OFW: 2016 будет гораздо хуже, чем 2008 - пик нефти и конец долгового суперцикла, мы наблюдаем конец нашей экономики

Аватар пользователя alexsword

С грозными прогнозами на 2016 год выступает старая знакомая постоянных читателей АфтерШок - Гейл Тверберг (aka OurFiniteWorld), известная скрупулезным изучением связей между физической и "бумажной" экономиками.

2016: Пределы нефти и конец долгового суперцикла

Что нас ожидает в 2016? Большинство людей не осознает, как тесно связаны следующие вопросы:

  1. Рост долгов.
  2. Рост экономики.
  3. Рост поставок легкодоступной (= дешевая себестоимость) энергии.
  4. Рост себестоимости базовых ресурсов.
  5. Рыночный рост стоимости активов, таких как акции корпораций или земля.
  6. Рост зарплат неэлитарного персонала.
  7. Рост численности населения.

Эта связь вызовет очень существенное разрушение экономики, когда пределы, связанные с нефтью и энергетикой в целом повлекут быстрый переход от благоприятной фазы экономического суперцикла к фазе сокращения. Многие люди обсуждают "пик нефти", "пределы роста" или "долговые суперциклы" и связанные с ними вопросы, не понимая, что корневая проблема одна и та же - мы достигли пределов конечного мира

Имеется несколько разных типов ограничений, накладываемых конечностью мира, и все они ведут к росту себестоимости производства базовых ресурсов. В прошлом, фаза суперцикла, связанная с сокращением экономики, часто была вызвана высокой численностью населения по отношению к доступным ресурсам (примечание alexsword - это же толкало Запад на колониальную экспансию и геноцид местного населения). В этот раз важную роль играет истощение ископаемых энергоресурсов, особенно нефти. Прочие типы ограничений, тоже делающих вклад в завершение нынешнего суперцикла, включают в себя как исчерпание других ресурсов, так и рост загрязнений окружающей среды (примечание alexsword - борьба с загрязнениями достаточно технологичный процесс, но сокращающаяся ресурсная рента заставляет экономить, в том числе на экологии, то есть это фактически одна и та же проблема).

Вопрос достижения лимитов проявляется порою для многих неожиданным образом - например, замедление роста зарплат неэлитарного персонала, не поспевающее за инфляцией. Это означает, что люди могут себе позволить меньше продукции, которую производит система. На первом шаге это ведет к избыточному предложению базовых ресурсов и очень низким ценам на них. Потом это ведет к падению цен на рыночные активы и широкой волне долговых дефолтов. То есть начальный этап выглядит не как дефицит нефти и дикий рост цен на них, а совсем иначе. Противоречия нет, так как экономика - сетевая система, обратные связи в которой не обязательно работают так, как ожидает обыватель.  

Лично я ожидаю, что один из лимитов, который будет достигнут в 2016 - исчерпание места в нефтехранилищах. Вполне возможно это случится для нефти и нефтепродуктов в разное время. В этот период цены на нефть могут упасть на экстремально низкий уровень - менее чем $10 за баррель. Упадут и цены на бензин, дизель, битум, асфальт. Вполне возможно следом мы увидим каскад дефолтов, падение банков и правительств (особенно в странах-экспортерах).

Возврат цен не будет быстрым процессом, в том числе по причине больших запасов, которые владельцы будут продавать, поддерживая предложение на высоком уровне длительное время. Причем корневая проблема - в зарплатах неэлитарного персонала, которые после поправок на инфляцию недостаточны, чтобы позволить себе продукцию системы в прежнем объеме. Они сокращают потребление, экономика сокращается, что ведет в свою очередь к невозможности экономить за счет массового выпуска продукции. Все сложнее обслуживать ранее накопленные долги, и система в целом двигается к коллапсу. 

Как работает экономический суперцикл в идеальной ситуации?

В идеальной ситуации, рост долгов стимулирует экономику. Доступность кредита делает возможным покупку фабрик, домов, автомобилей. Все это требует ресурсов, начиная от энергии и металлов. Поэтому растущий долг создает дополнительный спрос на ресурсы, поддерживая их цены на уровне выше себестоимости, делая таким образом их добычу выгодным. Наличие прибыли поощряет дальнейший количественный рост добычи энергоресурсов и прочих.

Растущее количественное предложение энергии делает возможным рост энерговооруженности рабочих мест, рабочие места становятся более физически продуктивными. Этот процесс виден, например, в виде дорог и грузовиков, в виде станков на фабриках. В результате, отражая рост физической продуктивности, зарплаты имеют тенденцию к росту, сотрудники могут позволить себе больше продуктов и услуг. Бизнес, видя рост спроса на продукцию, больше инвестирует, правительство собирает больше налогов. Обслуживание долгов не является проблемой, так как экономика в целом тоже быстро растет, и ее соотношение с долгами остается на одном уровне (примечание alexsword - это спорный тезис, даже при одинаковом уровне доступности ресурсов, паразитарные сектора экономики во главе с ростовщиками, если их своевременно не "зачищать", будут пускать все новые и новые метастазы, отбирая все бОльшую долю ресурсов, исчерпание ресурсов не создает этот конфликт, а обостряет).

Со временем, однако, себестоимость добычи ресурсов растет по следующим причинам:

1. Рост численности населения ведет к тому, что количество, например, плодородных земель на душу населения сокращается, что требует более дорогих технологий (орошение, удобрения и т.д.) для пропорционального увеличения урожайности. Аналогично с водой, и другими базовыми ресурсами.

2. Бизнес склонен добывать в первую очередь наиболее легкодоступные месторождения. Каждое новое месторождение в среднем будет более дорогим, чем предыдущие. К примеру, график ниже показывает резкий рост себестоимости добычи (показаны капитальные вложения и их динамика) нефти после 1999-го года:

3. Загрязнения окружающей среды становится все более сильной проблемой, так как наименее грязные месторождения были использованы в первую очередь (примечание alexsword - кроме того, падающая маржа заставляет экономить в том числе на очистных сооружениях). А если вместо ископаемых топлив перейти на "зеленую энергетику", конечные продукты подорожают, так как это более дорого.

4. Более дорогая себестоимость выплавки металлов, сокращение площади лесов, сокращение рыбных ресурсов, деградация почв - все это примеры деградации ресурсной базы. Решения всех этих проблем возможны - но все они влекут рост себестоимости.

Пока себестоимость ресурсов растет медленно, рост цен может быть даже благоприятным - он создает рост цен, заложенный в инфляцию, облегчающую обслуживание долгов. Рост цен касается и активов, что мотивирует на использование долговых механизмов для финансирования будущего экономического роста. Система в целом работает как насос экономического роста, а рост зарплат неэлитарного персонала этот насос толкает и заставляет работать (примечание alexsword - без качественного долгосрочного целеполагания такой "насос" выглядит как некая безобразная амеба, пожирающая сперва все вокруг, потом геноцидящая другие популяции, чтобы отобрать их ресурсы, а потом и сама подыхающая в муках от ресурсного голода).

Большой УПС происходит, когда себестоимость ресурсов начинает расти БЫСТРЕЕ зарплат неэлитарного персонала

Очевидно, что зарплаты неэлитарных работников, чтобы быть драйвером экономического роста, должны расти быстрее, чем себестоимость ресурсов. Если зарплаты падают (относительно ресурсов), "насос" начинает барахлить. Это происходит когда себестоимость ресурсов начинает расти быстро - смотри рисунок выше для нефти после 1999.

Потеря эффекта "насоса" происходит по той простой причине, что люди начинают экономить на ресурсах и производных от них. Это то, что происходило, например, с 2003 по 2008, когда энергоресурсы резко подорожали. Массам становится все более сложно купить дома, автомобили, стиральные машины. Затем долговой рост замедлился, и цены на нефть и другие ресурсы резко ушли вниз.

Для возобновления работы долговых механизмов после краха 2008 потребовался запуск печатного станка (QE) и чрезвычайно низкие ставки. Именно эти меры повлекли возврат высоких цен на нефть, и создали "сланцевую революцию" в США.

Но долг достиг своих нормальных пределов. Нет никакого смысла поощрять все новые долги, низкие ставки поощряют глупые инвестиции. Если бы США могли производить нефть за $20 за баррель, рынок бы ее, вероятно, схавал, но за $100 за баррель спроса недостаточно, поэтому не было никакого экономического смысла в сланцевой революции в том виде как она реализована - так как нет спроса, чтобы покрыть ее себестоимость.

Долг помогает экономике расти, но лишь до тех пор пока не становится неуправляемым. Рост долгов может отложить эффект от рост цен на энергопродукты. К примеру, первый скачок цен на нефть и другие энергопродукты наблюдался в 70-е:

В этот же период в США резко ускорился рост долгов (относительно скорости роста экономики):

В предыдущие годы мы были в ситуации, когда цены на ресурсы стали расти быстрее зарплат неэлитарного персонала. Множество доступных сегодня рабочих мест - низкооплачиваемые места в сфере услуг (официанты, продавцы и т.д.). Молодежь пытается избежать этого, продлевая сроки обучения. Откладывает создание семьи, покупку жилья, автомобиля. Все это вызвано падением зарплат неэлитарного персонала, а длительное образование зачастую лишь усугубляет проблему, так как в этот период они вообще не получают зарплату (примечание alexsword - а по выходу многие получают ровно то, что могли получать и без образования, т.е. впустую потеряли годы взамен на никчемный диплом и образовательный кредит). Те, кто покидают состав рабочей силы (бомжи, зеки, преступники, отчаявшиеся) также делают вклад в проблему, не в силах позволить себе продукты, производимые системой.

ФРС США решило теперь поднять ставку. Это опять же сократит покупательную способность неэлитарного персонала. Теперь мы в ситуации, когда "насос", основанный на растущем количестве доступной энергии и растущем долге, исчезает. Дома, автомобили, турпоездки - все это есть на рынке, но все большая доля населения не может себе их позволить. Это ведет, в свою очередь, к ситуации, что цены на ресурсы падают ниже себестоимости, делая их добычу невыгодной. Будут сокращаться инвестиции, потом производство, возможно, случится много банкротств.

В мировой экономике в целом значительным источником роста в последние 15 лет был Китай. Сейчас они замедляют рост, и следует ожидать дальнейшего замедления. Рост Китая финансировался значительным приростом долгов, и погашение этого долга может стать проблемой.

Поэтому мы входим в фазу сокращения долгового суперцикла. И это пугает, так как если долги начнут сокращаться, цены на активы (биржа, земля и т.д.) ждет обвал. Обвал ждет и банки, если они не смогут переложить свои проблемы на других. Правительства ждет крах налоговых сборов, удорожание новых займов и обслуживания старых долгов. Правительства многих стран рухнут из-за этого.

Проблема исчерпания места в нефтехранилищах

Цены на нефть начали падать в середине 2014. С конца 2014 начался рост в нефтехранилищах США.

С декабря 2014 по апрель 2015 запасы увеличились на 90 миллионов баррелей. Потом они несколько сократились (возможно, имеет место сезонность). Представляется, что наиболее "опасный" период для быстрого роста запасов будет с декабря 2015 по конец апреля 2016. Согласно EIA максимальная емкость хранилищ это 551 миллион баррель. Если до конца апреля будет, как и в прошлом году, добавлено 90 миллионов баррелей, емкости хранилищ не хватит. 

Еще один способ хранения нефти - хранить результаты ее переработки. Здесь рост заполненности хранилищ начался с середины 2014, и теперь стабилизировался на уровне превышающем показатель годовой давности примерно на 65 миллионов баррелей (примечание alexsword - думаю, именно для прохождения этого локального пика США и разрешили экспорт нефти).

По данным EIA полная емкость хранилищ для нефтепродуктов составляет 1.549 миллиона баррелей. Теоретически этого достаточно, чтобы сохранить еще 700 миллионов баррелей нефтепродуктов, но на практике будет существенно меньше, из-за проблем логистики и соответствия.

Но даже в случае 700 миллионов, это лишь 2 миллиона барреля в день в течение одного года. Это легко исчерпать, если спрос будет низким.

На данный момент, несоответствие между нефтедобычей и потреблением не устранено. Иран может внести лепту, увеличив добычу и этот разрыв. Китай замедляется, что касается и импорта нефти. Картинка ниже дает оценку разрыва и, по моим оценкам, проблема все еще усугубляется, а не улучшается:

 

Идет много разговоров о сокращении нефтедобычи в США, оно началось, но медленно:

И в среднем в 2015 году нефтедобыча (total liquids) превосходила средний уровень 2014 на 800 тысяч баррелей в день. В 2016, вероятно, нефтедобыча продолжит сокращаться, но частично будет компенсировано NGL. Стоить отметить, что даже банкротство нефтедобывающих компаний вряд ли ускорит сокращение нефтедобычи - новый владелец будет выжимать все что сможет из ранее сделанных капиталовложений, чтобы получить хоть что-то.

Кстати, рисунок ниже показывает, что большие запасы нефти были проблемой и в 1920-х. Там было много аналогий с сегодняшним днем, включая дефлирующий долговой пузырь и низкие цены на ресурсы (примечание alexsword - существенное отличие: тогда было много колоний для раздербана с неосвоенными ресурсами, которые и получила США после второй мировой, сейчас этого резерва нет).  Нет никакого сюрприза в комбинации больших запасов нефти и низких цен на нее.  

Проблем нефтехранилищ это проблема не только США, а мира в целом, отражающая низкий рост спроса (по причине низкого роста зарплат и сокращения скорости прироста долгов, по причине достижения лимитов мировой экономикой) на фоне пока еще продолжающегося роста предложения. В Западной Европе нефтехранилища закачаны уже на 97%, и в качестве нефтехранилищ активно используются сами танкеры. Так или иначе, считаю, что США очень вероятно натолкнется на проблему исчерпания нефтехранилищ в 2016 году.

Чего следует ожидать от 2016 года?

  1. Замедление мировой экономики станет более явным, по мере развития проблем в Китае и рецессии в ресурсодобывающих странах. Не исключены скачки курсов валют, так как многие страны будут пытаться решать проблемы девальвацией своих валют. 
  2. Где-то в 2016 заполненность нефтехранилищ станет проблемой, причем один из весьма вероятных периодов - ближайшие три месяца. Цены на нефть могут рухнуть до $10 за баррель и даже ниже.
  3. Низкие цены на нефть  вызовут множество проблем. Дефолты - как нефтедобывающих стран, так и компаний индустрии (и ее поставщиков). Массовые увольнения.  Дефляция осложнит обслуживание долгов. Падение цен на активы, распродажа суверенными фондами разных стран ценных бумаг из резервов для поддержки своих экономик, что создаст дополнительное давление на цены и спрос на эти бумаги.
  4. Дефолты по долгам представляются основным источником проблем в 2016. Разворачивается долговой суперцикл. Одна компания за другой будут дефолтиться по причине низких цен на сырье, и следует ожидать, что проблемы распространятся на экономику в целом - обанкроченные компании будут массово увольнять сотрудников, сокращая доходы населения и спрос на все продукты (и ресурсы из которых они производятся, раскручивая спираль дальше). Невыплаченный при банкротстве долг станет проблемой банков, страховых компаний, пенсионных фондов и т.д.
  5. Правительства стран-экспортеров могут пасть или оказаться сметенными восстанием. Как результат - могут нарушиться цепочки поставок. 
  6. Даже если нефтехранилища не будут переполнены, представляется что цены на нефть будут очень низкими - нет платежеспособного спроса, а добыча еще растет. 
  7. Многие из проблем, ожидаемых в 2016 (скачки валют, падения цен на ресурсы, дефолты) станут триггером для выплат больших объемов деривативов, и приведут, как и в 2008, к коллапсу финансовых институтов. Правительства будут пытаться спихнуть на частный сектор и вкладчиков по максимуму, что для корпоративных счетов может повлечь и проблемы с выплатами зарплат их сотрудников.
  8. В целом 2016 представляется много хуже, чем 2008 с финансовой точки зрения. Все это могло случится в 2008, но не случилось из-за интервенции властей. В этот раз они сами перегружены долгами, и будут стараться дистанцироваться. 
  9. Два года назад, мною был составлен график коллапса добычи энергоресурсов - с быстрым падением после 2015. Я не вижу причин, что этот прогноз изменится. Как только долговой суперцикл развернется, мы увидим серьезное сокращение спроса и предложения на все типы энергоресурсов.

Заключение

Мы определенно входим в тревожный период. Не понимая толком, как работает экономика, мы склонны предполагать, что можем исправить ту или иную часть проблемы. Но корень проблемы в физике. Экономика - диссипативная структура, самоорганизующаяся система, термодинамически открытая. Она требует энергию для развития. В конечном счете, проблема "падающего возврата" в контексте оплаты труда (сокращение зарплат неэлитарного персонала с поправкой на инфляцию) это то, что потом убивает экономику. Поэтому все экономики имеют ограниченный жизненный цикл, как и животные, и растения, и ураганы. И нам не повезло стать наблюдателями конца нашей экономики.

ИСТОЧНИК

 

Комментарий редакции раздела Мой раздел

Статья мне очень понравилась! Все ждут, где, когда, каким образом начнется кризис.
Конец долгового суперцикла - эпичное, и для многих парадоксальное, неожиданное и неочевидное начало кризиса.

Комментарии

Аватар пользователя VipSV
VipSV(8 лет 9 месяцев)

Бред сивой кобылы, с физической точки зрения все притянуто за уши. Статья справедлива для золота, но не для нефти. Где столько хранилищ взять, чтобы они влияли на цену. Лохам рассказывают отмазку, почему их обнулили на бирже, хотя истинная причина - манипуляции.

 

Комментарий администрации:  
*** Отключен (оскорбление действующего президента) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

А у золота то что за проблема с хранилищами?

Ты че-то гонишь, реально.

У автора я не вижу проблемы с логикой, за исключением некоторой недосказанности (например, о паразитарной сути ростовщичества и изначальной пагубности западной модели, нацеленной на то что бы все пожрать как можно скорее, а потом издохнуть).

Аватар пользователя VipSV
VipSV(8 лет 9 месяцев)

В том то и дело, что у золота проблем нет, храни сколько хочешь.

А вот где столько хранилищ под нефть взять, чтобы они влияли на цену.

Там сама логическая цепочка имеет дыры, а значит ложь, приправленная правдой, а значит ложь в чьих то интересах.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (оскорбление действующего президента) ***
Аватар пользователя startrack
startrack(11 лет 7 месяцев)

Согласен. Вот что удалось нагуглить для США:

объём хранилищ - 500 миллионов баррелей

потребление - 20 миллионов баррелей в день

То есть всех их хранилищ хватит всего на 25 дней. Этого очень мало, чтобы качать цену.

Думаю, цену сбивают с помощью торговли "бумажной нефтью" - фьючерсными контрактами.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Вопрос ведь не в том, что в нефтехранилищах закачано на годы вперед, а в том, что они просто будут исчерпаны, тупо не будет места куда залить.

Аватар пользователя wellwalker
wellwalker(9 лет 6 месяцев)

Хм, а что помешает построить большее хранилищ? Кстати, прямой вывод из статьи - Россия и Саудиты должны тоже создать стратегические запасы нефти, для того чтобы отсрочить проблему и купить себе время на планирование.

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

На что строить ? доходы сжимаются, постройка стоит больших денег денег.

Вот пример Китай у него сейчас 218 мил бар хранилища, все залиты - вернее в октябре уже 200 залили сейчас вероятно все почти под край, до конца 2016 года он построит на графике видно сколько, их по мере строительства и ввода заливают, сразу же не строят бочку на 100 мил.бар и 500 мил это план до 2020 года, а куда девать перепроизведенную нефть ?

Китай недавно стал создавать стратегические резервы, их не создашь - хранилища быстро, и то его резервы (если не БП) общие -- всего --- будут в 5 раз меньше объем его хранилищ в теоретическом 2020 году чем у США уже сейчас...

суть в том что каменный век закончился не от того что закончились камни, так и нефтяной, нефть останется, возможности ее потреблять будут иссякать, при не пристанном перепроизводстве, что будет укатывать цену "ниже плинтуса" вот сегодняшний пример отрицательных цен на нефть а выглядеть это будет как "низкая" цена и большое изобилие.

В 1929 году все хранилища были заполнены, как раз кстати в октябре месяце, когда вероятно цена так же в виду перепроизводства рухнула, ну и началась в октябре 1929 года, как известно Великая депрессия. Я думаю это повторится и сейчас.

А теперь посмотрите внимательно можно и бегло когда после октября 1929 года запасы были выше т.е. 545.1. мил бар.запасы были выше ? Никогда! теперь посмотрите вот суда на скорость прироста запасов в 2015 году первые четыре месяца и каковы запасы сейчас, подумайте что произойдет если их - примерный прирост в первые 4 месяца 2015 прибавить сейчас к тому объёму запасов что уже есть прибавить ?

Моя версия, мы даже если заполним все, то после мая, мир вероятно не упадет вновую великую депрессию, нас  пик автосезона в США, рост какой ни какой спроса, вытянет нас немного, выше и цену летом (коррекции я не считаю пока что, в ближайшие месяцы, не думаю что они более чем на 10-15% будут вверх) а вот реальный рост на 50% цены, от дна какое будет в апреле мае пойдет, но в виду того что к осени всем станет понятно,  с вероятностью 100%, или они будут заполнены по физическим соображением как сейчас, производство выше потребления, цена рухнет так как заливать будет не куда. + еще что хранилища будут переполнены, за лето спрос не вырос на столько на сколько ожидали , перепроизводство сохранилось, а хранилища разгрузили чуть чуть как в 2015 году летом, то к осени или зимой 2016-1 квартал 2017 мировая экономика рухнет в депрессию и цены "ниже плинтуса"

Да и залить все 600 мил бар запасов нельзя, вот в пример с Кушингов там 73 мил бар. объем хранилища но 65 мил можно залить иначе не возможно смешивать и разделять фракции, это как игра пятнашка если помните в СССР была если все 16 квадратиков-цифр вставить не сдвинуть....

Аватар пользователя Галатея
Галатея(8 лет 11 месяцев)

Авот если пофантазировать про хранилища? Нефть добыли, продали, а покупатель закачал ее в отработанное месторождение, где она тыщу лет пролежит. А потом опять - добывай, продавай и в землю закачивай. Вот где цырк на конной тяге)))

 

Аватар пользователя eprst
eprst(12 лет 2 дня)

Они тем и влияют на цену, что уже забиты под завязку, а новая добытое всё поступает на рынок и давит цену вниз.

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(8 лет 9 месяцев)

за исключением некоторой недосказанности

а также эвфемизма - неэлитарный персонал - для марксовских пролетариев, которых страшно называть своим именем:)))

Аватар пользователя Letarian Pro
Letarian Pro(8 лет 9 месяцев)

Пролетарии, элитарии, один фиг, летарии те и другие. Только одни уже пролетели, а другие на очереди, вот и вся разница.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Тут более широкое понятие, те же официанты, очевидно, к пролетариату особого отношения не имеют.

Аватар пользователя Ptah-de-Gril
Ptah-de-Gril(9 лет 3 месяца)

Официанты - это как раз чистые пролетарии. Люди, живущие исключительно с продажи собственного труда.  Различие толкований возникает скорее в верхних эшелонах наемных работников. Всякие там управляющие, наемные менеджеры верхнего звена, финансисты и пр. Которые вроде как тоже продажей своего труда живут, но есть разница с официантами и в уровне доходов и в защищенности перед лицом кризиса

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Это обслуга, они не создают продукты / инфраструктуру.  Когда доля обслуги вырастает неимоверно, это сокращает доступные ресурсы для развития инфраструктуры и продуктивных секторов.

Секрет внешнеторгового дефицита США в том числе в этом.

Аватар пользователя Савва
Савва(12 лет 4 месяца)

Вот тут не понял. разъясни поподробней, пожалуйста. Официант предоставляет услуги, чем и зарабатывает на жизнь. Людей, которые создают продукт любого вида - не так много. Значительно больше людей, которые предоставляют услуги производящим продукт пролетариям. Разве нам не нужны таксисты, детсадовские работники, стоматологи, сантехники, в конце концов?

Рост количества услуг составляет рост уровня жизни. А разве мы не к этому стремимся?! В пределе один человек, работающий на заводе-автомате (а про такой совсем недавно писали тут, на АШ - создали в Китае. (Обслуживает завод около 20 человек, которые заняты ремонтом/обслуживанием 49 роботизированных рук-автоматов.)

Так вот, один человек производит продукцию на несколько тысяч людей. Где мы возьмем столько производителей продукта? Вот обслуги найти можно, всяких там певцов, танцоров и парикмахеров/сапожников. А вот производителей сантехнического фаянса или проката арматуры для строительства жилищ - столько нету.

Так что, тут надо разбираться. Я полагаю, что надо ввести термин - производитель навязанных услуг. К примеру, финансовый консультант или нотариус какой-нить. Это ведь никому не нужно. Пропало "честное купеческое слово" - появился нотариус!

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

У США гигантский внешнеторговый дефицит, что говорит о том, что вся эта обслуга избыточна, жрет столько что хозяйство в целом в глубоком дефиците.

Никто не возражает, чтобы сектор услуг был, но не в таком диком размере, что система уходит в долги.

Каков оптимальный размер?  Критерий прост - соотношение "свободной энергии" (т.е. то что уходит на новую инфраструктуру, науку и т.д. - т.е. на НОВОЕ) к совокупным затратам системы НЕ ДОЛЖНО СОКРАЩАТЬСЯ (а тем более быть в минусах), что является признаком энтропии. Очевидно, что бесконтрольное разбухание сектора услуг, идет за счет сокращения свободной энергии системы и росту ее затрат, то есть является энтропийным процессом ЕСЛИ НЕ сопровождается пропорциональным ростом выпуска физической продукции.

США стали энтропийной системой с конца 60-х. 

Аватар пользователя Ptah-de-Gril
Ptah-de-Gril(9 лет 3 месяца)

Я просто к тому, что официант - суть пролетарий по содержанию своего труда и источнику доходов. Оттого, что где-то официантов стало сильно больше, чем слесарей, официанты не перестают быть пролетариями. В определении термина параметр "число на душу населения" вообще не участвует :)

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Это обслуга.  Принципиальные отличия рабочего места обслуги:

- отсутствие высоких требований к инфраструктуре и энерговооруженности

- отсутствие физического продукта, который можно сохранить или продать на внешнем рынке, обслуга генерит только то, что потребляется и просирается немедленно, не оставляя ничего для будущего

Аватар пользователя Савва
Савва(12 лет 4 месяца)

Ну да. Это ты верно заметил: "производитель продукта + вся окружающая его обслуга должны выдавать некий +". Только вот в чем его измерить и как... Теоретически таким мерилом должны выступать деньги. Но измерять это в долларах никак нельзя, количество мухляжа с баксом, совершаемое штатовскими финансовыми институтами всех уровней и любых форм является преступно высоким и выбивает из под ног у бакса любые попытки стать мерилом чего-либо. Может использовать как-то золото? Хорошо бы конечно энергию, все равно в чем, просто я не понимаю как это можно будет сделать, как измерить в энергоединицах услугу, предоставленную парикмахером, к примеру.

Аватар пользователя Ptah-de-Gril
Ptah-de-Gril(9 лет 3 месяца)

Не очень понимаю, почему это принципиально. Почему определение  "пролетариат" обязательно должно быть применимо только к производству физического продукта? Машинист товарного поезда ничего не производит - все что он "произвел" не осталось для будущего. Программист не предъявляет требований к энерговооруженности и произведенный им продукт трудно назвать физическим, хотя на внешнем рынке его продать можно... 

Мы говорим о капитализме, а значит и о прибавочной стоимости. Понятие "пролетарий" - это название класса. Оно вообще имеет малое отношение к профессии. Оно имеет отношение к прибыли (прибавочной стоимости). Водитель грузовика - дальнобойщик - пролетарий ибо он продает свой труд, и при этом использование его труда создает прибавочную стоимость для его работодателя. Несмотря на то, что физический продукт здесь отсутствует. При этом водитель личного лимузина этого самого работодателя - не пролетарий. Он тоже продает свой труд, но его труд не производительный в том смысле, что не приносит доход его работодателю. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Смотри критерий, предложенный выше.  У рабочего места машиниста очень высокие требования и к энерговооруженности и размеру требуемых для его создания капитальных инвестиций. Поэтому аналогом бармена или собачьего парикмахера он не является.

П.С.  Критерий не надо рассматривать как эквивалент "пролетария".  Это другой критерий, характеризующий продуктивность рабочего места.  Не только пролетарии 19-го века продуктивны. 

Аватар пользователя kw
kw(9 лет 10 месяцев)

Ясно что обслуга не является аналогом слесаря, но это не значит что они не пролетарии. Кстати парикмахер участвует опосредованно в создании конечного продукта в тот самый момент когда стрижёт токаря, ибо высвобождает его (токаря) ТРУД. Другой вопрос что несправедливое распределение нищтяков а так же необходимость впаривать породили тот вид обслуги которые увеличивают энтропию без создания конечного продукта даже опосредованно, это и есть паразитарный сектор экономики, который надо зачищать.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Это все понятно, только не удивляйся тому, что общество где возрастает доля обслуги почему-то все сильнее сокращает темпы развития и залезает в долги.  

Ибо кошачьи парикмахеры и прочий сброд этому способствуют.

Аватар пользователя kw
kw(9 лет 10 месяцев)

Ну да, я с этим согласен.

Аватар пользователя wellwalker
wellwalker(9 лет 6 месяцев)

Так это и есть главная подтасовка статьи, да и вообще американского взгляда на жизнь - реальный сектор в рыночной экономике является таким же паразитным, как финансовый, так как бизнесмены производят не то, что надо для роста благосостояния, а то что они думаю можно будет быстро и с прибылью продать. В подавляющем большинстве отраслей конкуренция просто вредна - она ведет не прогрессу, а к упрощению взгляда на отрасль и ее экстремальной эксплуатации до полного исчезновения.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

А нет никакой проблемы с хранилищами..... Что там хранится? Добытая или КУПЛЕННАЯ нефть. В Кушинге - купленная брокерами, которые ждут повышения цен. На НПЗ - купленная у добычников в резерв, чтобы тоже получить барыши после роста цен. Наконец, у самих добывающих компаний - добытая.

Предположим на минуту. что все хранилища заполнены. Что за этим последует? Добывающие компании закроют скважины. Брокеры и НПЗ перестанут ее покупать. И все.

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

Рабочие перестанут получать зар. платы, не за что же, покупать товары, потреблять продукты ... это и есть БП и депрессия. фондовые рынки обвалятся и цена упадет как сегодня до 0 или ниже  или очень низко 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

А вот этого не надо. Депрессия сама по себе, а спекуляции на нефти - сами по себе. Ни в одной стране мира ВВП не обвалился втрое, индексы не обвалились, а нефть обвалилась? Однако. на каждую хитрую ж.... всегда находится что-нибудь с винтом. http://khazin.ru/khs/2202400

 

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

ВВП обвалится (кмк) только когда начнут падать реально вот эти индексы, и по версии того же Хазина падение будет как минимум в 2 раза ВВП . Как минимум или около -  2-ух раз. в странах запада США и ЕС .

А сначала идут - условия создаются для падения, обстоятельства, потом падает фондовый рынок, потом идет падение ВВП и начало депрессии а не как то иначе . Так что ))))

Аватар пользователя Александр Хуршудов

И что, Вы когда нибудь наблюдали обвал ВВП в три раза за пару лет? Такое даже Руине не под силу....:)))))

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

После дефляционного коллапса. и развала мир экономики. Конца фиатных денег ....

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Есть миллионы любителей предсказывать такой "коллапс"..... Их не смущает то, что НИ ОДНОГО коллапса еще история не знает...

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Ложь. Падение банковского дома Барди, вот пример сравнимого коллапса.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Будьте осторожнее в выражениях, плииз. Тем более, если используете подмену понятий. Коллапса В МИРОВОМ МАСШТАБЕ никогда не было, даже при падении Древнего Рима. Даже Великая депрессия лишь слегка затормозила мировое развитие, но не повернула его вспять. А при последнем кризисе только в 2009 г. мировое производство сократилось на 4,8%, чтобы в следующем году вырасти на 6 %: http://svspb.net/danmark/vvp-stran.php

Спад на проценты как-то не тянет на коллапс...:))))

 

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

Мир не был на столько глобализован как сейчас, и не был на столько зависим, от финансового и банковского сектора, кредитных фиатных денег, никогда.

Если произойдет крах банковского сектора, и реальная смерть фиатных денег - капитализма по сути , то скорость спада экономики в пример РФ, и бывших республик СССР, после развала Союза ССР, не будет идти не в какое сравнение, в сравнение со скоростью и масштабом мирового обвала.  Тут или наступит переход из количества в качества или БП 

Когда распался СССР, мы перешли с плановой соц. модели на кап.модель развития,НО у нас не банковский сектор, не фин сектор, не рухнули в ноль 0 У нас не перестали платить пенсии и зарплаты миллионам ничего не производящих людей, - учителя, врачи, студенты, пенсионеры, и мы не в золотой стандарт вернулись ,+ у страны и населения не было столько долгов, как сейчас у мира.... и было еще в придачу ох какой "жирок советских накоплений, во всех областях - до сих пор доедаем" .

Так что даже тот уровень падения в РФ, после развала СССР - ерунда, не идущая не в какое сравнение,с тем ,если примерно мысленно прикинуть, что будет, в мировом масштабе, если навернется кап - фиатная - кредитно финансовая система .....современная, Единственно и безальтернативная, существующая, кап. модель, которая является сегодня глобальной и мировой, и замены ей нет, как плановая СССР, после смерти и развала СССР страна - перескочила на кап. модель - США и глоб .запада.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это все, простите, домыслы. А я реалист, основываюсь на ФАКТАХ. Сколько было домыслов о неизбежности ядерной войны? Имя им легион. Но человечество нашло против этого рецепты. И от других болезней найдет. Потому что прогресс - НЕОБРАТИМ. Не взирая на все заклинания пессимистичных оракулов....:)))

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

А я не пессимист, я скорее реалист, да и все в этой жизни бывает впервые.

Пусть это конечно и домыслы, но логически они выстроены нормально, если данное случится - крах фин. системы, что в 2008-2009 годах спали...отсрочили ее смерть, в пример (кмк) что с вероятностью 99.99999999.....% до конца 2020 года случится, то так и будет.

Хотя я тоже считаю, что прогресс не обратим и переход из количества в качество, ..... по всем критериям.....неизбежен - и даже более, эволюционно предопределен, но "заглянуть в бездну" похоже, всё же придется...это как пинок под зад ... в нужном направление человеческому роду.... от  Бога - матери природы - эволюции, космического разума ... или как вам угодно .... (варианты)...

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Если Вам так уж хочется "заглянуть в бездну", то надо рассматривать другие сценарии: йеллоустонское извержение, случайный ядерный конфликт или распространение ИГИЛ по всей планете.... А банковских катастроф было много, и всегда производство быстро восстанавливалось. Это не коллапс, а скорее добрая ведерная клизма с патефонными иголками....:))))

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

 А банковских катастроф было много, и всегда производство быстро восстанавливалось.


не всегда и не так быстро, + вот тут еще  (возможно историки - хронисты приукрасили, но суть в том что это был по сути БП, тогда то когда 95%-99% на земле жило, про сегодня и не говоря) + не было настолько тесной глобализации, и огромных сверх скоростей, а до восстановления цивилизация и современный уровень НТП, знаний, технологий, не доживет.

Да и цивилизации не так молода, как в 1929 г ... может и не пережить подобную плизменную процедуру))

Остальные вулканы и т.д. не вариант - маловероятный. Так что или переход от количество в качество и обретение цели и смысла, как фундамента и основы, или БП, на всех нет ресурсов, удовлетворять хотелки ...)

Да и долгов столько не было как и не было столько населения.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Да, это проблема сбалансированного развития. она сформулирована еще в 1992 г., в Рио.... Но она медленная, от нее никакого коллапса не будет. И она имеет много решений, просто жареный петух еще людей в ж... не клевал....:)))))

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

Ну так конечно не клевал, потому что уворачивались, вот как клюнет, так сразу что то думать и решать придется, и (кмк) "клюнет" реально и сильно уже скоро, а иначе решать никто и не будет, постоянно откладывая, и перекладывая малоприятное... решение, на потом......авось, типа, само рассосется, как нибудь....не рассосется))

Аватар пользователя Производственник

А зачем хранилища? В земле неплохо хранится.

Аватар пользователя VipSV
VipSV(8 лет 9 месяцев)

У добывающих стран да, а что делать потребляющим, типа США, приходится делать хранилища для сглаживания потребления на  десятки процентов по разным месяцам.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (оскорбление действующего президента) ***
Аватар пользователя Производственник

Где то попадалось, что объем всех хранилищ в пендосии покрывает толи недельное их потребление, толи двухнедельное. Поправьте, если не прав. Поэтому странна зависимость между их заполненностью и возможным обвалом всего и всея.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Пусть хоть однодневное.  Вопрос в том, что пока еще имеется разрыв между мировой добычей и потреблением (инвестиции уже коллапсируют, но добыча будет коллапсировать со значительной задержкой), а складывать будет некуда. Поэтому производители начнут демпинговать, чтобы не отключать мощности. 

Аватар пользователя Производственник

Сюр какой то. Неправильная цивилизация. Дурдом. Это какое то испытание для человечества. Других и мыслей то нет по этому поводу.

Аватар пользователя Nordicx86
Nordicx86(12 лет 3 месяца)

ага - ВСЯ современная система  СЮР и Клиника - реальный  дурдом - тк возникают такие вот перекосы которые  никуда не деть - и что самое тупое САМА система и создает такие перекосы когда конкуренция из нормального взаимодействия приходит к тому что - Умри ты сегодня, но я завтра - это бред!!!

реально вот то что я вижу в нефтегазе - это очень красивая операция по снижению входа энергии в систему как результат послелдующий Энергетический хаос и голод и вполне возможна такая корректива плана мировой реконкисты была вынужденной из-за действий Китая и РФ

Комментарий администрации:  
*** Криптобес ***
Аватар пользователя Производственник

Сама система и есть перекос.

Аватар пользователя ogre
ogre(11 лет 3 месяца)

Эта, рынак, дружище. Типичный рынак. Иррациональная вера в то, что сонм алчных индивидуальностей стремящихся лично сожрать как можно более способен быть движком развития всего человечества.

Аватар пользователя Производственник

Алчные индивидуальности = недоразвитые бараны. Маркс, скотина, двинул идею в массы, мол бараны соединятся, выгонят пастухов и сами начнут прибыль получать со стрижки себя же. Под это дело баранов и развели...

Страницы