Удержать звезду. Термояд (часть 2.1)

Аватар пользователя Антон

Есть вот такая вот забавная картинка.

Это объём топлива, необходимый для работы в течение года электростанции мощностью 1 ГВт. Сравниваются угольная (привет немцам), АЭС, для устрашения - ЭС на дровах.

При том, что дейтерий содержится в воде, а литий добывается ежегодно тысячами тонн (для аккумуляторов). Становится понятно, что у УТС есть некоторые преимущества.

В прошлый раз мы остановились на количественных требованиях к удержанию плазмы, чтобы энергетический выход от УТС был положительным. Также упомянули, что есть два пути достижения Критерия Лоусона.

Настал черёд подробнее разобрать эти способы и посмотреть, как далеко продвинулись физики за 50 лет.

Начнём с методов, направленных на увеличение времени удержания.

В настоящее время наиболее успешными и подающими главные надежды на получение термоядерных реакторов являются токамаки (токамак – тороидальная камера с магнитными катушками).

Токамак глазами голодных студентов-физиков.

Первые эксперименты по управляемому удержанию плазмы начались в 1956 году в СССР, Первый токамак (Т-1) был построен в 1958 году. За 10 лет удалось создать первый большой токамак Т-3, на котором были получены небывалые по тем временам температуры и плотности частиц. Полученная температура составила 10 миллионов градусов, а показатель n*Te – 5*1011. Удержание плазмы длилось 20 миллисекунд.

Токамак Т-3 - первый значимый шаг к УТС.

Прорыв был настолько существенным, что американские и европейские учёные приезжали и на своём оборудовании измеряли эти значения, так как поверить в это было трудно. После подтверждения результатов в мире наступила эра токамаков.

Принцип работы токамака

Из камеры откачивают воздух, чтобы посторонние атомы не вмешивались в процесс, а затем в нее вводят рабочую смесь. Снаружи расположены катушки, подключенные к переменному электрическому напряжению. Подобно первичной обмотке трансформатора, они создают кольцевой ток в водородной плазме. В газе всегда есть свободные ионы и электроны,которые начинают двигаться в камере по кругу. Этот ток нагревает газ, количество ионизированных атомов растет, одновременно увеличивается сила тока, и повышается температура плазмы. А значит, количество водородных ядер, слившихся в ядро гелия и выделивших энергию, становится все больше.

Магнитное поле, удерживающее плазму, поддерживается как за счет тока, протекающего через обмотку вокруг камеры, так и за счет тока, индуцированного в плазме. Для получения более устойчивой плазмы используется внешнее продольное магнитное поле.

К сожалению, ряд технических ограничений не позволял получить необходимые для реактора показатели. Плазменный шнур не получалось нагреть до нужных температур, он обладал неусточивостями, которые приводили к выбросу плазмы на стенки.

В 70-е годы появилось второе поколение установок. Была существенно усовершенствована система нагрева, несколько изменилась конструкция (появился дивертор - специальная область, куда "уходит" часть плазмы вместо того, чтобы вылетать на стенки), испытаны методики диагностики и управления плазмой. В СССР это были машины Т-7 и Т-10. На Т-7 была впервые в мире использована сверхпроводящая обмотка (рабочая температура – 4 градуса кельвина, охлаждение жидким гелием ). На Т-10 удалось получить температуру 90 миллионов градусов. Показатель n*Te был улучшен на порядок и достиг 5*1012 (отставание в 200 раз от критерия Лоусона). Было выявлено, что дополнительный нагрев плазмы вызывает появление собственных токов в шнуре (не индуцированных увеличением внешнего магнитного поля, которое, понятно, нельзя увеличивать бесконечно), что теоретически позволяет получить стационарный режим горения.

Наступило чёткое понимание, что термоядерный реактор возможен. И были сформированы задачи для токамаков нового поколения.

В 80-е годы было построено 5 токамаков нового поколения (Т-15 в СССР, JET и TORUS-SUPRA в Европе, JT60-U в Японии, TFTR - в США ). Все они являются прототипами будущего ИТЭРа. В основном тексте не хочу вдаваться в детали, что именно было сделано, так как это уже довольно специфические технические подробности, но суть в том, что отставание от критерия Лоусона составляет менее порядка. То есть за 10 лет был достигнут прогресс на два порядка. Время удержания увеличилось более чем в 1000 раз. Рекорд сейчас принадлежит TORUS-SUPRA с временем горения – более 350 секунд.

В картинках прогресс в разных шкалах выглядит так:

То есть время удержания в среднем утраивается каждые 22 месяца.

Кроме того, были подтверждёны расчётные формулы, которые могут предсказать время удержания плазмы в будущих системах.

В 90-е годы существенных прорывов не случилось (видимо, исчезла страна, которая эти прорывы во многом и обеспечивала). Разве что британские учёные решили делать сферические токамаки (то есть малый радиус тора настолько таков, что камера с плазмой имеет форму шара). В теории у данной конфигурации есть определённые преимущества, но в настоящее время такие токамаки используется как вспомогательные для проведения ряда экспериментов (один из лучших в своём роде такой токамак введён в эксплуатацию в 1999 году в Санкт-Петербурге).

Сферический токамак Глобус-М. Как видно, достаточно компактный.

Тем не менее, эксперименты на уже созданных установках продолжались. Также было заключено важнейшее соглашение насчёт ИТЭРА (ITER international thermonuclear experimental reactor, международные термоядерный экспериментальный реактор). Справедливости ради надо сказать, что первоначальные договорённости, были сделаны в 86-м году при участии Михаила «Иуды» Горбачёва, однако более менее оформились они лишь в 90-е.

В 2000-е рывок совершил Китай. Купив у России токамак Т-7, они сумели его усовершенствовать (тоже при помощи наших специалистов) и на его базе построили токамак EAST.

Великий китайски токамак - EAST.

По их словам, на нём превышен критерий Лоусона и отношении затраченной энергии к полученной составляет 1:1,25. То есть установка работает как источник энергии. Однако эта информация вызывает справедливый скепсис у специалистов в мире. Есть определённые сомнения, что китайцы при довольно небольших затратах (стоимость EAST – миллионы долларов) сумели практически с нуля добиться лучших в мире результатов.

Будущее

Будущее токамаков сейчас – это ИТЭР.

Модель ИТЭРа, внизу для сравнения нарисован человечек.

На сайте проекта есть подробная интерактивная схема с перечнем всех элементов, кому интересно - сюда.

Стоимость проекта – 10 млрд евро. Причём в конце 90-х страны-участники решили в два раза уменьшить финансирование проекта, ухудшив предполагаемые результаты установки. Деньги собирают с мира по нитке – в проекте участвует ЕС, Россия, Япония, США (в 1999 году выходили из проекта, в 2002 вернулись), Китай и даже Индия, Канада, Корея, Казахстан. Для сравнения: дотации в альтернативную энергетику измеряются сотнями миллиардов евро, олимпиада в Сочи уже обошлась в 30 миллиардов, ещё около 10 требуется. Про стоимость военных действий НАТО в Ираке и Афганистане тактично умолчим.

Тем не менее сейчас проект находится на стадии строительства. Победителем в десятилетней войне с Японией за место строительства вышла Франции.

Кадараш, Франция. 2012 год.

Время удержания должно составить около 1000 секунд. Может быть, получится добиться стационарного режима. Предполагаемая выходная мощность должна составить 500 МВт, при десятикратном усилении входящей (то есть на входе будет 50 МВт). Печально, что строительство ИТЭРа должно закончиться лишь в 2019 году.

При этом получать от установки электроэнергию не предполагается. Только эксперименты, на основе которых, будут строить первую термоядерную электростанцию мощностью 2-4 ГВт.

О некоторых других возможностях по достижению УТС, а также о перспективах гибридных реакторов в следующий раз.

Комментарии

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

По моим понятиям, 15 лет- это практически завтра.  И учтите: не будет экспорта нефти - не будет и импорта всевозможных товаров.    Ещё  до истечения этого срока в 15 лет произойдут события, описанные в рассказе "Сон Ляхова".

http://vicsrg.ho.com.ua/stat/lyahov.htm

 

И дров у нас нету.  Вы видите лес в окно? Нет? Ну значит дров у вас не будет.  Никто их вам не заготовит и не привезёт. Думаете, почему паровоз Черепановых остался в одном экземпляре?  Слишком дорого было обеспечивать его дровами.  Вот когда паровозы в Российской империи стали жечь нефть, тогда и стали железнодорожные перевозки массовыми. Помните фильм "Белое солнце пустыни"?  И баки для нефти рядом с той пристанью, где происходят события этого фильма?

А за остальной мир не беспокойтесь.  Где-нибудь во Флориде прожить на подножном корму гораздо легче, чем, допустим, в Новосибирске.

 

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 1 неделя)

Я паровозов тоже в окно не вижу.

Потому что все железные дороги уже давно электрофицированы. Тепловозы пока у нас в Сибири и на севере но никаких проблем протянуть туда сеть - нет.

Что же касается максимы "ништяков не будет, так как нефти нет!" - то тоже сломаю вам кайф. Нефть будет дорожать гораздо быстрее многих ништяков. То есть, даже за оставшуюся нефть Россия вполне купит всё ей недостающее. Чего, в общем-то, не так и много на самом деле.

Аватар пользователя Дануна
Дануна(11 лет 1 неделя)

Небыло бы проблем- сеть уже была бы.  Основная проблема-нужны деньги и время.

Тепловозы не только на Северах. Александров-Иваново-тепловозная тяга. Да и от Москвы до Волгограда только на электровозе доехать не удастся. Дай Бог Памяти  в Грязях-Воронежских меняют электровоз на тепловоз. Это если ехать из Москвы в Волгоград.

Аватар пользователя stalin.yapp
stalin.yapp(12 лет 1 месяц)

В центральной Росии неэлектрофицированых дорог хватает.

Кстати, есть какая-нибудь информация по локомотивам на ядерной тяге?

Аватар пользователя Дануна
Дануна(11 лет 1 неделя)

Есть...Их НЕТ. И слава Богу.

Ибо, ежели на путях перед ядерным локомотивом окажется гружёный Камаз, то будет интересно. 

Аватар пользователя stalin.yapp
stalin.yapp(12 лет 1 месяц)

По железной дороге иной раз такие опасные вещи возят, что пострашнее ядерного топлива будут. Какие-нибудь особо токсичные вещества. Или сильно взрывающиеся.

Препятствие на путях опасно для любого состава.

Аватар пользователя Дануна
Дануна(11 лет 1 неделя)

Одно дело когда врезаетца в препятствие тепловоз или даже электровоз...Другое дело ежели локомотив с ядерной силовой установкой...Тонна другая высокорадиоактивного содержимого из реактора с периодом полураспада миллион-другой лет...да на путях...Это похуже, чем то что было с поездами Новороссийск-Адлер.

Аватар пользователя vvelichko
vvelichko(12 лет 3 месяца)

для ядерной тяги нужны кубокилометры холодной воды, или пропорциональный по теплоемкости объем воздуха. Так что плавать или летать на ядреном двигателе можно, а ездить пока не получиться.

Аватар пользователя Дануна
Дануна(11 лет 1 неделя)

Вообщето в паровозах в основном жгли уголь. Обычный каменный уголь.

А дрова есть. Скока хошь.Машина (Зил-130) колотых берёзовых дров с доставкой и выгрузкой-10 тыс.р.

И сжечь есть где. Буржуй-К. Хорошая печурка . Прошлым летом поставил в своём доме. Ибо за подключение к газу ТАКИЕ ДЕНЬЖИШЧИ затребовали.... И горя не знаю. Печурка жрёт любое твёрдое топливо: дрова, пелетты, торфяные брикеты, уголь, отходы мебельного производства. И что больше всего мне нравиться -это то что печурка не требовательна к влажности топлива. Греет воду, отапливает дом.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Во-первых, я речь веду о том, что скоро ЗиЛ-130 нечем будет заправлять.  Как и бензопилу, кстати.  Во-вторых, буржуйки не везде можно поставить.  Попробуйте представить 20-этажные дома с отоплением с помощью бужуек.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Дануна
Дануна(11 лет 1 неделя)

Я говорю про БУРЖУЙ-К , а не про Буржуйку....Это две БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ.

http://www.google.ru/search?hl=ru&q=%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B6%D1%83%D0%B9+%D0%9A

Аватар пользователя vs
vs(12 лет 3 месяца)

>> И учтите: не будет экспорта нефти - не будет и импорта всевозможных товаров.

Истерить не надо только, ага? :)))

Давайте вместо того чтобы тупо истерить - подсчитаем.

РФ имеет выручки от экспорта нефте- и газопродуктов порядка 50-60%, ну предположим доля нефти там 50% (от этих 60%) итого вся нефть и нефтепродукты приносят 30% экспортной выручки.

Имея экспортно-импортный профицит в 60%, кторый все равно откладывается в виде ЗВР, можно вообще ни капли нефти западу не продавать. И при этом профицит еще останется на уровне 30%. Импорта говорите не будет? :)))) У кого то может и не будет :) Если будет плохо себя вести как украина :)

Комментарий администрации:  
*** отключен (маты, розжиг) ***
Аватар пользователя alexdelardge
alexdelardge(12 лет 3 месяца)

Меня бы отогрел, такой поврот событий (мечты-мечты)

Дать трибуну таким всепропальщикам, дать раскричаться, выслушать и (зажмурившись) согласиться.

Народам объявить: нефти мало осталось, продавать не можем, только для себя, 

на такой волне (лет за пять) прикрутить ядерный реактор к каждому НПЗ и за дорого продавать в мир только готовые  продукты переработки. Такую математику считать бесполезно-это как войну победить.

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(12 лет 3 месяца)

когда у нас закончится, к тому времени они передохнут.

Аватар пользователя trader
trader(11 лет 6 месяцев)

И учтите: не будет экспорта нефти - не будет и импорта всевозможных товаров.

Экспорт нефти в 2012 году 239,9 млн. тонн http://www.oilru.com/news/357791/

Средняя цена экспортированной нефти в 2012 году 110,52$ за баррель http://www.oilru.com/news/352394/

Соответственно выручка от экспорта нефти составила 193,02 млрд.$

При этом экспорт РФ в 2012 году 529,3 млрд.$, импорт 335,5 млрд.$ сальдо 193,8 млрд.$ http://info.minfin.ru/export_import.php

То есть в 2012 году мы могли нефть вообще не экспортировать и при этом импорт не превысил бы оставшийся экспорт! Изучайте матчасть!


Аватар пользователя rst0
rst0(12 лет 3 месяца)

выглянул в окно, дров не вижу, не вижу и нефти - ужас у нас нет нефти!!! все обман!!! а еще земля плоская, только что в окне рассмотрел, и солнце вокруг земли крутится!!!

Аватар пользователя trader
trader(11 лет 6 месяцев)

К тому моменту как у России кончится нефть у нас будет замкнут ядерный цикл. А нефти России для внутреннего потребления, если убрать экспорт хватит как минимум до 2060 года. Разбиралось тут с графиками http://aftershock.news/?q=node/8345

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Что толку от вашего замкнутого цикла?  На автомобиль атомный реактор не поставить. А без транспорта прекритится и добыча газа. Чем отапливать города? И каждую ТЭЦ атомным реактором не заменишь.  

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя tokomak
tokomak(12 лет 4 месяца)

Самое очевидное решение - из воды получать водород - теплом АЭС. Им газифицировать уголь, и получать метан - CH4, или даже, в пределе - октан (бензин), это, если уж, химия позволит.

Ну, а газ, или октан - в баллоны\баки и поехали...

Или вообще - чисто водородная энергетика, но хранить его сложно, правда.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 1 неделя)

Жоповозку у вас по-любому отберут. Будете на троллейбусе и на метро ездить. А перевести даже магистральный грузовой транспорт на электротягу вообще проблем нет.

Любая ТЭЦ топится углём, уголь привозится по железке, железку снабжают электроэнергией АЭС. Всё, расслабьтесь Слон, идите строить насыпь, котёл и реактор.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Я вообще-то метро и ни разу не видел, далековато от него живу.  И "Москвич" мой давно в металлоломе, так что хожу пешком.

Но вот строить насыпь, котёл и реакторы ни один дурак не будет. Скажут - Павка Корчагин строил, да только здоровье погубил.  Сейчас народ такой, что скорее разберут соседский дом на дрова, чем будут что-то строить. 

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Виктор1690
Виктор1690(11 лет 6 месяцев)

Зря похерил Москвич, двигатель УФМЗ 412 это песня, оборонка, урезанный до 4 горшков ...., жрет все что горит

Реальный опыт из жизни,92г. бензина нет вообще нигде...

на спирту на перевыставленном зажигании потихоньку на третей передаче  420км протянул, дальше 76 поролии и еще 200 тыс км прошел до капиталки, дальше как на танках заменили гильзы и поршня и еще 330 000 прошел

неубиваемая техника

 

 

 

Аватар пользователя olenevod46
olenevod46(11 лет 6 месяцев)

столько спирта зря потратили :-)) прям сюжет для особенностей национального автоспорта :-)

а игольчатые подшипники первичного вала КПП - это  тоже плюс? 

Аватар пользователя e.ginseng
e.ginseng(12 лет 3 месяца)
>Будете на троллейбусе и на метро ездить Хуйня какая. Я в провинции живу тут ни метро ни троллейбуса нет, хотя в ссср даже трамвай ходил. А то что в рашке принято все отбирать и делить - мы ужп поняли...
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 1 неделя)

Зачем отбирать? Зачем делить? У вас старый, совершенно убогий подход.

Как накормить кошку горчицей?
Американец хватает кошку, запихивает ей в рот горчицу.
Кошка орет, но ест. Русский протестует:
- Это насилие!
Француз берет колбасу, прячет в нее горчицу. Кошка съедает.
Русский возмущается:
- Это обман!
Берет горчицу и мажет кошке под хвостом. Кошка с воем вылизывает.
- И прошу заметить - добровольно и с песней!

Как станет бензинчик по 200 рублей за литр - так всё сам народ и сделает. Добровольно - и с песней. "Невидимая рука рынка" теперь намного популярнее комиссарского нагана.

Аватар пользователя rst0
rst0(12 лет 3 месяца)

будешь дрова в тайге заготавливать, так что трамвай тебе не понадобится

Аватар пользователя e.ginseng
e.ginseng(12 лет 3 месяца)

Сосите хуй, вьюноша, или приходите ко мне работать :)))

Аватар пользователя rst0
rst0(12 лет 3 месяца)

я не из вас педерастов

Аватар пользователя Фарцовщик
Фарцовщик(12 лет 2 месяца)

Как?!! Мою машинку отберут?? /Делает большие удивлённые глаза/.

Комментарий администрации:  
*** Это не ник - это состояние души ***
Аватар пользователя Дануна
Дануна(11 лет 1 неделя)

Никто ничего отбирать не будет. Вы отдадите её совершенно добровольно. Ещё и приплатите, чтобы забрали.

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

Вам сверху Already Yet уже все расписал, читать лень?

Личные жоповозки в будущем не предусмотрены, тока что в глаз саурона посмторел, бля буду!

Аватар пользователя Beholderk
Beholderk(11 лет 7 месяцев)

Мы все умрем!

Аватар пользователя Маздайщик
Маздайщик(11 лет 5 месяцев)

Сколько раз тебе говорить, что не ссылаться на первоисточники — невежливо. Приведённая тобой копипаста — это копипаста Вадима Викторова от 20 апреля сего года. Его копипасты легко узнать: если увидишь слова 500 миллионов тонн нефти в год, 80 бочек (не баррелей, а бочек!) в день в Северной Дакоте — то это наш писун.

На Афтершоке Викторов имеет репутацию всепропальщика и передёргивальца фактов, может, поэтому стесняешься на него давать ссылки?

Кстати, можно ли доверять блогу, который противоречит в своём же заголовке? Называется «ЖЖ Вадима Викторова», а расположен не на livejournal.com, на на blogspot.

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(12 лет 4 месяца)

вы совершенно правы в своих диагнозах Слону и Викторову.

упрямство слона можно сравнить только с его тупостью, кстати.

Аватар пользователя arcman
arcman(10 лет 11 месяцев)

Новые месторождения тоже разбуривают.
Вот Ванкор крупное, недавно освоили, в Китай нефть гонят.
В Якутии новые есть, Ямал.
К той же Баженовской свите подбираются.
А пока да, умудряются со старых месторождений больше выжать.
Тут помагает 3Д сейсморазведка, направленное бурение, гидроразрывы, выдавливание флюидов в продуктовые пласты.

Вон, Оренбургнефть, вроде старое месторождение, пик давно прошел, затухнуть должно, ан нет, растет добыча. 

Потом шельфы, за битумы возьмутся - запас есть на самом деле.

 

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(11 лет 9 месяцев)

О, уже годы считают до конца рашки. Да нормально всё будет, энергии будет хоть жопой жуй. Этой стране надо тоже термояд осваивать, возможно даже даже в первую очередь. 

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(12 лет 4 месяца)

жогж, это ж Слон, адепт Викторова..

Аватар пользователя Дануна
Дануна(11 лет 1 неделя)

То что  всё будет хорошо и нормально, я в ЭТОМ не сомневаюсь. Но тока ТАК будет не у всех.

Аватар пользователя Акимыч
Акимыч(10 лет 11 месяцев)

То есть про 33 работающих ядерных реактора в России Вы не в курсе? Как и про 10 строящихся + штук 15 в перспективе? Из них БН-800, ССВР-100, в проекте БН-1200? Про ПАТЭС тоже не в курсе? Про гидроэнергетику - Богучанская ГЭС, строящиеся станции? А торговать углеводородами ,а на деньги от их продажи строить АЭС, ГЭС, развивать науку в той же Дубне, как мне кажется, вполне нормально.

А! Россия строит по миру 21 реактор АЭС, так что, еще и экспорт технологий.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

А что вы всё про электричество?  Атомный реактор на зерноуборочный комбайн не поставить.  А главное - я толкую о том, что углеводороды в стране заканчиваются, а без них температура в квартирах  зимой будет минусовой.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Акимыч
Акимыч(10 лет 11 месяцев)

Ну, не заканчиваются, а становятся более трудноизвлекаемыми. Нефти добыто 518 млн. т., а вновь разведано около 580 млн.т. Это в 2012 г. Не так уж и заканчиваются... По АЭС были хорошие проекты АЭСТ, то есть тепловых, под Нижним Новгородом даже начали строить, но пришел Чернобыль, всё заглохло. Теперь возобновляют строительство.

PS. Вовсю идут работы по синтетическим ГСМ из угля, коего у нас много, а так же биогаз. В Белгородской области уже несколько станций на навозе работают. Так что, не волнуйтесь так, как энергетик говорю, всё нормально.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

 

 

Я вообще-то тоже энергетик. Знаю, что есть проекты атомных станций теплоснабжения.  Вот только невозможно все ТЭЦ заменить на атомные.

Насчёт синтетического топлива из угля.  Вот тут прочитайте, в какую копеечку оно обошлось немцам:

http://www.contrtv.ru/common/4232/

Германия располагала достаточными запасами угля. Жидкое топливо можно было получить его перегонкой или гидрогенизацией. Проблема состоит в том, что себестоимость такого топлива будет в разы выше, чем у бензина, полученного перегонкой нефти. Насколько выше можете прикинуть, вспомнив, что вопрос о синтезе топлива не поднимался даже во времена, когда нефть шла по $140 за баррель, и в мире довольно широко начало использоваться топливо на растительной основе. А ведь сельское хозяйство всегда было одной из самых трудоемких и затратных областей.

На практике это означает, что немцам, для того чтобы иметь возможность заправлять баки своих самолетов и танков бензином, пришлось построить целую огромную промышленность, сопоставимую по объему производства со всей советской военной промышленностью. Чтобы не быть голословным приведу пример. 12 заводов синтетического горючего производительностью 3,3 млн. т. топлива в год обошлись казне в 4,6 млрд. рейхсмарок! При цене одного среднего танка класса Pz.III – Pz.IV порядка 100 тыс. RM это получается 46 тысяч танков! Сопоставимо с тем количеством, которое фактически и было Германией выпущено. Но это только постройка и только заводов по перегонке. А ведь процесс получения синтетического топлива из угля требует огромного количества электроэнергии. И немцам пришлось еще и энергетику развивать, и увеличить в условиях военного времени производство электроэнергии на треть! А кроме топлива необходим был еще и синтетический каучук! Представьте, во что обошлась только постройка всех необходимых заводов и мощностей? А эксплуатация? Тот, кто говорит, что советская военная промышленность не то, что превзошла немецкую, а хотя бы была с нею сопоставима просто не в курсе сути дела. 

 

А ведь наш уголь в Сибири. Так что у нас синтетическое горючее обойдётся в десять раз дороже, чем в Германии.

Ну и про биогаз сейчас найду статью и дам ссылку.

http://vvictorov.blogspot.ru/2011/11/38.html

Продолжаем тему биогаза
Обсуждение фильма “Вопрос времени. Энергия: Жизнь без нефти” вызвало живой интерес. Ниже дополнительная информация по теме:
Авторы фильма вскользь упомянули о составе биогаза - вроде бы его пока нельзя пускать в потребительские сети - необходимо удалить углекислый газ. Да в биогазе есть углекислый газ - 50%. Кроме того содержится азот, сернистый газ и вода, которые образуют серную кислоту, которая в считанные дни разъедает любой двигатель или механизм работающие на биогазе.
Из тонны навоза получают около 50 кубометров биогаза - но поскольку метана там лишь половина, то справедливо говорить не о 50 кубометрах биогаза, а 25 кубометрах метана. Из за 25 кубов метана (20 литров бензина) тонну навоза везут на грузовике, пастеризуют, и везут обратно.
В Великобритании в 2010 завершен проект по получению биогаза из сточных вод. Сточные воды из 30000 домов в городке Дидкот под Оксфордом перерабатывают и получают биогаз. Этим биогазом отапливают примерно (так в статье) 200 домов. На проект израсходовано около 3 миллионов фунтов.
Давайте разберемся - 30 тысяч домов дают столько дерьма, что не хватает для отопления 200 домов (в статье написано примерно 200). На каждый из 200 отапливаемых домов израсходовали 15 тысяч фунтов стерлингов или почти миллион рублей.
Представьте, что добыча нефти сократилась наполовину - поток дерьма из 30 тысяч домов в Дидкоте моментально сократиться, а вероятно и вообще прекратится и примерно 200 домов отапливаемых биогазом станут неотапливаемыми.
Вывод прост - биогаз может обеспечить теплом и энергией лишь очень малую часть населения, при условии того, что 99% населения будут пользоваться нефтью.
А вот и пример альтернативного распила 6,5 миллиардов рублей в России. “В Воронежской и Белгородской областях будет установлено по 10 биогазовых станций.Планируемая мощность каждой биогазовой станции - от 1 до 1,5 МВт. Перерабатываемым сырьем послужат отходы свинокомплексов и отходы растениеводства. Несколько установок предполагается смонтировать в ЗАО «Алексеевский бекон», которым ГК «Агроимпорт» владеет совместно с немецкой компанией Toennies Fleisch. Общая стоимость проекта превышает 6,5 млрд. руб. Установка станций запланирована на 2012-2014 г.”

Насчёт нефти посмотрите вот этот фильм:

http://press.lukoil.ru/post/2011/06/20/TYaZhELAYa-NEFT1.aspx

Фильм отражает официальную точку зрения на положение дел в нефтедобыче. Давайте посмотрим фильм вместе и разберемся так ли обстоят дела с нефтью, как показано в фильме.

Тяжелая нефть, часть 1.

01:40 показана добыча тяжелой нефти в шахте. Даже неспециалисту видно, что эта тяжелая нефть отличается от нефти обычной. Голос за кадром сообщает - “Это будущее”.

03:10 Голос за кадром вопрошает - “Неужели наши нефтяные моря и озера действительно истощаются?” Это крамольная мысль и противоречит официальной точке зрения. Недавно Владимир Путин сообщил, что Россия будет добывать по 500 миллионов тонн нефти в год еще 40 лет!!!

05:20 В кадре старая хроника - бьющий из под земли фонтан нефти. Голос за кадром сообщает - “Эпоха фонтанирующей нефти позади”.

06:38 Автор передачи сообщает, что для того, чтобы преодолеть падающую добычу нефти, в нефтянке запущены такие модернизации и инновации, что остальным отраслям остается только мечтать.

06:55 Вставка на несколько минут, доводящая до зрителя идею о том, что нефть никогда не кончится и что образуется она в глубинах планеты. Зрителям продемонстрировали Виктора Гаврилова и “академика” Рената Муслимова. К сожалению авторы фильма “забыли” упомянуть, что из 100 тысяч ученых и инженеров, занимающихся в мире нефтью, только около 10 человек поддерживают теорию о неорганическом происхождении нефти. Все 10 находятся в России и все 10 имеют сомнительные научные квалификации. Этот десяток “ученых” выполняет правительственный заказ, осуществляет информационное прикрытие грабежа российских недр. Зачем рачительно и экономно добывать нефть думая о потомках, когда через несколько лет запасы сами по себе восстановятся?

10:00 Открытие Ромашкинского месторождения нефти в 1943м. Ветераны вспоминают, что все делали руками, в колхозе арендовали лошадей, но в разгар войны, практически без техники нашли крупнейшее месторождение нефти.

13:10 Первые цифры - одна скважина в Сибири, может стоить миллиард рублей. Цифры очень важны, поэтому давайте осмыслим из. Скважины становятся все дороже, но дают все меньше нефти. Вот скважина в океане стоит уже 20 миллиардов рублей. Вроде бы при росте цены на на нефть бурить будет выгодно и в океане, но если взглянуть на ситуацию не с точки зрения денег, а с точки зрения энергии, то становится ясно, что близок момент когда бурить будет бессмысленно. Почему? Представьте себе что 20 миллиардов рублей, это не 20 миллиардов рублей, а какое то количество материалов, на которое затрачено определенное количество энергии. Это наша энергия на входе, которую мы вкладываем, чтобы добыть нефть.
А потом, скважина начинает давать нефть и эта нефть содержит определенную энергию. Отношение энергии нефти к энергии на входе называется коэффициентом EROI. В 1943-м, когда открыли Ромашкинское месторождение, EROI был равен 100. То есть вложил единицу энергии и получил 100 единиц энергии. Начиная с 1960 EROI в мире начал падать на 2 в год и к 2000-му был лишь 20. Мы сейчас в 2011-м и возможно коэффициент уже меньше единицы. То есть все чудесные инновации о которых авторы расскажут ниже, никогда не окупят вложенную в них энергию.

14:30 Несколько минут нам показывают технику 21-го века и разные, но очень дорогие способы охоты за нефтью.

16:35 Автор сообщает, что несмотря на технику 21-го века, находить нефть удается в куда более скромных масштабах, чем это было в 40х - 60х. Заявление очень важное, хоть на нем и не акцентируют внимание и не приводят никаких цифр. Цифры мы приведем ниже.

17:00 Автор сообщает, что сейчас приходится добывать нефть по капельке, на старых нефтепромыслах, но ведь старыми скоро станут все

17:35 Вагит Алекперов сообщает автору, что более 80 процентов нефти в России добывается на месторождениях открытых до 1988 года. Два вопроса - более 80 процентов это 81 или 89. И почему до 1988-го. Ответы ошеломляющие. Более 80 - это 89 процентов. А 1988-й, потому что, в 1989-м нашли последнее крупное месторождение нефти в России - Ванкор. И если его посчитать, то фраза должна звучать так - 100 процентов нефти в России добывается на месторождениях нефти найденных до 1990-го.


Комментарий
Просмотрев этот коротенький фильм, любой мыслящий человек поймет следующие вещи:
Нефть в России кончается
Более 20 лет не могут найти хотя бы одно средненькое месторождение
Для поддержания уровня добычи хищнически эксплуатируют старые месторождения нефти.

Ещё один фильм про нефть:

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=hEcPTnqoxWw

А комментарий к нему вот здесь:

http://vvictorov.blogspot.de/2012_03_17_archive.html

Мы знаем, что добыча в отдельно взятой скважине сначала растет, затем стабилизируется, а затем падает. График такой добычи напоминает колокол. И если у нас сотни тысяч скважин, то график суммарной добычи на этих скважинах тоже напоминает колокол. То есть если добыча в России росла с 2000-го и достигла пика скажем в 2011-м, то страна еще какое то время будет добывать 510 миллионов тонн нефти в год (как в 2011-м), а потом добыча будет плавно снижаться. В общем бояться нечего.

Супер скважины
Однако здесь есть один нюанс - скважины добыча которых напоминает колокол - вертикальные и практически больше не используются. Дело в том, что добыча в России уже достигла пика довольно давно, а затем стала довольно резко снижаться. Это мы видим на графике ниже. Добыча показана серым цветом.



На графике также очень хорошо видно бок колокола снижения добычи нефти в России в 1990-е. Добыча упала вдвое за шесть лет. Запомним эту цифру - для того, чтобы оценить падение добычи на супер скважинах, оно будет гораздо быстрее, чем 50% за шесть лет.
Вы спросите почему же добыча нефти в России стала снова расти? Неужели нашли новые месторождения? Нет, не нашли. Нашли новый способ выкачивать нефть быстрее из старых месторождений. Этот способ называется супер скважины или горизонтальные скважины. Сама скважина похожа на перевернутую букву Г и на горизонтальное её части сотни отверстий, а не одно как у вертикальной скважины. Горизонтальная часть скважины очень длинная, по длине сравнимая с веткой метро. Представьте себе ветку метро, а на дне тоннеля сотни скважин, через которые сочится нефть, которую гонит наверх вода, которую закачивают через скважины на самое дно месторождения. Потому что у горизонтальной скважины сотни отверстий и высасывать она может в сотни раз больше нефти - её и прозвали супер скважиной. Но у неё есть и минус - график добычи напоминает не колокол, как у вертикальной скважины, а акулий плавник
колокола. То есть добыча нефти сначала растет, а потом нефть вдруг быстро заканчивается - потому что вода, которой гонят нефть к супер скважине достигает горизонтального участка скважины и во все сотни дырок начинает поступать вода, а не нефть.

Акулий плавник
И здесь наша модель становится очень и очень устрашающей. Ведь если график добычи на одной супер скважине похожа на акулий плавник, то график добычи нефти в России, где все скважины - супер скважины, тоже будет похож на акулий плавник. И если добыча в России достигнет пика, то не будет плавного снижения,  а будет резкое, катастрофическое падение.
Ведь добыча на графике выше, которая росла в начале века, начала замедляться, экспорт нефти, как показано на графике, даже стал падать. Это знак того, что приближается момент, когда добыча начнет падать и остановить падение будет невозможно, это просто не в человеческих силах.
Семь из десяти самых длинных (горизонтальная часть) и мощных супер скважин в мире находятся в России.
OP-11 (Exxon Mobil) Odoptu (Russia) 12.345 m (40.502 f) 2011
BD-04A (Maersk Oil) Al Shaheen (Qatar) 12.298 m (40.320 f) 2008
Z-12 (Exxon Mobil) Chayvo (Russia) 11.680 m (38.320 f) 2008
Z-11 (Exxon Mobil) Chayvo (Russia) 11.288 m (37.014 f) 2007
M-16SPZ (BP) Wytch Farm (UK) 11.285 m (37.001 f) 1999
Cullen Norte 1 (Total) Austral (Argentina) 11.191 m (36.693 f) 1999
Z-2 (Exxon Mobil) Chayvo (Russia) 11.133 m (36.529 f) 2004
Z-1 (Exxon Mobil) Chayvo (Russia) 10.994 m (36.072 f) 2004
Z-7 (Exxon Mobil) Chayvo (Russia) 10.916 m (35.817 f) 2006
Z-3 (Exxon Mobil) Chayvo (Russia) 10.674 m (35.023 f) 2005
M-11Y (BP) Wytch Farm (UK) 10.665 m (34.967 f) 1998
Но даже они не позволили России нарастить добычу. Время выгод от супер скважин прошло. Пришло время платить по счетам.

В ТюмГНГУ прошла открытая лекция председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника. Ее темой стала экономическая ситуация в нефтегазовой отрасли.
На встрече присутствовали представители властных структур, журналисты, руководители и студенты вузов Тюменской области. Юрий Константинович сделал краткий обзор экономической ситуации в нефтегазовой отрасли России. Он отметил, что старые месторождения нефти и газа прошли пик добычи. Согласно расчетам, в 2015 году начнется снижение добычи. Чтобы компенсировать эти потери, необходимо активно осваивать новые месторождения. «Это придется делать в отдаленных районах, где отсутствует необходимая инфраструктура. – подчеркнул Юрий Шафраник. - Чтобы только поддержать нынешний уровень добычи, необходимы инвестиции, в десятки раз превышающие финансовые вложения, сделанные в период освоения Западной Сибири».


http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2799858

 

ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" планирует начать новые геологоразведочные работы на побережье Якутии, сообщил глава компании Вагит Алекперов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. "Это "медвежий угол", 900 км до всех городов и коммуникаций. Начнем также формировать инфраструктуру", - сказал В.Алекперов. По предварительным оценкам, стоимость бурения первой скважины на этой территории составит не менее 200 млн долл., добавил он.

 

http://top.rbc.ru/economics/20/02/2013/846122.shtml

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/p

/p

nbsp;

p

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя arcman
arcman(10 лет 11 месяцев)

стыдно энергетику, биогаз с биодизелем путать.

биогаз к нефти никакого отношения не имеет (да и природный газ заменить не сможет).

 

 

 

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(11 лет 9 месяцев)

Чотко. Единственный материал на артишоке, который я схоронил. 

 

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(12 лет 2 месяца)

С крупным токомаком может и получиться зажечь управляемый термояд.

Аватар пользователя Производственник

благодарю за статью!

но категорически не согласен с этим:

Про стоимость военных действий НАТО в Ираке и Афганистане  тактично умолчим.

перед этими пидарасами еще и такт соблюдать? Не много ли чести?

Аватар пользователя Антон
Антон(12 лет 3 месяца)

Ну просто слишком несоразмерные величины. Там триллионы мёртвых президентов.

Самое смешное, что именно пиндосы больше других просили уменьшить стоимость проекта, а в 99 году даже из проекта вышли, так как сказали, что нефть дешёвая и ИТЭР стал нерентабельным :)) В 2002 правда вернулись - нефть подорожала. 

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

Весь вопрос - как энергию оттуда снимать. Опять воду кипятить?  С другой стороны - а почему бы и нет.

Дожить бы да хоть одним глазком глянуть. А то из-за Чернобыля двадцать лет подряд видел лишь загибание отрасли. А ведь с управляемым термоядом можно реализовать всё то, что по-первости хотели проделать с помощью ядрёных взрывов. Каналов недостающих понакопать, климат локально поправить ;)

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 1 неделя)

Да, кипячение воды пока - это "наше фсьо". До прямого преобразования энергии заряженных частиц в электрический ток в режиме 50Гц/6000В пока в чём-то дальше, чем до управляемого термояда. :(

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

Мне с детства было интересно, каким образом можно организовать эффективный энергосъём лучистой энергии. Ещё когда доклад делал на уроке физики, про получение электроэнергии на орбите и передачу на поверхность мазером.

Сделали бы уже некую стандартизацию. Здесь - кипятильник различной природы, там - турбина типовая.

Страницы