Логика поджигателя ядерной войны - не боись!

Аватар пользователя serghey
Евгений Пожидаев: Ядерные мифы и атомная реальность

17 сентября официально открылась 68-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Ежегодные общие прения начались во вторник и продлятся до 1 октября. Один из вопросов, стоящих на повестке дня Генассамблеи - очередной раунд переговоров по ядерному разоружению, зашедших в тупик ещё 16 лет назад.

В изрядной степени не самые выгодные для России инициативы легитимизируются представлениями, господствующими в массовом сознании уже семь десятков лет. Наличие ядерного оружия рассматривается как предпосылка для глобальной катастрофы. Между тем, эти представления в значительной мере являют собой гремучую смесь из пропагандистских штампов и откровенных "городских легенд". Вокруг "бомбы" сложилась обширная мифология, имеющая очень отдалённое отношение к реальности.

Попробуем разобраться хотя бы с частью собрания ядерных мифов и легенд ХХI-го века.

Миф №1: Действие ядерного оружия может иметь "геологические" масштабы. Так, мощность известной "Царь-Бомбы" (она же "Кузькина-мать") "уменьшили (до 58-ми мегатонн), чтобы не пробить земную кору до мантии. 100 мегатонн на это вполне хватило бы". Более радикальные варианты добираются до "необратимых тектонических сдвигов" и даже "раскалывания шарика" (т.е. планеты). К реальности, как несложно догадаться, это имеет не просто нулевое отношение - оно стремится в область отрицательных чисел.

Итак, каково "геологическое" действие ядерного оружия в действительности?

Диаметр воронки, образующейся при наземном ядерном взрыве в сухих песчаных и глинистых грунтах (т.е., по сути, максимально возможный - на более плотных грунтах он будет, естественно, меньше), рассчитывается по весьма незатейливой формуле "38 умножить на корень кубический из мощности взрыва в килотоннах". Взрыв мегатонной бомбы создаёт воронку диаметром около 400 м, при этом её глубина в 7-10 раз меньше (40-60 м). Наземный взрыв 58-ми мегатонного боеприпаса, таким образом, образует воронку диаметром около полутора километров и глубиной порядка 150-200 м. Взрыв "Царь-бомбы" был, с некоторыми нюансами, воздушным, и произошёл над скальным грунтом - с соответствующими последствиями для "копательной" эффективности. Иными словами, "пробивание земной коры" и "раскалывание шарика" - это из области рыбацких баек и пробелов в области ликвидации неграмотности.

Миф №2: "Запасов ядерного оружия в России и США хватает на гарантированное 10-20 кратное уничтожение всех форм жизни на Земле". "Ядерного оружия, которое уже есть, хватит на то, чтобы уничтожить жизнь на земле 300 раз подряд". Реальность: пропагандистский фейк.

При воздушном взрыве мощностью в 1 Мт зона полных разрушений (98% погибших) имеет радиус 3,6 км, сильных и средних разрушений - 7,5 км. На расстоянии 10 км гибнет лишь 5% населения (впрочем, 45% получают травмы разной степени тяжести). Иными словами, площадь "катастрофического" поражения при мегатонном ядерном взрыве составляет 176,5 квадратных километра (примерная площадь Кирова, Сочи и Набережных Челнов; для сравнения - площадь Москвы на 2008-й - 1090 квадратных километров). На март 2013-го Россия имела 1480 стратегических боеголовок, США - 1654. Иными словами, Россия и США могут совместными усилиями превратить в зону разрушений вплоть до средних включительно страну размером с Францию, но никак не весь мир.

При более прицельном "огне" США могут даже после разрушения ключевых объектов, обеспечивающих ответный удар (командные пункты, узлы связи, ракетные шахты, аэродромы стратегической авиации и т.д.) практически полностью и сразу уничтожить практически всё городское население РФ (в России 1097 городов и около 200 "негородских" поселений с численностью населения больше 10 тыс. человек); погибнет и значительная часть сельского (в основном из-за радиоактивных осадков). Довольно очевидные косвенные эффекты в короткие сроки уничтожат значительную часть выживших. Ядерная атака РФ даже в "оптимистическом" варианте будет намного менее эффективной - население США более чем вдвое многочисленно, гораздо более рассредоточено, Штаты обладают заметно большей "эффективной" (то есть сколько-нибудь освоенной и населённой) территорией, менее затрудняющим выживание уцелевших климатом. Тем не менее, ядерного залпа России с лихвой хватит, чтобы довести противника до центральноафриканского состояния - при условии, что основная часть её ядерного арсенала не будет уничтожена превентивным ударом.

Естественно, все эти расчёты исходят из варианта неожиданной атаки, без возможности предпринять какие-либо меры по снижению ущерба (эвакуация, использование убежищ). В случае их использования потери будут кратно меньше. Иными словами, две ключевые ядерные державы, обладающие подавляющей долей атомного оружия, способны практически стереть с лица Земли друг друга, но не человечество, и, тем более, биосферу. Фактически, для почти полного уничтожения человечества потребуется не менее 100 тыс. боеголовок мегатонного класса.

Впрочем, возможно, человечество убьют косвенные эффекты - ядерная зима и радиоактивное заражение? Начнём с первой.

Миф №3: Обмен ядерными ударами породит глобальное снижение температуры с последующим коллапсом биосферы. Реальность: политически мотивированная фальсификация.

Автором концепции ядерной зимы является Карл Саган, последователями которого оказались два австрийских физика и группа советского физика Александрова. По итогам их трудов появилась следующая картина ядерного апокалипсиса. Обмен ядерными ударами приведёт к массовым лесным пожарам и пожарам в городах. При этом зачастую будет наблюдаться "огненный шторм", в реальности наблюдавшийся при крупных городских пожарах - например, лондонском 1666-го года, Чикагском 1871-го, московском 1812-го. Во время Второй мировой его жертвами стали подвергшиеся бомбардировкам Сталинград, Гамбург, Дрезден, Токио, Хиросима и ещё ряд менее крупных городов.

Суть явления такова. Над зоной крупного пожара значительно нагревается воздух, и начинает подниматься вверх. На его место приходят новые массы воздуха, вполне насыщенные поддерживающим горение кислородом. Возникает эффект "кузнечных мехов" или "дымовой трубы". В итоге пожар продолжается до тех пор, пока не выгорает всё, что может гореть - а при развивающихся в "кузнечном горне" огненного шторма температурах гореть может многое.

По итогам лесных и городских пожаров в стратосферу отправятся миллионы тонн сажи, которая экранирует солнечное излучение - при взрыве 100 мегатонн солнечный поток у поверхности Земли сократится в 20 раз, 10000 мегатонн - в 40. На несколько месяцев наступит ядерная ночь, фотосинтез прекратится. Глобальные температуры в "десятитысячном" варианте упадут минимум на 15 градусов, в среднем - на 25, в некоторых районах - на 30-50. После первых десяти дней температура начнёт медленно повышаться, но в целом продолжительность ядерной зимы составит не менее 1-1,5 года. Голод и эпидемии растянут время коллапса до 2-2,5 лет.

Впечатляющая картина, не правда ли? Проблема в том, что это фейк. Так, в случае лесных пожаров модель исходит из того, что взрыв мегатонной боеголовки немедленно вызовет пожар на площади 1000 квадратных километров. Между тем, в действительности на расстоянии в 10 км от эпицентра (площадь 314 квадратных километров) уже будут наблюдаться только отдельные очаги. Реальное дымообразование при лесных пожарах в 50-60 раз меньше заявленного в модели. Наконец, основная масса сажи при лесных пожарах не достигает стратосферы, и довольно быстро вымывается из нижних атмосферных слоёв.

Равным образом, огненный шторм в городах требует для своего возникновения весьма специфических условий - равнинной местности и огромной массы легко возгораемых построек (японские города 1945-го года - это дерево и промасленная бумага; Лондон 1666-го - это в основном дерево и оштукатуренное дерево, и то же самое относится к старым немецким городам). Там, где не соблюдалось хотя бы одно из этих условий, огненный шторм не возникал - так, Нагасаки, застроенный в типично японском духе, но расположенный в холмистой местности, так и не стал его жертвой. В современных городах с их железобетонной и кирпичной застройкой огненный шторм не может возникнуть по чисто техническим причинам. Пылающие как свечи небоскрёбы, нарисованные буйным воображением советских физиков - не более чем фантом. Добавлю, что городские пожары 1944-45, как, очевидно, и более ранние, не приводили к значительному выбросу сажи в стратосферу - дымы поднимались только на 5-6 км (граница стратосферы 10-12 км) и вымывались из атмосферы за несколько дней ("чёрный дождь").

Иными словами, количество экранирующей сажи в стратосфере окажется на порядки меньше, чем заложено в модели. При этом концепция ядерной зимы была уже проверена экспериментально. Перед "Бурей в пустыне" Саган утверждал, что выбросы нефтяной сажи от горящих скважин приведут к достаточно сильному похолоданию в глобальных масштабах - "году без лета" по образцу 1816-го, когда каждую ночь в июне-июле температура падала ниже нуля даже в США. Среднемировые температуры упали на 2,5 градуса, следствием стал глобальный голод. Однако в реальности после войны в Заливе ежедневное выгорание 3 млн. баррелей нефти и до 70 млн. кубометров газа, продолжавшееся около года, оказало на климат очень локальный (в пределах региона) и ограниченный эффект.

Таким образом, ядерная зима невозможна даже в том случае, если ядерные арсеналы снова вырастут до уровня 1980-х. Экзотические варианты в стиле размещения ядерных зарядов в угольных шахтах с целью "сознательного" создания условий для возникновения ядерной зимы тоже неэффективны - поджечь угольный пласт, не обрушив при этом шахту, малореально, и в любом случае задымление окажется "низковысотным". Тем не менее, работы на тему ядерной зимы (с ещё более "оригинальными" моделями) продолжают публиковаться, однако... Последний всплеск интереса к ним странным образом совпал с инициативой Обамы по всеобщему ядерному разоружению.

Второй вариант "косвенного" апокалипсиса - глобальное радиоактивное заражение.

Миф №4: Атомная война приведёт к превращению значительной части планеты в ядерную пустыню, а подвергшаяся ядерным ударам территория будет бесполезна для победителя из-за радиоактивного заражения.

Посмотрим на то, что потенциально должно её создать. Ядерные боеприпасы мощностью в мегатонны и сотни килотонн - водородные (термоядерные). Основная часть их энергии выделяется за счёт реакции синтеза, в ходе которой радионуклиды не возникают. Однако такие боеприпасы всё же содержат делящиеся материалы. В двухфазном термоядерном устройстве собственно ядерная часть выступает только в качестве триггера, запускающего реакцию термоядерного синтеза. В случае с мегатонной боеголовкой - это маломощный плутониевый заряд мощностью в примерно в 1 килотонну. Для сравнения - плутониевая бомба, упавшая на Нагасаки, имела эквивалент в 21 кт, при этом в ядерном взрыве сгорело лишь 1,2 кг делящегося вещества из 5, остальная плутониевая "грязь" с периодом полураспада в 28 тысяч лет просто рассеялась по окрестностям, внеся дополнительный вклад в радиоактивное заражение. Более распространены, однако, трёхфазные боеприпасы, где зона синтеза, "заряженная" дейтеридом лития, заключена в урановую оболочку, в которой происходит "грязная" реакция деления, усиливающая взрыв. Она может быть сделана даже из непригодного для обычных ядерных боеприпасов урана-238. Однако из-за весовых ограничений в современных стратегических боеприпасах предпочитают использовать ограниченное количество более эффективного урана-235. Тем не менее, даже в этом случае количество радионуклидов, выделившихся при воздушном взрыве мегатонного боеприпаса, превысит уровень Нагасаки не в 50, как следовало бы, исходя из мощности, а в 10 раз.

При этом из-за преобладания короткоживущих изотопов интенсивность радиоактивного излучения быстро падает - снижаясь через 7 часов в 10 раз, 49 часов - в 100, 343 часа - в 1000 раз. Далее, отнюдь нет необходимости ждать, пока радиоактивность снизится до пресловутых 15-20 микрорентген в час - люди без каких-либо последствий столетиями живут на территориях, где естественный фон превышает стандарты в сотни раз. Так, во Франции фон местами составляет до 200 мкр/ч, в Индии (штаты Керала и Тамилнад) - до 320 мкр/ч, в Бразилии на пляжах штатов Рио-де-Жанейро и Эспириту-Санту фон колеблется от 100 до 1000 мкр/ч (на пляжах курортного города Гуарапари - 2000 мкр/ч). В курортном иранском Рамсаре средний фон составляет 3000, а максимальный - 5000 мкр/ч, при этом его основным источником является радон - что предполагает массированное поступление этого радиоактивного газа в организм.

В итоге, например, панические прогнозы, раздававшиеся после хиросимской бомбардировки ("растительность сможет появиться только через 75 лет, а через 60-90 - сможет жить человек"), скажем так мягко, не оправдались. Выжившее население не эвакуировалось, однако не вымерло полностью и не мутировало. Между 1945-м и 1970-м среди переживших бомбардировку количество лейкемий превысило норму менее чем в два раза (250 случаев против 170 в контрольной группе).

Заглянем на Семипалатинский полигон. Всего на нём было произведено 26 наземных (наиболее грязных) и 91 воздушный ядерный взрыв. Взрывы в большинстве своём тоже были крайне "грязными" - особенно отличилась первая советская ядерная бомба (знаменитая и крайне неудачно спроектированная сахаровская "слойка"), в которой из 400 килотонн общей мощности на реакцию синтеза пришлось не более 20%. Впечатляющие выбросы обеспечил и "мирный" ядерный взрыв, с помощью которого было создано озеро Чаган. Как выглядит результат?

На месте взрыва пресловутой слойки - заросшая абсолютно нормальной травой воронка. Не менее банально, несмотря на витающую вокруг пелену истерических слухов, выглядит и ядерное озеро Чаган. В российской и казахской прессе можно встретить пассажи вроде этого. "Любопытно, что вода в "атомном" озере чистая, и там даже водится рыба. Однако края водоема "фонят" настолько сильно, что их уровень излучения фактически приравнивается к радиоактивным отходам. В этом месте дозиметр показывает 1 микрозиверт в час, что в 114 раз больше нормы". На приложенной к статье фотографии дозиметра фигурируют при этом 0,2 микрозиверта и 0,02 миллирентгена - то есть 200 мкр/ч. Как было показано выше, по сравнению с Рамсаром, Кералой и бразильскими пляжами - это несколько бледный результат. Не меньший ужас у общественности вызывают и особо крупные сазаны, водящиеся в Чагане - однако увеличение размеров живности в данном случае объясняется вполне естественными причинами. Впрочем, это не мешает феерическим публикациям с рассказами об охотящихся на купальщиков озёрных монстрах и рассказам "очевидцев" о "кузнечиках размером с сигаретную пачку".

Примерно то же самое можно было наблюдать и на атолле Бикини, где американцы взорвали 15-ти мегатонный боеприпас (впрочем, "чистый" однофазный). "Спустя четыре года после испытаний водородной бомбы на атолле Бикини, ученые, исследовавшие полуторакилометровый кратер, образовавшийся после взрыва, обнаружили под водой совершенно не то, что предполагали увидеть: вместо безжизненного пространства в кратере цвели большие кораллы высотой 1 м и диаметром ствола около 30 см, плавало множество рыбы - подводная экосистема оказалась полностью восстановленной". Иными словами, перспектива жизни в радиоактивной пустыне с отравленной на многие годы почвой и водой человечеству не грозит даже в худшем случае.

В целом же однократное уничтожение человечества и тем более всех форм жизни на Земле с помощью ядерного оружия технически невозможно. При этом одинаково опасными являются и представления о "достаточности" нескольких ядерных зарядов для нанесения противнику неприемлемого ущерба, и миф о "бесполезности" для агрессора подвергшейся ядерной атаке территории, и легенда о невозможности ядерной войны как таковой из-за неизбежности глобальной катастрофы даже в том случае, если ответный ядерный удар окажется слабым. Победа над не располагающим ядерным паритетом и достаточным количеством ядерного оружия противником возможна - без глобальной катастрофы и с существенной выгодой.

Евгений Пожидаев - международный обозреватель ИА REGNUM

http://regnum.ru/news/polit/1713256.html

Страх перед последствиями обмена ядерными ударами удерживал политиков от применения ЯО на протяжении почти 70 лет. А что теперь? У политиков, знакомых с подобными материалами и разделяющих подобные выводы, нет уже никакого страха?

...вспоминается тоска писателя Лема по поводу обретения ЯО очередной страной - скоро мировое сообщество к ЯО привыкнет и политики начнут искать оправдание его применения.

Комментарии

Аватар пользователя Похьяла
Похьяла(10 лет 8 месяцев)

То что последствия ядерной войны сильно преувеличены, и так понятно.

Другое дело, что страх перед этими последствиями, удерживал дураков от применения ядерного оружия. А теперь, когда страх снижается, мне становится ссыкотно вероятность применения ядрён-батона резко возрастает.

Аватар пользователя Kir2328
Kir2328(11 лет 3 месяца)

Если его применять не против нас, то чего бояться то? 3 мировая, возникнет только если против Сша, да и то не факт.

А если  Россия долбанет например Японию, дак точно Штаты за нее и не подумают вписаться.

Аватар пользователя Похьяла
Похьяла(10 лет 8 месяцев)

Гарантируете, что не впишется?!

Я в нескольких км от аэродрома перехватчиков живу. А во всех опубликованных американских планах ядерной войны, этот аэродром уничтожается (ядерными ударами!) одним из первых. Так что это "впишется/не впишется", имеет для меня весьма большое значение.

Аватар пользователя Kir2328
Kir2328(11 лет 3 месяца)

Гарантиии не дам, это к господу богу с такими претензиями.

Аватар пользователя Похьяла
Похьяла(10 лет 8 месяцев)

Ну тогда Японию мы бомбить не будем. Потому как "на Бога надейся, но сам не плошай!" :)

Аватар пользователя Unnger
Unnger(10 лет 9 месяцев)

Люблю ТЯО, оно поразительно красиво. 

..."исскуство - это взрыв" ...

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(10 лет 11 месяцев)

Взрыв - это искусство.

Аватар пользователя Unnger
Unnger(10 лет 9 месяцев)

Согласен. Так звучит  весомее.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(10 лет 11 месяцев)

В человеке, независимо от национальности и стране рождения и проживания всегда будет присутствовать тяга к саморазрушению. В той или иной мере или в том или ином виде. Взрыв - самый эффектный и еффективный пример. Поэтому все взрывы и любят. Смотреть дома за монитором. :)

Аватар пользователя Kir2328
Kir2328(11 лет 3 месяца)

Еще б писатели да и кинематографисты читали бы такие статьи. А то пишут и снимают какую-то пургу, типа Метро 2033.

Аватар пользователя андрей
андрей(12 лет 2 месяца)

И снова: какой-то левый журналюга огульно обзывает кучу ученых с мировыми именами лохами. То что регнумы это либерастический ресурс-давно известно.

Аватар пользователя Cyrax
Cyrax(11 лет 5 месяцев)

Ядерная атака РФ даже в "оптимистическом" варианте будет намного менее эффективной - население США более чем вдвое многочисленно, гораздо более рассредоточено.

Во времена СССР в школе на уроках экономической географии преподовали что основная масса населения живёт на восточном и западном побережье. На побережье атлантики та вообще сплошная цепь городов.

 

Аватар пользователя michael
michael(12 лет 2 месяца)
Да, но их агломерации в отличие от наших, очень рыхлые. Существенная часть населения живёт в одноэтажных хибарах, рассредоточенных по большой площади.
Аватар пользователя Kir2328
Kir2328(11 лет 3 месяца)

Которые хорошо горят, да еще и климат этому способствует.  Все постройки сгорят в первые несколько дней после удара.

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

Зато они фанерные.... Но самое главное это не жильё, а производственные и складские мощности. Жить можно и в палатках.

Аватар пользователя Kir2328
Kir2328(11 лет 3 месяца)

В штатах и  жилье все фанерное, отлично горит. Про склады и речи нет. А в палатках можно жить, не очень долго. И еще б жрачка чтоб была.

Аватар пользователя asd
asd(12 лет 5 месяцев)

по правде говоря, на доброй трети их территории можно и зимой в шалаше перекантоваться, хотя банды негров этому очень обрадуются...

зы. никто не будет ковырять пиндосовской одноэтажной бумажной застройки, удары наносятся по инфраструктурным центрам, предприятиям химпрома, энергетики (после уничтожения военных целей). возможно это не так эффектно как в кинобоевиках, но весьма эффективно.

 

Аватар пользователя Мэкс
Мэкс(12 лет 4 недели)

Для восточного побережья ак. Сахаров предлагал немного другой вариант решения проблемы: заложсть под водой несколько термоядерных зарядов и по команде их подорвать.

Образовавшаяся цунами снесет нахрен практичеки все восточное побережье, а что не снесет, то хорошо пинадкусает.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(11 лет 5 месяцев)

Ну да, яд. оружие это долгосрочное уничтожение инфраструктуры, на завалах какого нибудь промышленного района в америке после яд. удара его не восстановишь да и новый не построишь.

Аватар пользователя андрей
андрей(12 лет 2 месяца)

Если бы это оружие не было таким разрушительным и страшным, то пиндосы давно уже попытались раскатать нас как Ливию. А они что-то с 1949 года очень боятся такой войны.  Ну конечно, и в Белом Доме все тоже дураки. один по-жидаев умный.

И последнее: "ядерная зима рассчитывалась из условия одновременного применения около 10000 боеголовок.

Аватар пользователя michael
michael(12 лет 2 месяца)
Они не дураки. Просто цена победы для них слишком высока. Невыгодно просто.
Аватар пользователя андрей
андрей(12 лет 2 месяца)

конечно невыгодно, если на каждый ньюйорк-ла-фриско-филадельфию и т.д. по 7-8 мегатонных бомбочек бы упало-в ответ на такое же падение на наши Новосибирск, Челябинск и т.д.

произошло бы полное уничтожение страны и цивилизации. А у СССР была возможность и всю европу заодно стереть.

Аватар пользователя Kir2328
Kir2328(11 лет 3 месяца)

Да не рассчитывалась она, сплошные подтасовки в этом так называемом исследовании, пургу ученые нагнали чтоб заставить разоружаться.  По этой ссылке  это так называемое исследовние разоблачаюат. http://www.pojar01.ru/11/PROCESS_GOR/ST/ST_ABDURAG_YADERN/text2.html

Аватар пользователя Nemon
Nemon(11 лет 1 неделя)
Ядерная зима отнюдь не фейк, просто условия её возникновения сейчас уже более труднодостижимы, скажем так. Если сможете, найдите журнал "Наука и жизнь" за 86г. Номера 10 и 11 или что-то около. Там было описано компьютерное моделирование обмена ядерными ударами, называлось "эксперимент Гея" (в смысле "Земля"))). Достаточно подробно рассматривались исходные условия, анализировались аналогичные расчёты проведенные перед этим американцами и т.д. Так что ядерная зима вполне достижимое состояние на тот период. Сейчас да, потруднее, и мощности зарядов поменьше и количество их тоже.
Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

Та самая группа Александрова поддержанная Горбачева нам и рассказала об этом "ужасе".

Аватар пользователя Nemon
Nemon(11 лет 1 неделя)
Фамилий за давностью не помню, да и не суть. Просто повторюсь, что условия возникновения ядерной зимы там были достаточно подробно описаны. Опять таки не утверждаю, что всё так и есть на самом деле, просто написал, что помню. Можете попробовать пересчитать их результаты и доказать, что эти засранцы неправы и ядерная война это "айс".)))
Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

Я читал ту НЖ. Поэтому и помню, что это александровский выброс был. Вот только я ещё и радиусом поражения ЯО интересовался....

Аватар пользователя asd
asd(12 лет 5 месяцев)

есть серьезные работы по опровержению возможности так называемой "ядр.зимы"
ошибки (подтасовки?) ученых заключались в: 1. неадекватная реальности модель горения лесов (современные города горят без нужных количеств сажи); 2. выбор начальных условий, вероятностных коэффициентов и пр. максимально оптимальными для возникновения явления и экстраполирование этого на реальную ситуацию (подразумевая "а может быть и хуже"); 3. поведение загрязненной сажей атмосферы моделировалось исходя из фих знает каких теорий, без учета практических данных.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(10 лет 11 месяцев)

Так в этом то и соль. Руководство СССР совершенено сознательно довело количество боеголовок и носителей до величины "гарантированного уничтожения агрессора" при любых мыслимых ситуациях обезоруживающено удара, применения ПРО и прочее. ЕМНИП на пике могущества СЯС в СССР было 35-38 тыс. ядерных боеголовок. Носителей существенно меньше, но писали что 10000 боеголовок могут быть доставлены супостату разовым залпом.  Ясен пень, при таких начальных условиях, даже если долетит только половина, эффект будет впечатляющим. Поэтому лидеры СССР всегда говорили что если что - залп будет обязательно всеми силами СЯС, никаких выборочных целей и предупреждающих ударов.

У амеров же, еще с 45 года, была стратегическая мечта - так называемый "ограниченный ядерный конфликт", который предусматривал различные варианты обмена еденичными ядерными ударами, желательно не по территории США. Из-за невозможности реализации стратегии "ограниченного ядерного конфликта" амеры и затеяли эту подставу с разоружением (давили руководству СССР на совесть и на слезинку ребенка, выставляли их агрессорами). 

Как видим, доразурожались мы практически до ручки, - эффект сдерживания висит на волоске, так как у России имеется около 1500 боеголовок на носителях, минус потери от ПРО, минус потери от диверсий, минус потери от обезоруживающего удара обычным высокоточным оружием, минус технические неполадки, минус те боеголовки которые обязательно придется потратить на удары по местам предполагаемого базирования ударных средсв США и НАТО, минус тот фактор, что по важным целям не бахают одной БЧ, а на случай проблем или отказов пускают парами, даже если бы хватило одной...

При таких раскладах на инфраструктуру и население остается не так уж и много, а может и совсем неостается. А ведь именно нанесение неприемлемого ущерба инфраструктуре и населению является основным сдерживающим фактором и основной целью применения ЯО. ..

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(10 лет 11 месяцев)

Продолжу Вашу мысль:

Они просто тупо учли неизбежные очень большие потери живой силы (АКА солдат) оккупантов от действий партизан. Русские. Всё. Они прекрасно изучили историю ВОВ. И именно поэтому не пуляют свои мегатонны. Что им толку будет, если они даже заступить границу зассут?.. Какая нахуй нефть и газ? Смерть и голод вас ждёт здесь, джентельмены. Велкам. Да даже если бы они ебанули ТЯО, СЯО и вообще всем, что у них было, в самый разгар "любимых" 90-х, это бы ничего не изменило. Русский мужик, как всегда, крякнув, матюгнумшись, взял бы дубину и пошёл в лес. На охоту. И пущай вражина тепловизорами с БПЛА сканит, нехай чащи своими хелфайрами утюжит хоть до Второго пришествия. Нет толку. ;)

 

Аватар пользователя asd
asd(12 лет 5 месяцев)

не боись - того что есть хватает с запасом для уничтожения государства пиндоссия, еще и дружбанам хватит (но тех больше тяо беспокоить должно).

парами бб приходить не надо, надежность изделий приличная. даже если принять вашу паранойю по поводу "случилось все плохое что могло быть" (не буду разбирать этот бред по пунктам, но это именно бред), то такое же может произойти и у наших "партнеров", плюс пларб-ы отпуляются в любом случае.
для "3.14здец_населению" хватит пол-сотни бб - нефтеперерабатывающие заводы (и кой-какой нехороший остальной химпром) + атомные станции, заипутся потом радиоактивную гадюшню чистить, передвигаясь конными повозками.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(10 лет 11 месяцев)

Хотя, я сам себя считаю дилетантом в стратегии атомной войны (располагаю только теми знаниями, которые почерпнуты из ГО и СА), ваши представления о ядерном конфликте мне кажутся уж совсем "FOLLAUT-STALKER уровня". Извините.

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя asd
asd(12 лет 5 месяцев)

извиняю.

Аватар пользователя Пепелац
Пепелац(11 лет 6 месяцев)

Насколько я помню, минимальная мощность для ядерной зимы около 200 мегатонн. Даже если сейчас надо больше, то все равно хватит с приличным запасом. И тут уж практически все равно, в скольки км от аэродрома перехватчиков живешь - одно преимущество, меньше мучиться придется.

Аватар пользователя Unnger
Unnger(10 лет 9 месяцев)

Ну во первых существуют конвенции о неприменении. И если первый применишь, то будь готов, что и остальные начнут применять.

Аватар пользователя serghey
serghey(12 лет 3 месяца)

«Бывает зима морозная, бывает зима метельная. А может случиться зима ядерная, но такой пока не было.
И не надо.
В «Экологическом словаре» ядерная зима определяется как «модельно прогнозируемое резкое и длительное
общеземное похолодание , могущее возникнуть в случае войны с применением термоядерного оружия». Это
приведёт к экологической катастрофе и самоуничтожению человечества. Термин «ядерная зима» уже
продолжительное время используется публицистами, политиками и учёными; о том, как он возник, никто даже
и не задумывается — как и не подозревает о какой-либо причастности к этому советских учёных
Вычислительного центра Академии наук СССР. С просьбой рассказать об этом немаловажном историческом
этапе... корреспондент {журнала «Компьютерра»} обратился к советнику Российской Академии наук академику
Никите Моисееву. Что послужило толчком к проведению исследований по ядерной тематике?
Первоначально работа Вычислительного центра АН СССР была связана с оборонным комплексом страны, но
касалась она управления ракетами. В конце шестидесятых годов {XX века} военная промышленность стала
решать эти задачи самостоятельно, и потребность в нашей помощи стала постепенно отпадать. В связи с этим
нам пришлось задуматься о будущем. Неожиданно известный биолог Тимофеев-Ресовский посоветовал нам
заняться вопросами изучения биосферы с помощью компьютерных моделей. Мы подумали, а почему бы и нет? В
то время я был заместителем директора Вычислительного центра и отвечал за всю научную работу, которая
велась в нём.
Как же начинались работы в этом направлении?
Сначала это было на уровне хобби, и участвовало всего два человека: я и Владимир Александров. Наше
знакомство состоялось в стенах МФТИ {Московского физико-технического института}, где я преподавал, а он
был студентом. После окончания вуза Александров был взят в Вычислительный центр. Когда заканчивался
рабочий день, мы уединялись у меня в кабинете и обсуждали создание вычислительной системы. Именно мы и
сделали набросок первой схемы. Позже я сформировал группу специалистов. Но перед этим произошло одно
важное событие, которое послужило толчком к началу работы.
В 1971 году в Венеции прошёл семинар, на котором профессор Массачусетского университета Медоуз
сделал доклад под названием «Пределы роста», в котором утверждал, что человечество подошло к обрыву, что
его дальнейшее развитие невозможно из-за ограниченности ресурсов. В качестве доказательства Медоуз
использовал компьютерную модель. Машинные расчёты велись из Венеции на машине, которая находилась в
Америке. На присутствующих выступление произвело огромное впечатление. Это неудивительно, ведь проблема
сбалансированного роста, устойчивого развития человечества, подразумевающего ограничение потребностей
людей, в конце двадцатого века превратилась в приоритетную...
Да, это так. Но ту работу я не поддержал - выступил с рядом критических замечаний. Конечно, пределы
роста существуют, и человечество, несомненно, должно соизмерять свои потребности с возможностями
биосферы. Но к этому, заявил я тогда, надо подходить серьёзно и строить серьёзную модель - чем я и
занялся, вернувшись в Москву. Было образовано две лаборатории. Одной из них, занимавшейся разработкой
модели атмосферы и океана, заведовал Александров, а другой, работа которой была нацелена на создание
модели биоты, или живого вещества, - Свирежев. Стоит отметить, что нам оказал поддержку покойный ныне
академик Александр Сидоренко, тогда занимавший пост вице-президента АН СССР по наукам о Земле.
Когда появились первые результаты?
В конце семидесятых годов, когда мы создали вычислительную систему, имитирующую функционирование
биосферы. Тогда Александр Тарко провёл эксперимент, показавший, что мы находимся на правильном пути.
Вопрос, поставленный перед ним, звучал так: «Что произойдёт с биотой, если температура на планете
возрастёт на несколько градусов?» Ответ гласил: «На севере температура возрастёт сильно; на экваторе
почти не возрастёт; возможно, что в средних широтах начнётся засуха; но в целом продуктивность биоты не
изменится, потому что появятся районы, где, наоборот, возникнут благоприятные условия для биоты». Тот
первый результат нельзя было получить, не имея такой вычислительной системы. Одновременно выяснилось,
что для проведения подобных экспериментов необходимы более мощные машины и более мощное математическое
обеспечение. Сначала работы велись на вычислительной машине БЭСМ-6, потом мы перешли на «Эльбрус», а
позже - на ЕС. Помощь в решении этой проблемы, как ни удивительно, пришла из-за океана. Это было время
«холодной войны», гонки вооружений, и вдруг советский учёный обращается к потенциальным противникам?
Политика всегда была делом политиков, а научными исследованиями занимались учёные, к каким бы
лагерям они ни примыкали, хотя и здесь не всё однозначно. Но тем не менее я познакомился с американским
профессором Бирли, который отвечал за климатологическую программу США. После длительного разговора мне
удалось получить два места на восемь месяцев работы в Центре климатических исследований США. И самое
главное - финансирование на оплату машинного времени. Одним из командируемых стал Владимир Александров,
вторым - климатолог из другой организации, не из Вычислительного центра. Александров поехал с пачкой
перфокарт, на которых была записана наша модель. Ему предоставили тогда ещё секретный компьютер Cray-1
{знаменитого творца мощных компьютеров Сеймура Крея, погибшего в 1996 году}. Наша программа заработала.
Провели расчёт по исходным данным на 01 января 1970 года и сняли изображение прямо с дисплея на
киноплёнку. Когда Александров вернулся в Москву, я забрал у него кинофильм и полетел в Новосибирск, в
Сибирское отделение АН. Рассказал о работе и показал фильм, а снята была как раз Сибирь. Было общее
мнение: «Январь!» На экране было январское распределение температуры, январское распределение циклонов.
Стало ясно: наша компьютерная общепланетарная модель работала. Шёл 1981 год.
В последующие три года мы улучшили матобеспечение, чему в значительной степени способствовали
Георгий Стенчиков и Валерий Пархоменко. К началу 1983 года мы уже могли проводить любые эксперименты в
полном масштабе на тех машинах, которые имелись в СССР.
В том же 1983 году в одном журнале была опубликована гипотеза американского астронома Карла Сагана,
предположившего, что в результате мощного обмена ядерными ударами между США и СССР возникнут пожары,
прежде всего в городах, золу и сажу от которых взрыв выбросит в стратосферу.
Даже не в атмосферу, как при обычных пожарах?
Да. А стратосфера и атмосфера устроены по-разному. Зола и сажа, попавшие в стратосферу, оседают
очень медленно. Карл Саган предположил, что в результате возникнет длительная ядерная ночь, которая
вызовет ядерную зиму, потому что Солнце не будет нагревать Землю. Получив номер журнала, я вызвал
Стенчикова и предложил ему просчитать последствия такого сценария. Увидев результаты, я не поверил им:
спустя месяц-полтора после обмена ударами на Аравийском полуострове летом было бы минус 30 градусов.
Провели расчёты ещё раз. Полученные результаты не очень отличались от первоначальных.
Когда вы впервые заявили о своих выводах?
На вашингтонской конференции, которая состоялась 31 октября 1983 года. На ней обсуждалась гипотеза
Карла Сагана. С советской стороны доклад делал Владимир Александров, подтвердивший, что гипотеза
американского астронома имеет под собой твёрдую почву. Конечно же, это вызвало бурную реакцию. Эффект
выступления был усилен тем, что Александров прекрасно говорил по-английски, на техасском сленге, который
любят американцы.
Как вы считаете, почему в этой области мы опередили американцев, почему мы, а не они сделали такое
серьёзное заявление, повлиявшее на политику многих стран мира?
Этот вопрос я задал директору вычислительного центра американского центра климатических
исследований. Он сказал, что у них были прекрасные модели, например, атмосферы и океана; но для того,
чтобы объединить их, требовался как минимум год. Получилось так, что мы опередили американцев по времени.
Как отреагировали на ваше участие в вашингтонской конференции в СССР?
Отрицательно. Сразу по возвращении начались неприятности. Меня вызвали в соответствующие органы и
спросили, почему мы сделали доклад, не получив разрешения после проведения соответствующей экспертизы.
На это я ответил, что нас, наоборот, должны поблагодарить: «Теперь-то уж точно никто не сунется с
ядерной войной». Не будь наших расчётов, Сагану никто не поверил бы. А сейчас все знают: чтобы
прекратить существование человечества на Земле, достаточно одной десятой запаса ядерного оружия,
имеющегося у нас и американцев. Биосфера в результате изменится, она совсем не будет похожа на нынешнюю,
и человек в ней жить не сможет. Я глубоко убеждён в том, что и наша работа, и труды американцев имеют
одинаковую ценность, поскольку трудно сказать, что сложнее - выдвинуть гипотезу или обосновать её. Это
была акция огромной политической значимости. Политики сразу не оценили её по достоинству. Понимание
происходило постепенно. Но некоторые поддержали нас сразу же, например, Папа Иоанн-Павел II.
В СССР наши работы публиковались в прессе, я делал доклад на заседании президиума АН СССР. Один
генерал даже сказал мне после доклада: «Никита Николаевич, вы выбиваете почву из-под собственных ног».
Такая же реакция была и у американцев. В советском посольстве в Мехико, где мы праздновали ноябрьские
праздники 1983 года по пути на родину из США, ко мне подошёл американский генерал навеселе и заявил:
«Профессор Моисеев, вы делаете плохое дело и нам, и себе! Вы поддержали Сагана». На самом деле, никто
его не поддерживал, мы просто-напросто просчитали его сценарий. А вот с Ливерморской лабораторией, одним
из самых закрытых учреждений США, у нас сложились очень тёплые отношения. В основном, с ними общался
Владимир Александров.
Почему именно он стал вашим представителем?
Он лучше всех владел предметом наших исследований, к тому же Александров, как я уже сказал выше,
великолепно говорил по-английски и обладал уникальной способностью легко входить в контакт с людьми. Ещё
в конце шестидесятых годов я освободил его от всех закрытых работ, чтобы у него не было допусков, и он
мог свободно выезжать за границу. Эта свобода не могла не привлекать внимания спецслужб. Как ни были мы
далеки от их сложной и специфической работы, совершенно оградить Александрова от опасности мы не смогли
- он стал жертвой закулисных интриг. И сейчас [1996] до конца не ясно, что же произошло в апреле 1985
года. Тогда в испанском городе Кордове проходила международная конференция по безъядерным зонам, в
которой Александров принимал участие. Путь домой пролегал через Мадрид. Выйдя вечером погулять, он так и
не вернулся обратно в гостиницу. Пропал. Прошло уже десять лет, но случившееся так и остаётся тайной.
А как сложилась судьба членов коллектива, которые вели исследования?
До 1988 года климатическими работами занималось 25 человек в двух отделах. Потом деньги урезали.
Кстати, в то время, когда рубль был рублём, один час машинного времени стоил 120 рублей. За рубежом
эксперимент, продолжающийся, как правило, в течение десяти часов счёта, оценивается в несколько тысяч
долларов. Когда мы лишились денег, то пропала возможность проводить расчёты. Молодые программисты
разбежались по коммерческим организациям. Представители старшего поколения уехали работать за границу. В
итоге, осталось четыре-пять человек. Последняя работа была сделана в 1990 году.
Чему она была посвящена?
Академик Флёров, ныне покойный, как-то сообщил мне, что у него имеются данные о превентивном ударе,
который американцы в начале пятидесятых годов собирались нанести по Советскому Союзу — тогда нам
отвечать было нечем. Оказалось, что ядерной зимы в том случае не было бы. Всё ограничилось бы небольшими
климатическими изменениями на недолгое время. В зависимости от типа предполагаемого сценария в
Соединённых Штатах выпало бы от 20 до 60 чернобыльских доз. Эта работа, проведённая Пархоменко и
Мочаловым, заслужила очень добрые слова.
Какие задачи стоят в настоящее время перед Вычислительным центром РАН?
Изучение процесса глобального потепления климата Земли. Нефтяное загрязнение Северного Ледовитого
океана. Это только некоторые задачи. Однако и они не могут эффективно решаться, ведь оклады в
Вычислительном центре настолько малы, что многие сотрудники в поисках дополнительного заработка
вынуждены зачастую не ходить на основную работу.
Больно и обидно за нашу науку. Остаётся надеяться, что смутное время пройдёт и в мире вновь зазвучат
в полную силу голоса российских учёных» [* с. 40 - 41].

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(10 лет 11 месяцев)

Переформатируйте текст, он с CRами, на большом масштабе глаза ломает читать.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(10 лет 11 месяцев)

+ 20 C: Греки надевают свитера (если они могут их найти).
+ 15 С: Гавайцы включают отопление (если оно у них есть).
+ 10 C: Американцев трясет. Русские сажают огурцы в огородах.
+ 5 С: Вы можете видеть свое дыхание. Итальянские машины не заводятся. Норвежцы идут купаться.
+2 С: Русские ездят с опущенными стеклами.
0 C: В Америке замерзает вода. В России вода загустевает.
- 5 С: Французские машины не заводятся.
- 10 С: Вы планируете отпуск в Австралию.
- 15 С: Кошка настаивает спать в Вашей постели. Норвежцы надевают свитера.
- 16 С: Русские последний раз в сезоне выезжают на пикники.
- 17.9 C: В Нью-Йорке домовладельцы включают отопление.
- 20 С: Американские машины не заводятся. На Аляске надевают футболки.
- 25 С: Немецкие машины не заводятся. Гавайцы вымерли.
- 30 С: Политики начинают говорить о бездомных. Кошка настаивает спать в Вашей пижаме.
- 35 С: Слишком холодно, чтобы думать. Японские машины не заводятся.
- 40 С: Вы планируете двухнедельную горячую ванну. Шведские машины не заводятся.
- 42 C: В Европе не функционирует транспорт. Русские едят мороженое на улице.
- 45 С: Греки вымерли. Политики реально что-то делают для бездомных.
- 50 С: Веки смерзаются, когда Вы моргаете. На Аляске закрывают форточку в ванной.
- 60 С: Белые медведи двинулись на юг. Русские выгоняют спирт, путем прогонки томозной жидкости по железному лому.
- 70 С: Чукчи закрывают двери.
- 73 C: Финский спецназ эвакуирует Санта-Клауса из Лапландии. Русские надевают ушанки.
- 80 С: Юристы положили руки в свои собственные карманы.
- 114 C: Замерзает этиловый спирт. У русских плохое настроение.
 - 273 C: Абсолютный ноль, остананавливается атомарное движение. Русские ругаются: "Холодно, бля!"
- 295 C: У католиков в аду замерзают черти.
 - 300 С: Российская сборная по футболу становится чемпионом мира.


Меня поразило почти совпадение, что этанол замерзает чуть больше, чем на пол-пути к абсолютному нулю. :)

 

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 4 месяца)

Могу сказать определенно - американские машины заводятся и в -20, и в -30, и в -35. При более низких температурах не пробовал, за отсутствием в наших окрестностях более низких температур. Ничего кроме правильного масла и хорошего аккумуллятора не требуется.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(10 лет 11 месяцев)

:)

Спасибо. Таперь я знаю, что Вы живёте в пиндосии. Мне это ну просто жизненно необходимо было узнать. :) 

Я живу во Владивостоке. Ваши -30, это у нас -15 тире 17. У нас при -25 дизеля не заводятся. Никакие. Вымораживает ветром. Топливо и масла в России дааавно уже не хуже, чем у вас там, если что. А некоторые - ещё и лучше. ;) 

 

Аватар пользователя Xtriss
Xtriss(11 лет 6 месяцев)

Реже пишите, больше читайте и думайте. Комрад Vneroznikov из Москвы, поищите фотоотчёт о встрече с AY .

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(10 лет 11 месяцев)

А Вы кому это написали? Явно промазали.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 4 месяца)

Экстрасенсорные способности вас на этот раз подвели. Живу я в г. Жуковский, Московская область, о чем писал неоднократно. А машина - да, американская, Chevrolet Celebrity 88 года выпуска, у меня - с 97 года. Простая надежная машина, сделанная в эпоху, когда автомобили делали еще по старинке, ремонтопригодными, на миллион миль пробега и из железа, а не из говна, как нынче.

Так что наши -30 это наши -30. Гораздо более мерзкие чем скажем -45 в моем родном городе Караганде.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(10 лет 11 месяцев)

Вы тоже промазали. :)

Добро пожаловать к нам, зимой, во Владивосток. Тогда Вы точно скажете, что "хуже города в этих ваших Вселенных я ещё не видел"...

 

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 4 месяца)

Что значит промазал. Я прекрасно знаю что это такое, бывал я зимой во Владивостоке. И в Красноярске (там очень влажно из-за водохранилища), и в Комсомольске и в Хабаровске и много еще где. Я однозначно в смысле комфорта предпочел бы всем им резко континентальный карагандинский климат - он сухой, и там мороз гораздо легче переносится.

Но двигателю влажность в общем пофиг - ему надо чтобы масло прокачивалось, стартер мог крутить и бензин нормально испарялся для холодного пуска.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(10 лет 11 месяцев)

Долговато гуглили, камрад. Можно было и побыстрее...

Навскидку, Вы знаете, на какой улице и в каком городе расположен самый большой авторынок России и когда у него День рождения? Без гугля.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 4 месяца)

Меня этот вопрос не интересует. Я не занимаюсь куплей-продажей подержанной автотехники.

Во все эти города я приезжал исключительно в командировки.

Да, а что я гуглить-то был должен ? Названия городов ?

Аватар пользователя Чебуратор
Чебуратор(10 лет 8 месяцев)

Моя человек советской закалки.

 Нам объясняли, что ядерная война недопустима, ибо чревата гибелью человечества.

Почитайте роман Казанцева "Фаэты" , там сдетонировали океаны и планета превратилась в астероидный пояс.

Библия о последних временах: "И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть"

Такшо сагитировать моё поколение за атомную войну не просто. 

 А молодёжь пущай резвится, за ухи их таскать некому, видимо.

Аватар пользователя Пепелац
Пепелац(11 лет 6 месяцев)

Казанцев писатель-фантаст, если что. Гипотеза про детонацию воды в океанах давным-давно тщательно обсчитали - фуйня это. Вы бы еще реальность бластеров доказывали на основе серии из Смешариков, где Ежик бегает с пластиковой игрушкой и периодически вопит "Пиу-Пиу!" :-))))

А вот ядерная зима - это чисто конкретно, два разных и независимых друг от друга вычислительных эксперимента пришли к очень близким выводам

Аватар пользователя Чебуратор
Чебуратор(10 лет 8 месяцев)

Да не верю научным оракулам.
Андрея Чикатилу исключили из числа подозреваемых, руководствуясь новейшими достижениями
науки биохимии. И парень продолжал убивать, имея алиби от акадэмиков.
Сатана столько трудов положил, чтобы создать современное ОМП,
и всё это ради пустой забавы?
 У рогатого обязательно есть козырной туз в рукаве.

Страницы