Федеральная космическая программа 2016-2025 от инсайдеров

Аватар пользователя Лектор

Мой хороший знакомый Александр Ильин, энтузиаст космонавтики, создатель Лин Индастриал, автор журнала Новости Космонавтики недавно опубликовал пост о изменениях в целевую государственную программу, которая будет определять облик Российского космоса в ближайшие 10 лет. Данные по цифрам у него "изнутри", и хотя эти цифры не окончательны, его соображения по текущей ситуации весьма интересны.


=============================================================

Итак, Роскосмос ужал бюджет Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы с 2,8 трлн руб. до 2 трлн руб.


Сначала о плохом
Самое страшное - выкинули ядерный буксир - гордость России, то немногое, что наша страна могла бы предложить международным партнерам в случае совместного проекта. Это был действительно проект мирового уровня. Увы, теперь его нет. Прощайте марсианские планы и дальние зонды. США полетят на Марс, а Россия сэкономит бюджет.

Для тех, кто не в курсе, что такое ядерный буксир – это целая батарея мощных электрических ракетных двигателей (ЭРД), получающих энергию от ядерного реактора. Фактически - космическая ядерная электростанция с ЭРД. Буксир мог бы стыковаться с аппаратами на низкой околоземной орбите, куда их забросили обычными ракетами, и выводить на геостационарную орбиту, а в перспективе к Луне и дальше, и возвращаться грузы обратно (хотя у Земли гравитационные потери при полетах с малой тягой просто колоссальные). Аппараты с ЭРД – не новость в космонавтике, но многоразовый буксир это новая ступень развития.

Конечно, Роскосмос почти сразу опроверг отказ от буксира, но если разобраться, то получается, что оставили не сам буксир, а энергодвигательную установку. По деньгам - примерно 30 млрд руб. из первоначальных 60 млрд руб. Однако, довольно трудно определить - сколько конкретно было и сколько порезали. Есть ещё ОКР - «Создание набора базовых образцов источников энергии, реализующих требуемый диапазон параметров» - не понятно - относится ли он к ядерному источнику энергии или нет - если относится - то к цифрам можно прибавить ещё 25 млрд. Тогда, соответственно - было около 85-90, осталось 55.

Энергодвигательную установку можно будет использовать в составе какого-нибудь перспективного аппарата, возможно - оборонного. Например, забросили его на низкую орбиту, ЭРД довез аппарат до геостационарной орбиты, а дальше аппарат живет там и берет энергию от реактора. Это хорошо, но это, к сожалению, не многоразовый буксир.

По научным аппаратам:
Три лунных станции остались - пуск в 2019, 2021 и 2022 году. Резерв есть только у второй посадочной - и тоже на 2022. «Луна грунт» ушла за пределы ФКП (за 25-ый) - в надежде на то, что европейские партнеры оплатят.
ExoMars - в 2016 и 2018 (резервная дата - 2020 - все понимают, что к 18-ому вряд ли успеют).
Телескопы - «Спектр-РГ» в 2017-ом и «Спектр-УФ» в 2021-ом.
«Спектр-М» и «Гамма-400» - выкинули.
«Интергелио-Зонд» - теперь один (ученые просили два) - и на 2025 год.
Есть ещё «солнечная» «АРКА».
На 2024 год запланирована загадочная «Экспедиция-М» («Марс-Грунт») - на 95% это «Фобос-Грунт-2»
«Резонансы» - пять КА с 2023 по 2025-ый.
Почикали также био-программу - не будет «Возврата-МКА» - совсем. Только старые «Бионы». «Возврата-МКА» - это автоматическая космическая лаборатория, которая может проводить физические и биологические эксперименты на высокоэллиптической орбите в течение года, а потом возвращать образцы на Землю в специальной капсуле. Такого еще не было. Вообще, складывается впечатление, что из ФКП постарались выкинуть как можно больше всего нового и интересного.

Российский сегмент МКС будет достраиваться (МЛМ в 2017-ом, УМ - в 2018-ом и НЭМ в 2019-ом), но свободнолетающий модуль ОКА-Т выкинули полностью. Идея была в том, чтобы модуль пристыковывался к международной станции только для обслуживания человеком, установки/снятия образцов и результатов. Остальное время он летал бы отдельно, чтобы исключить вибрации, микроускорения и прочие воздействия от станции на эксперименты. Опять же - что-то новое и интересное могло бы быть!

Теперь о хорошем.
Новый пилотируемый корабль ПТК НП остается. По плану беспилотный пуск на орбиту состоится в 2021 году, беспилотный к МКС - 2023 год, пилотируемый к МКС - 2024 год. Внимание, пилотируемый облет Луны на ПТК НП заложен в ФКП на 2025 год!
«Использование парных запусков предлагаемой к разработке РН «Ангара-А5В», межорбитального буксира КВТК и межорбитального буксира ДМ позволит раньше на 3 года (в 2025 году) осуществить пилотируемый облет Луны».

Но есть и ложка дегтя - снижено финансирование лунного посадочного модуля. Поэтому, цитата из ФКП, «полет человека на Луну в 2030 году не возможен».

Несколько вещей из ФКП меня устраивают:

- Удалось протолкнуть форсированный вариант ракеты «Ангара» вместо сверхтяжелого носителя, от которого отказались. Теперь есть шанс получить мощную (пусть и не сверхтяжелую) ракету, зато в «железе», а не на бумаге.

- Средний носитель производства самарского ЦСКБ «Прогресс» на сжиженном природном газе остался в программе. Программа «Феникс» - думаю это он, хотя и не уверен.

- ПТК НП не выкинули. Новый корабль будет.

- Выкинули несколько проектов, про которые все знали, что их, вероятно, не получится осуществить в срок.

Тем не менее, в программе осталось много такого, от чего можно избавиться:

- Я бы выкинул еще два проекта, которые все равно не сделают - второй «Интергелиозонд» и «Фобос-Грунт-2».

- ExoMars-2 лучше перенести сразу с 2018-го на 2020-й - не обманывая европейских партнеров.

- Про различные бумажные и не очень эффективные работы и не говорю - там можно сокращать и сокращать.

P.S. У меня остается надежда как-то вставить в программу облет Луны на существующем «Союзе» в качестве партнерства с частной компанией Space Adventures, которая возит космических туристов, не дожидаясь пока будет построен лунный вариант корабля ПТК НП.


==================================================

ИСТОЧНИК

Комментарии

Аватар пользователя dimashi
dimashi(11 лет 7 месяцев)

Много ещё чего секретного...Но главное сделать надёжный <...(ЭРД), получающих энергию от ядерного реактора. Ну и станцию свою надо делать, чтоб не болтались там всякие "туристы")))

Аватар пользователя mastak
mastak(11 лет 11 месяцев)

Инсайд говориш ?

"Самое страшное - выкинули ядерный буксир - гордость России,..."

и тут же:

"...  почти сразу опроверг отказ от буксира, но если разобраться, то получается, что оставили не сам буксир, а энергодвигательную установку"

Что то это сильно пованивает набросом а не инсайдом.

Аватар пользователя Лектор
Лектор(10 лет 5 месяцев)

Да нет, человек просто болеет за космонавтику. Вы же видите, что буксир действительно выкинули, и что полет всей этой системы в космос теперь вопрос воли, например, военных?

Аватар пользователя Лектор
Лектор(10 лет 5 месяцев)

И да, мне кажется мы все слишком погрязли в инфовойнах, что уже спокойно оценивать никакую информацию не можем. 

Аватар пользователя OratorFree
OratorFree(9 лет 7 месяцев)

Спасибо, товарищ лектор, что за инфомационной войной не забываете про звезды. 

Аватар пользователя Ещё не решил.
Ещё не решил.(10 лет 9 месяцев)

 Это был действительно проект мирового уровня.

Миру от нас ничего не надо, сами не тянем даже импортозамещение, пяток лет наверное потопчемся на грядках, пока взойдут плоды.

По сути, ничего мы не потеряли, кроме времени. На космосе запад зарабатывает, а мы на извозе батрачим.

Аватар пользователя sergey48
sergey48(10 лет 8 месяцев)

А можно поконкретнее на чем Запад зарабатывает на космосе? В цифрах так сказать. 

Вот у нас знаю продают двигателиамеринцам, запускают спутники другим странам, возят пассажиров к МКС  итак далее что конкретно заработал Запад?

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 10 месяцев)

на чем Запад зарабатывает на космосе?

суперпроектами! ;))))

Аватар пользователя Лектор
Лектор(10 лет 5 месяцев)

Спутниковая связь и ТВ (операторы) - 100 млрд долларов год.

Наземное оборудование спутниковой связи и ТВ - 50 млрд долларов в год.
Изготовление спутников - 18 млр долларов в год. 

Изготовление ракет-носителей - 7 млрд долларов в год.
Услуги вывода - 6 млрд долларов в год.  

Это у меня табличка из какого-то обзора за 2013 год. Разуеется, есть еще военные расходы на космос (очень немаленькие), ДЗЗ (это пара миллиардов в год) метеорология (чуть больше), наука.  

Аватар пользователя Ещё не решил.
Ещё не решил.(10 лет 9 месяцев)

Рогозин заявил о необходимости освоения Россией рынка космических услуг

  /  04.01.2015  /

http://runews24.ru/society/science/04012015-rogozin-podcherknul.html


Cтенограмма круглого стола 

Интеллектуальная собственность и конкуренция в космической отрасли 

г.Москва, ЦЭМИ РАН, 21 октября 2014 года

http://www.labrate.ru/20141021/


Космический сбой: почему РФ проигрывает в этой отрасли

11.10.2011

http://newsland.com/news/detail/id/800097/

Аватар пользователя VasyaSidorov
VasyaSidorov(9 лет 7 месяцев)

Меня вот всегда теоретически такой вопрос интересовал, в рамках рыночной модели экономики. Вот спустя несколько лет выкинули из программы, например, упомянутый буксир. Стоимостью сотни миллиардов рублей. Серьезная такая штучка, под которую институты создавали. С приличным штатом. Ну или существующие нацеливали. Так вот куда теперь на все эти годы денутся эти институты и огромное число сверхквалифицированных специалистов?

Комментарий администрации:  
*** Уличен в копипасте дрянного качества - https://aftershock.news/?q=node/738315 ***
Аватар пользователя Лектор
Лектор(10 лет 5 месяцев)

Никто ничего не создавал под буксир, там сплошь и рядом существующие НИИ.

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(11 лет 2 недели)

Если не ошибаюсь, то программу будут принимать только летом, так что сейчас идёт проработка и пока ничего утверждать с точностью невозможно.  Всё упирается в геополитику и финансовые и производственные мощности, вполне возможно, что и этого финансирования Роскосмос не дождётся...     имхо

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор) ***
Аватар пользователя 2С
(10 лет 2 месяца)
межорбитальный буксир - солиднее звучит, но всё же это разгонные блоки. Форсировать рд191, ну не знаю, там и так давление в камере огого.
Аватар пользователя Вася Б.
Вася Б.(9 лет 8 месяцев)

Похоже буксир порезали из-за VASIMR

ЭРД что есть у нас, на порядки недотягивают до него.

Добудут Васимр, доделают буксир, надеюсь

Аватар пользователя gerstall
gerstall(12 лет 9 месяцев)

За буксир обидно - это межзвездные полеты и дальний космос. В целом - хреново, реальное финансирование обрезано в два раза, все перспективные вещи подвешены, оставляют только то, где есть серьезные наработки и НИОКРы идут к завершению.

Аватар пользователя OratorFree
OratorFree(9 лет 7 месяцев)

Лично я бы не расстраивался. Космические технологии развиваются настолько "неторопливо", что "выпасть из мейнстрима" лет на 10-20 не означает что-то потерять. Скорость прогресса здесь как у древних Египтян в строительстве пирамид.  

Это не айфоны.

Аватар пользователя gerstall
gerstall(12 лет 9 месяцев)

Технологии могут развиваться по разному - люди развиваются одинаково: передавая знания от поколения к поколению. Одно поколение уже потеряли. Если сейчас молодежь не успеет получить технологическую идеологию от тех, кому в 80-х было 40, то забудьте про "мейнстрим", начнется стремительная деградация. Сегодняшний проект развития - передача уже существующих калек с небольшими изменениями, а научная школа должна непрерывно работать над новыми идеями. 

Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(12 лет 8 месяцев)

   Простой вопрос "а нафига".

 Какова цель всего этого? Сгонять на луну или марс и дальше? Ещё денег на грунт? Чтобы дальше и больше, чем у мериканцев? Есть ли реальный выхлоп у этих программ? 

  2 трлн - хватит пол страны в первокласный асфальт закатать, да понимаю, это интересно там узнать массу соседней галактики или наличие микробов на луне, но эти ресурсы берутся от чего-то. Прописан ли выхлоп или это чисто позырить и освоить. 

 

  

 

Аватар пользователя Ещё не решил.
Ещё не решил.(10 лет 9 месяцев)

Ходят слухи, будто все подорожает, абсолютно,

А особенно — поваренная соль.

Словно мухи, тут и там,

Ходят слухи по домам (с)

Говорят, что народу плотность,

Не даст бухать возможность.

А потому, пора часть выселять.

Аватар пользователя avm
avm(10 лет 4 месяца)

Я тоже считаю, что есть более насущные проблемы в России, чем полёт на марс и луну.

Новость позитивная, но недостаточно. Надо было ещё на трилион сократить финансирование.

Аватар пользователя Ещё не решил.
Ещё не решил.(10 лет 9 месяцев)

Считаете, что деньги будут сожжены в печах подлыми учёными и экономика страны не увидит их ручейки на рудниках, заводах, зарплатах, налогах... Финансирование направлений- как иньекции допинга организму. Если сосредоточиться на одной точке,то она опухнет и повредит организм. Всё должно быть в меру.

Чтоб не расстраиваться, думайте, что они взяты из воздуха, напечатаны вне смены и закинуты будут в экономику страны, посредством космоса, дабы не допустить банкстеров к их прикарманиванию. К примеру, я критически отношусь к токомакам, в особенности к вундервафле под названием ИТЭР, но у меня и мысли нет, что они не должны финансироваться и разрабатываться.

Аватар пользователя vleo
vleo(10 лет 3 месяца)

" К примеру, я критически отношусь к токомакам,"

Вы имели в виду - скептически. Да, по самому подходу - согласен, но там отдача в освоении сверпроводников может быть очень серьезной.

Опять же - для звездолетов даже технологии токомаков, огромных, могут быть очень востребованы. Водород с дейтерием в межзвезжном пространстве имеется в достаточных количествах.

Аватар пользователя Ещё не решил.
Ещё не решил.(10 лет 9 месяцев)

Вы имели в виду - скептически.

Критически — уничтожающе, неодобрительно, отрицательно, неблагоприятно, нелестно, скептически, негативно.

Сути не меняет, так что не критично.

даже технологии токомаков, огромных

Не понял, огромных чего?

для звездолетов

В детстве я мечтал, после очередного прочитанного фантастического рассказа, что когда-нибудь нажму на педаль звездолёта, на крайний случай скафандр примерю или в невесомости побарахтаюсь. 

отдача в освоении сверпроводников может быть очень серьезной

Да она и без ТЯРДа не плохо развивалась. Закрадывается подозрение, что именно из-за него, сверхпроводимость как направление, может восприниматься не так серъёзно и достойно, а как придаток. 

Аватар пользователя RML
RML(10 лет 5 месяцев)

ВСЕПРОПАЛЯПРОСРЯЛИПОЛИМЕРЫ - Дружочек инсяидям наплакал, надя валяить

Аватар пользователя grr
grr(9 лет 10 месяцев)

Уважаемый Лектор, а не известно ли какие цели будут преследовать станции на Луне?

Просто очень не хочется очередного Аполлона, чисто пиарной акции, скорее помешавшей освоению Луны, чем подстегнувшей что либо.

Есть ли планы аналогичные планам гуглей, по поиску рудных месторождений в космосе.

Аватар пользователя Лектор
Лектор(10 лет 5 месяцев)

>Уважаемый Лектор, а не известно ли какие цели будут преследовать станции на Луне?

В смысле Сашины? Ну, как обычно, целей нет. Здесь мы с ним расходимся в целеполагании.

>скорее помешавшей освоению Луны, чем подстегнувшей что либо.

Согласен.

>
Есть ли планы аналогичные планам гуглей, по поиску рудных месторождений в космосе.


Там не Гугль, а другие ребята (planetary resources), но это дело полезное и небыстрое. 

Аватар пользователя vleo
vleo(10 лет 3 месяца)

Кстати, Вам скажу, как скептику межзвездных перлетов.

Возникло ощущение, что с токомаками и звездолетами ситуация в чем-то аналогичная. То есть - в 60е годы казалось, что все очень просто и вот-вот будет готово.

На практике - море технических сложностей и конкретики.

Но думаю, если бы к межзвездным перелетам шли так же упорно, как к токомака, как в проекте ITER, то и технические проблемы межзвездного перелета, которые отражены в топике на 160 страниц, на который Вы мне ссылку отправляли, то и со звездолетами был бы такой же медленный, но неотвратимый прогресс.

Другой вопрос, что поганым Банкстерам (Мировому Правительству) - это не нужно. Им бы организовать глобальный концлагерь и рабовладельческий Pax Americana. Не термояд, ни звездолеты - им не к чему. 

Аватар пользователя grr
grr(9 лет 10 месяцев)

- это не нужно

ВЫ ошибаетесь, это смертельно опасно для них. Вспомните эпоху географических открытий. Я полагаю когда Европа открыла Китай и оценила его размеры, то был отложен не один кирпич. Были выдуманы опиумные войны, только чтобы както умалить его мощь и то помогло надо сказать не очень, а если бы Китай не повелся на опий?

А где гарантия, что за горизонтом нет другого Китая, в десять раз старше и в тысячи раз мощнее, черт его знает как он себя поведет при встрече, вдуг они разводят людей как мы куриц ;).

Аватар пользователя grr
grr(9 лет 10 месяцев)

Ну, как обычно, целей нет.

Блин,- это очень скверно. Тогда этот проект лучше прекратить, и потратить деньги на другие запланированные нужды, какой смысл повторять то, что было уже сделано и не принесло никакой пользы кроме вреда.

Там не Гугль, а другие ребята (planetary resources), но это дело полезное и небыстрое.

Planetary resources, согласен, правда там уши Брина торчат, и весь банкет на его деньги, но формально вы правы.

А у вас ничего интересного о них рассказать, пока мелькала информация о создании созвездия маленьких телескопов, для разведки нужных астероидов, может вы слышали еще что нибудь новое? Я считаю это самая разумная идея, особенно в плане создания обогатительных заводов в космосе. Хотя разработка месторождений на Луне на первый взгляд кажется проще, зато перспектьивы у Брина конечно ШИРЕ.

Аватар пользователя Лектор
Лектор(10 лет 5 месяцев)

>Блин,- это очень скверно. Тогда этот проект лучше прекратить, и потратить деньги на другие запланированные нужды, какой смысл повторять то, что было уже сделано и не принесло никакой пользы кроме вреда.

Если вы про Линовский, то это просто талантливая оптимизация дурацкий планов Роскосмоса. Но реально, думаю, никто на это денег тратить не будет.


>Блин,- это очень скверно. Тогда этот проект лучше прекратить, и потратить деньги на другие запланированные нужды, какой смысл повторять то, что было уже сделано и не принесло никакой пользы кроме вреда.

Не слышал, да у меня и времени нет, все что есть уходит на инженерные аспекты ядерных-термоядерных установок ;)


>Хотя разработка месторождений на Луне на первый взгляд кажется проще, зато перспектьивы у Брина конечно ШИРЕ.

ПО необходимой ХС есть довольно много астеройдов, которые "ближе" Луны.



Аватар пользователя grr
grr(9 лет 10 месяцев)

Но реально, думаю, никто на это денег тратить не будет.

Ну дай то бог. Надеюсь больше не будет, этих глупых гонок на лидерство. Просто необходимо неспешно спуститься с горы и... короче, торопливость и порывистость в таких делах просто неприемлема ИМХО. Как говорил один мой знакомый системный архитектор:"Время потраченное на планирование никогда не потрачено в пустую."

ПО необходимой ХС есть довольно много астеройдов, которые "ближе" Луны.

Странно, почему тогда наши от ядерных транспортов отказываются, золотое же дно, на первый неискушенный взгляд, на гидразине по астероидам особенно не нашаришься ИМХО.


Аватар пользователя Ещё не решил.
Ещё не решил.(10 лет 9 месяцев)

Верно, пусть гидразином, наши доморощенные химики, золото осаждают.

Аватар пользователя vleo
vleo(10 лет 3 месяца)

Насчет космического карабля на электро тяге - новость позитивная, в целом. То, что разработка, собственно корабля, задерживается до полной ясности с источником энергии (реактором) и, собственно, двигателями - вполне понятно и логично. Critical path к постройке корабля лежит через ясность с энергоустановкой и двигателями. Опять же, эскизной проработкой, думаю, заниматься такой подход не мешает. Но что изготавливать, без ясности по subj - не стоит. Будет за 4 года сдалано достаточно по реактору+двигателями - тогда и сам корабль подтянется.

===========================================================

Ну, что сделать с теми Врагами России, которые против программы освоения Космоса сделать... я бы их на урановые рудники отправил :-) Вместо того, чтобы работать и зарабатывать и творить они только хотят отнять у Космоса и построить поганые дороги для поганых автомобилей, которых (автомобилей) и так - значительно больше, чем нужно.

Сегодня стоял у автомагистрали в Москве, смотрел бесконечный поток жоповозок, где по одному барану/овце за рулем и думал - вот бы ВСЕ автомобили с одним пассажиров выбросить в какое-нибудь нуль пространство - вычеркнуть их из нашей реальности. И делать так ПОСТОЯННО, пока тупое быдло не отучится гонять две тонны металла, при этом потребляя огромное количество бензина, который изготавливается из невосполнимой нефти.

Аватар пользователя Alexandr_A
Alexandr_A(12 лет 6 месяцев)

Лину этому я не доверяю. Развел "пропаганду" на всю страну, в духе "плохое правителство, не дает денег добрым дядям на хорошие дела".

Аватар пользователя Лектор
Лектор(10 лет 5 месяцев)

Вообще-то нет, вы как-то поверхностно воспринимаете. 

Аватар пользователя htower
htower(12 лет 9 месяцев)

Ну ему самому от "Сколково" кое-чего перепало. Но, похоже, считает, что "мало дают" :)