Потребление спиртного в России в октябре обновило минимум за 26 лет и составило 7,74 л/ч

Аватар пользователя Granderator

Потребление спиртного в России в октябре обновило минимум за 26 лет и составило 7,74 л алкоголя на человека, следует из опубликованных данных Минздрава.

Это на 5% меньше, чем в октябре 2024 г., подсчитали «Ведомости».

Среднее за январь – октябрь 2025 г. потребление спиртного составило 8,14 л в годовом исчислении – почти столько же, сколько в 2024 г.

Цены на спиртное к сентябрю 2025 г. стали на 12% дороже того же месяца предыдущего года.

Россияне стали покупать на 10% меньше спиртного: продажи за три квартала текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года упали с 6,81 до 6,15 л на душу населения в годовом исчислении.

Но при этом разница между потреблением и продажами частично ушла в тень: неучтенка поднялась почти в 1,5 раза – с 1,3 в январе – сентябре 2024 г. до 2 л в таком же периоде текущего года.

Общественное здоровье

Минздрав планирует довести годовое потребление до 7,8 л на человека к 2030 г., что приведет к улучшению медико-демографических показателей и повышению качества и продолжительности жизни граждан.

В октябре 2025 г. показатель уже был на этом уровне, но среднее за год потребление составит около 8,1 л, что будет несильно отличаться от уровня 2024 г.

Стремительнее всего потребление алкоголя сократилось в западных областях России: в Калининградской области (спад за январь – октябрь 2025 г. относительно 2024 г. был 22%), а также Белгородской (-20%), Смоленской (-18%), Иркутской (-18%) областях и Еврейской АО (-18%).


На снижение потребления повлияло помимо акцизов ужесточение региональных ограничений на продажу спиртного, говорит доцент кафедры менеджмента РАНХиГС (Президентской академии) в Санкт-Петербурге Максим Черниговский.

Так, в Калининградской области продажа алкоголя разрешена с 11.00 до 21.00, тогда как в большинстве регионов период продаж превышает 12 часов.

Еврейская АО остается среди лидеров по абсолютной величине потребляемого спиртного. В январе – октябре 2025 г. там пили 15 л в годовом исчислении, почти в 2 раза больше, чем в среднем по России.

Больше было только в Ненецком АО (20 л), а замыкает тройку Чукотка (13 л).

На четверть больше потребление выросло в Удмуртии, Хакасии и на 20% – в Костромской области.

Из-под полы

Неучтенное потребление спиртного включает самогоноварение, нелегальный рынок, продукцию двойного назначения (вроде лосьонов и лекарственных средств) и туристическое потребление, следует из данных Росалкогольтабакконтроля и методики Минздрава.

Лидером по неучтенке также оказался Ненецкий АО, где показатель вырос с 9,2 л в 2024 г. до 12 л в 2025 г.

На 2-м месте – Еврейская АО, где он тем не менее снизился, причем больше остальных регионов – с 8,7 до 6,9 л.

Далее шли Пензенская область (6,1 л), Чукотка (5,8 л). Хакасия стала лидером по приросту неучтенки – с 1,6 до 5,6 л.

Относительно общего потребления доля неучтенки составила 2 из 8,14 л, или 25%.

В 2024 г. доля была 16% – на минимальном за многие десятилетия уровне.

Существеннее всего расхождение по пиву.

Его производство в первом полугодии 2025 г. выросло на 4% до 455 млн дал, а продажи упали на 16% до 291 млн дал, оценивает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

Расхождение возникло из-за введения маркировки на пиво и пивные напитки, а также появления реестра производителей, полагает он.

Доля изымаемой водки выросла в первом полугодии 2025 г. с 1,3 до 1,6%, что оказалось максимальным значением с 2017 г.

Кроме того, в 2024 г. россияне потратили на маркетплейсах 259 млн руб. на наборы для приготовления настоек, писали «Ведомости» со ссылкой на отчет Moneyplace.

Продажи выросли в 3,3 раза в натуральном значении. Также в январе – мае 2025 г. на 37% по сравнению с тем же периодом предыдущего года вырос объем продаж самогонных аппаратов, оценивали аналитики «АТОЛ онлайна».

В результате роста цен покупатели стали чаще уходить в теневой сектор, говорит Черниговский. Остается слабым контроль за онлайн-продажами, считает эксперт.

Акцизы трезвости

Акцизы на алкогольную продукцию с начала следующего года могут вновь подрасти.

Обсуждается, что для алкоголя 18 градусов и крепче он вырастет с 740 до 824 руб. на 1 л спирта.

Для алкоголя слабее 18 градусов его поднимут со 148 до 165 руб.

Для пива повышение будет с 30 до 33 руб. за 1 л.

С начала 2025 г. акцизы поднимали с отметок 643, 141 и 27 руб. соответственно.

Пиво оказалось самым подорожавшим.

В сентябре 2025 г. 1 л напитка стоил в магазинах 198 руб. по сравнению со 168 руб. в сентябре 2024 г., или на 18% больше.

Водка подорожала на 15% – с 743 до 855 руб. А вино – на 11–12%.

Продажи алкоголя в первой половине 2025 г. снизились на 10%, подсчитали «Ведомости» по недавно опубликованным данным Росстата.

В январе – сентябре 2024 г. продали 76 млн дал в чистом спирте, тогда как за тот же период 2025 г. – 68 млн дал.

Сильнее всего упал за эти периоды оборот пива – на 15%, тогда как алкогольной продукции стали продавать на 6% меньше.

Рост акцизов – основная причина повышения цен и снижения розничных продаж спиртного, сказали «Ведомостям» в Росалкогольтабакконтроле.

Рост цен сильнее влияет на объемы покупок населения и алкоголь здесь не исключение, отметила профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Колосницына.

Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя Granderator
Granderator(8 лет 3 месяца)

А где успешный успех Вологды?

Аватар пользователя ultravirus
ultravirus(3 года 10 месяцев)

у Филимонова в голове (или что там у него на плечах)

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение, маты) ***
Аватар пользователя 666
666(12 лет 6 дней)

В голову он ест.

Аватар пользователя Bort222
Bort222(11 лет 5 месяцев)

Конечно обновило рекорд.

Уже просто куча знакомых кто перешел на самогоноварение и больше спиртное в магазинах не покупает вообще.

И говорят, что же я раньше так не сделал )))

Аватар пользователя Granderator
Granderator(8 лет 3 месяца)

Это учтено в цифрах. Т.е. входит в 7 литров и составляет 25%

Цитата:

Относительно общего потребления доля неучтенки составила 2 из 8,14 л, или 25%

Аватар пользователя Bort222
Bort222(11 лет 5 месяцев)

А как они учли неучтенку интересно?

Вот откуда они знают, сколько я выжрал самогона за этот год ?  Мне просто интересно.

Аватар пользователя m.kozh
m.kozh(5 лет 11 месяцев)

скорее всего по статистике алкогольных смертей и тяжёлых интоксикаций.

Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(11 лет 5 месяцев)

Ну вы же откуда-то знаете что

куча знакомых кто перешел на самогоноварение

Не считайте людей дурнее себя, они тоже знают про "кучу"

Аватар пользователя Справедливый малый

То есть Минздрав рандомных васей опрашивает, а потом на голубом глазу докладывает? Что-то такое я конечно мог представить... 

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 5 месяцев)

Вы правы) При тех типах самогонных аппаратов, что сейчас есть в продаже, смысл в покупке алкоголя в магазине отпал совсем. Мало того, самиздат( самогон) умельцы стали делать такого качества, что выставь на праздничный стол самогонку и дорогую магазинную водку, водку гости даже не откроют)

Аватар пользователя Bort222
Bort222(11 лет 5 месяцев)

Да. Люди заморочились по полной, там дома уже целые высокотехлологичные лаболатории построили. Причем у некоторых это переросло прям в хобби )

Продукция просто шикарная получается у них. Я вот то же подумываю присоединиться, пока ветер без камней.smile3.gif

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 5 месяцев)

В трудные времена спиртосодержащие вещества нужны и для сан.обработки, и как обезболивающее...

Аватар пользователя Справедливый малый

Это про меня рассказ. У меня это одно из хобби. Самогоноварение и виноделие. 

Аватар пользователя НиколаичВася

Для информации: Продукты брожения содержат огромное количество высокотоксичных компонентов, послуживших причиной массовой гибели русских в 19-ом веке. Царь-батюшка, озаботившийся этой проблемой, велел её решить. Смирнов решил эту проблему, создав Хлебное вино № 21. Под руководством Сталина достижения Смирнова были закреплены в ГОСТе и получили название Водка. С тех пор этот процесс используется во всё мире для производств алкоголя. А самогон, как и русская рулетка, это интересное и высокоадреналиновое развлечение

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 5 месяцев)

Вы в каком веке живете?) Сейчас все компаненты фабричные и продаются легально.


https://ozon.ru/t/1GmDk5w

Аватар пользователя НиколаичВася

Я живу в ХХI веке. А вы до сих пор верите, что на коленке можно повторить достижения многотоннажного и высокотехнологичного производства? Схема изготовления водки. Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Аватар пользователя АЧТ
АЧТ(9 лет 2 месяца)

Мой друг - химик.

По сравнению с многостадийной перегонкой, вымораживанием и фильтрацией, что он делает при производстве своего продукта - это жалкое дилетантство.

Зато пьется как вода. Никакого сравнения с водкой. Это просто другой уровень)

Аватар пользователя achiffa
achiffa(10 лет 7 месяцев)

моё почтение! ваш друг таки знает толк в извращениях!

но, ИМХО, в многостадийную (больше 2х) перегонку лучше не надо. никакой вкусоароматики. даже после матурации фсё буит "табуретовкой"

а "водой" после вымораживания и хорошей фильтрации прокатит любой охлаждённый дистиллят примерно при 35-37% вне  зависимости от сырья.

для "бочковых" вискарников всё что меньше 43х - воспринимается как вода даже без фрозена и фильтра. 

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 5 месяцев)

Самогонный аппарат с сухопарником Классик 35 литров

https://ozon.ru/t/QoaU2Vx

Обратите внимание, что принцип тот же, только брага гуляет в бутыле с гидрозатвором

Тройной комплект для бродильных емкостей: Гидрозатвор бесшумный, трехкамерный (3шт) + Кран пластиковый с фильтром (3шт) + LCD термометр (градусник-наклейка) (3шт).

https://ozon.ru/t/DyWBInC

Когда брага станет светлой ее переливают в аппарат. Головы сливают и изпользуют для хоз.нужд

Тело стараются перегонять при температуре до 90°.

Хвосты( как только начинается муть убирают)

При использовании турбодрожжей

Дрожжи спиртовые турбо Bragman 48 Universal, 5 х 135 г для самогона (5 штук в комплекте)

https://ozon.ru/t/Gvz4eAM

Градус доходит до 84.

Банки засыпают углем, сутки отстаивают, потом процеживают(через вату, марлю, ватные диски, кто- то использует угольные фильтры для воды, потом разбавляют холодной кипяченной водой или питьевой качественной водой купленной в магазине. ( используя спиртомер) Затем добавляют специи , карамель, глюкозу или мед.

Настаивают. Кто- то добавляет еще уголь, опять процеживает  и все.)Считается,что самогону нужно дать отдохнуть, поэтому сразу его никто не пьет)

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 5 месяцев)

Кстати, а головы и хвосты на производстве от тела получается не отделяют?

Аватар пользователя achiffa
achiffa(10 лет 7 месяцев)

Золотая моя землячка.

Вы немного спутали ректификацию и дистилляцию. А это реально разные везчи. smile10.gif

в "колонне" не бывает ни голов ни хвостов.

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 5 месяцев)

Поняла) Но если брагу из той же малины пропустить через ректификатор, то останется чистый спирт, а если через дистиллятор, то даже запах натуральный сохраняется) Главное головы и хвосты правильно отделить, а потом тело нормально углем почистить)

Аватар пользователя бонч
бонч(3 года 9 месяцев)

не ожидал от дамы.

а так да, "хвосты" почистит, и литр с хорошей столом 100кгмузчине войдет как домой, с женщинами сложнее, они чувствами после 300грамм живут

Аватар пользователя НиколаичВася

Литр это смертельная доза при однократном употреблении

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 5 месяцев)

В кругу женщин предпринимателей 90х, считается нормальным явлением расширенный кругозор. Они и запчастями на холодильники, авто торгуют. И стройматериал продают.

Быстро втыкаться в нужную тему- это часть выживания в бизнес среде. 

Так что для меня в этом нет ничего особенного. 

С темой знакома, поскольку муж попросил узнать- что лучше? Задание поняла. Тему изучила. Что посоветовала, то муж и купил. Теперь доволен.)

Хвосты обычно оставяют до следующего раза. Их добавляют в готовую брагу. Никто ими самогон портить не будет)Хвосты же мутные и градусов 20 всего)

Из готового продукта " висельник" ( лимон на нитке) делают, настойки на перегородках с грецкого ореха, кедровых орешков, гибискуса, трав ...люди готовят.

А на вишне, малине какие настойки получаются)

Хотя , я крепкие напитки не очень. 

Но, друзей принимать в гостях люблю)))

Когда муж был курсантам, все ребята собирались у нас) Шумно, весело...

Денег не было( 90е) , стол собирали из того, что кто принес) С нас картошка )Кто то яйца , кто- то майонез принес, вот и блюдо крутое -яйца фаршированные желтками с майонезом и чесноком. Кто- то колбасу принес- это, вообще, праздник.)

Аватар пользователя НиколаичВася

"в "колонне" не бывает ни голов ни хвостов" - Вам на нобелевку за опровержение закона сохранения массы: ничто ... не исчезает бесследно (М.В. Ломоносов). Это около 2 млн ЮСД

Аватар пользователя бонч
бонч(3 года 9 месяцев)

вы дилетант. в химии я начал разбираться хорошо в абхазии, "чачегонные" аппараты. там всю продукцию перерадатывали в чачу, которую не успели продать. (инжир, мандарины, и тд я окуел от чачи из фейхоа, это было из другой жизни)

Аватар пользователя Paketbot
Paketbot(9 лет 1 месяц)

Исходный продукт зерно?

Высоцкий, еще при советской власти, в этом сомневался:

"если б водку гнать не из опиллок, то что нам было с двух бутылок"

***

Из чего гонит спирт капиталист?

Не знаю, но не сомневаюась  в том что из сырья которое  может обеспечить максимальную прибыль.

Аватар пользователя НиколаичВася

Высоцкий пел о военном времени. Еды не хватало и для производства спирта использовались и опилки. Сейчас основная (а может и вся) масса спирта производится из пищевого сырья и найти спирт из непищевого сырья очень сложно, если возможно

Аватар пользователя Paketbot
Paketbot(9 лет 1 месяц)
Аватар пользователя НиколаичВася

Высоцкий пел о военном времени.

Ну, это вряд ли... Познакомтесть с текстом внимательнее

Приятно все-таки, что нас тута уважают:
Гляди,  подвозят, гляди - сажают!
Нас чуть не с музыкой проводят, как проспимся.
Я рупь заначил, слышь,  опохмелимся!

Самая противная водка в моей жизни = это "АНДРОПОВКА".

Отрава с зеленой этикеткой, после  употребления которой не только головныя боль , но и повышенная агрессивность.
Из чего ее делали, народу не сообщали, но явно не из зерна.

***

Этиловый спирт, методом ректификации, можно получить из любого органического сырья.
И чем сырье ДЕШЕВЛЕ, тем выгоднее производителю.

***
- Кто у нас производители  этилового спирта?

- Частные собственники. У которого на первом месте прибыль. 

***

- Кто у нас производители алкогольных напитков? Разливающие этиловый спирь по бытылкам...

- Частные собственники. У которы   на первом месте прибыль.  

***

Если на бутылке написано чтото типа: "спирт из элитных сортов зерна", то проверить это НЕВОЗМОЖНО.
Хотите верьте, а  я не верю.

 

Аватар пользователя НиколаичВася

Легко проверяется анализом химического состава

Аватар пользователя Paketbot
Paketbot(9 лет 1 месяц)

Легко проверяется анализом химического состава

Проверили. Получили:

H2O - 60 проц

C₂H₅OH - 40 проц.

Что дальше?

Аватар пользователя НиколаичВася

Проверьте содержание метанола. Обычно спирт производят из низкокачественного сырья, непригодного для употребления в пищу (зерно, картофель, отходы сахарного производства) и в этом случае содержание метанола нельзя снизить до 1 мг/л. Решить эту задачу можно только использовать при использовании зерна высокого качества (неповреждённого). Это вызвало появление спиртов Альфа и Люкс

Аватар пользователя Paketbot
Paketbot(9 лет 1 месяц)

Проверьте содержание метанола.

При ректификации разделение на фракции идет по ТЕМПЕРАТУРЕ.

Если ректификационная колонна работает правильно, то метила на выходе около НУЛЯ проц.

Без разницы из чего брага.

***

Температура кипения метила и этила отличаюся почти на ДЕСЯТЬ градусов. 

Это по памяти, не верите - можете погуглить.

Аватар пользователя НиколаичВася

Вам  с такой колоной к производителям спирта. Пару лимонов баксов они Вам заплатят за такую колону легко. Сами они лучше 0,003 % по метанолу сделать не могут

Аватар пользователя Paketbot
Paketbot(9 лет 1 месяц)
лучше 0,003 % по метанолу сделать не могут
0,003 % это 0,03 милилитра на литр спирта.
Я так и написал "около НУЛЯ". 
Не зависимо от исходного сырья 
***
Мое мнение:
  1. Водка вредна.
  2. Из чего реально делают спирт  Альфа, ЛЮКС и т. д знают только сами производители спиртов .
  3. Водка из пшеницы  - скорее всего реклама.
Аватар пользователя НиколаичВася

Вы так легко пишете: около нуля. Такое качество обеспечивает кроме российских производителей только Smirnoff

Аватар пользователя achiffa
achiffa(10 лет 7 месяцев)

1. Вы кормите тролля. Зачем?

2. Вряд ли вы досконально знаете всю экономику спиртпрома, это достаточно специфическая сфера пищевки. 

Я сейчас не буду рассказывать, что из неучтённого зерна можно производить неучтённый спирт, который можно продать за неучтённые деньги, притом большие.

По легальному производству. Альфу всегда делали и делают из зерна. Даже в КБР и РСО и даже при Ельцине. 

Просто зерно оно разное. 5 и 6 категории (кормовое) это идеальное сырьё. Зерно грязное, много сечки и проч., логистика отличная, но при этом - максимальное содержание углеводов при минимальном содержании белка и жира, - самое то для браги.

Отход, т.е. барду также перерабатывают и пускают на корма для животных.

Утилизация по факту некондиционного сырья с двойной переработкой, и безотходное производство. Это очень выгодно.

Аватар пользователя Repptilia Vulgaris
Repptilia Vulgaris(4 года 6 месяцев)

Верхнюю половину этой картинки можно сразу заменить на "купить несколько цистерн спирта в Китае". Это в XXI веке актуальнее )

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 5 месяцев)

Точно) Или в Греции в пластмассовых бочках. А поскольку ввоз спирта запрещен, то его провозили, насколько слышала по сарафанному радио, в селикогеле. 

Аватар пользователя НиколаичВася

Природа в XXI веке не сильно изменилась. Доля Китая в производстве спирта незначительна. Верхняя половина не слишком сложна технологически и позволяет утилизировать пищевую продукцию, непригодную к потреблению населением. Чтоб Вы понимали, производство одной бутылки алкоголя под ключ - 50 рублей. Всё остальное - акцизы, маркетинг и прибыль.Так, что стоимость спирта не играет на размер прибыли никак

Аватар пользователя Repptilia Vulgaris
Repptilia Vulgaris(4 года 6 месяцев)

Доля Китая в производстве спирта незначительна. 

Дип Сик с вами не согласен, оценивая долю Китая в мировом производстве пищевого этанола в 15-20%. Это немало. Кроме того "утилизировать негодную органику"? Я сильно сомневаюсь, что за логистика, кто и откуда будет "негодную пищевую продукцию" привозить?

Чтоб Вы понимали, производство одной бутылки алкоголя под ключ - 50 рублей.

Ну да, так оно и есть, с учетом китайского спирта

Аватар пользователя НиколаичВася

Зачем связываться с Китаем когда есть Бразилия в которой кроме очень диких обезьян ещё очень много сахарного тростника

Аватар пользователя Repptilia Vulgaris
Repptilia Vulgaris(4 года 6 месяцев)

Дешевле китайского ректификата в мире не может быть ничего. Вот насчет вского г..на, пищевых отходов и опилок, охотно поверю, что китайцы спирт тот делают из всего подряд. И вообще, все что растет в земле, эту землю сильно опустошает. Бразильцы те же, как кричали лет десять назад насчет дизельного топлива растительного, потом подсчитали рентабельность и задумались.

Аватар пользователя Mprk
Mprk(9 лет 1 месяц)

Смирновская водка это легенда. Скупали у пейзан типа спирт, добавляли всякие присадки для питкости. Главный успешный успех-, красивые бутылки

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 5 месяцев)

Это который в селикогеле в Россию ввозили?)

Аватар пользователя НиколаичВася

Единственные условия успеха алкогольного напитка это упаковка и маркетинг. Всё остальное у всех одно и то же

Аватар пользователя Mprk
Mprk(9 лет 1 месяц)

Не совсем так. Смирнов, например, для питкости добавлял поташ, который сердце садит на раз-два...

Опять же, качество воды очень сильно влияет на конечный продукт...

Так что водки могут быть разные...

Аватар пользователя sherbina
sherbina(8 месяцев 1 неделя)

Наши прадеды рисковали здоровьем не меньше, чем современные любители домашнего творчества. Продукты брожения действительно могут быть токсичными, и недаром в своё время власти озаботились наведением порядка — не из прихоти, а потому что люди реально умирали от суррогатов. Смирнов со своим хлебным вином № 21 и последующее закрепление стандартов при Сталине как раз и сделали алкоголь более-менее предсказуемым и безопасным. На фоне этого самогон выглядит чем-то вроде русской рулетки: кому-то нравится процесс, кому-то кажется романтикой, но риски есть всегда. В итоге каждый сам решает, чем себя радовать, но забывать о том, что организм — не лаборатория для экспериментов, точно не стоит.

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 5 месяцев)

Вы в магазин давно за вином ходили? Там кроме химии и порошка- есть еще что- нибудь? Та же водка- гадость редкостная. Вы никогда не общали внимание, что после употребления магазинного спиртного от людей воняет ацетоном, а это не нормально.

Вы общались, когда - нибудь с теми, кто работает на ликеро- водочных заводах? Знаете, что они не рекомендуют употреблять продукцию своих заводов.

Доводилось слышать рассказ от ребят , занимающихся реконструкцией одного известного завода. Его владелец не побрезговал выпить с ребятами их самогон, отказавшись от своего вина)

Раскрутка магазинной водки началась тогда, когда доходы от неё начали пиносить сверхприбыли в казну.

Я Вам больше скажу. У нас с мужем есть аппараты и для горячего копчения, и для холодного. Мясо, сало, рыба, креветки...подкопчеенные в домашних условиях ни в какое сравнение не идут с магазинными копчениями, где чаще всего используется жидкий дым. Когда коптишь изделие на опилках фруктовых деревьев- и вкус, и запах особенные. Магазинной горечи и склизкости нет.

Страницы