Снайперские успехи народовольца и почётного академика Николая Морозова миф?

Аватар пользователя turan01

Автор: Виктор Кириллов   

В блоге VK выложил современную биографию Николая Морозова от Анатолия Шикмана, здесь же приведу интересную цитату, которая касается современного интернет-мифа (вышедшего из-под контроля и даже послужившего основой для телесериала) о том, что Морозов на старости лет стал снайпером на фронте.

– – –

274px-MorozovNA.jpg

Третья, посмертная жизнь Морозова, как мне кажется, закончится очень нескоро. Уже после окончания советской власти некоторые созданные им труды увидели свет. Появились и деятельные люди, вдохнувшие очередную жизнь в его сочинения и в сочинения о нём. Может быть, совершенно новый, никому доселе не известный и ошеломляющий факт его биографии, о котором я узнал совсем недавно, лишь первый, среди ещё будущих многих, в его удивительной посмертной жизни. С него, наверное, и стоит начать.

«Славу ещё одного выдающегося сына Родины отметили „Известия“ в июле 1944 года. На страницах газеты были опубликованы указ о награждении орденом Ленина почётного члена Академии наук СССР Николая Александровича Морозова и маленькая заметка в связи с его 90-летием. Об этой жизни можно писать романы. Учёный с мировым именем, автор выдающихся трудов по астрономии, биологии, геологии, истории, математике, физике, философии, химии, языкознанию, Морозов был современным Ломоносовым. Поэт и один из первых отечественных воздухоплавателей, он в 1939 году в 85 лет окончил снайперские курсы Осоавиахима и через три года на Волховском фронте лично пристрелил нескольких фашистов».

Кем является автор публикации (в Интернете есть сведения о Станиславе Сергеевиче Сергееве, авторе книг по боевой фантастике; может быть, это он?) и откуда он почерпнул сведения о фронтовых подвигах Морозова, мне неизвестно. Ссылок на источник этой информации сам он не даёт. В маленькой заметке о 90-летии Морозова

(«В последние годы Н. А. Морозов безвыездно живет в усадьбе „Борок“ Ярославской области. Здесь 8 июля состоится торжественное заседание, посвящённое 90-летию со дня рождения маститого учёного. Специальная делегация выезжает в усадьбу Н. А. Морозова для того, чтобы приветствовать его от имени Академии наук СССР»)

или в указе о его награждении, опубликованном в «Известиях», упомянутых автором, ничего подобного нет. Я не встречал этих фактов ни в архивных документах, ни в литературе о Н. А. Морозове, изданной до 2007 г.

i?id=c188beea5c87e670ce92812e2f49e72d99c66af2-9221695-images-thumbs&n=13

<...>

Из недатированного письма Морозова председателю Ленгорисполкома Петру Сергеевичу Попкову:

«Сам я 2 года войны по разрешению наркома просвещения нахожусь в длительной научной командировке в Научно-исследовательском стационаре Академии Наук „Борок“ Ярославской обл., где я продолжаю свои научные занятия по астрономии и геофизики, за исключением зимы 1941–42 г., проведённой по нездоровью в Кремлёвской больнице. Отчёт о научной работе за 1943 г. мной был своевременно представлен ещё в ноябре 1943 г.».

Итак, 88-летний Морозов был постоянно занят разнообразными научными и административными трудами в Борке, за исключением двух с половиной месяцев, которые он провёл на московской больничной койке. Получается, что до проведённой медицинской операции или после неё он был отправлен на Волховский фронт, чтобы в течение нескольких дней внести личный вклад в разгром ненавистного врага, а затем так же незаметно возвращён в Борок. Как практически происходило это действо, а самое главное – зачем, – автор газетной публикации не сообщает. Как объяснял один из героев Александра Дюма:

«Я дерусь, потому что дерусь».

Что ж, и такая форма героизма может эффектно украсить советскую биографию.

Источник: Шикман А. П. "Николай Морозов. Мистификация длиною в век". М.: Весь Мир, 2016. С. 243–245.

Шикман А.П. - Николай Морозов. Мистификация длиною в век. - 2016.pdf (vk.com)

-----------------------------------------------------------------------

Комментарий историка Юрия Бахурина:

 Миф из разряда историй про энтомолога Шванвича, якобы изобретшего камуфляж для бронетехники, только ещё более остросюжетный (тому хотя бы не приписывают участие в боевых действиях).

=========================================

Немного из его биографии:  

Никола́й Алекса́ндрович Моро́зов (25 июня (7 июля) 1854 — 30 июля 1946) — деятель русского революционного движения (народник, народоволец), популяризатор науки, литератор (мемуарист и поэт).

Являлся внебрачным сыном мологского помещика П. А. Щепочкина и дочери кузнеца, носил фамилию матери. Получил систематическое образование в объёме пяти классов Второй московской гимназии. В гимназические годы стал членом кружка «чайковцев» и последовательно участвовал в деятельности «Земли и воли», исполкома «Народной воли». Во время пребывания у народовольцев активно занимался теоретическим осмыслением политического террора, опубликовав брошюру «Террористическая борьба» (1880). Николай Морозов аналитически описал ход и дальнейшее развитие революционного движения в России, причём его прогнозы оказались верными, а влияние тезисов о перманентном терроре как регуляторе действий царского режима ощущалось в эсеровской среде даже в начале XX века. В 1882 году на «Процессе двадцати» Морозов был приговорён к бессрочной каторге, до 1905 года находился в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. В общей сложности провёл в царских тюрьмах около тридцати лет, двадцать пять из которых — в непрерывном заключении. Последний раз получил год тюрьмы в 1912 году за книгу стихов. После освобождения и вплоть до революции 1917 года наиболее близки изменившимся взглядам Морозова были программные положения партии кадетов. В советское время он так и не вступил в ряды ВКП(б).

Морозов ещё в юности увлекался естественными науками и впоследствии сам создал большое число трудов в различных областях естественных и общественных наук. После освобождения в 1905 году активно публиковался в разных периодических изданиях, начиная с 1907 года во множестве издавал научно-популярные труды в области физики, химии и астрономии. Критики характеризовали их как дилетантские. Морозов опубликовал также три больших сочинения на стыке предметных областей истории культуры и естествознания: «Откровение в грозе и буре» (1907), «Пророки» (1914) и 7-томный «Христос» (1924—1932), в которых попытался представить библейские тексты как отражение реальных астрономических наблюдений раннесредневековых астрономов-христиан и сформулировал теорию тотальной фальсификации человеческой истории («античность — это средневековье»), впоследствии сильно повлиявшую на идеи представителей «Новой хронологии»[1]. Мемуарные книги и революционная поэзия Морозова пользовались некоторой известностью в начале XX века, вызывая сочувственное отношение Л. Толстого, В. Брюсова и обэриутов, и резко отрицательное — А. Блока, Н. Гумилёва и В. Розанова.

Действительный член Русского физико-химического общества, Русского астрономического общества и почётный член Московского общества любителей естествознания. В 1908 году избран действительным членом Французского астрономического общества. В 1910—1932 годах бессменный председатель Русского общества любителей мироведения. C 1918 года — директор Государственного естественно-научного института им. П. Ф. Лесгафта, научную станцию которого разместил в собственном имении Борок. В 1932 году был удостоен звания почётного члена АН СССР, в 1934 году — звания заслуженного деятеля науки. В честь 85-летия награждён орденом Трудового Красного Знамени (1939). Дважды кавалер ордена Ленина (1944 и 1945). (...) 

Его именем названы посёлок имени Морозова (1922) и астероид 1210 (Морозовия, 1931)[2], а также кратер на обратной стороне Луны (Морозов, 1970)[3].  (...)

====================================================

Прим. ТС: Журналист и писатель Юрий Олеша ("Зависть", "Три толстяка") вспоминал в своей знаменитой книге "Ни дня без строчки": 

Когда, начитавшись Морозова, я с апломбом заявил критику Дмитрию [Святополк-]Мирскому, что древнего мира не было, этот сын князя, изысканно вежливый человек, проживший долгое время в Лондоне, добряк, ударил меня тростью по спине.

– Вы говорите это мне, историку? Вы… вы…

Он побледнел, черная борода его ушла в рот. Все-таки перетянуть человека тростью…

– Да-да, Акрополь построили не греки, а крестоносцы! – кричал я. – Они нашли мрамор и…

Он зашагал от меня, не слушая, со своей бахромой на штанах и в беспорядочно надетой старой лондонской шляпе. Мы с ним помирились за бутылкой вина и цыпленком, который так мастерски приготовляют в шашлычных, испекая его между двумя раскаленными кирпичами, и он объяснил мне, в чем мое, а значит, и Морозова, невежество. Я с ним согласился, что древний мир был, хотя многие прозрения шлиссельбуржца до сих пор мне светят. Как бы там ни было, но то, что он создал свою систему отрицания древнего мира, гениально. Пусть сама система и невежественна, но сам факт ее создания, повторяю, гениален, если учесть то обстоятельство, что Морозов был посажен в крепость на двадцать пять лет, то есть лишен общения с миром по существу навсегда.

– Ах, вы меня лишили мира? Хорошо же! Вашего мира не было!

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Не секрет, что не очень хорошо отношусь к злоупотреблениям ярлыками-обзывалками, в тч. "ципсошник", т.к. на ресурсе подавляющее большинство участников - патриоты  и государственники вне зависимости от идейно-политических предпочтений, о чём уже говорил в предыдущей статье  (и предлагаю данное явление урезать совместными усилиями - вот как осетра). 

И привёл пример такого ципсоборцуна, высказавшегося в мой адрес:

Сапогов Россия 23:22-22/Сен/23
Ты классический пример ципсошника, который занимается тем, изображает непрерывную истерику, что в стране творится ад, выйти нельзя, чтобы на тебя не напали мигранты, ситуация ужасная и критическая. Помимо цели сеять всеобщую панику и нервозность, это еще и психологическое воздействие на наших воюющих ребят, чтобы у них как можно больше стимулов было забросить все и вернуться защищать якобы стонущие под гнетом мигрантов семьи.  Хотя, конечно, на 100% я не уверен. Может просто паникер или предатель.

На что ему вполне логично было указано, что если ты хочешь хотя бы выглядеть доказательным, выполни то, что сам предложил:

Сапогов Россия 19:10-22/Сен/23
Поиск хреново работает, так что нужно время. Но статистику вбросов я соберу как-​нибудь. 

Запомним: в неисполнении виновен поиск, несколько позже он уточнил в ответе др.коллеге:  

Сапогов Россия 19:40-22/Сен/23
А попробуй сам. (...) Я уж молчу про комментарии. Вот и попробуйте найти ходя бы парочку этим корявым гугло-​​поиском, который прикручен к сайту.

Далее состоялся обмен мнениями между нами, в последнем комментарии которого он сказал, ну, как отрезал: 

Сапогов Россия 01:02-20/Окт/23
Ты уже совсем какую-​​то чушь пишешь, непонятно зачем. Повторю свои вопросы, раз ты не удосужился на них ответить:
=А я где-​то писал, что мигранты не совершают преступления?
=Я где-​то писал, что ВСЁ, что пишется о мигрантах, создано ципсошниками?
Ты идиот?
И добавлю, специально для идиотов, в частности для тебя (хотя и читатели без диагноза тоже могут беспрепятственно ознакомиться с моим мнением) - лично я по упомянутой тобой статье полностью согласен с хозяином ресурса (хоть убей, не пойму, откуда ты высосал, что я должен быть не согласен), и с Бастрыкиным. (...) 
Но все это никак не отменяет факта, что на теме мигрантской преступности паразитируют ципсошники, что значительное количество информации (но, конечно, не вся), вброшенное через дзены/телеграм-​​каналы, и попадающее в том числе сюда, является ложью и подтасовками. Ибо важным аспектом информационных войн является расчесывание язв общества, а это, все-​таки, реальная язва. Если ты уверен, что ципсошники стесняются или брезгуют вбрасывать на эту тему, то так и скажи, ты-то хоть не постесняйся.
Ну и последнее
== turan01 Россия22:23-19/Окт/23: (...)  Кстати, и моё тоже, которое ты считаешь ципсошно-​​провокационно-​предательско-розжыгательским за мой прямой вопрос в последней заметке по Ковдору.==
Это явная наглая стопроцентная ложь. Где я это твое мнение называл "розжигательским", а тем более якобы за твой "прямой вопрос"? Может и часовню тоже я сломал? Какой-​​то бред сивой кобылы. По-​моему, ты психически болен. 

На что получил  следующий ответ:

turan01 Россия 15:43-20/Окт/23
А неплохо тебя заносит: забыл о принципе фатальной воронки? Хорошо, продемонстирируем:
== Если ты уверен, что ципсошники стесняются или брезгуют вбрасывать на эту тему (...) ==
Стоп, это же ты первый наименовал меня ципсошником, не подтвердив ни одним фактом. А представленные позднее копии моих высказываний  на тему СВО назвал всего лишь "оправданием".
Затем "смягчил",  объявив, что, может быть, просто паникёр или предатель, опять же таки без единого подверждения  таких характеристик моими словами.
Зато на ципсошничестве отплясался по полной, обвинив  в том, что "изображает непрерывную истерику, что в стране творится ад ... ситуация ужасная и критическая", а "помимо цели сеять всеобщую панику и нервозность, это еще и психологическое воздействие на наших воюющих ребят", чтобы они ... дезертировали ("забросить все и вернуться защищать якобы стонущие под гнетом мигрантов семьи").
Где мои лично непрерывные истерики, где попытки сеять всеобщую панику, где психологическое воздействие на участников СВО?
И теперь нагло требуешь ответов на свои вопросы, "забыв" про собственные совершенно  голословные филиппики и инвективы? Добавляя идиотизм и психическое заболевание?
== А я где-​то писал, что мигранты не совершают преступления? ==
== Я где-​то писал, что ВСЁ, что пишется о мигрантах, создано ципсошниками? ==
А где я тебя лично обвинял, что ты писал такое? Будь любезен цЫтатки. Априори уверен, что ты просто в очередной раз на голубом глазу  пытаешься передёрнуть в обычном своём стиле, умышленно засоряя полемику бессмысленным и лживым словесным мусором.
Не выйдет у тебя каменный цветок по заветам К.Чапека,  М.Пири и тутти кванти,  и не надейся, ждём юбилея.

Таким образом, понятно, что протагонист, лихо и бездоказательно  выдавший столь лестные характеристики (ципосшник, паникёр, предатель, идиот, психически больной), и не думает каким-либо образом отступать от своей первоначальной позиции. К тому же заменил прежний аргумент о "невозможнохреновоработающемпоиске" (с) другим:

 Сапогов Россия 13:09-17/Окт/23
(...) Что ка­са­ет­ся моего обе­ща­ния, оно зву­чит так "Но ста­ти­сти­ку вбро­сов я со­бе­ру как-​ни­будь". Зачем об­ви­нять меня в под­лом невы­пол­не­нии каких-​​то дед­лай­нов, при от­сут­ствии та­ко­вых? Если я пишу "как-​ни­будь", а не "к шест­на­дца­то­му ок­тяб­ря", зна­чит, меня за­ин­те­ре­со­вал этот во­прос и я пла­ни­рую этим за­нять­ся в сво­бод­ное время, но ни­ка­ких вре­мен­ных рамок не став­лю - за­да­ча явно не самая при­о­ри­тет­ная. И ты пре­крас­но ви­дишь, от­сле­жи­вая мою ак­тив­ность (я даже немно­го по­льщен), что мне сей­час не до се­те­вых ба­та­лий. Если все же у тебя есть иная трак­тов­ка, на­при­мер, что "как-​ни­будь" озна­ча­ет "зав­тра к обеду", я с удо­воль­стви­ем вы­слу­шаю.

Грозный барЕн-обзывальщик  милостиво обещает меня, смерда, идиота и предателя,  выслушать ... smile3.gif

Ну, нет, Братец Кролик, для начала ты разъясни, откуда у тебя взялся  сей бред сивой кобылы

 Сапогов 18:14-22/Сен/23
== Или мы всё боль­ше будем ви­деть со­об­ще­ний==
Как по­ка­зы­ва­ет жизнь, таких со­об­ще­ний мы видим всё мень­ше, а не всё боль­ше. Ста­тьи о любом пре­ступ­ле­нии, со­вер­шен­ном ми­гран­та­ми сразу вбра­сы­ва­ют­ся в до­ста­точ­ном ко­ли­че­стве на пульс, чуть ли не де­сят­ка­ми на каж­дый слу­чай. Но ми­гран­ты часто не со­вер­ша­ют пре­ступ­ле­ний це­лы­ми неде­ля­ми, вы­нуж­дая цип­сош­ни­ков, их доб­ро­воль­ных дру­зей, и тех немно­гих ис­крен­них людей, ко­то­рые дей­стви­тель­но оза­бо­че­ны, де­лать еже­днев­ные вбро­сы о ми­гран­тах, пуб­ли­куя толь­ко общую, некон­крет­ную ин­фор­ма­цию - уста­рев­шую ста­ти­сти­ку, непод­твер­жден­ные слухи из дзенов-​вконтактов, апо­ка­лип­ти­че­ские про­гно­зы. И ссы­лать­ся на одни и те же 5-7 пре­ступ­ле­ний за по­след­ние два года, по­ло­ви­на из ко­то­рых со­вер­ше­ны про­тив дру­гих ми­гран­тов же. Вот и здесь - при­ме­ры двух пре­ступ­ле­ний, до­воль­но ста­рых, одно из ко­то­рых со­вер­ше­но ми­гран­та­ми про­тив ми­гран­тов. Тя­же­ло ципсо, при­хо­дит­ся на таком скуд­ном ма­те­ри­а­ле ра­бо­тать.

Итак, поздравляю с юбилеем - ровно месяцем со дня твоего объявления о сборе статистики вбросов на Пульсе (по агрессивному поведению и преступлениям мигрантов)! smile5.gif

И кто на самом деле психопредатель - всё-таки придётся определиться. 

Комментарии

Аватар пользователя Тумс
Тумс(3 года 2 месяца)

> через три года на Волховском фронте лично пристрелил нескольких фашистов фгицев (из числа голубых хиви-итальянцев при диффизии IDF  ффф_Фганко)

Да, он такой - он даже херроического морпеха пеше-эротического Сашко_0 Яковлева (прораба Катастройки сортира 404 на гостерритории) с простреленной вусмерть ногой на койке в госпитале маланцев из-под Перми, выдюжил.

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация) ***
Аватар пользователя Тумс
Тумс(3 года 2 месяца)

Ню, Вам - я смотрю - дюже не интересно, как с 1942-го можно ох... жить при власти с таким каменюгой самострела за пазухой.

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация) ***
Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Здесь нет 100-й уверенности, что это на самом деле полноценный миф, поэтому в заголовке знак вопроса.  В отличие от прежних, разобранных ранее.  

Дедулька шустрый необычайно, мог как-то и прорваться хотя бы ненадолго. Надо копать глубже, по низовым документам. 

Аватар пользователя Тумс
Тумс(3 года 2 месяца)

> поэтому в заголовке знак вопроса

Ню, ты на сына усов Пескова - посмотри - чавой-то он пока не всплывает со своей героической биографией артиллериста без пушек Солженицына на Волховском фронте ЧВК. (Может, после осознания реалий написанного - придёт - понимание ответа на написанное.))))

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация) ***
Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

С теми чинодралами, кто демонстративно посетил поганый спектакль Косточки Богомолова и целут ручку старой лахудре Мадам Брошкиной,  говорить не о чем. 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Судя по натуральному вою русскоязычных израильтян-нацистов, мирняка погибло на самом деле довольно много, даже без  дискотечных. 

Аватар пользователя Тумс
Тумс(3 года 2 месяца)

> мирняка погибло на самом деле довольно много

Ага - Хамас - всего лишь застрельщик, фестивалили в кибуцах... сами, всё сами - от того и вой с вырыванием пейсов/дредов/чубов из собственных срак, другой - причины - не могет быть к тому)

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация) ***
Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

И рашкованы у них  во всём уиноуатые - прямым текстом. 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Да там такую дичайшую ахинею несут все эти "доценты с кандидатами" - даже щеневмерлики могут позавидовать. :)

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Поржать,  еврей-нацист закатил в Иерусалиме дикую бабскую истерику с угрозами Раше:

Видео от Каравана Ивановича - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

smile33.gif  smile3.gif

Аватар пользователя ContinentalistX
ContinentalistX(9 лет 3 месяца)

При чем тут Морозов и тема мигрантов?

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

1. Этот текст из моего блога, на Пульс перевела Администрация. 

2. В предыдущей статье turan01 • Выходцы из Азербайджана осуждены за беспорядки в Мурманской области. Мнение ТС (aftershock.news)   рассматривался наезд ципсоборцуна Сапогова, имеющий прямое отношение к политизированному мифообразованию: о принципиальной нерешаемости демографических проблем без мигрантов, о катастрофическом недостатке работников в народном хозяйстве без них же, о корректности и толерантности мигрантов и лиц приезжих национальностей  в  своей массе, о сугубо бытовом характере столкновений гостей с  местными, о неадекватном поведении некоторых  автохтонов,  в т.ч. русских, наличии  среди них хулиганских и криминальных элементов  эт цетера. 

Не разделяющие этого мнения объявляются ципсошниками, предателями и провокаторами, пытающимися, кроме всего прочего, вносить смуту среди наших участников СВО, фактически, якобы призывать к дезертирству. 

Меня такое паскудство не устраивает.

Поэтому опупея с Сапоговым будет продолжаться до логического завершения. 

Прошу более тему "зачем и для чего" здесь не развивать. 

Аватар пользователя 1001
1001(9 лет 3 месяца)

опубликовав брошюру «Террористическая борьба»

Cколько таких "народников", "старых большевиков", "бундовцев", "латышских чекистов"  казнено (после пыток) выстрелом в затылок в 1937-38 годах.

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Они сами приняли условия игры, оказавшейся дьявольским хороводом Смерти с выбиванием, посему не заслуживают ни капли сочувствия. 

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(14 лет 1 месяц)

100%

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя ВедЪ
ВедЪ(3 года 1 месяц)

Борок. Эхх, классное место. Там институт внутренних вод им.Папанина находится (а может уже находился, проблемы у них). Маленький ухоженный академгородок. Я был там году так в 1989м..впервые видел живого осетра (правда маленькие локоть длинной) и прочих всяких карпов.

А ещё недалеко от Борка, на реке Сить произошло нехорошее сражение владимирского князя Юрия Всеволодовича с монголами темник Бурундай и хан Батый. В общем заповедные места. Кстати к Борку ехать надо через Шестихино - краеведы говорят мол это раньше было село Шестиханово, в честь того что в этом месте шесть ханов стоянку делали.