Мне не нужны модели, рисунки, эксперименты.
Когда у меня рождаются идеи,
я в воображении начинаю строить прибор,
меняю конструкцию, совершенствую ее, и включаю.
Никола Тесла
На основе модели вовлечения запасов в разработку и прогноза спроса на энергетические ресурсы построил графики динамики добычи чистой энергии нефти и ее прироста. Чистая энергия нефти равна годовой добыче нефти за вычетом затрат на энергию, которую я рассчитываю на базе следующих предположений
- предполагается наличие растущей стоимости строительства одной скважины с учетом обустройства относительно 1910 года (с 1 до 10 к 2030 году)
- предполагается наличие растущей себестоимости добычи одной тонны нефти с 1910 года (с 1 до 5 к 2030 году)
- оценивается число пробуренных в каждом году скважин по модели вовлечения запасов (начального суммарного дебита вновь введенных скважин)
- инвестиции в бурение и себестоимость добычи нефти в каждом году является производной от соответствующих стоимостей, приведенных на определенный год - значение вычисляется в тоннах н.э.
- показатели далее вычислялись по формулам
чистая энергия = добыча нефти - энергетические затраты на бурение и добычу
EROI = добыча нефти / энергетические затраты на бурение и добычу
В целом можно сказать, что ключевой момент в добыче чистой энергии нефти по сути был в 1979 году. После которого мы перешли в другую фазу логистической кривой роста. В 2006 году мы упали на величину менее 1%, где и находимся сейчас.
Дополнительно рассчитал по просьбам трудящихся доверительные интервалы прогноза спроса на нефть (третий график).
Добыча и прирост чистой энергии нефти
Оценка среднего EROI
Доверительные интервалы прогноза спроса на нефть
Комментарии
.
да, но по сути мир в целом уже немало лет просто удерживает добычу нефти на полке, чтобы пока хотя бы НПЗ работали
.
должен рулить гибрид на дизеле :) может европейцы все уже и знают :)
Бери электромобиль ;)
Там литиевые АКБ, лития во вселенной дофига, на всех на свете хватит :-))))
Они совершенно безопасные и не горят, литий - вообще металл инертный, как платина... и дешёвый, как железо :)
Вот, знаменитый Тесла:
ну извините, господа, если у Вас эспериментальные данные вываливаются из доверительных интервалов- то нифига это не доверительные интервалы, или эти интервалы нифига не доверительные. Третий вариан- теория не прошла экспериментальную проверку и признана ошибочно.
По первым двум графикам- не могли бы вы привести исходные данные, по которым они построены. а то как-то несерьезно получается, нарисовали два графика и предлагаете в них просто поверить?
У Вас у нефти ЕРОИ в 1905 г. 140. А с какого извините, лешего? или в каком райне? не в Баку же, там нефть на верблюдах таскали, и затраты на транспортировку были гигантские, как считали ЕРОИ?
кроме того, ЕРОИ- это безразмерный параметр, по идее, аналог КПД, в некотором роде, это отношение энергии, полученной от ресурса, к энергии, потраченной на добычу. А у Вас описание ЕРОИ дает размерность баррель/джоуль или килограмм/джоуль, это ошибка, или так задумано?
возьмите формулы по расчету ДИ, если экспериментальных точек достаточно много, то это нормально, но если хотите дать свой расчет - давайте, сравним
EROI - это конечно безразмерный показатель, делится добыча нефти в т.н.э. на энергетические затраты, выраженные в т.н.э.
трубопроводы и танкеры построили еще в XIX веке, хотя столь удаленным периодам я бы большой веры не давал, настраивался я все же по более близким данным
вам какие данные нужны? я по сути использовал только фактическую добычу нефти, остальное - модельный расчет, их я дать не могу
Не порите чушь, ей больно! 19 точек - это достаточно много??? Вы уху ели что ли???
Я уже ниже писал, что у вас там какая-то своя математика или вы ни хрена не разбираетесь, как считаются ДИ.
Чего вы ругаетесь-то? Для оценки одной неизвестной пойдет, Стьюдент для трех сигма порядка 3- вполне нормально, 100 точек дадут коэфф. Стьюдента 2,6, что не сильно-то и улучшит точность. просто тут какая-то фигня с сам понятием "доверительный интервал".
Для оценки одной неизвестной и двух значений хватит, но он же на другое намекает:
возьмите формулы по расчету ДИ, если экспериментальных точек достаточно много, то это нормально,
То есть нормально, что такие ДИ странные получаются, у которых более половины точек за границы ДИ вываливаются. И как тут не ругаться? :-((((
Откуда взялось, что распределение - гауссово?
В данном случае построение доверительного интервала лучше вообще не делать.
Вот-вот-вот!!! На представленном графике невооруженным взглядом видны сериальные отклонения остатков, как минимум три такие серии. Какая уж тут гауссиана. А еще же есть гетероскедастичность, а еще автокорреляция. Но это скорее технические детали. Главная проблема - автор исходит из идеи неограниченности ресурса и потому смело и без оглядки на прошлое запулил свой прогноз на 40 лет вперед. А вот в прошлом его модели уже заложены очень неприятные бяки. Начнем с начала этой истории. Как видно из модели, до 1910-1925 года, исходя из верхней и нижней оценки модели, добыча нефти была отрицательной. Упс, мы её теряем :-((( Вместо добычи нефти мы её должны закачивать в пробуренные скважины! Вообще-то это противоречит физическому смыслу задачи и должно было заставить афтара задуматься. Например, использовать модель с нулевой константой. Правда, прирост в такой модели падает раза в полтора, но, по крайней мере, отрицательных значений нефтедобычи нет. Тем не менее модель с нулевой константой не снимает главного противоречия - гипотезы о неграниченности ресурса. Прямая линия по прежнему прет в светлое будущее, как обезумевший лемминг к берегу моря. Когда гостья из будущего Алиса Селезнева станет взрослой, добыча нефти будет на 75% выше нынешней. И героические нефтяники добудут к её замужеству примерно в 3.5 раза нефти больше, чем они это умудрились сделать по настоящий момент. Кир Булычев хоть и фантаст, но на фоне таких новостей уже нервно курил бы в сторонке :-)))
Далее, наш афтор там что-то напел про корреляцию, то бишь он знаком с таким понятием как R-квадрат. Чтобы показать несостоятельность его исходных предпосылок по выбору модели, давайте сравним его линейную модель с экспоненциальной.
- Но ведь Дон Педро умер! -Мнда? Какая жалость. (с)
И правда, какая жалость. R-квадрат экспоненциальной модели (красный) выше. И мы теперь, как честные люди, обязаны жениться сделать выбор в пользу экспоненциальной модели, как более статистически значимой. Более того, продолжая наши формальные изыскания, мы обнаружим, что полином шестой степени просто красавец - сами убедитесь, R-квадрат у него просто лошадиный, более 99%!
Правда, на прогнозируемом участке 2010-2050 он ведет себя так, что я даже не решаюсь приводить этот прогноз - не хочу вам перед обедом аппетит портить.
Теперь о странном поведении остатков. То, что их заносит то выше, то ниже модельной кривой, афтара почему-то не смущает. А должно было бы насторожить, ибо простейшая проверка показывает, что имеет место сильнешая автокоррелированость остатков модели 1 и 2 степени:
Ну и наконец, про прирост. Если бы автор не выпендривался, а нарисовал вот такой простой, как коровье мычание, график, то было бы всем нам щастье даром и никто бы не ушел обиженным. На графике очень хорошо виден кризис 70-х и неудачные попытки в 90-е годы выйти на другую кривую развития.
PS Подводя итоги разборок нулевого уровня, признаюсь в мелкой провокации. Я сознательно выбивал из афтара расчет по доверительным интервалам, так как у меня было два варианта развития событий:
1. Автор хоть что-то понимает в статистическом моделировании и щаз начнет размазывать меня по стенке тонким слоем в три ряда. И вот тогда мы с ним обсудим всякие интересные моменты по поводу его модели, которая как бы не в мейнстриме на данном ресурсе.
2. Автор сам не понимает, что делает, пытается разобраться, но добросовестно заблуждается (что в общем заметно по его репликам). Тогда он попробует разобраться, что это за зверь такой - доверительный интервал, какого ... к нему прицепились с этой хренью в то время, как он тут человечество облагодетельствовал, дорогу в светлое будущее нарисовал на своем графике. И выйдет на понимание, что его в благородном порыве занесло не туда, и модель его, мягко говоря, но грубо выражаясь - это отнюдь не эскимо на палочке, а совсем другая, сильно несъедобная субстанция.
Я понимал, что у варианта номер 1 шансов один на миллион, но чем черт не шутит. Не прокатило. Придется открывать курсы ликбеза вместо академии :-(((
1. линейный график оценивал не производство, а текущий тренд спроса на нефть, он никак не связан с пиком нефти, а лишь отражает потребность в нефти НПЗ и нефтехимических заводов с учетом потерь нефти из-за растущих потерь энергии
2. для корректного использования линейной модели нельзя брать всю историю, а только последнюю часть, где график является линейной моделью, поэтому более ранние точки надо убрать из модели - мне оказалось достаточно убрать первые 4 точки, чтобы линия легла на последние точки, еще проще это было сделать не в Excel, а просто дав больший вес самым последним точкам (взвешенный МНК)
3. для построения функции с учетом всех точек гораздо лучше подходит модель типа модели С.П. Капицы по росту населения (разновидность логистической кривой), но для нее надо сначала было физичным способом оценить динамику вовлекаемых запасов и где примерно проходит асимптота, я чуть позже попробую дать такую более физичную модель
4. график прироста нефти, который вы привели как раз и отражает главный вывод текста, производители нефти не смогли решить проблему долгосрочного роста нефти и теперь лишь поддерживают остальную инфраструктуру НПЗ и нефтехимии от выбытия
5. отмечу также, что пик прироста по нефти совпадает с пиком прироста по населению
Если на клетке слона написано "буйвол", не верь глазам своим (с)
У вас на третьем графике вертикальная ось подписана "Добыча нефти ...". Под лупой просмотрел все графики - нет там слова спрос, нетути! И перестаньте называть нефтяников "производителями нефти". У вас и так сумбур в голове с определениями, так вы еще и добычу производством называете, кощун.
Для корректного использования линейной модели надо брать две точки и всё у вас будет тип-топ, никто придраться не сможет (шутка юмора, а не руководство к действию :-)) Для корректного использования модели надо понимать, какие процессы она отражает и границы её применимости.
Определенные подвижки есть, вы уже вспомнили логистическую кривую! Радует, что вы от мальтизианства перешли на более реалистичные сценарии. Подсказка - оценка ассимптоты заложена в самих данных, не надо "физичных способов" её оценки. И учтите мой коммент про модель Нортона-Басса, ибо у вас там не одна логистическая кривая, а две.
Согласен, изменил название первой статьи на "Прогноз спроса на энергию в мире на ближайшие десятилетия" и добавил в том тексте
.
? у Вас я так понял, идет прогноз потребления нефти. Прогноз предполагает какую-то теорию, которая берет какие-то наблюдаемые данные, и на основе этих данных чего-то там рассчитывает. При этом доверительные интервалы появляются как следствие погрешностей измерения наблюдаемых данных.
Есть доверительные интервалы при измерении какой-либо величины, когда присуствует случайная ошибка. тогда да, чем больше измерений одной и той же величины мы проведем, тем точнее мы сможем оценить ее значение, в этом случае просто вычисляется среднее, дисперсия и вероятность отклонения реального значения от среднего на заданную величину.
У Вас на третьем графике вроде как прогноз, а не измерения, а раз прогноз- то там доверительные интервалы к статистическим формулам расчета ДИ никакого отношения не имеют. В связи с этим и вопросы- что это за прогноз, который дает доверительные интервалы, а эксперимент в них не укладывается?
Про ЕРОИ в общем ответили, некоторая путаница в терминах устранена.
Про танкеры, трубопроводы и удаленные периоды- а при чем тут они? они и сейчас есть, а по Вашим же данным ЕРОИ упал. Вопрос-то в том, откуда данные, что ЕРОИ в 1900 для нефти был 140? и это средний по планете, максимальный, или какой-то частный случай фонтанирующей непосредственно возле котельной скважины?
"остальное - модельный расчет"- так в этом-то и вопрос- что за модель Вы использовали и как Вы по этой модели вели расчет (и тут прямая связь с вопросом про ДИ). Или это уникальное ноу-хау, которое доступно только Вам?
1. прогноз потребления (спроса) на нефть я рассчитываю только после 2012 года, не очень понимаю почему к нему столько вопросов, по крупному почти линейный рост очевиден, население и его потребление же растет примерно с тем же темпом, я давал этот график в своем блоге недавно. Если есть желание вы можете предложить свой расчет и я заменю расчетные точки прогноза по нефти на ваши, для меня это не принципиальный вопрос, так как остаток добычи все равно идет по факту из предыдущих лет и влияние новых скважин начинается позже
2. приятно наконец услышать вопрос по модели, попробую кратко без формул пояснить процесс, напомню, что пользуюсь только фактической добычей нефти
- начинается расчет с 1900 года, есть одна точка
- для этой точки вычисляется какой объем запасов нужно ввести в разработку (пробурить скважины), чтобы в первый год добыча от этих скважин (интеграл кривой падения добычи за один год) равнялась добыче этого года, определяется суммарный начальный дебит этих скважин и оценивается их число
- расчет переходит на 1901 год
- из фактической добычи за этот год вычитается добыча (интеграл по второму году добычи первой 1900 года группы скважин) и добавляется новые скважины и вовлекаемые запасы второй группы
- расчет уходит на следующий год
- из фактической добычи отнимаются все интегралы по этому году из предыдущих лет и опять вычисляются все параметры
и т.д.
итогом расчета является динамика вовлечения запасов, "число" скважин
- далее на эту динамику даются уже экономические подмодели (динамика стоимости 1 скважины по годам и динамика себестоимости добычи нефти по годам) в т.н.э.
в итоге вычисляются все остальные показатели (чистая энергия, EROI)
Интересно. По урану тоже пик на 1979г. По крайней мере у США.
может что-то сломалось в самой цивилизации, после этого началась перестройка с разрушением производств у нас и перенос производств в Азию на Западе
тут все же немало допущений сделано, шанс может и есть, что я ошибаюсь и все немного лучше, но если вы посмотрите сколько нужно просто бурить и ставить платформ хотя бы - я даже не уверен, что будет столько техники в нужное время в нужном месте
Я шо -то пропустил?Электричество уже в основном из нефти производят?
бессмысленой она станет при ЕРОИ равном 1, пока он больше- смысл есть...
\\бессмысленой она станет при ЕРОИ равном 1\\
а вот и нет. Нет смысла с экономической точки зрения. А если добывать в США и разницу оплачивать станком ФРС, это смысл выживания.
При определенных условиях возможно и EROI ниже.Например,никакая АЭС не заменит битум для производства асфальта.
Нефть будут добывать по любому. Для примера - возить дрова из Сибири в Германию ЕРОИ получается ниже еденицы, но лес пилят и возят, только при этом не жгут в топках.
Тоже самое и с нефтью - её не только в топках жгут.
Интересно,для чего ещё можно применить дрова?
ОСП, ДСП, фанера, доска, брус, оргалит, МДФ, целлюлоза в конце концов... и т.д. и т.п. и д.р.
Всё зависит от того, какие дрова... но практически из любых можно сделать стружечные плиты (ОСП и ДСП)
Так мы вроде про энергетику?Не?
Грин, дверь открыта, не стучите... Вам же камрад evm11 написал ясно:
"...но лес пилят и возят, только при этом не жгут в топках.
Тоже самое и с нефтью - её не только в топках жгут."
А так-то конечно да, мы в целом про энергетику... но evm11 имел в виду в данном случае - полимерное применение "углеводородов"...
(задумчиво глядя на график доверительных интервалов) "Сдаётся мне, джентльмены, это была комедия!"
Просмотрев в своей жизни не сотни, а тысячи графиков с обработкой результатов экспериментов, мне не обязательно даже считать по формулам, чтобы увидеть откровенную лажу или подставу. По умолчанию границы доверительных интервалов (ДИ) строятся, исходя из уровня значимости 0.05 (или 5%). Это значит, что в идеальной модели не более 5% значений фактических точек находятся за границами доверительного интервала. На практике бывает чуть больше, чуть меньше. На графике же видно, что 11 из 19 точек, то есть почти 58% точек - за границами ДИ. Это какая-то перпендикулярная математическая статистика, камрады!
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно :-(((
Не менее показателен первый график, на котором прирост (ну типа скорость изменения aka производная) добычи чистой энергии уходит в ноль (красная линия), при том что сам показатель (синяя линия) показывает хоть и замедляющийся, но рост и на плато (в горизонталь) не выходит. Если же афтар взял вторую производную, то в физике это не скорость (прирост), а ускорение, то есть прирост прироста.
Давайте посчитаем вместе
на 2000 год чистая энергия нефти = 3283 т.н.э.
на 2010 год тоже самое = 3749 т.н.э.
то есть рост за 10 лет на 14%, то есть среднегодовой прирост около 1%
про ДИ - сделайте свой расчет, мне тоже показалось странным, но все формулы взяты из обычного учебника по статистике
По-моему, все достаточно очевидно. Доверительный интервал рассчитан для статистической функции, использованной в модели (на графике подпись - прогноз). Естественно, реальные показатели зависят и от многих других факторов и, естественно, в допуски не укладываются.
Сами поняли, что написали? ДИ считаются на основе приведенных данных, но эти данные в рассчитанные на их основе допуски не укладываются. Я фигею, дорогая редакция!
Вы название графика видели? "Доверительные интервалы прогноза спроса на нефть". Перед нами модель, а фактические данные наложены сверху. ДИ даны для модели.
Добавлю, что, хотя в целом фактические данные модели не очень соответствуют, как сглаживающая функция модель вполне годится.
Я-то всё видел и более того, понимаю о чем речь. Для вас наверное будет откровением, что значения, вычисленные на основе модели, даже в диапазоне фактически наблюдаемых значений называются прогнозными. Ну куда вы лезете со своими комментариями в калашный ряд, не зная таких элементарных вещей?
И чтобы два раза не вставать - значение критерия Фишера для модели никак посчитали, чтобы утверждать, что модель годится? Или так, на глазок пукнули в вечность?
Да, вы правы: по доверительным интервалам я неправ. Они рассчитаны исходя из неких иных фактических данных, нежели те, чем показаны на графике.
О критерии Фишера также речи не идет - откуда брать цифры для расчета? Не с графика же снимать.
Именно на глазок. C 40го по 80й год были отклонения, но года с 85-го фактические данные попадают в ДИ. Исходя из этого был сделан вывод о сооответсвии модели факту (возможно, поспешный).
Доверительные интервалы - это так, проверка автора на вшивость :-) Я там выше более подробно про его модель написал http://aftershock.news/?q=node/39119#comment-565697
Согласно приведенным вами ниже данным в 1900-1910 среднегодовой прирост 2,6, а в 2000-2010 среднегодовой прирост 59,8, то есть ни хрена не упал, а вырос в 23 раза. То, что вы назвали приростом, на самом деле называется относительным приростом. Аффтар, претендуя на роль гуру прогнозирования, для начала выучите терминологию!
Про ДИ - или у вас кривой учебник, либо кривые ручки. Данные дали - это хорошо, есть возможность найти, где косяк.
Есть какие мысли о росте в 60 и 80 годах на 2 графике?
:-) тут пока непонятно, что вообще на этих графиках изображено (удав, который проглотил слона или просто шляпа какая-то), а ты уже пытаешься детали графиков анализировать.
Детали могут опровергнуть целое.
Там две S-образные кривые на самом деле - вторая напрямую связана с энергетическим кризисом на Западе 70-х годов. Но наш искперт плевать хотел, что такие вещи надо обсчитывать хотя бы на основе модели Нортона-Басса, у него есть линейная модель и интузизизм в стиле аля-улю, гони гусей!
1. расчеты до 2012 года не просчитывались на линейной модели, а оценивались вовлеченные запасы, суммарный начальный дебит, остаток добычи по переходящему фонду по фактической добыче и ее истории
2. по прогнозу спроса после 2012 года, для предложенной вами модели основное - число потребителей, а оно будет расти, в основном и оно же определяет рост спроса
он есть и на графике прироста добычи нефти (не только чистой энергии), по России - это ввод основных месторождений Поволжья и Западной Сибири, по миру в целом - видимо арабские месторождения, может еще что-то
Гм. Допущения вижу, а что конкретно является первичной информацией и из каких первоисточников она взята?
я тут пояснил динамику построения расчета
http://aftershock.news/?q=comment/565110#comment-565110
Страницы