Великая загадка Великой Стены

Аватар пользователя Gorojanin

Давно просились воплотиться в отдельный пост многие комментарии о крупнейшей якобы постройке древнего мира - Великой Китайской Стене.
Воплощаю.




Напомним школьные знания, чтоб больше про них не вспоминать. Великую Стену строили императоры с первой в истории Китая империи Цинь в 3 в. до н.э. до династии Мин (1368-1644 гг).

*

Начнем знакомство с репортажа со строительства древней стены в древнем форпосте китайского буддизма Датуне. Древнюю стену этого древнего города делают и сейчас, и мусор времен Мао выкапывают.



























Проекту "история" в части письменных памятников пятый век; материальных - около четырех, но только в Европе, а в Китае практически все древности моложе.

Выдающийся востоковед, автор учебников и словарей Д.М. Позднеев в обширных очерках в Журнале Министерства народного просвещения, основном методическом пособии РИ, Вопросы древней истории Китая и Заметки об изучении Китая в Лондоне и Париже в 1894 году не знает и не пишет о Великой Стене как о современном памятнике, пару раз упомянув как об объекте глубокой древности.

Основатель советской синологии В.М. Алексеев, изучавший историю, культуру, архитектуру, путешествуя по Китаю, как минимум трижды пересек Великую Стену, но ни разу не видел ее и следов ее, не встретил упоминаний и ничего не знает о ней. В труде Алексеева 1907 года нет про нее ни слова)) Есть только выражение "китайская стена" как имя нарицательное, объект опять же глубокой древности, а вовсе не современный ему.

В монументальной книге востоковеда, работника МИД ДВР, жившего в Пекине в 1920 году, К.А. Харнского, образце зарождавшегося "современного подлинно научного китаеведения" Китай с древнейших времен до наших дней 1927 года полностью отсутствуют описание, значение, этапы постройки Великой Стены, она упомянута в одном абзаце как древний объект императора Цинь Ши (259-210 гг до н.э.). Далее изредка поминалась мельком, иключительно как давно не существующая древность.





В российских, а затем советских школах и без "подлинно научного китаеведения" Стена изучалась одной фразой, в числе деяний того же императора Ши в 3 веке до н.э. Учебник российского и советского профессора Р.Ю. Виппера, издававшийся для российской школы с 1903 года, советской - в 1925 году.





О ней не знают ни ученый и писательский актив Харбина, ни участники событий на КВЖД, ни участники Советско-Японской войны 1945 года, хотя опять же должны видеть ее.

Хотя образованные люди по-любому должны знать о столь выдающемся объекте, в каком бы разваленном виде он ни был. Открывайте и смотрите: Стена дважды пересекает КВЖД.

Многие годы спустя Стена, разумеется, появилась на картах боевых действий и в действиях. Упоминаться в публикациях участников войны Великая Стена начала в 1960-х годах, явно по указанию, о чем явным образом дал понять тем, кто понимает, командующий советско-монгольской конно-механизированной группой Забайкальского фронта генерал И.А. Плиев.

Генерал выполнил пожелание, но так, что для пожелателей было бы лучше, чтоб он этого не делал. Фактически показал внимательному читателю, что было в 1945 году, и что построено при Мао Дзэдуне. В 1965 году в книге "Через Гоби и Хинган" дал фантастическое описание, которое повторил в книге "Конец Квантунской армии" в 1969 году.







Совсем далеким от темы сообщу, что и в сегодняшних реконструкциях ни в каком месте Стена не сложена из гранита; что высота ее в районе для туристов в среднем 7,5 м, изредка до 10 м вместе с зубцами, но нигде нет выше; что никаких вторых и прочих линий у Стены нет; что крепостей вдоль Стены отродясь не было и в проектах. И чтоб не было никаких сомнений в том, что автор показывает фантастику, зная и давая понять, что это фантастика, а не образ из древности, он завершает описание прекрасной фразой "Время оказалось бессильным разрушить это уникальное творение многих миллионов людей древности"!

Для чего авторы прибегают к демонстративной, явной, всячески подчеркнутой лжи? Читатели журнала давно знают: чтобы добиться противоположного понимания. Так поступил участник ученого десанта Наполеона в Египет Франсуа-Шарль Сесиль, добавивший и выпятивший в изображение Великих пирамид сумасшедшую деталь, показывающую даже школьнику, что оно ложное. Похожим образом поступил и наш современник Фоменко, коему надлежало открывать для рунета и мира Великую Тартарию, но он сделал это так, чтобы понимающие поняли, что он не имеет к ней отношения и от нее не в восторге... Загляните, кому интересно.

Генерал прямо показал на карте единственные два участка Великой Стены, имевшиеся в 1945 году, сделанные в 19 веке (ниже об этом подробно): возле славного города Калгана и в пригороде Пекина.



Сравнивайте с любой картой следующих лет, хоть военной, хоть знакомой любому по школе, разница - это и есть работа трудармий Мао. Браво, товарищ генерал!

Первое попавшее:



Мало того, генерал отыскал в своем архиве фотографии с реальным обликом Стены, коими сопроводил свое фантастическое описание. Вот эта розваль, успевшая после постройки в середине 19 века почти полностью развалиться, по которой "может свободно проехать автомобиль" ))





Знал ли генерал, что Стена втайне масштабно строилась после войны, а не только перестраивались лично виденные им два участка? Разумеется. Имея с войны связи и друзей в верхушке МНР и КПК и просто будучи вменяемым человеком, как не знать об этом? Объективно, для истины о Великой Стене эти несколько строчек и карта с фотографиями важнее, чем все труды киаеведов о ней. Спасибо, Исса Александрович.

*

Немного о качестве строительства древнего объекта, которое само по себе скажет про истинную древность.

Это общеизвестное обрушение вследствие дождя 2012 года.







Это обрушение 2018 года, недавно отремонтированный участок.



2016 год. Оползни рушат Стену.



А это и рушить не надо. Само валится. Очень плохое качество Стены у трудармии Мао Дзэдуна.



А это аж 2003 год. Ни ливней, ни оползней. Рушится само.



На двух последних снимках даже не строитель увидит, почему рушится стена. Цемент очень сильно экономили или воровали. В кладке не раствор, а почти песок.

*

Теперь пойдем смотреть исторические свидетельства.

Помимо упомянутого Алексеева, Великую Стену должны были видеть другие путешественники.

Н. М. Пржевальский уделил в 1 томе книги "Монголия и страна Тангутов. Трехлетнее путешествие в Восточной нагорной Азии" (1875) один абзац. Из лично виденного описал в одном месте провиции Ганьсу глиняный вал "саженей трех", по слухам когда-то имевший сторожевые башни через 5 миль и тянувшийся до Пекина.



*

Г. Е. Грум-Гржимайло в словаре 1892 года описал 4-тысячеверстную Стену из легенды и глинобитный вал и "безформенныя груды камней" в двух местах и той же Ганьсу.



*

Франц Кафка, никогда не бывший в Китае, якобы описал Великую Стену.
Как строилась китайская стена



Рассказ написан, как считается, в 1917 году, но опубликован после смерти писателя в 1931. Типичный для цеха вброс в литературу до исполнения в натуре. Как делалось с Вавилоном, пирамидами Гизы, Стоунхенджем ...

И если прочесть внимательно, выясняется, что Кафка написал философский рассказ-метафору, где описаний Стены вообще нет, а в нескольких фразах о географии Стены написана галиматья.

*
Считается, что Маннергейм, путешествовавший в Китае в те же годы, что Алексеев, упоминал о Великой Стене.
В реале Маннергейм упоминал прохождение ворот Цзя-юй-гуань - западной заставы на перевале. Это все, что есть о Великой Стене. Журнал "Вокруг света", основной источник знаний об экспедиции Маннергейма в рунете, использовал статью финского аналогичного журнала 1990 года. Где, разумеется, застава с воротами названа "западной заставой Великой Стены".

*

Идем глубже.
Английский художник Вильям Александер рисовал Стену ещё в 1792 году. После чего рисунок размножили несколько граверов и иллюстраторов.



Сам художник никогда в жизни не видел Стену, хотя и жил, и работал в Пекине.
О чем сожалел.
Источник вдохновения - некий лейтенант Пэриш, о котором нет никаких сведений, как и рисунков его - Sir George Staunton, An authentic account of an embassy from the King of Great Britain to the Emperor of China&hellip, 1797.

Другими словами, картина, размноженная елико возможно широко граверами и иллюстраторами, написана неизвестно с чего, но не с натуры, изображений, с которых была срисована, не существует. Аналогичного вида натуральной Стены также нет.

При таких обстоятельствах изображение ничего доказывать не может. Но вполне может быть и эскизом будущего памятника.

*
Несколько фотофальшивок.

1907 год. Грубая ошибка с тенями: отсутствует тень от ближней башенки на стене, такая как от следующей башенки.



1900. Еще более грубая ошибка: сравните тени от палок с тенями от деревьев и людей.



19 век. Вообще забыли затенить все, что следовало. Начиная от палки на ближнем плане.



*

Отвлечемся от истории и полюбуемся на Великую Стену в китайских источниках не для туристов.

Так описываются разрушающиеся участки эпохи Мао.

"Под ударом расширения сельскохозяйственной деятельности почти две трети Великой Китайской стены, возможно, были повреждены или разрушены, в то время как остальная часть остается в осаде, говорит Ли Линь из общества Великой Китайской стены.
В северо-западной китайской провинции Ганьсу на карте можно увидеть более 250 миль Великой Китайской стены. Впервые он был построен во времена династии Цинь около 2200 лет назад,а через 1500 лет династия Мин восстановила его. Великая Китайская стена пережила разрушение природы более 2000 лет. Но Великая стена проигрывает битву с фермерами, живущими вокруг, которые превращают ее в тропы, укрытия в пещерах или даже удобрения для посевов..."


Но на иллюстрациях к статье никаких фермеров не наблюдается.





А это совсем печальный рассказ о той части, которую застройщик не успел облечь в кирпич, только насыпал вал. Ее фактически нет.

"Песчаные бури в северо-западной китайской провинции Ганьсу превращают участки Великой Китайской стены в курганы грязи и могут привести к их исчезновению примерно через 20 лет, говорят археологи...
Чжоу Шэнжуй, бывший куратор музея округа Миньцинь, сказал, что Национальное обследование в 1980-х годах зафиксировало более 60 километров Великой Китайской стены в округе, но они быстро исчезали.
"Частые штормы не только размывали грязь, но и разрушали стену, заставляя ее рушиться или разрушаться", - сказал Чжоу.
За последние 20 лет исчезло более 40 километров стены, и осталось только около десяти километров.
Его высота уменьшилась с пяти метров до менее чем двух. Квадратные смотровые башни полностью исчезли.
Вэй Чжаобай, 61 год, житель деревни Чэнси, городок Даба в Миньцине, сказал: "Великая стена с каждым годом становится короче".
"Когда мне было семь или восемь лет, участок Великой стены примерно в 1000 метрах к западу от моей деревни был все еще таким же новым. Мы ходили по ней, как древние воины, - сказал Вэй..."


Как это существовало тысячу лет?



Программа реконструкции в действии . Смотрите дальний план. Кто-то все еще считает, что это строилось тысячу лет назад?







Периферия вдали от туристских зрелищ.





Ну и просто картинки рушащейся Стены вразброс.
Кто-то действительно думает, что это стояло тысячу лет?











































































































































*
Полюбовались - возвращаемся к истории.

В публикации 1842 года Статейного списка Ф.А. Байкова об отчете о миссии в Китайское царство в 1657 году есть такое описание:

"А стоит тот заставный город Капка меж гор каменных, а через горы с обеих сторон приведена стена каменная, камень дич. А стена высока, сажени в 3 печатных, поперег в полторы сажени. А город кирпишной, смазыван извистью. А стена де та ведена от ревенского китайского города от Сукчея 74, где родитца корень ревень китайской копытчатой 75. А камень кладен в стене небольшой, а не смазыван ничем. А башни по той стене ставлены от стены прочь, а не в стене, сажен по 10-ти от стены. А башни кирпишные смазываны извистью, а башен много. А башни велики и высоки, промеж башен сажен по 100-у. А ведена де та стена из-за Сукчея города за Китайское царьство до моря. А сказывали про то бухарцы и калмыки и китайцы".

Документ любопытный. Вполне может быть и первоначальным проектом Великой Стены на 1842 год). Сильно скорректированным по обычаю.

Дело вот в чем.

Здесь Капка - Калган - Чжанцзякоу. Здесь Сукчей, до которого эта Стена - Сучжоу (Цзянсу). Или, проще, она от почти Пекина до почти Шанхая. Где нет никаких Стен.

Есть также Сукчей во внутреннем Китае, у Тибетского нагорья, где действительно западная оконечность Стены: "А ведена де та стена из-за Сукчея города за Китайское царьство до моря". Вот только описанный в том же списке маршрут Байкова идет очень далеко от этого Сукчея - через Чергу, Цаган (речка в Прибайкалье), Южную Монголию, в Канбалык (Пекин). Западный Сукчей и Стену Байков в принципе не мог видеть.

Как и любую другую, впрочем: "А город Канбалык велик ли или мал, про то подлинно неведомо, потому что с двора ходить руских людей не спускали: заперты были, что в тюрьме".

Никакой Стены, кроме городской пекинской, автор не видел. Кто-то что-то рассказал о якобы Стене - это все свидетельство Ф.А. Байкова.

Печатная сажень - 148 см, 3 печатных сажени - 7,44 м. Башни не в стене, а в 10 саженях от нее. Где сочинитель "свидетельства Байкова" взял эту фантазию?

Но это не самое интересное. Есть более ранний вариант, изданный за 18 лет до "Статейного списка", где некоторых вещей еще не было. Прибавил их переписчик сиречь куратор переписки от создателей истории. В "Сибирском вестнике" 1824 года подробностей меньше. Очень красиво, да...





А между стольным городом Канбалыком (Пекином) и пограчниным городом Капкой создатель "свидетельства" поместил не просто стену, не две, даже не три, а восемь!



*

Отличное фантазийное описание кирпичной Стены от Бухары до моря опубликовал в "Сибирском вестнике" 1818 года его издатель и автор Г. Спасский - Путешествiе въ Китай сибирскаго козака Ивана Петлина въ 1620 году . Башни, бойницы, стрельба, сигнальные огни, сторожевые войска, допуск в страну из всех государств через единственный в Стене вход... - все сказки на месте.











Забавное примечание. Когда начата Стена, неизвестно, но строили более 100 тысяч человек и закончили за два века до Р.Х.



Проблема в том, что писание "сибирскаго козака" давно и без вариантов признано фальшивкой и плагиатом более раннего памятника - "Путешествия казацких атаманов Ивана Петрова и Бурнаша Елычева в Китай в 1567 году". Стена в нем была даже не в проекте, а в идее, от моря до Бухары ))



Проблема с этим свидетельством, впервые упомянутым Н. М. Карамзиным в 1818 году в 9 томе "Истории государства Российского" и повторенным И. П. Сахаровым в 1849 году в "Сказаниях русского народа" в том, что оно давно и без вариантов признано фальшивкой. Конструктив в том, что еще и в 1818 году представление о Стене было туманным, проекта не было в помине.

*

В труде первого отечественного синолога А. Л. Леонтьева, бывшего в Китае в 1743-56 годах в составе миссии и в 1767 году в составе посольства Кратчайшее описание городам, доходам и протчему Китайского государства, а при том и всем государствам, королевствам и княжествам, кои Китайцам сведомы. Выбранное из Китайской государственной географии, коя напечатана в Пекине на Китайском языке при нынешнем Хане Кянь Луне. 1778 нет никаких Стен. Описаны внутренняя и внешняя городские стены Пекина в 3 и 10 верст и все стены всех городов. В главе "Великолѣпныя въ Пекинѣ и около Пекина строенiи" описаны десятки жертвенников, храмов, дворцов, "присудственныхъ мѣстъ". Пригородной части Великой Стены нет и в помине.

*

А это, похоже, первый подробный проект Стены. Его изложил глава духовной миссии в Китае архимандрит Иакинф Бичурин в книге "Записки о Монголии" 1828 года, дополнив собственными впечатлениями 1807-08 годов.



В книге несколько упоминаний и глава о Стене.

Сам автор не видел ничего, кроме неказистых остатков земляного вала.
Собственные впечатления подчеркнуты.







В главе о Стене архимандрит разворачивает широкое историческое полотно из династий строителей Стены, географических и технических особенностей, лишь изредка вставляя краткую информацию о текущем состоянии. Стоит привести всю главу - это прекрасный проект!
























Поднявшись на вал, как и поля вокруг, засеянный рожью и ячменем, к редким башенкам, автор и сам признает, что они новопостроенные.



Таким образом, можно уверенно говорить, что в начале 19 века отдельные башенки уже делались, никаких "стен с бойницами на юг" из творчества интернет-академика Левашова не было еще и в помине, черновая версия Стены в виде земляного вала местами уже набрасывалась, пригородной части Стены, нынешней туристской достопримечательности, не было ни в каком виде.

Предшественник Иакинфа, пределавший в том же 1808 году обратный путь из Пекина, архимандрит Софроний (Грибовский), пригородную часть Великой Стены также не видел, невнятные бугорки и первые башенки не счел нужным описывать, отметил в очерке в "Сибирском вестнике" 1823 года только разваливающиеся стены большинства городов.





*

Не появилось Великой Стены в пригороде Пекина и через 12 лет после проезда Иакинфа и Софрония, о чем поведал участник духовнй миссии майор Егор Тимковский в том же "Сибирском вестнике" 1823 года. В декабре 1820 - мае 1821 года майор описал только "древнiй валъ, составлявшiй стѣну города при Юаньской династiи".





*

Через четверть века еще один синолог-архимандрит Палладий (Кафаров) в свей книге Дорожные заметки на пути по Монголии в 1847 и 1859 гг. застал Стену чуть более отстроенную.

Появляется вот такое, хотя и с замечанием, что это сделала династия Мин, 17 век. Потихонечку династия Мин возводит фрагменты будущей Стены))

"Восходя широким отверстием на юг, ущелье Гуань гоу идёт на север сужаясь и поднимаясь. Разрушенные следы древних каменных строений. 15 ли до крепости Цзюй юн гуань, с надписью "Тянь ся ди и гуань", первая во вселенной крепость. Далее по трудной дороге 25 ли до Ба да лин’а, верхней точки перевала, где сходится Великая Стена, устроенная в виде обыкновенной с бойницами и амбразурами. Она восстановлена, кажется, Минами (при Минской династии); до них давно была оставлена в разрушении. Эта стена внутренняя, примыкающая в двух пунктах ко внешней, другой постройки".

"1-го июня. Бань ба. Великая Стена сложена из дикого угловатаго камня, там где бастионы; последние поздней постройки. На одном надпись: Цзинь лу тай. Далее идёт вал без камней; вместо бастионов курганы на базисе..."

"8-го июня. Долина после дождя. Великая Стена под облаками; сверху видны её курганы".

"Цзамыин худук, 41 верста. Предлинные увалы; вдали цепи холмов, издали кажущихся большими горами. Вёрст за семь до станции, при въезде в горную долину, мы заметили древний вал, который тянется с востока на запад; сопровождавшие нас монголы называли этот вал мо-хэрме т. е. дурною стеною, в противоположность цаган хэрме т. е. Белой и Великой Стене. Они уверяли, что он тянется на восток до моря. Всё пространство около вала изрыто широкими впадинами".


*

Два года спустя увидел текущее состояние Стены дипломат, писатель, горный инженер Е.П. Ковалевский, сопровождавший духовную миссию в Пекин в 1849 году и оставивший забавное описание в I части книги "Путешествие в Китай" 1853 года.

В главе о Стене сначала вполне по-писательски набросал величественную панораму со Стеной, которую в принципе не мог видеть с дороги, еще и в метель.
Затем изложил все то, что к моменту путешествия открыли историки о Стене.
Уверенно датировал за отцом Иакинфом кирпичную Стену 15 веком и назвал два участка у Датуна, где успела появиться Стена.
Посетовал, что ничего не открыли историки о постройке части Стены у Корейского залива (не всегда история делалась в литературе быстрей, чем в натуре, случалось и наоборот).
Высмеял исследователей, которые уже начали оперировать тысячами верст кирпичной 20-25-футовой (6-7,6-метровой) Стены.













В части будущей Стены за славным городом Калганом описал не просто башенки, замеченные еще Иакинфом, а башенки строящиеся, простодушно населив их сторожами (для горного инженера простительно не понимать, что сторожить отдельные башенки нет смыла в принципе и не от кого в текущей истории, ибо никаких Монголовъ, Тунгузовъ или Маньчжуровъ не нападало уже несколько веков). А в некоторых даже заржавленныя пушченки.



Пригородная Стена описана во всей красе, но лучше всего - башни, въ которыхъ въ безпорядкѣ навалены всякаго рода пушки. Редкий момент застал дипломат-писатель - оснащение памятника истории устаревшим списанным арсеналом местных вооруженных сил, пока еще в стадии завоза.



Заодно дипломат отметил и декоративный характер другого памятника - городской стены Пекина.



Забавный рисунок, коим Ковалевский снабдил книгу, зафиксировал строительство, причем с указанием, что это рисовано с натуры. Одна башня вне Стены, дальше башня в Стене, дальше вообще не достроенные башни вровень со Стеной, дальше нет и Стены, только фундамент-основание ее. Откройте полную версию и рассмотрите. Картина, литография с акварели, стоит того.

Зачем-то этот брус, подчеркнуто откалиброванный с двух сторон на пилораме и недокалиброванный с двух других сторон, деталь явно не с натуры, художник поместил на ближний план - как наиболее важную деталь. Прислоненный в незавершенном , временном положении.
На мой взгляд, это символ недоделанности, работы, ведущейся сейчас.
Трое персонажей тоже неспроста. Художник срисовывает готовую часть, рассказчик осматривает ее, сочинитель придумывает историю.



Автор иллюстрации художник И.И. Чмутов - участник 13-й духовной миссии, проживший в Китае 10 лет, имел возможность и увидеть строительство Великой Стены, и понять, ЧТО именно он видит, и обдумать, как передать увиденное. Что он и сделал в содружестве с приставом, сопровождавшим миссию, горным инженером Е.П. Ковалевским.

*

Ничего не изменилось в западной части Стены у славного города Калгана и через семьдесят лет после архимандрита Иакинфа.

Прикомандированный к экспедиции полковника Ю. А. Сосновского в Китай врач, путешественник, писатель П. Я. Пясецкий, автор книги Путешествие в Китае в 1874-75 гг застал только "темные пригорки с башнями какой-то разрушенной стены - остатки древней Великой Стены".





А вот окрестность Пекина, часть Великой Стены, примыкающая к городской стене столицы, к 1870-м уже отстроилась.

Полтора века назад это были проход с воротами Гуань-Гоу, ныне пригород Пекина и объект для туристов - проход Цзюйюнгуань в 60 км от центра столицы.







На следующих страницах писатель-врач, как и писатель-инженер Ковалевский, подробно описывает забавную деталь Великой Стены - "чугунные пушки въ аршинъ съ четвертью длины". В последующем, разумеется, убранную.

"Другiя такiя же пушки лежатъ еще на своихъ мѣстахъ и глядятъ чрезъ амбразуры на сѣверную сторону внизъ. Можетъ быть, нѣкоторыя изъ нихъ остались даже заряженными съ-поконъ-вѣка".

Для врача съ-поконъ-вѣка может быть и означает древность, ему простительно, но мы знаем от иезуита Фербиста, что чугунные пушки были на вооружении в золотой век династии Цин, в правление императора Канси (1654-1722), а в надежной истории применялись войсками империи Цин еще в опиумных войнах.



Дальнейшее описание являет вполне знакомую по сегодняшним видам рушащихся конструкций Стены, возведенных трудармиями Мао.

"Нѣкоторые кирпичи в стѣнахъ висѣли, держась только одной стороной, и, казалось, готовы были упасть, так что мнѣ не разъ становилось страшно при мысли, какъ бы отъ произведеннаго мною сотрясенiя какой-нибудь стѣнѣ или полу не вздумалось обрушиться в моемъ присутствiи, - опасенiе не безосновательное, такъ какъ мѣстами Стѣна начинаетъ разваливаться, во всей своей толщинѣ".

О том же напоминают кучи мусора, кирпичи, залитые известковым раствором, вмазанные деревяги...

"Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, гдѣ стѣны башни рушатся, видны деревянныя бревна, вмазанныя въ слой кирпича, и это дерево сохранилось замѣчательно хорошо; - но совершенно сухо и крѣпко, такъ что я съ с трудомъ могъ отломить себѣ кусокъ его для образца".

В этом месте возникают серьезные подозрения, что автор видит, что это не древность , и сдает это тем, кто внимательно читает. Под открытым небом, дождями, снегами и ветрами, с сезонными перепадами температур (в Пекине в среднем от +30° до -10°), при влажности, редко опускающейся ниже 50%, дерево не хранится веками.

И на следующей странице автор блестяще показывает, что Стена в данном месте строилась именно как памятник.





Из чего становится понятно, что и пушки, коими съ-поконъ-вѣка укомплектована Стена, он описывал не просто так, а с той же целью: дать понять, что к древности эта Стена не имеет отношения.

Словно отвечая на эту догадку читателя, автор дает живую зарисовку работ над созданием Стены, кторые недопустимы в книжности и о которых ему, без сомнений, было известно: "Мнѣ живо представилась та оживленная картина, какую представляла, теперь безмолвная и пустынная мѣстность въ то время, когда происходила постройка Стѣны. Мнѣ видѣлся этотъ кипящiй дѣятельностiю муравейникъ рабочихъ, измученныхъ, усталыхъ, таскающихъ кирпичи, известь, воду, глыбы гранита, пушки, бревна и другие предметы. Исторiя гласитъ, что для постройки Стѣны было употреблено одновременн до миллiона рабочихъ..."

Люди наблюдательные и любознательные, такие как П. Я. Пясецкий, Е.П. Ковалевский, И.И. Чмутов, видели текущие работы по созданию памятника истории, вполне осознавали, что в публичном поле об этом нельзя говорить, но находили возможность сообщить об этом современникам окольными путями.

За 30 лет до Пясецкого, в 1847 году, синолог-переводчик З.Ф. Леонтьевский добросвестно описал в статье для Военного энциклопедического лексикона легенду из проекта и исторический облик Стены. О современном состоянии сообщил, что по завоевании Китая маньчжурами (положившими конец империи Мин в 1644-83 гг) "она лишилась свей важности и разрушилась во многихъ мѣстах; матерiялы ея потребляются нынѣ на казенныя и частныя постройки". "Чугунныя пушки" положил "съ незапамятныхъ временъ". Действительно, откуда переводчику знать об истории металлургии?

Сам З.Ф. Леонтьевский если что и мог видеть, то только пригородную часть Стены с пушками без лафетов, ибо работал в Пекинской миссии в 1819-29 годах, по Китаю не путешествовал, остальную часть жизни служил переводчиком в Азиатском департаменте МИД РИ.









*

А это, пожалуй, первое внятное появление пригородной части Стены близ Пекина - имеется в виду реалистичное, от непосредственных свидетелей.

В 1844 году французские синологи, путешественники, католические монахи, миссионеры Эварист Регис Гюк и Жозеф Габе на пути из Макао в Лхасу прошли насквозь Китай и написали книгу о своих приключениях. В русском переводе - Путешествие через Монголию в Тибет, к столице Тале-Ламы. Издание К.С. Генрих. 1866

Великой Стене уделили пол-странички.

Подтвердили, что классическая Стена из виденных ранее описаний действительно существует, но в одном месте, под Пекином. Что представляет из себя в остальных частях Стена, через которую путешественники проехали 15 раз, читайте сами.





*

И возвращаясь к традиционному "китайскому качеству". Пясецкий в 1874-75 годах застал пригородную Стену в уже осыпающемся состоянии, с вываливающимися кирпичами, мусором в башенках... Бичурин в 1807-08 годах не видел никаких стен и башен. Между этими сроками пригородная часть Стены успела появиться и обветшать. Так что строили с качеством ниже среднего задолго до Мао...

*

Ну а в этой замечательной книге миссинера, иезуита, географа, картографа, историка, без сомнений представлявшего цех создателей истории, Мартино Мартини, в книге, которая вышла в Лондоне на год раньше возвращения самого Мартини в 1655 году в Европу и Рим - спасибо за это сказочно прекрасное наблюдение блогеру is3! - мы видим чистую, голую идею Великой Стены.
На этот момент даже и городской стены Пекина, от которой отпочковалась Великая Стена, не было. Иначе бы нарисовали Великую Стену поближе к столице.







Корень топонима TARTAR, напомню, изредка встречавшийся у Карпини, Мартини и других авторов, ныне записанных в "свидетели Тартарии", был и остается всего лишь переводом корня ТАТАР, существует в качестве перевода корня ТАТАР в ряде европейских языков и в наши дни, а Тартарией - империей русов и т.д. он впервые стал только в 2000 году в интернет-версии труда Фоменко "Империя".

Книга - первое в литературе упоминание Великой Стены; в сообщениях о Китае других авторов, выходивших до Мартини, включая знаменитого Марко Поло, никакой Великой Стены нет.

*

Двадцать лет спустя греко-молдавский боярин, российский дипломат, ученый, богослов, географ, путешественник Н.Г. Спафарий повторил этот проект, слегка прибавив фантазий от себя, в книге "Путевой дневник от Нерчинскго острога до Пекина" 1676 года. Полюбуемся.

Понятно, что такой Стены - в основании камень великий, поверху кирпич - не существует ни в одном месте, тем более по горам. Высоты в 4 сажени при толщине 2 (8,5 м и 4,2 м) нет даже у пригородной части Стены для туристов (ее высота около 7,8 м, ширина 5,7 м), башни через 100 саженей (213 м) тоже слишком бльшая роскошь для реальных памятников. Картинка из головы и проекта.



Трое ворот на тройной стене, окованных железом, у славного города Калгана - тоже фантазия.
Как и расходящаяся от города Великая Стена.



Как и Стена вдоль дороги от славного грода Калгана, где еще и два века спустя были только темные бугорки на месте башен.



Пригородной части Великой Стены возле столицы еще нет ни в путевом дневнике, ни в проекте - не зря ж на карте иезуитов ее нарисовали очень далеко к северу от Пекина. Зато есть прекрасные городские стены, по которым ездят на конях и телегах, двое ворот с башней великой, на площади которой вместится человек с тысячу, железные пушки, боевые палаты, река текучая вкруг стены... Все очень красиво и очень сказочно; хороший был первоначальный проект.





*
Еще через шестьдесят лет отечественная картография повторила иезуитский план, проведя Стену очень далеко от столицы и уведя в Джунгарию, подтвердив, что реальной пригородной Стены все еще не было даже в проекте - Атлас сочиненный к пользе и употреблению юношества и всех читателей ведомостей и исторических книг. - Санкт-Петербург: тип. при Импер. ак. наук, 1737 г.





*

Итого можно вполне уверенно сказать, что участок Стены в пригороде Пекина, нынешнюю туристскую мекку, возводили в первой половине 19 века, причем так же спешно и халтурно, как и остальную Стену в 20 веке; и вполне обоснованно предположить, что первая очередь Стены возводилась как памятник "золотого века династии Цин", в правление великого императора-реформатора Канси, лишь потом пушки убрали, историю этой пригородной Стены удревнили до ныне известной.

Ну а на периферии возведение Великой Стены начиналось неказистыми валами, которые в принципе не могут иметь никакого военного значения, т.к. преодолеваются и детьми в любом месте, с конца 18 века.

Так создается история.

*

Ума и здоровья.


Другие материалы о создании истории


Сейчас многие собирают донаты. Воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Сказки про "бойницы на юг", "создание с целью туризма", "видно из космоса" и подобный фольклор не обсуждаю.

Комментарий редакции раздела Кунсткамера

Хорошая подборка фоточек.

Комментарии

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

 

Спасибо. С удовольствием посмотрел. И еще когда-нибудь посмотрю.

///// Сказки про "бойницы на юг", //////

А зря. На стене-новострое около Пекина бойницы именно на юг. Но здесь есть одна тонкость. Стена там двойная. Одна её линия от другой находится на расстоянии примерно 800 м. Склоны гор крутые. В некоторых местах с одной стороны стена высотой 6 м, а с другой - 3 м. Более того, есть участки, где на расстоянии примерно в 10 м от стены с её тыла, гора на 2-3 м выше её. То есть, группа лучников, прокравшись за стену, сверху расстреляет её защитников. Поэтому китайцы и построили две стены, которые с тыла защищают друг друга. А между ними - перемычки. У южной стены бойницы на юг, а у северной - на север. Туристов подвозят к южной стене.

////// "создание с целью туризма" /////

В Китае массово развивается внутренний туризм. Для туристов действительно построили много.

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Зачем обсуждать поделку эпохи Мао Дзэдуна?

Интересно начало памятника под Пекином, в первый раз, до Мао, построенного в 1820-50-х годах.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(9 лет 8 месяцев)

Зачем обсуждать поделку эпохи Мао Дзэдуна?

Прочитайте второй абзац )) Мао её ещё до 1925 года построил??

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

К эпохе Мао было два фрагмента, показаны Плиевым.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(9 лет 8 месяцев)

Два фрагмента описаны очевидцем как "колоссальное сооружение" и "восьмое чудо света"??

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

В реальном виде.

Надо прочитать пост , про который беретесь рассуждать, боец. Он как раз об этом.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(9 лет 8 месяцев)

А я не рассуждаю, а прямо указываю на свидетельство очевидца, которое противоречит посту и которое сам же автор и разместил в этом посте )))

Очевидно просто даже не прочитав его внимательно.

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Весь пост - из свидетельств очевидцев, врущих через одного .

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Alex Arx
Alex Arx(8 лет 3 месяца)

 

Док, автор не безгрешен. Это именно он написал тонны графоманской руды про перевал Дятлова.

Мне кажется, он дискредитирует тему "древнего" Китая. Хотя... с другой стороны, если никто не хочет поднимать эту тему, то... пусть тогда он... хуже точно не будет.)

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Когда нечего сказать по фактам, ври про автора.

Золотое правило троллизма на все времена.

 

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Carcass
Carcass(11 лет 3 месяца)

Роскошная статья! Полностью поддерживаю и согласен. Точно такие же "аутентичные артефакты"  - Стоунхендж, Пальмира, Сфинксы, Пирамиды.... им несть числа. Вся "история" написана англичанами и французами в 17-18 вв.

Пошёл дочитывать про стену, блин, великую китайскую. 

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Все правильно, кроме англичан и французов. Цех вне государств и народов (они  сами его создание). Мартини, открыватель Стены, итальянец,а первыми, кто поддержал его, были россияне...

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Anter1999
Anter1999(6 лет 6 месяцев)

Стоунхендж, Пальмира, Сфинксы, Пирамиды.... им несть числа.

Вся "история" написана англичанами и французами в 17-18 вв.

Хи-Хи.smile3.gif 

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

За Китайскую великую стену в конце 17 века русский посот принял таможенный пункт.

 

Устройство китайского таможенного пункта конца XVII в. описали глава российского посольства в Китай Избрант Идес и его участник Адам Бранд [Идес, Бранд, 1967]. Проход в горах был перегорожен массивной стеной с башнями (элемент Великой китайской стены). Стенами был окружен большой двор (Рис. 11). Имелись двое ворот, расположенных напротив друг друга на расстоянии выстрела из мушкета (по справочникам – 200-240 м). Над воротами были башни, в которых находилась стража.

Саркел

Рис. 11 – Китайский таможенный пункт, конца XVII в. [Идес, Бранд, 1967]
Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Хорошее изображение. Только такой структуры Стены - кирпичная с зубцами на двух слоях  блоков - нет даже и в нынешних реконструкциях...

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Roman Nebezbesov
Roman Nebezbesov(5 лет 9 месяцев)

Поймал себя на мысли, что зашёл в тему только прочитать коммент АнТюра.

З.Ы. 

Отмотал наверх и был шокирован объемом статьи.

Комментарий администрации:  
*** отключен (перевирание собеседников, манипуляции) ***
Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

АнТюр погряз в НХ. Ничего хорошего от этого ждать не приходится.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Roman Nebezbesov
Roman Nebezbesov(5 лет 9 месяцев)

АнТюр погряз в НХ.

Я тож. smile20.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен (перевирание собеседников, манипуляции) ***
Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Сочувствую.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Ктулху жив
Ктулху жив(7 лет 9 месяцев)

Чем вам не угодил строгий научный подход?

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Модели прекрасные. Но совсем не согласуются с фактами строительства памятников истории - как Стены в данной статье, так и других на ссылке в конце ее.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя yoprst
yoprst(10 лет 2 недели)

Как там дела с дольменами, Барнаульский? 

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

У доктора-то и спросите, боец. Прямо на следующем обходе. 

*

Хороший плакат. В палате своей повесьте и читайте хором, по часу, после подъема. Санитарам скажите, что  доктор прописал.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Алекс99
Алекс99(4 года 2 месяца)

Я был на той стене. Мне понравилось. Цены на пиво там безбожные.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (уличен в плагиате - https://aftershock.news/?q=comment/11379788#comment-11379788) ***
Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Самый популярный участок Великой Китайской Стены Бадалин в рекордные дни  может принять до 65 000 туристов. Ежегодная посещаемость  Великой Китайской Стены около десяти миллионов человек (хотя в связи с барановирусом сильно упала, но наверстают без сомнений)...

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Partisan
Partisan(12 лет 3 недели)

Кто-то строил Беломорканал, кто-то - ВКС...

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Но тайком, в отличие от Беломорканала, воспетого всеми средствами  пропаганды...

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Redvook
Redvook(11 лет 1 неделя)

То, что большинство исторических аттракционов - новодел, нет сомнений. Причем это не особенно скрывается. Но нужно учитывать, что это восстановленные древние сооружения. Причем стена, скорее всего была земляная, типа вала. И лишь на некоторых участках была нормальная стена с воротами. А тот песчаник, который они используют для постройки - вообще весьма недолговечный. И от всей "стены" скорее всего остался только небольшой расплывшийся вал. Но смотреть на него с восторгом могут только специалисты. Приходится принимать меры. А отрицать ее существование, потому как ее восстановили, по крайней мере неумно.

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Вот про эти первые валы с  первыми стеночками 19 века и пост.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя DAB KAA
DAB KAA(3 года 3 месяца)

Спасибо, Антон, как всегда интересно, наглядно и познавательно.

А есть ли новые материалы по  Вашему циклу замена нормального человеческого метаболического цикла, при котором преобладает реакция расщепления гликогена до глюкозы и глюкозо-6-фосфата? 

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Цикл о создании истории - одно из продолжений ее. По-другому не получится выйти на события  с внедрением ее.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Anter1999
Anter1999(6 лет 6 месяцев)

Да, слов нет!

Стена была,

Стена есть,

Стена будет.

На Автор доказывает обратное.

Думаю, это из той же серии - "Земля же ПЛОСКАЯ!"

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Боец  с плоской Земли, в вашей палате сегодня  дезинфекция. Надевайте шапочки и ожидайте санитаров.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя Дежко Сергей
Дежко Сергей(4 года 3 месяца)

Господи, какой тупой бред. Альтернативно мыслящие наступают. 

Комментарий администрации:  
*** Отключен (призывы узаконить пытки с использованием содомии) ***
Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Не беда. Доверяйте доктору, слушайтесь санитаров, и все у вас будет хорошо.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя spinor
spinor(4 года 5 месяцев)

Интересно. Был на выставке терракотовой армии. Сложилось ощущение, что тоже фальшивка, притом недавняя.

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Тоже думаю, что максимум из 19-го века, а скорее из 20-го.

Китай  с его десятилетиями недоступными для посторонних территориями просто просится для создания артефактов и памятников истории под крылышком разных местных и колониальных администраций.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Reyders
Reyders(6 лет 9 месяцев)

Да, эта статья длиннее этой стены)

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Вам сюда, боец. Тут все коротко и понятно.

 

 

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Кабандос
Кабандос(6 лет 2 недели)

то считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен

Спасибо. Ваш абсолютно невежественный пост лишь укрепил меня в "официальной версии".

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы и паникерство, копипаста тухлятины под видом свежих новостей) ***
Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Отправьте в фонд по борьбе с коррупцией, боец.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Кабандос
Кабандос(6 лет 2 недели)

Значит невежество не отрицаете. Кстати, какой техникум заканчивали?

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы и паникерство, копипаста тухлятины под видом свежих новостей) ***
Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Задайте этот вопрос доктору на обходе, боец.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Дхарма
Дхарма(10 лет 6 месяцев)

 Отличная подборка. Теперь я абсолютно убеждён, что стены эти, как и засечные валы всякие, строились как защита от глобальных катастроф. И что характерно, в статье убедительно доказано, что строили не зря.

 А что удивительного в том, что книгу издали за год до возвращения ? Автор её на своей коже писал ? Рукопись, с оказией, передать в те времена было невозможно ? И греки лоханулись со своим тартаром. Не знали бедные, что правильно это жуткое место называется татар.

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Видеть фигу , глядя в книгу, тоже нужно уметь.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Vit999
Vit999(8 лет 2 месяца)

На а может быть так, что цивилизация вообще не может существовать без такой специфической области деятельности, как история? И не важно какая история официальная (ОИ) или некоторый набор альтернативных (АИ). В процессе создания истории из набора АИ выбирается одна и становится ОИ. Либо через различные согласования или через какой-нибудь всемирный исторический конгресс.

Ведь что такое история? Это способ влияния и направление развития цивилизации, воздействуя на настоящее и, соответственно, формируя будущее, опираясь на прошлое. Принять же непосредственное влияние на настоящее, и на будущее, население цивилизации не готово. Населению нужно обоснование. Самое простоя обоснование - это ссылка на прошлый опыт.

И тут совершенно не важно, были ли на самом деле некие события (в определённом месте, в определённое время, с определёнными людьми) в прошлом. Если эти события позволяют продолжать цивилизацию во времени. Если же по каким-то причинам не удаётся обеспечивать движение цивилизации во времени, то возможно переформатирование ОИ со сменой носителей среди населения.

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

История - это ключевая, базовая основа всех гос-, нац-, полит-, тео-, идео-матриц. Поэтому так важно ее создавать, и столько внимания строительству памятников истории.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***
Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(9 лет 8 месяцев)

В монументальной книге востоковеда, работника МИД ДВР, жившего в Пекине в 1920 году, К.А. Харнского, ... полностью отсутствуют описание... Далее изредка поминалась мельком, иключительно как давно не существующая древность.

Позвольте, но там же чёрным по белому написано: Среди многих сооружений одно сохранилось до наших дней... Оно колоссально; "восьмое чудо света". Это  - Великая стена.

Вы сами-то читали, то что скопировали?

Аватар пользователя Gorojanin
Gorojanin(11 лет 11 месяцев)

Что не так?

Описания - ноль. Только одна фраза для порядка. Почему?

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор помоек ***

Страницы