«Пшеничная дипломатия»: как Россия расширяет свое влияние в Средиземноморье
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ― Став ведущим мировым экспортером пшеницы, Россия на протяжении последних двадцати лет делает ставку на этот злак, чтобы укрепить свое присутствие на международной арене.
Coline Vazquez / Колин Васкес
05/09/2020
Пшеничное поле в Карпенково, примерно в 600 км к югу от Москвы, недалеко от границы с Украиной.
Есть ли риск того, что в Ливане закончится пшеница? Именно это беспокоит ООН, которая предупредила, что к концу года более половины населения может быть лишено основного продукта питания. Потому что взрыв в порту Бейрута 4 августа не только усугубил поразивший страну экономический кризис, но и разрушил элеватор, вмещавший до 120 000 тонн пшеницы. Важнейший резерв для Ливана, который ежегодно импортирует 1,5 миллиона тонн этого зерна. В первые дни после трагедии Франция мобилизовалась, чтобы отправить огромное количество пшеницы и муки. Жест солидарности, разумеется, но также видимая часть гораздо более обширных проблем. Вынужденный импортировать больше, Ливан становится привлекательным рынком для экспортеров пшеницы. В особенности, для России, которая уже обеспечивает половину ливанского импорта. Страна Владимира Путина, продолжающая в последние годы расширять свое влияние в Средиземноморье, мастерски ведет игру «пшеничной дипломатии».
За 20 лет Россия действительно зарекомендовала себя ключевым игроком на рынке пшеницы. Присутствующая на южном побережье Средиземного моря, она стала незаменимой для стран, испытывающих структурный дефицит этого злака. Из 180 миллионов тонн, экспортируемых ежегодно во всем мире, почти четверть приходится на Россию, ставшую ведущей страной-экспортером.
Первым местом Россия обязана своим обширным территориям вокруг Черного моря и в Сибири: 27 миллионов гектаров, или около 12% мировой площади, отведены под выращивание пшеницы. Именно на этот крупный козырь московская власть решила сделать ставку в 2000-е годы. «Владимир Путин понял, что зерновая мощь России может создать национальное богатство, рабочие места и благодаря экспорту обеспечить валютные поступления. Поэтому он решил изменить логистику своих черноморских портов, чтобы иметь возможность продавать больше», ― анализирует Себастьян Абис, директор клуба Demeter и исследователь Института международных и стратегических отношений (Iris). За последние 20 лет объем выращиваемой пшеницы в России вырос с 30 миллионов тонн до сегодняшних более чем 50 миллионов тонн, а в лучшие годы достигал 80 миллионов тонн. Достаточно, чтобы в значительной степени удовлетворить потребности своего населения и, прежде всего, экспортировать от 50 до 60% своей продукции.
Пшеничная дипломатия
Чтобы продавать свою пшеницу, далеко ходить России не пришлось: она очень быстро обратилась к странам южного Средиземноморья. Треть мирового экспорта пшеницы действительно приходится на страны Северной Африки и Ближнего Востока. Постепенно Москва завоевала этот рынок, что представляет собой бесспорную финансовую удачу. Россия таким образом расширила свое влияние на эти страны, в которых вскоре стала важнейшим партнером, и даже инвестировала в портовую инфраструктуру и хранилища некоторых своих клиентов. «Она сделала стратегическую ставку на свои зерновые, чтобы вернуть себе определенный рейтинг на международной арене, что является главной целью Москвы». Выигрышная ставка. Общий объем экспорта приносит России примерно 10 миллиардов долларов в год.
Это первенство дает первой в мире житнице привилегированные отношения со странами Магриба. Так обстоит дело с Египтом, который 20 лет назад не покупал пшеницу в России, а сейчас получает три четверти своего импорта из России. Зависимость, которая проявилась в 2010 году во время хлебного кризиса. Тогда Россия решила на время заблокировать экспорт пшеницы из-за плохих урожаев. В результате цены на муку и хлеб в Египте, страдающем от огромного дефицита, взлетели. В то же время Марокко сохраняет Францию в качестве основного поставщика пшеницы, однако королевство обхаживает и Москва. «Эти страны нуждаются в пшенице, но только французского партнера недостаточно. Поэтому они обратились к России», ― поясняет Себастьян Абис. Ее статус важного партнера придает ей неоспоримый вес в торговых отношениях со странами-импортерами, о чем свидетельствует визит Дмитрия Медведева в 2017 году в Алжир и Рабат. Во время обсуждений премьер-министр смешал зерновые вопросы с вопросами обороны и вооружения, рассказывает исследователь из Iris.
Зерновая империя
Однако Россия не одинока в стремлении к средиземноморскому рынку; ей пришлось противостоять соперникам, уже хорошо зарекомендовавшим себя в регионе. Сначала ей удалось свергнуть с пьедестала Соединенные Штаты, когда-то ведущего экспортера пшеницы, продажи которого теперь намного ниже. Что же касается Франции, то ей удалось закрепиться в регионе. За прошедшие годы она установила прочные отношения со странами Магриба, в частности, с Марокко, Алжиром, Тунисом и Египтом, на которые приходится 40% экспорта французской пшеницы. Но с 40 миллионами тонн продукции в год и 20 миллионами, отправляемыми на экспорт, она вряд ли сможет конкурировать с Россией.
Хотя «Франция конкурентноспособна, производит качественные зерновые в больших количествах», она никогда не будет производить столько, сколько Россия, ― уточняет исследователь. По его словам, в настоящее время нет страны, способной затмить Москву в этой области. Тем более что российское правительство продолжает инвестировать в развитие своих экспортных мощностей. «Доходность может еще вырасти благодаря огромным усилиям, направленным на улучшение грузовых и железных дорог в Черноморском регионе. Россия также хочет расширить свои агрономические исследования и вывести более устойчивые сорта. В течение двадцати лет она производила настоящее перевооружение сельского хозяйства и зерновых культур, что усилило ее влияние на международном уровне», ― анализирует он. Парадоксально, но глобальное потепление вполне способно облегчить ей задачу. «Некоторые земли смогут производить немного больше, если они будут меньше подвергаться сильным морозам, как в Сибири».
Таким образом, в течение ближайших пяти лет Россия сможет выращивать до 100 миллионов тонн пшеницы в год, уверяет Себастьян Абис. Достаточно, чтобы завоевывать новые рынки. За последние пять лет страна действительно развернулась к африканским странам к югу от Сахары, в частности к Судану и Нигерии, куда ее пшеница экспортируется все чаще. Другие страны в поле зрения: Катар и Саудовская Аравия. Досягаемые амбиции для России, которая на данный момент господствует в «пшеничной дипломатии».
*******
Перевод комментариев.
Trebotier 05/09/2020 à 20:10
Египет покупает зерно???
gerard cavoli 05/09/2020 à 16:59
Для продажи зерновых нужна логистика. И она принадлежит не русским, а крупным транснациональным корпорациям Louis Dreyfus Cargill, Bunge y Born и Bolloré. Так что выход единственный, продавать на 30% дешевле и тем хуже для мужиков (в тексте moujiks – прим. перев.).
Oppidum 05/09/2020 à 14:01
К чему этот антироссийский душок?
Benoit S. 1 05/09/2020 à 12:42
Зерно, которое производит Россия, органическое?
StéphaneLoir 05/09/2020 à 13:52
Несомненно, есть органическое. Но Франция не должна никого поучать, если мы видим, что помощь ЕС (наши налоги) идет в основном крупным производителям зерна и почти ничего ― органическому сектору, который должен платить за свою сертификацию. А мы платим второй раз, чтобы очищать воду, лечить рак, целиакию...
Berjidet 05/09/2020 à 12:31
Удивительно, что в этой статье говорится о «пшеничной дипломатии» без упоминания растущего качества российской пшеницы (с высоким содержанием белка, что делает ее предпочтительной для некоторых африканских стран), а также ее цены, которая будет на 30% ниже стоимости французской пшеницы... вот информация, которая мне кажется важной! Да здравствует Интернет, позволяющий сравнивать эту статью с другими в сети, когда вы не эксперт ... это любопытно.
BASSET71 05/09/2020 à 11:46
При Сталине граждане СССР страдали от голода. США поставили много пшеницы в СССР.
Letel001 05/09/2020 à 14:32
Да, и не только при Сталине, а на протяжении всего советского периода.
В славные времена колхозов, совхозов и прочих совнархозов...
Bern 78 05/09/2020 à 14:05
Удивительно то, что вы говорите. Запад потребовал от Сталина возместить их вложения в восстановление промышленного аппарата зерном (а не золотом). Для этого он прибегал к возделыванию «целинных» земель Сибири (poniatanaia tsélina), реквизиции урожая для борьбы с внутренней спекуляцией, ускорения коллективизации, в ответ на что крестьяне массово забивали свой скот, именно из-за этого был ужасный голод 1930-33 годов! Теперь с помощью ловкого фокуса, секрет которого хорошо известен, называя русских советскими, Россия объявляется виновной в «Голодоморе», возмещения за который неистово требуют украинцы.
Bern 78 05/09/2020 à 17:07
Я исправляю: Podniataïa tsélina (перевод: Terres défrichées). Читать очень спорное произведение М. Шолохова, который «умолчал» о голоде.
…
José Bobo 05/09/2020 à 10:31
Некоторые стремятся расширить свое влияние с помощью террористических атак, а Россия делает это, кормя страдающие группы населения, то есть она более мирная и более цивилизованная, разве нет?
Следует знать, что Африка и Ближний Восток не являются самодостаточными с продовольственной точки зрения (впрочем, и с других точек зрения тоже), если Запад перестанет кормить их, большая часть населения очень скоро умрет от голода.
BASSET71 05/09/2020 à 14:35
Африканцы в основном потребляют рис.
Bern 78 05/09/2020 à 17:14
Речь идет о Средиземноморье. Так называемая «арабская весна», которую так разрекламировали СМИ, была вызвана ожиданием снижения урожая пшеницы на Кубани, что привело к беспрецедентному росту цен на пшеницу в Египте, который сильно зависим от этого продукта питания, основы их рациона, что вызвало восстание народа против правителей.
(Для информации) Кубань также производит миллион тонн риса в год.
Ivar Trevelian 05/09/2020 à 10:25
Кормить Африку бесплатно ― благородная миссия французов.
Benoit S. 1 05/09/2020 à 12:43
Нет ничего бесплатного, всегда есть тот, кто платит.
Antoine 77000 05/09/2020 à 09:53
Разумно ли торговать с диктатурами планеты?
WhatUp 05/09/2020 à 11:09
С Францией так не получится. Нет торговли, есть «пожертвования»... потерянные фонды с деньгами налогоплательщиков... будь то там на месте или во Франции.
TM18 05/09/2020 à 09:33
Это то, что обычно называют политикой живота, Талейран был чемпионом в этом вопросе.
Impartialhonnete 05/09/2020 à 09:17
Россия ― большая страна с руководителями, которые работают для своего народа, тогда как во Франции и в Европе лидеры работают на международные финансовые организации, в частности, продавая национальное наследие, разрушая защитное законодательство для трудящихся и способствуя массовой иммиграции.
Но как говорят, у нас те лидеры, которых мы заслуживаем ...............
Felix T. 05/09/2020 à 09:06
Франция была житницей Европы, но прошли десятилетия с тех пор, как мы сделали выбор в пользу выращивания бетона.
…
TM18 05/09/2020 à 09:33
точно!
SYLVAIND 05/09/2020 à 08:30
Путин это великий стратег, во всех сферах и со всеми, США и ЕС ― просто поучающие других претенциозные дураки, которые больше не делают ничего хорошего, ни для себя, ни для других.
Adurtal 04/09/2020 à 23:49
понял
yayauque 04/09/2020 à 23:36
История с кораблями сделала г-на Путина завоевателем наших экспортных рынков, и мы пожинаем то, что посеяли!!!
Impartialhonnete 05/09/2020 à 09:17
точно
BENJiii 04/09/2020 à 23:06
Закон спроса и предложения, так что все работает очень хорошо!
TM18 05/09/2020 à 09:36
К счастью, потому что он единственный, имеющий значение!
Houzi 04/09/2020 à 23:04
Путин, один из лучших современных лидеров и, возможно, лучший за долгое время в России. После унижений, перенесенных при Ельцине, Путин вернул российскому народу чувство гордости. Стабилизирующий элемент на международном уровне, он сумел навязать в международных отношениях свои таланты шахматиста. Он купил золото в нужное время. Имея военный бюджет намного меньше, чем у Соединенных Штатов, он снабдил Россию новейшим оружием. Эффективным, как можно видеть в Сирии.
Oskar Lafontaine 05/09/2020 à 09:16
Путин разрушает Россию, уже находящуюся в процессе ускоренного исчезновения после 74 лет коммунизма, и он замечательно с этим справляется. В 2020 году в России будет меньше жителей, чем в 1914 в начале Первой мировой войны, а ведь «богатство только в людях». По крайней мере, 30% этого русского населения употребляет водочные напитки, а 20% жителей не говорят по-русски и не являются ни православными, ни даже христианами.
Китай уже мягко завладевает Сибирью – постепенное завладение, которому может помешать только американская интервенция из Калифорнии на противоположное российское побережье, во Владивосток. Весь западный фасад России состоит из провинций, оторванных Сталиным в 1945 году, от Финляндии на севере и до Болгарии на юге. Все эти страны, включая Польшу, Беларусь и Украину, Словакию, Румынию, хотят «вернуть себе во владение» украденные территории, и обязательно доберутся туда на катке своего экономического и культурного превосходства, выставляющего Россию в смешном свете на этих двух направлениях, которые она даже не пытается выдвигать, настолько пришла в упадок.
Terme21 05/09/2020 à 10:40
Ах, Оскар, это было давно.
Россия 1914 года ― это 22 миллиона км², Россия 2020 года - 17 миллионов км², почти на 25% меньше. Не совсем та же страна, следовательно, не одно и то же население. Оставшаяся часть вашего анализа такая же, как обычно.
Anonyme 1 05/09/2020 à 16:21
@ Terme21
Не считая 25 миллионов РУССКИХ, погибших во время Второй мировой войны.
Что же касается роста населения в западных странах (включая США с мексиканцами и других), то он вызван лишь иммиграцией, западные женщины рожают меньше двух детей.
Вы грамотно отреагировали на этого персонажа.
Ratfucker 04/09/2020 à 22:33
До 1989 года Советский Союз был нетто-импортером зерна, и его чиновники рыскали по миру в поисках припасов. Еще одно доказательство эффективности марксизма-ленинизма.
TM18 05/09/2020 à 09:35
Вот только марксизм-ленинизм умер в 1989 году, возникает проблема с логикой. Как может система, которая изменилась в сторону системы капиталистической, быть эффективной, если ее больше нет? Это вопрос, на который нужно ответить!
Mamud AntiNabeau 04/09/2020 à 21:55
Вот почему эмбарго против России ― это безмерная глупость. Эта страна настоящий сейф всего чего угодно. Это идиотское эмбарго обошлось французским фермерам в десятки миллиардов евро.
*** а в какой-то момент в игру вступят 20 миллионов км² России. Тем более что Сибирь становится возделываемой. Большая часть мирового продовольствия окажется в России.
Tangho79 05/09/2020 à 06:00
Эмбарго против России вызвано глупостью Олланда.
Tangho79 05/09/2020 à 05:57
Россия и Бразилия ― наши кладовые.
BCE 106 6 04/09/2020 à 21:50
Франция производит зерна все меньше и меньше. И правда, все решает Европейский Союз.
P B 3 04/09/2020 à 20:51
Толковое руководство лидера, который трудится на благо своей страны в среднесрочной перспективе, обеспечивая, в дополнение к самообеспечению, доход и дипломатическое продовольственное оружие. В прошлом житницей СССР была Украина. А что с сегодняшней Украиной? У Соединенных Штатов есть еще другое продовольственное оружие: соя, которая используется в основном для корма для европейского скота. Если американцы перестанут нам ее привозить, наше стадо значительно сократится.
Impartialhonnete 05/09/2020 à 09:18
Точно
Arnold Mazirat 04/09/2020 à 21:37
Россия теперь поставляет сою в Китай, который покупает ее также в Бразилии и время от времени в США, в зависимости от танцев Помпео.
Violoncelles 04/09/2020 à 20:27
Это не пшеничная дипломатия, а простой закон спроса и предложения на пшеницу. Но чтобы покупать зерно, у вас, разумеется, должно быть достаточно бабла, чтобы за нее заплатить.
Arnold Mazirat 04/09/2020 à 21:40
Как говорится в статье, Россия производит все больше и больше пшеницы хорошего качества и меньше тратит впустую за счет улучшения логистики, кроме того, глобальное потепление ― благо для российских производителей.
Y en assez 04/09/2020 à 18:34
Спасибо кому?
Спасибо Путину.
Можно понять, почему у него 75% голосов в первом туре...
BASSET71 05/09/2020 à 18:24
хахаха.
gerard cavoli 04/09/2020 à 18:21
Я перечитал статью 3 раза, но так и не понял, почему в продаже пшеницы есть что-то дипломатическое, ведь в ресурсе нет недостатка, если он предлагается покупателям. Что касается доходности, есть еще кое-что, что нужно сделать. Имея в двадцать раз меньше сельскохозяйственных земель, Франция производит половину того, что делают русские.
Berjidet 05/09/2020 à 12:12
Стоить элеваторы, чтобы поставлять зерно и оказывать им помощь в управлении поставками?
StéphaneLoir 04/09/2020 à 22:37
Производительность во Франции падает.
GreenHornet 04/09/2020 à 17:51
Франция продала свои запасы пшеницы после ковидной самоизоляции ... так что задаешься вопросом, будет ли у нас что жрать.
«Diplomatie du blé»: comment la Russie étend son influence en Méditerranée
Комментарии
Ну а что полезного наша страна получает из тех стран?
лаваши
Как видно, не хватает информации по благосостоянию советского народа 1951-1953г в сравнении с семидесятыми.
Они, как и многие, считают, что дефицит был всегда.
"В Минобрнауки увидели риски захвата российского рынка пшеницы — единственной отечественной культуры, которая до сих пор полностью обеспечивает себя посевным материалом. Как рассказали "Известиям" в министерстве, такая ситуация может возникнуть, если будут подписаны лицензионные соглашения российских селекционных компаний с мировым гигантом Bayer, который бесплатно передаст им гермоплазму пшеницы. В будущем агрофирмам придется платить роялти с проданных семян и открыть свои ноу-хау иностранцам, отмечают в РАН. Однако в Bayer и в Центре трансфера технологий опровергают заявления о том, что зарубежные ученые завладеют секретами наших селекционеров. К тому же лидерство по поставкам пшеницы легко потерять, если не идти в ногу с прогрессом." --
Не знаю насколько это достоверно, но и раньше подобная информация встречалась. Выгодоприобретатели в этом случае очевидны.
Не знаю как в Средиземноморье, но в России за последний год розничная цена пшеницы выросла заметно выше официальной инфляции, что однозначно говорит о проблемах с производством пшеницы.
Что может говорить о чем угодно, включая падение цены на сахар
Конечно, на что угодно, только не "сахар", а например налоговую политику, состояние логистики, политика внешней торговли, рост спроса или падение рынков, рост себестоимости циклов севооборота. Не все можно померить объемом, зато цена реального продукта вполне показатель состояния отрасли.(не путать с биржевыми играми)
На зерновую иглу подсели....Думаю пора думать как зерно по трубомагистралям перекачивать....
чё думать, с водой из Байкала
Занимательная лимнология. Знаете ли вы, что озеро Байкал огромно настолько, что если в нем утопить всех населяющих Землю людей, то его уровень поднимется всего на три сантиметра? (с) Пикабу
чё-то не верится. на карте не такое уж оно и большое
Нормально, объём одного человека литров 90.
0.09*7 500 000 000= 675 000 000м3=675км3 объём всех человечков.
А объём Байкала 23 000 км3. Весь мир можно утопить в Байкале.
"страна-зерноколонка" )
А как сейчас с "Россиян кормят кормовой пшеницей"? Давно не обсуждали этот вопрос.
Экспорт французской пшеницы базируется на могучих дотациях государства. Рано или поздно ресурсы для них будут исчерпаны.
Вообще-то уже - "рвусь из сил и из всех сухожилий".
Вообще эту мысль стоит подробнее развить. В том плане, что много внимания сфокусировано на предстоящем финансовом обвале - за которым следует увеличение безработицы, снижение покупательской способности. А вот то, что производство продуктов питания (на западе) тоже уже встроено в систему, зависящей от нынешней финансовой схемы - это не очень исследуемая сторона дела. То есть по сути мегакризис - это не просто финансовое потрясение, это голод для многих стран.
Это так. Но важнее то, что с/х производство - это энергия. Например, удобрения из газа и затрата энергии на производство других удобрений.
Не, не взлетит. Говорят, у нас тут комбайны не той системы. И трактара. Да и нету их. Как СССР закончился, так и кончились
Комбайны есть, но мало их. В разы меньше, чем при СССР.
Таким образом, постоив график зависимости валового сбора зерна от количества комбайнов, делаем вывод что сбор зерна привысит массу Земли если совсем от них отказаться и привести к нулю
Дадада. Некоторые вообще считают их исчезающей формой жизни и предлагают в Красную книгу занести :))) Но как этим русским удаётся столько зерна без комбайнов собирать?!
Чем меньше комбайнов, тем выше их производительность. (с)
А ветер дует потому что деревья качаются, помним
Мопед не мой.
Это мнение учонова.
Верю. Возможно это даже британский учоный
Какого британского?
Год назад были здесь дискуссии на эту тему.
Учоный АнТюр эту идею и продвигал )
Ааа!
Тогда снимаю шляпу и преклоняю лысые седины
Как человек работавший в свое время на комбайне НИВА, в том числе когда косили для совхоза я мог бы поделиться секретом с этим "учоным". А также кое какие детали про состояние совхозного парка машин. Но только это "секрет".
А год назад!!! )))
Так ежели б я тогда знал что эту херню учоный придумал, то я бы в сторонку отошел и не пачкался
Вона как, значит АнТюр британский учоный?
То-то меня все время что-то смущало в адептах фоменковшины
Вопрос к апологетам развитого социализьма - почему Советский Союз вместе с "житницой" Украиной и "целиной" Казахстана был крупнейшим импортером зерна, а Россия без Казахстана и Украины крупнейший в мире экспортер?!
Я не апологет, но думаю, что "Хрущёв + отсутствие технологий + климат" - правильный ответ или гдето близко.
Ну до 1917 года Хрущёва точно не было, да и технологий тоже, а климат то был почти такой же, однако Российская империя была крупнейшим экспортером зерна.
И какая доля населения до 1917 была занята в сх?
Понятно, что "зелёная революция" ещё не наступила и в сельском хозяйстве было занято не 5-6% населения как сейчас, а больше чем порядок , и вместо К-500(500 л/с) была 1 л/с.. И что её тоже надо тоже было кормить.
...
Вопрос в управляющей надстройке, которая либо способствовала развитию, либо потворствовала деградации, вне зависимости от уровня" развития производительных сил и производственных отношений"
Дальше правоверный марксист должен процитировать закон...
Ну т.е. вы не станете спорить с тем что из каждых 10 человек 8 занимались сельским хозяйством?
Что вы так прицепились к численности населения занятого в сельском хозяйстве?
Заготовка типа "почему мавзолей на парадах драпируют?") Ловите :
подавляющее большинство населения Российской Империи было занято в с/х производстве.
Это частный случай неразвитости производительных сил и все.
Этим и определялились производственные отношения
По марксистскому закону.
Была чёткая линия на эволюционное развитие-"дайте нам 20 лет мира и вы не узнаете Россию"
Не дали.
Ну что вы так обижаетесь-то... Ну не прошла манипуляция, в другой раз попробуете удачнее накинуть
Вас что кто-то покусал?
Инициировал, так сказать, тут как раз один из главных "специалистов" по: переводу стрелок, бессмысленному флуду и художественному свисту ниже уже отметился в триединстве своих ипостасий, разве что мастерство художественного свиста не до конца раскрыл...
Дубль
И хуже всех в Европе питалась. Голод в стране был всегда, отличалась только степень.
Точно, а после 1917 началась сплошная обжираловка, все помойки едой были забиты...
Это при том, что коммунисты и коммуняки считали себя крупными специалистами в сельском хозяйстве.
Этих учёных - как г...вна за баней. Вавиловым больше, Вавиловым меньше...
Ну вы же считаете себя специалистом в истории, почему им нельзя было считать себя спецами в сельхозе
Тут, как раз, все очень даже гармонично : он специалист по альтернативной истории, а они специалисты по альтернативному сельскому хозяйству.
Только от первых вреда особого нет, кроме бурления ...овн в академической среде, а от вторых в памяти остались сизые куры которых "выбрасывали" в продмаге за углом и их надо было успеть "урвать".
Потому что жители Казахстана и Украины все зерно съедали. Едоков меньше - зерна завались. Логично же.
Скота было больше, поэтому и импортировали, как правило, фуражное зерно. При этом и валовые сборы зерна в РСФСР середины 80-х были вполне сопоставимы с современными. И что характерно, сильных сортов мягкой("хлебной") пшеницы собирали значительно больше, чем в современной РФ. Слава Богу, что по семенам пшеницы мы сегодня практически совсем не зависим от импорта. И в этом полная заслуга селекционеров СССР.
Неужели за золото покупали фуражное зерно что бы кормить скотину ????
Да, но не совсем, за золото была и поставка семенной пшеницы.(фантики с портретом президента не популярны в СССР были).
Страницы