Энергобаланс планеты: Группы риска при разрушении энергорынка

Аватар пользователя alexsword

Давно собирался сделать оценку в первом приближении, каким странам будет нанесен наибольший ущерб при форсированном разрушении энергорынка (или при дальнейшем разрастании энергоголода по естественным причинам). В свете коллапса инвестиций в энергетику, и эскалации пожара на Ближнем Востоке, вопрос становится все менее праздным.

Рекомендую учитывать расклады ниже, когда будете слышать "рекламу недвиги" в Испании или где там еще.

Итак, поехали.

Берем данные EIA по полному производству и потреблению первичной энергии по всем странам за 2008 и 2012 годы (это не только нефть или газ, это вся первичная энергия), переводим Btu в киловатты, и строим таблицу следующего формата (кликабельно):

Формат таблицы:

1 столбец - название страны;

2-3-4 - собственное производство первичной энергии в 2008 и 2012 в млрд. квт.ч., изменение в %;

5-6-7 - потребление первичной энергии в 2008 и 2012 в млрд. квт.ч., изменение в %;

8 - дефицит / профицит энергобаланса в 2008 году в млрд. квт.ч.;

9 - дефицит / профицит энергобаланса в 2008 году в % от собственного потребления (для дефицитных стран) или от собственного производства (для профицитных стран), этот показатель позволит оценить размер ущерба для страны при отключении от внешних поставок энергоресурсов;

10 - дефицит / профицит энергобаланса в 2008 году в % от суммарного планетного дефицита; этот показатель позволяет оценить "вес" страны относительно других импортеров / экспортеров энергоресурсов;

10-11-12-13 - то же что 8-9-10, только для 2012 года + один столбец для оценки изменения дефицита / профицита в %;

Красным помечены страны, достойные особого внимания.


Комментирую.

1.  Если в 2008 совокупный импорт в совокупном потреблении составлял 28.2%, то в 2012% - 24.6%. Для столь небольшого исторического интервала это серьезное сокращение, означающее, что страны-экспортеры теперь гораздо больше внимания уделяют развитию собственных энергопотребляющих отраслей.

2.  Россия - нетто-экспортер первичной энергии №1, обгоняющий экспортера №2 (Саудов) на 30%, а экспортера №3 (Индонезию) на 140% (в разы). Доля первичной энергии, направляемой на экспорт, у России составляет 43%.

3.  Все страны из списка G-7 (США, Германия, Канада, Япония, Франция, Италия, Британия) сократили энергопотребление за 2008-2012 годы.

4.  Все страны из списка БРИКС (Китай, Индия, Бразилия, Россия), кроме ЮАР повысили энергопотребление за 2008-2012 годы.

5.  Среди стран-лидеров по сокращению производства первичной энергии (свыше 5%) - Ливия, Сирия, Япония, Британия, Германия, Дания, Венесуэла, Аргентина, Румыния, Норвегия, Бруней, Узбекистан, Судан, Мексика - что отражает как зоны хаоса, так и деградацию месторождений.  В Японии еще - привет от Фукусимы.

6.  Страны-лидеры по сокращению потребления первичной энергии (свыше 15%) - Украина, Греция, Ирландия, Литва, Иордания, Джамайка, Бруней - что отражает наступающий энергетический голод (и не придает стабильности социальной системе - подчеркнем, что данные за 2012, т.е. ту же Украину начали отключать от энергии задолго до Майдана-2013).

7.  Китай имел очень серьезный прирост и производства первичной энергии (+39.4%), и потребления (+34.1%), серьезно сократив нетто-дефицит (-7.5% в 2008 и -3.9% в 2012).

8. США нарастили производство первичной энергии (+8.2%) - привет сланцам, сократив потребление (-4.3%), также серьезно сократив нетто-дефицит (-26.2% в 2008 и -16.7% в 2012).


Составим теперь наглядную энергетическую карту планеты (часть мелких стран выбросил, чтобы ее не загромождали):

- по горизонтальной оси показано совокупное потребление страны

- по вертикальной показано, какую долю составляет импорт в потреблении для нетто-дефицитных стран, или экспорт у нетто-профицитных стран

- размер шарика показывает долю от совокупного неттто-дефицита по всем дефицитным странам

Страны можно условно разделить на 5 групп:

1) Терпилы: слева наверху - энергетические колонии, у которых выкачивают энергию "по беспределу", оставляя им самим самый минимум на решение национальных и стратегических задач;  не способны к обороне в силу примитивности хозяйства;

2) Коровы: справа наверху - энергетические колонии, у которых выкачивают энергию "по понятиям", оставляя кое-что на решение национальных задач; в силу высокого энергопотребления многие имеют мощные силовые структуры и социальные институты, усложняющие "грабеж по беспределу";

3) Акулы: справа снизу - страны с высоким энергопотреблением, те, чье существование критически зависит от поставок энергии извне. В силу высокого уровня энергопотребления многие из них имеют мощные силовые и пропагандисткие структуры, для грабежа Терпил и впаривания разводок Коровам;  

4) Шныри: слева снизу - страны с низким энергопотреблением, но высокой энергозависимостью; они не способны конкурировать с Акулами, вместо этого шныряют либо в качестве прислуги у Акул в расчете на крохи, перепадаемые при дележе добычи, либо входя в союз с Коровами, как, например, сделала Белоруссия;

5) При Своих: относительно сбалансированные хозяйства по центру (Китай, Аргентина, Северная Корея и т.д.).

Положение стран, естественно, не константа, оно динамически меняется во времени.  Украина, например, с 2008 по 2012 год серьезно мигрировала влево, т.е. движется из лагеря Акул в лагерь Шнырей.   Сирия из лагеря При Своих мигрирует в Шныри.  Иран, напротив, из разряда Коров движется к группе При Своих.

Подчеркнем, что несмотря на относительно невысокий нетто-дефицит первичной энергии у США, у них еще имеется гигантский внешнеторговый дефицит по энергоемким ништякам (металлы, удобрения и т.д.), так что реальное их положение на графике существенно ниже, чем следует при рассмотрении только первичной энергии.

________________________________

Так или иначе, три страны имеют совершенно особый статус - в силу высокого энергопотребления, они имеют самые мощные силовые структуры - это Китай, США и Россия. Китай - лидер группы При Своих. США - лидер Акул. Россия - это лидер Коров.  У каждой из этих стран возможна своя уникальная стратегия на период угасания углеводородного энергоуклада (ранее, в период когда уклад развивался и "размер пирога" увеличивался действовали иные стратегии, чем сейчас, когда размер пирога будет сокращаться и конкуренция резко обострится):

1. Китай, если Акулы не смогут уничтожить его превентивно, будет заниматься переориентацией Коров и Терпил на себя, соблазняя их помощью в развитии инфраструктуры и способностью оплачивать поставки "реальными ништяками", лишая Акул их добычи.  В то же время, есть риск, что со временем он сам может превратиться в Акулу.

2. США будет "опускать" всех до статуса Терпил и Шнырей (включая своих же коллег-Акул - так как превращение других Акул в Шныри увеличит объем доступной энергии для них самих), по возможности избегая открытых столкновений с конкурентами, а разжигая региональные конфликты при помощи Шнырей, оранжевые революции и перекрывая конкурентам доступ к энергии, чтобы ввергнуть в хаос.

3. России имеет смысл мигрировать в статус "При Своих", используя профицит первичной энергии для ускорения запуска нового энергоуклада.  После запуска нового энергоуклада "размер пирога" вновь начнет расти, что позволит остановить кровавый хаос на планете и коллапс цивилизации, которые неизбежны в рамках прежнего угасающего энергоуклада.

________________________________

Перспективы энергодефицитных стран при отключении от внешнего энергоснабжения, можно в первом приближении оценить следующим образом (это не обязательно, что так и будет, так будет только если они лишатся нынешних поставок - но в свете наступающего энергоголода, это грозит многим, особенно при дальнейшей эскалации пожара на Ближнем Востоке).

Риски энергопрофицитных стран оценивать тут не стану, там другие факторы работают (перекрытие продовольствия, оранжевые движухи и военные агрессии).

Группа 1 (0-15%)  - "а нам пофиг" - Китай, Северная Корея, Перу, Аргентина.

Группа 2 (15-30%) - "необходима перестройка" - США, Швеция, Бразилия, Румыния, Новая Зеландия, Албания, Таджикистан.  

Группа 3 (30-50%) - "а не замутить ли нам майдан и гражданскую войну?" - Украина, Тунис, Сирия, Британия, Индия, Пакистан, Таиланд, Болгария, Киргизия, Сербия, Чехия, Нидерланды, Польша

Группа 4 (50-75%) - "массовое вымирание" - Греция, Испания, Франция, Германия, Грузия, Швейцария, Турция, Салвадор, Гватемала, Танзания, Эфиопия, Хорватия, Словакия, Уругвай, Филлипины, Непал, Венгрия, Австрия, Финляндия, Куба, Коста-Рика, Словения.

Группа 5 (75-100%) - "брошенные города-майа" - Япония, Израиль, Италия, Ирландия, Кипр, Сингапур, Тайвань, Гонк-Конг, Пуэрто-Рико, Беларусь, Литва, Молдавия, Армения, Латвия, Эстония, Мальта, Люксембург, Джамайка, Иордания, Сенегал, Ливан, Морокко, Камбоджа, Доминиканская республика, Мавритус, Шри-ланка, Южная Корея, Португалия, Никарагуа, Бельгия, Афганистан, Панама, Гондурас, Чили, Кения, Бенин.

Комментарии

Аватар пользователя Просто Так
Просто Так(9 лет 11 месяцев)

Даже мне, тупому, интуитивно почти все понятно... Интересно, достоверны ли цифры и хороша ли такая позиция для России? Мне кажется не очень, пусть СА будет коровой))) Я не критикую, попытался сохранить картинку, но она очень в плохом качестве скачивается, буквы сложночитаемы(

Аватар пользователя dartyuri
dartyuri(10 лет 9 месяцев)

Не совсем понятно, как Германия очутилась в зоне вымирания?
У них вроде запасов бурого угля на крайний случай чуть более чем дофига.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Свое производство обеспечивает энергопотребление лишь на 35%.  

А уголь с каждым годом все сложнее добывать, самый простой давно добыт.  

Аватар пользователя Просто Так
Просто Так(9 лет 11 месяцев)

Т.е. России нужно вести трубу в Германию, Индию, Корею, Францию, Италию, Испанию, Турцию и Британию и т.п. из правого нижнего угла - наши клиенты...

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Странный вывод, никак не свзяанный с тем, что я тут говорил.

Исчезните из комментов к моим записям на недельку. 

Аватар пользователя dartyuri
dartyuri(10 лет 9 месяцев)

Бурый уголь, НЯП, до сих пор добывается карьерным способом. И даже для домашнего отопления он - самая доступная опция (в Германии). Так что они могли бы бурым углем и больше обеспечивать собственные потребности при желании. Не хотят по экологическим причинам.

Аватар пользователя Ярославич
Ярославич(9 лет 9 месяцев)

Спасибо большое Алексу за статью! Особенно порадовали данные и прогноз по Алжиру, с которым мы планируем сейчас активную бизнес-работу.

Аватар пользователя колыван
колыван(8 лет 11 месяцев)

А мне интересно-это всё наша власть понимает? На мой взгляд не очень.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (лидер бан-рейтинга, политота, срач, инфомусор) ***
Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(12 лет 1 месяц)

   Стратегия Большой Коровы - не рыпаться, жевать травку, нагуливать рога, подружиться с другими зверями, умеренно играть дойками и ждать большой бадабум.  А там и рога и титька пригодятся. Ну и иммунитет встряхнётся. 

Аватар пользователя алексеева
алексеева(8 лет 9 месяцев)

Правильно alexsword написал:"Рекомендую учитывать расклады ниже, когда будете слышать "рекламу недвиги" в Испании или где там еще."

A вот и подтверждение этих слов:пишет человек, который только что вернулся с юга Украины/статья на КОНТе/:

  "Вокруг невероятно много заброшенных домов. Город курортный, море рядом, дома скупали в основном из Москвы, Тюмени, Нижневартовска и тд.

   Недострой разбирают и разворовывают потихоньку-хозяева второй год приезжать не рискуют. Земля подешевела, недалеко от моря 10 соток можно взять за 5 тыс долларов. Это с водой, канализацией и магистральным газом."

Ну как вот тут политикой и экономикой не интересоваться?! Можно очень даже влететь..

Аватар пользователя evgeniy72
evgeniy72(12 лет 3 месяца)

Пусть меньше телевизор смотрят.

Все на Украине нормально.

Аватар пользователя Plombir
Plombir(10 лет 4 месяца)

Класс!

Аватар пользователя kokunov
kokunov(12 лет 1 месяц)
Тюмень, Нижневартовск, Сургут - это огромный процент украинцев, которые строили (не тюмень, а северные города) почти все северные города. Так что это в основном они. Наши в краснодарском крае покупают.
Аватар пользователя nord_1
nord_1(11 лет 9 месяцев)

Благодарю за работу!

Аватар пользователя RML
RML(9 лет 10 месяцев)

Энергия породит власть над миром! 

Аватар пользователя dartyuri
dartyuri(10 лет 9 месяцев)

Алекс! Спасибо за столь наглядную и трудоемкую работу! Очень информативно.

Аватар пользователя 9C40
9C40(12 лет 3 месяца)

Алекс, спасибо за труды. Как правильно отметил тов. Корсуненко — проснулся после нескольких лет спячки)

Вопрос: а на чём будет основан новый энергоуклад? Пардоньте, если было, пропустил, не так часто заглядываю. Полагаю, однозначного ответа нет, но понять бы перспективы, ибо мясник(и) на нашу корову ножи давно наточил.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Может быть, следующее поколение атомной энергетики, может быть, будет прорыв в геотермальном.

Главное принцип - это те направления, где принципиальных ограничений на плотность энергопотока не просматривается (как, к примеру, у солнечной).

Аватар пользователя Ceдой
Ceдой(9 лет 3 месяца)

Для перехода на новый технологический уклад нужны громадные ресурсы (переходный период, на мой взгляд, требует максимальной отдачи текущего энергоуклада страны для создания нового). Получается всем странам, кроме нас, России, нужные ресурсы необходимо получить на стороне (обобрать, обмануть, отобрать ...). У нас есть все. Значит мы и обязаны, ответственны перед всей цивилизацией? А почему нет?

Себя в обиду не даем, слабых защищаем (понятно, не всё сразу, стараемся) ну а "кто кроме нас"?

Аватар пользователя Системник
Системник(9 лет 2 месяца)

Браво!

*без лести ;)* Умная работа, оч наглядно, спасибо.

Аватар пользователя R U S S I A
R U S S I A(9 лет 3 месяца)
можно подъитожить статью.Человеку,свойственно меняться,это его природа.как он это делает?через сосуществование,через осознание,что он часть,а не целое.или через разрушение.утверждение.
Аватар пользователя R U S S I A
R U S S I A(9 лет 3 месяца)
наверно дюже охватил,сильно не пинайте.
Аватар пользователя Ivan_Magregor
Ivan_Magregor(8 лет 10 месяцев)

Мои пять копеек таковы. Работа с цифрами очень хорошая, энергоперспективы вскрывает.

Но я думаю, что серьезные нарушения социальной стабильности и деградация целых макрорегионов начнется гораздо раньше чем энергопирог начнет заметно сокращаться.

Судя по всему, первыми кандидатами на засыпку выступят СГА, причем в очень недалеком будущем, проигрыш на Украине и как следствие активное брыкание и выход из-под сапога ЕС (или значительной его части) может стать катализатором этого процесса. Судя по всему, вся вселуха начнется после выборов, но точно не позднее 2020. После этого штатовский макрорегион ждут очень непростые десятилетия, полные увлекательных ковбой-стайл гражданский войн, с амигос, техасскими рейнжерами и всем что полагается порядочному вестерну. Возможно, даже индейцы Каманчи будут как прежде лихо скакать по прериям и добывать скальпы зазевавшихся гринго. Возможно, наши решат активировать для катализации этого процесса программу "Посейдон" с блекджеком и литосферными плитами. Хоть не исключено, что эти плиты и без нас могут, еще и как. Ох уж эта геология со всеми американскими прибрежными мегаполисами...

Предопределит это все обвал доллара со всеми вытекающими биржами и фондовыми рынками. Потому что реально держать его всем уже невмоготу, и только страх бездны заставляет напрягать последние силы. Со всеми вытекающими последствиями для Европы. Думаю, этот макрорегион ждет не такая печальная как СГА судьба, но резкое падение потребления и вооруженные терки с приезжим некоренным населением гарантированы. Но вот халифатов в старушке-Европе я бы не ждал. Думаю, когда встанет вопрос ребром, европейские народы очень быстро перейдут от режима демократии и толерантности к режиму непримиримой ксенофобии, фашизма и диктатуры, и будут оставаться в этом режиме еще довольно долго. Это позволит во-первых, сохранить социальную стабильность и управляемость в условиях очень резко сократившегося потребления, а также очень быстро или зачистить, или поставить под тотальный контроль начавшее было буксовать приезжее мусульманское население. Хоть, думаю, кровушки неверным европейцам они поначалу всего этого процесса успеют попить немало. Топливо от нас они будут брать справно, платить будут тем чем скажем (а скажем мы, не будь дураками, платить нам в основном станками да инженерами), но уровень потребления сократиться очень сильно. В разы как минимум.

Китайский макрорегион из-за сжатия мирового спроса (СГА уже все, ЕС начнет резко сокрашать потребление уже через полгода-год после СГА, у нас рынок будет, но потребляем мы по сравнению с СГА и ЕС просто смешное количество китайского импорта), ждут также очень непростые времена, и прежде всего основные его проблемы будут опять-таки связаны с экономико-социальными проблемами, а не столько энергетическими. Снижение производства, огромная безработица, социальны бунты, возможны даже локальные гражданские конфликты. Компартии придется очень постараться чтобы всю эту махину удержать от самопоедания. Из темных чуланов сумеречных китайских средств снова будут вытащены хуйнвейнбины. Но, думаю, худо-бедно ударжать ситуацию партия сможет.

У нас в связи с этим, как ни странно, довольно неплохие перспективы. Вплоть до того что китайские товары не позволят нам остаться даже без айфонов на первом этапе. В дальнейшем, надеюсь, и сами осилим. Хоть европейский пармезан и итальянскую мебель наверняка придется забыть надолго. Главное тут для нас - не влезть ни в какую хорошую войну. Влезем - новая темная эра и бесконечный феодализм образца 18-го века гарантированы. Не влезем - получим возможность собирать с Европы технологические ништяки и предприятия (иногда даже с персоналом) в обмен на углеводороды довольно долго. И диктовать кому как стать и равнение направо или налево сделать. У нас будет армия чтобы помочь "нашим белым христианским братьям" отбиться от орд мусульман и кран. Этого вполне достаточно.

Ну и насчет движухи на ближнем востоке, то не знаю как там оно будет. Но лучше нам туда тоже не соваться. Вон у Китая высвободиться очень много ненужного и безработного населения - пусть он решает. Тем более он себе сие застолбил уже давно. Ну вот пускай таки да. 

Тем не менее, у нас уже очень скоро после краха западного мира встанет вопрос все той же социальной стабильности и своего личного и уютненького цивилизационного проекта. Не сразу, года до 20 остро сей вопрос стоять не будет потому что всем будет просто страшно смотреть вокруг. Но если ничего внятного к тому времени разработано не будет, то у нас могут начаться проблемы с социальной стабильностью. Это тоже чревато темной эрой, но, правда, не сразу.

Но мировое энергопотребление в результате всех этих событий упадет в разы. И СГА в итоге, и Китай ввиду резкого падения потребления прочно останутся при своих с большими поюсами. Вплоть до того, что Сила сибири может утратить актуалность в скором врмемени. Европа таки будет зависима от наших углеводородов, но такими красными пузырями они уже отнюдь не будут. Сильно сдуются, и станут только чуточку розовыми. У нас внутреннее потребление чуть вырастет благодаря открытию новых производств, большинство из которых будут позаимствованы с Европы, но экспорт сильно упадет. Все это стабилизируется где-то к году 25-му.

Таким образом мир скукожиться гораздо раньше чем углеводородный уклад, благодаря чему мы получим гораздо больше времени на разработку и внедрение ЗЯТЦ или термояда. В их своевременном открытии я практически не сомневаюсь. Да и тем, кто рулит глобально также выгодно опустить это все заранее, чтобы если что, значительно увеличить срок исчерпания углеводородов и повысить вероятность нового энергоуклада, даже если полмира откушает по полной.

Но главную опасность для нашей цивилизации и марорегиона я вижу совсем в другом: в потере социальной стабильности из-за отсутсвия адекватной современности социальной модели и философии. Пока все хорошо, но нам следует быть готовыми к тому времени как вопрос станет ребром.

Аватар пользователя Kostas70
Kostas70(9 лет 7 месяцев)

Мы приняли говорить 'свое', а что мы можем сказать о 'себе' в общем мировом миропорядке на данный момент? Воздействии нас, в лице России, на все мировое сообщество?

Есть надежда БРИКС, как новый миропорядок для всех стран мира.

Хорошо, предположим на 100-200-300 лет мы (в тч. конечно, Россия), как цивилизация, будем обеспечены энергией (есть очень большие сомнения в этом, что данная поднятая тема подтверждает).

Пусть, не все. Но, если каждый за себя, то и сдохнем скорее.

То, что нас ждет, если мы (ресурсы всей планеты Земля, прежде всего человеческие) не направим их в правильно-оценненое русло на определенном этапе, на котором мы (Земля) не сможем разрешить энергоголод даже местечкового уровня, в краткосрочной перспективе?

Освоение космоса? эээ, батенька, мы живем не в том мире высоких ставок. Вот, если вложаться все...

Все имхо

Аватар пользователя 10 негритят
10 негритят(8 лет 9 месяцев)

БРИКСы - проект вроде Ротшильдовский, типа альтернатива империи банкстеров. Тёмная Эра верховным олигархам улыбается ещё меньше, чем простым смертным - имхо, там у верхней кормушки щас торгуются и ищут выход в тыщупицот раз отчаянней, с тотальным вырыванием волосяного покрова с задницы и потерей нервных клеток, чем на базаре в выходные

Аватар пользователя Kostas70
Kostas70(9 лет 7 месяцев)

ООН - говно! (простите, но эта не та структура мироизьявления).

Представьте себе, что смыло Японию и Великобританию.

По разным причинам.

'Причины' уже есть сейчас, а не в периоде.

Кто-то это сейчас, пусть в периоде,  заметит? 

Нет.

Именно, сейчас.

Нет.

Воспоминания?

хз

Не вышла английская пресса и Nikkei пропал...

Да, и х с н.

Это ничего не решает в вопросах поколений.

имхо

------------------------------------

Мы финализируем, в т.ч. числе текущий, среднесрочный расклад. 

Кто вложиться в развитие на долгосрочном этапе?

Игроки поменяються.

Смогут ли они изменить тенденции последних 150 лет?

Есть надежда. С ней и поживаем.

------------------------------------

Аватар пользователя Kostas70
Kostas70(9 лет 7 месяцев)

Сирия. Йемен.

Что сейчас? 'Наезды' гасим по периметру.  кто в сторонке, тот в сторонке.

Не стоит, ИМХО, волноваться за БВ в среднесрочной перспективе. ИГ и ДНусра будут эээ... в неком контроле). имхо

Аватар пользователя Mr.Dex
Mr.Dex(10 лет 7 месяцев)

В группе 3 -Тунис 2 раза написан...

Аватар пользователя ParabelluM
ParabelluM(9 лет 2 месяца)

Спасибо за труды и наглядность !

Аватар пользователя Diaset
Diaset(10 лет 2 месяца)

Спасибо!!

добавил в закладки.

Аватар пользователя Derfremde
Derfremde(8 лет 8 месяцев)

 Энергия (нефть, газ, уголь итд) транспортабельные ресурсы. Они были, есть и будут товарами. Превышение спроса над предложением не будет слишком большим. Производители товара продают его тому, кто больше платит, а потому Газаром будет продавать Газ Германии и Великобритании прежде даже чем внутренним потребителям.

Странная, сказочная какая-то, статья...

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Все эти "товары" - *исчерпаемые* ресурсы. Кроме того, есть силы заинтересованные в сломе энергорынка.

Если вы считаете это "конспирологией" - не вопрос, вы найдете других авторов в инете, я тебя не звал.

Аватар пользователя Derfremde
Derfremde(8 лет 8 месяцев)

"Я тебя не звал!" - это заклинание такое для изгнания злых духов? Не сработало.

Вы говорите "Все эти "товары" - *исчерпаемые* ресурсы." Разумеется это так. Вы даже не представляете, насколько вы правы! Дело в том, что на каждый текущий момент предложение каждого товара на рынке ограничено, как и спроса, впрочем. Т.е. любой товар в любой момент исчерпаем. Это происходит тогда, когда покупатель не находит на рынке товар. Это происходит постоянно! Но эта проблема легко решается естественным образом - поднятием цены. Что приводит к тому, что часть покупателей перестают таковыми быть. И - вуаля! - товар на рынке вновь присутствует в избытке.

Но, разумеется, вы правы в том, что энергия нужна человеческим сообществам для поддержания уровня жизни. А подорожание энергии лишит некоторых потребителей возможности эту энергию потреблять. Но этими "лишними" потребителями по понятным причинам станут бедные сообщества, к каковым Германия или Франция в обозримом будущем относиться не будут.

Впрочем, ситуация будет выглядеть иначе, если энергорынок будет зарегулированным. Но это совсем другая история.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

> к каковым Германия или Франция в обозримом будущем относиться не будут.

Халва-халва.  

Долговой коллапс глобальной финсистемы нмекает на то, что отключены будут многие "богатые" страны.

Аватар пользователя Derfremde
Derfremde(8 лет 8 месяцев)

Вероятно, но не прежде бедных.

Опять же, богатые и бедные есть всегда. Если, по вашему мнению, В Запевгопе наступит вопиющая бедность, то кого ж вы прочите в богатые? И не поленитесь объяснить, как эдакий катаклизм произойти должен!

Да, а ещë неплохо бы учитывать, что помимо энергии горючих ископаемых есть и другие источники энергии. И другие эссенциальные ресурсы, помимо энергии, есть, пресная чистая вода, к примеру, почвы, технологии, военная сила.

Аватар пользователя офисный планктон с Авантюры

хороший текст!

обсуждение только-только начал читать, но про свое первое впечатление решил написать сразу

так вот, раздел текста про перспективы явно куц

надеюсь, эта часть будет в дальнейшем как то дополнена

ибба заявка сделана на оч дефицитную в сети штуку

на аналитический прогноз...

Страницы