Откуда что взялось

Аватар пользователя k_g_b_6

 

Пишет 1965 (userinfo.gif?v=17080?v=145.4germanych)   http://germanych.livejournal.com/287710.html

  Родился я и первые девять лет своей жизни прожил на Арбате. Вернее, так только говорилось. Арбат – это улица в Москве. Но одновременно и обобщённое название целой паутины прилегающих к этой магистрали улочек и переулков. Наш дом располагался на пересечении Сивцева Вражка и Староконюшенного переулка. Аккурат напротив того дома, где «родилась песня Подмосковные вечера» Матусовского. Я даже до сих пор помню тот домашний адрес – Староконюшенный переулок, дом 29, квартира 4А. Да, 4А. Коммунальная, потому что. И не квартира, а одна маленькая комната в квартире. Была и Б. Этот адрес я вызубрил очень рано. Ибо – так надо. Вдруг потеряюсь? Так было положено. Я даже номер нашего телефона помню. Тамошнего. Из квартиры 4А – 241-42-88. До сих пор помню, да. Интересно, есть сейчас такой номер и кому он принадлежит? Он стоял на деревянной полочке, прикреплённой к выщербленной стене кухни (она же – общий коридор) напротив плиты. Стена вокруг телефонной полочки была вся исписана номерами других телефонов и именами их владельцев. До сих пор помню, словно видел вчера. Стоит закрыть глаза – и вот она, наша кухня. Из нашего дома в Староконюшенном мы переехали в новую квартиру в Кунцевском районе столицы летом 1974 года. А наш старый двухэтажный дом вскоре сломали.



В нашем дворе жила одна семья – Жильцовых, в которой было три брата. Старший имел увлечение. Он с одноклассниками делал из цветного пластилина хоккейные команды. В крышке из-под обувной коробки оборудовали хоккейное поле и устраивали хоккейные чемпионаты. Мы всем двором собирались смотреть. Интересно было. Так я заразился страстью лепить из пластилина. Сперва тоже пробовал хоккеистов. Но вскоре – уже когда пошёл в первый класс – у одноклассника дома увидел крепость из пластилина и потом надолго заболел крепостям и, соответственно, пластилиновыми армиями. Причём заражал этой своей страстью почти всех своих друзей и знакомых.


На фото: Мой разрушенный дом (в левом нижнем углу); трёхэтажный дом справа – дом, в котором жили Жильцовы. Середина 1970-х.
Источник фотоphoto.qip.ru/


Пластилин я покупал себе сам. Причём начал покупать ещё до того, как пошёл в школу. Стало быть – дошкольником. Был от нашего дома недалеко – на самом Арбате, на пересечении Арбата и Большого Афанасьевского, канцелярский магазин «Писчебумажные товары».


На фото: магазин «Писчебумажные товары», Москва, 1970-е года.

Сейчас там какой-то очередной ресторан. Вот я туда и гонял за пластилином. Зажимал в кулаке копейки, которые мне давала мама – и ходу. Если что, в школу я пошёл в 1972 году. Это было значит, самое начало 1970-х.

Это я для того уточняю, что много развелось людей, которые как только разговор заходит про советскую торговлю, включают дурака и начинают усиленно рассказывать, что не так уж и плохо было – и выдают на гора разные артефакты конца 80-х. Соглашусь. В конце 80-х – благодаря, кстати, Горбачёву – промышленность увереннее повернулась к людям, стало куда больше всякого бытового разнообразия, кооперативы, опять же, открылись, коопторги во многих городах Но этого, извините, ничего не было в самое кондовое советское время – в эпоху Л.И.Брежнева. При Брежневе была строгая плановая экономика. И вот, значит, с этой самой плановой брежневской советской экономикой впервые я столкнулся в начале 70-х, когда, стало быть, затаривался пластилином.

Потом я много в какие советские магазины ходил – и продуктовые, и магазины игрушек, и книжные, и магазины фотопринадлежностей. Был, словом, изрядный опыт для того, чтобы делать смелые обобщения.

Но я не делал. Знал – как и все советские люди – что нужный мне товар может быть в магазине. А может его там и не быть. Можно приехать в советский магазин и уехать с пустыми руками. Или знал, например, что за нужной интересной книгой – Конан Дойлем там, или Жюль Верном, а то и Дюма каким-нибудь – бессмысленно ехать в книжный магазин, а надо по знакомым узнавать, у кого есть. Видел, например, многократно фильм «Ирония судьбы», в котором в одном из эпизодов герои обсуждают, кто сколько сверху «дал на лапу» в мебельном магазине, чтобы купить себе «стенку».

Видел я это всё. Всё это знал. Но никаких выводов не делал. Как не делали этих выводов очень многие жители Страны Советов. Нам говорили, что в США – ужасная жизнь. Мы верили. Удивлялись конечно, порой, каким-нибудь тамошним диковинкам, которые иной раз заносило в наш передовой советский быт. Но в целом не сомневались – в США люди живут в основном в коробках из под телевизоров, и только небольшая кучка разных Мистеров-Твистеров живут в небоскрёбах, курят сигары и без устали эксплуатируют несчастных трудящихся.



Зато у нас, в СССР – вот житуха, вот раздолье. Жалко конечно, что нет таких солдатиков, «как там», или той же жвачки. Но в целом – как-то акцента на этом не было.

Я вот помню, что в одном пионерлагере отметил про себя, что у одного пионера джинсы были какие-то особенные. То есть вроде такие же, как на мне и на остальных советские джинсы с биркой «Ну, погоди» на заднем кармане, а в тоже время как-то выглядели иначе, красивее как-то. Но чем красивее – я сказать не мог. Просто вот ощущение, что наши джинсы «Ну, погоди» какие-то более неказистые. Ну заметил, и заметил. И забыл. Брюки – они и в Африке брюки. Вроде как.

И так, по мелочам многое замечал. Замечал, отмечал, но выводов не делал. Просто вот в какой-то момент в моей голове возникло чёткое понимание, что практически любая бытовая вещь, если она не из СССР, а хотя бы даже из какой-нибудь Польши или ГДР, не говоря уже – из Франции или США – она обязательно лучше будет. Красивее, тоньше сделано, не такая грубая и т.д. и т.п.


На фото: макет железной дороги в московском универмаге «Лейпциг», в котором продавались товары производства ГДР.

У одного моего одноклассника отец ездил несколько раз в длительные командировки заграницу. И у него дома было немало импортных вещей. В том числе – книг. Это были обычные дешёвые покетбуки, как теперь все знают. Но выглядели они потрясающе – с глянцевыми обложками, на которых были там всякие удивительные изображения. А внутри книга на плохой бумаге. Наши, советские, по внутренностям были лучше – на хорошей бумаге. Но обложки наших, советских книг, были унылые и безликие (за очень редким исключением). А эти импортные книги на английском языке – все сплошь в ярких привлекательных обложках. Но внутри – все на серой газетной бумаге. Непонятно. Но эту разницу я для себя отметил.

Или вот, например, в нашем доме жила какая-то дама, которая толи сама имела какое-то отношение к загранице, то ли кто-то из родственников. Но была у неё пачка французских журналов PIF. Ах, что это были за журналы! Очень хочется обладать языком Умберто Эко, чтобы описать мои ощущения, когда я их разглядывал. Но, увы, не дано мне. Поэтому просто скажу – это был экстаз. Для примера привожу фрагменты страниц некоторых номеров журнала PIF за 1969–1979 г.г.

(Сканы кликабельны)
    

Когда я смотрел эти подборки комиксов – цветных про разных дурацких мультяшных героев (типа того же Пифа), или чёрно-белых с нормальными изображениями – про индейцев или рыцарей, то как же мне хотелось иметь хотя бы один единственный такой журнал! Но где же его было взять? И я не знал, почему в СССР не было таких журналов. И сейчас, кстати, не знаю – разве детские комиксы каким-то образом били по марксизму-ленинизму? Ну не про индейцев и Микки-Мауса, но хотя бы про тех же неуловимых мстителей и пиратов XX века, кто мешал штамповать комиксы? Кто мешал? Что мешало? У меня ответов не было. Да я и не задумывался. А лишь, что называется, накапливал впечатления во время своей длительной экскурсии по Стране Советов.

Я с самого раннего детства полюбил читать. Научившись читать ещё до школы, потом начал глотать книгу за книгой. Помню, просто влюбился в книгу «Пираты неизвестного моря». Читал её методом нон-стоп. Это когда дочитываешь последнюю страницу книги и тут же начинаешь снова читать с первой. Чуть ли не наизусть знал эту книгу – ещё в первом классе. Но однажды выяснилось, что это не наша книга. Не наша – не моей семьи. Оказывается, эту книгу дала для меня почитать одна мамина подруга. И какое же было у меня горе, когда книгу эту пришлось вернуть. Горе! Потому что в книжном магазине такую книгу купить было нельзя. Почему? Нет ответа.

В школе каждый школьник – по крайней мере в младших классах – должен был записаться в детскую библиотеку, из которой потом надлежало брать книги, заданные учительницей для т.н. внеклассного чтения. И ети брали из библиотеки книги, которые надиктовала учительница.


На фото: типовая советская т.н. районная библиотека.

Большинство так поступало. Но мне хотелось чего-то большего. И я мог чуть ли не час ходить между стеллажами по небольшому зальчику нашей районной библиотеки, выискивая интересную книгу. Почему так долго? Потому что в основном на полках стояла всякая скучная галиматья. А вот книжку, типа «Магистр рассеянных наук» – ты ещё поищи. Она была в библиотеке. Но чаще всего – «на руках». Однажды библиотекарь – это была не женщина, а мужчина – неожиданно обратился ко мне примерно с такими словами: «Я Вас постоянно вижу. Вы всё что-то ищете, выбираете. Хочется Вам помочь». И вынул из своего стола толстенную книгу рассказов Джека Лондона. Джека Лондона! От самой книги и оттого, что библиотекарь обратился ко мне на «Вы», я прямо остолбенел.

Но, думаю, нечего и говорить, что эта книга ввела меня в такой транс потому, что в книжном магазине просто так купить её не было никакой возможности. Мне могут сказать – но раз эта книга была напечатана, то ведь где-то она да продавалась? В теории – да, где-то когда-то однажды она продавалась. Но только я не знал где и когда.


На фото: Витрина Дома Книги на Калининском проспекте Москвы, 1982 год.

Зато точно знал, что в Доме книге на Калининском проспекте – самом большом книжном магазине Москвы того времени – эта книга не продавалась тогда, когда я бывал в этом магазине. А равным образом не продавался там в открытой продаже Конан Дойль, Жюль Верн, Александр Дюма, Рэй Бредбери, братья Стругацкие, братья Вайнеры, не было там фантастики Беляева и Ефремова, как не было и Казанцева.


На фото: Внутренний интерьер залов Дома книги на Калининском проспекте, 1972-1974 г.г.

Книжки эти печатались. Но купить их было невозможно. Почему? Я не задавался таким вопросом. Просто принимал, как факт. С очень раннего детства я понял правила игры советского бытового обслуживания населения. Но выводов не делал. Это была данность. Аксиома. Иначе быть не могло. Так была устроена моя и миллионов других советских людей Вселенная.


На фото: Секция «Канцтовары» на 1-м этаже Дома книги на Калининском проспекте, ~1974 год (чернила, пластилин, пачка тетрадей, линейки, скрепки, готовальни, кожаные папки, акварельные краски – необыкновенно убогий перечень для центрального магазина столицы; для интереса можно посмотреть, какое изобилие товаров можно увидеть сегодня в этом же магазине на том же месте).

Когда я стал заниматься фотографией, то далеко не всегда мог купить нужные мне реактивы, плёнку, нужную фотобумагу, нужные светофильтры – нужный фотоаппарат наконец. Когда мама подарила мне «Зенит-Е», я думало, что свихнусь от радости. И не из-за цены. Он конечно был дорогим. Но ещё более – он был недоступным. Просто так в магазине он не продавался. Опять же – иногда его «выбрасывали». Но за ним сразу выстраивалась дикая очередь. И расхватывали всё слёту. А постоянно продавался только Зенит-TTL.


На фото: Страница из инструкции к фотоаппарату Зенит TTL.

Вот тот точно был неподъёмным по цене – 340 рублей. Мне такой ни за что не купили бы. Да и вообще, мало кто в СССР имел такой фотоаппарат. Наверное, самый лучший советский фотоаппарат. С встроенной системой TTL – системой замера экспозиции через объектив!

А однажды я побывал на международной выставке в Сокольниках, на которой ведущие компании мира показывали свою продукции в сфере фото, кино и телевидения. И на этой выставке я побывал на стенде компании Minolta. И увидел японские зеркальные фотоаппараты. И даже японец дал нам (вообще-то маме, а не мне) , цветные проспекты последних моделей фотоаппаратов Minolta.


На фото: Фотоаппарат Minolta XD-11, 1977 года выпуска.

На десятках страницах отличной японской полиграфии были во всех ракурсах показаны эти фотоаппараты, их внутренности и, в том числе, то что видит фотограф, когда глядит в окуляр этих фотоаппаратов. И тогда я понял, что Зенит-TTL – краса и гордость отечественной фотопромышленности – был безнадёжно устаревшим устройством.

А когда уже подростком я увлёкая рок-музыкой? Нет, я не буду говорить про полное отсутствие дисков знаменитых западных рок-групп в советских магазинах. Ладно, рок-музыка была признана идеологическим врагом и с ней боролись, как могли. Но я увлёкся не просушиванием рок-музыки, а игрой. А для этого, как известно, нужны электроинструменты – электрогитары в первую очередь. Ну и барабаны, естественно. Что за рок-музыка без барабанов? Да и усилители с акустикой.


На фото: советская электрогитара Урал 650 АРТ 422

А вы знаете, что такое советская электрогитара «Урал» по сравнению даже с восточногерманской гитарой Musima или даже чешская Jolana? Не знаете. А я скажу. Это просто ужасные убогие дрова. С жуткими звучками, с уродским грифом, с непонятным допотопным дизайном (который может и смотрелся интересно в конце 60-х, но уж точно не в начале 80-х). А советская бас-гитара «Роден»? В начале 80-х – а до рок-музыки я дорос уже лет в 15-16, советские гитары были просто ужасом. А советские барабаны? А советские усилители и акустика? Которых, кстати, тоже ещё поищи. В советских магазинах продавались только советские гитары и барабаны. Играть на которых конечно можно было. Но лучше было на них не играть и вообще не видеть. Они были уродскими и плохими, как инструменты.

А разные ВИА на телеэкране играли с использованием американской и японской аппаратуры и инструментов. А как же? Не на советском же электромузыкальном дерьме исполнять патриотические песни для подрастающего поколения?


На фото: ВИА «Земляне» демонстрируют заморские электромузыкальные инструменты, 1985 год.

Ну и в финале – мораль. А как без неё? А мораль, братцы, такова.

Пока коммунистический агитпроп воспитывал советскую молодёжь в духе советского патриотизма и глубокого умиления перед идеями Маркса и Ленина, советская торговля прививала советской молодёжи, а равно и прочим группам советского населения, совсем иные мировоззренческие стереотипы.

Человек человеку – друг товарищ и брат? Ну, в принципе, почему бы и нет? Но только в абстрактной постановке вопроса. А вот конкретно в советском магазине, человек человеку – конкурент в борьбе за дефицитом (если этот дефицит вообще имеется в продаже). Про то, что дефицитом могли быть даже самые элементарные вещи – я молчу.

Ну и советская промышленность не отставала от советской торговли. Вернее – она была ориентиром. И советская лёгкая промышленность объясняла советскому человеку, что любой иностранный аналог любого советского товара – всегда будет лучше, удобнее, красивее и т.д. и т.п. А кроме того, эта самая советская лёгкая промышленность добавляла, что номенклатура бытовых товаров для населения в капиталистических странах в сотни, если не в тысячи раз больше советской.

Но, чу! Уже слышу классическое: «Зачем человеку сто сортов пива, если есть одно хорошее и не пастеризованное». Сразу уточним. В этой фразе в конце надо говорить не «хорошее», а «разливуха разбодяженная не известно чем», ибо хорошее – см. выше абзац про дефицит. Ну и добавлю. Если человек по своему эстетическому мироощущению не очень далеко ушёл от свиньи, то ему и пиво в 3-литровой банке из грязного ларька напротив сойдёт, даже если есть выбор. Но если у человека есть несколько изысканный вкус, то ему всегда хочется выбора.

Не в пиве дело. И не в джинсах. И не в жвачке. И не в электрогитарах. Да и не в колбасе. Но если тебя с самого раннего детства постоянно приучают к мысли, что даже самые элементарные вещи ты не сможешь просто так пойти и купить, если тебе постоянно показывают, что произведённое для тебя в стране всегда будет хуже, чем точно такое же, произведённое в других странах для тамошних жителей, то в какой-то момент у тебя в голове включится лампочка. И ты скажешь самому себе – пусть сперва коряво и не очень внятно: странно, если мы можем делать ракеты не хуже, а может и лучше, чем США, то почему мы не можем точно также качественно и в таких же объёмах делать товары для людей и точно также снабжать их продуктами питания? И когда очередной райкомовский мозгоёб, спустя 35 лет после окончания войны будет эти «отдельные проблемы на местах» объяснять Второй мировой войной, то конечно не вслух, но мысленно ты пошлёшь его нахуй. А потом поделишься своими сомнения с товарищами. И обнаружишь, что они ощущают происходящее примерно также. А потом начнёшь приставать с расспросами к взрослым. И увидишь, что они не могут ничего конкретно ответить на конкретные вопросы и только посмеиваясь уходят от ответа. А ещё спустя какое-то небольшое время вдруг обнаружишь, что детское чувство уверенности в том, что живёшь в самой лучшей на земле стране – куда-то вдруг испарилось, а на месте этого чувства вдруг возникло ощущение, что живёшь ты в довольно неправильно спроектированной стране. И ещё начинаешь задумываться – а надо ли тратить такие огромные деньги на помощь «развивающимся странам», когда твоя собственная страна по ряду показателей эти самые «страны третьего мира» не сильно-то обогнала.

Да, соглашусь, чуть позже маятник пойдёт ещё дальше. И ты уже начнёшь наделять какими-то немыслимыми фантастически заманчивыми чертами другие страны, которые этими чертами не обладают. Но что поделать? Если ты вдруг обнаружил, что с экранов телевизоров тебе постоянно врут про немыслимое благополучие в твоей собственной стране, то что странного, если ты посчитаешь точно таким же враньём и всю ту критику, которую с этого экрана обрушивают на страны с другими политическими и экономическими моделями.

Я не помню, когда я впервые употребил термин «Совдепия». Но точно это было ещё до армии, то есть не позднее 1984 года (http://germanych.livejournal.com/287486.html). И точно помню, от кого впервые услышал это слово – от моего друга Юры Анисимова (который позднее стал гитаристом в «Чёрном Обелиске»). Он употреблял это словцо при каждом удобном случае и вполне адресно. И я ни разу не слышал, чтобы хоть кто-то одёрнул его и сказал: «Как ты можешь так называть нашу замечательную Родину!»

Были конечно и люди с несколько иным мировоззрением. Не отрицая всех «прелестей» Совка, они философски парировали, что зато никто их с работы не выгонит и свою законную зарплату они получат точно два раза в месяц. И квартиру они получат когда-нибудь гарантированно. Да и вообще – вон, в США люди под мостом в коробках из под телевизора ночуют, хоть и в джинсах. Песня известная. С тех пор мало что изменилось.

В общем я так скажу – вопрос в высоте планки, которую каждый для себя ставит. Для человек средних, скажем так, способностей, с невысокими потребностями (между прочим, прежде всего духовно невысокими), брежневский СССР – это было самое то. В самом деле – мамка всегда накормит, потому что зарплату ей не задержат, одежда отечественная добротная (хотя и сшитая по моде полувековой давности) в магазине всегда есть, из квартиры за долги не выселят, потому что большие долги делать особого смысла нет (дефицит порождает пресловутое избыточное накопление сбережений), после ПТУ/техникума/института работа гарантированная (хотя чаще всего и не любимая), а после 10-15 лет на этой работе – и квартиру можно получить «бесплатную» (а если повезёт и предприятие хорошее, то и раньше; правда если не повезёт – то и вовсе не получить). А потом пенсия – небольшая, но на кино-вино-домино и квартплату хватит. Красота!

Но вот если тебе не повезло, и у тебя вдруг обнаружилась тяга к а) чтению книг, б) фотолюбительству, в) пристрастие к иностранной музыке, г) желание самому создать музыкальную группу, д) заниматься спортом профессионально, е) заниматься рыбалкой, ж) (для девочек, да, впрочем, и для мальчиков) выглядеть всегда модно и красиво, з) посмотреть своими глазами (а не глазами Сенкевича) другие страны, е)…

Да мало ли чем ещё, что превышало жизнь в стиле: «Утром встал, съел абы что, бегом на работу, где активно производишь брак, после работы с друзьями в гастроном, затем домой на диван перед телевизором, затем сон, а в выходные – поход в ближайший кинотеатр с семьёй на любой сеанс, а потом с дружками в ближайшую пивнуху – и так год за годом». Так вот, как только у человека появлялись потребности сверх этого советского минимума, так очень скоро он неминуемо сталкивался с неприглядной советской бытовой действительностью. Очень быстро такой человек обнаруживал, что в системе что-то не так. И начинал если не говорить, то, во всяком случае, думать в таком стиле, что коммунистические райкомовские пропагандисты (и прочие уполномоченные служащие) называли такой образ мысли «антисоветским».

Так откуда что взялось? Да из недр системы коммунистического социализма. Откуда же ещё? Никто кроме этой системы не штамповал антисоветчиков в таком количестве. Сама система их и производила. Причём чем дальше – тем в больших количествах. А в итоге, году так к 1985-му, люди оглянулись, и обнаружили, что кроме «антисоветчиков» вокруг никого, собственно, и нет. Включая работников обкомов КПСС и КГБ СССР. А если где-то любитель идей Маркса-Ленина ещё и остался, то лишь по недоработке районного психоневрологического диспансера (ПНД). После чего демонтаж коммунистической системы СССР стал лишь вопросом времени.

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Никто кроме этой системы не штамповал антисоветчиков в таком количестве.

Комментарии

Аватар пользователя dixie
dixie(8 лет 7 месяцев)

Да, теперь у дурака есть все побрякушки, которые он хотел. Тока счастья, почему-то, по прежнему нет.

А что разменял (не он один, все) - попытку построить общество духа - на барахло, ну, так, что ж, бывает.

Аватар пользователя k_g_b_6
k_g_b_6(8 лет 7 месяцев)

 В позднем СССР не было никакого "общества духа", нечего было разменивать crying

Комментарий администрации:  
*** предлагаю покаяться и сделать Северный поток бесплатным ***
Аватар пользователя dixie
dixie(8 лет 7 месяцев)

Да ладно вам - в позднем СССР Сбербанк занимался впариванием кредитов и навязыванием поголовного безналичного расчёта - с целью максимального контроля за "стадом"?

Квартиры и дачи в позднем СССР получали не бесплатно, а влезая в кабалу на хрен знает сколько лет?

Возможность роста была доступна не всем, а исключительно "детишкам элиты"? Ну что - ну Черномырдина возьмите: отец - шофёр. Ельцина того же, итд. И сравните.

Что там ещё успели отобрать из свобод - вспоминайте.... Капитализм добавляет "свободы" поверхностные, но страшно боится реальных. Поэтому хоть ужритесь своими фотоаппаратами, извините. Главное, чтобы сути дела не видели.

Аватар пользователя Klop
Klop(7 лет 12 месяцев)

Поздний СССР - двух комнатная квартира ( кооператив) - 4500 руб. Зарплата ( средняя)  -  250 -400.  Это не от " балды" .  Брат  взял в 89 - Ом. А в первой половине ( на тот момент выплатил половину), получив очередную зарплату , выплатил остальные 50% ( примерно)  с одной " получки". Успел. Через пару дней это были уже даже не деньги. Это - раз. А на два - до того " социального лифта" , что был в СССР  -  нам как раком до  Пекина.  Пожил тогда - поймешь..

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 5 месяцев)

Поздний СССР - это 16 м кв общей площади (общая площадь включает в себя площадь кухонь, коридоров, санузлов) на среднестатистическую российскую душу, причём водопроводом из этих метров было оборудовано примерно 60%.

Для справки - сегодня у нас 24 м кв общей площади на душу, и с водопроводом дела получше, свыше 80% жилплощади имеют водопровод.

Аватар пользователя Klop
Klop(7 лет 12 месяцев)

Поздний СССР - двух комнатная квартира ( кооператив) - 4500 руб. Зарплата ( средняя)  -  250 -400.  Это не от " балды" .  Брат  взял в 89 - Ом. А в первой половине ( на тот момент выплатил половину), получив очередную зарплату , выплатил остальные 50% ( примерно)  с одной " получки". Успел. Через пару дней это были уже даже не деньги. Это - раз. А на два - до того " социального лифта" , что был в СССР  -  нам как раком до  Пекина.  Пожил тогда - поймешь..

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 5 месяцев)

Скажу за себя, гламурная иностранная техника стала не гламурной, а то и попросту вышла из строя через несколько лет после покупки, ну в лучшем случае десяток протянула.Советская до сих пор работает. Качество продуктов питания вообще молчу. Но соглашусь, в СССР многие купились на рекламу, а свой негативную сторону запад и не показывал.Кто такой совок-это как раз тот кто и живет мечтой про полные витрины,джинсы и 300 сортов колбасы.Они и поехали за своей мечтой. 

...почти все что говорил запад про СССР оказалось правдой,но и все что говорил СССР про запад тоже оказалось правдой.Вопрос в том кто что слышит.

Аватар пользователя iUser
iUser(9 лет 11 месяцев)

СССР - продукт в некрасивой обертке, "западная мечта" - всего лишь витрина, блестящая упаковка с говносодержимым.
 

Аватар пользователя skif-99
skif-99(8 лет 7 месяцев)

А я вот соглашусь. Видел и блат и очереди за дефицитом. 

Аватар пользователя iUser
iUser(9 лет 11 месяцев)

А я - нет.

Подобным соглашательством перечеркнули, уничтожили страну.

Принимали решение, оценивая только некрасивые стороны.

Во всем всегда есть и плюсы и минусы.

Приобретя в магазинах 300 сортов колбасы многие потеряли более важное.

Даже с колбасой - выбор нынче велик, да сделаны эти 300 сортов из дерьма с консервантами. ))

Да - сейчас наш дети могут ходить на каждом углу в кафе, кегельбаны, кинотеатры, концерты (вау!) забугорных и отечественных певцов ртом.

Ходят ли эти детки в библиотеку (хе-хе - нафиг, лучша Ютуб пасматрю - скажет тебе сынишка, пялясь в айфон), на кружки (много ли сейчас этих кружков, не говоря о цене)???

Внимание в воспитании переведено с развития личности - интеллектуального, физического, духовного на потребление и удовольствия.

В годы моего юношества "крут" был тот, кто что-то умеет/знает, чем-то увлечен/занимается, книги читали все и постоянно.

Да что книги - вспомните развивающие телепередачи!

СССР делал как мог в хреновых условиях из человеческого материала ЛЮДЕЙ, а капитализм сделал из этих людей скотов-потребленцев.

СССР при всей убогости гарантировал защиту и необходимое количество жизненных возможностей по неким принципам справедливости.

(Я категорически не согласен с многим, что тогда было - в т.ч с нахлебничеством некоторых республик )

Да, многим люди были СПРАВЕДЛИВО недовольны, но надо признать, что справедливости без СССР больше не стало.
 

Аватар пользователя k_g_b_6
k_g_b_6(8 лет 7 месяцев)

И тогда в библиотеку не многие ходили, в основном за фантастикой и детект.

А попытки сделать "из человеческого материала ЛЮДЕЙ" были столь убоги что вызывали отторжение. И последующие 90-е это показали.

 И да, никто не вышел защищать СССР потому что люди не чувствовали его своим. 

Комментарий администрации:  
*** предлагаю покаяться и сделать Северный поток бесплатным ***
Аватар пользователя iUser
iUser(9 лет 11 месяцев)

А попытки сделать "из человеческого материала ЛЮДЕЙ" были столь убоги что вызывали отторжение. И последующие 90-е это показали.

Приведите живые примеры стран, где формирование человека организовано лучше.

 Без подобной аргументации ваше заявление - голословное утверждение, возможно вброс для розжига.

Аргументируйте!

Или

Комментарий администрации:  
 *** предлагаю покаяться и сделать Северный поток бесплатным ***

характеризует Вас максимально точно? )


Ты прям, не человек, а песня!

Явил убогости пример -

И книжки вам не интересны,

И не спасал СССР...

К чему бесплатные квартиры,

Факультатив,  кружок, спортклуб?

Ведь все, что нужно в этом мире -

Шмотьё и порно на Ютуб

 

Аватар пользователя k_g_b_6
k_g_b_6(8 лет 7 месяцев)

Вы из тех кто видит в настоящем одну только грязь?

 На "загнивающем западе" очень много хороших людей и целых сообществ. Когда я смотрю, на ненавистном вам Ютубе, интервью простых западных обывателей (особенно молодёжи), я вижу открытых и добрых людей. И если вы думаете что не существует морали вне СССР, то глубоко заблуждаетесь.

 

 А подпись *** предлагаю покаяться и сделать Северный поток бесплатным ***  не просто глупа, но и прямо противоречит моим публикациям на АШ. Впрочем, вам ведь главное "унизить" оппонента, приписав совершенно не знакомому человеку вымышленные пороки...

Комментарий администрации:  
*** предлагаю покаяться и сделать Северный поток бесплатным ***
Аватар пользователя skif-99
skif-99(8 лет 7 месяцев)

Вы ВАЗ 2103 не чинили под дождем. При полом отсутствии запчастей в магазинах. Штуцер для прокачки тормозов сам себе точил. На Гос Станке убил 2 часа. А уж про Волгу- не зря её выдавали только тем, кто может себе позволить водителя и обслуживание в автопарке.

Аватар пользователя iUser
iUser(9 лет 11 месяцев)

Да я и не спорю в этих вопросах с Вами - просто утверждаю, что "с грязной водой выплеснули еще и что-то действительно важное"

Холивары мне не нужны - я не упорот темой "СССР - это только хорошее" )))

Хотя отметим - Ваши примеры исключительно про недовольсво потребительское.

И СССР в этом аспекте был до отвратительности слаб...

Кормить духовной пищей не давая достаточной жрачки самоубийственно.

 

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 5 месяцев)

а я видел что на рынках все есть но дорого. Хотели же рыночную экономику но думали что это полные гос.магазины)

Аватар пользователя alexvlad7
alexvlad7(11 лет 8 месяцев)

мат уберите из текста.

Аватар пользователя Engineer
Engineer(8 лет 5 месяцев)

Довольно подробный взгляд на СССР с точки зрения потребителя, а по тогдашним понятиям "мещанина". Человека неспособного сопоставить красивую картинку и собственное "хочу" с нудными заумными понятиями типа социальная защищенность, путевки в санаторий, стоимость коммунальных услуг, бесплатное обучение и медицина, кружки и секции (вспомните, сколько людей, в том числе взрослых, занималось шахматами - после пивной, наверное), библиотеки, дворцы спорта и просто спокойствие за близких (я бы тоже хотел ребенка шести лет спокойно отправлять одного в магазин за пластилином - автор просто не понимает, как даже уже один этот факт много значит!). Я понимаю, что для мальчишки зарубежный фотоаппарат своим видом мог перевернуть картину миру, но сейчас то автор уже успел подрасти?

Не соглашусь и насчет того, что люди с запросами и способностями выше среднего упирались в некую планку - это неправда. Наоборот на мой взгляд в СССР социальных лифтов было значительно больше - возможности подняться из совсем тяжелого положения (вы почитайте ради интереса биографии спортсменов, ученых, писателей - масса талантов просто из деревень вышла). Не претендую на истину в последней инстанции, приведу просто реальный пример - моего отца. Его отец погиб в 1941-м, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. Пережили войну, у отца были способности и тяга к учебе - взяли его в суворовское училище. Учился отлично, захотел продолжать учебу - поступил в политехнический. В перерывах между учебой объездил полстраны (деньги студенты зарабатывали, разгружая вагоны), поднимался в горы, сплавлялся по рекам, ходил надолго в тайгу - такое хобби в те времена было у многих. В процессе учебы уже начал заниматься наукой, закономерно поступил в аспирантуру. Женился, родился ребенок, защитил кандидатскую диссертацию - автоматически получил двухкомнатную квартиру. По ходу научной работы появлялись авторские свидетельства - от них еще долго приходили деньги уже после смерти отца. Написал докторскую, родился второй ребенок - после защиты должна была автоматически появиться квартира с кабинетом (не менее трех комнат), намечались загранкоманировки - это в 33 года, но, увы, отец трагически погиб при сплаве на реке. То есть, условия для того чтобы двигаться, например, в науке в СССР были - занимайся наукой, своим делом, которое тебе интересно, приноси пользу обществу, и у тебя всё со временем появится (чтобы нормально жить не нужно было непрерывно заниматься делами, обозначаемыми сейчас, как "крутиться"). Из хобби отца - путешествия (не лежание объевшимся от "все включено" на пляже, а с рюкзачком за спиной), собирание камней, а в свободное время их обработка, шахматы, чтение, диссертация :).

У автора скорее подразумевается, что человеку с потребительскими запросами выше среднего было сложнее в СССР. Может быть круг общения автора был таковым, может быть москвичи тогда немножко загнивали, а в других кругах вместо "дом-работа-пивная" люди занимались в шахматных кружках, клубах любителей фантастики, по тайге с гитарами ходили, собирали телескопы с самодельными зеркалами, писали стихи, с детьми чего-то успевали варганить из радиодеталей дома или запчастей со свалок в гараже. Дети проводили помимо кружков и секций время во дворе под общественным надзором бабушек и дедушек-шахматистов/доминошников - это я помню сам. Я сам помню, как обменивались книгами "почитать" и как приходилось аккуратно обращаться с чужой книжкой. Еще не понял, кто автору запрещал заниматься рыбалкой :).

Аватар пользователя iUser
iUser(9 лет 11 месяцев)

100% поддерживаю Ваше мнение.
 

Аватар пользователя GentleLady
GentleLady(11 лет 3 месяца)

Все правильно написали. 

Аватар пользователя Redvook
Redvook(11 лет 2 месяца)

Я понимаю, что для мальчишки зарубежный фотоаппарат своим видом мог перевернуть картину миру, но сейчас то автор уже успел подрасти?

Что характерно, мальчик купился не на сам фотоаппарат, а на его цветные рекламные проспекты. Я бы назвал это неплохой аллегорией.

Аватар пользователя Casus
Casus(9 лет 4 месяца)

Соглашусь по многим пунктам.

Про спорт и рыбалку, фототехнику и реактивы, я чего-то не понял. Так же я не понял про горбачёвское "изобилие".

Дефицит, ограниченный ассортимент, очереди и т.п. имели место быть. Почему?

Не могу объснить, почему даже литература была в дефиците при огромном спросе. При этом в каждом доме книги были, которые сложно было найти в продаже. Или в каком нибудь сельмаге можно было встретить то, что в городе сметалось с полок.

Вероятно это делалось сознательно, как раз для того, чтобы небыдло дружно и с песней в нужный момент поскакало к западным ценностям, упиваясь дешёвым ширпотребом, пока комсомольские и партийные вожаки будут дербанить страну набивая карманы.

 

 

 

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в лживом "цитировании", набросы) ***
Аватар пользователя haruhist
haruhist(8 лет 11 месяцев)

Многословная, но традиционно,  извините, безмозглая статья о страданиях в СССР.

Автору даже в голову не приходят вопросы.: почему в СССР был дефицит (естественный результат скрытой инфляции), почему товары были низкого качества (естественный результат монополизации рынка).

Для автора Советский Союз  -- чужая страна, в которой он был всего лишь внутренним эммигрантом, в которой он не хотел и даже не мог помыслить что-то менять. Куда удобнее страну эту слить, бросить и переехать в  какой-нибудь "рай", который для автора кто-то должен построить.

Зачем надо было это писать? Из потребности морального эксгибиционизма? Так не на что смотреть. Обычная гнилая душонка.

Комментарий администрации:  
*** Каждый, кто имеет заработок выше среднего по стране - вор (с) ***
Аватар пользователя Хулиганка
Хулиганка(8 лет 9 месяцев)

Получили эти пресловутые 300 сортов колбасы и красивые джинсы, а счастья так и нет. Потеряли много большее нежели чем приобрели. Потеряли мечту, а приобрели красивую упаковку с говеным содержимым

Аватар пользователя Монгол
Монгол(9 лет 6 месяцев)

И когда очередной райкомовский мозгоёб, спустя 35 лет после окончания войны будет эти «отдельные проблемы на местах» объяснять Второй мировой войной, то конечно не вслух, но мысленно ты пошлёшь его нахуй.

 Если дурак - конечно же пошлёшь. А если голова на плечах и с памятью в порядке,то вспомнишь,что война унесла около 30млн жизней,в основном мужских и работоспособных, принесла столько же инвалидов,тоже в основном мужчин. И что порушенные войной 40% экономики восстанавливали чаще бабы. И про между делом умудрялись детей рожать. И в первую очередь восстанавливали тяжмаш и оборонку,от которых зависело само существование страны и нации.  А ещё надо было энергетику налаживать,жильё строить,школы и дороги. Поэтому дефицит советского ширпотреба вполне объясним и объективен,даже простителен. 

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(12 лет 6 месяцев)

В общем я так скажу – вопрос в высоте планки, которую каждый для себя ставит.

Брехло-дерьмоед-потребитель этот германыч. 

Но  чувствует себя илитарием.