Как моряки Аварийно-спасательного отряда Балтийского флота обсуждали в 1943 году роспуск Коминтерна

Аватар пользователя turan01

Автор: Александр Шнидке

1. 11 сентября 2025  11:40  

(...)  Мораль этого поста не в том, что некий композитор устроил дебош и хотел застрелиться, а в том, что история, которую мы знаем, была не просто сконструирована в последующие годы из эпизодов, выбранных частично предвзятыми, частично некомпетентными людьми. Большие и значимые события, факты, социальные практики, без которых наше понимание того времени оказывается неполным, могли быть полностью обойдены молчанием по самым разным причинам.

Так, я ранее я приводил обсуждение роспуска Коминтерна среди матросов в 1943 году (п.2), где они на партсобрании свободно задавали вполне разумные и потому политически опасные вопросы парторгу. В сконструированный для широкой публики образ сталинского времени это укладывается плохо: антисталинистам этот факт неудобен, так как он противоречит гротескному оруэлловскому образу насильственного принуждения всех и каждого к единомыслию, сталинистам он портит картину единения партии и народа, да и колебание партийной линии это было такое сильное, что только на фоне войны не вызвало серьёзного "разброда и шатания". Серьёзные и честные историки, безусловно есть, и они пишут об этом длинные скучные научные трактаты, но кому они нужны?

Как показывает пример Желобинского, избегание и сокрытие неприятных или не укладывающихся в нарратив фактов происходит у нас как на макро-, так и на микро-уровне, хотя опасность для историков получить проблемы в этом случае минимальна.  (...)

2. 27 мая 2025 12:51

Нашёл довольно любопытный документ с обсуждением роспуска Коммунистического Интернационала в мае 1943. Меня никак не интересует вопрос о самом событии, так как об этом написан уже миллион статей, однако сам факт такого свободного обсуждения решений партии и выражения несогласия с ними в присутствии политработников вызывает удивление. Возможно, я некритически воспринял сформировавшийся в кино и литературе начиная с конца 80-х стереотип комиссара, стреляющего без разговора в любого, кто с запинкой произнесёт имя Сталина. В своё оправдание могу лишь сказать, что каких-то серьёзных исследований роли политотделов в последние пару десятилетий я не встречал. 

У меня сложилось впечатление, что это какое-то слепое пятно в исторических исследованиях, подобно тому, как никто не упоминает оплату блокадного хлеба деньгами одновременно с подачей карточек. Все деньги платили, всё подтверждено документально, но в воспоминаниях этот факт обнаружить невозможно за редкими исключениями. Обязательные политзанятия, которые занимали минут 20-30 каждый день также не упоминает почти никто.

Заместителю начальника политиотдела АСО КБФ

При читке и на политинформации по постановлению президиума ИККИ задавались следующие вопросы:

1. т. Порыгин - краснофлотец-кочегар, член ВКП(б): "Почему компартия США отделилась именно в 1940 году?"

2. т. Аграфонов - старшина-электрик, член ВКП(б): "Непонятно, кто же будет руководить нелегальными партиями, и кому они будут подчиняться?"

3. т. Клементьев - мичман, кандидат ВКП(б): "Мне непонятно, почему именно сейчас, в самый решающий момент Отечественной войны распустили Коминтерн?"

4. т. Тотменин - кок, комсомолец: "Коминтерн распустили, а как же теперь будет с гимном "Интернационал", так же будут петь и играть?"

5. т. Оршевский - строевой, краснофлотец, беспартийный. В беседе с секретарём КСМ организации т. Ефимовым заявил, что "мне не понятно, почему распустили Коминтерн?" Когда тот начал ему разъяснять, он начал спорить и в споре заявил: "Коминтерн был организован Лениным, а теперь его распустили, и ты мне не доказывай, я всё равно понимаю по-своему". Я лично вызвал Оршевского и старался разъяснить ему, однако выявилось, что он роспуск Коминтерна увязывает с введением воинских званий, погонов, как ликвидацию революционных завоеваний. 

Ушёл от меня Оршевский с заявлением, что "теперь ему всё понятно, и до этого он не понимал", а также заявил: "лучше я выскажу сам мысли вслух и меня поправят, если я не прав, нежели носить их в голове". 

Замкомандира с/к "Сигнал" старший лейтенант Данилов *   

ЦВМА, ф.171,о.3., д.28,л.58 и об

Такой живой интерес к политической проблематике окажется неудобен как сторонникам совсем кондовой советской версии об идеальных политических воинах, ведомых в бой именем Сталина, так и тем, кто либо отрицая их политическую мотивацию, либо в силу узости собственного мышления, низводит советских солдат до одноклеточного уровня, в духе "те за Сталина, за Ленина, я за всех российских баб". В одной из аннотаций к книге Йохена Хельбека "Письма из Сталинграда" говорилось нечто вроде того, что

"западный читатель откроет для себя советских солдат не как движимых коммунизмом автоматов, но как живых и думающих людей".

На мой взгляд, подобные же открытия надлежит сделать и нам самим в отношении своих предков.

На основе документов одного ЭПРОНа крайне сложно делать глобальные выводы - всё же организация это была довольно специфическая. С другой стороны, её комиссар/военком Бураченко был ранее руководителем Петергофского райкома ВКП(б), то есть вполне себе кадровым карьерным политработником. Насколько такие "вольности" в высказывании политических мнений были нормой в других частях, мне неизвестно. 

Хотя глобальный вывод я, пожалуй, здесь сделаю - если документы политотдела ЭПРОНа до меня вообще ни у кого интереса не вызвали, могу предположить, что исследователи других частей так же игнорировали политдонесения.

Куда удобнее считать активные штыки и миллиметры калибров: они и выглядят солидно, и не открывают перед критиками возможности заклевать автора за дерзость иметь собственное суждение.

Комментарии

Алексей Словцов, [27.05.2025 13:08]
Ладно современные исследователи. А во время войны то всё это читали сами начальники? Поток бумаги был большой, судя по всему.
Мне всегда было интересно: как советское руководство в годы войны вообще могло обработать весь поток информации, поступающей наверх сразу по множеству каналов?
Армейское по родам войск и частям-соединениям-объединениям (где часто прыгали даже через головы начальства), партийное, нквдшное, доклады по линии гражданских членов Военных советов, по линии офицеров Генштаба на местах.
Контроля низового то было много, информации много, доклады с разборами полетов писали шикарные. И часто - абсолютно без толку.

Экскурсии - Шмидке Александр, [27.05.2025 13:14]
Думаю, на верхних эшелонах смотрели только сводки по дисциплинарным взысканиям. Я их часто вижу в политдонесениях, это таблицы с множеством граф, где упомянуто только количество выговоров и прочих наказаний в месяц/квартал. Скорее всего, реагировали только на серьёзное изменение динамики, в частности не влезали. Что вполне естественно для любого большого организма. 
Потому, я думаю, и были возможны такие случаи, когда один водолаз после (или накануне) понижения в звании за пьянство грозился перебежать к немцам. Ему в итоге ничего не было, получил потом ордена и медали.

Алексей Словцов, [27.05.2025 13:18]
Да, скорее всего так и было, по крайней мере по партийной линии. Выбрали для себя некие красные флажки/контрольные показатели - их и смотрели.

Eugene Somov, [27.05.2025 13:24]
На практике, политические события как правило сопровождались проведением на различных уровнях политическими работниками различными обсуждениями - митингами, обсуждениями и пр., цель которых была выявить вопросы, которые требуют разъяснения и прочее. Это сейчас через призму фильмов пост-советского времени, наверное, кажется, что вся политическая работа была формальной, но зачастую это было не так, в духе первых годов Гражданской войны. Безусловно, некоторые политические мероприятия выглядят иногда комически, когда читаешь о них в книгах 1970-ых годов, когда рассказывается о том, что в тяжелейших условиях на Невском плацдарме или перед наступлением провели не только разъяснение боевых задач, но и "митинги".

Eugene Somov, [27.05.2025 13:26]
Из боевого донесения 23.11.1941:
"Во всех батальонах накануне боя были проведены партийные и комсомольские собрания и ротные митинги, на которых были доведены задачи, стоящие перед каждым подразделением."

and arb, [27.05.2025 13:29]
Да уж, многие реальности мы не знаем о том времени. Да и сегодня если посмотреть фильмы о 80х или 90х, то в основном такой бред.

Экскурсии - Шмидке Александр, [27.05.2025 13:40]
Да, я как раз об этом. Удивительно, что этого нет не только в научных публикациях и тем более фильмах, но даже в мемуарной литературе не упоминается. 
Казалось бы, исследователю было бы как минимум любопытно заглянуть в эти материалы, чтобы дополнить свои знания о морально-политическом состоянии подразделения. Но нет, они продолжают фанатично считать заклёпки и количество пуль.

Alex A Panin, [27.05.2025 16:49]
Кондрашин, Мозохин Политотделы МТС в 1933–1934 гг. Алгоритм, 2018 г.

Экскурсии - Шмидке Александр, [27.05.2025 17:00]
Спасибо, надо посмотреть. Но я думаю, с того времени много воды утекло, да и судя по статье (https://cyberleninka.ru/article/n/politotdely-mts-nekotorye-problemy-ist... ) эти конкретные политотделы были сформированы при специфических обстоятельствах для специфических гражданских задач

Анализируются условия создания и особенности колхозной системы в СССР в 1930-е гг. и роль политотделов машинно-тракторных станций в этом процессе. Исследуются этапы и характерные черты отечественной историографии деятельности политотделов машинно-тракторных станций. Формулируется авторская позиция по вопросу о причинах и целях создания политотделов, их роли в стабилизации обстановки в деревне и создании советской колхозной системы

Борис, [27.05.2025 17:30]
"Гражданских", в каждом политотделе мтс/мкс заместитель начальника политотдела МТС/МКС был штатный сотрудник ОГПУ

------------------------------------------------------------------------------

Прим.*

Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(14 лет 5 месяцев)

Интересно какие фронтовые аналоги есть сегодня для обсуждения острых вопросов, и какие вопросы там поднимаются.  Оценка мятежа? Бегство Чубайса? 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 4 месяца)

Тогда сражались по Симонову:

Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

А сейчас по-каковски? 

Аватар пользователя Демьян
Демьян(3 года 5 месяцев)

А Зеленского ты не трожь!

Он стране еще нужЕн. 

Как увидишь его в прицел, 

Так стреляй в другой сторОн!

Комментарий администрации:  
*** отключен (паникерство) ***
Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 4 месяца)

"ЧУВАК: Это что-то восточное?" (с)

Аватар пользователя Демьян
Демьян(3 года 5 месяцев)

Юго-восточное. Но как поют, как поют!

Комментарий администрации:  
*** отключен (паникерство) ***
Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 4 месяца)

"На север через северо-запад восток"?

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(10 лет 5 месяцев)

"западный читатель откроет для себя советских солдат не как движимых коммунизмом автоматов, но как живых и думающих людей"

..неудобен как сторонникам совсем кондовой советской версии об идеальных политических воинах, ведомых в бой именем Сталина, так и тем, кто  низводит советских солдат до одноклеточного уровня

Кто застал поколения 1900х и 1920х - знает, что они были гораздо больше вовлечены в общественную жизнь и воспринимали политические вопросы всерьез, в отличие от следующих поколений, для которых и политинформация, и собрания сделались просто блаблабла ниочем

А воспринимают "совков" как "движимых коммунизмом автоматов" именно местные как-бы-монархисты, что прекрасно видно в обсуждениях. Два-три типовых ответа на все случаи жизни - вот и весь их багаж. В последнее время от недостатка аргументов стали уже обвинять "совков" и в русофобии, и в "ненависти к современной России".

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 4 месяца)

Привлечение исторических сущностей к идейно-политической борьбе неизбежно. Из её участников никто и никогда моратория на него не введёт. 

Аватар пользователя Влад_В
Влад_В(2 года 1 месяц)

Довольно интересно , но это обсуждение на партсобрании .Как и всё в то время оно  не характеризует  реальную ситуацию на земле . Это работа  по вертикали  - провести , доложить о проведении .  Она  лишь часть деятельности причем маля часть  , обычной ежедневной ,  с совсем другими проблемами и вопросами  у командования  в блиндаже , холод , голод , вражеская пропаганда , военное снабжение , усталость  людей . По факту это ещё один офицер был в батальоне , который решал  текущие задачи , те которые были  сегодня у подразделения .. Там и без коминтерна вопросов было . У меня родственник  был замполитом батальона на Волховском  фронте ,  вражеская пропаганда был  был первейший вопрос ,  толковая пропаганда опирающиеся на голод и холод , а  коминтерн был  самое последние  что интересовало  людей в окопах и блиндажах . 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 4 месяца)

И что прикажешь - игнорировать такие сообщения в силу их локальности, редкости (эксклюзивности) и ещё чего-то непонятного?  Вот если бы Вождя всех народов костерили - вот тогда бы ... Чего ты ждешь от фактов небоевой жизни? 

Аватар пользователя Lord250
Lord250(5 лет 11 месяцев)

Власть всегда выбирает наиболее удобный вектор освещения событий. Она и подбирает осветителей, оплачивает их, подкармливает. Остальные не имеют возможности что то системно донести до людей и работают в стол. А потом, после победы это становится неважным, малозаметным и в принципе ничего уже не решает. Ну снимет Михалков очередную «Цитадель», где развезет очередной частный пример атаки без оружия до размеров фронта, обзовут его очернителем и постараются не обращать внимания. А официальная точка будет поддержана и усилена. Тут важно - или мы побеждаем и наши бойцы как один в едином порыве…или наши бойцы через одного трусы и сомневающиеся в победе, тогда как мы победили?

Вот в фильмах карточки дают, а обратно хлеб получают и ни разу никто деньги не давал - народ так и воспринимает те события. А блокадников не осталось ( к слову - а в других местах тоже деньги платили?) и этими вопросами занимаются только очень узкие редкие специалисты в архивах ( куда еще и не всех допускают).

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 4 месяца)

... и обязательно гнусные и мерзкие особисты ("мордатые политруки"), всеми силами мешающие честным бойцам бить врага! 

Аватар пользователя Lord250
Lord250(5 лет 11 месяцев)

Ну значит так нужно властям сегодня, коль это поддерживают и выпячивают - злобный, мерзкий, мордатый и частенько трусливый особист. Только не пойму зачем?

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 4 месяца)

 ( куда еще и не всех допускают).

Сейчас практически всех. Даже в Центральный архив ФСБ. Хотя там, конечно, не все материалы доступны посторонним. И ксерокопировать нельзя: Р.Никитин дело М.Драуле и её родственников переписывал вручную четыре (!) месяца. Зато поснимал несколько серьёзных вопросов, начиная с местонахождения Мильды в момент убийства Мироныча. 

Аватар пользователя Lord250
Lord250(5 лет 11 месяцев)

Если у меня есть поставленная цель, задача - я бы ее выполнял не взирая на… и достигал бы ее. А как меня потом обсудят, выявят мои ошибки дело десятое. Главное, что бы за обсуждением моих ошибок главное не забыли - мою победу. Иногда начинают говорить вот мол по трупам шли, по головам. Но если они шли осознанно,  сообразно моим мыслям и намерениям и там и мой труп ,и голова присутствуют , то более верно говорить - через тернии к звездам.

Сейчас пересмотрел фильм «Штрафники». Кто только его не критиковал. Особо обидело, что командовал  там штрафник - мол не было такого. И уголовники мол так себя не вели. А как было? Во первых режиссер сразу соломку подстелил - в разговоре комдива (?) с особистом они оговаривают, что ставить в командиры штрафника не по уставу, но момент такой, что других нет - нарушим. И никто не возражает. Но критики через себя перековыркиваются. Уголовники- штрафники - разве их не было? Время Сталинской-Бериевской реабилитации в 1940 только началось, а тут война, куда их? Да и элементы начальной неразберихи этого процесса - были и ошибки. Зачем я это написал - а сравните с набором в штурма по колониям. Тоже ошибки были по статьям. А на счет командиров, вот только вчера тут писали о рядовом назначенном командиром и уже на роте дотянутом до капитана. Хорошо не штрафник, но тоже не по Уставу.

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 4 месяца)

"Штрафбат", наверное? 

Но там в сумме многовато "я ТАК вижу". 

Аватар пользователя Astro_Graf
Astro_Graf(10 лет 9 месяцев)

Всё замечательно у нас грамотностью матросов. 

Но вот мне тоже непонятно:

"почему именно сейчас, в самый решающий момент Отечественной войны распустили Коминтерн?"

Может разъясните? 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 4 месяца)

Ну кто сейчас разъяснит? Даже автор статьи вряд ли,  не говоря уже о ТС. 

Разве что гораздо-гораздо позже прозвучит нечто подобное (слегка): "Мы свои, буржуинские!" (с).

Аватар пользователя Astro_Graf
Astro_Graf(10 лет 9 месяцев)

И я так подумал! И Оршевский, похоже, всё понял...

Ушёл от меня Оршевский с заявлением, что "теперь ему всё понятно, и до этого он не понимал", а также заявил: "лучше я выскажу сам мысли вслух и меня поправят, если я не прав, нежели носить их в голове". 

Вот откуда появились неправильные коммунисты, которые продали СССР...

Отказ от террора - это путь к развалу СССР!

Аватар пользователя DMatrix
DMatrix(10 лет 2 месяца)

Из Вики:

Архив Коминформа хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории, Москва, ул. Большая Дмитровка, 15.

Аватар пользователя малахит29
малахит29(11 месяцев 4 недели)

Коминтерн строился как партия мировой революции.  По Ленину — «союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах».       В условиях спада революционного движения, Коминтерн фактически расколол рабочее движение, что отразилось и на внутреннем Коминтерновском расколе между левыми и правыми. Распустить надо было в тридцатые. Роспуск в 43г. выглядел как  уступка пролетариата  капиталистам.