Кто-нибудь списал долги России?

Аватар пользователя PavelCV

Информация о списании долгов различным странам мира со стороны России вызывает неоднозначную реакцию в российском обществе. По мнению сторонников идей правительства о списании долгов, эта мера продуктивна, так как позволяет Российской Федерации заявлять о своей нацеленности на экономическое и политическое партнёрство и пополнять список своих союзников в разных регионах мира. Противники идей списания долгов уверены в том, что необоснованная щедрость со стороны действующих российских властей, основанная на «щедрости» налогоплательщиков прошлых поколений, ни к чему хорошему не приведёт. Мол, не вы деньги в долг давали, не вам и договоры о списании подписывать… У каждого из оппонентов есть свои неопровержимые доводы того, оправданным или, наоборот, контрпродуктивным для экономики страны и её политического имиджа были списания долгов различным странам мира.



Перед тем, как каждому из читателей сделать собственный вывод, необходимо обратиться к недавней истории долгового списания как со стороны Российской Федерации, так и в её отношении. Начнём с представления списка тех государств, которым за последние годы (с момента обнаружения платёжеспособности по своим долгам) официальная Москва решила определённый процент их долга простить. При предоставлении списка будем придерживаться информации, которая в разное время поступала из официальных источников.

Год 2000. Списание 11-миллиардного (в долларовом эквиваленте) долга Вьетнаму.

Год 2003. Списание иракского долга в размере 12 миллиардов долларов. 

Год 2007. Россия списывает Алжиру долг в размере 4,7 миллиарда долларов в обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.

Год 2007. Монголии списан долг в 11,1 миллиарда долларов.

Год 2007. Россия прощает Афганистану ту же (около 11 миллиардов долларов) сумму долга.

Год 2008. Россия в обмен на выгодные контракты списывает долг в размере 4,6 миллиардов долларов Ливии. Контракты потом пришлось быстро сворачивать в связи с известными событиями.

Год 2010. Снова Монголия. Списание уже российского (не советского) долга в размере 168 миллионов (не миллиардов) долларов.

Год 2012. Российская Федерация списывает целому ряду африканских стран долг в размере около 20 миллиардов долларов.

Год 2012. Списан 11-миллиардный (какое-то магическое число долга) КНДР.

Год 2012. Списан долг Киргизии в размере около 0,5 миллиарда долларов.

Год 2013. Проводится реструктуризация кубинского долга, который по некоторым данным составляет около 30 миллиарда долларов.

Если произвести суммирование для выявления общей цифры списания долгов со стороны России, то выходит, что списана и реструктурирована сумма, составляющая около 116 миллиардов долларов. Эта сумма сопоставима с расходными частями местных бюджетов доброго десятка российских регионов. В общем, сумма более чем внушительная.

Теперь перейдём к перечню тех государств и надгосударственных институтов, которые списали долги самой России. Перечень в этом случае длинным никак не получается. Чего уж греха таить: за всё время существования такого государства как Российская Федерация на карте мира, ни одно государство этого самого мира не списало России ни цента, ни пенса, ни копейки, ни гроша…

Даже в тот самый момент, когда Россия находилась на коленях, ни о каком списании долга и речи не шло. От России ждали возврата как её собственных долгов, так и долгов, набранных за время существования СССР.  
Единственная помощь реализовывалась посредством зарубежных валютных кредитов, проценты по которым иногда выглядели более чем внушительно.

Если говорить об истории кредитования России со стороны зарубежных финансовых организаций, то начало этой истории было положено в уже безумно далёком августе 1992 года, когда нас, точнее действующее на тот момент правительство, «одарили» кредитным миллиардом, чтобы это правительство сделало жизнь рядового россиянина сытой и финансово безоблачной… Кредитным донором выступали несколько организаций, среди которых выделялся Международный валютный фонд. К моменту окончания так называемой ельцинской эпохи (декабрь 1999 года) Россия уже была должна МВФ около 15,3 миллиардов долларов. Называть эту сумму неподъёмной, особенно в современных условиях, конечно, нельзя, но ведь не нужно забывать, что условия 1999-го и условия сегодняшние, мягко говоря, не совсем эквивалентны.

После того как Российская Федерация стала выходить на уровень платёжеспособности и погашать взятые кредиты, появилась идея досрочного погашения долгов перед МВФ. Годом погашения кредита для России был назначен 2008, но официальная Москва уговорила МВФ принять погашение заранее, чтобы не выплачивать существенные проценты. Представители МВФ пошли на своеобразные уступки, отказались от притязаний на будущие проценты и досрочное погашение долга со стороны Российской Федерации приняли. Это были первые и последние (на сегодняшний день) уступки перед Россией, которая, между тем, от своих долговых обязательств (и как правопреемница Советского Союза, в том числе) не отказывалась.

Помимо МВФ в начале нулевых Россия была должна еще и Парижскому клубу кредиторов. Постоянными членами этого клуба являются 19 государств, среди которых США, Канада, Япония, Австралия, Великобритания, Германия.  
Общая сумма долга составляла около 47 миллиардов долларов, из которых почти 39 миллиардов – долги советского периода. Как говорится, тратили все Советские республики, а погашать – России. Ну, тут уж ничего не попишешь: раз правопреемница, так значит, правопреемница…

Наибольший процент долга членам Парижского клуба соответствовал Германии, Италии, Японии и США. Нужно отметить, что в 1996 было подписано соглашение о рассрочке платежа на 25 лет, правда, рассрочка выглядела весьма своеобразно – с начислением процентов по отдельным периодам выплат. Итоговая сумма процентов, которая была обозначена постоянными членами Парижского клуба, определялась в размере 19,4 миллиарда долларов, которые Россия должна была выплатить до 2020 года. Чтобы не переплачивать по процентам, российские власти решили сделать предложение членам ПКК о досрочном погашении по примеру договора с МВФ. Однако в ПКК чиновники оказались не настолько сговорчивыми как в МВФ, а потому на досрочное погашение долгов со стороны Российской Федерации согласились, но только на условиях, что и проценты, начисленные аж до 2020 года, тоже будут выплачены… Поразительная финансовая доброта…

Россия, по понятным причинам, решила отказаться от крупного единовременного платежа, который мог бы обескровить бюджет и, косо посмотрев на «партнёров» из Парижского клуба кредиторов, решила погашать долг более мелкими (хотя само слово «мелкие» здесь вряд ли уместно) платежами. В итоге, на сегодняшний день мы (Российская Федерация) должны международным финансовым организациям 2,2 миллиарда долларов, из которых около 450 миллионов долларов тому самому ПКК. Как видно, долг перед «доброжелателями» из Парижского клуба почти погашен.  
Кроме того, на уровне государств Российская Федерация на сегодняшний день по линии СЭВ должна около 1 миллиарда долларов, а еще около 35 миллиардов долларов по внешним облигационным займам.

Здесь особенно выделяется фраза РФ «должна по линии СЭВ». Стоит напомнить, что в СЭВ в своё время входили такие государства как Монголия, Вьетнам, Куба и ряд других стран, которым РФ долги списала. А вот в отношении России другие экс-СЭВ-государства долг списывать даже и не собираются… Куда уж там – Польша или Венгрия спишут миллиард – держите карман шире… Они как и страны Парижского клуба будут ждать своего часа, когда России и им преподнесёт «долг» на блюдечке. Эти господа подождут – с них не убудет. А вот Россия, почему-то, ждать возвращения долгов не любит – всем прощает… Говорят, что, мол, всё равно не выплатят – зачем ждать у моря погоды. Ни «бедные» нефтяные Ливия с Ираком не выплатят, ни Вьетнам, который был так добр в ответ на списание долга, что даже аплодировал закрытию базы в Камрани… А уж на 11-то списанных миллиардов база могла бы безбедно функционировать ещё ни один год.

В общем, то, что ждать выплаты долгов со стороны «партнёров» не умеем – факт. Хотелось бы верить, что акты о безоговорочном списании долгов Россией и несписании долгов в её отношении не нанесут удар по экономическому и политическому имиджу страны. А то ведь пока тенденция такая: а вы возьмите в долг у России – ей всё равно отдавать не нужно будет… А если не взяли, то можете про «старый долг СССР» вспомнить. Авось, проканает, и Минфин заплатит…

Отсюда

Комментарии

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(12 лет 2 месяца)

РФ пора стать более прижимистой и долги ни кому не прощать, требуя выплаты долга в драгметаллах, уране или технологиях, а если нет ничего - аннексировать территории, которые потом можно загнать подороже тем-же японцам... бызнес! Хе! :)))

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 5 месяцев)

Увы - аннексия территорий - это война, и даже самые близкие друзья в этом случае могут стать злейшими врагами, а керосинчику подлить сразу найдётся много желающих...

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(12 лет 2 месяца)

У РФ нет друзей... практически все ведут себя, как политические проститутки, а таким прощать нельзя. Тем, кто был верен - стоит простить, ради дружбы и не в ущерб экономике, а вот с теми, кто мутный - требовать возврата, без процентов, но все-же... И не забывайте, что аннексировать можно и вовсе безболезненно без войны. Кто-то подзабыл, как выдурили Аляску у РФ? И что-то ни кто возвращать оную не спешит, а факт выкупа, аренды или еще-чего неполон и лжив. Могу еще добавить парочку моментов: УССР, при отделении от РСФСР и объявлении себя Украиной - не имело право на Крым, но его отдали, хотя кровь за него проливали именно русские; Как происходило отделение прибалтики - вообще ужас! Они так и не отдали республиканские долги, а их очень много(по текущему курсу в районе 200млрд долларов), но их похерили, и боятся поднять эти страшные бумаги. Не говоря о долгах Польши, Германии... А если вспомнить участие в 1993 году израильских снайперов, которые "горячили толпу" пулями - то счета можно выставить очень многим, но платить будут лишь потомки подонков...

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 5 месяцев)

Это так, и с вашими доводами я согласен, но прекрасно понимаю, что ни сегодня, ни завтра эта программа нереализуема. Не нахлебались ещё они дерьма досыта... Так что здесь только время - лучший советчик и лекарь...

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(12 лет 2 месяца)

Да, время лечит, но не учит.

Аватар пользователя mentat
mentat(12 лет 4 месяца)

Да, все так. Любят у нас разбазаривать нажитое веками.

Аватар пользователя walrom
walrom(12 лет 3 месяца)
Аннексия это перебор, конечно, но и списывать долги, это выглядит в манере Иванушка дурачка. Ни каких ни политических, ни других выгод в этом нет. Откладывать выплату долгов - другое дело. И напоминать есть о чем и стребовать, если что. А прощать, лучше уж на посточнный паек посадить и кормить за счет своего народа.
Аватар пользователя Praetor12
Praetor12(11 лет 4 месяца)

Ну а что вы хотите от сраны, у которой политические импотенты во власти...Я даже не понимаю ваших возмущений.. Одно дело если бы у власти были честные патриотичные люди, не боящиеся ничего и никого ради родины, и вы у них спрашивали ответа. А так, чего размусоливать...

Аватар пользователя Dark Side
Dark Side(11 лет 7 месяцев)

После гибели Курска США списали все наши долги.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 5 месяцев)

Читал про это мнение у Булочникова, но нигде не видел реального подтверждения...

Зато хорошо помню, как скрипели зубами в МВФ, когда Россия расплатилась с кредитами...

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

сорвалась с крючка ..

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Не-ет ... "Они утонули"

Аватар пользователя leona
leona(11 лет 5 месяцев)

Оплатили молчание за подбитую подлодку?

Иначе я вообще не вижу причин такого благородства со стороны хищников.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 5 месяцев)

Мнение было такое. В противном случае - война, возможно ядерная... О реальном торге и договорённостях мы узнаем в лучшем случае лет через 50...

Аватар пользователя Remchik
Remchik(12 лет 2 месяца)

Надо разбираться, как формируются решения о списании долгов, чтобы какие-то выводы делать. Вполне возможно, что какая-то часть списаний была вполне разумной.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 5 месяцев)

Не исключаю. Но тем и опасна информационная война, что информация даже о правильных делах подаётся настолько расчленённо-дозировано, что вызывает эффект отторжения...

Аватар пользователя activ
activ(12 лет 2 месяца)

В таком случае, судя по данному комменту имея взвешенную позицию, как прокомментруешь то, что выкладываешь статью, которая как раз и нацелена на указаный тобой "эффект отторжения"? Типа так.. чтобы и "другое мнение" люди знали?

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 5 месяцев)

Да, примерно так. Если не задавать правильных вопросов, никогда не получишь правильных ответов...

Аватар пользователя activ
activ(12 лет 2 месяца)

А ты не обратил внимание, что конкретно в этом вопросе информационное поле нуждается именно в противоположном мнении, которого крайне мало?

А доминирующим является как раз приведённое тобой - Россия всех кормит, а в ответ получает только требования оплатить счета. За несколько часов до прочтения этой статьи по радио бизнесфм "либеральные эксперты" как раз мусолили эту тему в контексте перемен в Венесуэле. И на прочих эхамосквы любят порассуждать про то, сколько можно было бы накормить голодных российских детей, если бы не кормили иностранных вождей.

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Да и откуда они взялись эти долги ? Обычно это были поставки оружия. Потом власть поменялась в стране-получателе оружия и новое руководство делает вид что ни при чем. Дальше с ними как-то нужно работать, торговать, а долг висит .. Предлагается что-то купить у нас, а в виде взятки даем не деньги, а списание долга, который вряд ли отдадут и так отдадут .. Оценить эффективность всей этой операции очень сложно, тем более там и политика обычно замешана

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Если посмотреть с точки зрения математики, то списание долга - это нарастающий процент со знаком минус. Если у кого-то имеется банковский процент с плюсом, то у кого-то должен быть и с минусом .. Закон сохранения процента :-)

Аватар пользователя inno
inno(12 лет 1 месяц)

Правопремниками СССР являются все бывшие республики, за исключением прибалтийских.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 5 месяцев)

Вот здесь http://ru.idebate.org/debatabase/debates/4773/42509 развёрнутая дискуссия на эту тему. Но де-факто - Россия единственная правопреемница СССР...

Цитата: "Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик. Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918—1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия 1918—1921 гг. Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается многими как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость. Азербайджан объявил себя продолжателем АДР, при этом сохраняя некоторые соглашения и договоры, принятые Азербайджанской ССР. В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований, которые не были в числе союзных республик (в том числе Абхазии, которая имела такой статус, но утратила его)."...

Аватар пользователя Ali
Ali(12 лет 1 месяц)

"...По мнению сторонников идей правительства о списании долгов, эта мера продуктивна, так как позволяет Российской Федерации заявлять о своей нацеленности на экономическое и политическое партнёрство..."   Блеать с каких пор донорство называют партнерством?

Аватар пользователя nictrace
nictrace(12 лет 3 месяца)

документами не располагаю, но кажется Ельцин много говорил, что за вступление в Парижский клуб России списали немеряно долгов. И вообще в ельцинский период это модная тема...

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 5 месяцев)

Интересная статья, частично отвечающая на ваш вопрос: "Парижский клуб: пять лет спустя".

http://m.expert.ru/expert/2002/34/34ex-dolg1_36358/

Цитата: "Собираясь вступать в клуб, мы надеялись, что уже начиная с 1998 года платежи в пользу России стран-должников, имеющих соглашения с Парижским клубом, вырастут со 150-170 млн долларов в год до 500-600 млн, то есть почти втрое. Увы, эти надежды не сбылись. В 2001 году около двух третей платежей пришлось на Индию, с которой согласована особая схема расчетов, отличная от практики клуба.

После вступления в Парижский клуб более чем вдвое уменьшилась и общая сумма выплат по задолженности зарубежными странами: за четыре года (1993-1996), предшествовавших вступлению, она составила 7,3 млрд долларов, или более 1,8 млрд долларов в среднем в год, в то время как за четыре года после вступления (1998-2001) - 3,2 млрд долларов, или 0,8 млрд долларов в среднем в год. При этом соотношение поступивших платежей по сравнению с ожидавшимся объемом выплат по оригинальному графику также уменьшилось, хотя и незначительно - с 13,7% в 1993-1996 годах до 11,7% в 1998-2000-м.

Снижение поступлений сопровождалось существенным сокращением задолженности зарубежных стран. Россия к началу 2003 года может оказаться лишь с половиной своих финансовых активов, которые, по первоначальным оценкам, достались ей от СССР. В бюджете на 2002 год предусмотрено, что госдолг стран дальнего зарубежья РФ должен составить не менее 76,7 млрд долларов, тогда как в конце 1989 года внешние финансовые активы СССР оценивались почти в 150 млрд долларов.

Реальное снижение было еще большим, но оно частично компенсировалось за счет новых кредитов и капитализации процентов по старым долгам. Более 40% реального снижения (около 35 млрд долларов) приходится на списание долга в соответствии с заключенными соглашениями о реструктуризации задолженности с российскими должниками, тогда как на фактически произведенные платежи пришлось лишь 20%."...

Аватар пользователя Federal
Federal(12 лет 3 месяца)

 А уж на 11-то списанных миллиардов база могла бы безбедно функционировать ещё ни один год.

Вьетнамцы требовали живых денег + техмодернизации базы, в счет долга никто аренду предоставлять не собирался. 

 

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 5 месяцев)

По некоторым данным, в 1998 году Вьетнам предложил России платить за аренду Камрани $300 млн в год. Тогда же Китай и США предлагали Вьетнаму $500 млн...

Вот здесь неплохо изложена история вопроса: http://blog.kp.ru/users/3790905/post136715676/

Аватар пользователя Русский ДухЪ
Русский ДухЪ(11 лет 8 месяцев)

Смысл требовать деньги с бомжей? С Афганистана, например ... Чем им отдавать-то? Героином? )) Можно, конечно, не списывать и подождать еще 100 лет ... А так, списывают долги, получают выгодные контракты для нашего бизнеса там (стоительство каких-нибудь инфраструктурных объектов, поставки военной техники, нефтянка, и т.п.). Лохи и альтруисты кончились вместе с Союзом, если сегодня делаются широкие жесты -- значит есть выгода, всё по-честному.

Аватар пользователя mentat
mentat(12 лет 4 месяца)

Пример этой выгоды можно ?

Аватар пользователя alexb
alexb(12 лет 1 месяц)

Смысл требовать очень даже. Если государство должник, то над ним этот дамоклов меч пусть и дальше висит. Как только кредитор с должника списывает долг, кредитор теряет очередную возможность повлиять на должника.

Я не силён в части межгосударственных отношений, в МИДе не работал и не знаю кухни. Моё понимание такое: Россия приходит к какому-нибудь государству и говорит: "я прощу твой долг на 100 единиц, ты только заказы размести". Должник говорит: "ок, я списывай долг, а я взамен размещу заказы на 30 единиц".

Я бы тогда делал скидку (уменьшал долг), но не списывал совсем. Например, списывал бы долг не больше, чем на эти 30 единиц. Это хоть как-то. А вообще, я кредиты не давал бы. Лучше свою инфраструктуру развивать, чем африканскую/белорусскую/украинскую/латиноамериканскую.

Аватар пользователя gabitus
gabitus(11 лет 8 месяцев)

Там огромные запасы лития

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

вообще, краеугольным камнем должны стать Российские интересы, а не миллиарды долларов, золото или что-то еще

деньги вообще - труха

поэтому, имхо, не очень благоразумно настаивать на такой прижимистости, хотя не давать забыть это вовлеченным сторонам тоже надо

Аватар пользователя mentat
mentat(12 лет 4 месяца)

и каким образом это помогло российским интересам ? хотя бы пару примеров.

те деньги могли быть инвестирпованы в нашу экономику, медицину или хотя бы дороги и прочую инфраструктуру, а так они тупо просраны.

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

в данном случае эти деньги не могли быть инвестированы "в дороги" и тд.

просто потому, что их нет

есть "сломанная жопечесалка на помойке". (с)А

чем оно выгодно должны решать люди, у которых есть вся полнота информации

включая данные о планах наших геополитических противников, например.

рядовому гражданину совать нос в эти дела может оказаться противопродуктивно.

что касается нашей медицины и дорог, то основная проблема, имхо, не в том, что нет денег

они-то как раз есть

Аватар пользователя mentat
mentat(12 лет 4 месяца)

Это называется - внешнеполитическая импотенция. Неумение отстаивать свои интересы зарубежом. Брать долги натурой, например, - заводами, технологиями, территорией, например.

Аватар пользователя leonard
leonard(11 лет 1 месяц)

Не обязательно, хотя и возможно. При определенных условиях в списании долгов есть смысл.

Аватар пользователя alexb
alexb(12 лет 1 месяц)

очень даже поддерживаю эту Вашу мысль.

Аватар пользователя MikeCurious
MikeCurious(12 лет 4 месяца)

Кто богаче/сильнее тот кто дает милостыню, или кто ее берет?

Аватар пользователя JuryOnyxman
JuryOnyxman(11 лет 2 недели)

.