Выступление заместителя министра по международным делам Джея Шомбо о китайских избыточных мощностях и мировой экономике

Аватар пользователя Ринат78

10 июля 2024 г.

Спасибо, Раш, за любезное представление. И спасибо Майку Фроману и Совету по международным отношениям за то, что приняли меня.

Мало какие темы сегодня имеют больший приоритет — для администрации Байдена в целом и Министерства финансов США в частности — чем наше экономическое взаимодействие с Китаем. В основе нашего ответственного управления экономическими отношениями и нашей цели здоровой экономической конкуренции лежит убеждение, что нам необходимо улучшить коммуникацию, особенно в областях, где мы не согласны, — что президент Байден ясно дал понять после своей встречи с президентом Си в конце 2022 года. В своей речи в прошлом году в SAIS госсекретарь Йеллен изложила три основные цели нашего экономического подхода к Китаю: во-первых, обеспечение интересов национальной безопасности США и защита прав человека; во-вторых, поиск здоровых экономических отношений с равными условиями; и, в-третьих, сотрудничество в областях, где мы можем и должны, таких как изменение климата. Как глава США в Экономической рабочей группе между США и Китаем, я провел много часов в обсуждениях с китайскими коллегами для достижения этих трех целей. 

Сегодня я сосредоточусь на второй из этих целей: нашем стремлении к здоровым экономическим отношениям между США и Китаем с равными условиями для американских рабочих и фирм. Такие отношения могли бы быть выгодны обеим сторонам. Но мы все больше обеспокоены тем, что сохраняющиеся макроэкономические дисбалансы Китая и его нерыночная политика и практика представляют значительный риск для рабочих и бизнеса в Соединенных Штатах и ​​остальном мире. Мы обеспокоены тем, что эти особенности экономики Китая могут привести к избыточным промышленным мощностям, которые будут иметь значительные побочные эффекты по всему миру и могут поставить под угрозу нашу коллективную устойчивость цепочки поставок, учитывая результирующую чрезмерную концентрацию в некоторых производственных секторах.   

Позвольте мне прояснить – мы по-прежнему полностью поддерживаем торговлю, которая, очевидно, включает страны, экспортирующие товары, которые они производят. Но избыточные мощности – это нечто иное: это не просто производство, превышающее внутренний спрос, это производственные мощности, не привязанные к мировому спросу. 

Проблемы избыточных мощностей и вмешательства не являются чем-то новым, но мы наблюдаем возрождение рисков в новых секторах. Более ранние раунды избыточных мощностей привели к потере рабочих мест в Соединенных Штатах и ​​закрытию американских компаний. Учитывая сегодняшние размеры Китая, побочные эффекты от его экономики будут еще более существенными. 

Вот почему сегодня я хочу обсудить, что такое избыточные мощности, какова причина их возникновения из-за политики Китая, где мы их наблюдаем, каковы потенциальные глобальные последствия и как нам следует на них реагировать.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСБАЛАНСЫ КИТАЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Как международный макроэкономист, я изучал экономические отношения между Соединенными Штатами и Китаем на протяжении десятилетий – и как академик, и как политический деятель. И на протяжении всего этого времени, возможно, определяющей характеристикой этих отношений были макроэкономические дисбалансы и их последствия. 

Возьмем, к примеру, норму сбережений Китая. Китай поддерживал исключительно высокую норму сбережений на протяжении десятилетий, и за последние 20 лет она составляла примерно 45–50 процентов ВВП. Это более чем в два раза превышает исторический средний показатель ОЭСР и примерно на 10–20 процентных пунктов выше сопоставимых восточноазиатских экономик. На Китай приходится 28 процентов от общего объема мировых сбережений, но только 18 процентов от мирового ВВП. Следствием высоких сбережений является низкий уровень потребления домохозяйств. Составляя менее 40 процентов ВВП, потребление Китая является низким по сравнению с другими странами с аналогичным уровнем дохода. 

Согласно учебнику экономики, эти сбережения должны быть куда-то направлены, что делает китайскую экономику зависимой от сочетания внутренних инвестиций и иностранного спроса для стимулирования роста. Сочетание этих двух факторов колебалось с течением времени. Двадцать лет назад Китай полагался на иностранный спрос и имел большой растущий профицит текущего счета. За последнее десятилетие китайские инвестиции в инфраструктуру и недвижимость поглотили большую часть сбережений. Но недавний спад в секторе недвижимости Китая и неудовлетворительные показатели его внутренней экономики поднимают вопросы о драйверах будущего роста — и, в частности, о вероятной зависимости Китая от иностранного спроса для поддержания своего роста в будущем. 

Когда Китай полагается на внешний спрос для роста, и особенно когда секторальные торговые излишки быстро растут, результирующая потеря рабочих мест и снижение заработной платы могут нанести длительный и значительный ущерб отдельным лицам и сообществам по всему миру, особенно тем, у кого низкие доходы. Мы все знакомы с так называемым «китайским шоком», который поразил рабочих и предприятия не только в Америке, но и по всему миру. Например, с 2008 по 2013 год толчок Китая в производстве солнечных панелей способствовал 80-процентному снижению мировых цен и привел к банкротствам и закрытию компаний в Соединенных Штатах и ​​Европе, в то время как производство солнечных батарей в Китае продолжало расти на фоне 18 миллиардов долларов в виде кредитов ниже рыночных. [1]  В сталелитейном секторе с 2000 по 2015 год Китай добавил более восьмисот миллионов тонн сталелитейных мощностей, а объем производства в Китае затмил общий объем производства в остальном мире. [2]  Когда потребление в Китае остановилось, а производство — нет, это привело к рекордно низкому падению цен, снижению коэффициентов использования иностранных производителей стали и привело к потере почти 100 000 рабочих мест только в США. [3] 

Теперь, размер экономики Китая усугубляет эту проблему. 3-процентный профицит текущего счета для Китая сегодня был бы почти такой же долей мирового ВВП, как 10-процентный профицит в 2007 году. Китай не может полагаться на глобальный рост так, как он делал это с 1990 по 2010 год; сегодня это просто слишком большая экономика. Доля Китая в мировом производстве уже составляет 30 процентов. Как видно на рисунке 1 , профицит Китая в торговле продукцией обрабатывающей промышленности как доля мирового ВВП велик и быстро вырос, почти на 2 процента. Это больше, чем совокупная доля профицита производства Японии и Германии на их пиках. 

Сегодня китайские политики явно отдают предпочтение еще большему развитию обрабатывающей промышленности как драйвера роста Китая, что означает взятие на себя все более значительной доли мирового производства, в то время как производственные секторы других стран вынуждены сокращаться, чтобы компенсировать это.

Размер Китая означает, что его дисбалансы представляют еще больший риск для мировой экономики. Небольшая экономика экспортирует по мировой цене, но крупная – особенно с доминирующим положением на рынке – может сместить мировые цены и оставить остальной мир разбираться с последствиями. Когда китайское производство растет быстрее, чем его собственный спрос или спрос мировой экономики, остальной мир не может поглотить рост производства Китая в обрабатывающей промышленности, не будучи вынужденным приспосабливаться. Эти условия не возникли бы в нормальной рыночной экономике. То, что мы видим, – это фундаментальное искажение, вызванное политикой правительства.

ДИСБАЛАНСЫ И ИЗБЫТОЧНЫЕ МОЩНОСТИ

Крупные дисбалансы Китая сами по себе имеют побочные эффекты, но нерыночная политика и практика Китая усиливают этот эффект, искажая рынки, подрывая честную конкуренцию и концентрируя побочные эффекты в определенных секторах. В частности, сочетание сохраняющихся макроэкономических дисбалансов Китая и крупномасштабной государственной поддержки определенных промышленных секторов приводит к избыточным промышленным мощностям. 

Масштабы этой поддержки поражают: промышленные субсидии Китая просто намного больше, чем в других странах. Центр стратегических и международных исследований приходит к выводу, что Китай тратит примерно 5 процентов ВВП на промышленные субсидии, в 10 раз больше, чем США, Бразилия, Германия и Япония. [4]   В таких секторах, как полупроводники, сталь и алюминий, на долю Китая приходится от 80 до 90 процентов мировых субсидий, предоставляемых этим отраслям. [5]    Субсидии Китая непрозрачны, но появляющиеся закономерности свидетельствуют о том, что размер субсидий в Китае только увеличивается, особенно на местном и провинциальном уровнях. Государственные инвестиции стремительно растут в стратегически важных отраслях и компаниях, и появляются новые инструменты для управления коммерческой деятельностью, включая использование инструментов структурной денежно-кредитной политики для продвижения целей промышленной политики. Центральное правительство, местные органы власти, государственные компании и частный сектор играют ключевую роль в продвижении повестки дня промышленной политики правительства.  

В частности, «правительственные фонды руководства» или «правительственные инвестиционные фонды» продолжают использовать государственные ресурсы для осуществления инвестиций в акционерный капитал в отраслях и видах деятельности, которые правительство считает важными, с очень ограниченной прозрачностью. Академические исследования оценивают, что эти фонды предоставили более 1 триллиона долларов капитала и гарантий более чем 28 000 в основном частным компаниям с 2000 по 2018 год. [6]   Один из этих правительственных фондов руководства — из которых более 2000 на национальном и субнациональном уровнях — специально нацелен на сектор полупроводников и больше, чем весь Закон о CHIPS & Science. Другие крупномасштабные инициативы, включая «Маленькие гиганты» и «Единый чемпион», демонстрируют, что частный сектор Китая действует не только посредством рыночных сил — но и скорее извлекает выгоду из сети правительственных фондов руководства, государственных банков и государственных предприятий, которые служат финансистами и клиентами частных фирм.

Эти практики направляют огромные сбережения Китая в определенные секторы, как предписано Пекином. Китайская программа «Сделано в Китае 2025» была запущена в 2015 году для продвижения определенных стратегических секторов. Как видно на рисунке 2 , Китай успешно продвигал экспорт и препятствовал импорту «стратегических секторов», как определено политикой 2015 года, с заметными результатами. Импорт снижается как доля экономики Китая, но еще больше в стратегических секторах. И, в то время как экспорт нестратегических секторов снизился как доля экономики Китая, экспорт в стратегических секторах вырос. 

Сегодня толчок Китая к производству для стимулирования роста трансформируется в очевидный всплеск кредитования промышленных секторов, отражая спад кредитования секторов недвижимости ( Рисунок 3 ). В то же время рост объемов экспорта Китая растет быстрее, чем общие экспортные значения (рассчитанные в долларах США), увеличившись на 11,5% против 1,5% соответственно в первом квартале 2024 года по сравнению с предыдущим годом. Рост объемов экспорта был особенно значительным для электромобилей (+20%), солнечных батарей (+30%) и полупроводников (+25%), в то время как общие экспортные цены значительно упали с начала 2023 года.  

В сегодняшней взаимосвязанной экономике такой избыток мощностей  может также привести к концентрации цепочек поставок способами, которые в конечном итоге снижают экономическую устойчивость. Как свидетельствуют сбои в цепочке поставок средств индивидуальной защиты (СИЗ) во время пандемии, значительная концентрация цепочек поставок в одной стране увеличивает риски сбоев. Мы видим, что такие секторы, как производство солнечных панелей, переработка критически важных минералов, постоянные магниты, в значительной степени сконцентрированы в Китае. Это проблема не только для Соединенных Штатов или других развитых экономик, развивающиеся рынки увидели, что их концентрация импорта из Китая увеличилась в последние годы. [7]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗБЫТОЧНЫХ МОЩНОСТЕЙ

Но что мы, как политики, имеем в виду, когда говорим о китайских избыточных мощностях? Если определить это проще всего, это производственные мощности, превышающие внутренний спрос и не привязанные к мировому спросу, и мы обеспокоены моделями избыточных инвестиций и государственной поддержки, которые их обуславливают. Хотя периодические излишки могут возникать в рамках естественных бизнес-циклов, нас беспокоит структурная избыточная мощность, которая возникает из-за устойчивых моделей избыточных инвестиций и поддерживается обширной государственной поддержкой.

Не существует единого теста или условия, указывающего на избыточные мощности. Мы не можем просто ввести несколько статистических данных о секторе и получить одобрение или опровержение относительно наличия избыточных мощностей. Вместо этого я обрисую три набора индикаторов или «предупреждающих знаков».  

Первый показатель — растет ли рост производственных мощностей быстрее, чем предполагают даже самые амбициозные прогнозы спроса.

Второй показатель — уровень убыточных и неэффективных фирм. Широкое распространение таких фирм отражает ограниченную или медленную адаптацию к меняющимся рыночным условиям и ухудшающуюся способность переводить инвестиции в доход. Рост производства и инвестиций наряду с этими показателями будет указывать на избыточные мощности. 

И третье, низкие или резко снижающиеся показатели использования мощностей. Устойчиво низкие показатели использования напрягают прибыльность фирм и подразумевают наличие избыточных мощностей. 

Ни одна из этих метрик не является окончательной или диспозитивной сама по себе, и избыточные мощности могут существовать без некоторых из этих показателей. Например, при достаточном количестве субсидий загрузка мощностей может быть довольно высокой, несмотря на избыточное производство. Но вместе они обеспечивают аналитическую основу для выявления избыточных мощностей. И по каждой метрике мы видим убедительные доказательства не только китайских избыточных мощностей, но и четкую связь с политикой, которая их обуславливает. 

В случае Китая отраслевые условия усугубляются нерыночной политикой и практикой, которые разрывают связь между поведением компании и рыночными силами и позволяют этим компаниям продавать товары за рубежом по ценам ниже тех, которые могут предложить их конкуренты, ориентированные на рынок. Это затем позволяет компании, которая выиграла от такой государственной поддержки, увеличить свою долю рынка, что потенциально приводит к чрезмерной концентрации на нескольких поставщиках. 

  1. Предложение растет быстрее, чем любой вероятный уровень мирового спроса

Во-первых, в некоторых секторах китайские мощности растут быстрее, чем любой вероятный уровень мирового спроса ( рисунок 4 ).  

Например, производственные мощности Китая по производству литий-ионных аккумуляторов и солнечных модулей должны превысить прогнозируемый мировой спрос в 2–3 раза в течение следующих нескольких лет по сравнению с тем, что необходимо для достижения пути к чистым нулевым выбросам к 2050 году. [8]  Аналогичным образом, запланированные производственные мощности Китая по производству электромобилей в 2030 году должны достичь более 70 миллионов автомобилей, в то время как мировые продажи электромобилей, по оценкам, достигнут только 44 миллионов в этом году. [9] Эти цифры в значительной степени зависят от прогнозов будущего спроса и предложения, которые могут измениться. Мы предполагаем, что спрос не будет расти быстрее, чем необходимо в сценариях чистых нулевых выбросов. Если мировые цены снизятся из-за падения китайских экспортных цен, спрос на китайские товары вырастет, но такие низкие цены, вероятно, приведут к прекращению производства за пределами Китая.

2. Больше убыточных и неэффективных фирм

Во-вторых, хотя наличие убыточных фирм и низкая доходность инвестиций могут быть естественными в новых или трансформирующихся отраслях, наличие убыточных фирм в Китае встречается даже среди зрелых отраслей. Фирмы, теряющие деньги, должны выходить из бизнеса, а не продолжать производство и увеличивать предложение. Но если субсидии или другая поддержка со стороны правительства (включая местные органы власти, которые ненавидят, когда отрасль покидает свои границы) поддерживают фирму, она может оставаться в бизнесе гораздо дольше.

Доля убыточных промышленных предприятий в Китае достигла самого высокого уровня за последние годы, а общее количество убыточных промышленных предприятий достигло самого высокого уровня с 1990-х годов, как показано на рисунке 5. [ 10]   Кроме того, показатели эффективности капитала снизились за последние десять лет во всех подсекторах, по которым имеются данные ( рисунок 6 ). 

Убыточность особенно выражена в автомобильной промышленности Китая. Доля публичных убыточных компаний в автомобильной промышленности составила 28 процентов, что превышает средний показатель по экономике в 20 процентов в 2022 году. В подгруппе китайских производителей электромобилей только несколько компаний в настоящее время являются прибыльными, и эти несколько компаний сейчас сталкиваются с сильным давлением на маржу. [11]

3. Низкая или снижающаяся загрузка мощностей

И третья метрика — низкие или снижающиеся показатели загрузки мощностей. Конечно, показатели загрузки мощностей могут колебаться в зависимости от делового цикла, но это не может полностью объяснить постоянно низкие показатели, наблюдаемые во многих китайских производственных секторах. Данные за первый квартал 2024 года показывают, что уровень загрузки производственных мощностей Китая упал до самого низкого уровня с 2016 года — 73,8% ( Рисунок 7 ), в то время как уровень загрузки мощностей стран ОЭСР обычно оставался около 80%. [12]  

Это снижение было особенно выражено в секторах, которые Пекин считает приоритетными, включая автомобилестроение, солнечные панели и полупроводники ( Рисунок 8 ). Коэффициент использования для производства готовых солнечных панелей упал до 23% в феврале 2024 года, по сравнению с более чем 60% годом ранее. [13] А МЭА оценивает, что в прошлом году выпуск аккумуляторов в Китае составил менее 50% от общей производственной мощности. [14]

Что касается автомобилей, то коэффициенты загрузки мощностей в Китае демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению с пикового значения 2017 года, составившего почти 85%, и упали до 65% в первом квартале 2024 года, даже несмотря на рост производства автомобилей. [15]   В то время как ведущие компании, такие как BYD, по сообщениям, работают на уровне выше 80%, отчеты аналитиков показали, что средний коэффициент загрузки мощностей для новых энергетических транспортных средств в 2023 году составил менее 50%. [16]

Действия Китая и контраргументы

Некоторые китайские чиновники публично утверждали, что в других экономиках производство превышает внутренний спрос, и это нормальная часть торговли. Как я уже говорил ранее, нас беспокоит не экспорт или даже сравнительное преимущество китайских фирм в некоторых областях. Дело в том, что широта поддержки правительства Китая означает, что производство не отвечает спросу мирового рынка. Соединенные Штаты и многие другие рыночные экономики имеют успешные экспортные секторы, но у наших фирм есть стимулы реагировать на сигналы рынка. Во время глобального спада корректировка в первую очередь ложится на рыночные экономики. 

Китайские фирмы, направляемые и поддерживаемые правительством, расширят производство, столкнутся с насыщением внутреннего рынка, а затем прибегнут к экспорту избыточной продукции по ценам ниже рыночных. Китайское производство также менее отзывчиво во время спада. Вместо того чтобы сокращать производство или проводить консолидацию отрасли, китайские отрасли часто могут поддерживать производство, выталкивая избыточное предложение за рубеж. В обоих случаях результаты схожи: избыточные мощности искажают мировые цены, угрожают долгосрочной жизнеспособности иностранных конкурентов и перекладывают корректировку на зарубежные страны, как развитые, так и развивающиеся экономики. Другим полезным показателем избыточных мощностей является то, как реагируют другие страны. Рост числа случаев антидемпинговых мер, применяемых против фирм из определенной страны, может указывать на то, что ее фирмы продают по ценам ниже себестоимости или в нормальных рыночных условиях. 

Поддержка китайского правительства исходит от широкого круга государственных органов. Мы снова и снова видим примеры того, как Пекин объявляет новый приоритет, а затем государственные субъекты по всей стране спешат поддержать его. Это будет означать поддержку на уровне центрального правительства, провинции или города, усиленную государственными банками, для конкретного чемпиона или чемпионов этого региона, что приведет к быстрому и широкомасштабному расширению производства в этом политически важном секторе.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА ПРОБЛЕМЫ ИЗБЫТОЧНЫХ МОЩНОСТЕЙ

Дисбалансы Китая и их побочные эффекты не остались незамеченными — госсекретарь Йеллен постоянно поднимала вопросы несправедливой экономической практики Китая и проблем избыточных мощностей со своими коллегами, начиная с ее первого визита в Пекин в прошлом году и до их недавних встреч в апреле. Администрация Байдена предприняла важные шаги для выравнивания игрового поля, используя ряд инструментов для защиты американских производителей, которые подвергаются несправедливой и сильно субсидируемой конкуренции. Это включает в себя постоянное дипломатическое взаимодействие с китайскими коллегами, в том числе через Экономическую рабочую группу; исторические инвестиции в соответствии с Законом о CHIPS, Законом о двухпартийной инфраструктуре и Законом о снижении инфляции; и торговое правоприменение, включая пересмотренные тарифы раздела 301 или действия, связанные с антидемпинговыми или компенсационными пошлинами.

Результаты обзора раздела 301 наметили стратегические и целевые шаги, необходимые для реагирования на конкретные давние необоснованные торговые практики, связанные с принудительной передачей технологий Китаем. При разработке тарифного режима для достижения этой цели президент Байден поручил USTR повысить тарифы на импорт на сумму 18 миллиардов долларов в секторах, где мы стремимся сохранить и повысить устойчивость цепочки поставок и защитить американских рабочих от несправедливого китайского производства. Вместе с нашими коллегами из межведомственных организаций мы продолжим отслеживать и реагировать на использование Китаем нерыночной политики и практики и использовать имеющиеся в нашем распоряжении инструменты для обеспечения честной конкуренции. 

Мы не одиноки в попытках устранить негативные побочные эффекты нерыночной практики Китая.   ЕС и Турция также недавно ввели пошлины на импорт китайских электромобилей; Мексика, Чили и Бразилия предприняли торговые действия в отношении китайской стали; а Индия использует пошлины и другие торговые инструменты для защиты своих производителей солнечных батарей от китайского демпинга. И хотя у каждой страны были свои собственные проблемы и потребности, основная причина неоспорима. Как заявили лидеры G7 и министры финансов, избыточные мощности Китая «подрывают наших рабочих, промышленность, экономическую устойчивость и безопасность». Соединенные Штаты будут действовать, и мы не будем одиноки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Позвольте мне завершить свое выступление более широкой перспективой. 

Во-первых, проблемы избыточных мощностей не новы, и Китай не закрывает на них глаза. В прошлом Китай признавал наличие избыточных мощностей в нескольких отраслях, включая сталелитейную, цементную и стекольную. А совсем недавно китайские чиновники публично признали избыточные мощности как риск для устойчивого экономического восстановления во время ежегодных заседаний своего Конгресса в марте и Центральной экономической рабочей конференции в декабре прошлого года. Продолжение производства сверх того, что может выдержать рынок, является неэффективной тратой ресурсов. Ограничение избыточных мощностей может быть полезным для Китая, повышая производительность и эффективность. Однако их усилия прошлых лет по решению проблемы избыточных мощностей в небольшом количестве секторов сводятся на нет, и избыточные мощности явно растут.

Во-вторых, это глобальная проблема. Соединенные Штаты, вместе с нашими союзниками и партнерами в развивающихся и развитых экономиках, разделяют общие цели по противодействию политике Китая, которая имеет негативные экономические последствия для наших фирм, работников и экономической устойчивости. 

В-третьих, решение этих проблем может потребовать от нас принятия оборонительных мер для защиты наших фирм и работников, а традиционный набор торговых мер может оказаться недостаточным. Для смягчения последствий избыточных мощностей Китая могут потребоваться более креативные подходы. Мы должны ясно понимать: защита от избыточных мощностей или демпинга не является протекционистской или антиторговой, это попытка защитить фирмы и работников от искажений в другой экономике.

Однако наилучшим результатом для Китая было бы признание растущей обеспокоенности среди его основных торговых партнеров и сотрудничество с нами для ее решения. Мы предпримем защитные действия, если это необходимо, но мы бы предпочли, чтобы Китай сам принял меры для решения макроэкономических и структурных сил, которые создают потенциал для второго «китайского шока» для его основных торговых партнеров. Китай мог бы повысить потребление, укрепив свою систему безопасности, увеличив доходы домохозяйств, реформировав свои внутренние миграционные правила. Он мог бы лучше поддерживать услуги, а не только производство. Он мог бы сократить вредные и расточительные субсидии. Все это было бы в интересах Китая и снизило бы напряженность.

Как я уже описывал ранее, Министерство финансов поделилось этими опасениями в ходе регулярных контактов с нашими китайскими коллегами.  Мы выступили за конкретные шаги, чтобы гарантировать справедливое отношение к американским работникам и фирмам, и мы продолжим работать на двусторонней основе в направлении здоровых экономических отношений, которые принесут пользу обеим странам.

Спасибо.

###


[1] Suntech, имеющая миллионы долгов, сталкивается с поглощением.  NYT, март 2013 г.

[2] Всемирная ассоциация производителей стали.

[3] Бюро статистики труда.

[4] Красные чернила: оценка расходов на промышленную политику Китая в сравнительной перспективе (csis.org) и  крупные транжиры - The Wire China

[5] Государственная поддержка в промышленных секторах: сводный отчет | en | OECD

[6] Правительство как инвестор в акционерный капитал: данные о венчурном капитале китайского правительства через циклы, автор: Цзиньлинь Ли :: SSRN

[7] Rhodium Group, Как избыточные мощности Китая сдерживает развивающиеся экономики

[8] BloombergNEF

[9] Избыточные мощности по производству электромобилей в Китае усиливают глобальные опасения дальнейшего снижения цен - Nikkei Asia

[10] Национальное бюро статистики труда.

[11] Прибыль Li Auto упала из-за роста операционных расходов.   WSJ, май 2024 г.

[12] Национальное бюро статистики Китая, Экономика торговли.

[13] Китайская солнечная энергетика переживает спад, но минимальные цены сохранятся | Reuters

[14] Глобальный прогноз развития электромобилей 2024 (iea.blob.core.windows.net) , стр.81. 

[15] CEIC через Хавера

[16] Недозагруженные китайские заводы усиливают опасения по поводу демпинга экспорта в США и Европе - Nikkei Asia .

Рисунок 1. 

Излишек промышленных товаров (% от мирового ВВП)

Фигура 2. 

Сделано в Китае 2024 Изменение импорта/экспорта Китая

Рисунок 3. 

Изменение валового кредитования по сравнению с прошлым годом (трлн юаней)

Рисунок 4. 

Глобальный спрос по сравнению с предложением в Китае

Рисунок 5 

Процент убыточных фирм: промышленные предприятия

Рисунок 6 

Изменение убыточности (ось Y) и оборачиваемости основных средств (ось X) с 2010 г.

Рисунок 7 

Изменение убыточности (ось Y) и оборачиваемости основных средств (ось X) с 2010 г.

Рисунок 8 

Изменение коэффициента использования производственных мощностей в Китае по сравнению с предыдущим годом (1 квартал 2023 г. по сравнению с 1 кварталом 2024 г., п. п.)

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

И почему многие говорят что в Китае капитализм?
Если главный светоч капитализма прям кричит о том что "Несправедливая нерыночная китайская экономика создаёт угрозу нашей демократии."

Комментарии

Аватар пользователя sherr_khann
sherr_khann(3 года 5 месяцев)

И почему многие говорят что в Китае капитализм?

"В Китае, мало того, что капитализм, так ещё и под руководством коммунистической партии." (c) Михаил Задорнов.

Сказал он это в начале 2000-х в шутку, а ведь это правда. 

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 8 месяцев)

А ведь верно сказано!

Многоукладная экономика, в том числе и с капиталистической составляющей, но при диктатуре пролетариата (народа) при идеологическом руководстве КПК

Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(6 лет 10 месяцев)

но при диктатуре пролетариата (народа) 

Вы вот когда такое пишете Вас вообще ничего не смущает? Вы можете дать определение "диктатуры пролетариата"?

А термин "народ" определить можете?

Аватар пользователя Николай Зубков

Всё это написано в красным по золотому в конституции Китая и в уставе КПК. ЧТо под этим понимают сами кЕтайцы? Спросите у них... Только вот, что точно знаю я:

- на частных предприятиях забастовки объявляются явочным порядком. Сразу прибывает полиция, которая защищает забастовщиков на рабочих местах от штрейкбрехеров, а владелец предприятия обязан платить  з/п забастовщикам smile6.gif (причем если ему нечем - он банкрот)

- владелец частного предприятия под угрозой уголовного преследования не имеет права интересоваться, ни письменно, ни устно, партийной принадлежностью (в КНР ЧЕТЫРЕ парламентские партии, если чо) работника.

- крупнейшие предприятия , как правило, фактически принадлежат...профсоюзам работников этих предприятий. Например, 98% акций Хуавэй - в распоряжении профсоюза работников Хуавэй... (т.н. "владельцу", точнее его семье, принадлежит формальный 1% , правда в уставе записанно, что все кадровые перестановки в верхнем эшелоне, только с согласия семьи основателя...)

Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(6 лет 10 месяцев)

То есть определение слова "народ" Вы тоже дать не можете? Понятно.

Крупнейшие предприятия , как правило, фактически принадлежат...профсоюзам работников этих предприятий. Например, 98% акций Хуавэй

Ну, а еще примеры, кроме компании созданной бывшим военным? smile3.gif Давайте начнем - Алибаба? FAW? Или это маленькие предприятия? 

Аватар пользователя Николай Зубков

Узнаем точно, когда американцы будут искать повод для наложение на них санкций. И думаю, что "много открытий чудных готовит" нам санкционная политика США ))))

Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(6 лет 10 месяцев)

Можете пояснить? Вы надееться узнать список акционеров Алибабы?

Аватар пользователя ПРОЛ
ПРОЛ(9 лет 3 недели)

Американцы избыточно много жрут. В широком смысле. Что нетрудно подтвердить цифрами. Но показывать пример самоотвержения не хотят совсем почему-то.

Аватар пользователя fivik
fivik(5 лет 9 месяцев)

Некогда, жрут-с!

Аватар пользователя ПРОЛ
ПРОЛ(9 лет 3 недели)

а, ну да)

Аватар пользователя Алекс_андр
Алекс_андр(7 лет 2 месяца)

США избыточно много печатает долларов. Это ведь ещё более нечестно.

А давайте на каждый доллар, который напечатали США (взяли в долгу у ФРС) ФРС на тех же условиях будет выдавать 4 доллара Китаю, под тот же процент? 4 доллара Индии, полдоллара России, и так далее.

И, кстати, ФРС давно пора поставить под международный контроль. Для удобства основных клиентов - переместить, например, в Монголию.

--------------------------

А в общем и целом: США только что расписались в том, что являются экономически неэффективной, устарелой и застойной экономикой. Они не выдержали честной конкуренции с Китаем (кто мешал США делать то же самое, что Китай, но только лучше?).

По правилам либерального капитализма, США должны обанкротиться и реструктизоваться - разделиться на отдельные экономически эффективные части-штаты, которые будут поглощены эффективными конкурентами.

Кстати, про СССР в своё время американские экономисты писали приблизительно то же самое. Типа, нечестно конкурирует. Фактически подписались под экономической неэффективностью капитализма и полном преимуществе социализма.

Аватар пользователя vvs1960
vvs1960(8 лет 10 месяцев)

наверное дело все в том, что:  "Китай начал позволять себе обуживать обшлага, а это мы не можем позволить".

собственно вот выжимка всей этой писанины.

Аватар пользователя Лаперуз
Лаперуз(3 года 3 месяца)

smile9.gif

Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(6 лет 10 месяцев)

Кстати, про СССР в своё время американские экономисты писали приблизительно то же самое. Типа, нечестно конкурирует. Фактически подписались под экономической неэффективностью капитализма и полном преимуществе социализма.

Пишут они всякое, но экономическое соревнование СССР проиграл и это, к сожалению, факт. Бездумное печатанье денег, по примеру США, дефицитные бюджеты, провалы в планировании, зависимость от цен на нефть - все это печальные факты.

Аватар пользователя Udushyev
Udushyev(6 лет 3 недели)

Это просто несвязанный набор фактов, порожденных тотальным стремлением к быстрому обогащению верхушки компартии СССР и круговой порукой "в верхах". Китай сделал правильные выводы - публичные казни в присутствии родственников + возврат с многоукладной экономической системе - как до Хрущевских реформ. 

Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(6 лет 10 месяцев)

Это просто несвязанный набор фактов,

C чем он не связан? С экономикой?

Китай сделал правильные выводы - публичные казни в присутствии родственников

Мне вот просто интересно, откуда появляются левачки? Ведь рождаются же нормальные дети? Что за паталогическая жажда крови и вера в убийства, как способ развития экономики и общества? Что у вас всех там с головой?

Китай в 70е просто публично лег под Запад, поссорившись с СССР, сдал своих людей и территорию Западу в рабство, из которого только теперь пытается выбраться. С социализмом их экономические успехи связаны примерно никак.

Аватар пользователя Roman.Arcturus
Roman.Arcturus(1 месяц 1 неделя)

Мало товар "перепроизвести", его ещё надо продать. Киты, торгуют с миром либо через London City, либо через Wall Street. И вот торговля через бритых - лишняя. Амерам самим не хватает. 

Так что жабогадюкинг можно только приветствовать!

Аватар пользователя Udushyev
Udushyev(6 лет 3 недели)

Главное - экономика, Вы правы. В середине 50-х мощным ударом были снесены "артели" - дававшие более 2% промпроизводства, особенно в высокотехнологичных отраслях (первые советские телевизоры производились частным предприятием!). И понятно, почему - народ мог работать и зарабатывать деньги, большие, чем раздавали партийным чиновникам в конвертах. А когда с 56-го партийное руководство стало неподсудным, то открылись широчайшие возможности почивания на лаврах и присвоения общенародной собственности (пока еще не приватизации). Начиная с 60-х, директивы давали одни (небожители) на основе директив съезда (?), а за результат отвечали другие, но надо было показывать "постоянный рост благосостояния" (анекдот тех лет - "Что растет вокруг нас, а мы не замечаем?" ). Инфляция, одновременно с курсом ограничения потребления (по молодости лет Вы не понимаете - стройматериалов не было в свободной продаже; причина -  зафиксировать имущественное расслоение)ю В итоге - и уровень жизни "номенклатуры" был относительно невысоким, но всех остальных - много хуже...И дело в персоналиях, которые ничего не умели и не хотели делать, поэтому укрепляли стенки кокона, в который попали. Следующее поколение "вождей" при таком подходе было неизменно хуже предыдущего

Аватар пользователя Алекс_андр
Алекс_андр(7 лет 2 месяца)

Существенно связаны. Китай не стал приватизировать инфраструктуру, и тяжелую промышленность.

Образование/здравоохранение тоже оставил себе.

Успех Китая обеспечивается сразу несколькими факторами:

1. Переход крестьян в города - в своё время СССР тоже поднялся на этом. Вчерашние крестьяне из низкотехнологического сельского хозяйства считают работу на конвейере отдыхом по сравнению с работой на рисовом поле.

2. Образование/здравоохранение/инфраструктура, обеспеченная государством.

3. Рынки сбыта и начальные инвестиции, предоставленные Западом.

Как показывает пример Индии, без пункта номер 2 получается слабовато.

Кстати, есть один забавный момент: если бы Запад не пошёл на перенос производства в Китай, глобальный кризис капитализма разразился бы лет так на 40 раньше. И скорее всего, СССР устоял бы.

Аватар пользователя вова-55
вова-55(4 года 4 месяца)

Многочисленные ошибки в экономике, политике и социальной сфере  привели к проигрышу СССР. 

Вместо научного подхода - всевластие чинуш из ЦК, подковерные игры, кумовство и неэффективность. 

Вспоминается древний анекдот, в котором Брежнев общается с клиентом психушки. Заканчивается анекдот так: "Брежнев мне отвечает, что мозгов не хавтает".

Аватар пользователя stoyoda
stoyoda(5 лет 6 месяцев)

Не было ошибок, были безошибочные действия по приведению экономики СССР к краху. Надо было показать народу, что социалистическая экономика неэффективна.

Это сегодня есть примеры Китая и Вьетнама.

Аватар пользователя вова-55
вова-55(4 года 4 месяца)

В СССР тоже была многоукладность, но ее свернули, а уже позже она не пооучила правильного развития. 

Как раз по причине ошибок, отсутствия здравомыслия и негативного отбора в номенклатуре. 

Китай и Вьетнам на сегодня это примеры правильного пути, по которому и мы могли бы развиваться без застоя в 70-х, разрушения основ ("перестройки") в 80-х и краха 90-х. 

"Мозгов не хватило" нашей номенклатуре для выбора путей эволюционного поступательного развития страны, разработки и реализации эффективных механизмов, умения анализировать и исправлять ошибки.

Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(6 лет 10 месяцев)

К сожалению, вместо научного подхода был марксизм, это и предопределило поражение.

Аватар пользователя xiaoxiong
xiaoxiong(9 лет 2 месяца)

Если бы СССР не кормил африку, китай, вьетнам, латиносов и прочую шушеру, а тоже грабил понемногу, то был бы совсем другой колленкор. Да и южные республики надо было дрессировать жестче, а то после войны реально расслабились, и решили, что мир во всем мире и браство вывезут.

Аватар пользователя кругосвет
кругосвет(1 месяц 1 неделя)

Вообще, исторически, европейцы называли Китай - "China" что в буквальном переводе означает фарфор. Однако, китайцы называют свою страну Цун Гуо (Zhong Guo), что означает Срединное Государство, или проще сказать - Центр Мира.

И еще до того, когда европейцы научились выращивать скот, делать оружие, и бороться с вирусами - Поднебесная была уже вполне себе развитой цивилизацией, контролировавшей пол-мира (если-бы они не сожгли свой флот, то и другую часть могли занять. Эту ошибку они в данный момент интенсивно исправляют).

Что происходит сейчас - ни мытьм так катаньем, КНР просто вернуло себе свои огромные промышленные возможности, основанные на промывании мозгов своим крестьянам и их жесткой, но "добровольной эксплуатацией", ну как того осла что бежит за подвязанной морковкой.

А с помощью американцев, которые хотели выстроить промышленного монстра на границах СССР, добились быстрого роста, но плата Америки была высока - те тоже загубили свой промышленный сектор.

И сейчас, Поднебесная смотрит и улыбается, наблюдая как другие державы грызутся между собой, подбирая за дешево отваливающиеся из драки куски мяса, и расширяет свою торговую экспансию.

Что дальше ? Учитывая что сейчас, в КНР существует еще 200 миллионов безработных, которых радостно возьмут на предприятия с учетом наличия зарубежных заказов, а при форме трудовой эксплуатации 996, те смогут заменить 1 млр иностранных рабочих, которые в свою очередь потеряют работу.

Что останется делать  правителям зарубежных стран, когда безработица в них достигнет критического уровня ? -Позволить произойти демократической революции ? -Конечно нет, излишки народа отправят на войну. Таким образом, предпосылки Третьей Мировой Войны только нарастают.

И все почему ? - Американские корпорации (и подконтрольное им ВТО) хотели нажиться на эксплуатации китайских условных рабов, и открыли ящик Пандоры...

PS: Сейчас, когда пришло прозрение, срочно накладываются антидемпинговые тарифы (как и было до 2000го года), но интересы корпораций по прежнему сильны и Илон Маск все еще хочет спасти свой свечной заводик в Китае, а немцы - Фольксваген, Сименз, Бош и Басф.... Естественно, их не интересуют интересы американцев и тех-же немцев ... ибо капитал непатриотичен по сути.

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор, дикие голословные обвинения) ***
Аватар пользователя alvl
alvl(5 лет 7 месяцев)

Гм, насчет скота и оружия вы прям промазали ) Коровы и овцы с козами были приручены на Ближнем Востоке сильно раньше, чем будущие китайцы посадили первого кабанчика за забор, а уж оружие было изобретено до появления человека африканскими австралопитеками.

Аватар пользователя кругосвет
кругосвет(1 месяц 1 неделя)

Ну можно еще вспомнить про племена Майя, однако и они не сыграли той роли в развитии цивилизации которую мы видим сейчас.

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор, дикие голословные обвинения) ***
Аватар пользователя alvl
alvl(5 лет 7 месяцев)

Роль мезоамериканцев в мировой истории неоценима - без них не существовал бы попкорн

Аватар пользователя кругосвет
кругосвет(1 месяц 1 неделя)

))) Ну Майя таки были предками индейцев, а создатели попкорна, американцы - это перебродивший сок  континента Евразия, сосланный за преступления, в конце концов перестрелявшие первых и вторых.

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор, дикие голословные обвинения) ***
Аватар пользователя alvl
alvl(5 лет 7 месяцев)

Попкорн не сделать без кукурузы. Кукуруза - это Мезоамерика.

Аватар пользователя xiaoxiong
xiaoxiong(9 лет 2 месяца)

Какое еще нафиг Цун Гуо

Аватар пользователя BQQ
BQQ(11 лет 4 месяца)

Американцы, разумеется, лукавят.

Но это не отменяет того, что "решением партии и правительства" избыточные мощности могут быть созданы - просто по инерции развития стимулируемого сектора. Проблема объективно существует - проблема последствий неправильных решений в плановой экономике.

Потому что "три пиджака не наденешь, и десять бифштексов не съешь". Китай уже хлебнул последствий безудержного строительства в виде "городов-призраков". Но это хлебнул Китай. А если Китай наделает электромобилей больше, чем нужно всему миру (например, не хватит на все электромобили электричества), то последствия хлебнет человечество в целом - ресурсы потрачены впустую.

Аватар пользователя Key Z
Key Z(7 лет 6 месяцев)

Из-за китайцев не только весь мир будет ездить на дешевых электромобилях, но и кончится электричество! Как это отвратительно!

Аватар пользователя КаЮК
КаЮК(6 лет 1 месяц)

После 45-го экономика США была ещё более подавляющей, чем Китай сейчас. До 45% мировой. Но мало кто пищал об этом, придавленный военно-политической мощью США и его сателлитов. (кроме СССР) Вся проблема Китая в том, что экономическая мощь не подкреплена такой же военно-политической. Богатство надо защищать! Это флот, базы по всему миру, купленные и контролируемые союзники... Военная и политическая подпорка позволила бы и ЮАНЬ сделать мировой торговой валютой. Тогда гегемон встал бы в полный рост.. Сейчас переходное время (как всегда при империализме, закон неравномерного развития от Ленина). Как перед ПМВ и ВМВ-новые хищники растут и требуют своей доли мяса, старые, как Британия и Франция перед ПМВ-хотят сохранить гегемонию. Но двух- то "новеньких" придавили! Германию и Японию. Наступила очередь РФ и США (или Китая?). Не зря основной Think -tank США RAND предложил основное решение для РФ -роль нынешней Франции в мире -без мировой имперской роли, но с общепризнанным весом.  в Европе...Эта роль фактически предложена РФ в новой игре, когда новенького (Китай) давят всем миром. Они считают, что сил у мира от G7 на это хватит, особенно если Вьетнам и РФ сыграют свою подлую роль за будущее счастье (локальную гегемонию в Европе и ЮВА соответственно). Ничего нового-разделяй и властвуй. Потом обманут... Но, наша элита на это может клюнуть, уж больно слаба РФ против всех.. Никто, ни Китай, ни Индия нам не помогут и не помогают по серьёзному. РФ -не СССР (Украина -не Россия) -нет объединяющей идеи Равенства и Братства всех народов. У национальной идеи (фашистов) могут быть только ситуативные союзники, а стран с другой идеологией - уже практически нет. Кроме одного исключения, но очень важного -миллиардного Мусульманского Мира Уммы. Возможно-за ними будущее. Все передеруться под знаменем Дойчланд Uber Alles, Украина по над усё и прочие Greit Again и подохнут... Останутся только черные (Владение Фарнхема, Хайнлайн) и арабы со своим джихадом...

Аватар пользователя Key Z
Key Z(7 лет 6 месяцев)

Greit Again

Great вапщета. Но навело на мысль: Greed Again. And forever.

Аватар пользователя Pepenez
Pepenez(8 лет 10 месяцев)

Аватар пользователя stoyoda
stoyoda(5 лет 6 месяцев)

 особенно если Вьетнам и РФ сыграют свою подлую роль за будущее счастье

Не Китаю разговаривать про подлость, это раз, и подлость в международных отношениях называется международной политикой, это два. Все страны действуют исходя из своих интересов, и никакой подлости в этом нет. Поставки Китая оружия афганским душманам - подлость?

Обстановка такова, что Китай должен быть разрушен, с Россией или без. Такова установка оси лжи.  Китай не обладает достаточным боевым опытом и не одерживал убедительных побед в обозримом прошлом. Не тысячи лет назад - относительно недавно. Их победа в Корейской войне не является победой в полном смысле - конфликт заморожен и воевал там Китай не в одиночку. Если бы СССР не вышел из конфликта, победа была бы возможна, но СССР возглавили предатели.

Другой вопрос, что война есть соревнование экономик, а боевой опыт -дело наживное. А экономика Китая такова, что никакие США с Европой с ней не справятся, можно даже не пробовать - кишка тонка.

Поэтому надо подключить Индию (она с радостью) Россию и Вьетнам.

Но у России, слава богу, нет резонов туда лезть. Наш резон -  ждать, кто кого отмудохает. Ну и замудохать победителя. Вот это самая выигрышная, честная и суперсправедливая стратегия - ни Китай ни США нам ни разу не друзья, а вот враждебные действия вели.

Аватар пользователя Egao
Egao(9 лет 6 месяцев)

Если есть бедные и бездомные, то ни о каких избыточных мощностях говорить не приходится. В Китае есть еще куда развиваться. А потом можно, например, Африку развивать. 

Аватар пользователя greench_unblocked
greench_unblocked(8 лет 6 месяцев)

За словами об "избыточных мощностях" кроется подтекст о недостатке ресурсов. Китай перерабатывает дефицитные ресурсы в машины для негров, и этих ресурсов таким образом не хватит завтра белой мбване.

Аватар пользователя Egao
Egao(9 лет 6 месяцев)

Не, это ж капиталисты, они избыточными мощностями называют, то что нельзя с прибылью использовать. Для них самих. Они на этом основании и пошлины на китайские электромобили вводят и тд. 

Ну и ресурсов им жалко, особенно им жалко, что они эти ресурсы не могут эксплуатировать. Это да.

Аватар пользователя Уголки
Уголки(11 месяцев 1 неделя)

Никому ресурсов не хватит. На китайских свалках будут добывать.

Аватар пользователя greench_unblocked
greench_unblocked(8 лет 6 месяцев)

Да, следуюшая цивилизация будет перерабатывать мусор, оставшийся после крушения этой.

Аватар пользователя AlekZ
AlekZ(5 лет 6 дней)

Вот что я не понимаю, это почему эти примитивные животные и враги человечества (а американцы по их "культуре" - принципиально примитивные животные и враги, заботящиеся только о том, чтобы прорваться на вершину pecking order в видимом им радиусе), почему они обладают такой детальной информацией о промышленном производстве Китая?

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя user3120
user3120(8 лет 10 месяцев)

(в статье пропущен важный нюанс) Новые элементы информационной войны.

Представитель Минфина Эстонии США заместитель министра финансов США по международным делам Джей Шомбо

и далее по тексту, заткнул бы свой поганый рот.

Сразу разделение труда вводили, сверхприбыли получали, теперь вдруг лавочку закрывают. ["Если джентльмены проигрывают, они меняют правила игры"]

Что за дебилы и моральные уроды.

Переводя на русский. Каждый мухосранск должен самостоятельно с нуля выпускать свой боинг (целых три штуки) и тогда все запануют.

Этот альтернативно одаренный должен вспомнить что запад имеет монополию на железо для ИИ. Когда уже собирается раздать патенты по производству чипов и комплектующих (ЗИПов) для таких производств, каждому желающему. Чтоб их можно было производить в любом мухостранске.

(Д. Шомбо) Если гонишь чушь и полную туфту - будь последовательным раздай технологии производства чипов и заодно технологию многоразовых ракетоносителей(хотя это и чуть менее критично).

Аватар пользователя rostislav1
rostislav1(3 года 3 месяца)

 Спасибо ,интересный материал . 

  Формулировка - просто шедевр :

* Мы должны ясно понимать: защита от избыточных мощностей или демпинга не является протекционистской или антиторговой, это попытка защитить фирмы и работников от искажений в другой экономике.* 

 Мастер класс по лицемерию и двойным стандартам.  Вот умеют смысл переворачивать , как *неспровоцированная агрессия России * 

 В целом от материла ощущение * проигравшие пытаются как то выкрутиться *  

 

Аватар пользователя Wolfi7
Wolfi7(4 года 1 месяц)

>со­зда­ёт угро­зу нашей де­мо­кра­тии

Ну что же вы, ребята, такую хрупкую димакратию сляпали, что она всего боится?

Аватар пользователя выхухоль
выхухоль(9 лет 5 месяцев)

Академик двуличия и лжи. Сами использовали ситуацию, когда Европа и Азия лежали в руинах и надували свои производственные мощности, захватывая огромную часть мирового производства. С тех пор остались излишние производственные мощности ВПК, которые субсидируются 100% государством. Президенты - комивояжеры, до сих пор ездят по всему миру и выкручивая руки клиентам,впаривают устаревшее брахло подчинённым странам, применяя "рыночные" санкции, пошлины и угрозы

Аватар пользователя Sibirsky Partizan
Sibirsky Partizan(10 лет 4 месяца)

Ну все тут критикуют, так как амеры изрядно нам под дверь нагадили, но справедливости ради в чем-то амер прав: 

- китайцы выросли на открытом доступе к американскому рынку и технологиям, получили нехилый гешефт от особых отношений

- а теперь говорят амерам «мы вас не знаем, никаких особых отношений не было…и вообще вы капиталистические империалисты, идите лесом»

- амеры говорят «эй друзья, теперь нам нужна вообще-то помощь, тут трещит все от вашей лихости….! Вы че? Давайте какие-то рамки поставим, чтобы нашей промышленности хоть дышать можно было!»

- «идите нафиг, грязные капиталисты»

Ну честно говоря, на месте амеров мне бы очень захотелось бы дать в наглую рыжую, ой сорри узкоглазую, морду

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 3 месяца)

Пущай дадут, в чем проблемы-то? Когда технологии давали да на рынки пускали (России и то и другое - ни-ни!) - кто же наперед из этих пиндосских либерастов думал-то?

Страницы