Разрыв между умными и глупыми нарастает

Аватар пользователя 13302

Чиновники из министерства образования России искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу, полагает социопсихолог Людмила Ясюкова.

Букв много, но статья полезная, практически все перекликается с моими мыслями. Кому лень читать - внизу в комментарии собрала основное.


© -

TwMqygjN-580.jpg

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью «Росбалту» она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.

- Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?

- Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый - умение выделять суть явления, объекта. Второй - умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий - умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: «Почему утка?» А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.

- И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?

- По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

- Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?

- Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…

Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.

По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи.

- Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Как это влияет на формирование понятийного мышления?

- Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения «Окружающий мир». Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.

Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5 классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций - «История в картинках» - та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.

В шестом-седьмом классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. Дальше в восьмом была анатомия, и уже в старшей школе общая биология. То есть, выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые, в конце концов, подчинены общим законам развития. Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку – и ботаника, и животный мир, и человек, и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.

С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: «Хоть задачки-то решаете на физике?». Он отвечает: «Какие задачки? Мы презентации делаем». Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.

- Но у нас же декларируется, что мы движемся в сторону европейского и американского образования. Что там-то творится?

- Там все по-разному. На Западе действительно полная свобода, и школы существуют очень разные. В том числе и такие, куда отбирают не по кошельку, а по уровню развития. И там, безусловно, есть школы отличного уровня, где готовят элиту, обладающую и понятийным и абстрактным мышлением. Но никакого стремления отлично образовывать всех и каждого там нет – зачем это надо? К тому же там обучение идет не по классам, а по программам. Дети, которые показывают хорошие результаты, объединяются в группы, изучающие более сложные программы. В результате те, кому это надо, в любом случае имеют возможность получить хорошее образование и поступить в университет. Это вопрос мотивации в семье.

Интересный пример - Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.

- А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?

- Да, и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.

- Может быть, взамен этого у детей формируются какие-то другие важные качества, помогающие в жизни?

- К сожалению, нет. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет.

- А сохраняются, или может быть появляются в России школы и вузы, готовящие прекрасно образованных и логически мыслящих людей? Нарастает ли, грубо говоря, разрыв между умными и глупыми так же, как увеличивается разрыв между богатыми и бедными?

- Разрыв нарастает, и еще как. Безусловно, есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется.

Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.

На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например. Я знаю одну такую в Бостоне, у них вообще все, кроме уборщицы-негритянки, русские.

Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока.

А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается.

Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь этим занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается.

- А что вы думаете по поводу нарастающей языковой неграмотности?

- За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые мы перешли в 1985 году - спасибо членкору АПН Даниилу Эльконину. В русском языке мы слышим одно, а должны писать по языковым правилам другое. А в методике Эльконина формируется слуховая доминанта. Произношение первично, а буквы вторичны. У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут «йожык», «агур’эц». И эта звуковая запись идет по седьмой класс. В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков. Заговорили о вырождении нации. А на самом деле это просто плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа.

Букварь Эльконина был создан в 1961 году, но не был внедрен, потому что желания это делать не было. Считалось, что он, возможно, интересен как новый подход, но в школе будет с ним трудно. Тем не менее, Эльконин с соратниками настойчиво продолжали попытки внедрения своего метода, и когда в семидесятые годы в школы пошли дети, поголовно умеющие читать, то сложилось мнение, что букварь работает неплохо, давая детям более объемное видение и слышание языка.

Эльконин был человек очень активный, видный ученый, он и его ученики «продавили» внедрение букваря, обучение по которому началось в 1983-1985 годах. Но именно тогда экономическая ситуация в стране стала меняться: в девяностые в школу пошли дети, которых родители не научили читать, потому что им уже не хватало времени и денег, и дефект новой системы стал абсолютно очевиден.

Фонетическая система не учила читать, не учила грамотности, наоборот, порождала проблемы. Но у нас ведь как? Не букварь плохой, а дети плохие, не подходят к букварю. В результате стали учить фонетическому разбору с детского сада. Ведь чему учат детей? Что «мышка» и «мишка» начинаются по-разному и обозначают их в фонетической системе по-разному. А «зуб» и «суп» в этой системе оканчиваются одинаково. А потом бедные дети начинают писать буквы, и оказывается, что их предыдущие знания не сочетаются с новыми. Зачем, спрашивается, им было все это заучивать и отрабатывать? Они потом и пишут «фторник», «ва кно» вместо «в окно».

- А какая под этим теоретическая подкладка?

- У Эльконина была теория, что чтение - это озвучивание графических символов, вот он это и стремился всеми силами внедрить. А на самом деле чтение - это понимание графических символов, а озвучивание - это музыка. У него вообще много теоретически сомнительных высказываний, и все это с пиететом цитируется. На этом люди делают диссертации и потом, естественно, держатся за эти подходы. У нас другого преподавания нет, только этот принцип обучения. А мне, когда я пытаюсь с этим спорить, говорят – вы академический психолог, не педагог, и не понимаете, что без фонетического разбора и фонематического слуха чтению не научить. А я, между прочим, четыре года работала в школе для глухонемых и они прекрасно учились грамотному письму тем же методом, которым учили нас – зрительно-логическим. А у них, как вы понимаете, нет ни фонематического слуха, ни какого-либо другого.

- Хочу с вами поговорить еще об одной болевой точке – системе ценностей, формирующейся у школьников

- У нас сейчас полиментальная страна, в которой параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы, и криминально-ориентированные. Ребенок, естественно, бессознательно перенимает ценностные установки от родителей и окружения. Школа в этом никак не участвовала до двухтысячных годов. Задачи воспитания из современной школы на какое-то время ушли, сейчас их пытаются вернуть.

Пытаются ввести культурно-просветительские циклы, например, для формирования толерантности. Только никакой толерантности эти циклы не формируют. Дети могут на эту тему написать сочинение или подготовить рассказ, но отнюдь не становятся более терпимыми в своей бытовой жизни.

Надо сказать, что как раз-таки у детей с более развитым понятийным мышлением спокойное восприятие другого бытового поведения, другой культуры выражены больше. Потому что у них прогностические способности выше и «другие» для них не столь непонятны, так что не вызывают такого чувства тревоги или агрессии.

- Много говорят и пишут об агрессивности российской школьной среды. Вы это видите?

- Я этого не вижу. Хотя, конечно, в совсем уж неблагополучных школах я сейчас не работаю, не знаю, что там творится. И раньше мы в школах дрались и выясняли отношения, только разговоров об этом было меньше. А вообще, чем выше культурный уровень родителей и школы (гимназии, лицея), тем меньше кулаков, драк и ругани. В приличных школах уровень агрессии невысок, там даже и грубых слов не так много.

- Еще одна повальная проблема современной школы – гиперактивные дети с так называемым СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).

- СДВГ - это не диагноз. Раньше это называлось ММД – минимальные мозговые дисфункции, еще раньше ПЭП – послеродовые энцефалопатии. Это особенности поведения, проявляющиеся при самых разных патологиях.

В 2006 году мы официально приняли американскую точку зрения на эту проблему и их логику лечения. А они считают, что это на 75-85 %% генетически обусловленное осложнение, приводящее к расстройству поведения. Они прописывают лекарства, психостимуляторы, которые должны компенсировать эти расстройства.

У нас психостимуляторы запрещены, но прописывают препарат «Страттера» (атомоксетин), который, как считается, не является психостимулятором. На самом деле результат его применения очень похож на результат использования психостимуляторов. Ко мне приходят дети после курса «Страттеры» и у них налицо все симптомы «ломки».

Был прекрасный американский врач-физиотерапевт Гленн Доман, очень много сделавший для развития детей с поражениями нервной системы. Он брал детей, которые до трех-пяти лет вообще не развивались – не только не говорили, но и не двигались (только лежали, ели и выделяли), и развивал их до уровня, позволявшего успешно окончить школы и университеты. К сожалению, год назад он умер, но работает созданный им Институт максимального развития человеческого потенциала. Так вот, Доман активно выступал против синдромального подхода в медицине и говорил, что надо искать причину нарушений, а не пытаться снизить выраженность симптомов. А у нас в подходе к СДВГ закрепился именно синдромальный подход. Дефицит внимания? А мы его компенсируем лекарством.

На основании исследований врачей-неврологов докторов медицинских наук Бориса Романовича Яременко и Ярослава Николаевича Бобко делается вывод, что главная проблема так называемого СДВГ - в нарушениях позвоночника – вывихи, нестабильность, неправильная сформированность. У детей пережата позвоночная артерия и возникает так называемый эффект обкрадывания, когда в результате снижается кровоток не только по позвоночной артерии, но и в сонных артериях, снабжающих лобные доли. Мозг ребенка постоянно недополучает кислород и питательные вещества.

Это приводит к короткому циклу работоспособности – три-пять минут, после чего мозг отключается и лишь спустя некоторое время включается обратно. Ребенок не осознает, что происходит при отключении, с этим связаны драки и различные выходки, о которых он не помнит, потому что они развиваются в моменты отключения активности мозга. Эффект отключения мозга нормален, мы все с этим сталкиваемся, когда слушаем скучную лекцию или читаем что-то сложное и внезапно ловим себя на том, что отключились. Вопрос только в том, как часто и на какие периоды времени происходят эти отключения. Мы отключаемся на секунды, а ребенок с СДВГ на три-пять минут.

Чтобы помочь детям с СДВГ, надо поправить позвоночник, часто это первый шейный позвонок, а за это мало кто берется. Обычно неврологи этой проблемы не видят и с этим не работают, но есть врачи, и мы с ними работаем, которые умеют это делать. Причем тут важно не только выправить позвоночник, но и укрепить новое правильное положение, чтобы не произошло привычное смещение, поэтому с ребенком нужно делать упражнения три-четыре месяца. Идеально, конечно, когда ребенок эти три-четыре месяца находится на домашнем обучении и можно проконтролировать не только, что он делает упражнения, но и что он не дерется и не совершает никаких кульбитов. Но, если такой возможности нет, то мы хотя бы даем освобождение от физкультуры на эти месяцы.

После того как кровоток восстанавливается, периоды работоспособности мозга увеличиваются до 40-60-120 минут, а периоды отключения становятся секундными. Однако поведение само по себе сразу хорошим не становится, агрессивные паттерны поведения успели закрепиться, с ними надо работать, но теперь у ребенка уже есть ресурс для сознательного контроля, торможения. Он уже может с этим справиться.

Беда в том, что фармакологическая отрасль куда более циничная, чем наше государство. Фармацевтические компании заинтересованы выпускать лекарства, которые не вылечивают раз и навсегда, а поддерживают приемлемое состояние. Это обеспечивает им огромный постоянный рынок сбыта. Эти компании естественно выступают спонсорами таких исследований, которые идут в выгодном им направлении.

С другой стороны, если даже проблему с позвоночником и улучшением кровоснабжения мозга решить не удалось, всегда можно пойти по пути развития мышления. Высшие функции, как доказано всемирно признанным психологом Львом Выготским, могут компенсировать нижестоящие. И я видела немало примеров, когда через развитие мышления достигалась компенсация проблем с вниманием и коротким циклом работоспособности. Так что опускать руки никогда не стоит.

Беседовала Татьяна Чеснокова

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Выделила:

Меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

Исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи.

Принцип научной подачи информации в школьном образовании сейчас заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.

На недавней конференции по вопросам образования выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.

А у нас интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше.

При этом у детей не формируется каких-то других важных качеств, помогающих в жизни. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет.

Есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом, но это потому что мы - сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны. На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные, чтобы наши высокообразованные специалисты уезжали и работали в более развитых странах по всему миру. Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? 

Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь этим занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается.

За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые мы перешли в 1985 году - спасибо членкору АПН Даниилу Эльконину. В русском языке мы слышим одно, а должны писать по языковым правилам другое. А в методике Эльконина формируется слуховая доминанта. Произношение первично, а буквы вторичны. У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут «йожык», «агур’эц». И эта звуковая запись идет по седьмой класс. В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков. Заговорили о вырождении нации. А на самом деле это просто плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа.

У нас психостимуляторы запрещены, но прописывают препарат «Страттера» (атомоксетин), который, как считается, не является психостимулятором. На самом деле результат его применения очень похож на результат использования психостимуляторов. Ко мне приходят дети после курса «Страттеры» и у них налицо все симптомы «ломки».

Комментарии

Аватар пользователя rabbitson
rabbitson(9 лет 4 месяца)

......социопсихолог Людмила Ясюкова.

Социопсихолог по звучанию напоминает социопат, а по фотографии - Чикотилло.

Комментарий администрации:  
*** Подлый клоун ***
Аватар пользователя 13302
13302(8 лет 1 неделя)

главное - мысли правильные

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(10 лет 5 месяцев)

Статья за 2013 год и её уже разбирали на АфтерШоке!  Ничего нового в ней нет - 20% умных было всегда и во все времена и при любом строе (хоть первобытном).

Мысли у этой тётки так себе - К.О.

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор) ***
Аватар пользователя 13302
13302(8 лет 1 неделя)

да, не нашла по названию. с Пульса можно убрать

С другой стороны, за 4 года 1) ниче не изменилось, 2) много новых карадов на АШ пришло

Аватар пользователя Миклухо
Миклухо(8 лет 1 неделя)

1. Всё очень сильно изменилось. 

Кто бы что ни говорил, а Путин крепко настроен возродить образование.
Начал он с математики и в декабре 2013 была принята новая концепция математического образования. 

Только в 2014 году Путин предложил:
-- пересмотреть программу русского языка;
-- ввести единый учебник по истории;
-- вернуть единое образовательное пространство;
-- на первый план интеллектуальное развитие, широту подготовки и фундаментальность образования; 
-- обеспечить доступность прочных знаний для всех; 
-- главное воспитание; (А не предоставление образовательных услуг.) 
-- вернуть в школу сочинение;
Были в истории примеры, когда образование преображалось за 3 года.

Аватар пользователя Виктор. Любитель.

Принцип Паретто - 20%-80% работает везде. Не встречал ещё исключений пока что.

Аватар пользователя 13302
13302(8 лет 1 неделя)

тетка пишет, что "падает"

Аватар пользователя Миклухо
Миклухо(8 лет 1 неделя)

Из книги В.Ф.Шаталова "Эксперимент продолжается."
 

Цитата: Цитата

... о классе, в котором была начата работа на новой методической основе осенью (23 сентября – это существенно!) 1985 г. Более 60% учащихся на протяжении всего учебного года в III классе не имели ни одной хорошей четвертной оценки по математике, 40% ребят аттестовались во всех учебных четвертях по всем учебным предметам только тройками. Из 800 учителей начальных классов, проходивших курсы повышения квалификации при Донецком ИУУ за последние годы, ни один не смог припомнить в своей педагогической практике таких низких результатов к окончанию начальной школы. А ведь 800 учителей – это 12 000 лет педагогического стажа. Иными словами, за 12 000 лет ни один из учителей не имел подобного класса. Какой же вывод следует сделать из этого разительного примера? Один: работу на повой методической основе можно начинать в любом классе, ибо более тяжелого по уровню подготовки, чем четвертый экспериментальный 1985г., встретить едва ли возможно.


18 мая 1989 года СЕМИКЛАССНИКИ Донецкой школы №5 в присутствии 38 директоров школ, из которых 18 учителя математики, сдали экзамен за курс СРЕДНЕЙ школы ТОЛЬКО на пятёрки..
.
 

Цитата: Цитата

...в самом слабом классе во всей параллели? В классе, напомним, где каждый третий ученик после трёх первых лет обучения читал по слогам.

 

Цитата: Цитата

Двадцать пять лет я преподаю математику в старших классах, -- сказал один из директоров, -- но многое из того, что сейчас решали семиклассники, я вот так сразу решить бы не смог


Цитаты из: В.Ф.Шаталов "Соцветие талантов" часть вторая стр.227 и 230.

 

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(8 лет 9 месяцев)

Принцип Паретто - 20%-80% работает везде. Не встречал ещё исключений пока что.

Одна гражданка, Рак по гороскопу, считала и считает, что ей по знаку зодиака отлично подходит Скорпион. Уже пятого мужа сменила - все Скорпионы, кроме одного - можете догадаться, - какого по счету. Ящетаю, её теория отлично работает, не правда ли?

Это был литературный эпиграф.

Так вот, - хотя в принципе Парето отчетливо сказано, что 20 процентов усилий дают 80 процентов результата, некоторые гражданки... и граждане упорно считают, что эти 20 процентов усилий прикладывают 20 процентов людей, и никак иначе.

Аватар пользователя Pedestrian
Pedestrian(8 лет 4 недели)

В прежние времена умных было всё же поболее, ибо работал естественный отбор. А как началась борьба с младенческой и материнской смертностью и прочей антисанитарией, так и пошло медленное но неуклонное уменьшение черепной коробки людей в силу выживания недоумков или просто слабаков, включая и тех что на голову. И так уже 10 тыс. лет голова/мозги всё меньше и меньше.

Аватар пользователя Туфтонский рыцарь

  "меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением." - и вы к этим 20% не относитесь!

 

Аватар пользователя Ale_Khab
Ale_Khab(7 лет 11 месяцев)

Спасибо за высказывание. В отключке межушного ганглия было написано. Зайдите за диагнозом.

Аватар пользователя e.tvorogov
e.tvorogov(8 лет 3 месяца)

Педагогику нужно адаптировать к современным российским реалиям. А не представлять себе, будто у нас всё ещё реалии СССР.

Аватар пользователя Сергей Капустин

знаете, как человек работающий в системе образования, могу утверждать что 80% попыток адаптировать педагогику к современным реалиям на практике работают еще хуже, чем профессиональное преподавание по методикам СССР.

Аватар пользователя 13302
13302(8 лет 1 неделя)

Почему в Финляндии наше советское образование прекрасно адаптируют к их капиталистическим реалиям? И вон даже преподают на русском в США.

Аватар пользователя webarkadiy
webarkadiy(8 лет 1 месяц)

В Финляндии еврокоммунизм. Черный, с властью сверхмонополий. Тем не менее, социальная система на нижних уровнях достаточно близка к Советской.

Аватар пользователя Виктор. Любитель.

Ага. Кк раз вчера их очереди за бесплатным хлебом тут выставлял камрады. )

Аватар пользователя PIPL
PIPL(10 лет 4 месяца)

Бесплатный хлеб, это и есть коммунизм. А то что очереди, это недоработка местных товарищей. Вы им скажите, за такое они партбилеты на стол положат. В Советском Союзе это действовало. Как сейчас, не берусь судить. 

 

Аватар пользователя Виктор. Любитель.

Ты меня извини но я тебя понимать неуспеваю.
Бесплатный хлеб в Финляндии это не коммунизм . Это неспособность государства дать людям средства к существованию.
Это БП. Ну , его начало...

Аватар пользователя parhonf
parhonf(8 лет 9 месяцев)

Интересный пример - Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. 

И что, много известных учёных подготовила Финляндия? Может беспрестанно дарит миру научные и инженерные наработки ?

Аватар пользователя Миклухо
Миклухо(8 лет 1 неделя)

Результаты исследования TIMSS-2015
Результаты учащихся
4 класса по математике
(первые 20 стран из 49)
Страна Средний балл
(ошибка)
1. Сингапур 618 (3,8)
2. Гонконг 615 (2,9)
3. Южная Корея 608 (2,2)
4. Тайвань 597 (1,9)
5. Япония 593 (2,0)
6. Сев. Ирландия 570 (2,9)
7. Россия 564 (3,4)
8. Норвегия 549 (2,5)
9. Ирландия 547 (2,1)
10. Англия 546 (2,8)
11. Бельгия (Флан.) 546 (2,1)
12. Казахстан 544 (4,5)
13. Португалия 541 (2,2)
14. США 539 (2,3)
15. Дания 539 (2,7)
16. Литва 535 (2,5)
17. Финляндия 535 (2,0)
18. Польша 535 (2,1)
19. Нидерланды 530 (1,7)
20. Венгрия 529 (3,2)

Кто нибудь нашёл Финляндию? 
https://cont.ws/@mikluho/508836

Аватар пользователя Туфтонский рыцарь

17 не считается?

Аватар пользователя Виктор. Любитель.

Два вопроса : 

Хде Израиль ?)

А нет ли тут антисиметизьму ?)

Аватар пользователя Миклухо
Миклухо(8 лет 1 неделя)

Израиль ухудшил свои позиции. ( Вот ссылка)

 

Аватар пользователя Виктор. Любитель.

Вот именно поэтому мои детки и ходили в вечернюю русскую школу )

Аватар пользователя iu
iu(7 лет 11 месяцев)

А что такое TIMSS-2015?

Что именно исследовали?  По какой методике? Какие критерии?

Например: у четвероклассников оценивалось наличие понятийного мышления, или скорость сложения в уме двузначных чисел? Тоже ведь разница...

Аватар пользователя 13302
13302(8 лет 1 неделя)

там пример про птичек-уточек

Аватар пользователя 13302
13302(8 лет 1 неделя)

надо динамику смотреть

раньше какое место было?

Аватар пользователя Миклухо
Миклухо(8 лет 1 неделя)
Аватар пользователя 13302
13302(8 лет 1 неделя)

интересно

в 2011-м у 8-х классов у финов 8 место математика, 5-е естествознание, у России соответственно 6-7.

А в 2015-м, фины выбыли вообще, у России 6-7

Аватар пользователя Миклухо
Миклухо(8 лет 1 неделя)

Проще говоря: финнов ставят в пример только поборники дебилизации. Нам не надо следовать за ними.

Аватар пользователя 13302
13302(8 лет 1 неделя)

что-то там пошло не так

Аватар пользователя Pedestrian
Pedestrian(8 лет 4 недели)

Математические олимпиады не могут считаться критерием истины, ибо математика противна человеческой природе и христианским заповедям. Повальное увлечение математикой привело к феминизму, а в будущем приведёт к приходу антихриста и Армагеддону.

Аватар пользователя PIPL
PIPL(10 лет 4 месяца)
Аватар пользователя Дед Маздай
Дед Маздай(7 лет 11 месяцев)

Дык, её и адаптируют. Выращивают "квалифицированного потребителя". 

Аватар пользователя Далёкий
Далёкий(8 лет 9 месяцев)

Что прям в школе потребителей выращивают?  А в семье  пуританство стало быть прививают.   

Аватар пользователя Дед Маздай
Дед Маздай(7 лет 11 месяцев)

Речь не о воспитании, а об уровне образования. В школах идёт ползучее сокращение и облегчение программ по точным и естественным наукам, зато вовсю процветает всякая псевдонаучная гуманитарщина. 

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(10 лет 5 месяцев)

В школах идёт ползучее сокращение и облегчение программ по точным и естественным наукам, зато вовсю процветает всякая псевдонаучная гуманитарщина. 

Необоснованное заявление!  Реши профильный ЕГЭ по математике, а потом и сделай выводы "об облегченности"...  Чо та я сомневаюсь, что ты нарешаешь на 100 баллов...       хе-хе...

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор) ***
Аватар пользователя Дед Маздай
Дед Маздай(7 лет 11 месяцев)

Посмотрел я тот профильный ЕГЭ. Могу, конечно, несколько ошибаться, ибо много времени прошло но мало чем отличается от школьного экзамена по математике, который сдавали в моё время все (середина девяностых, программы ещё советские). Разве что, объём поболее.

На сотню, конечно, сейчас не нащёлкаю, многое забылось, но, когда был школотой, вполне имел шансы. В своё время, выпускную математику сдал на пять, в аттестате четвёрка (ибо раздолбай был редкостный). 

И кстати, что я забыл упомянуть - нас учили системно, а не натаскивали на экзамены по профильным предметам, как сейчас делают. 

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(10 лет 5 месяцев)

Ты немного не догоняешь - ты сдавал базовый экзамен, а профильный - это вступительный ЕГЭ в ВУЗ и в 90 годы ты его сдавать не мог.  Его (профильный ЕГЭ по математике) даже не все учителя решить могут..    гы-гы...

(ибо раздолбай был редкостный). 

Хорошая самооценка, что видно и по комментариям на АШ...    laugh

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор) ***
Аватар пользователя Дед Маздай
Дед Маздай(7 лет 11 месяцев)

Но что-то мне показалось, что нынешний профильный экзамен отличается от тогдашнего базового всего лишь количеством задач, но не их сложностью. Может, действительно показалось, а может, и нет. Тут надо, конечно, подымать материалы и серьёзно анализировать. 

Аватар пользователя Миклухо
Миклухо(8 лет 1 неделя)

Во-первых, сокращение и облегчение программ по точным и естественным наукам действительно идёт:

https://aftershock.news/?q=node/416708

Во-вторых, набрать 100 баллов вполне реально: решить надо 94%.

Для справки: более, чем в половине регионов стобалльников по математике нет. 

Аватар пользователя Миклухо
Миклухо(8 лет 1 неделя)

Самое главное здесь, что раньше детям не разрешалось идти в обучении дальше, пока они не усваивали знания, на которых основывалось их дальнейшее обучение. И это абсолютно правильно -- другого не дано. Правда, раньше, это приводило к широкому второгодничеству. Уменьшить второгодничество вполне возможно.

Аватар пользователя Alex47
Alex47(7 лет 5 месяцев)

Педагогику нужно адаптировать к современным российским реалиям. А не представлять себе, будто у нас всё ещё реалии СССР.

 Дык, адаптировали уже. Все обучение (см. статью) полностью соответствуют современным российским реалиям:  "Ты начальник, - я дурак, я начальник, - ты дурак"

Аватар пользователя Isaak
Isaak(7 лет 4 месяца)

Уже адаптировали йожыками и моском.

Аватар пользователя Bledso
Bledso(11 лет 1 месяц)

Насчет «Окружающего мира» полностью соглашусь. Редкостное ассорти.

Аватар пользователя 13302
13302(8 лет 1 неделя)

У меня дочь - физтешка, уже даже Путину писала, что их прям целенаправленно готовят для заграницы. Сейчас идет в аспер - у нее выбор, либо уезжает и 3к евро в месяц - и ниче не делай, кроме как своими исследованиями заниматься, либо на копеечной стипендии с подработками оставаться в России

Аватар пользователя webarkadiy
webarkadiy(8 лет 1 месяц)

3 евро бесполезны. Потому что 1,5 надо заплатить за аренду однушки. 500 медстраховки, 100 на проезд, 150 на интернет, и т.д. Там все чудовищно дорого. При этом она, как не полноценный Западоид, никогда не получит постов. Всегда будет сидеть на срочном договоре, работать на 14 часов, а в доценты пойдет племянник Уважаемого инвестора, чистокровный немец. Патенты, открытия, тоже по договору нужно безусловно бесплатно отдать. Ученых там выжимают досуха так же, как и столяров и уборщиков. Отношение будет пренебрежительное, у нужно публично признать, что "рашка-говно", иначе чего сюда приперлась? Людей там ломают.

Аватар пользователя parhonf
parhonf(8 лет 9 месяцев)

Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? 

Вот ведь интересно, во Франции постоянно читаю про такую же проблему. Научная молодёжь и инженеры из Франции уезжают . Как их удержать , зарплата молодых учёных мизерная....

Аватар пользователя 13302
13302(8 лет 1 неделя)

вот, кстати, из Франции не приглашали - в основном зовут северные - Норвегия, Ирландия...

Страницы