О потерях СССР во Второй мировой войне

Аватар пользователя Avtochontny

Каждый год к маю всплывает тема погибших в Великую Отечественную войну. Говорят о 27 миллионах погибших,  а то и больше, 30 миллионов, 40 миллионов. С некоторой величины цифры превращаются просто в абстракции, которыми манипулируют по своему усмотрению. Тем более у нас давняя историческая склонность к завышению.

В моем детстве в СССР говорили о 20 млн погибших в ВОВ. Некоторые западные исследователи правда считали эту цифру завышенной. Но вот грянула перестройка, тема жертв ВОВ стала политической и цифры погибших стали расти. Сейчас чаще всего говорят о демографических потерях в 26,6 или 26,7 млн человек.

Для начала давайте разберемся, каким образом получили эту цифру. А получили ее методом демографического баланса.

Порядок расчета Млн. чел.
Численность населения СССР на 22.06.1941 г. 196,7
Численность населения СССР на 31.12.1945 г. 170,5
В т.ч. родившиеся до 22.06.1941 г. 159,5
Общая убыль населения из числа живших на 22.06.1941 г. (196,7 млн. - 159,5 млн. = 37,2 млн. чел.) 37,2
Количество умерших детей по причине повышенной смертности (из числа родившихся в годы войны) 1,3
Умерло бы населения в мирное время, исходя из уровня смертности 1940 г. 11,9
Общие людские потери СССР в результате войны (37,2 млн. + 1,3 млн. - 11,9 млн. = 26,6 млн. чел.) 26,6

Взяли оценочную численность населения СССР на июнь 1941 года, затем оценочную численность населения на конец 1945 года, вычли родившихся во время войны детей и получили разницу в 37,2 млн чел. Но люди умирают и в мирное время своей смертью. Поэтому взяли естественную смертность за 1940 год, умножили на 4,5 и получили 11,9 млн чел. Столько умерло бы своей смертью, если бы не война. Итого получили 25,3 млн чел превышения естественной смертности. К этому добавили еще повышенную детскую смертность во время войны. В 1940-м году детская смертность была примерно 0,184. Т.е. до 1 года не доживал один ребенок из пяти. Во время войны она превышала 0,3. Т.е. умирал каждый третий ребенок. Из оценки числа родившихся в 1941-1945 пришли к выводу, что превышение детской смертности составило 1,3 млн детей. Так и получилась итоговая цифра в 26,6 млн чел.

Еще раз повторяю - это демографические потери. Судя входят в том числе и эмигранты. Можно вспомнить тут Ивана Демьянюка. Бывший солдат Красной Армии, попал в плен в 1942 году, затем служил охранником в немецких концлагерях и отметился зверствами по отношению к евреям. После войны эмигрировал в США где и прожил до глубокой старости, пока его не достал израильский Моссад. Его осудили, но вскоре выпустили по состоянию здоровья и он умер в 92 года, оставив многочисленных детей, внуков и правнуков. Это конечно демографическая потеря СССР, но совсем не погибший.

Кроме нас никто больше не считает потери таким методом. В Германии как-то пытались оценить таким образом свои потери - посчитали число немцев в Европе до войны и после, посчитали разницу. Потери сильно зашкалили за 10 млн чел. После чего решили что так считать нельзя. Надо брать боевые потери по сводкам штабов, добавить жертв бомбардировок и все. Дело в том, что метод демографического баланса кроме явных потерь учитывает и неявные, прежде всего повышенную "естественную" смертность. А она при масштабных войнах всегда растет. Из-за ухудшения медицины для гражданских, повышенных физических нагрузок и ухудшения питания.

В случае с СССР такие неявные потери очень велики. Даже на территориях, не подвергавшихся оккупации. Потому что большинство врачей мобилизовано в военные госпиталя, оставшиеся на гражданке медики часто не имели физической возможности помочь всем или даже нужной квалификации. Большая часть взрослых мужиков под ружьем, особенно в деревнях. Их работу часто выполняли женщины и подростки. При этом большая часть техники и лошадей также мобилизованы, сразу снижение механизации и больше ручной работы. Ну и само собой ухудшение питания. В первую очередь снабжался фронт и промышленность, в деревнях часто голодали. Тем более наиболее плодородные земли оказались под оккупацией, транспортная система перегружена военными грузами, из-за сокращения механизации сократились посевные площади.

Это все в советском тылу, где государство могло что-то организовать. На оккупированных территориях население полностью зависело от немецких властей. А их проблема выживания иждивенцев на советской территории мало интересовала. По оценкам демографов превышение естественной смертности на оккупированных территориях составила более 4 млн чел.

Высокая "естественная" смертность была и в рядах бойцов Красной Армии. Под мобилизацию попала часть возрастного контингента старше 40 лет. А жизнь в условиях скученности с тяжелыми переходами и физическими нагрузками способствовала обострению болячек. Окопная жизнь на фронте под открырым небом в любую погоду также была далека от курортных условий. По оценкам американского демографа Максудова естественная смертность в рядах Красной Армии составила примерно 800 тыс чел. Отдельно можно вспомнить заключенных в местах лишения свободы. По оценке Земскова смертность в лагерях и тюрьмах в 1942 и 1943 годах превышала 170 чел на 1000.

А теперь снова к цифрам. Зная особенности предвоенной и послевоенной статистики удивляет такая точность, до сотни тысяч человек. Лично я считаю цифру в 26,6 млн чел сильно завышенной. Чтобы объяснить это, нужно рассмотреть отдельно все части демографического уравнения.

 

1. Численность довоенного населения.

Первая перепись населения в СССР была произведена в декабре 1926 года. Проводилась она поэтапно, в некоторых отдаленных районах уточнялась еще и 1927 году. Численность населения по той переписи составила 147 млн чел. И как предполагают имелся некоторый двойной учет. 1926 год был относительно благополучным, пик НЭПа. Страна вышла из разрухи первой мировой и гражданской войн, экономика быстро росла, рождаемость была на пике, смертность снижалась.

В начале 1930-х в стране началась паспортизация населения (в 1920-е паспортов не было ни у кого, перемещение было свободным). В 1933-м была ограниченная перепись населения в некоторых регионах. На основании нее, переписи 1926 года и данных админучета заявили, что численность населения СССР в конце 1933 года составила 168 млн чел. Эти цифры озвучивались с высоких трибун, в том числе лично Сталиным. 

Следующая перепись состоялась в январе 1937 года. К этому моменту все заявляли о населении СССР свыше 170 млн чел. Результаты переписи оказались обескураживающими - 162 млн чел. Руководители статведомства были вызваны на ковер. Здесь объяснили причину расхождений - завышенные данные переписи 1926 года, снижение рождаемости вследствии урбанизации, недоучет смертности, особенно в результате голода 1933 года и департаций при коллективизации, уход части кочевого населения Казахстана, Киргизии и Средней Азии за границу. Можно конечно сослаться на недоучет, но максимум можно натянуть еще 1 млн чел. Вскоре данные переписи 1937 года были засекречены, сама перепись объявлена "проведенной с грубыми нарушениями", руководство статведомства обвинили в троцкизме и репрессировали. По современным оценкам перепись 1937 годы была для тех условий довольно точной, недоучет составлял 400-500 тыс чел.

В январе 1939 года состоялась новая перепись. По ее рузультатам население СССР составило 170,6 млн чел. Правда из засекреченных документов известно, что переписчики выявили 167,3 млн чел, еще 3,3 млн была поправка на возможный недоучет. Профессиональные демографы считают перепись 1939 года сознательно фальсифицированной, а реальную численность населения на начало 1939 года в районе 168,5 млн чел. Разница в 2,1 млн оказалась позднее списана на войну.

В сентябре 1939 года к СССР присоединилась западная Украина, западная Белоруссия и восточные воеводства Польши (районы Белостока и Премышля), в 1940 году Карельский перешеек, Бесарабия, Северная Буковина (современная Черновицкая область Украины) и страны Прибалтики. Численность населения на присоединенных территориях принята за 20,3 млн чел. Точность плюс-минус лапоть. Дело в том, что точных данных ни у кого не было. Перепись населения в этих регионах проводилась достаточно давно, а к моменту присоединения к СССР по ним прошлись миграционные потоки. Например в Литве последняя перепись населения проводилась в 1923 году и не включала польский тогда Вильно (Вильнюс) с окрестностями. После включения новых территорий в состав СССР была проведена депортация в Германию проживающих здесь немцев. Только из Прибалтики было депортировано более 400 тыс фольксдойче, еще 250 тыс с территорий бывшей Польши и Румынии. Правда был и встречный поток, из польского генерал-губернаторства депортировали украинцев, белорусов и евреев. Кроме того осенью 1939 года в плен Красной армии сдалось 450 тыс польских военных. 

Оценки численности населения на новых территориях СССР плавают от 17 до 23 млн чел. Простор для манипуляций огромный. Наиболее вероятные объективные оценки составляют 20 млн чел на конец 1940 года. С учетом роста населения на старых территориях численность населения СССР на конец 1940 года составляла около 192 млн чел. На 1 июля 1941 года должно было вырасти до 193,5 млн. Таким образом численность населения СССР на 22 июня завышена примерно на 3 млн чел.

Хотя есть оценки и в 192 млн чел на середину 1941. Есть оценки и в другую сторону. Например Б.Соколов насчитал где-то аж 209 млн чел. Но это уже совсем одиозные оценки. Данный товарисч пытается доказать что потери немцев были в 10 раз ниже наших и под это дело упорно натягивает статистику.

 

2. Численность населения на конец 1945 года.

Численность населения на конец 1945 года определяли по данным переписи 1959 года с откатом назад на основании административных данных. Вот только с административным учетом в послевоенные годы была полная беда. На эти годы приходится возврат пленных и остарбайтеров на родину, неурожай 1946 года и землетрясение в Ашхабаде. Усложняется все еще и перекройкой границ и репатриациями населения. После войны СССР передал Польше районы Белостока и Перемышля, зато включил в свой состав Закарпатскую Украину, часть Восточной Пруссии, Тыву, Ю.Сахалин и Курильские острова. В 1944-1947 годах по договоренности с Польшей были проведены встречные рапатриации. Около 1,5 млн поляков были высланы в Польшу, преимущественно на бывшие немецкие земли (Восточные Пруссия, Померания, Силезия), а поляки выслали на территорию СССР около 500 тыс поддерживающих УПА украинцев.

Сколько точно жило людей на территории в границах СССР 1940 года никто сказать не может. Разброс в пределах 4 млн чел. С большой долей вероятности можно сказать что цифра в 170,5 млн чел является заниженной. Из-за недочета смертности в первые послевоенные годы, которые передвинули на военное время. Т.к. данные велись исходя из 1959 года, неучтенные послевоенные смерти в статистике мигрировали на период ВОВ.

 

3. Естественная смертность 1940 года.

Согласно статистике в 1940-м году естественная смертность составила 3,54 млн чел. Из них 1,15 млн чел дети до 1 года. Без учета детской смертности умерло 2,39 млн чел старше 1 года. Если просто умножим 3,54 млн на 4,5 года, получаем 16 млн чел. В данном случае это не совсем корректно, т.к. во время войны снизилась рождаемость, соответственно и число умерших детей до 1 года. А рождаемость в 1944-м упала в 2,5 раза по сравнению с 1940-м. 

Но т.к. мы ведем учет только рожденных после 22 июня 1941-го, то детскую смертность не учитываем, она идет отдельным пунктом. Получаем 2,39 млн * 5 лет = 11,9 млн чел. Почему взяли цифру за 5 лет, а не 4,5, я не совсем понял. Логично было бы все цифры брать с 1 января 1941. Так логичней, и данные точнее.

 

4. Эмиграция.

В конце войны на территории Европы находились примерно 6,2 млн граждан СССР. Это были военнопленные, перемещенные гражданские (остарбайтеры), коллаборационисты и сочувствующие немцам (в основном из западных районов СССР). К началу 1950-х на родину добровольно или насильственно вернулись 4,5 млн чел, осталось на Западе более 1,5 млн. Многие позднее перебрались в США и Канаду.

Все они попали под определение "демографические потери СССР", а затем трансформировались в погибших.

Отдельно надо упомянуть поляков. После присоединения Литвы, западной Украины и западной Белоруссии на территории СССР оказалось более 2,5 млн поляков. После начала войны они стали объектами преследования местных националистов. Наиболее известна "Волынская резня", когда боевиками УПА было убито более 50 тыс поляков. Поэтому еще во время войны многие поляки бежали на территорию генерал-губернаторства. После войны состоялась добровольная депортация поляков в Польшу. 
В 1939 году в плен Красной Армии попало 450 тыс польских военнослужащих. В начале войны из бывших польских военных начали формировать боевые части - "Армию Андерса". Формировали ее в Средней Азии по договоренности с польским правительством в Лондоне. В 1942 году армия Андерса в полном составе через Иран перешла к англичанам. Позднее советское правительство учло ошибки и сформировали войско Польское уже без координации с лондонским правительством под контролем советских генералов.

Кроме западного направления эмиграции было и восточное. Правда не такое многочисленное. Казахи, уйгуры и киргизы часто мигрировали через дырявую советско-китайскую границу, спасаясь от голода или призыва.

 

Выводы.

Исходя из всего вышеперечисленного понятно, что точно определить потери СССР невозможно в принципе. Даже в пределах миллиона человек. Не говоря уже о сотнях тысяч. Советские данные о 20 миллионах на мой взгляд взяты не с потолка, и гораздо более обоснованны, чем перестроечные и постперестроечные цифры. На мой взгляд реальные потери, даже с учетом повышенной естественной смертности составляют 18-20 млн чел.

Из них потери воюющих 9-10 млн чел. Это погибшие в бою, умершие от ран или болезней солдаты Красной армии. Сюда же можно отнести умерших в плену (хотя немцы брали в плен не только военнослужащих), погибших партизан и коллаборационистов. Правда партизаны и коллаборационисты примерно наполовину состояли из тех же бывших бойцов Красной армии. Еще 3-4 млн это погибшие в ходе боев или преднамеренно убитые немцами гражданские. Остальное это следствие "повышенной естественной смертности".

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий редакции раздела Ресурсы Земли

Потери ресурсов людских в Войне 1941-45 г по гражданам СССР

Комментарии

Аватар пользователя Dmitri
Dmitri(12 лет 3 недели)

А смысл подобных рассуждений? Плюс, минус никак не изменит нынешнюю ситуацию. Главное - война была слишком кровавой, даже 20 млн. - это очень серьезный и тяжелый удар по экономике, демографии и прочему. Ибо погибли лучшие силы, представители генофонда. И Победа и дальнейшее не смогли компенсировать эти потери.

Одним из важных следствий огромных потерь стал страх послевоенных военных перед будущими войнами, отсюда и безумные траты на вооружение, штамповку военной техники и прочее. Это тоже экономическая цена тех потерь.

Аватар пользователя Avtochontny
Avtochontny(5 лет 3 месяца)

Как-то вы недооцениваете устойчивость генофонда. В лабораториях несколько поколений жесткого отбора не всегда гарантируют изменения, а тут масштабная война с неизбирательными потерями.

А смысл статьи в том, что слишком много стало камланий по поводу "трупами завалили" и статистических манипуляций в подтверждение.

Аватар пользователя Dmitri
Dmitri(12 лет 3 недели)

Манипуляций в этом давно нет, не стоит распространять свои домыслы. Есть всего несколько достаточно распространенных мнений. Можно лишь спорить, какое мнение, в том числе и официальных лиц, ближе к истине, притом, что никто, в том числе и Вы не знаете истины. И смысла именно в этом нет никакого.

Устойчивость генофонда продемонстрировал распад СССР. Этого достаточно.

Аватар пользователя Mirotvorets
Mirotvorets(7 лет 4 месяца)

Есть фундаментальный труд огромного коллектива демографов, статистиков, историков который возглавлял Григорий Кривошеев.

Там все потери России и СССР начиная с русско- японской и кончая Второй Чеченской расписаны.

Особенно подробно описана Великая Отечественная.

Методика подсчета приводится там же.

Так что " другие мнения" идут лесом

 

Аватар пользователя Дядя Иштван2

А название у этого труда имеется?

Комментарий администрации:  
*** отключен (маты, систематический инфомусор) ***
Аватар пользователя Artem_01
Artem_01(12 лет 1 месяц)

Была статья Земскова в журнале военноисторический архив в 2012 по этому поводу. Конечно странно считать так, как никто в мире не считает.

https://m.aftershock.news/?q=node/537837

Аватар пользователя Avtochontny
Avtochontny(5 лет 3 месяца)

Земсков начал хорошо, но потом его понесло.

Аватар пользователя ВладиславЛ
ВладиславЛ(5 лет 6 месяцев)

Основные потери в войнах это стресс переходящий в постравматический синдром если месяцы-первые годы или депрессию если годы-десятки первые лет (30-летняя война), голод и связанные с ними болезни. Бабушка рассказывала как умирали в Блокаду те кто опускался духом: от недели до полутора месяцев и нет человека. Примерно то же рассказывали узники нацистских концлагерей. Лично.

Как и шесть миллионов:
"Все они попали под определение "демографические потери СССР", а затем трансформировались в погибших."

В США в частности и ряде стран Латинской Америки и проч. было массовая волна "послевоенной" иммиграции и как следствие лет через 15 многие получали уже не грины а гражданство тех же США, а в ряде стран за первые годы. Реальный геноцид не связан с концлагерями обычно. По концлагерям обычно на первом месте стоят русские на втором беларусы-украинцы или поляки. Что не мешало полякам сдавать полицаям бежавших с концлагерей. Со слов прямых потомков свидетелей вывозили сёлами еврейскими в той же Беларуси и расстреливали. По евреям основные погибшие - граждане СССР. Из Западной и части Восточной Европы мало.

По части иммиграции с Беларуси - по-разному. Из одного крупного посёлка угнали несколько сот человек, по сути полурабов в Германию, вернулись десятки первые, нашли родственников после 1991 ещё под сотню - остальные СГИНУЛИ по-видимому.

Комментарий администрации:  
***отключен (антигосударственная пропаганда, систематические набросы) ***
Аватар пользователя Kislitsky
Kislitsky(9 лет 2 месяца)

Вторая Мировая война началась не 22.06.1941 г., а 1.09.1939г. Может и население СССР надо бы сравнивать что было на момент начала войны с тем сто осталось после окончания ?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (уличен в пропаганде сепаратизма и розжиге) ***
Аватар пользователя alexme
alexme(4 года 8 месяцев)

А вот почему именно вторжение Германии в Польшу и есть начало 2-й мировой?

Японцы в Китае уже не в счет?

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменоз, гомосятина) ***
Аватар пользователя Дядя Иштван2

Аншлюс? Оккупация Судет и Тешинской волости? Китай? Не слыхал?

Комментарий администрации:  
*** отключен (маты, систематический инфомусор) ***
Аватар пользователя xreg
xreg(4 года 1 день)

в том то и дело, что есть такая лукавая хитрость - сознательно путать боевые потери (безвозвратные и возвратные) и убыль населения. цель очевидеа - для дискредитации руководства, известный тезис "трупами закидали"

Комментарий администрации:  
*** Отключен (слегка замаскированные маты, неинформативный флуд, банрейтинг в зашкале) ***
Аватар пользователя Remixov
Remixov(11 лет 6 месяцев)

Опять набрасыватели под видом защитников приехали... А по факту имеет вот что

В марте 1946 года Сталин в интервью газете «Правда» подтвердил эти данные: «В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек»

Из статьи чуть более суток назад опубликованной здесь ЖЕ

Можете и дальше продвигать Хрущевское вранье под видом правды.

Аватар пользователя Avtochontny
Avtochontny(5 лет 3 месяца)

А вы беспрекословно доверяете товарищу Сталину?

Аватар пользователя Remixov
Remixov(11 лет 6 месяцев)

Вы считаете что Сталин нагло врал?

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 11 месяцев)

Скрывал от своих геополитических противников реальное положение вещей.

Аватар пользователя Avtochontny
Avtochontny(5 лет 3 месяца)

Конечно врал.

Только военные потери СССР  превышают 8 млн чел. А численности населения 1940 года СССР достиг только к концу 1950-х. И это при естественном приросте в 1,5% в год и при 5-6 детях в деревенских семьях. 

Аватар пользователя Granderator
Granderator(6 лет 5 месяцев)

Гораздо больше чем журналу Огонек

Аватар пользователя khats76
khats76(5 лет 4 месяца)

Как я понял, если считать потери, как во всём мире, то 7 млн военные потери (погибшие, умершие от ран, пропавшие без вести и не боевые потери) + погибшие в плену 3,5-4 млн + непосредственно погибшее гражданское население от военных действий 4,5-5,5 млн получится 15-16,5 млн (ЧТО ТОЖЕ ОЧЕНЬ НЕ МАЛО). Эти цифры совпадают с доложенными Сталину в 1946 году 15 млн, но он видимо сделал акцент на военных потерях и назвал цифру в 7 млн., так что потери в 7 млн не были взяты с потолка, просто это была полуправда.

Аватар пользователя Intel4004
Intel4004(11 лет 8 месяцев)

Астрологи объявили 9-е мая. Количество лопат перед вентилятором увеличилось вдвое.

Аватар пользователя int.pu
int.pu(9 лет 1 неделя)

Совершенно неразумно говорить о демографических потерях от войны. Демографические потери могут возникать при разных катаклизмах.

К примеру развал советского союза тоже привел к падению рождаемости. И что? Даёт ли это нам право говорить, что современная российская капиталистическая государственность оплачена миллионами жизней? Или может можно сравнивать тяжесть прихода Гитлера на Русь с тяжестью прихода Ельцина на Русь?

Так можно до бог знает чего договориться.

Демографический подход это ересь.

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация о спецоперации, набросы) ***
Аватар пользователя Советчик
Советчик(5 лет 11 месяцев)

Читайте Кривошеева. Там детально расписана методология расчета потерь России/СССР в войнах 20в. Не надо нести всевозможный бред.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в антисоветской лжи и набросах - https://aftershock.news/?q=comment/7625227#comment-7625227 ***
Аватар пользователя Avtochontny
Avtochontny(5 лет 3 месяца)

А вы читали Кривошеева?

Какой метод расчета потерь гражданского населения он использует?

Аватар пользователя Советчик
Советчик(5 лет 11 месяцев)

Гражданских - по демографии. Военных - по отчетам штабов и госпиталей.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в антисоветской лжи и набросах - https://aftershock.news/?q=comment/7625227#comment-7625227 ***
Аватар пользователя beck
beck(8 лет 9 месяцев)

Военные потери ~7 млн человек, остальные 13 (или даже 20) - это некомбатанты, мирное население.

С "трупами завалили" это и рядом не стояло. 

Аватар пользователя AndrewDV
AndrewDV(4 года 4 месяца)

Военные потери - более 15,5 млн человек. А вот потери мирного населения - преувеличены.

Аватар пользователя Дядя Иштван2

И это не считая расстрелянных заградотрчдами и сгинувших в штрафбатах и застенках Первых Отделов.smile469.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен (маты, систематический инфомусор) ***
Аватар пользователя AndrewDV
AndrewDV(4 года 4 месяца)

Заметьте, эту чушь вы сами придумали.

Между прочим, если суммировать ПОИМЕННЫЕ данные Книг памяти России и стран СНГ, то окажется, что в них погибшими и пропавшими без вести числится более 16,9 миллиона человек. И это при том, что в силу естественных причин там учтены не все.

Аватар пользователя Avtochontny
Avtochontny(5 лет 3 месяца)

А если глубже вникнуть в них, то найдется куча дублей. Когда один и тот же человек упомянут несколько раз. 

Аватар пользователя AndrewDV
AndrewDV(4 года 4 месяца)

Да, конечно, они там есть. Но не так много, как вам бы хотелось.

Аватар пользователя Дядя Иштван2

Я понял, ты из тех, кто понимает сарказм в тексте, если только оный сарказм обозначен соответствующими смайликами.

Комментарий администрации:  
*** отключен (маты, систематический инфомусор) ***
Аватар пользователя AndrewDV
AndrewDV(4 года 4 месяца)

Плоский юмор сарказмом не является. Тем более, на такую тему.

Аватар пользователя Дядя Иштван2

После такой выволочки мне остаётся только одно...

smile79.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен (маты, систематический инфомусор) ***
Аватар пользователя Avtochontny
Avtochontny(5 лет 3 месяца)

Много, очень много. Я когда дальних родственников искал, по двоим нашел дубли. В одном случае был полный дубль, совпадали ФИО, разница была с месте призыва (одно заполнено, второе нет). По второму родственнику в одной строке было полное ФИО, в другой без отчества, место жительства и призыва совпадало. И это при относительно редкой фамилии. Сколько там дублей Петровых и Кузнецовых, можно только догадываться. Есть в списках и искажения фамилий, и выжившие, которые числятся погибшими.
Так что над этими списками еще работать и работать.

Аватар пользователя AndrewDV
AndrewDV(4 года 4 месяца)

Много - понятие растяжимое. Равно как и количество тех, кто в Книги Памяти вообще не попал.

Да, можно предположить, что таких дублирующих и просто ошибочных персоналий там может быть и до миллиона, даже полтора или вообще, каждая десятая. Но, во всяком случае, не половина.

Аватар пользователя Avtochontny
Avtochontny(5 лет 3 месяца)

Есть примеры что кого-то не занесли в Книгу Памяти?

Ну а прикинуть неточности можно на примере моей Нижегородской, ранее Горьковской области. Область не была в оккупации, поэтому призыв шел всю войну. В том числе самые тяжелые 1941 и 1942 год. Население области на начало войны 3,7 млн чел, чуть меньше 2% населения СССР. 

Призвано 822 тыс чел, с учетом служивших до войны 884 тыс чел из 34,5 млн призванных по всей стране. Это 2,5% от всех призванных.

Что нам дает Книга Памяти.

  • более 140 тысяч погибших,
  • около 40 тысяч умерших от ран,
  • свыше 4 тысяч погибших в плену,
  • более 160 тысяч пропавших без вести

Итого 360 тыс чел, 40% призванных. Экстраполяция этой цифры на число всех призванных по стране дает 13,8 млн чел. Хотя в районах, которые были под оккупацией призывали уже в 1943-1945 годах, когда потери были ниже. В некоторых республиках средней Азии и Кавказа процент призванных был заметно ниже.

Первое что бросается в глаза - очень много пропавших без вести. Нереально много. Сразу подозрение на дублирование списка пропавших без вести и уточненных списков по погибшим.

Проверил своего дядю - старший брат отца. Погиб осенью 1943 в Большой десантной операции за Днепром. Долгое время числился пропавшим без вести, информацию о гибели нашли только в 2000-е. Ищу в Книге Памяти - действительно упомянут дважды. Как погибший и пропавший без вести. Причем раньше поиском находил одну запись, просто ссылалась на 2 источника. В новой редакции задвоился.

Пользуясь экзотичностью своей фамилии ищу однофамильцев. Всего 50 записей. Почти все из одного села. Увидел 3 варианта написания названия села. У большинства же место жительства вообще не указано. В списке из 50 строк нашел 18 явных дублей, один упомянут трижды. Т.е. 18 человек занимают 37 позиций. 8 позиций под вопросом. Только 5 записей однозначно без дублей.

На эти списки в текущем состоянии опираться нельзя вообще.

Аватар пользователя Дядя Иштван2

Пожалел бы чела. У шаблонов, говорят, очень много нервных окончаний.smile1.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен (маты, систематический инфомусор) ***
Аватар пользователя AndrewDV
AndrewDV(4 года 4 месяца)

Еще не надоело кривляться?

Аватар пользователя Дядя Иштван2

А я разве начинал?

Комментарий администрации:  
*** отключен (маты, систематический инфомусор) ***
Аватар пользователя AndrewDV
AndrewDV(4 года 4 месяца)

Ваш личный пример с дублированными записями - это факт. И факт - одновременно! - и сильный, и слабый. Сильный - потому как вот он, есть, и не учитывать его нельзя. И слабый - нет оснований экстраполировать его на ВСЕ данные. Это может быть как единичный случай, так и наоборот, достаточно массовый.

У меня тоже фамилия редкая, по крайней мере, в 500 самых распространенных точно не входит. И своих родственников я тоже искал. Но! Ни одного дубля, ни одной заведомо ошибочной записи. Будем на этом основании считать, что дублирующих и ошибочных записей в Книгах Памяти нет?

Конечно же, не будем. И ваша экстраполяция также необоснована (кстати, даже "явные" дубли иногда вовсе не дубли, полных тёзок никто не отменял). Так что списки Книг Памяти конечно не дают ТОЧНУЮ цифру, но ориентиром являться могут.

Кстати, можно ведь еще вспомнить такую штуку, как поимённые донесения о безвозвратных потерях из войсковых частей с фронта и военкоматов по месту призыва, что ЦАМО хранятся. Там 19,8 млн погибших, умерших и пропавших без вести числится. Тоже будем считать, что там одни дубли?

 

 

Аватар пользователя Avtochontny
Avtochontny(5 лет 3 месяца)

19,8 млн - это совершенно нереальная цифра. Если к ней прибавить остающихся в строю на начало войны, комиссованных по ранению, вернувшихся из плена, имеющих бронь и просто непризванных - получается сильно больше чем вообще было взрослых мужиков в стране было. Напоминаю, что СССР тогда был многодетной страной, половину населения составляли дети и подростки. 

Можете провести эксперимент. Зайти на https://obd-memorial.ru и сделать поиск по редкой фамилии. Я взял Хадайбердыев. Вывел список из 6 пунктов. 4-й и 6-й явные дубли - Хадайбердыев Саликул из села Екатериновка. Причем с разными ID. А сколько из остальных могло задублироваться как Худайбердыевы или Хадыбердыевы, задолбаешься искать. Задача упорядочивания этих списков неподсилу пока никакому ИИ.

В условиях боевых действий и неразберихи выверять списки было просто некогда. Искажения фамилий, дублирование, подтверждение запроса родственников по правильной фамилии, нечитаемые документы, опечатки.

Опоздали с этими списками лет на 50. Их надо было создавать еще в 1950-е, когда живы были близкие родственники и друзья. Сейчас зачастую даже вспомнить некому.

Аватар пользователя AndrewDV
AndrewDV(4 года 4 месяца)

Формально (только формально!) вполне реальная: 34,5 млн призвано, из них 12,84 млн в армии на 09.05.45,  комиссованных по увечьям 3,46 млн, вернувшихся из плена 0,95 млн, не возвращённых в ВС СССР, переведённых в промышленность 0,095 млн, осуждённых - 0,44 млн), не разысканных дезертиров - 0,21 млн, а также невозвращенцев с Запада - 0,25 млн. Всего 18,25 млн чел. В сухом остатке - 16,25 млн. Если учесть, что в потери вполне могли включать и дезертиров, и не возвращенцев, и попавших в плен, и просто ошибочные данные - вполне могли столько насчитать. А вот почему МО за 75 лет эти данные не перепроверило - это уже другой вопрос.

А насчет того, что с этими списками опоздали - вы абсолютно правы.

Аватар пользователя Avtochontny
Avtochontny(5 лет 3 месяца)

Цифры не совсем верные. К 12,84 млн в списках на май 1945 надо добавить более 200 тыс числящихся в штате Войска Польского и других союзных армий.

Вернувшихся из плена после войны все-таки больше, официально 1,83 млн чел. Сюда не входят вернувшиеся в конце 1940-х - начале 1950-х, когда учет уже не был таким строгим. Число невозвращенцев свыше 400 тыс, в основном бывшие хиви и РОАшники. 
Комиссовано 3,8 млн чел, передано в народное хозяйство 3,6 млн. Последние чаще всего до фронта не доходили или отозваны из частей во второй половине войны. Косвенно об этом свидетельствует статистика - в 1944-м процент занятых в промышленности женщин и подростков снизился. Плюс 600 тыс дезертиров и направленных в лагеря, 1,2 млн перенаправленных в НКВД и местные отряды. 

Вот уже и 24,5 млн. Остается 10 млн чел. Кстати в первые месяцы войны немцы распустили по домам несколько сотен тысяч пленных из зап. Украины и зап. Белоруссии. Не все они были повторно призваны после освобождения территории.