосредственно в строю и 9 лет числилось в запасе (для флота — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе). Отслужившие сроки действительной службы и в запасе зачислялись в ополчение, в котором пребывали до 40 лет.

От действительной службы освобождались: единственный сын, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сёстрах, призывники, у которых старший брат отбывает или отбыл срок действительной службы. Остальные годные к службе, не имевшие льгот, тянули жребий.

Внезапно оказывалось что забирали не только лишь всех и община как бы должна была помогать(хотя конечно люди есть всякие).

А теперь уточним по детской смертности после отмены рекрутского набора.

Годы
В процентах к общему числу умерших в возрасте до 5 лет, умерло
Начало 1870.
68,9
1882-1886.
68,2
1887-1891.
69,0
1891-1896.
63,5
Итого за 15 лет (1882-1896).
67,1
 
Смертность грудных детей в Европейской России в 1867-1911 гг.
 
Годы
Из 100 родившихся умерло в возрасте 0-1 г.
1867-1871
26,7
1872-1876
27,3
1877-1881
27,0
1882-1886
27,1
1887-1891
26,9
1892-1896
27,5
1897-1901
26,0
1902-1906
25,3
1907-1911
24,4

Как видно совершенно отчётливо  никакого влияния  отмена рекрутского набора

Не оказывала.

Все годные к службе, в том числе и льготники, зачислялись в запас, а по истечении 15 лет — в ополчение. Давались отсрочки на 2 года по имущественному положению.

Сроки действительной военной службы сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет — для окончивших начальную школу, до 3 лет — городскую школу, до полутора лет — для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно («вольноопределяющийся»), сроки службы сокращались вдвое.

 

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя sapphir1970
sapphir1970(12 лет 10 месяцев)

Как это согласуется с огромным приростом населения? И вообще, как можно основывать свои суждения на еврейском источнике?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (систематические манипуляции и набросы) ***
Аватар пользователя СергиоПетров

Как это согласуется с

Читайте внимательнее, что и в каких графах стоит в таблице которую я запостил.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя Сергей Разинов

И ещё 5 коп в копилку-посмотрите вот на эту работу:

  https://journals.openedition.org/pipss/493

Солдатские жены в XVIII – начале XX в.: опыт реконструкции социального статуса, правового положения, социокультурного облика, поведения и настроений

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, требуйте обоснование на КАЖДОЕ слово ***
Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 10 месяцев)

Спасибо за коммент. Какой шанс был свалить на рекрутчину высокую детскую смертность, ан нет... 

Для начала уточним что в приведённой ссылке речь идёт о 1808годе

Безусловно. Собственно рекрутов отменил Алекс-2 и при Алексе -3 и Никки -2 их уже не было. 

 

Как видно совершенно отчётливо  никакого влияния  отмена рекрутского набора

Не оказывала.

Соглашусь с вами вовсе не из-за детской смертности, а потому что рекрутский набор по цифрам все-таки ничтожно мал по сравнению со всем населением. Изначально брали по 2 рекрута с 500 годных человек. Однако влияние наличие и отсутствие рекрутского набора на село безусловно было.

Аватар пользователя SkyNet2028
SkyNet2028(4 года 4 месяца)

Картофель бы садили, а то просо , гречка... С 4га минимум 4 тонны собрал бы а максимум 20 и скотине бы досталось. Да и колорадского жука не было.

Аватар пользователя NOTFORME
NOTFORME(9 лет 6 месяцев)

Паскудство  граждан, старательно обсерающих происходящее в своей стране, без какого -либо  сравнения с  происходящим  в это же время  за границей - на благословенном Западе, сильно удручает.

Неплохо  бы привести  свидетельства современников  о жизни и быте  крестьян  в Англии, Ирландии, Франции и прочих Германиях  в это же время.

И сравнить. Просто сравнить.

...Но нестерпимо  хочется  гусской интеллигенции   поднять хвост  и прогадиться  на свою страну. Привычно сие и встречает гадостное одобрение ...

 

Аватар пользователя 5-9
5-9(12 лет 1 день)

Если речь про 19й век, особенно его 2-ю половину, то какие источники ни читай, как ни сравнивай, получается всего 4 буквы Ж О П А....

Комментарий администрации:  
*** отключен (говнонабросы) ***
Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 12 месяцев)

Нельзя доверять любой статистике тех лет.  Даже в 20 веке учёт был плюс-минус лапоть.

Вот моей матери в предвоенные годы потребовалось получить документы. А когда родилась - неизвестно. Бабушка помнила только, что в том году совпали пасха и престольный праздник. В сельсовете написали наугад - 1921 год. А гораздо позже мой отец вычислил, что такое совпадение было в 1920 году. Так что матери пришлось лишний год работать до пенсии.

Кстати, никто не знает, какое официальное имя было у бабушки. В семейном альбоме всего одна фотография, а под ней подписано почерком отца : Лепестерья (искажённое).  Она умерла, когда деревенским жителям документы ещё и не выдавали, так что, возможно, официального имени и не было.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Tuktarov
Tuktarov(12 лет 3 месяца)

Едете в региональный архив и, зная населённый пункт, ищите по имени отчеству. Мы с мамой так предков по одной линии до 18-го века проследили.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 12 месяцев)

Какой, нафиг, архив? Ежели я не знаю её имени?

Да и раз в сельсовете никаких документов не было, то и в региональный архив никто ничего не мог передать.

Бабушка, скорее всего,  из переселенцев в Сибирь, а мать вряд ли в каких бумагах была записана. В её деревне церкви не было, а в соседнем селе во время гражданской войны попа убили бандиты за то, что сочувствовал советской власти. Так что некому было бумаги писать.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Tuktarov
Tuktarov(12 лет 3 месяца)

Вы не знаете точного имени. А отчество знаете?

Вы даже попробовать не хотите, заранее считая, что ни чего не найдёте. То есть, вам и не надо находить.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 12 месяцев)

Не знаю ни отчества, ни девичьей фамилии, ни места, ни года рождения. Да и не видел её ни разу. Так что вы правы, искать у меня нет большого желания. А написал я про этот случай, чтобы проиллюстрировать своё утверждение, что статистике нельзя доверять.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя NOTFORME
NOTFORME(9 лет 6 месяцев)

Вот что писал английский капитан Джон Кокрейн  в 1824 году. 

"Без всяких колебаний  говорю я, что положение здешнего крестьянства  куда лучше состояния этого класса в  Ирландии. В России изобилие продуктов и они дешевы и хороши. В Ирландии  они дороги и скверны..."

Свободная  от крепостного рабства Ирландия  с 1841 по 1951 год  от голодухи потеряла 30% населения.  Народ частично вымер, частично убежал в Америку. Где  его ждало самое натуральное рабство...

Роберт Бремнер. "Путешествие по России" 1839 год.  " В Шотландии народ ютится в домах,  которые русский крестьянин признал бы непригодными для скотины..."

А.С.Пушкин, ссылаясь на Фонвизина, писал : "... сравнительно с французским земледельцем  судьба  русского крестьянина  гораздо менее тягостна.

Подушная платится миром. Барщина определена законом... Иметь корову в Европе  есть признак богатства, роскоши. У нас не иметь коровы есть  знак бедности."

В благословенной просвещенной Германии  в 17 веке  проблему со снабжением мясом решали  рационально, по европейски. Во время Тридцатилетней войны там было уничтожено  около 40% населения.  В Ганновере  было официально разрешено употреблять в пищу мясо людей умерших от голода.  В некоторых областях  церковные и светские власти разрешили многоженство - надо было восполнять убыль населения. Для следующей войны.

Я лично видел  домик-музейчик в  Северной Германии, типичный для  среднегерманского  крестьянина.  Печь там отсутствовала.  Был очаг, где готовили пищу.  Спал народец в  каких-то  нишах в стене, занавешенных тряпьем.  Влезет туда, напердит-навоняет, тем и согревается.  Мылись  чрезвычайно редко - из -за дороговизны топлива. Жрали брюкву, горох и ячмень... Скота, судя по отсутствию  помещений для него, не было.

Сравнивайте.

Аватар пользователя Максик
Максик(5 лет 4 месяца)

Таки сравнивать надо сравнимое. На рубеже XIX-XX вв. жизнь в ведущих странах Европы несколько изменилась по сравнению с началом XIX в. и тем более, временами Тридцатилетней войны. И в России изменилась тоже. Там выше писали про бурный рост населения, и это притом, что производительность с/х почти не росла. Результат: регулярные голодовки, вплоть до масштабных, охватывающих все основные хлебопроизводящие регионы: 1891 и 1911 гг. Ничего подобного Россия не знала со времён царя Бориса. Самой страшной была, разумеется, голодовка 1922 г., когда на неурожай наложились последствия многолетней войны, но началось-то всё куда как раньше.

И дешевизна продовольствия на рынке не равна его доступности. Она следствие избытка предложения, а не изобилия. А избыток предложения в нашем случае - результат налоговой политики государства, а не офигенной производительности. Крестьянину нужны были деньги для уплаты налогов и выкупных платежей, да и самому купить что-то нужно было (например, при крепостном праве за дровами просто ездили в лес, а теперь их надо было покупать), поэтому он и вёл на базар всё, что можно и кое-что из того, что нельзя. Отсюда и невероятно низкие, копеечные, цены на продукты питания, притом, что крестьяне весной повсеместно ели хлеб с лебедой, а граф Толстой писал, что в России голод начинается не тогда, когда хлеб не уродился, а когда не уродилась лебеда.

И хлебный экспорт тоже был не от изобилия, а от безысходности: просто больше продавать за границу было нечего.

Государство, обдиравшее крестьян, тоже можно понять: деньги на развитие промышленности, прежде всего военной с неба не свалятся, а полмира ограбить, как цивилизованной Европе, не получится.

Аватар пользователя NOTFORME
NOTFORME(9 лет 6 месяцев)

 Вы совершенно правы.  Надо сравнивать сравнимое. Проклятый  царизм  организовал голодовку в 1922 году?!  Дотянулся - таки...

Вы не поверите, но  проклятый царизм  организовал  плановое переселение  из трудоизбыточных  центральных районов России  на свободные земли. Где народишко переставал голодать...  В 1906- 1914 за Урал  переселилось  3 772 151 человек. Переселенцы-мужчины  освобождались от воинской повинности, финансировало переезд, выделяло льготные кредиты и даже нагло и безвозмездно передавало им   государственные земли... Измывалось государство, короче.

От этого случился рост производства с/х  культур.  Конкретно в 1890 - 1913 гг.  примерно в 1,5 - 2 раза. (В.Обухов . Движение  урожаев с/х культур. 1983-1915. М.1927)

С 1913 по 1940 год тоже  случился рост производства с/х. Аж в  1,1 раза.  ( Страна Советов за 50 лет. Статистический сборник. 1967.)

Страшно голодающий  россиянин  под гнетом царизма   жрал в год  1913 -й   всего 727 кг зерновых, 22 кг мяса, 5,2 кг. масла и запивал  185 л молока.

Процветающий  гражданин СССР  в 1940-м   изящно кушал  422 кг зерновых, 20 кг  мяса, 1,9 кг. масла. И запивал  160 л. молока.

... Мне неизвестно, сколько советских колхозников   имело банковские счета  и сколько полновесных рублей на них лежало.

Но в проклятом царизме у жравших лебеду  крестьян в 1893  году имелось  400 тыс счетов. 77 млн. паршивых царских рублей.

В 1914-м  счетов стало 2,4 млн.   На них валялось  479,9 млн.  отвратительных  царских рублей.

В 1916 -м  счетов стало  каких - нибудь 2,9 млн.   683 млн. рублишек.

Соотношение  тогдашнего паршивого  царского рубля к нынешнему  1 : 1513

В среднем  держатель счета имел  примерно  200  гнусных царских рублей. Что в переводе на нынешние  - 350 тыс. рублей.  Что, конечно, немного...

Я не  пытаюсь  приукрасить  тогдашнее  зверское  царское правительство. Но, думаю, если бы не случилось  лихого переворота - майдана в 1917-м, кое-чего  оно бы добилось.

Вы не поверите, но  проклятый царизм  с 1857  по 1901 год  увеличил число  технических ВУЗов  с 8 до 16 . Такого не бывает без  четко выраженной потребности.  Реализовывалась образовательная программа. Гнусный царизм  поставил задачу - ребенок (угнетенный) должен был  иметь школу  на расстоянии 3 верст.  И она  выполнялась. И построилась в рекордный срок Транссибирская магистраль ( через весь континент) . И выпускалось нужное количество инженеров ( в том числе - авиаторов). И был налажен серийный выпуск подводных лодок ( высокие технологии.)...

Не надо срать в прошлое своей страны, товарищ...

 

 

 

Аватар пользователя Максик
Максик(5 лет 4 месяца)

Как вы "изячно" выразились, "срать" в прошлое своего отечества и впрямь не стоит. Ни в царское, ни в советское. А то ваш брат булкохруст их почему-то разводит, и, выгораживая одно, поливает экскрементами другое.

Полмиллиона (в 16 году почти три) счетов в Сберегательных кассах это, конечно, замечательно, могли бы, кстати, вспомнить ещё про кредитные кооперативы, насаждавшиеся правительственными структурами в рамках той же самой аграрной реформы, что и переселения в Сибирь, про них почему-то все забывают, (статейку, что ли забабахать, надо подумать), да только крестьянских хозяйств в России было на порядок больше, чем эти ваши три миллиона. Кстати, если дореволюционная деревня была такая богатая, как вы изволите говорить, то почему тогда 9/10 (ну или около того, точно не помню) всех кредитных кооперативов, созданных на основе Положения 1904 г. (больше 10 тысяч, между прочим), были беспаевыми кредитными товариществами? Денег на паи, что ли у мужиков не было? А вы говорите, миллионы...

Про то, что проклятый царизм организовал голод 1922 г. (а до кучи, видимо, и 33-го и 47-го) я даже комментировать не буду: сами придумали, сами перемогли, молодец!

А что до 1913 г., с которым так любили в СССР сравнивать свои показатели, так в этом, последнем послевоенном году был огромный, небывалый и никогда ранее невиданный урожай. Выйти на эти показатели, кстати, смогли только к 1927 (или 28, точно не помню уже) году, а потом - после просадки в начале 30-х, лишь к 40-му. Но это не значит, что сельское хозяйство не развивалось, сельское население за это время изрядно сократилось, а городское выросло. Хотя да, с/х в советские времена росло медленнее, чем хотелось бы, как, впрочем и до революции, и, кстати, отчасти в силу общих причин: что "проклятый царизм", что советская власть выжимали из деревни ресурсы на индустриализацию.

Так что, действительно не стоит орошать экскрементами могилы своих прадедов, как это делают любители утверждать, что прадеды эти жили не тужили при царе-батюшке, а потом вдруг пришли жиды (с масонами) и наслушавшись их, прадеды рванули на майдан и разнесли вдребезги свою страну. Уважать надо прадедов, хотя бы немного.

Аватар пользователя NOTFORME
NOTFORME(9 лет 6 месяцев)

" Не брат ты мне, марксикова морда" (с)  сильно искаж.     Потому что не облаиваю оппонентов  "красножопыми" и " булкохрустами". 

Потому что для  меня История моей  Державы  неразрывна. Она  не плохая и не хорошая.  Она просто - наша. 

Ваша откровенно идиотская филиппика  о "прадедах, которые  жили-не тужили  при  царском режиме"  может  вполне быть парирована  такой же -  о "дедах, которые  жили - не тужили в Гражданскую войну" - урезав ( в буквальном смысле)  свою численность  на 10,5 млн. Женщин и детей в частности.

... Так  как же случилось, пролетарий  Вы наш, что  загибающая при царизьмах  Россия, добилась  весьма впечатляющих успехов  в культуре,  науке,  строительстве ( в том числе и Державы).

Ричард  Фейнман,  ученый -физик мирового  уровня как-то  сказал: "Как  может выродиться  великий русский народ, которому принадлежит  половина фундаментальных открытий  на Земле? Народ поэт,  философ и воин.  Русские - это не государство - это целостная  Цивилизация."

Так как же , марксик,   тысячу лет пребывающий в ничтожестве царизьма  народ, прозябающий в  ожидании  прибытия Ильичей - Лейбов и прочих Апфельбаумов с Черными Янкелями -Свердловыми  и прочими Белакунями , изловчился таки произвести такое впечатление  на Р.Фейнмана - американского ученого?

Может, потому что он, Фейнман, знает Историю  России и её народа значительно лучше вас - марксиков?

 

Аватар пользователя RiverNur
RiverNur(6 лет 10 месяцев)

В этом плане очень интересны романы Золя, особенно "Жерминаль" и "Земля". Последний - особенно интересен! Это о жизни в сельской французской глубинке, просто мрак... Понимаю, что это художественное произведение, но всё равно соответствовало реалиям, судя по отзывам современников автора. 

Аватар пользователя aftorshog
aftorshog(7 лет 2 месяца)

Свободная  от крепостного рабства Ирландия

Англичане там руку не приложили к финансовым потокам?..

с 1841 по 1951 год  от голодухи потеряла 30% населения

"Великий голод в Ирландии,  произошёл в Ирландии в 1845—1849 годах. Голод спровоцирован эпифитотией фитофтороза — массовым заражением картофельных посевов на острове патогенным оомицетом Phytophthora infestans. Худшим годом этого периода был 1847 год, известный как «Черный 47-й». Во время голода около миллиона человек погибло и еще миллион эмигрировало, в результате чего население Ирландии сократилось на 20-25%."(вика)

Аватар пользователя NOTFORME
NOTFORME(9 лет 6 месяцев)

О да.

Благодатная природа России ( сравнительно с европейской и, в частности, ирландской) никогда  не позволяла себе  оскорбить русского крестьянина засухой- недородом...

Аватар пользователя aftorshog
aftorshog(7 лет 2 месяца)

Ага, смешно. 

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов
Повелитель Ботов(54 года 11 месяцев)

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя Дежко Сергей
Дежко Сергей(4 года 10 месяцев)

Хорошо бы еще про регулярный голод упомянуть. 

Комментарий администрации:  
*** Отключен (призывы узаконить пытки с использованием содомии) ***
Аватар пользователя Alex47
Alex47(8 лет 3 недели)

Исследование доктора финансовых наук Николая Корниловича Бржеского

Нет такого понятия, "доктор финансовых наук", уважаемый автор.
А было (и есть), -  "доктор финансового права", - именно такое звание носил Н. К. Бржеский.
Вики:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Бржеский,_Николай_Корнилович

Аватар пользователя NOTFORME
NOTFORME(9 лет 6 месяцев)

Меня всегда коробит  , когда  товарищи тупо изыскивают  негатив  о "пгоклятом царизьме" и пытаются впарить  гипотезу о беспросветно-зверской жизни наших предков под гнетом беспросветно тупых и жаднющих правящих классов. Откуда  взялась  высочайшая культура, наука, Великая Держава на пол-континента - таким вопросом не задаются.

Для них, вероятно, История России началась в 1917-м  и закончилась в 1993-м...   До 1917-до прихода  шайки международных разноплеменных  авантюристов, сваливших страну в лютую Гражданскую войну и разруху , народец  русский прозябал  в голимом зверстве и дикости... Авантюрягам пришлось его частично истребить  и разгромить построенную им  Великую Державу через  каких-нибудь 73 года...

Аватар пользователя СергиоПетров
СергиоПетров(9 лет 6 месяцев)

Для них, вероятно, История России началась в 1917-м  и закончилась в 1993-м...   До 1917-до прихода  шайки международных разноплеменных  авантюристов, сваливших страну в лютую Гражданскую войну и разруху , народец  русский прозябал  в голимом зверстве и дикости.

Таки да и они это в общем-то и не скрывают, если вообще способны о подобном размышлять.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя Свет
Свет(4 года 3 недели)

 Не иметь корову русскому крестьянину считалось нищетой. Иметь корову европейскому крестьянину считалось роскошью.

У нас даже крепостные жили в своих домах. В Англии фермеры жили в арендованных жалких лачугах хуже наших сараев.

Кстати , наши крепостные могли иметь  частную собственность,землю ,  и заводы- фабрики,и магазины.Выходцы из крепостных семей  занимались купечеством и фабриками , выкупались ,потомки некоторых стали известными русскими купцами и промышленниками ,миллионерами. То есть -  в России работали эти лифты  ,что умный и трудолюбивый чел мог достичь заслуженных успехов.

Навскидку пара фамилий - Абрикосовы ,Морозовы. Сейчас потомок Абрикосовых занимается бизнесом в России.

 В Англии ростовщики сгоняли разорившихся фермеров с земли ,и те становились бомжами по - современному. Добрые англичане позаботились о своих этих крестьянах - только за год повесили  80 000 ! бездомных за бродяжничество.

Вот и Россию в 17 году "осчастливила" шайка  инородных аферистов- людоедов. Чтобы крестьяне не умирали с голода , Они тупо уничтожали их. Ну ,а их дети уже сами умирали ,помыкавшись по стране от голода и холода , от болезней.

Так и хочется сказать "радетелям" о судьбах русского народа ... нельзя ,к сожалению такое писать. А то смотрю один еврейский канал "Итон" на русском,так там один еврей ажно глазки закатил от предвкушения  :вот как в России скоро начнётся ,так они будут друг дружке кишки наматывать..."      Вот чего они ждут и приближают по мере своих сил. Есть ,правда ,и местные либо дураки ,лиюо сорососы.

Странно ,почему тварынок не привлекают за разжигание ненависти и призывы к насилию ? Так они ж не у себя разжигают...

Люблю всё доброе , почти таким и видела этот памятник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/russkij_iskhod_170.htm

 

 

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 10 месяцев)

С именем князя Ивана Васильевича Сицкого связан очень интересный факт крестьянского землевладения конца XVI века, то есть того времени, которое предшествовало закрепощению крестьян. Судя по писцовой книге Московского уезда (1585—1586 годы), первое место среди оброчных владельцев, и по числу и по количеству арендуемой земли занимали крестьяне, в одиночку и товариществами. Из одиночных владельцев выдавался крестьянин князя Ивана Васильевича Сицкого, Ермолка, державший 12 пустошей с 449 четями.

 

У Крестьянина Ермолки земли было больше чем у некоторых бояр. Какую Россию мы потеряли в Смуте 17 века?