Путин - песчаный генерал

Аватар пользователя nkgb

Все согласны с тем, что наш народ переживает большую Смуту. Уже 15 лет, как у нас "разруха в умах" [статья датирована 1 декабря 2004 года -- nkgb]– духовная болезнь в открытой форме. Результатом ее стал распад страны, глубокий кризис и вымирание населения. А поскольку причин болезни мы никак не выявим, то и лечить ее не можем – мы таем на глазах, несмотря на временные улучшения.

Чтобы успеть найти лекарство, мы обязаны честно описать симптомы болезни на ее ранних стадиях, найти промежуточные причины, а от них идти к коренным. Все это мы должны делать сами, доброго врача нам мировая закулиса не пошлет, она уже потирает руки.

Нет сомнений, что одной из причин болезни стал странный сдвиг в сознании, который произошел в 60-е годы в среде горожан. Люди перестали ценить и даже замечать те самые главные жизненные блага, которые им предоставлял советский строй и даже шире – русская культура и русский образ жизни. В целом, тот образ жизни, который в главных своих чертах сложился задолго до 1917 г. Вспомните – тогда считалось хорошим тоном позавидовать американским безработным, которые якобы приезжали получать пособие по безработице на собственном автомобиле. Эта зависть сегодня, когда у себя в стране мы наконец имеем массовую безработицу, выглядит анекдотичной, и мы стараемся о ней не вспоминать. А ведь надо задуматься, надо искать надежные свидетельства того, как зрела эта аномалия.

Таким ценным историческим документом, на мой взгляд, служит книга О.Блоцкого "Владимир Путин" (М., 2003, тир. 200 000 экз.). Книга эта издана со странным грифом -"Продаже не подлежит". Что это такое? Как это вяжется с рыночной экономикой? Кто оплатил такой подарок дорогим россиянам?

Как сказано в аннотации, книга "воссоздает жизнь и атмосферу, в которых воспитывался В.В.Путин, формировался его характер и мировоззрение". Иными словами, эта книга претендует на то, чтобы через личную историю В.В.Путина воссоздать "жизнь и атмосферу" 60-70-х годов в их мировоззренческом срезе.

Почему эта книга ценна как документ? Во-первых, потому, что характер и мировоззрение В.В.Путина формировались в типичной среде большого города, а не в каком-то тонком привилегированном или маргинальном слое. Следовательно, можно предположить, что по крайней мере окружающая среда не оказала на ребенка и подростка какого-то необычного воздействия, которым можно было бы объяснить особенности его мировоззрения.

Во-вторых, его характер и мировоззрение созвучны большой части населения РФ, В.В.Путин – свой для этой части народа. Это показали выборы. Значит, когда он говорит о своем восприятии жизни в бытность его подростком, он вспоминает нечто типичное, а не присущее каким-то необычным меньшинствам типа "стиляг" – золотой молодежи 50-х годов. Конечно, каждая личность уникальна, но вряд ли в книге о юности действующего президента он сам и автор стали делать акцент на том, что его сильно отделяло от сверстников. Можно предположить, что эпизоды и комментарии подобраны так, чтобы образ президента был понятен и близок людям его поколения.

Можно уверенно полагать, что и сам В.В.Путин, и О.Блоцкий, и редакторы книги ответственно подошли к каждому утверждению в тексте, которое несет философский и идеологический заряд. Каждая строка в таких книгах содержит в себе определенную установку, является именно мировоззренческой декларацией.

Надо только учитывать, что в таких воспоминаниях всегда есть два плана. Первый план - как видел мир подросток Володя Путин в 60-е годы (точнее, как он сам и свидетели его взросления вспоминают его восприятие, причем само это воспоминание подвержено давлению нынешних стереотипов). Второй план - как оценивает это свое тогдашнее видение В.В.Путин сегодня, будучи президентом в момент большой Смуты.

Составляя "воспоминания" людей такого ранга, изданные в момент пребывания их у власти, создатели книги, конечно, по необходимости отбирают из уникального потока событий личной жизни героя те моменты и впечатления, которые делают его близким, "своим" для социально и политически активного поколения, определяющего в данный момент жизнь страны. Это и делает подобные книги социологически важным документом – в них неявно записан диагноз поколения, его "история болезни" с ранних лет до настоящего момента, а также предписано "правильное" отношение к явлениям того времени.

И приверженцев, и противников В.В.Путина хочу сразу предупредить, что никакого политического интереса последующие рассуждения не преследуют. Думаю, политически заостренный читатель вряд ли и заметил бы ту ноту в воспоминаниях В.В.Путина, на которую я хочу обратить внимание. Книга дает много других случаев, чтобы бросить тень на личные качества президента. Иной раз даже кажется, что издание этой книги финансировал его злопыхатель Б.А.Березовский. Но, скорее всего, эти пятнышки поставлены, чтобы придать образу президента больше реалистичности и человечности (по формуле "все мы люди, все мы человеки; я весь перед вами, любите меня таким, каков я есть").

Лично меня потрясло одно место в самом начале книги, и потрясло в обоих указанных планах – как в изложении впечатлений подростка 60-х годов, так и в трактовке этих впечатлений сегодня. Я увидел, какая мировоззренческая пропасть отделяет мое поколение (я родился в 1939 г.) от поколения В.В.Путина. Она и раньше чувствовалась, эта пропасть – а в книге она документально подтверждена.

Вот некоторые объективные факты из биографии В.В.Путина, восприятие этих фактов подростком Володей и их оценка, сделанная из 2002 года, уже взрослым человеком и президентом.

Итак, В.В.Путин родился в октябре 1952 г. Его отец, фронтовик и инвалид Отечественной войны, работал на заводе, был стахановцем и секретарем парторганизации цеха. Жили они в Ленинграде в коммунальной квартире, в ней было еще две семьи, потом одну отселили. Школьный приятель Володи вспоминает: "Помню, у них в комнате на столе стоял массивный черный телефон. По тем временам это была большая редкость". Отдельную квартиру получили в 1977 г. Была у них дача недалеко от Ленинграда – ее родители купили, когда Володя пошел в школу. Сам В.В.Путин пишет: "Чувства какой-то обойденности или бедности у меня никогда не возникало, потому что вокруг все были такие же, как я".

Да, почти все мы тогда жили примерно так же. Хотя, судя по целому ряду приведенных в книге деталей, материальное благосостояние поколения В.В.Путина значительно улучшилось по сравнению с моим поколением. Большинство ребят моего поколения (рождения 1939 г.) были сиротами, да и в целом страна за 13 лет сделала большой рывок. В моем классе, по-моему, ни у кого не было дачи и никому в первом классе родители не покупали, как Володе, дорогих хороших часов (точнее, не покупали никаких часов, это было бы нечто из ряда вон).

В чем же разница мировоззренческая, что меня поразило? То, как В.В.Путин оценивает жизнь подростка, которая, судя по объективным признакам, в главных срезах жизнеустройства еще почти не изменилась по сравнению с жизнью подростка моего поколения.

Он пишет: "Жить во дворе и в нем воспитываться – это все равно что жить в джунглях. Очень похоже. Очень!.. Уличная жизнь сама по себе очень вольная. Совсем как в фильме "Генералы песчаных карьеров". У нас было то же самое. Разница была, наверное, только в погодных условиях. В "Генералах" было теплее, и там ребята собирались на пляже. Но в остальном, что у них, что у нас – абсолютно одинаково" (с. 27).

Вчитайтесь в этот текст. Он содержит целую концепцию. Главный, обобщающий тезис состоит в том, что жизнь подростков в типичном советском городском дворе в 60-е годы протекала по закону джунглей. Вторая часть рассуждения является подкреплением этого тезиса с использованием содержательной аналогии. Утверждается, что это была жизнь, структурно одинаковая с той, что изображена в известном бразильском фильме "Генералы песчаных карьеров".

Если бы не было первой, обобщающей части (о "джунглях"), отсылку к фильму можно было бы как-то списать на эмоциональное, романтическое восприятие этого фильма подростком, который не заметил за динамичными картинами вольной жизни в "песчаных карьерах" социальной трагедии. Но в таком случае взрослый человек сегодня не стал бы подтверждать ту романтическую оценку подростка и привлекать фильм как серьезную аналогию. Нет, В.В.Путин и сегодня, после явного краха всей нашей жизни, не делает поправок и оговорок к своему детскому впечатлению, он его подтверждает и даже усиливает!

В тексте настойчиво подчеркивается абсолютное сходство жизни советских подростков 60-х годов и жизни бразильских подростков, героев фильма. Разница только в погодных условиях! В этом подчеркивании и применяемой терминологии есть очевидный перебор, который и указывает на декларативный характер всего этого тезиса – на него специально обращается внимание читателя.

Является ли такое восприятие жизни чем-то естественным, обычным, вытекающим из реальности? Нет, ни в коем случае. Я тоже "жил во дворе". Более того, рос без отца, а мать уходила на работу в 7 часов утра и приходила с работы поздно вечером. Почти все время после школы я проводил во дворе. Каков же был двор, реальность его быта? В конце 40-х и начале 50-х годов наши дворы были намного беднее, чем в 60-е годы. За узкой линией домов, выходящих на большую улицу, начинался массив бараков и деревянных домов с деревянными уборными. Хулиганство во дворах и подворотнях было намного более жестким, чем в 60-е годы, воровство и поножовщина были перед глазами. Дети гибли и калечились по неосторожности – падали с лесов на стройке, устраивали неудачные взрывы, выскакивали сломя голову под машины. Но никому тогда и в голову не могло прийти, что это было "все равно что жить в джунглях". Мы жили трудно, но мы жили в нашем родном обществе и родном государстве. И мы это состояние родного ощущали как счастье. Мы о нем не думали, но мы его ощущали.

В.В.Путин вспоминает о себе и своих сверстниках: "Мы не были хулиганами… Конечно же, на "задворках" кто-то из них, криминальных, болтался. Но к нам они никакого отношения не имели. Как и мы к ним" (с. 29).

Я жил подростком в 50-е годы в большом московском дворе. Мы тоже не были хулиганами, но мы не были изолированы от хулиганов и воров. Мы их знали и с ними общались, этого просто невозможно было избежать. Мы видели, как их после какой-то драки с убийством "брала" милиция. Мы встречались с родителями тех, кто попал в тюрьму, видели их слезы. Сейчас я пишу это и вспоминаю лица и некоторые имена этих "криминальных" из нашего и близких дворов. Это не были обитатели "джунглей"! Это были молодые люди нашего народа и нашей культуры – русские, татары, евреи. Они были искалечены – сиротством, пьянством или тюрьмой родителей, личной судьбой, темными связями. Это была больная, опасная, страдающая часть нашего народа, но именно нашего, так мы их воспринимали. Даже их, а что уж говорить о большинстве, о тех, кто не принадлежал к шайкам.

Надо зафиксировать этот факт – что-то сломалось в мироощущении детей и подростков именно за эти 13 лет! Ведь это сдвиг фундаментальный. Увидеть в отношениях дворовых сверстников "жизнь джунглей" – значит перейти к совершенно иному представлению о человеке, иной "антропологической модели" по сравнению с той, что была принята в моем поколении.

Пожалуй, многие скажут: ну подумаешь, назвал человек двор джунглями – ведь это всего-навсего метафора! Да, метафора, слово – но ведь "мы рабы слов"! Метафоры – главный продукт идеологии, это очки, через которые мы смотрим на мир и воспринимаем его.

Сама метафора "джунгли" в приложении к человеку вовсе не возникла из нашего обыденного языка. В обиход она вошла у нас из обличительной литературы о Западе, для противопоставления Западу нашей жизни – у них, мол, господствует "закон джунглей". Но дело в том, что на самом Западе эта метафора была не обличительной, а утвердительной! Да, человек живет в обществе конкуренции, а это "джунгли", цивилизованные законом. В Древнем Риме говорили "человек человеку волк", а во времена Киплинга "закон джунглей".

Представление человеческого общества как дикой, враждебной каждому природы, возникло при становлении буржуазного строя и несло в себе сильнейший идеологический заряд. Да и до сих пор в культуре современного Запада силен социал-дарвинизм, представление общества как арены борьбы за существование. В основании этого представления лежит идеологический миф о "естественном человеке" как индивидууме-собственнике, хищном и эгоистическом существе, ведущим "войну всех против всех" и следующем лишь "закону джунглей". Этот одинокий человек зависит только от себя самого, от силы и ловкости своих ног и кулаков, он находится во вpаждебном окpужении, где его пpизнание дpугими измеряется лишь властью над этими дpугими.

Миф о "человеке в джунглях", "онаученный" в ХVII веке Томасом Гоббсом, был кардинально антихристианским. В хpистианстве все люди созданы по образу и подобию Божию все они – его дети и братья между собой, и в этом смысле они равны. По Гоббсу же "равными являются те, кто в состоянии нанести дpуг дpугу одинаковый ущеpб во взаимной боpьбе". Он пишет: "Хотя блага этой жизни могут быть увеличены благодаpя взаимной помощи, они достигаются гоpаздо успешнее подавляя дpугих, чем объединяясь с ними".

Это представление о человеке вошло в культуру Запада во время становления "дикого капитализма" как оправдание жестокости колониальных захватов и первоначального накопления. В фундаментальном труде "Протестантская этика и дух капитализма" М.Вебер пишет о том, как в ходе Реформации было изменено христианское представление о человеке: видный протестантский философ Бейли "советует каждое утро, выходя из дому, представлять себе, что тебя ждет дикая чаща, полная опасностей". А другой философ настойчиво напоминает о словах пророка Иеремии: "Проклят человек, который надеется на человека".

Как известно, внедренные в сознание метафоры и теории начинают формировать мировоззрение, а значит и поведение людей. Виднейший американский антрополог М.Салинс говоpит об этом, с некоторой горечью: "Гоббсово видение человека в естественном состоянии является исходным мифом западного капитализма. Однако очевидно, что в этом сpавнении и, на деле, в сpавнении с исходными мифами всех иных обществ миф Гоббса обладает совеpшенно необычной стpуктуpой, котоpая воздействует на наше пpедставление о нас самих. Насколько я знаю, мы - единственное общество на Земле, котоpое считает, что возникло из дикости, ассоцииpующейся с безжалостной пpиpодой. Все остальные общества веpят, что пpоизошли от богов... Судя по социальной пpактике, это вполне может pассматpиваться как непpедвзятое пpизнание pазличий, котоpые существуют между нами и остальным человечеством".

В русской культуре и антропологическая модель Гоббса, и социал-дарвинизм были категорически отвергнуты и православными философами, и наукой, и идеологией большевизма, и обыденным сознанием русских и советских людей. В основе господствующей в России и СССР антропологической модели лежало представление о соборной личности, с тем или иным легким идеологическим прикрытием. Даже злодеи, окаянные грешники не несли в себе "закона джунглей" как матрицы, на которой могли бы строиться отношения, например, подростков в городском дворе. Любовь и сострадание вылечивали душу даже разбойника Кудеяра и убийцу Родиона Раскольникова. Насколько я помню себя подростком, мы жили в Святой Руси. Мы никогда об этом не говорили и не думали, но мы это чувствовали, хотя такими словами и не изъяснялись.

И вот, похоже, в 60-е годы произошел срыв – метафора "джунглей" и стоящая за ней антропологическая модель были восприняты, сначала неосознанно, существенной частью подростков, а в более позднем возрасте укоренились в их сознании и сейчас повторяется как нечто обыденное. Наш дом "разделился внутри себя" и, как говорится, такой дом устоять не может. Он и не устоял.

Этот срыв означал сильнейший удар по легитимности советского строя (и, шире, по легитимности всего цивилизационного пути России). Для подростка двор – модель всего жизнеустройства, "клеточка" общественного организма. Если молодой человек принимает метафору "джунглей" для жизни двора, в котором он вырос, он принимает эту метафору и для всей общественной жизни в целом. Семья для него становится не "ячейкой общества", а наоборот – убежищем от общества, где можно отдохнуть, не опасаясь удара в спину. Детская драка, а потом и занятие дзюдо становятся не проявлением избытка сил и энергии, а инструментом борьбы за существование.

В.В.Путин пишет, что из первой детской драки он вывел три принципа, третий из которых гласил: "В любом случае – прав я или нет – надо быть сильным, чтобы иметь возможность ответить". Но это и есть одна из статей "закона джунглей" – сила важнее, чем правда.

О своем решении заняться спортом, он рассказывает: "Для того, чтобы сохранить тот уровень лидерства, который существовал, требовались реальная физическая сила и навыки. Стремление поддерживать уровень лидерства было. Именно им я и руководствовался, когда начал заниматься сначала боксом, а потом самбо… Во "внешней" не спортивной жизни следовало закрепить свое положение и быть успешным. Тогда у меня соперников не было. Ноя заранее знал, что если сейчас не начну заниматься спортом, то завтра здесь, во дворе и школе, уже не буду иметь то положение, которое было".

Когда видишь окружающий мир как "джунгли", то общественные институты, устроенные исходя из совсем иных мировоззренческих принципов, воспринимаются как двумысленные и злонамеренные, к их укладу относишься с подозрением. В.В.Путин так и пишет, например, о школе: "Когда человек воспитывается в джунглях, то, попав в другую среду, все равно продолжает жить по этим законам. А в школе его в какое-то стойло ставят. В стойле неудобно, и человек начинает "раздвигать" окружающие его "стены" (с. 27).

Когда я и мои сверстники учились в школе, в первой половине 50-х годов, даже самые мятежные из нас не трактовали школу в этих понятиях. Мы не ощущали себя животными, которых школа загоняет в стойло. Нам учителя объяснили просто и понятно: вы все товарищи, школьная семья ("школа – второй дом"). В классе 44 мальчика, кто-то быстро соображает, кто-то медленнее. А учитель один. Если будете шуметь и прыгать – кто-то из ваших товарищей не усвоит урок, отстанет. Не мешайте друг другу, а помогайте, ведь человек человеку брат!

Понятно, что, осознав жизнеустройство своей страны как "джунгли", молодой человек утрачивает ту мировоззренческую платформу, на которую он до этого опирался в "холодной войне", ведущейся против Советского Союза. Ведь до этого мы понимали дело так: там, на Западе, "джунгли", а у нас "общество-семья", братство людей и народов. За это стоит бороться и терпеть бытовые неурядицы. Но если "там джунгли – и здесь джунгли", то неизбежно начинаешь сравнивать, какие джунгли сытнее. Главная наша цивилизационная ценность, которая и давала нам силу и радость, при этом исчезает.

Позже, в университете, "старшие товарищи" и дружественные радиоголоса помогут сделать следующий шаг: дело не в том, что "их" джунгли сытнее. У "них" вообще не джунгли! Сказки про "каменные джунгли" и "город желтого дьявола" были всего лишь пропагандой, а мы же интеллигентные люди. На самом деле у "них" – либеральные ценности, свобода личности, правовое государство. Джунгли именно у нас, и с этим надо что-то делать, "так жить нельзя". Конечно, этот процесс подтачивает мировоззрение юноши постепенно, у одних быстрее, у других медленнее, но в этом процессе перескок от идеи соборной личности к "антропологии джунглей" – пороговый момент.

Ускорению этого процесса способствовал другой мировоззренческий срыв – утрата ощущения связности жизни, соединения всех людей и явлений множеством невидимых "струн". Это был следующий шаг - от социал-дарвинизма к механицизму, изначально присущему либеральному сознанию. Это был шаг к утрате космического чувства, на котором стояла русская культура.

Такая утрата ощущения связности жизни красноречиво выразилась в детских воспоминаниях В.В.Путина, особенно в трактовке О.Блоцкого. В этих воспоминаниях встают светлые образы родных и близких, школьных товарищей и учителей, заботливых тренеров в спортивной школе. Как же можно объяснить, что дети и подростки, воспитанные во всех этих общественных институтах, выйдя во двор, почему-то образуют "джунгли"? Объяснить это нельзя, речь идет именно о мировоззренческом срыве, о расщеплении сознания. Жизнеустройство как целостная система при таком сознании рассыпается на ряд несвязанных между собой сущностей. Семья, школа и двор не связаны между собой, человек – механический атом, который ведет себя в каждой обстановке по-разному.

Это хорошо видно из иллюстрации, данной в воспоминаниях В.В.Путина к его обобщающему утверждению о "джунглях". Иллюстрация эта – в ссылке на фильм "Генералы песчаных карьеров". И В.В.Путин, и я посмотрели фильм, скорее всего, одновременно – когда он прошел по советским экранам. Я к тому времени уже кончил университет, а он был школьником.

Этот фильм – трагическое, даже эпическое произведение об отверженных детях. Жоржи Амаду написал эту повесть как песню, она вся полна символами. Это трагедия и детей, и общества, которое их отвергло – так это и показано. Раньше писатели и социологи представляли Бразилию как "двойное общество" - в одной его половине идет нормальная жизнь современного классового общества, другая половина народа живет в трущобе (фавеле) и не имеет легальных доходов. Здесь свои жестокие законы и правила. Но это все-таки жизнь, которая воспроизводится. Здесь есть хижины из жести и картона, в них живут семьи, в фавеле есть подобие самоуправления, сюда приходят учителя, иногда чиновники, а изредка даже социологи.

Ж.Амаду написал о третьей части народа, о которой раньше молчали – о тех детях и подростках, которых отвергла даже фавела. Это те, кто лишился родителей, а трущоба – не община, она сирот не кормит. Эти изгои сбиваются в банды и живут где придется (в "песчаных карьерах"). В этих бандах есть дети, подростки и юноши, но нет взрослых – никто здесь не доживает до взрослого возраста. Умирают от болезней, отравившись объедками на помойке, гибнут от пули охраны при ограблении магазина, разбиваются, упав в трюм при налете на корабль в порту и т.д. Здесь не воспроизводится жизнь, ибо не образуется семей. Но банды эти, хотя и текучи, живут долго, они постоянно вбирают в себя детей, выброшенных фавелой.

Ж.Амаду, создавая картину эпическую, не нагнетал "чернуху", он даже несколько приподнял и героизировал своих героев, вложил в их образ вызов обществу. Но для нас важно то, что в полутора десятках эпизодов фильм показал жизнь этих изгоев и их отношения с обществом – в главных вопросах бытия. Все эти вопросы в фильме предельно заострены. В.В.Путин, сравнивая жизнь "генералов" со своей жизнью ленинградского подростка середины 60-х годов, никак не мог избежать этих главных точек, он неизбежно по ним мысленно прошел. Сравнил – и посчитал, что разница с ленинградским двором 60-х годов только в погоде. И подтвердил это сегодня. Давайте пройдем и мы, хотя бы по нескольким точкам.

Первая трагедия в фильме – абсолютная утрата семьи. Этим предопределена вся жизнь "генералов", она множеством "струн" соединена с призраком утраченной семьи. Дети-беспризорники убеждают себя, что они – "генералы", вольные птицы, но каждого гложет тоска по родному. Вот сильный эпизод фильма: одного мальчика банда "внедряет" в дом богатой пары, у которой давно пропал ребенок. Так была сильна в мальчике потребность в семье, так сильно счастье от простой ласки, что эта пожилая пара приняла его как "своего" ребенка. Через какое-то время от подростка требуют выполнить его обязательства перед бандой, и он открывает ей двери дома. Это крах его жизни. Шайка подростков грабит дом, а женщина плачет и просит мальчика не уходить с шайкой, остаться в семье – но он уже не может, он ее предал как мать, он уже не сын ей.

Что в этом эпизоде "абсолютно одинакового" с жизнью подростков во дворе, где жил Володя Путин? О себе он пишет: "В детский сад не ходил. У родителей я был последним ребенком, и они очень боялись, переживали за меня, а поэтому – берегли. Мама даже какое-то время не работала, чтобы быть исключительно со мной. Потом она была дворником, а затем переходила на другие работы, но так, чтобы больше времени уделять мне… Я понимал, что у нее нет никаких других целей в жизни, кроме меня. Это проявлялось в мелочах и деталях ежечасно и ежесекундно" (стр. 27, 93).

Я читаю эти строки – и строки о том, что Володя и его товарищи будто бы жили абсолютно так же, как "генералы песчаных карьеров". Я не понимаю, в чем тут дело, как это назвать. Как можно, проводя это сравнение, "забыть" о собственной семье, а потом "вспомнить" о ней на другой странице, как какой-то детали быта? Ведь в фильме именно бессемейность – первый срез бытия, первый план трагедии отверженных детей. Разве это не важнее разницы в погодных условиях?

В этом же плане в фильме дан другой сильный эпизод. Юноша из банды "генералов" встретил на тропинке девушку (судя по всему, из фавелы), догнал ее и изнасиловал. Она проклинает его и пророчит, что он никогда не узнает любви и не будет иметь семьи. И он рыдает, осознав необратимость своего изгнания из мира людей. В этом эпизоде нет ни пляжа, ни пальм, это чистая формула трагедии - превращение изгоя в изверга. Юноша своим насилием порвал последнюю нить - и понял это, хотя слишком поздно.

Что в этом эпизоде общего с жизнью типичного советского подростка 60-х годов? Чтобы не увидеть разницы между миром ленинградского двора и миром этого бразильского юноши, надо было в каком-то смысле духовно ослепнуть и не видеть тех нитей человеческих отношений, которые связывали нас, подростков и юношей, друг с другом, с девушками и со всем нашим обществом. В том, что активная часть подростков рождения 50-х годов в этом вопросе духовно ослепла, я вижу первую прямую причину нашей нынешней национальной катастрофы.

Второй план бытия, который параллельно показан в фильме и в книге "Владимир Путин", – хлеб насущный, которым питались дети двух миров. В фильме это показано через несколько эпизодов. Вот, дети из банды ищут объедки в мусорных баках. Их рвет. Кишечные заболевания, когда рвота сопровождается поносом – главная причина массовой детской смертности в тропиках (это смерть от обезвоживания, от нарушения водообмена, когда кишечник буквально высасывает воду из организма, а напиться не позволяет рвота). Лечится это моментально, одним приемом лекарства – но люди трущоб лекарств не покупают, и врачи туда не ходят. Тем более не ходят они в "песчаные карьеры". Другой эпизод – шайка подростков грабит ресторан, забирая продукты. Третий – та же шайка делает налет на бойню, подростки лихорадочно отрезают от туш, висящих под навесом, куски мяса, сколько успеют, пока к ним бежит охрана. Это мясо они воруют не на продажу, а чтобы поесть самим и накормить малолетних.

Все это встает у меня перед глазами, когда я читаю в книге, как радушно мама Володи всегда встречала его друзей, какие она готовила удивительные пирожки, как сам Володя, чтобы порадовать маму, покупал самый лучший торт, как в школьном походе он готовил по поваренной книге курицу в винном соусе, как школьники любили зайти в кафе на углу Маяковского и Баскова – таких деталей по книге разбросано много. Почему же и в этом втором плане, в вопросе хлеба насущного, В.В.Путин не заметил чудовищного отличия жизни советского подростка от жизни бразильских изгоев?

Можно предположить, что в 60-е годы советские подростки уже просто не замечали, что хлеб насущный – одна из важных сторон жизнеустройства. Им стало казаться, что пища дается человеку как воздух, автоматически. В фильме они не замечали, как рвет мальчика, поевшего отбросов, а в своей жизни им не приходила в голову мысль, что кто-то будет рыться в помойках Санкт-Петербурга. Да и замечают ли они это сегодня?

Третий план бытия – образ того жизненного пути, который уготован подростку в обществе. Это широкий и важный пласт мировоззрения, он складывается с детства. Это образ будущего, с ним связано чувство - или надежды, или безнадежности. Подростки "песчаных карьеров" знали определенно – всех их ждет тюрьма или ранняя смерть, скорее всего насильственная. Для них уже в детстве не было школы, а в будущем не было работы и семьи. Как можно было здесь найти что-то похожее на взгляд в будущее подростка в Ленинграде 60-х годов?

В книге показан именно типичный путь советского городского подростка, надежно устроенные ступени этого пути: школа (тем более специальная, при Ленинградском технологическом институте, которую кончил В.В.Путин), комсомол, с 13 лет - спортивная секция с прекрасным тренером ("в те времена тренеры не только физически воспитывали подростков, но и тщательно следили за их учебой"), звание мастера спорта по самбо и дзюдо. Наконец, уже обязательной ступенью в этой лестнице считается и высшее образование!

Сам В.В.Путин говорит: "Когда я учился в школе, в моей семье даже не обсуждалось, что мне делать дальше. С самого начала было ясно, что я должен поступить в институт… Институт – это был тот минимальный стандарт, от которого все отталкивались" (с. 94). Высшее образование - минимальный стандарт! А различия между этой жизнью и жизнью "генералов песчаных карьеров" – только в погодных условиях.

В книге выражена очень важная установка, которая, похоже, овладела сознанием части послевоенного поколения – представление о том, что общественные институты, служащие для подростка опорой и ступенями в будущее, являются, как и пища или отопление, частью природных условий. Это нечто данное нам автоматически, а не творение нашего общества и нашей культуры, построенное с огромными усилиями и даже жертвами, творение хрупкое, которое может исчезнуть по нашей вине, даже просто из-за нашего непонимания. И уж совсем, конечно, не видели молодые люди с таким мироощущением, что это творение наверняка исчезнет просто оттого, что мы не будем его ценить, самонадеянно приписывая свои достижения лишь себе самому – не замечая той руки, которая строила для нас эти ступени и помогает по ним карабкаться.

Говоря о планах своей карьеры, В.В.Путин пишет: "Я прекрасно осознавал: мне не на что и не на кого рассчитывать, и все я должен сделать исключительно сам… Да, я понимал, что родители делают все, чтобы помочь мне получить образование. Но я знал и то, что не могу на них опираться для ориентировки в своем будущем обучении, куда мне следует поступать. И уж совершенно точно не могу рассчитывать на их помощь с точки зрения каких-то закулисных связей. У родителей их просто не было. Так что у меня не было никакого другого шанса, кроме одного – поступить самому! Это очень близко к тому, о чем говорят либеральные экономисты: нельзя, чтобы в экономике было очень много денег…" (с. 86).

Трудно сказать, при чем здесь либеральные экономисты. Их мудрость мы уже усвоили: деньги должны быть не в экономике, а у олигархов на офшорных счетах и в недвижимости. А в вопросе о высшем образовании либеральные экономисты говорят другое: нельзя, чтобы всякий юноша учился в университете бесплатно. Пусть он победит в конкурентной борьбе, добудет денег, заплатит – тогда и учится. А место бедняку – в "песчаных карьерах". Володя Путин бесплатно учился в спецшколе, бесплатно получил звание мастера спорта у хорошего тренера, бесплатно поступил в один из лучших университетов страны – но при этом считал, что ему "не на что и не на кого рассчитывать". Он всего добился сам! Так же, как всего добивались сами "генералы песчаных карьеров" - им ведь тоже "не на что и не на кого было рассчитывать".

Если уж говорить о перспективах будущего у ленинградского подростка и этих "генералов", стоит еще упомянуть о том, что девятиклассник Володя Путин решил готовить себя к работе в КГБ. Как сказано в книге, "в шестидесятые, в особенно семидесятые и восьмидесятые годы служба в КГБ считалась чрезвычайно престижным делом". Наверное, это так и было, результат чего Советский Союз сполна испытал на себе. Но мы о другом: в 1968 г. ленинградский подросток решил посвятить себя "чрезвычайно престижному делу". Без всяких проблем пошел "в новеньком школьном костюме" в КГБ, показал офицеру паспорт и комсомольский билет, а тот ему посоветовал поступать в университет на юридический факультет. Как замечено в книге, "Николай Егорович, конечно же, не сказал школяру, что там наиболее "сильны позиции" его ведомства".

Да разве в этой "руке КГБ" дело? Дело в том, что государство и созданные в нем социальные условия были таковы, что подросток с паспортом и комсомольским билетом мог явиться в "самое престижное" ведомство, и там с ним внимательно поговорил один чиновник, а в университете с ним внимательно работал другой чиновник – и дорога этому подростку была открыта. Мог ли бразильский аналог этого подростка, заимев такую "мечту", повторить путь Володи Путина? Например, решил в 16 лет посвятить себя престижной профессии финансиста – и пошел посоветоваться в Министерство финансов. Нет, не мог – как бы отважно он ни рассчитывал только на свои силы. Но самое страшное, что уже и половина подростков в России даже отдаленно не может строить для себя подобные планы – эта половина все глубже погружается в цивилизацию трущоб.

Наконец, раз уж речь зашла о "джунглях" и бразильских беспризорниках, то при сравнении их жизни с жизнью ленинградских школьников никак нельзя уйти и от такой стороны бытия, как отношения с законом и карательными органами. В.В.Путин в своих воспоминаниях подчеркивает, что подростки его двора в своей жизни "по законам джунглей" не соприкасались с криминальным миром. И тут же утверждает, что эта их жизнь была совершенно такой же, как у "генералов песчаных карьеров". Но герои бразильского фильма как раз и были криминальной бандой, и этого невозможно было в фильме не заметить. Они и не могли иным способом добыть себе пропитание – у них не было семьи, не было университетской стипендии, не было стройотряда с очень большим заработком, не было потом работы в престижном ведомстве.

Я был в Бразилии в мае 1992 г., имею там друзей, жил в доме университетского коллеги. Подростковые банды стали там такой общей проблемой, что даже для многих состоятельных людей жизнь в стране не мила и они ищут способ эмигрировать хоть в ненавистные США. В 80-е годы, когда в Бразилии установилось нечто вроде "социального мира", эскадроны смерти перешли там от избиения студентов и профсоюзных активистов к "социальной чистке". Они по заявкам "комитетов жильцов" из приличных кварталов стали отстреливать беспризорных мальчишек. Когда я был в Бразилии, в газете Сан Паулу прошла будничная заметка: арестована группа из пяти неформалов (в рабочее время они служили жандармами), которые за короткое время застрелили 24 подростков. Попались случайно - последнего не добили.

Жизнь Володи Путина и его товарищей по двору и школе была такова, что им не пришлось вступать в конфликт с законом, а тем более законом джунглей, в которых орудуют "социальные чистильщики", и испытать на себе их тяжелую руку. Сегодня, когда у власти у нас утвердилось поколение с новым мировоззрением, действительно стираются различия между жизнью подростков России и Бразилии. Приняв "антропологию джунглей", молодые реформаторы РФ проявили поразительную жестокость по отношению к жителям страны. Ее просто не могли ожидать от людей, выросших, как казалось, в лоне русской культуры.

Пока еще различия в культуре остаются – господствующее меньшинство не может организовать "эскадронов", готовых проводить социальные чистки. Мало еще кто у нас в полной мере способен жить по законам джунглей. Но если культурные запреты иссякнут, то, действительно, останется лишь разница в погодных условиях. С одной стороны, объедки в мусорных баках РФ не портятся так быстро, как в Рио де Жанейро. Но с другой стороны, в РФ мороз быстро прибирает обитателей "песчаных карьеров", природными средствами производя социальную чистку буквально по Мальтусу.

Пока что мы не имеем подробных исследований о мировоззренческих установках следующих возрастных когорт. Но есть некоторые основания предположить, что духовный провал, скорее, закрывается, чем углубляется. Однако усиливается давление на массовое сознание самого бытия "цивилизации трущоб". Мы переживаем эпоху столкновения противодействующих процессов, многие из которых находятся вблизи от критических точек.

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Эта статья мне представляется второй по важности из всего прочитанного у Кара-Мурзы (после "Манипуляций сознанием", разумеется). Она - не о Путине, на самом деле. Она - о тех изменениях, что произошли в СССР в рекордно короткие сроки (10-15 лет) после смерти Сталина и которые и привели к уничтожению СССР впоследствии.

Комментарии

Скрытый комментарий Shinin (без обсуждения)
Аватар пользователя Shinin
Shinin(2 года 10 месяцев)

[статья датирована 1 декабря 2004 года -- nkgb]

А, так это архаичная статья какогото чувака. Только непонятно зачем она здесь. Сейчас подобная фигня читается смешно.

Умеют же люди писать так, чтобы было вообще не понятно что они пишут, о чем и нафига. Мне кажется это талант.

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в подлой клевете и оскорблениях сообщества) ***
Аватар пользователя ВладимирС
ВладимирС(6 лет 8 месяцев)

Ну мне Кара -Мурза  запомнился апокалиптическим  высказыванием в начале нулевых, что мы все замерзнем, в ближайшее время начнутся сплошные выходы из строя систем теплоснабжения и прочего энергообеспечения. Прошло более 20 лет, реализации его прогноза как то не произошло.  Единственное, что я могу о нем сказать. 

Так что это всё нафталином сильно пахнет. 

Аватар пользователя дыня
дыня(10 лет 11 месяцев)

Который из Мурз?

Аватар пользователя ВладимирС
ВладимирС(6 лет 8 месяцев)

Насколько помню Сергей. Владимир и владимировичи всё же это говорящая мелочь. 

Аватар пользователя vadim144
vadim144(12 лет 11 месяцев)

    Так это простые люди из СССР рвали жилы, чтобы люди не замерзли. А им за это только горб на спину приделали.

     А сейчас чистый социал-дарвинизм 

Аватар пользователя ВладимирС
ВладимирС(6 лет 8 месяцев)

  ↵

Так это про­стые люди из СССР рвали жилы, чтобы люди не за­мерз­ли. 

Вот скажи, в одном месте жилы рвали, в другом тащили во все стороны? Сам то хоть веришь? 

Уж скорей поверить придётся в то,  что оторвавшийся от жизни московский гуманитарий -политолог петуха дал.  Не учел состояние и надёжность построенного и простоту его обслуживания. 

Скрытый комментарий Wig (c обсуждением)
Аватар пользователя Wig
Wig(3 года 7 месяцев)

Зачем эта простынь на Пульсе? Тем более от экстремиста, инагента и т.д.? Осуждённого на 25 лет за госизмену, если мне память не изменяет.

15 марта прошлого года на площадке ИННО "Комитет по международным отношениям г. Феникса" (США) при поддержке ИННО "Институт Маккейна по международному лидерству" (США) Кара-Мурза* заявил о совершении президентом России Владимиром Путиным "военных преступлений" в отношении граждан Украины.

Мне бы очень хотелось ошибаться, но сегодня весь мир видит, что Путин делает с Украиной. Кассетные бомбы на жилые кварталы. Бомбардировка родильных домов, больниц, школ. Военные преступления. Это военные преступления, которые совершаются диктаторским режимом в Кремле против народа в центре Европы. Это то, к чему все годы путинского правления привели нас,

– сказал Кара-Мурза* на иностранной диалоговой площадке в то самое время, когда наши бойцы, не жалея жизней, отодвигали линию фронта от городов Донбасса.

Аватар пользователя predessor
predessor(6 лет 9 месяцев)

У каждого автора можно найти десяток или сотню слов и предложений, которые отвечают текущему моменту, а не текущему настроению автора.

Аватар пользователя Potemkine75
Potemkine75(10 лет 4 месяца)

Это не он, а его дядя.

Аватар пользователя Wig
Wig(3 года 7 месяцев)

Понял, спасибо 

Аватар пользователя дыня
дыня(10 лет 11 месяцев)

Не просто не тот. Они политические враги

Аватар пользователя predessor
predessor(6 лет 9 месяцев)

Там суть в нескольких словах.

В СССР мы имели такие права, которые и сейчас не все восстановлены.

Не говоря о странах, которые столетия были под американским сапогом.

В.Путин прошел путем обычного советского подростка, чтобы со временем стать на защиту  страны,государства и тех ценностей, которые мы не ценили и которые придется заново 

отвоевать немалой кровью.

Скрытый комментарий СеменСеменыч (без обсуждения)
Аватар пользователя СеменСеменыч
СеменСеменыч(4 года 4 месяца)

После фразы "Все согласны с тем, что..." читать бросил. )))

Аватар пользователя jamaze
jamaze(12 лет 10 месяцев)

Я уже как-то писал, что СССР не смог ничего сделать с ситуацией, когда не надо выживать, а можно строить собственное счастье, в т.ч. материальное. Советская идеология и система ничего не могла предложить для такого расклада. Её и начали шатать всем обществом. 

Когда нет внешних вызовов, общество неизбежно тонет во внутренних разборкахразборках и конкуренции. 

Психологически этот переход выглядит именно так, как описано. 

Аватар пользователя Arina Rodionovna
Arina Rodionovna(10 лет 1 месяц)

А может СССР рухнул потому что стало слишком много социальных гарантий и общество превратилось в стадо домашних овец в мире джунглей? 

В русской культуре и антропологическая модель Гоббса, и социал-дарвинизм были категорически отвергнуты и православными философами, и наукой, и идеологией большевизма, и обыденным сознанием русских и советских людей.

Вот матерые ушлые волки и обманули расслабившихся овец, нацепив овечьи шкуры.

С волками жить - по волчьи выть. 

А что касается Вовы Путина и того что он говорил, то мне очень интересно -  как бы он пришел к власти, а главное, подмял под себя всех этих березовских-ходарковских если бы ныл об утраченном советском рае.))) 

Нормальный политик, а тем более, офицер КГБ должен говорить то, что полезно для достижения цели, а не всерьез изливать свою душу на публику. У Кара-Мурзы какое-то неадекватное восприятие слов политика-контрразведчика.

Лучше бы руководствовался банальным библейским принципом "по плодам их узнаете их".

Аватар пользователя jamaze
jamaze(12 лет 10 месяцев)

А почему волки наверх вылезли? Вот потому и вылезли, что лафа, нет вызовов внешних. Не нужно, чтоб все вместе, и от каждого зависит общий резульат, а руководители - как раз к этому общему результату и ведут. 

Аватар пользователя Arina Rodionovna
Arina Rodionovna(10 лет 1 месяц)

В СССР наверх вылезли бараны. Волками закаленными борьбой в джунглях были элиты Западных стран

Аватар пользователя Hey Cruel World
Hey Cruel World(8 лет 12 месяцев)

Если граждане  воспитываются  в «человек человеку- друг, товарищ и брат» ,  откуда им  знать про существование волков?

Аватар пользователя Arina Rodionovna
Arina Rodionovna(10 лет 1 месяц)

Вот это и было главной идеологической ошибкой.

Аватар пользователя Hey Cruel World
Hey Cruel World(8 лет 12 месяцев)

Или диверсией ..хз 

Аватар пользователя Джон Маклейн

может СССР рухнул потому что стало слишком много социальных гарантий и общество превратилось в стадо домашних овец в мире джунглей? 

Ключевой момент однако. И жертвы 90-х не вписавшийся в капитализм, именно по этой причине. 

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 11 месяцев)

Союз рухнул, потому что его пять лет рушили. А он все стоял, как крепостная стена и все никак не падал...  Сейчас такие вопросы за неск. месяцев решают, чай не Союз. На хохлов посмотри. Всего неск. млрд, а каков результат.

Про жертвы 90-х не тебе говорить, тебе на них насрать, как и всем антисоветчикам

Джон Маклейн   01:29-10/Фев/23

 .....А народ да, проявил себя, 10 млн человеков хомо советикусов минус.

А теперь начинай снова жёппой крутить, что ты не то имел в виду.

Аватар пользователя Джон Маклейн

Колос, а тебе в твоём возрасте не стыдно врать? Давай я полностью приведу суть полемики без оскорблений, чтобы было понятно, кому насрать, а кому нет.

А народ да, проявил себя, 10 млн человеков хомо советикусов минус. Сколько там от поколения 1965-1975 осталось? Густо? Так на кладбище сходи, погляди, а сколько дальнобоев потерялось на дорогах необъятной одному богу известно. 

Вот эти мои слова были в ответ на твои:

В 90-е проявились лучшие черты русского народа. Я хорошо помню, как люди стали ближе к друг другу, помню взаимовыручку, помощь по первой просьбе.

Это знаешь почему я так написал и почему эмоции захлестнули? Потому что у тебя видимо не было знакомых, которых ты похоронил 90-х,  которых убили хорошие бывшие советские люди. Лучше черты у них проявились, и они убили моих. И не увидеть сожаление может только дурак или мразь. 

Ну и союз катился в пропасть, с реформами правда опоздали, Сяопина не нашлось в родном отечестве, а Меченый такие реформы провернул, что демократия, перестройка, гласность, ускорение оказались жирными гвоздями в крышку гроба СССР. И советские люди, наиболее ушлые, жирно погрели ручки на развале и распродаже народного хозяйства. 

Скрытый комментарий kolos (c обсуждением)
Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 11 месяцев)

То про внуков, то

Колос, а тебе в твоём возрасте не стыдно врать?...

Такие "аргументы" от отсутствия аргументов, от бессилия.

Давай я полностью приведу суть полемики без оскорблений, чтобы было понятно, кому насрать, а кому нет.

А давай я приведу полностью, чтобы было понятно, а то ты внезапно и сразу заскромничал. Чтобы люди увидели твое "сожаление" и сделали выводы: а кто же здесь дурак и мразь

Джон Маклейнkg.gif(10 лет 8 месяцев)23:40-9/Фев/23

Ошибаешься ты в своих рассуждениях, Зозуля, не в царях дело. И дело не в национальной ментальности, человек он скотинка и оскотинивается быстро, если берегов не чует. 90-е это хорошо показали, и в Беларуси, и в Украине, и в России. Закон и порядок строят массы, только для России, важна личность, чтобы самостоятельный был, не пресмыкался как гнида не побирался и не двурушничал. Если белорусы побаловали в 90-е, то их батька быстро к рукам прибрал и правит уже давно да приучил к порядку. И батька личность, у него не забудешь. Что бы было без батьки, большой вопрос, может тоже что и на Украине. Какой песец был в 90-е в России даже рассказывать не стоит. Но пришел человек, стал порядок наводить. Постепенно, да понемногу народ к порядку приучается. А в Украине 90-е и не заканчивались, и весь это фуфел в виде свободы и демократии фекальным потоком заливали в мозг украинцам временщики, набивавшие свои карманы. Да и ты в России пануешь, а был бы в Украине, давно бы сугсовал да отчислял на ато, что ты сейчас и делаешь, живя в России и спонсируя ссучившуюся сволоту, которая плевала на могилы своих предков. Но мабуть тебя бы в Укрорейхе и просто нацики грохнули, чиста штоб отжать твое нажитое непосильным трудом. 

марионетка мордераru.gif(6 лет 5 месяцев)23:50-9/Фев/23

немного цинично , но в принципе верно....

greenChel.pngkolosru.gif(5 лет 6 месяцев)01:25-10/Фев/23

человек он скотинка и оскотинивается быстро, если берегов не чует. 90-е это хорошо показали, и в Беларуси, и в Украине, и в России.

Что верно то?!

Врет сенатор Маккейн. По себе судит. Антисоветчик под благими рассуждениями судит о целом народе со своей скотской колокольни.

В 90-е проявились лучшие черты русского народа. Я хорошо помню, как люди стали ближе к друг другу, помню взаимовыручку, помощь по первой просьбе.

А у антисоветчиков и народ всегда не тот. Народ у него скот. Вот в этом они едины, антисоветчики любого генеза. Одни сенаторы да гипножабы в белых польтах, остальные для них - быдло. 

Это же их любимое: вечно пьяный, вороватый лентяй Ванька. Еще со средних веков у этих скотов тянется.

Джон Маклейнkg.gif(10 лет 8 месяцев)01:29-10/Фев/23

И тут опять ты, стукач красножопый. Не надоело тебе сраться и подсирать? Что ж ты все больше в гадливого мелочного старикашку превращаешься? Внуков иди воспитывай, или не нажил?

А народ да, проявил себя, 10 млн человеков хомо советикусов минус. Сколько там от поколения 1965-1975 осталось? Густо? Так на кладбище сходи, погляди, а сколько дальнобоев потерялось на дорогах необъятной одному богу известно. 

greenChel.pngkolosru.gif(5 лет 6 месяцев)01:42-10/Фев/23

Ты чо пригорел то, Маккейн?

Я где то соврал? 

Вот оно, твое личное, скотское

....10 млн человеков хомо советикусов минус.

так и лезет дерьмо изо всех щелей.

Будто не русский, а свидомый хохол написал. Впрочем, разницы между вами нет и не было.

Джон Маклейнkg.gif(10 лет 8 месяцев)02:50-10/Фев/23

Давай, расскажи про святые 90-е, у красножопых с либершками уже одна методичка, ты там с Наиной Ельциной на одной волне? с Чубайсом? Тому тоже 90-е сильно нравились. Лишь бы подгадить, плохо живут-с, как ни крути.

марионетка мордераru.gif(6 лет 5 месяцев)09:26-10/Фев/23

тише , тише камрады ....не правы  вы оба , было сложно - но наш мозг фиксирует в основном только приятные ему моменты, а по сути в стране был бардак и безвластие и было мерзко и гадко на душе из-за президента алкоголика и других причин , но я помню шаги своего сына , как учил его играть в шахматы и когда в 10 лет он выиграл чемпионат края и получил 1 разряд , как купил первую жигули копейку в 94 -м году и как мы радовались и носились по окрестностям и мыли её в реке , наш первый выезд с друзьями на дальнее озеро на ней на рыбалку и шашлыки , какое было единение и радость даже от каждой пойманной рыбы , как наши девочки варили первую в своей жизни уху на костре , как я примчался на этой машине к родителям и сразу повез отца на его погосты за 500 км в ст Саратовскую , помню его слёзы на могиле матери где он небыл лет пять - вот что для меня 90-е годы в памяти......

greenChel.pngkolosru.gif(5 лет 6 месяцев)12:21-10/Фев/23

У тебя в памяти остались ЛЮДИ!

А у Макейна - скоты...

Вот и вся разница.

Аватар пользователя марионетка мордера

марионетка мордераru.gif(6 лет 5 месяцев)12:25-10/Фев/23

просто был молод и очень радовался жизни...))))

greenChel.pngkolosru.gif(5 лет 6 месяцев)13:19-10/Фев/23

...и остался человеком...

ВаНикru.gif(9 лет 12 месяцев)09:27-10/Фев/23

Очень хуцпасто смотрится, как презирая и ненавидя этих самых 

10 млн человеков хомо советикусов

антисоветчики, в качестве аргументации, предъявляют свои крокодильи слёзы

минус

Лицемерие, как жизненный принцип.

ВаНикru.gif(9 лет 12 месяцев)09:14-10/Фев/23

стукач красножопый


красножопых с 

Был же уговор - не употреблять подобные эпитеты! И Вы достаточно давно на АШ, чтобы не знать об этом уговоре.

greenChel.pngalexswordru.gif(12 лет 8 месяцев)09:55-10/Фев/23

да, гнилой жаргон налицо, пусть отдохнет месяц

Вот, теперь стало понятнее, какая сенаторская мразь здесь "сожалеет"

Я же тебе говорил про верчение жёппой.

У нас, у русских, есть такая поговорка: слово не воробей...

Но дохлым пендосенаторам ее не понять. Поэтому они и вляпываются в собственное мерде на перманентной основе. 

Аватар пользователя Джон Маклейн

Опять ты мимо пукнул.

А я остаюсь при том же мнение, если народ к порядку не приводить, то он берегов не чует и по наклонной идёт. Это медицинский факт. 

Сколько народу в те же 90-е от синьки погорели? Не? Не признаешь? С ослиным упрямством будешь про святой народ баить. 

А Путин воспитывал народ, медленно и верно, и бухло запретили продавать по часам. Я знаешь чего давно не видел? Как в электричках мужички утром на работу из горла опохмеляются. Вот такого давно мне на глаза не попадалось. А раньше только в путь. А тема мечты стать валютной проституткой или бандитом, давно из анекдотов пропала? Ты конечно можешь представлять себя пчелой которая сидит на прекрасном цветке и кроме цветка ничего не видит, но если цветок этот растет на навозной куче, то пчеле стоит вниз за лепесток посмотреть. Дело не в том, что в твоём окружении, были исключительно хорошие люди, в моем их было более чем, но надо не забывать, что и плохих было не меньше. И не забывать про твоих любимых коммунистов и комсомольцев которые ограбили народ, иди чубайсу любовное письмо напиши, мол молодец Борюсик, спасибо за святые 90-е, и Гайдару с Ельциным на могилку цветочки возложи. На счёт мрази, в зеркало посмотри, там через пчелку просвечивает. 

Ты мне Колос этого персонажа напоминаешь, только постаревшего))) давай не болей, внуков воспитывай, нет у меня ненависти к тебе, а у тебя прям фонтан из говна))

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 11 месяцев)

если народ к порядку не приводить, то он берегов не чует и по наклонной идёт. Это медицинский факт. 

Я же уже обьяснял, что ты, скот, и о народе судишь по скотски, считая народ скотом.

Это не удивляет. Это обычное мнение обычного русофоба, у которого русские, это воры, лентяи и пьяницы. В твоей версии еще и скоты.

а у тебя прям фонтан из говна))

У кого фонтан говна изо рта, я тебе уже показывал. Повторить? Необучаем?

Это же ты, "дурак и мразь(с)" пропихивал здесь лингвистического ублюдка (только косноязычный антисоветчик на это горазд) - красношкурники. Но лингивистический ублюдок оказался достоин автора - не взлетел.

...просто дай антисоветчику разинуть свою гнилую пасть, и он все скажет о себе сам...

Нет больше на дурака и мразь(с) времени. Страдай, русофоб.

Аватар пользователя Джон Маклейн

Я же уже обьяснял, что ты, скот, и о народе судишь по скотски, считая народ скотом.

До чего же ты тупой, Колос, любой народ, тутси и хутси, армян и азербайджанцы, киргизы и узбеки, таджиков между собой, всех этих кулябцев, мургабцев и прочих, и русских и хохлов. Всех надо держать в узде. Что ты как дебил к русскому народу прицепился? Бегаешь как потерпевший, ищешь русофобов со свечкой? 

у которого русские, это воры, лентяи и пьяницы. В твоей версии еще и скоты.

Ты свое мнение за мое не выдавай, действительно выглядишь как дебила кусок. Поразительно, конечно, у тя психоз там штоле? Твои фантазии из говна ко мне  никакого отношения не имеют и ты своим говном, как не пытайся, меня не измажешь. В зеркало почаще смотри. Для успокоения душевного.

Экий ты болван, нашел  русофоба в своем отражении. Внуков воспитывай, или педиков лечи, чтобы внуков тебе сделали. Будет тебе чем заняться, вместо бессмысленной траты времени на споры в ынторнетах. 

Я не скот, Колос, я человек, со своими взглядами и мнением, если мои взгляды и мнение тебе не нравятся, это не повод меня оскорблять. Не напрягайся вашпе. 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

Зачем вы обсуждение интересного вопроса, превращаете в личный срач с оскорблениями?  Еще и в комментах к чужой записи.

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 11 месяцев)

Я отношусь спокойно, когда здесь оскорбляют лично меня.

Но мимо этого

Джон Маклейнkg.gif(10 лет 8 месяцев)23:40-9/Фев/23

Ошибаешься ты в своих рассуждениях, Зозуля, не в царях дело. И дело не в национальной ментальности, человек он скотинка и оскотинивается быстро, если берегов не чует. 90-е это хорошо показали, и в Беларуси, и в Украине, и в России....

когда скотами обзывают целые народы, всех нас, спокойно пройти не могу. 

ПС

Кстати, у меня здесь в основном рикошет. Технопранк.

Аватар пользователя mke61
mke61(12 лет 1 месяц)

Когда сознание и душу заперли. Сострадание другим есть жизнь души. Когда нет сострадание наступает смерть души. Наши души в 80-90 умерли, а с начала СВО воскресли. Вот это странно. Мы вышли из джунглей в пустыню. И для чего то решили жить дальше. Что то строить. Что?  Мы кто ? "Генералы песчаных каоьеров", "адмиралы", "Павлы Корчагины"? 

Аватар пользователя jamaze
jamaze(12 лет 10 месяцев)

Какая разница? Мы хотим жить, мы бьёмся за это, и этого более чем достаточно. Логические оправдания придумаются. 

Аватар пользователя mke61
mke61(12 лет 1 месяц)

Физика логична, логика физична. Что посеешь то пожнешь.  Генералов, адмиралов, Павлов Корчагиных.  Что нужно Космосу от нас? Что нужно нам от Космоса? Кто нужен Космосу? Кому нужен Космос?

Аватар пользователя Arina Rodionovna
Arina Rodionovna(10 лет 1 месяц)

"Что он Гекубе? Что ему Гекуба?"smile7.gif

Аватар пользователя Yuki
Yuki(2 года 8 месяцев)

Трактовать можно по-разному, но то, что советская система хорошо работала в рамках мобилизационной экономики, но была обеднена отрицательными стимулами (не прививала гражданам "страх божий"), это факт. Возможно, поэтому олицетворяемая Путиным команда упорно избегает кардинального устранения раздражающих факторов, от КПРФ и либерды, до олигархов и мигрантов. Казнокрадов только в условиях войны чуть-чуть чистить стали.

Аватар пользователя mke61
mke61(12 лет 1 месяц)

Всему свое время. Непонятно вот что. Как можно чтобы союзником был Ким Чен Ир когда на заднем фоне "Адмирал"? Это сидение лежание стояние на двух стульях рано или поздно лопнет. Не дай Бог на фронте. Или только жареный петух прогонит "адмиралов"?

Аватар пользователя tualan05
tualan05(6 лет 5 месяцев)

одной из причин болезни стал странный сдвиг в сознании, который произошел в 60-е годы в среде горожан. Люди перестали ценить и даже замечать те самые главные жизненные блага, которые им предоставлял советский строй и даже шире – русская культура и русский образ жизни. В целом, тот образ жизни, который в главных своих чертах сложился задолго до 1917 г. Вспомните – тогда считалось хорошим тоном позавидовать американским безработным, которые якобы приезжали получать пособие по безработице на собственном автомобиле.

Некуда стало двигаться. Незнайка в Солнечном городе (1958) - вкалывают цезарина и планетарка, люди с 9 утра до 6 вечера читают умные книги в библиотеках, после 6 вечера смотрят спектакли. И так каждый день.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы) ***
Аватар пользователя mke61
mke61(12 лет 1 месяц)

В детстве это не осознаётся.

Аватар пользователя infolatus
infolatus(10 лет 2 месяца)

2002 (+|- 2 года) -2007 - время большого геноцида. И вплоть до примерно конца 2010-х.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Сходив по ссылке, предложенной ТС, можно увидеть, что опубликованный отрывок написан 1 января 2004 г. ( или несколько раньше.)

Аватар пользователя nkgb
nkgb(7 лет 10 месяцев)

Можно даже не ходить, дата написания вставлена в текст. Поразительно, сколько людей не утруждаются читать дальше названия

Уже 15 лет, как у нас "разруха в умах" [статья датирована 1 декабря 2004 года -- nkgb]– духовная болезнь в открытой форме

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Я обычно после заглавия смотрю на подпись внизу и уже потом решаю, читать или нет. Название, честно говоря, не слишком удачное.  Здесь все же больше о поколениях, а не о конкретной личности. Но написано хорошо и по делу, как обычно у С.Г. Кара-Мурзы.

Скрытый комментарий Older (без обсуждения)
Аватар пользователя Older
Older(10 лет 5 месяцев)

Все согласны с тем, что наш народ переживает большую Смуту.

Пффф. С хера ли? Я, как человек переживший большую смуту, могу сказать, что все ок.

Аватар пользователя somebody15
somebody15(9 лет 5 месяцев)

Интересно, неужели автор этот статьи, безусловно поднимающей важные, глубокие вопросы об устройстве и динамике развития нашего общества, не увидел явный, очевидный, вопиющий факт: именно тепличность условий жизни подрастающих поколений в СССР взрастила в них эгоизм, неблагодарность, потребительство и безответственность по отношению к наследию своих отцов, к тому что создано руками их отцов вокруг них.
И что с каждым поколением, чем больших экономических успехов в абсолютных цифрах и большего бытового комфорта, большего "качества жизни" добивалась страна для своих граждан, тем сильнее этот эффект сказывался на каждом следующем поколении.

Поэтому, да, это жестоко, но слишком хорошо люди, общество - жить не должны. Естественные или искусственные трудности, вызовы, некое давление обстоятельств - должны быть всегда. Иначе - деградация, прежде всего воли и нравственности, а затем размягчение мозгов и окончательная потеря стыда и совести, полный разврат.
Так что не так уж не прав был Гоббс, уж поумней прекраснодушных строителей коммунизма, думавших что достаточно всех одет, обуть, накормить, крышу над головой дать и математике обучить, да к станку поставить - и все станут хорошими, добрыми людьми, автоматически.
Не станут. Человек хорош и добр, если у него нет своей воли - только из под палки. А если есть - то за счет само-принуждения, самовоспитания. И, я думаю, давно пора перестать теребить себя за мифы о какой-то нашей исключительной национальной русской доброте, общинности и т.д. Даже если она была - хорошо, но была не у всех и дала сбой, не спасла нас от развала СССР и от деградации культуры после стремительного рывка к Победе 45-го и в космос в 61-м. То что есть сегодня в нас хорошего - надо ценить, а о том чего больше нет, перестать плакать, как о прошлогоднем снеге, и думать о том, что нам нужно сегодня и завтра, чтобы быть людьми, а не зверьми в джунглях.

Если воспитание В.В. Путина позволяет ему успешно противостоять западу и строить будущее России - значит в нем был свой смысл и ценность.

По поводу фильма "Капитаны песка" (перевод "генералы" - не точен): он предельно, безхитростно и прямодушно жесток, как и книга. И тем не менее, в нем есть свое особое обаяние: это очарование предельной свободы, да, смертельно опасной и безнадежной, но в ней ощущается вкус некой "настоящей" жизни, жизни, которой возможно жили наши первобытные предки, боровшиеся со всем миром вокруг за выживание. Эти кадры говорят нам, что вот эти подростки - они своей борьбой за существование заслуживают на него больше прав, чем мы, благополучные городские жители. Это даже не чувство вины за их страдания - это восхищение.
Понятно, что книга была написана на чернушном материале с понятной целью - вызвать резонанс в обществе на тематику неравенства, подергать горячих юнцов и чувствительных матрон за нервы смакованием жути и убожества, тем более что материал реальный и проблема действительно огромная.

Но, выскажу гипотезу: психика подростков, росших в 60-е годы просто отсекала даже то плохое, что не отсекалось советской цензурой.
И оставляла в памяти то, что им нравилось. Смелость, отчаянность и жестокость в поведении нищих голодных малолетних бандитов - именно восхищала советских пионеров, исправно кушавших мамину кашу и делавших уроки на отлично, так чтобы папа похвалил и сводил на выходных в зоопарк. Я думаю что советские подростки намеренно играли во дворах в "песчаных генералов", также как они играли в "фантомаса", в "ковбоев", в "басмачей и мстителей", в "немцев и партизан" - по следам других прокатных фильмов, также в Робинзона, в пиратов, в рыцарей, в Маугли, в мушкетеров - во все то, о чем они могли прочитать в книгах, которые были тогда популярны.
Они брали из этих источников то, чего им не хватало - дух авантюры, чувство опасности, отсутствие избыточной опеки со стороны родителей, государства и общества, ощущение самостоятельности и того что каждый твой шаг - твой собственный.
Таким образом, В.В. Путин говорит в книге не о том, что было на самом деле, а о том, как ему это виделось, точнее о том, как ему самому тогда хотелось это видеть. Советский подросток, говоря слово "джунгли" - вряд ли имел в виду весь социально-диалектический контекст, всю ту трагедию бразильского народа и вообще капиталистического общества, хоть периферийного, хоть в метрополиях, если зайти в "неправильный" квартал. Для него слово "джунгли" - это синоним "приключения". И все, хоть ты тресни - это безусловная ценность, возможность попасть в какой-то увлекательный поток событий, даже если в нем можно буквально потерять голову.

Так что нет, делать вывод о том, что по какой-то "непонятной" (я считаю ее очевидной) причине, по какому-то недогляду (да, но дело не в самом отсутствии догляда, в том что он был неправильным, не разумным) Путин якобы вырос "песчаным генералом". И теперь строит в России джунгли, потому что "вот так и надо". Те кто реальные джунгли в России строили - мы всех их знаем, поименно большинство из них, многие сейчас за границей отсиживаются, да только радости им от этого никакой в долгосрочной перспективе не будет - всех найдем и поблагодарим за труды, по заслугам сторицей воздадим, каждому, никто простым "спасибо" не отделается. Верховный - не идеальный сверхчеловек, у него были заблуждения в том числе либерального толка, он долго и мучительно их преодолевал, в том числе проверяя на практике методом проб и ошибок, но главное - стремился он все-таки Россию сохранить, не дать уничтожить никаким врагам, ни внутренним ни внешним, и за это деятельной, самоотверженное стремление - огромное ему спасибо.

И сегодня, в условиях санкций и СВО, мы обнаруживаем себя - вовсе не в джунглях, а в очень разном, неоднородном, но достаточно здоровом обществе, в котором есть кому сплотиться и выстраивать взаимопомощь, взаимную поддержку. Мы - не песчаные генералы. Мы - те самые доктора и учителя, которые наоборот, в песчаные карьеры идут - и возвращают туда мир, порядок, еду, лекарства и знания. И так будет впредь.

Аватар пользователя DVonik
DVonik(10 лет 5 месяцев)

тепличность условий жизни подрастающих поколений в СССР взрастила в них эгоизм, неблагодарность, потребительство и безответственность по отношению к наследию своих отцов

всё так, но есть нюанс: ”тепличности” в природе не существует - она создавалась и поддерживалась искусственно… кем и с какой целью - это уже другой и отдельный вопрос

Аватар пользователя mke61
mke61(12 лет 1 месяц)

В целом ++++++++ много. Единственное замечание - мы( мое поколение) считало ( неосознанно! ) - коммунизм есть цель. А оказалось - коммунизм есть средство, инструмент.  Без этого инструмента человечество не выживет.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Хорошо сказано! smile9.gif

Учтем также, что со времени написания текста прошло 20 лет, а обсуждаемые высказывания В.В.П. - часть его публичного образа. Это, конечно же, не отменяет правомерность сравнения двух мироощущений, условно "(до)военного" и "шестидесятнического".

Аватар пользователя nkgb
nkgb(7 лет 10 месяцев)

В частности, это объясняет почему ВВП не будет строить СССР 2.0

Аватар пользователя mke61
mke61(12 лет 1 месяц)

"есть логика намерений и есть логика обстоятельств". Дальше знаете.

Аватар пользователя yuddp
yuddp(7 лет 7 месяцев)

вы полагаете, что это кому-нибудь нужно?

Аватар пользователя Джон Маклейн

Какой-то эльфийский взгляд в разрезе соцреализма. Точно также может причитать какая-нибудь бабуля, ах, откуда появились бандиты и рэкетиры, мы ведь их воспитывали, вкладывали душу, бесплатные секции, социальный лифт, школа-семья-институт и блаблабла. 

Нужно понимать,  какой смысл вкладывал Путин в это сравнение, и напрашивается простой ответ, который заключается  в том, что в обществе свои законы, на улице свои, которые от социалистических сильно отличались, это ты в школе пионер молодец, на улице это не имеет никакого значения. Вот и все содержание джунглей. А не эта высосанная из ничего простыня. 

Страницы