Азотный барьер, фосфорная яма и сказ о том, как можно просрать насранное (PEAK8, NUC28)

Аватар пользователя Already Yet

В прошлой части моего рассказа, в котором я говорил о говне, навозе, гуано и суперфосфате вместе с нитроаммофоской и процессом Габера, а также об их роли в истории человечества, меня ненавязчиво спросили: "Да при чём здесь говно? Обойдёмся мы как-нибудь и без химических удобрений, вырастим мы пшеничку и на конском и коровьем навозе, как встарь, как предки, как повелось!"
Сообщаю: нет, не вырастим.
Просто не сможем по объективным причинам.
И объективных причин для сего печального факта целых две. Первая из них именуется азотный барьер, а вторая называется вынос фосфора с суши в океан или фосфорная яма.
И, для того, чтобы вы понимали всю интригу данного момента, скажу сразу — для решения данных вопросов нам без Капитана Атома опять-таки не обойтись.



Капитан Атом спасал, спасает и ещё будет спасать миллионы жизней.
Ну а Лейтенант Солнце и Майор Ветер могут ему в этом начинании лишь немного помочь, но не более того.

Сначала — посмотрим на картинку великолепия 7 миллиардов человеческих жизней на планете Земля в 2010 году нашей эры.
Вот мы на весах говна природы:



Как видите, человек по своей природе состоит из того, что природно — из собственного говна (привет, Москва-2042), из навоза и помёта домашних животных, из окаменевшего и высушенного на солнце гуано диких птиц и из геологических осадков фосфора на дне древних морей и океанов, которые прихоти нашей геологической истории снова вынесли к нам наверх, из самых глубоких глубин океанов.

Безусловно, для наглядности восприятия, полоски гуано и человеческих экскрементов на данном графике сделаны чуть шире, нежели они есть на самом деле. Но вот соотношение между "природным" навозом и "промышленным" фосфоритом и апатитом на графике указанно вполне правильно. Ископаемого, якобы "химического" фосфорита у нас сегодня используется и в самом деле раз в десять больше, чем "природного" навоза:



При этом важно понять: ни конский, ни коровий навоз, ни птичий помёт, ни даже человеческие экскременты (эта тонкая коричневая ;жёлтая линия на втором графике) — никуда от нас не делись.
Кстати, человеческие экскременты имеют не менее славную историю воздействия на плодородие почв — тонкую жёлтую линию можно продолжать и до 3000 года до нашей эры, поскольку именно к этим датам относятся упоминания о внесении в Китае человеческих экскрементов на сельскохозяйственные угодья. Раньше просто, наверное, не было кому описать все эти процессы.

До сих пор, несмотря на всю масштабность геологических находок фосфора и на широчайшее развитие его добычи из фосфоритов и апатитов — повсюду в мире в дело идёт каждый килограмм доступного человечеству фосфора. Потому что, в случае фосфора вопрос пика его производства и неравномерности его распределения и потребления в мире стоит ничуть не менее остро, нежели в случае нефти или природного газа.
Весь вторичный продукт при малейшей возможности перерабатывается и снова пускается в дело.
При этом нет разницы, говорим ли мы о Москве-2042 или Нью-Йорке-2042.
Проблема добычи и доступа к фосфору будет только нарастать с течением времени.

Проблема ещё состоит и в том, что сам фосфор распределён по миру очень неравномерно. Вот наглядная картинка распределения по миру запасов фосфора по состоянию на 2000 год:



Карта взята из вот этого отчёта, если что.
И, если вы не почитали скучные выкладки из этого отчёта или из предыдущей статьи ("Пик фосфора"), то я расскажу вам, какую проблему предстоит решить миру в случае этого минерала.

Законодатель мод на рынке фосфора — это Марокко, в котором сосредоточено 70% мировых запасов фосфора. Именно от производства фосфора в Марокко и зависит его мировая доступность. Остальные страны, на фоне Марокко, выглядят в мире просто карликами.



Кстати, интересно, что "арабская весна", прокатившаяся паровым катком по всей северной Африке, никак не затронула эту страну — и, что интересно, у Марокко с 2004 года есть эксклюзивное соглашение с США по-поводу обеспечения американцев марокканским фосфором — США уже второй десяток лет являются нетто-импортёром фосфора, миновав свой пик добычи фосфоритов ещё в 1975 году.
А вот потребляется фосфор в совершенно других странах, а именно: в Индии, в Бразилии, в Китае и в США. Именно эти страны формируют около 2/3 объёма мировой торговли фосфором.

Ситуация с мировой потребностью в фосфоре определяется сейчас двумя фактами: потребностью в фосфоре любого человеческого организма и его фактическим уровнем использования в современном сельском хозяйстве.
Человеку надо потреблять 1,2 грамма фосфора в день. Или 0,440 кг фосфора в год. По факту же современный, "индустриальный" человек потребляет 22,5 кг фосфора в год. Отсюда — и безумная цифра годового производства в 210 миллионов тонн фосфатов в 2012 году. Поэтому — не смотрите на то, сколько фосфора осталось и у кого, исходя из уровня производства в 2011 или в 2012 году, о которых говорит данный отчёт USGS.
В 2015 году мир собирается добывать уже 256 млн. тонн. фосфатов. И это оценка того же USGS. Эта цифра почти вдвое больше, нежели в 2009 году.

Такой взрывной рост добычи фосфора — прямое следствие урбанизации и улучшения жизненных условий, за которые сейчас борются Китай, Индия, Бразилия и ещё с десяток стран помельче.
"Мелкими" эти страны, конечно же, можно назвать только на фоне того же Китая или Индии: ведь 176 миллионов жителей Пакистана и 242 миллиона жителей Индонезии — это больше современного населения России.
Подобно тому, как США в 1800-е годы решало свою урбанизацию с помощью перуанского и чилийского гуано, так и весь "третий мир" сейчас решает вопрос своей урбанизации за счёт массового внесения фосфатных удобрений на поля.

Шутить касательно важности говна и других природных источников фосфора в американской истории не надо — "Закон о гуано" (Guano Act), принятый Конгрессом США ещё в 1856 году является таким же историческим фактом, как и уничтожение индейцев, распашка принадлежавших им Великих Равнин (Great Plains) и забой населявших Великие Равнины бизонов:



При этом все три процесса: распашка прерий, уничтожение бизонов и изведение под ноль коренного населения — шли в США в 1800-е годы параллельно и поддерживая друг друга. И все они крутились вокруг фосфора и азота.

Поскольку бизоны были основным объектом охоты индейцев, то убийство бизонов лишало индейцев объекта промысла и заставляло покидать их охотничьи угодья.
Американский генерал Филип Шеридан (Philip Henry Sheridan) писал в 1870-м году: "Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев. Пошлите им порох и свинец, коли угодно, и позвольте им убивать, убивать бизонов, свежевать их шкуры и продавать их, и так — пока они не истребят всех бизонов. всех до единого!"

Шеридан в Конгрессе США предлагал даже учредить специальную медаль для охотников, подчёркивая важность истребления бизонов. Полковник Ричард Додж (Richard Irving Dodge), вторя Шеридану, говорил тогда же: "Смерть каждого бизона — это исчезновение индейцев".

В результате хищнического истребления численность бизонов к началу XX века снизилась с нескольких десятков миллионов до нескольких сотен голов. Французский биолог Жан Дорст (Jean Dorst) отмечал, что первоначально общая численность бизонов составляла примерно 75 миллионов голов, но уже в 1880—1885 годах в рассказах охотников Севера США говорилось об охоте на «последнего» бизона. В период 1870 по 1875 год ежегодно убивали примерно по 2,5 миллиона бизонов. Историк Эндрю Айзенберг писал о снижении численности бизонов с 30 миллионов в 1800 году до менее тысячи к концу XIX века.

Но даже убитый и освежёванный бизон мог послужить становлению США, как мощной сельскохозяйственной державы. Черепа и кости бизонов перемалывались на костную муку, которая, вместе с гуано вносилась на бедные земли плантаций Юга и поднимала урожаи хлопка и кукурузы.
И возвращала в сельскохозяйственный оборот столь важные азот и фосфор.

Однако, как мы помним из истории, "банкет" на гуано, на костях бизонов, на смерти индейцев и на использовании плодородия целинных прерий Великих Равнин длился недолго.
Всё дело в том, что как я уже сказал, рост городского населения и улучшение стандартов жизни людей в США повлекли за собой массовое изъятие минеральных веществ из почвы в виде урожая культурных растений.
А использование гуано и костной муки хоть и увеличило урожайности культурных растений, но одновременно и увеличило вынос азота и фосфора из почв.

Проблема фосфора, как необходимого нам минерала состоит в том, что у его соединений, которые существуют в земных условиях температур и давлений, нет газообразных форм, а есть только жидкие (водорастворимые) и твёрдые формы. Поэтому основная часть фосфора, безвозвратно теряемого в процессе биологического круговорота — это смыв его частиц на поверхности в виде мелкодисперсных осадков в Мировой Океан. В общем-то проблема, как и всегда, упирается в тот самый вторичный продукт, который вовсю обсуждался в "Москве-2042".
Чем в более чистой химической форме находится фосфор, тем легче ему образовать водорастворимое соединение и тем легче ему покинуть почвенный слой по току воды. Поэтому-то современное высокопродуктивное сельское хозяйство, столь зависимое от чистых удобрений вроде суперфосфата, вынуждено вносить их столь высокими дозами — суперфосфат по сравнению с тем же гуано (а тем более — по сравнению с навозом) гораздо меньше связан и гораздо проще растворим в воде. И ему значительно проще попасть в бескрайний Мировой Океан.



В самом Мировом океане тоже отнюдь не весь фосфор находится в водорастворимой форме. Там возникает похожая проблема — поток фосфора оказывается однонаправленным — с поверхности на глубину, вместе с погибающей органикой. Безусловно, часть фосфора потом поднимают восходящие океанические течения (так называемый апвеллинг), но, опять-таки, значительная часть его тоже захоранивается безвозвратно в самых глубоких частях Мирового океана.

Именно так возникли почти все крупные вторичные, биогенные месторождения фосфора — из захоронений на дне доисторических морей, которые были потом в результате движения плит вынесены наверх, обратно на сушу.
Поэтому, если содержание азота в почве ещё можно надеяться восстановить с помощью азотфиксирующих бактерий, то в случае фосфора тут у нас, как и с бизонами и индейцами — дорога с односторонним движением и анекдот про тёщу: "Умерла — так умерла!"
Это и есть смысл фосфорной ямы.

При этом не имеет значения, насколько богатая почва была у вас в самом начале — её плодородие вполне можно убить и за 20 лет неумелого хозяйствования.
Дадим слово современным агрономам:
"Динамика баланса азота, фосфора и калия на Украине сейчас отрицательна. До 1990 году поступления были больше, чем вынос положительных веществ, поэтому баланс был положительный. Сейчас вынос питательных веществ значительно больше, чем внесение, что приводит к истощению почв за счет неумелого хозяйствования, в частности, это касается краткосрочной аренды. Если арендаторы не планируют работать на этой земле в дальнейшем, поэтому их задача вытащить из земли за короткий срок все, и это делается за счет размещения технических культур таких как подсолнечник, рапс."
А вот эта же ситуация в наглядной картинке:


Куда дальше направит свои стопы Украина — для меня пока вопрос открытый. Скажу лишь одно: борьба за плодородие почв — это всегда вычерпывание воды из тонущей лодки дырявым решетом. Если ты берёшь минеральные вещества из почвы — тебе надо их вносить назад. Действует старая задачка о двух трубах и плавательном бассейне. Безусловно, буферные возможности гумуса, основной части украинских чернозёмов, в чём-то уникальны даже в мировом масштабе: гумус гораздо лучше навоза связывает и удерживает непослушные азот и фосфор. Однако любой, даже самый мощный буфер по определению конечен.

Пока Украина может ещё рассчитывать на естественное плодородие своих чернозёмов, накопленное за тысячи лет произрастания здесь степных трав и на задел по минеральным удобрениям, который был создан для неё ещё в советское время. Однако, надолго ли его хватит?
Ведь буфер гумуса отнюдь не бесконечный и на выходе из процесса вполне можно получить песок и глину. Вот такая она, злая и противная, эта фосфорная яма.
Что из почвы взял, что в унитаз стекло — то уже назад не попало.

Такая же ситуация возникла и у США в начале ХХ века.
Бизонов в США убили, "острова гуано" в количестве более, чем 50 штук были окучены и уже практически полностью выработаны, а основным поставщиком гуано для рынка США становились Чили.
При этом надо понимать, что конский и коровий навоз, человеческий фактор и птичье гуано — это удобрения комплексные. Они содержат все необходимые для растений микроэлементы — фосфор, калий, натрий и столь необходимый нам азот.
И при этом вопрос азота в чём то стоит даже острее, нежели вопрос фосфора.

Вот краткое описание схемы азотного цикла:



В отличии от фосфора, азоту несказанно повезло. "Азотная яма" ему грозит гораздо меньше, поскольку у азота есть сразу несколько газообразных соединений — сам молекулярный азот, которого у нас чуть ли не 4/5 от всей массы атмосферы и вредные окислы азота, которые выбрасывают наши транспорт и промышленность.
Поэтому естественное стекание азота в различные ямы нашей гидросферы и литосферы гораздо ниже, чем у фосфора.
Однако, в отличии от фосфора, который в основных его формах доступен всем растениям на Земле, азот в его газообразной форме растения усваивать не умеют.
Для усвоения азота он должен быть переведен в водорастворимые формы: в вид  нитритов NO2- , нитратов NO3- или иона аммония NH4+.
Занимается этим процессом целая группа бактерий-азотфиксаторов и бактерий-нитрификаторов.
Ну а ещё одна группа бактерий, как вы понимаете, занимается разложением водорастворимых форм азота обратно на молекулярный азот, замыкая этот кругооборот. Ожидаемо их называют бактериями-денитрификаторами.

И вот с этими маленькими зверушками у нас и связана основная проблема азотного цикла, которая получила название азотного барьера.
Всё дело в том, что для процесса азотфиксации бактериям нужна энергия. Энергию бактерии, ожидаемо, берут не из нефти или природного газа, как мы, а из питательных веществ, которые содержатся в самой почве.
В силу этого у нас присутствует строго определённый объём азота, который может быть зафиксирован в расчёте на на единицу площади поверхности плодородной земли.
Желающим понять все тонкости процесса советую прочитать вот эту статью, а для остальных приведу лишь голые факты.
Микроорганизмы, в зависимости от вида почв и климата, переводят в водорастворимые формы всего лишь от 20 до 200 килограмм атмосферного азота в год на гектар.
Ещё от 1 до 30 килограмм азота на гектар добавляют ещё и дожди за счёт образования соединений азота в разрядах молний. Что интересно, если дожди кислотные, то азота они добавляют больше.
Поэтому Сержант Уголь и Мичман Нефть тоже пытаются решить нам азотную проблему. Правда, чадят они при этом безбожно и пользы от их усилий особой нет.

Таким образом, основная масса азота, содержащегося в населяющих нашу планету организмах, своим происхождением обязана именно биологической азотфиксации и составляет около 17,2•107 тонн в год, что в настоящее время в четыре раза превышает мировое промышленное производство аммиака.
Однако, как вы понимаете, весь этот объём равномерно "размазан" по всей поверхности и по всей биосфере, в то время, как человечество уже наполовину строит себя из азота биологической фиксации, а наполовину — из жуткого, химического азота, полученного в результате процесса Габера.
Именно процесс Габера, изобретённый немецким химиком Фрицем Габером, позволил человечеству на недолго выскользнуть из-под проклятия азотного барьера.
Во время пребывания в университете Карлсруэ с 1894 по 1911 годы Фриц Габер и Карл Бош разработали процесс Габера, при котором аммиак образуется из водорода и атмосферного азота (в условиях высоких температур и высокого давления, а также в присутствии катализатора). К вопросу высоких температур мы ещё вернёмся, когда будем звать на помощь Капитана Атома, а пока перенесёмся в начало XX века.

К 1913 году основным поставщиком связанного азота в мире были Чили. Именно в Чили были обнаружены, вдобавок к залежам гуано, ещё и громадные месторождения природной селитры. Я рассказывал о современной добыче селитры и йода в Чили вот здесь. Сейчас Чили, благодаря залежам селитры в пустыне Атакама контролирует мировой рынок йода, но в 1913 году ситуация была ещё интереснее.
Чили контролировала плодородие почв повсюду в мире, обладая практической монополией на производство и фосфорных, и азотных удобрений:



От такого монополизма больше всего страдала именно Германия.
Именно из-за такого монополизма Чили в деле снабжения мира азотом и фосфором и активности США касательно "островов гуано" и была предпринята попытка Германии аннексировать одно интересное островное государство.
История жизни и смерти этого островного государства заслуживает отдельной истории, но вернёмся пока снова в 1913 год.
После доведения до ума процесса Габера-Боша Германия, в отсутствии своих источников минерального азота, разворачивает масштабное производство аммиака. И уже к 1934 году, несмотря на позорные условия Версальского договора и на поражение в Первой Мировой войне, Германия неожиданно вырывается вперёд в деле производства соединений азота:




Мир азота разительно меняется. Месторождения селитры в Чили отходят на второй план, давая к 1934 году лишь 7,2% производства азота от 56,5%, которые они занимали в 1913 году.
Ну а синтетический аммиак, полученный в процессе Габера-Боша уже занимает к 1934 году 63,8% рынка. И впереди этого процесса идёт побеждённая, ограбленная, но не сломленная Германия.
Так Сержант Уголь, Мичман Нефть и Старшина Природный Газ спасали мир от азотного барьера. И делали это верой и правдой весь ХХ век.


Сержант Уголь, Мичман Нефть, Старшина Природный Газ и Капитан Атом спасают мир от азотного барьера и фосфорной ямы.

Почему же нам помогают в деле преодоления азотного барьера и в деле выбирания из фосфорной ямы Сержант Уголь, Мичман Нефть и Старшина Природный Газ?
Почему нам не помогут Лейтенант Солнце, Майор Ветер и Прапорщик Дрова?
И почему я так надеюсь на Капитана Атома?

Всё дело в температуре и в исходном сырье.
Процесс Габера эффективно идёт при температурах от 300 до 550 °C.
Для получения суперфосфата — основного фосфорного удобрения тоже необходим процесс обжига, который надо осуществлять при температуре от 320 °C до 980 °C. Чем выше температура обжига — тем большее количество фосфора переходит в водорастворимые формы.
Лейтенант Солнце, Майор Ветер и Прапорщик Дрова с трудом могут получать такие температуры в экономических реалиях их возможностей.
Кроме того — основным сырьём для производства аммиака является водород, который легко получить из жирных углей, из природного газа или даже из нефти.
А вот из дров, ветра и солнца водород можно получить только путём весьма затратной процедуры электролиза воды.

А как нам тут может помочь Капитан Атом, скажете вы?
Да вот так.
У Капитана Атома в рукаве есть козырная карта — реакторы с газовым охлаждением и, в частности, реакторы с гелие­вым теплоносителем.
Именно эти реакторы, помимо сверхвысокой эффективности в рамках термодинамического цикла, нацеленного на производство электричества, могут ещё и обеспечивать получение температур теплоносителя первого контура в пределах 900-1000 °C, которые и обеспечивают все нужды химической индустрии для целей получения сырья для производства фосфора и растворимого азота и проведения всех реакций до конечного продукта — готовых азотных и фосфорных удобрений.
Именно с такими реакторами можно легко лезть в бездонную фосфорную яму Мирового Океана, о чём уже много раз говорили большевики смелые изобретатели и получать фосфор где угодно хоть бы и из морской воды.

И такие реакторы уже испытывались и строились в 1960-х-1970-х годах.
И было это в Великобритании. И было это в Германии.
И будет это снова — так как только Капитан Атом может вытащить мир из фосфорной ямы и преодолеть азотный барьер.
Пока Капитан Атом застыл посередине пути. Планка в 650 °C уже уверенно взята на теплоносителе-углекислом газе, планка в 950 °C, достижимая на гелии, пока держится.


Здесь погибла немецкая программа высокотемпературных газовых реакторов.
Ещё одна не взлетевшая птица.


Но если Германия сломалась на гелиевой планке в 1988-м, то Китай и ЮАР не сдались и идут вперёд.

Ведь, как мы помним, Китаю в 2013 году, как и Германии в 1913 году — терять нечего.
У него нет соглашения с Марокко и у него нет своих фосфоритов. Китаю уже не помогут Сержант Уголь, Мичман Нефть и Старшина Природный Газ.
И тем более — не смогут Китаю помочь Лейтенант Солнце, Майор Ветер и Прапорщик Дрова.
Вся надежда Китая — на Капитана Атома.
Ведь только он поможет Китаю выбраться из фосфорной ямы и взять азотный барьер.
Ну и не просрать насранное трудолюбивыми китайцами за весь трудный, но славный для них ХХ век.
Ведь назад, к опиумным войнам XIX века и к человеческим экскрементам на полях в качестве удобрения возвращаться никто не хочет.
Здравствуй, Пекин-2042.

Капитан Атом спешит на помощь.

Комментарии

Аватар пользователя parrit
parrit(11 лет 7 месяцев)

ПМСМ вот капитан Атом, а то что на картинке, хммм.

Спасибо за статью, перечитываю.

ЗЫ:, перечитал, погуглил, оказывается у

ОКБМ Африкантов были неплохие проекты ВГТР, интересно в каком это состоянии сейчас.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 7 месяцев)

Сейчас ОКБМ Африкантова трудится над вот этой птичкой.

Но там "в доляшке" американское DoE, так что, сдаётся мне, проект ещё долго будет болтаться в коротких штанишках. Если, конечно, темнейший его не поставит в план Росатому.

Презентация по птичке, если что.

А так у них основной упор на жидкий натрий. Тут они молодцы, ничего не могу сказать.

Аватар пользователя nehnah
nehnah(12 лет 2 месяца)

Но там "в доляшке" американское DoE, так что, сдаётся мне, проект ещё долго будет болтаться в коротких штанишках.

Вероятность того велика. Американцы в своих ядерных проектах сами толком не знают чего им надо. К примеру "гиперион" (Gen4 Energy Inc. а прежде Hyperion Power Generation, Inc.) вот сначала хотели сделать на гидриде урана, тоже вроде-бы с газовым охлаждением и естественной безопасностью, потом ушли на нитрид урана со свинцово-висмутовой эвтектикой. Да только воз и ныне там, нет у них решения "в железе". Помнится презентацию нам даже прислали, а когда вопрос был задан о конкретизации сроков поставки АЭС "в железе" - пропали нафиг. ;-)) 

А ПАТЭС вполне себе достраиваться будет, да и представленные Вами "птички" вполне жизнеспособны, "эффективных манагеров" только выпереть из проекта-бы...

Аватар пользователя comp
comp(11 лет 9 месяцев)

Гы, они там с этим гиперионом вообще в лужу сели по полной.

Изначально грозились сделать с не имеющим аналогов гидридным топливом, калиевым охлаждением (potassium-cooled), собирались начать поставки с 2008-го года, пиар был просто дикий... А потом начались переносы, теплоноситель сменили на свинец-висмут, топливо - на нитриды. Короче, согласно вот этому документу (июль 13-го) проект до сих пор "на ранних стадиях разработки", надеются первый рабочий образец начать строить в 2015-м при поддержке государства. При этом даже нитридное топливо могут к этому времени не осилить.

Кстати, что характерно, пиар отработал на все 200%. Слыхал, что альтернативно интеллектуально одарённые особи до сих пор приводят эту вундервафлю как пример тотального интеллектуального превосходства СШП над сранойрашкой.

Вот только кроме пеара в итоге ничего пока не оказалось.

Аватар пользователя nictrace
nictrace(12 лет 9 месяцев)

в детстве мы говорили  - "солнце, воздух и вода - наши лчшие друзья!" :)

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

Насчёт лейтенанта Солнце - не понял. Есть промышленные гелиостанции, которые греют солевой теплоноситель. Есть солнечные печи с температурами свыше 1500 градусов. Наверняка найдутся и места, где солнце светит круглый год с одинаковой интенсивностью. И часть этих мест определённо находится в океане. Качай и выпаривай - в чём проблема-то?

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 7 месяцев)

Гм. Вы себе как процесс Габера представляете? Утром включил-вечером выключил?

А барабанную печь для обжига суперфосфата видели? Тоже думаете, что её можно остановить на ночь? ;)

Не, яне поприкалываться, я серьёзно спрашиваю.

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

Сделать циклическим? Я про Габера. Гонять, пока тепло, на ночь -  полуфабрикаты в резервуары. Нет, понятно, что изврат, но тем не менее. Процессу требуется только тепло, именно потому так интересно газовый теплоноситель в реакторе для таких целей приспособить.  Гелиоконцентраторы в океане на экваторе в таком случае просто напрашиваются. Ещё водород научиться промышленно выделять из перегретого пара - будет готовый генератор аммиака нахаляву ;)

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 7 месяцев)

А это и есть настоящая водородная энергетика.

Чтобы без дурацкого электролиза, исключительно на высокотемпературных химических циклах. И без каких-либо выключений по схеме "день-ночь-облака-дождь пошёл".

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

Про это я читал. И понимаю, что как  раз у нас капитан Атом - наш лучший друг. Но ведь Солнце - оно же халявное. Понапрасну море кипятит. А тут - ну просто  само напрашивается.

Хотя - проекты атомных опреснителей для погонщиков верблюдов крутятся уже на этапах разработок готовых изделий. А гелиоопреснители отчего-то не в чести - а ведь, казалось бы, всё рядом - есть пустыня, где нужна вода, есть дофига солнца, есть океан под боком. Чего-то я не знаю.

Аватар пользователя parrit
parrit(11 лет 7 месяцев)

Ну это же просто, взять парусники и теплоходы, ветер же халявный?

Да и чего стоит переждать пару тройку дней шторм в убежище, или подрейфовать в штиль, так нет, все хотят попасть домой (на курорт) быстрее, ну и груз не хочет ждать, казалось бы чего проще, (солонина) морозильники от солнечных батарей, так нет.

Всем надо побыстрее и посвежее.

Только теплоходы, или атомоходы.

А удел ветра остался только спортсменам да частникам-яхтоводам, да и то не всем:

некоторые яхты тоже отказались от парусов.

В то то и проблема, что энергия (мороженное, аммиак, руда, чай, етс) необходима не тогда когда она есть, а когда необходима (хочецца), в независимости от времени суток и сезона.

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

В общем смысле - да, в частностях - сельское хозяйство, к примеру - нет. Там отсутствие солнышка компенсировать - пупок развяжется. Здесь же тот случай, когда для процесса требуется только тепло. Таки напрашивается. Но пока с нефтегазоуглём напряга нет, то никто заморачиваться не станет. А вот потом -  кто знает...

Аватар пользователя parrit
parrit(11 лет 7 месяцев)

Такое вот?

Сейчас она вот так выглядит:

Есть и в США похожая:

Но опять же, там нет высоких температур, там вода.

У первой 5 МВт, у второй 10 МВт.

Скрестите это с этим:

Аватар пользователя psilar
psilar(11 лет 11 месяцев)

Дурацкий электролиз - низкомпературный. А вот высокотемпературный электролиз необязательно дурацкий. :)
Кстати установки для получения высокопотенциального тепла могут работать в маневренном режиме. Часть энергии идёт на тепло для получения водорода, синтез-газа и т.д. и т.п., а часть на турбину и в зависимости от времени суток меняем пропорции.

P.S. Высокотемпературный стационарный газовый реактор - это очень отдаленное будущее, пока только высокотемпературный натриевый.

Аватар пользователя Synapse
Synapse(12 лет 2 месяца)

А как? Реактор греет теплоноситель до 950С. А распад молекулы воды на водород и кислород под действием температуры - это, насколько я знаю, около 3000С.

Если получать конверсией, то требуемая температура 1000С, но встает вопрос, куда девать возникающий угарный газ? Стоит ли овчинка выделки?

Аватар пользователя psilar
psilar(11 лет 11 месяцев)

А их несколько циклических химических процессов на указанные температуры. Например с помощью серной кислоты.

Аватар пользователя Omni
Omni(12 лет 2 месяца)

И почему все халявщики по ОРЕХу забывают транжирящий САРЕХ?!

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 6 месяцев)

Поддерживаю. Кроме того это интересная инженерная задача, - создать необслуживаемую установку, которая будет работать как и любой прородный механизм, - циклически. 

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя Тузик
Тузик(12 лет 2 месяца)

А какое место в минеральных удобрениях занимает калий?

Комментарий администрации:  
*** отключен (геббельсовщина) ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 7 месяцев)

Логично, что отдельное от азота и фосфора. ;)

Просто про калий сюда уже явно не лезло. Как и про Науру.

Вкратце: там ситуация попроще, чем с фосфором и с азотом, но проблем тоже хватает. Калий есть у Белоруссии, так что - не пропадём.

Аватар пользователя Muller
Muller(12 лет 10 месяцев)

Да у нас и своего завались в Березниках. Треть мировых ресурсов, 4 миллиарда тонн калийных солей. Больше только у Канады в Саскачеване. У Белоруссии - вчетверо меньше, а у остальных - вообще мелочь.

Аватар пользователя Ёлёт
Ёлёт(11 лет 4 месяца)

А есть ли данные зависимости урожайности от количества внесённых фосфатов. По картошке и основным долгохранимым овощам в условиях России было бы особенно интересно.

Может существуют какие-либо таблетки для поддержания баланса фосфора в организме. Это на случай если ядерно-технологического счастья по добыче фосфора всё-таки не наступит.

 

 

Аватар пользователя Omni
Omni(12 лет 2 месяца)

Флаг в руки и в аграрный ВУЗ - там научат, а так может тут полистать с пристрастием.

Аватар пользователя Ёлёт
Ёлёт(11 лет 4 месяца)

Это аналитическая статья о том, что нам в будущем будет нехватать минералов и самое сложное положение похоже по фосфору. Нужно наверно указать чем это обернется для урожайности критически важных продуктов. Или всех по вузам будете отправлять после каждой статьи? :)

 

Аватар пользователя Omni
Omni(12 лет 2 месяца)

Чем это обернётся показано в статье - выращивать будут меньше (на единицу затраченной энергии) и землю испортят. Вы просили подробностей как надо...

Аватар пользователя Ёлёт
Ёлёт(11 лет 4 месяца)

http://agromage.com/stat_id.php?id=54   "суперфосфат простой получают обработкой размолотого апатита или фосфорита серной кислотой. При действии серной кислоты на фосфатное сырье происходит разложение апатита или фосфорита с образованием водорастворимого однозамещенного фосфата кальция Ca(H2PO4)2 и гипса CaSO4, не растворимого в воде" 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Апатит  "Крупнейшее в мире месторождение — Хибинское на Кольском полуострове в России"

http://wiki.web.ru/wiki/Фосфорит

В общем какого-то критического ахтунга по фосфору для России не видно. А ведь фосфор был самым алармистским элементом этой статьи.

Дополнительно вызывает сомнение безвозвратное вымывание фосфора из почв в океаны. Планета существует миллиарды лет, а фосфор до сих пор наличиствует. Как так? Скорее всего есть ещё механизмы круговорота минералов о которых мы пока не знаем.

 

 

 

 

 

 

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 7 месяцев)

Разберитесь тогда уже заодно - чем обычный суперфосфат отличается от так называемого двойного суперфосфата. Заодно и поймёте, зачем там нужны высокие температуры.

А то мне в комментариях ЖЖ предложили фосфогипсом фосфаты заменять.

У России вполне хватает фосфорного сырья для своих нужд. Речь в статье шла о Китае, Индии, Бразилии и США, которые и формируют 2/3 мировой торговли фосфорным сырьём.

Касательно же "планета существует миллиарды лет".   Да, существует. Но и меняется постоянно.

Ну а человечество в чём-то меняет планету быстрее, чем фитопланктон в архее.

Аватар пользователя Ёлёт
Ёлёт(11 лет 4 месяца)

Странно как-то: "для решения данных вопросов нам без Капитана Атома опять-таки не обойтись." "Речь в статье шла о Китае, Индии, Бразилии и США, которые и формируют 2/3 мировой торговли фосфорным сырьём". То есть вы собираетесь решать проблемы Китая, Индии, Бразилии, США и мировой торговли?

Ок :)

 

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 7 месяцев)

"Мы" = это человечество.

Или для вас китайцы, индусы, бразильцы и американцы - не люди, а зелёные человечки?

Прорвутся или все - или почти никто. Зачем вам голодный и злой Китай на южной границе России?

Аватар пользователя Ёлёт
Ёлёт(11 лет 4 месяца)

"Мы" = это человечество."

Полагаю "человечество" об этом не подозревает. Нет, вы поймите меня правильно, я за всё хорошее и против всего плохого, за мир во всем мире и дружбу  народов. К сожалению это крайне опасная утопия.

"Прорвутся или все - или почти никто" 

Как лозунг может и  хорошо звучит. Но фатализм всегда слабо коррелирует с реальностью.

 

 

 

 

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 7 месяцев)

Это не фатализм, это реализм.

Кто сделает газовый гелиевый ядерный реактор - тот уже считай прорвался в будущее на 238U.

С машинками на синтетичском топливе, с удобрениями из водорода и с другими ништяками. Прорвался заслуженно, на своём горбу.

Ну и попутно может передать другим эту технологию. Ну, или, в вашей концепции - продать.

Аватар пользователя Ёлёт
Ёлёт(11 лет 4 месяца)

По поводу круговорота минералов есть неординарные работы у Дуничева. Посмотрите как-нибудь, очень интересный подход был у нашего соотечественника.

http://www.famous-scientists.ru/459/

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 6 месяцев)

Сумлеваюсь я. Так же как в свое время из феодализма и лошадей в капитализм и нефть "прорвались" не все, так же будет и сейчас. Будущее - не для всех. Это закон для экосистем. вопрос сейчас в том, пока мы этого непонимали, это было морально допустимо, а вот что современному человечеству с этим пониманием, - это всем вопросам вопрос....

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 6 месяцев)

Согласен. Мы уже по факту в полный рост занимаемся терраморфингом. только пока большей частью безмозглым. Пора включать мозги (если они есть)!

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя Listener
Listener(11 лет 5 месяцев)

 Я правильно понял что речь идет о реакторах в которых турбина крутится газом?

Не по теме, на картинке вселенная DC Comics капитан Америка вроде бы марвеловский

Аватар пользователя nehnah
nehnah(12 лет 2 месяца)

В реакторах турбина вроде-бы и не крутится вовсе, они просто греют теплоноситель, которым может быть и газ, а вот он уже может крутить турбины, или греть ещё чего.

Аватар пользователя parrit
parrit(11 лет 7 месяцев)
Международный проект ГТ-МГР

К середине 1990-х годов достижения в технологии газовых турбин, электромагнитных подшипников, высокоэффективного теплообменного оборудования сделали реальной разработку инновационного проекта гелиевого ВТГР с газовой турбомашиной для прямого преобразования энергии с КПД около 50% (цикл Брайтона). Эта концепция легла в основу Международного проекта ГТ-МГР (Gas Turbine - Modular Helium Cooled Reactor (GT-MHR)). В 2002 г. завершена разработка эскизного проекта модуля ГТ-МГР. Ведётся комплекс ОКР по блоку преобразования энергии и ядерному топливу.

http://www.okbm.nnov.ru/reactors#htg

Аватар пользователя Synapse
Synapse(12 лет 2 месяца)

Гелием.В ОКБМ такое года с 2000-го делают. Воз и ныне там. Не знаю, почему нет приоритетного внимания со стороны Кириенко. С виду, вроде, куда не глянь, по сравнению с водой одни плюсы. И КПД выше, и радиоактивный материал не растечется в случае чего по объекту, а со скоростью гелия улетит в стратосферу. Надо спросить у знакомых, в какой там всё стадии. Редкая волокита, как оказалось, эта гелиевая тематика!

Аватар пользователя jamaze
jamaze(12 лет 10 месяцев)

Это ж новое. Риски большие, технологии необкатанные. А главное сейчас - Прорыв, чтобы полноценно U238 ввести в оборот. Тогда появятся ресурсы и на перспективные проекты.

Аватар пользователя aleksit76
aleksit76(12 лет 10 месяцев)

Спросите, думаю тут всем будет интересно..

ПМСМ все дело в материалах и технологии. Те что держат высокие температуры - не держат нейтронный поток и наоборот. Ну и изготовить из них что-то сложнее трубы - архисложная задача (не свариваются, не отливаются, не деформируются и т.п.). Ну а если есть материал подходящий по всем параметрам - цена у него космическая.

Аватар пользователя korsunenko
korsunenko(12 лет 11 месяцев)

.

Аватар пользователя gerstall
gerstall(12 лет 9 месяцев)

Было бы чрезвычайно приятно увидеть еще мысли автора про цэмент, про историйческий эволюционный переход жалеззе/чугуний/сталь - люминь/дюраль да титан, про перспективы освоения ресурсов Мирового океана, разгильдяйское отношение Норильской фабрики к редкой редкоземельной цветнине в отвалах, и про неизбежные участие в процессах камрада Атома и присвоение ему внеочередного звания - полковнег. Ну и про солнечную энергетику, как составную часть атомной при участии господ Чохральского и Степанова.

Аватар пользователя Фарцовщик
Фарцовщик(12 лет 9 месяцев)

Очень интересно! Вы - молодец.

Комментарий администрации:  
*** Это не ник - это состояние души ***
Аватар пользователя vladon82
vladon82(12 лет 6 месяцев)
Я редко сюда пишу. Обычно одни восхваления автору. В этот раз будет вряд ли иначе. Блин, ну, почему про эти ямы не крутят по телику? Почему банальную, а это банальная инфа, не крутят, бл, по ящику? И я, блин, в Томске, и на лекцию в НСК, не вырвусь.. АY -- вперед и вперед. Комрады -- среди нас: 1) гений, 2) неугомонный гений. АY -- большой-большой респект! Каждую статью жду как чуда!
Аватар пользователя robin
robin(12 лет 9 месяцев)

По ящику не крутят ,наверное , чтобы не нагнетать негатив ;)

А автор, да, "труженник" на информационном поле!;)

 

Аватар пользователя asd
asd(13 лет 4 дня)

не надо доводить домозяек до истерик - мало было солевой лихорадки? завалят балконы мешками удобрений, с последующим воем - как это готовить.

Аватар пользователя vladon82
vladon82(12 лет 6 месяцев)
Ну я же не предлагаю его по НТВ показывать :) Сколько раньше было познавательных передач? По России 2 "Наука 2.0" идет -- песня! А тут у AY уже на симфонию набралось :) А все это еще красиво снять, да некоторые шутки запикать :) Эхх, столько материалу пропадает.... вот что надо распространять и не рефлексировать.
Аватар пользователя neodim
neodim(11 лет 8 месяцев)

Утилизировать азот из атмосферы с современной энергоэффективностью 3 кВт*ч на 1 кг NH3, с учетом его содержание в атмосфере 75%, можно с помощью солнца,

но недолго, в космических масштабах времени :)

А хочу сказать про порошок фосфор.

Скажу, что в его, фосфора порошка производится в России > 1 000 000 тонн в год.

У нас пока не запрещено использовать триполифосфаты, фосфонаты в его составе (15-45%). Хенкель, и другие производители, в силу законодательных ограничений в Европе используют заменители.

Но то в Европах, а у нас - пожалуйста.  Купите ту же марку Тайда порошка Хенкель в Европе - и удивитесь: фосфатов почти нет!

Вопрос: а куда это говно идет?

От одного тилегена 0.3 куб. метра в сутки, с концентрацией фосфатов 0.05%?

Правильно, на очистные сооружения, на станции аэрации, где фосфаты активному илу служат, как бы катализатором, т.к. метаболиты все те же фосфаты. Фосфаты байпасом поступают в наши реки.

Не открою секрет, что все, наши и их очистные сооружения срут в реки. А реки впадают в океяны :)

Итог: фосфаты всегда приводили к росту биомассы водорослей, водных растений, способствовали "зацветанию" водоемов. Их зарастанию, заболачиванию, уменьшению водной поверхности, уменьшению водных ресурсов.

Да, если смотреть в корень, то это статья о ... воде...

И вопрос фосфатов, требует решения. Цитраты, например, лучше триполифосфата действуют в ХОЛОДНОЙ воде, и, к тому же, биоразлагаемы.

Аватар пользователя Маздайщик
Маздайщик(12 лет 3 недели)

Кстати да. Фосфаты в порошках запрещены в Европе именно из-за этой причины — у них водоёмы тёплые и на хорошей форсфорной подкормке быстро зарастают. У нас же по полгода реки покрыты льдом и все фосфаты успевают утечь в океан, поэтому нам фосфор в порошках не страшен.

Аватар пользователя Validate
Validate(11 лет 11 месяцев)

Вво сначала надо собственный вторичный продукт утилизировать а потом уже и удобрениями заниматься :)

Страницы