МИД России раскритиковал армянский учебник из-за «искажения истории»

Аватар пользователя Забаненый

Речь идет об одной из глав под названием «Насильственное присоединение Восточной Армении к России», в которой МИД увидел попытку пересмотреть итоги Русско-персидской войны 1826–1828 годов.

«Обратили внимание на крайне сомнительное содержание учебника по истории для восьмого класса армянских школ, текст которого опубликован на официальном сайте подведомственной структуры Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения. Цифровая версия книги размещена для изучения и формирования заказа на 2024/2025 учебный год», — говорится в нем.

Речь идет об одной из глав под названием «Насильственное присоединение Восточной Армении к России», в которой Москва увидела попытку пересмотреть итоги Русско-персидской войны 1826–1828 годов. «Туркманчайский мир назван не иначе как «аннексией» Восточной Армении. Такая подача способна вызвать оторопь у любого историка», — заявили в министерстве. Там указали, что Туркманчайский мирный договор, завершивший Русско-персидскую войну

1826–1828 годов, до сих пор оценивался «как имеющий «колоссальное значение для будущего восстановления армянской государственности». В ч. 3 этого договораговорилось, что «Е.в. шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по сию и по ту сторону Аракса и ханство Нахичеванское» (оба ханства располагались на территориях исторической Восточной Армении).

Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя Override
Override(11 лет 6 месяцев)

Я конечно понимаю, что у них там своя атмосфера, международные отношения и всё вот это самое, но этот дипломатический язык читать аж противно.

Аватар пользователя Игорь_
Игорь_(2 года 7 месяцев)

Да уж. Чиновничий речекряк не понять без переводчика. Хотелось бы в краце понять что нашим не понравилось, о чем речь?

Аватар пользователя iro4kin
iro4kin(12 лет 11 месяцев)

В общем, Восточная Армения находилась в рабстве у персов. После русско-персидской войны всю Восточную Армению Россия высвободила из-под гнета персов.  

А в учебнике написано, что Россия насильственно присоединила (т.е. аннексировала) Восточную Армению. 

Ну как создается впечатление, что жила-была себе такая вся независимая Армения, а потом пришли русские и оттяпали у них всю восточную часть.

Это не первая страненка, есть еще такие же страненки в Средней Азии, которые в своих учебниках по истории пишут тоже самое, как под копирку. Дескать, жили они были все такие независимые, а потом пришли русские и что-то там у них оттяпали. Причем у всех. И все, пилять, сцуко, независимыми были.  

Комментарий администрации:  
*** "Я мужик" (с) - 15.09.2024, "- Какой вы добрый - Потому что девушка" (с) - 17.07.2024 ***
Аватар пользователя Дядя Иштван3
Дядя Иштван3(1 год 6 месяцев)

В общем, Восточная Армения находилась в рабстве у персов. После русско-персидской войны всю Восточную Армению Россия высвободила из-под гнета персов. 

smile3.gifsmile3.gifsmile3.gif

В рабстве... освободила...

Что, армяне были рабами персов? Или просто подданными Шаха на общих основаниях(с учётом разницы в вероисповедании)?

Освободила - это если бы РИ дала независимость армянам. Так что не надо кривляться.

Всё просто - одни серьёзные пацаны отжали кусок территории у других серьёзных пацанов.

П.С. Руссы там были в роли пушечного мяса, не более.

Комментарий администрации:  
*** отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя Игорь_
Игорь_(2 года 7 месяцев)

Хорошо что ары сейчас независимые. Сами будут в роли пушечного мяса. И быстрнкончаться

Аватар пользователя Дядя Иштван3
Дядя Иштван3(1 год 6 месяцев)

Пофиг.

Комментарий администрации:  
*** отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя afterdark
afterdark(4 месяца 2 недели)

просто подданными Шаха на общих основаниях(с учётом разницы в вероисповедании)?

Этих "просто подданных" при персах держали за скот, поэтому постоянно выселяли и выгоняли. Только благодаря России армяне вернулись на эти земли. Армян среди населения этих земель на момент войны с персами было меньшинство.

Аватар пользователя Дядя Иштван3
Дядя Иштван3(1 год 6 месяцев)

Звиздишь как дышишь!

Отношение Персии к армянам в корневых взглядах происходило от поведения османских властей в экономической Армении и пришлых тюрок в регионах Южного Кавказа. Персидские шахи, как продолжатели традиций многовековых армяно-персидских отношений, не прибегали к изгнанию армянского населения из подвластных территорий. Напротив, всеми средствами, в том числе даже и получившими, они стремились удерживать армян под своей властью или даже переселяли их в Персию из подвластных ей стран Армении.

Персидские шахи пытались удержать армян в целях развития ремесел, внешней торговли, укрепления обороноспособности страны. Они поддерживают армянских меликов Карабаха как опору против многовековой экспансии Османской империи на территории подвластной Персии древней Армении. В насильственном переселении Персии армянами из Нахиджевана и Эриванской области свидетельствуют российские архивные документы.

Так, командир Саратовского мушкетерского полка генерал Несветаев, выступая с докладом генералу Глезенапу 31 июля 1806 г. О продвижении полки по направлению к Эривани сообщается о страхе, охватывающем жителей города и области. «Причиною сего страха, в конечном счете, они скрывают, что контролируют их и имущество не увлекли вовнутрь Персии, о каком их намерениях жители извещены… Жители же деревенской персии не могут свободно через Нахиджеван увести в Персию и опустошить все места».

Тот же генерал Несветаев доложил генералу графу Гудовичу 10 сентября 1806 г., что «отряд войск до шестисот человек с руководителями из Карабаги может перейти вперед в Нахичевань, чтобы персии не угнали жителей Эриванской области за Аракс…»

А 11 декабря 1809 г. Генерал граф Гудович в рапорте Александру сообщал о возвращении в места своего проживания армян, унанных ранее в Персию. Генеральные доклады, которые отряд под начальством князя Орбелиани отправил « в Араксу с темой, чтобы переправиться через Аракс для утеснения неприятеля и выезда сюда армянских здешних семей, Ту угнанных». Он писал, что в старой и новой Нахиджеванской крепости «жители почти уже все вернулись и начинают торговать…»

Телеграмм канал — t.me/hinhayastan

Переселяли, да. Но чтоб прям "как скот"... 

Комментарий администрации:  
*** отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя afterdark
afterdark(4 месяца 2 недели)

Звиздишь как дышишь!

Звиздишь здесь только ты. 

Персидские шахи, как продолжатели традиций многовековых армяно-персидских отношений, не прибегали к изгнанию армянского населения из подвластных территорий.

Это откуда такой бред? С телеграм-канала для придурков из альтернативной реальности? smile3.gif

А теперь реальность.

С приходом к власти династии Сефевидов, весь Иран и прочие страны, непосредственно подчинённые кызылбашам, были разделены на ульки (феодальные наделы) между главами тех или иных племён. В то же время обширные территории передавались в пользование воинам из этих племён. С таких территорий старое население, как правило, изгонялось. Так происходило, в частности, в Армении. Так в XVI веке в Ереванскую область были поселены части тюркских кызылбашских племён устаджлу, алпаут и байят, при шахе Аббасе I были поселены также племена ахча-коюнлу каджар; ещё раньше здесь утвердились курдские племена чамишкизек, хнуслу и пазуки.

Во время насильственной депортации армянского населения из Восточной Армении (от 250 000 до 300 000 человек) на территорию центральной и северной частей Сефевидской Персии, которая была проведена в 1604—1605 годах по приказу шаха Аббаса I, армянские города и сёла были разграблены и уничтожены, многие армяне были жестоко убиты, подвержены насилию или погибли в пути, менее половины выжили во время марша.

К концу существования Эриванского ханства мусульмане составляли бó‎льшую часть населения (80 %), и были представлены «персами» (тюрко-персидская бюрократическая элита), тюрками и курдами.

И именно благодаря России армяне вернулись туда обратно.

Переселяли, да. Но чтоб прям "как скот"... 

Как скот как раз переселяли.

Аватар пользователя Дядя Иштван3
Дядя Иштван3(1 год 6 месяцев)

Это откуда такой бред? С телеграм-канала для придурков из альтернативной реальности?

Я указал источник. А ты свои сказки откуда почерпнул?

Комментарий администрации:  
*** отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя afterdark
afterdark(4 месяца 2 недели)

У тебя не источник, у тебя мусорный телеграм-канал со сказками для дебилов. У меня как раз факты. Вот источники, самый простой поиск опять же по "великий сургун".

iranicaonline.org/articles/armenia-vi

cyberleninka.ru/article/n/armeniya-i-armyane-v-soznanii-griboedova

Аватар пользователя Дядя Иштван3
Дядя Иштван3(1 год 6 месяцев)

Ну и где в твоей ссылке про отношение персов к армянам как к скоту?

П.С. А мой источник "мусорный", потому что в нём нет трагизьму о судьбе нищасных "вторых евреев"?smile171.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя afterdark
afterdark(4 месяца 2 недели)

Читай про депортации. Но ты не читал. Ты обычный лжец.

Аватар пользователя Дядя Иштван3
Дядя Иштван3(1 год 6 месяцев)

А ты типичное быдло набрасыватель. Что не по твоему - сразу сказки. А то, что тебе нравится - истина в последней инстанции.

Комментарий администрации:  
*** отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя mastak
mastak(11 лет 11 месяцев)

Это что не по вашему армянско-западному - так сказки.

Ты именно лжец ! И знания твои - мусор.

История повторится, но идиотов и подлецов спасать уже никто не будет. По России будут собраны все "армяне" и отправлены воевать на свою родину.

Аватар пользователя Дядя Иштван3
Дядя Иштван3(1 год 6 месяцев)

Это что не по вашему армянско-западному - так сказки.

Тебя, негра, спросить забыли.

Комментарий администрации:  
*** отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя Спящий медведь

Именно поэтому большинство современных армян потомками древних армян не являются.

Аватар пользователя afterdark
afterdark(4 месяца 2 недели)

Почему? Они даже согнанные в другие земли жили общинами, особо не смешиваясь с персами и тюрками.

Аватар пользователя не дождетесь

"Руссы там были в роли пушечного мяса, не более."

пофтыкайход компании,пустобрех

персы там были пушечным мясом,а Руссы гоняли их,твоих предков, ссаными тряпкамиsmile3.gif

Аватар пользователя Дядя Иштван3
Дядя Иштван3(1 год 6 месяцев)

Чайник, если в подразделении 30 негров и один офицер-англичанин\француз\бельгиец, ты тоже будешь утверждать, что это какая нибудь африканская армия?

А применительно к обсуждаемой ситуации - руссы умирали за интересы немцев Гольштейн-Готторпов.

П.С. Всё отличие нас от негров заключалось в том, что мы с теми, кто нас колонизировал одного цвета кожи.

Комментарий администрации:  
*** отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя afterdark
afterdark(4 месяца 2 недели)

А применительно к обсуждаемой ситуации - руссы умирали за интересы немцев Гольштейн-Готторпов.

И что же это за интересы у якобы немцев были? И можно ли считать, что "руссы" умирали за интересы скандинавов Рюрика и ко? Также хотелось бы прояснить, умирали ли "руссы" за интересы грузинов Джугашвили и Берия? 

Аватар пользователя Дядя Иштван3
Дядя Иштван3(1 год 6 месяцев)

Вопросы глупы до изумления.

П.С. Можешь считать, что ты победил.

Комментарий администрации:  
*** отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя afterdark
afterdark(4 месяца 2 недели)

Как только дошли до истории, ты сразу в кусты.

Аватар пользователя Дядя Иштван3
Дядя Иштван3(1 год 6 месяцев)

Точно.

Комментарий администрации:  
*** отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя JAMESON1970
JAMESON1970(4 года 8 месяцев)

Забыли добавить что явосточная Армения это географическое наименование и к хайям отношение не имела и не имеет)))

Аватар пользователя afterdark
afterdark(4 месяца 2 недели)

Аналогично Грузия к грузинам.

Аватар пользователя JAMESON1970
JAMESON1970(4 года 8 месяцев)

Чушь

Аватар пользователя afterdark
afterdark(4 месяца 2 недели)

Не чушь. Ровно такой же кадавр, как Армения.

Аватар пользователя avt
avt(4 года 6 месяцев)

Такое впечатление, что вы в русской школе не учились, никаких воспоминаний о школьных уроках истории)

1 октября 1827 русская армия под командованием Паскевича в ходе освободительного похода взяла после длительной осады персидскую крепость Эривань, которая после этого снова становится армянским городом. И далее, согласно Туркманчайскому мирному договору от 22 февраля 1828 (завершившего русско-персидскую войну 1826-1828), персы уступали России Эриванское и Нахичеванское ханства и обязывались не препятствовать переселению армян в пределы Российской империи. Далее согласно указу императора Николая I, ханства Эриванское и Нахичеванское были переименованы в Армянскую Область. Только за 1828-1830 туда переселилось более 120 тысяч армян из Турции и Персии. А до конца 19 века туда из Турции и Ирана переселилось до 1 миллиона армян. А в советские годы еще более 220 тысяч армян. (Армяне, оставшиеся в Турции, были уничтожены в ходе геноцида.) Так собственно был создан национальный очаг армянского народа, была возрождена Армения и армянская государственность.  

Аватар пользователя JAMESON1970
JAMESON1970(4 года 8 месяцев)

Именно что пересилилось.

Хайи неблагодарное твари. Грибоедова они персоам отдали на растерзание, хотя он их украли в посольстве.

Аватар пользователя VBB
VBB(1 год 5 месяцев)

Хороший урок - нельзя на присоединяемых землях никакие национальные государства создавать, пускай даже "дружественные" и в составе России. Дружба заканчивается, а враждебные государства остаются. То что их спасли от полного уничтожения быстро забудется, это заменится легендой о том как их люто притесняли и житья не давали.

Аватар пользователя Андрей_и_что_если_уже_используется_моё_имя

Еще будучи студентом в 80-х годах задавал вопрос историку нашему, нах нужны ССР, АССР и прочие коми-пермяцкие. Надо создавать области, Минская обл, Уфимская обл, да и национальности нах из паспорта.

Как в воду глядел, при скудности знаний)

Историк велел помалкивать на нац темы.

Аватар пользователя Находка
Находка(5 месяцев 1 день)

smile9.gif И Казанская губерния.

За последние десять лет наплодили ещё три республики.

Строй меняется, правители меняются, а процесс идёт.

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(12 лет 2 месяца)

Верно. Все эти национальные образования получают некоторые преференции, что несправедливо.

Регионы с ТОЛЬКО РУССКИМ официальным языком должны автоматом получать из федерального бюджета +5% к собираемым налогам просто в качестве компенсации отсутствия всяческого национального геммороя.

Аватар пользователя Барсук
Барсук(3 года 7 месяцев)

Еще будучи студентом в 80-х годах задавал вопрос историку нашему, нах нужны ССР, АССР и прочие коми-пермяцкие. Надо создавать области, Минская обл, Уфимская обл

Жириновский предпочитал губернии. 

Аватар пользователя iro4kin
iro4kin(12 лет 11 месяцев)

Ну так-то, если бы мы часть армян не отжали, они бы ща были в составе Ирана. Ходили бы замотанные в тряпках, жрали бы баланду. А так у нас тут ларьков понаоткрывали, свое вино, бастурму и т.д и т.п. Вот тут уж задумаешься: нафига мы их у персов отжали? smile3.gif

Комментарий администрации:  
*** "Я мужик" (с) - 15.09.2024, "- Какой вы добрый - Потому что девушка" (с) - 17.07.2024 ***
Аватар пользователя pta53-68bis
pta53-68bis(9 лет 3 месяца)

Цитата:
... да и национальности нах из паспорта ...

Нет, нельзя этого делать. Украина убрала национальности (графу 5, как писал Владимир Семенович) из паспорта. 
Это было пролоббировано фондами Сороса и прочими юсайдами. 
Было:
пропорциональная представительность наций и национальностей в выборных органах власти. Т.е., к примеру, украинцев 50%, русских - 40% и далее по нисходящей.
Стало:
Верховная Рада второго созыва - евреи 30%
Верховная Рада третьего созыва - евреи 40%
При Януковиче - уже тогда радикальная пресса писали обличительные статьи о засилье евреев в стиле "330 евреев в Верховной Раде из 450 наличных мест". Формулировка была не такая, я ее смягчил, но цифирьки озучил из тех времен.
Ну и вишенка на торте.
Украина после 2014. Украинцы что в выборных органах власти, что в правительстве, что в муниципалитетах, остались лишь в следовых количествах. Да вы и сами прекрасно это видите из любого видео, пришедшего с той стороны. 
Мы тут в комментариях часто хохлов обличаем в том, что они развязали войну. А по факту войну развязали не хохлы, а те, кто у власти. А хохлы, всего лишь лохи, которым, как ослам морковкой перед носом поводили и рай пообещали. Они до сих пор в том же состоянии. 
Вы же не хуже меня знаете, что убедить человека в том, что он обманут, гораздо сложнее, чем просто обмануть.  

из текста создается впечатление, что я оправдываю украинцев. Нет, это не так. Будет коллективная ответственность. Невиновных нет, Все замазаны так или иначе. Одни вели за собой. Другие не сопротивлялись. Третьи - хатаскрайники, кстати, самые негодники, при этом забывающие, что крайняя хата горит первой.

Аватар пользователя Андрей_и_что_если_уже_используется_моё_имя

Моё мнение, что за 70 лет существования СССР, как минимум украинцы и белорусы стали бы условными русскими.

Я в Башкирии родился, у нас в городе населением 60 тыс. была одна башкирская школа, куда родители категорически не хотели отдавать детей.Выучат математику, физику, химию на башкирском, как потом в ВУЗ поступать?

Не было бы насильственной украинизации, белорусизации в СССР, давно бы все говорили по русски.

А нет в паспорте национальности в 3-ем поколении, так и нацвопроса нет. 

Аватар пользователя pta53-68bis
pta53-68bis(9 лет 3 месяца)

...А нет в паспорте национальности в 3-ем
поколении, так и нацвопроса нет. ...

Синагога с Вами категорически не согласна. 

Аватар пользователя Андрей_и_что_если_уже_используется_моё_имя

Мнение Синагоги меня лично, не интересует совсем. Фашистская идеология у неё. 

Евреи превыше всего, гои низшая раса (справка: гои - это все кроме евреев)

Аватар пользователя Chikita
Chikita(8 лет 4 недели)

По простецки: царь и хан поделили территорию, а об Армении нет ни слова

Аватар пользователя iro4kin
iro4kin(12 лет 11 месяцев)

Нет. Россия забрала у персов эти территории. А в учебнике создается впечатление, что Россия аннексировала эти территории у независимой Армении.

Комментарий администрации:  
*** "Я мужик" (с) - 15.09.2024, "- Какой вы добрый - Потому что девушка" (с) - 17.07.2024 ***
Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(12 лет 2 месяца)

Но прямо же это не пишется, значит всё ок.

Аннексировали - значит, смогли. И глупо на это обижаться. Не одни, так другие бы их стали контролировать. Независимых стран такого размера в 19 веке в принципе почти не осталось, ВСЁ РАЗОБРАЛИ.

Аватар пользователя Станислав Березин

Ну вот если бы в учебнике так и написали "не одни, так другие стали бы нас, армян контролировать", тогда и вопросов бы ни у кого не было) 

Аватар пользователя iro4kin
iro4kin(12 лет 11 месяцев)

Другое дело, что под персами получилось бы у Армян независимое государство в итоге или нет. 

Комментарий администрации:  
*** "Я мужик" (с) - 15.09.2024, "- Какой вы добрый - Потому что девушка" (с) - 17.07.2024 ***
Аватар пользователя iro4kin
iro4kin(12 лет 11 месяцев)

Смысл в учебнике, как я поняла, в том, что аннексировали не у персов, а у свободной Армении. 

Комментарий администрации:  
*** "Я мужик" (с) - 15.09.2024, "- Какой вы добрый - Потому что девушка" (с) - 17.07.2024 ***
Аватар пользователя Lehan
Lehan(10 лет 10 месяцев)

Лучше дать полный текст МИД России, чем "перепев Рабиновича" от РБК:

https://www.mid.ru/ru/press_service/publikacii-i-oproverzenia/oproverzenia1/nedostovernie-publikacii/1965696/

И да, РБК "отличились" даже тем, что реальное искажение истории армянскими авторами учебника взяли в кавычки в заголовке.

Аватар пользователя Забаненый
Забаненый(3 года 1 месяц)

Спасибо! Добавил.

Аватар пользователя salaant
salaant(7 лет 1 месяц)

+100

Комментарий администрации:  
*** отчет (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя И-23
И-23(9 лет 2 месяца)

Только не Рабиновича, а Ребекки.

Страницы