Обзор грузовых автоперевозок за 2015 год

Аватар пользователя кислая

Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам пресс-конференции, состоявшейся 17 декабря 2015 года.

Правительству Российской Федерации:
1. Представить в установленном порядке предложения об освобождении от уплаты транспортного налога собственников транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с которых в соответствии с законодательством Российской Федерации взимается плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
2. Провести совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации оценку выпадающих доходов дорожных фондов субъектов Российской Федерации в связи с освобождением собственников транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящего перечня поручений, от уплаты транспортного налога.
З. При необходимости представить в установленном порядке предложения по определению источников компенсации указанных в пункте 2 настоящего перечня поручений выпадающих доходов дорожных фондов субъектов Российской Федерации с учетом ранее определенных задач по удвоению объемов строительства (реконструкции) автомобильных дорог, а также по обеспечению их нормативного содержания.
Срок – 1 апреля 2016 г.
4. С учетом ранее данных поручений представить в установленном порядке предложения по предоставлению гражданам, осуществляющим оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, принадлежащим им на праве собственности, права ведения предпринимательской деятельности в упрощенной форме (путем приобретения патента для самозанятых граждан).
Срок – 1 марта 2016 г. 

http://www.kremlin.ru

Прошлый год для рынка автоперевозок в РФ выдался нелегким. По целому ряду причин показатели работы отрасли ухудшились.

На шоссе – глубокий минус

Согласно информации Росстата, за 11 месяцев прошлого года грузооборот автотранспорта составил 211 млрд т-км, что на 6% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Объемы перевозок сократились соответственно на 7,6%.

Окончательные итоги работы отрасли за декабрь еще не подведены. Официальная статистика еще не позволяет подвести окончательные итоги и за весь год. Однако опросы автоперевозчиков свидетельствуют: декабрь мало повлияет на годовые результаты.

Спад по итогам 2015 года по грузообороту ожидается на уровне, чуть превышающем 6%, а по объемам перевозок грузов всеми видами коммерческого автотранспорта – -7,3% по сравнению с 2014-м.

Импорт ушел


Причин общего ухудшения ситуации можно назвать три. Первая – запрет на импорт продовольствия из ЕС и США, а также ограничение на ввоз в Россию ряда промтоваров. Для примера, ввоз молочной продукции в РФ в I полугодии 2015-го, по данным финской компании Valio, сократился по сравнению с 2013 годом на 85%.


В целом из-за этого больше всего пострадали автоперевозчики, выполнявшие рейсы между РФ и странами ЕС: в I квартале прошлого года перевозки импортных грузов, по данным IRU, снизились на 50%, общее падение составило около 40%.

Как следствие, по итогам первых 2 месяцев 2015 года сальдо прибылей и убытков автомобильного транспорта в РФ оказалось отрицательным – 7,3 млрд руб. Спрос на услуги, например, петербургских грузоперевозчиков в первые месяцы 2015-го сократился более чем вдвое, достигнув минимума за последние 5 лет. Образовался избыток тоннажа. Из-за обострившейся конкуренции среди автоперевозчиков многие из них были вынуждены соглашаться на работу по минимальным тарифам, уровень которых вернулся в среднем к значениям 2014 года. Количество успешных транспортных компаний стало заметно сокращаться, а число убыточных – расти.

Весной 2015 года в минус ушел не только импорт, но и экспорт. В частности, в январе – апреле автотранспортом из РФ в страны ЕС, по данным отдела аналитики ГК Tels, было доставлено грузов на 4% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Сокращение объемов экспорта произошло, в том числе и за счет уменьшения продаж за рубеж топлива и металлов.

Летом ситуация с экспортом немного улучшилась: был отмечен рост вывоза за границу сырьевой номенклатуры, например древесины, металлопродукции, химии и строительных материалов из РФ в ЕС. Благодаря этому в июне – августе 2015-го автотранспортом на этом направлении было перевезено на 47,8% больше, чем за аналогичный период позапрошлого года. Правда, в дальнейшем подобная динамика экспорта не сохранилось.

В целом по итогам 2015 года объем внешнеторговых автоперевозок между ЕС и РФ, по оценкам экспертов, сократился более чем на треть. Самые существенные по объемам потери отмечены по направлениям, которые связывают РФ с Польшей, Литвой, Германией, Финляндией, Нидерландами, Италией, Бельгией и Испанией.

Таможня подкачала

Дугим обстоятельством, негативно повлиявшим на объемы международных грузоперевозок, стали действия российской таможни, которая ограничила применение процедур пропуска грузовых автомобилей, действовавших согласно Конвенции МДП на территории РФ. Как прокомментировал сложившуюся ситуацию глава постоянного представительства IRU в Евразии Дмитрий Чельцов, на практике использование книжек МДП с осени 2013 года ограничилось узким коридором на территории СЗФО. Это существенно ухудшило условия для международного автомобильного транзита.

Формально проблемы возникли из-за конфликта, который произошел между ФТС и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). В таможне сочли, что организацию, уполномоченную выдавать книжки МДП автоперевозчикам, следует выбирать по конкурсу, и попытались дезавуировать права АСМАП, которая ранее по поручению IRU занималась этими процедурами.

На самом деле, как объяснил руководитель Центра по изучению стран постсоветского пространства Института актуальных международных проблем Владимир Мантусов, позицию ФТС можно было объяснить попыткой согласовать те правила работы на рынке автоперевозок, которые вытекали из Конвенции МДП, и те, что определялись законодательством Евразийского союза, членство в котором подтвердила Россия. Ведь опосредованно до сентября 2013 года автомобильные международные перевозки грузов по территории РФ находились, по сути, под контролем IRU, то есть женевской неправительственной некоммерческой организации, которая и разработала правила использования международными автоперевозчиками системы МДП (TIR-Cornet) как гаранта доставки груза.

Однако эти правила не учитывали особенности перевозок в рамках Евразийского союза. Кроме того, Конвенция МДП предполагала тесное взаимодействие таможенных служб стран – ее участников. А поскольку в ФТС столкнулись с отказами в ряде государств обмениваться с РФ информацией о стоимостных характеристиках товаров, вывозимых за пределы этих стран, то ФТС и настояла на внедрении другой системы гарантий, альтернативной книжкам МДП.

Конфликт получил разрешение только в конце 2015 года: 14 декабря был издан приказ ФТС об открытии на границах РФ 45 автомобильных пунктов пропуска с применением книжек МДП, расположенных на границах с Финляндией, Украиной, Монголией, Норвегией, Эстонией, Латвией, Абхазией, Азербайджаном, Грузией, Польшей, Литвой.

Правда, 20 декабря 2015-го в России вступил в силу приказ Минтранса России № 301, который вносит свои поправки в порядок выполнения международных автоперевозок, касающихся грузов третьих государств. Как именно в связи с этим будут выполняться процедуры МДП, еще не вполне понятно. И ожидать, что международные автоперевозчики получат какие-то послабления, в ближайшей перспективе пока не приходится.

Тяжеловесы подвели

Как отметил председатель совета НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин, у российских автоперевозчиков в 2015 году появились и другие проблемы – более серьезные, чем порядок применения книжек МДП. В первую очередь – введение платы за пользование федеральными автодорогами для машин массой свыше 12 т.

Именно они отрицательно сказались на объемах автоперевозок в РФ осенью 2015 года. Если до введения системы «Платон» на внутренних маршрутах наблюдался рост автоперевозок, который позволял отрасли выживать в непростых условиях, то после начала взимания платы с большегрузов рынок испытал ощутимый стресс и в каботаже. Это ухудшило сводные результаты автомобильного транспорта в 2015 году.


До начала действия системы «Платон» среднемесячный минус по грузообороту коммерческого автотранспорта в целом составлял около 4,5%, а в октябре этот показатель ушел вниз до 9% по сравнению с соответствующим месяцем 2014 года. В ноябре грузооборот снизился на 7,6%. И в декабре ситуация в этом плане не улучшилась.


Как прокомментировал ситуацию представитель АСМАП, подобное ухудшение динамики грузооборота произошло потому, что основной спад в системе автоперевозок по территории РФ наблюдался в конце 2015 года именно на дальних маршрутах.

Неразбериха в период введения платы за 12-тонники привела к тому, что у предприятий в некоторых регионах повысился интерес к отправкам части продукции в вагонах по рельсам. Этим, разумеется, воспользовались на российских железных дорогах. И там, где стали искать варианты, выгодные для клиентов, отправляющих сравнительно небольшие партии товаров, смогли выстроить схемы перевозки, которые оказались способными конкурировать с тяжеловесным автотранспортом на ряде маршрутов.

Наиболее яркий пример – АО «РЖД Логистика». При реализации программы по переключению грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный в 2015 году компания привлекла на стальные магистрали около 500 тыс. т грузов. Это удалось сделать за счет укрепления сотрудничества с крупными промышленными предприятиями в сфере логистики.

http://www.rzd-partner.ru/news/gruzovye-avtoperevozki/obzor-gruzovykh-av...

Комментарии

Аватар пользователя Чебуран
Чебуран(9 лет 2 месяца)

Все правильно жд лучше, автотранспорт надо потихоньку сдувать.

Аватар пользователя moon11
moon11(8 лет 3 месяца)

Они в основном используются для разных целей. И у того, и у того есть сильные и слабые стороны.

Комментарий администрации:  
*** С этим пациентом попрощались по ускоренной процедуре (малый стаж) ***
Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Никуда автотранспорт не сдуется. СВП его "реорганизует" - на " выходе" получим не тысячи компаний и мелких частников, а несколько десятков, сокращение общего автопарка, снижение "внутривидовой" конкуренции ( за счет сокращения числа участников "процесса") и в итоге - выравнивание цены на перевозку и дальнейшее соперничество  с РЖД, причем, не факт, что РЖД будет в выигрыше ( там сейчас то же пора экспериментов начнется).

Аватар пользователя Чебуран
Чебуран(9 лет 2 месяца)

Если мыслить хотя бы на пятилетку вперед, то при дефиците нефти у автотранспорта начнутся проблемы. В жд высокая доля электрической тяги и показатели энерго затрат лучше. 

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Вы можете мыслить как хотите, но пока билет , например из Ростова в Москву, будет стоить :

авто - от 1200 до 1900

ж,д - от 3000 до 4000 - плацкарт.

Ж,д со своей эл. тягой будет проигрывать.

Конечно, пассажиры - это не грузы, но  рост тарифов на РЖД не сделал его конкурентным авто, даже с учетом СВП. 

Можно сколько угодно рассуждать о соляре и эл. тяге, при этом один взгляд на протяженность дорог дает гораздо больше информации и понимания:

  • Железнодорожные пути сообщения – 87 тыс. км
  • Автомобильные дороги с твердым покрытием – 984 тыс. км ( по другим данным чуть больше 1000 000, но это не принципиально)
Аватар пользователя Чебуран
Чебуран(9 лет 2 месяца)

А перевозки в тоннакилометрах есть цифры? 

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

За 2015 еще нигде нет, есть только за 2014:

Экономика России, цифры и факты. Часть 3 Транспорт.

http://utmagazine.ru/posts/10280-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-3-...

Но я Вам и без обзоров отвечу, что на авто т/км., естественно, меньше, чем Ж.д. Но надо рассматривать не с точки зрения т/км, а по перевозке грузов. 

вот за 2014

перевозки грузов по видам транспорта

 

при этом:

грузооборот по видам транспорта

Авто забирает на себя короткое ( в основном) и среднее плечо, длинное плечо только для малых партий. 

С пассажирами так:

перевозка пассажиров всеми видами транспорта

при этом:

пассажирооборот всех видов транспорта

Аватар пользователя Чебуран
Чебуран(9 лет 2 месяца)

Рассматривать по перевозке грузов, что имеете в виду? 

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

На авто грузится больше грузов (согласно 2014 - 68%), но, естественно, что "тяжесть" этих грузов ( что очень зависит от "ассортимента") и протяженность путей доставки меньше чем на ж.д, поэтому меньше т/км.

В статье упомянута РЖД Логистика,которая привлекла грузы предприятий, вот в данном конкретном случае это произошло от тупой работы СВП в самом начале. При этом не упоминается тот факт, что еще в прошлом году РЖД Логистика создала свой парк грузовых авто и я не исключаю, что "укрепления сотрудничества с крупными промышленными предприятиями в сфере логистики" произошло за счет использования своего автотранспорта.

Аватар пользователя Чебуран
Чебуран(9 лет 2 месяца)

Ну да получается жд работает на большие расстояния, а авто на ближние. 

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Про это я и говорю: у каждого своя ниша, поэтому считать, что кто-то там кого то потеснит - на мой взгляд, наивно....

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

В свете суперкризиса, по мере сокращения гедонизма исчезнут и многие товары, которые сейчас перевозятся на авто. 

Это то что уже сейчас происходит, как естественный этап суперкризиса - до исчерпания легкодоступных углеводородов.

 

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Вы намекаете на сокращения импорта... и? Сокращение идет не только на авто, но и ж/д.  

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Сокращение грузооборота на ЖД - это следствие проблем реального сектора, то есть это не проблема самих дорог, этой проблема всей системы, симптом кризиса физической экономики.  После перезагрузки модели управления, когда реиндустриализация будет не словами, а реальностью, ситуация резко изменится. 

Но руду и цемент для этих предприятий возить будут не на авто, а на ЖД - чем ниже степень передела перевозимого груза, тем отвратительнее выглядит автотранспорт. 

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Операторы подвижного состава, впрочем и РЖД в лице той же  ФГК ( не важно под чьим управлением будут вагоны) не будут заниматься "сборкой" грузов - у них есть одно понятие - вагон, цистерна, платформа ( причем желательно не один/а), а если у грузоотправителя меньше? Если перевозка включает сложную логистику  и лишний перегруз - это лишние вложения?

Вы рассматриваете, что Ж.Д, что авто, как обслуживание производств ( не важно каких): сырье для производства, вывоз продукции - в этом плане ( если рассматривать большие обьемы) ж.д безусловно предпочтительнее, хотя и здесь есть нюансы - например, ограничение срока службы старых вагонов больнее всего ударило именно по производствам, которые имели свои парки вагонов и вагоны эти не сверкали новизной, а обновление парка для них это большие затраты, слишком большие, которые отразятся в транспортной составляющей конечной цены продукции.

Короче, что я хочу сказать, в обоих отраслях есть достаточно проблем, которые снижают их конкурентность по отношению друг к другу.

Аватар пользователя Чебуран
Чебуран(9 лет 2 месяца)

Я и говорю автотраспорт на длинные дистанции большегрузами надо сдувать, оставить в своей нише внутригородские развозки. Автобусы переводить на метан. 

Аватар пользователя невежда
невежда(11 лет 10 месяцев)

КАК они надоели со своими мантрами про исчерпаемость 

углеводорода...

И да, эти люди хотят платить больше, требуя монополию

на грузоперевозки.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (бесконечная политота, оскорбления сообщества) ***
Аватар пользователя SJU
SJU(11 лет 4 недели)

Тебе еще не надоело в каждой теме спамить? Вы еще за каждый литр бензина будете отчитываться, твари бараночные

Аватар пользователя невежда
невежда(11 лет 10 месяцев)

так уже отчитываемся, а некоторые за каждый километр, с прошлого года. В отличие от вас, белоленточных халявщиков, адептов деградации и жизни в пещерах. Тварями вас даже назвать не получается...

Комментарий администрации:  
*** Отключен (бесконечная политота, оскорбления сообщества) ***
Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(11 лет 10 месяцев)

Я бы назвал их интеллектуальными дегенератами

Комментарий администрации:  
*** Зассыха, интеллектуально пресмыкающаяся перед США ***
Аватар пользователя SJU
SJU(11 лет 4 недели)

ровным счетом ничего не вижу в такой деградации, когда офисные плантктонины оторвут свои рыхлые белыя жопы, и поедут на свою, с позволения сказать, "работу" на автобусе.

Аватар пользователя невежда
невежда(11 лет 10 месяцев)

Конечно, они мусор а ты господин. ЧСВ не зашкаливает ?

ЗЫ
Офисные клерки уже давно массово пересаживаются в метро. Время такое.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (бесконечная политота, оскорбления сообщества) ***
Аватар пользователя htower
htower(12 лет 2 месяца)

Офисные клерки уже давно массово пересаживаются в метро

Вы так говорите, как будто это что-то плохое (c)

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

И у дизеля на ЖД удельники тоже гораздо лучше.

Авто - нишевой транспорт, физически оправданный только для грузов с относительно высокой стоимостью, где оперативность окупает повышенные энергоиздержки. 

Но физика сейчас нарушена дотационными перекосами в пользу автотранспорта, о которых писали много раз, поэтому его доля завышена.

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Алекс, мы можем с Вами "копья сломать" в спорах, но клиент всегда выберет то, что ему выгоднее ( поверьте, они считать умеют), а это зависит от многих факторов, не только оперативность или высокая стоимость груза. Если ему выгоднее возить щебень или песок Камазами или Тонарами - он будет их возить ими и не пойдет на ж/д.  

Аватар пользователя Чебуран
Чебуран(9 лет 2 месяца)

Надо стоимость дорог распределить между автоперевозчиками тогда у них сразу станет не выгодно. ЖД свою дорогу сама строит и обслуживает. 

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Ага, а дороги по мановению волшебной палочки строятся и обслуживаются...и никто за них не платит.

Что значит "разделить между автоперевозчиками"? Да и перевозчики бываю разные от 2т до 40...

А куда девать  не перевозчиков, которых в разы больше?

 

 

Аватар пользователя Чебуран
Чебуран(9 лет 2 месяца)

Ага платит только не автоперевозчики, ну точнее не все. Через акцыз и транспортный налог конечно платят. Система платон кстати один из способов что бы платили крупнотонажники.

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Система платон кстати один из способов что бы платили крупнотонажники.

Ага, только опять не все...

Аватар пользователя Чебуран
Чебуран(9 лет 2 месяца)

Да не все. По платону плавно будут повышать цены, в зависимость от загрузки жд. 

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Не придумывайте, цены уже определены и ж/д не причем, более того, на ж/д свое повышение...

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Это понятно, но как только обществу станут не по карману все эти дотации на авто (строительство и содержание дорог, текущая стоимость бензина и т.д.), экономика и выгодность кардинально изменятся. Повторяю - сейчас это выгодность возникла не из-за физических характеристик автотранспорта, а из-за "бумажных" перекосов, т.е правил финсистемы.

И вопрос этот имеет как среднесрочную перспективу (суперкризис, крах международной торговли, проблемы бюджета), так и долгосрочную (исчерпание легкодоступных углеводородов), обе из которых не сулят автотранспорту ничего хорошего.

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Суперкризис не сулит ничего хорошего всем, а не только автотранспорту.

Что касается "дотаций" (бюджет) то они примерно одинаковы для ж/д и авто, при том, что протяженность автодорог гораааздо больше. 

Мы уже с Вами обсуждали  особенности "финансирования" ж/д и автодорог. РЖД - это один "карман", в который складывают ( тарифы на перевозку для грузоперевозчиков), и из которого берут ( на строительство и реконструкцию) - плюс государство "подкидывает" на инфраструктурные проекты. У автодорог такого кармана нет, т.к. дороги находятся в  федеральной( государственной) и региональной ( субьектов федерации) собственности, поэтому вместо одного "кармана"  складывают  в федеральный и региональный бюджеты в виде акцизов на топливо, ТН, различные лицензии на перевозку, и другие налоги, из этих же "карманов" и берут на строительство и реконструкцию.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

> Что касается "дотаций" (бюджет) то они примерно одинаковы для ж/д и авто, при том, что протяженность автодорог гораааздо больше

Нет, не одинаковы.  

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(11 лет 10 месяцев)

>Нет, не одинаковы.

Неужели у тебя и расчёты есть?

Комментарий администрации:  
*** Зассыха, интеллектуально пресмыкающаяся перед США ***
Аватар пользователя alexsword
Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Эти расчеты не совсем корректны.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Так дайте корректные - столь же полные - обсудим.

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Попробую. 

Аватар пользователя TEvg
TEvg(9 лет 3 месяца)

Был раньше в стране такой обычай - газ в конфорке не гасить - это чтобы на розжиг спички не тратить. Или обычай на тракторе К-700 в магазин за водкой ездить.

И попробуйте доказать что это было невыгодно!

Клиент не дурак - спички денег стоят, а газ по фиксированому тарифу идет.

Авто конечно выгоднее если за дорогу платит бюджет. (оббирая для строительства и ремонта автодорог всех, даже клиентов ж.д.)

Комментарий администрации:  
*** Отчислен ***
Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(11 лет 10 месяцев)

Пару лет назад мы возили из Питера в Пермь туалетную бумагу (у туалетки очень высокая стоимость, да)фурами и не вспоминали про ж/д, один раз заморочились ж/д привезти бытовую химию - хватили горюшка, больше ж/д ничего не возили.

Комментарий администрации:  
*** Зассыха, интеллектуально пресмыкающаяся перед США ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Транжирство ресурсов "большой Осени" заканчивается, если ты не понял. Скоро вновь будут считать каждый джоуль и тонну стали. 

Аватар пользователя Кирилл БС
Кирилл БС(8 лет 5 месяцев)

Насчёт авто- нишевой транспорт не соглашусь. Если убрать в сторону крупный бизнес, то в рамках малого и среднего бизнеса автоперевозки бывают куда как более выгодными чем ЖД. И совсем не для грузов с высокой стоимостью. Проверено многолетней практикой авто и жд перевозок на расстояние примерно 5000 км. 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Удачи в будущей практике, по мере сокращения прямых и косвенных дотаций (= рост платных дорог, стоимости бензина и т.д.).

Аватар пользователя Кирилл БС
Кирилл БС(8 лет 5 месяцев)

Сарказм штука хорошая, но практика моя текущая, а что будет дальше "будем смотреть":)). Как показывает жизнь, при росте цен на бензин и т.д. происходит автоматическое поднятие цен на все. Являясь потребителем транспортных услуг, замечу один интересный момент - до 2015 года стоимость ЖД перевозок по направлению Мск-Иркутск росла в год на 8-10% из-за регулярного поднятия ЖД тарифа РЖД. На рынке сейчас достаточно много крупных автоперевозчиков, цены и сроки предлагают куда как более выгодные. И в дополнение отмечу - автоперевозки выгоднее были и будут при условии перевозки груза по объему а не весу. Цемент авто везти не выгодно, а туалетную бумагу куда как выгодно, как написал один камрад выше. Плюс сроки - такое понятие как оборачиваемость товара никто не отменял.:))) 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Скромно напомню, что и до автопрома люди жили, а железные дороги появились гораздо раньше.  

Соответственно и при регрессе цивилизации из-за ресурсного голода, отмирать будут в том же порядке. 

Аватар пользователя Кирилл БС
Кирилл БС(8 лет 5 месяцев)

С этим полностью согласен и не оспариваю. Надеюсь такого регресса наша цивилизация не увидит. 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Если продолжать менять энергоресурсы на бусы и чьи-то оффшорные счета, то увидим гораздо быстрее, чем кажется, ибо энергодефицитные страны по всему периметру почти окружают, на всех не хватит.

Аватар пользователя Кирилл БС
Кирилл БС(8 лет 5 месяцев)

Насчёт бус подмечено точно. Лучше такую схему - "нефть-газ в обмен на технологии". А после получения необходимого в пеший эротический тур де Франс всех " партнёров".... 

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 10 месяцев)

Грузоперевозки возникли с того момента, когда было изобретено колесо, а это случилось гораздо раньше ж/дорог. Подводы заменил автомобиль, видимо к ним и вернемся, когда кризис накроет всех и ж/д и авто...

Страницы