Банки после докапитализации. Записки дилетанта

Аватар пользователя klisha

Достаточно давно придерживаюсь мысли, что банковскому сектору РФ нужна госмонополия. Возможно, такие планы уже прорабатываются, т.к., например, на этой неделе ВВП однозначно высказался по поводу приватизации Сбербанка. Попробую раскрыть тему эффективного менеджмента в банках. Статья дилетантская, не подразумевает каких-то глубинных анализов финансовых результатов деятельности банков: на уровне "анализа на кухне". 

В  2015 году в нашу банковскую систему влили колоссальную сумму:  0,8 трлн. рублей в виде программы докапитализации банков  (обещали, правда, 1 трлн рублей, но может не по всем операциям доступна информация). Я не буду углубляться в условия, как эти деньги выделялись, как распределялись и т.п., есть факт вливания огромных средств. Список банков более чем внушительный,в скобках указана докапитализация по данным АСВ:

  1. ПАО «Совкомбанк» (6 272,75 млн рублей)
  2. ОАО Банк «Петрокоммерц» (9 598,25 млн рублей)
  3. ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» (55 595,25 млн рублей)
  4. ОАО Банк «АК БАРС» (12 107,5 млн рублей)
  5. ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (20 231 млн рублей)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК» (7 206 млн рублей)
  7. АКБ «Абсолют Банк» (ОАО) (6 000 млн рублей.)
  8. Банк ВТБ (ПАО) (307 390,5 млн рублей)
  9. ПАО «Промсвязьбанк» (29 929 млн рублей)
  10. Банк ГПБ (АО) (125 748 млн рублей)
  11. ПАО «БИНБАНК» (8 801 млн рублей)
  12. ПАО Банк ЗЕНИТ (9 932,75 млн рублей)
  13. ПАО «Банк «Санкт-Петербург» (14 594,5 млн рублей)
  14. ПАО АКБ «Связь-Банк» (11 853 млн рублей)
  15. ПАО «МДМ Банк» (9 005,75 млн рублей)
  16. Банк «Возрождение» (ПАО) (6 625 млн рублей)
  17. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) (5 362,5 млн рублей)
  18. АО «Россельхозбанк» (68 800 млн рублей)
  19. ПАО «МТС-Банк» (7 246 млн рублей)
  20. ПАО «МИнБанк» (6 317,5 млн рублей)
  21. АО «АЛЬФА-БАНК» (62 788 млн рублей)
  22. ОАО «МБСП» (803,045 млн рублей)
  23. АО «Банк Русский Стандарт» (5 000 млн рублей)
  24. АО «СМП Банк (4 734,25 млн рублей)
  25. РНКБ (ПАО) (743,5 млн рублей)

Срок возврата по тем, где есть информация, составляет не раньше 2025 года. Что интересно: в этот список не попал Сбербанк, хотя на АШ Грефа не жалуют. 

 

Теперь попробуем посмотреть как эти банки работают. Я банально решил посмотреть на чистые прибыли этих банков в 2015 году.

Данные свел в табличку:

  Наименование банка Докапитализация АСВ, тыс. рублей Чистая Прибыль/убыток за 2015, тыс. рублей
1 Банк ВТБ (ПАО)  307 390 500 48 580 668
2 Банк ГПБ (АО)  125 748 000 -34 365 250
3 АО «Россельхозбанк» 68 800 000 -69 207 170
4 АО «АЛЬФА-БАНК»  62 788 000 49 591 411
5 ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие»  55 595 250 2 282 487
6 ПАО «Промсвязьбанк»  29 929 000 10 956 121
7 ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»  20 231 000 3 893 421
8 ПАО «Банк «Санкт-Петербург»  14 594 500 2 542 190
9 ОАО Банк «АК БАРС»  12 107 500 -9 801 551
10 ПАО АКБ «Связь-Банк»  11 853 000 -10 283 330
11 ПАО Банк ЗЕНИТ  9 932 750 -6 051 227
12 ОАО Банк «Петрокоммерц»  9 598 250 нет данных
13 ПАО «МДМ Банк» 9 005 750 -27 178 754
14 ПАО «БИНБАНК»  8 801 000 4 546 607
15 ПАО «МТС-Банк»  7 246 000 -7 067 743
16 АО АКБ «НОВИКОМБАНК» 7 206 000 2 571 912
17 Банк «Возрождение» (ПАО)  6 625 000 -4 588 649
18 ПАО «МИнБанк»  6 317 500 -6 442 250
19 ПАО «Совкомбанк»  6 272 750 11 112 759
20 АКБ «Абсолют Банк» (ОАО) 6 000 000 -2 811 410
21 АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)  5 362 500 -5 023 286
22 АО «Банк Русский Стандарт» 5 000 000 16 532 220
23 АО «СМП Банк  4 734 250 749 580
24 ОАО «МБСП»  803 045 50 736
25 РНКБ (ПАО) 743 500 3 137
  ИТОГО 802 685 045 -17 545 141

По банку Петрокоммерц - он влился в июне 2015 г. в "Открытие"

По факту имеет место быть суммарный чистый убыток (ну да, согласен, средняя температура по больнице и т.п.). Конечно, большая часть банков была вынуждена наращивать резервы на покрытие своих рисков. Но никто не говорит, о том, что в этом году этих рисков будет меньше и прибыль вырастет. У меня стойкое подозрение, что этот трюлик будет невозвратным, подкрепляемое тем, что этот список банков не сумел сгенерировать хотя бы минимальную прибыль.

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Здешний
Здешний(9 лет 9 месяцев)

Имхо, банковской сфере требуется не госмонополия, а многоуровневость.

Надо жестко разделить банковскую систему на экономически-инвестиционный и спекулятивный сектора.

Первым - льготы, страхование и государственная забота о благополучии взамен на безусловный и подконтрольный отказ от спекуляций. Они обязаны только финансово обслуживать реальную экономику. Их доход гарантированно формируется из небольших фиксированных ставок, но на огромных объемах. 

Вторым - полная свобода спекулировать, но никакой реальной экономики в их лапах. И никакого госучастия в их рисках. Все риски спекулянтов должны нести они сами, включая клиентов, желающих принимать участие в спекуляциях. 

 

Аватар пользователя Виктор Филимонов

+++

Аватар пользователя klisha
klisha(8 лет 5 месяцев)

участие в спекуляциях

пока будет возможность срубить бабло по-быстрому никто не будет заниматься длинными деньгами 

Аватар пользователя Здешний
Здешний(9 лет 9 месяцев)

Вот в том и смысл многоуровневости банковской системы, что "срубить бабло по быстрому" для экономико-инвестиционных банков, ведущих подавляющий объем финансового трафика, будет невозможно. Единственный их реальный заработок - именно "длинные деньги". А у банков-спекулянтов не будет этого финансового трафика для масштабных спекуляций, будут клевать по мелочи и тырить по карманам клиентов - таких же спекулянтов..  

Аватар пользователя Federal
Federal(12 лет 2 месяца)

Только первые должны быть банками с госучастием. А вторые - жесткий контроль за максимальными ставками, запред на перепродажу долга, запрет на санацию за госсчет, прозрачность операций для госорганов в режиме реального времени.

Аватар пользователя Mad Zet
Mad Zet(8 лет 3 месяца)

Первые будут учредителями вторых. При банкротстве вторых, из-за неудачных спекуляций, будут страдать клиенты первых.

Аватар пользователя Здешний
Здешний(9 лет 9 месяцев)

Да ладно, это все регулируется законом и учредительными доками финансовой организации.

Все проголосовавшие за противозаконное учреждение спекулятивной "дочки" становятся уголовными преступниками. Это уже не говоря о том, что такую "дочку" просто не зарегистрируют. 

Аватар пользователя Mad Zet
Mad Zet(8 лет 3 месяца)

Строгость наших законов смягчается их не исполнением. Но в принципе согласен, разделение необходимо.

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(8 лет 8 месяцев)

Да ладно, это все регулируется законом и учредительными доками финансовой организации.

Если б всё это регулировалось законами да доками, то не надо было и разделения - достаточно было запретить заниматься спекуляциями вообще. Но, как мы все понимаем, лишать кота сметаны - это пытаться сделать из него морскую свинку принуждением.

Либо трусы, либо крестик - то есть, либо позволять банкам вести себя по банковски, либо отменить банки вообще, возложив финансирование на казначейства без всяких процентных ставок, а за фиксированную плату. А на раскоряку стоять - значит, продолжать терять там, где можно найти.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(8 лет 11 месяцев)

yes

Только крупные банки вроде Сбера и ВТБ будут туда-сюда метаться и лоббировать свое

Аватар пользователя Partisan
Partisan(11 лет 11 месяцев)

Вторым - полная свобода спекулировать...

... сигаретами и чаем в тюремном дворе во время прогулки.

Аватар пользователя John Reese
John Reese(8 лет 2 месяца)

Греф должен быть самым не заинтересованным в приватизации Сбера, потому что при утрате государством абсолютного большинства акций грефа выгонят с должности

Комментарий администрации:  
*** Первый заместитель Овцы ***
Аватар пользователя Виктор Филимонов

Аргументы? Чистое имхо?

Аватар пользователя Виктор Филимонов

Автору: числа больше 999 - правильней форматировать в стиле финансовый, или аналогичным ему стилях (с разделителями разрядов). Понять на экране, что это за цифра 307390500 - мягко говоря неудобно.

Аватар пользователя klisha
klisha(8 лет 5 месяцев)

Ок. сейчас поправлю

Аватар пользователя Samarin
Samarin(9 лет 1 месяц)

В реальности в государстве нужны всего три банка: кредитный, расчетный и сберегательный. Все они могут быть государственными, зачем остальные сейчас, абсолютно непонятно. Понятно одно, на поддержку этих контор тратятся огромные средства из налогов граждан.

Аватар пользователя Здешний
Здешний(9 лет 9 месяцев)

Нужна дырочка для азарта. Чтобы пар в нее выходил. 

Вот даже казино и игровые залы запретили, но оставили тотализатор и лотереи. 

Так и тут. Банки-спекулянты все же нужны: лохи должны иметь возможность поиграть в финансовое казино и проиграться, иначе они пойдут условно на Болотную, т.к. у них "проклятый Мордор отнял право на счастье".   

Аватар пользователя klisha
klisha(8 лет 5 месяцев)

Пусть останется биржа и всякие форексы.. пусть там резвятся и друг друга обувают. Никаких рисков для окружающих.

Аватар пользователя saava
saava(8 лет 8 месяцев)

А в продвинутой реальности достаточно расчетных (банков, не банка). Тогда они вполне могут быть частными и не требовать поддержки.

Аватар пользователя lataragan
lataragan(8 лет 7 месяцев)

любопытно, а на каком основании была принята "программа докапитализации" вместо программы банкросттв и выдачи госкредитов только под залог контрольных пакетов?

Комментарий администрации:  
*** Клон nopasaran (почти дословные дубли комментов), блокирован ***
Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(8 лет 8 месяцев)

Видимо, на основании мнения. что банки - это кровеносные сосуды, без которых организму экономики не жить:)))

Аватар пользователя wandererVI
wandererVI(9 лет 1 месяц)

Банковской сфере требуются аресты и расстрелы. По закону военного времени.

Аватар пользователя jamaze
jamaze(12 лет 2 месяца)

А можно добавить в табличку текущую капитализацию банков? А то сейчас сравнивается теплое с мягким. Ведь не для прибыли же государство влило деньги в банки.

Аватар пользователя klisha
klisha(8 лет 5 месяцев)

Хм. ок. попробую дополнить , но это как раз будет закапывание в дебри финансов, я как раз хотел избежать этого, представляя банки неким черным кубом, где на вход подали ликвидность и что на выходе имеем. 

Аватар пользователя С Божилов
С Божилов(8 лет 2 месяца)

Как я понимаю задача заключается в минимизации потерь. Банковскую систему меняют, худшие банки закрывают, медленно как надо - там сплошное минное поле.

А вы задумайтесь - что другое можно сделать с этими деньгами? Потери будут в каждом разкладе - Запад ломить международную торговлю - они там войну ведут, если кто-то еще не понял.

Аватар пользователя Добряк
Добряк(9 лет 10 месяцев)

Банковская система попала в ловушку госгарантий вкладов и Базеля по рискам.

Поясню: 

1. Если внимательно почитать 254П и пояснения к ней, то станет ясно, что без формирования резервов можно выдавать только небольшие относительно заемщиков суммы под жёсткий залог по типу недвижимости. Это в основном пополнение оборотных средств, т.е. инвесткредиты по сути похоронены. 

2. Банки работают с плечом 1 к 8, т.е. на 1 рубль собственного капитала могут привлечь и разместить 8 рублей,.т.е.  резерв в 25% от суммы кредита при условной сумме кредита  в 100 рублей, составит 25 рублей и вынудит банк сократить свой портфель на 200 рублей!, а это упущенная прибыль/плата за привлеченные ресурсы и т.п.

Эти 2 пункта заставляют банки мудрить с оценкой рисков и с залогами. Когда приходит ЦБ он становится на позицию прямых аадемических толкований  и банк вынужден формировать резервы и идти в убыток (который тоже иногда виртуален, налог на прибыль банки тоже не любят платить).

Выход здесь действительно в разделении системы на 2 сектора:

1. Гарантированный и академический правильный.

2.  Работающий на свой страх и риск, но более высоко доходный.

Пусть люди сами выбирают куда нести деньги.

Касательно же госдокапитализации, то основные её потребители госбанки или приближенные к власти банки, которые на госпрограммах оставили кучу денег, т.к. со многими их замщиками не рассчитались.

Аватар пользователя klisha
klisha(8 лет 5 месяцев)

2.  Работающий на свой страх и риск, но более высоко доходный.

ИХМО, это ловушка, Вы же понимаете, что как только вы даете народу такую "жвачку" он в нее с радостью влезет, а потом на Болотной будут орать, что государство должно за них вписаться, т.к. они не "знали что все будет так плохо". За примерами ходить далеко не надо: валютные ипотечники у всех на глазах. 

Жесткий запрет на спекуляции банками, а это может дать только госмонополия,  пусть банков будет не один.. но все они должны быть государственные.

Аватар пользователя di_mask
di_mask(10 лет 2 месяца)

БИН купил МДМ.

С рисованными показателями прибыльности - это "наперсточная" тема: сегодня убыток, завтра прибыль и наоборот. Более интересная тема с санацией, где та же АСВ выдает госденьги под 0,5% годовых.

И докапитализация была безвозмездной или тоже давалась под льготный %?