Стране нужны паровозы, нам нужен металл! (PEAK2)

Аватар пользователя Already Yet

Как говаривал товарищ Маяковский:  "У вас хорошее настроение? У вас плохая информация!"
Проблемы современного мира, которые многие воспринимают весьма и весьма поверхностно ("нифига, прорвёмся... учёные что-нибудь придумают... Менделеев тоже вот про навоз писал... каменный век закончился не потому, что закончились камни!") на самом деле очень масштабны и фундаментальны.

Поэтому, вернёмся от крови индустриального мира — нефти к его костям — металлу.
Ведь, настоящего, тяжёлого индустриального металла должно быть очень много:



Это ковш самого большого в мире шагающего экскаватора "Биг Маски". И это — всего лишь обеспечение добычи 20 миллионов тонн угля за двадцать пять лет. Часть из обеспечения. Экскаватор "Биг Маски" занимался лишь вскрышными работами на угольном разрезе в штате Огайо.
Металла индустриальному миру надо много и металла разного.
Железо, медь, алюминий, свинец, цинк, литий... Каждый из этих металлов нужен для своей специфической цели и все вместе они нужны, чтобы левиафан мировой экономики мог плыть дальше.
И все они добываются и используются нами во всё возрастающем темпе.

В начале рассказа о металлах я хочу сразу разобрать известный аргумент о том, что "каменный век закончился не потому, что закончились камни" в применении к металлам.

Да, действительно, большинство металлов составляют очень значительную часть земной коры. По сути дела, почти вся земная кора и сложена оксидами металлов.

Привычные нам глины и пески — это, в основном, оксиды кремния, алюминия, кальция или магния. За исключением кремния, все эти химические элементы — в чистом виде — металлы.

Содержание того или иного элемента в земной коре определено в результате точных и масштабных исследований и задаётся так называемым кларковым числом. Чем выше кларковое число, тем данного элемента в земной коре больше, чем ниже — тем его меньше.
Понятным образом, при прочих равных, организовать добычу металла с более высоким кларковым числом проще, нежели металла с низким кларковым числом.

Однако есть и интересные исключения из этого правила.

Во-первых, некоторые металлы образуют с кислородом (а это — главный окислитель в земной коре) и серой  очень прочные соединения.

Некоторые эти соединения столь прочны, что обычные реакции восстановления металлов из оксидов углеродом, которые применялись древними металлургами для получения меди и железа, на них либо вообще не действуют, либо действуют очень плохо (реакция застывает на каких-нибудь промежуточных продуктах).

Ни современного электролиза, ни получения мощных металлических восстановителей (натрия и магния) древние металлурги не знали, поэтому исторически некоторые металлы, которые сейчас мы считаем обыденными и даже малоценными, считались драгоценными наравне с золотом и серебром.

Так, например, в настоящее время алюминий является одним из самых популярных и нашедших самое широкое применение индустриальных металлов. Проблем с месторождениями алюминия немного — по распространённости это третий после кислорода и кремния элемент земной коры.
Даже не верится, что этот металл открыли только в середине девятнадцатого века. И сначала его считали одним из ценнейших благодаря удивительным качествам: по цвету белый подобно серебру, легкий по весу и не подверженный воздействию окружающей среды. Стоимость его была выше цен на золото. Само собой, такой металл первым делом нашел свое применение в создании ювелирных изделий и дорогих элементах декора.

Сейчас трудно найти первые произведения искусства из алюминия. С некоторыми из них можно ознакомиться в коллекциях Музея Виктории и Альберта, Британского музея, Музея д'Орсэ, Музея Купера-Хевитта в Нью-Йорке и Музея Декоративного искусства в Париже.


Лезвие этого кинжала — из алюминия. Ручка — золотая.
Предки балдели.

Одной из самых больших коллекций предметов из алюминия (свыше 16 тысяч изделий) может похвастаться Франция – страна, в которой этот металл впервые получили химическим путем. Очень долго алюминий не покидал стен химических лабораторий. И лишь в 1854 году химик Сент-Клер Девиль из Франции изобрел промышленный процесс изготовления алюминия при помощи натрия. Ему был предоставлен бюджет размером 30 тысяч старых франков золотом самим  императором Наполеоном III для создания экспериментальной лаборатории для производства нового металла.

В 1855 г. На Универсальной выставке в Париже алюминий был самой главной достопримечательностью. Изделия из алюминия располагались в витрине, соседствующей с бриллиантами французской короны. Император Наполеон III не скрывал гордости за это открытие, которое было совершено под его личным покровительством, и называл алюминий «своим металлом».

Однако, надо понимать, что производство алюминия и других металлов, которые имеют прочные оксиды и сульфиды, и тогда, и сейчас сопряжено с громадными затратами энергии — либо в прямом виде на электролиз различных растворов, либо опосредовано — через расходование для их получения сильных восстановителей вроде натрия или магния, которые и сами по себе уже есть "чистая энергия".

Так, например, на одну тонну металлического алюминия надо потратить около 15 500 кВт-часов электроэнергии только на этапе электролитического восстановления. Если принять КПД электрической генерации в 30%, то из тонны угля можно получить около 2000 кВт-часов электроэнергии.

Поэтому 1 тонна алюминия — это 8 тонн угля. Просто для того, чтобы "оно всё крутилось", без учёта затрат на производство оборудования алюминиевого завода, карьера по добыче глинозёма или затрат на постройку угольной ТЭС.
Отсюда, кстати, и любовь алюминиевых магнатов к ГЭС и АЭС — они, по крайней мере, не просят каждый день подвозить к ним уголь и утилизировать золу и сажу из фильтров.
При этом уже сейчас эти расходы близки к теоретическим минимумам энергозатрат — как показывают расчёты, минимальное энергопотребление при получении металлического алюминия имеет физико-химическое ограничение в районе 13 000 кВт-часов на тонну алюминия, то есть всего на 20%.

Во-вторых, многие элементы в земной коре находятся в рассеянном состоянии.Особенно неприятно, когда и элемент рассеян, да его самого ещё и мало.
Такая ситуация, например, сложилась с торием (это, кстати, тоже металл!).

Вообще, такие элементы в своё время даже были выделены в отдельную группу — редкие и редкоземельные металлы. Названия эти похожи, но не эквивалентны. Редкие металлы просто обладают низким кларковым числом в земной коре, редкоземельные же металлы ещё и плохо концентрируются в земной коре в месторождения. Вот торий, например, и редкий, и редкоземельный одновременно.

Такая неприятная особенность редкоземельных металлов связана с тем, что он образуют тугоплавкие, практически не растворимые в воде оксиды. То есть, ни магматические процессы, ни метаморфизм пород, ни даже последующая ветровая и водная эрозия не может толком собрать эти элементы "до кучи" — их просто гоняет туда-сюда по земной коре как говно в проруби.

Единственный более-менее отлаженный природой процесс — это концентрация таких элементов в виде россыпей, когда не растворившиеся в воде мелкие частицы минералов (в основном — песок) за миллионы лет собирает в месторождение морской прибой или русло реки.

Понятным образом, такое неприятное поведение редкоземельных металлов и редких элементов в целом (в эту группу, кроме металлов ещё входят и инертные газы) приводит к тому, что здесь основные энергозатраты происходят на этапе поиска, разработки месторождения и первичного обогащения минерала.

Так, например, на тонну титана при его производстве на разрабатываемых сейчас минеральных ресурсах надо тратить уже 30 000 - 60 000 кВт-часов электроэнергии (15-30 тонн угля), на тонну никеля — 55 тонн угля, на тонну "старого, доброго" олова — до 150 тонн угля!

При этом обогащение большинства руд требует большого количества воды (8- 10 тыс. м3 на 1 тонну полиметаллических руд, 15-20 тысяч м3 на 1 тонну медно-никелевых руд), что тоже создаёт дополнительные вопросы касательно использования энергии и ещё одного невозобновимого ресурса — воды.

В целом же цветная металлургия "состоит из энергии" более, чем наполовину. Различные исследования приводят данные о чистом весе только энергоносителей в производстве цветных и редкоземельных металлов в пределах 55-70%.

Кроме того, абсолютный вес энергии в производстве большинства из металлов неуклонно растёт.
В большинстве случаев это связано с монотонным уменьшением содержания полезного минерала в породе. Для случая меди, если что, я разобрал этот пример тут — ещё в начале ХX века человечество имело в распоряжении месторождения с содержанием меди в 70%, а сейчас в отработку уже включены залежи с концентрациями меди в в пределах 0,3-0,5% по массе. Нетрудно посчитать, что энергетические затраты (по простому линейному закону, по факту рост там даже больший) по обогащению медных руд за ХХ век возросли в 140 раз.

Хорошо, скажет читатель, а может быть, можно уйти от всего этого моря энергии? Найти какие-нибудь супербогатые месторождения или добывать тот же титан или золото прямо из морской воды?

Да, морской воды много. И растворено в ней куча всего (ну, кроме пожалуй упорных и упрямых редкоземельных металлов, разобранных выше, которые делают это очень неохотно). Именно по этим причинам мы не можем пить морскую воду, хотя и сами вроде бы вышли из океана и имеем солёную кровь.
Просто тогда, тот древний океан был гораздо менее солёным и мы привыкли к его условиям.
Так каждый из нас носит в себе частичку доисторической Панталласы. Мы — люди моря.

Однако, энергетические затраты на производство металлов из морской воды в большинстве случаев оказываются ещё выше, нежели из самых бедных месторождений земной коры. В настоящее время из морской воды промышленным способом добывают всего четыре элемента: натрий, хлор, магний и бром. С краткой зарисовкой о промышленной морской добыче металлов можно ознакомится тут.


Здесь из морской воды производят бром для солдат. Крымское производственное объединение "Бром"

Надо сказать, что все технологии получения чего-либо полезного из морской воды — это в той или иной степени её естественное испарение, а потом — кипячение полученных рассолов. Поэтому расходы энергии там получаются просто адские, учитывая громадную теплоёмкость и высокую теплоту парообразования воды.

Особенно долго и нудно человечество прыгало вокруг вопроса получения из морской воды золота. У изобретательных немцев была даже идея таким образом отдать долги Германии, повешенные на неё союзниками после Первой Мировой войны.  Считая, что концентрация золота составляет 5-10 мг на 1 т морской воды, лауреат Нобелевской премии по химии,  немецкий учёный Фриц Хабер укомплектовал исследовательское судно соответствующим персоналом и оборудованием для изучения наиболее высоких содержаний золота в океанах. Однако к своему большому огорчению, Хабер установил, что концентрации золота редко превышают 0,001 мг на 1 тонну воды. В настоящее время установлено, что даже полученные Хабером значения содержаний золота в морской воде являются несколько завышенными, поскольку он не учитывал, очевидно, присутствия золота в химикалиях и в реакционных сосудах, которыми он пользовался во время анализов. Вот такая вот настоящая гомеопатия, без дураков!

Фактически же известен всего лишь один случай, когда были получены сколь-либо ощутимые количества золота из морской воды. В связи с широко развернутыми работами на заводе по извлечению брома в Северной Каролине, в 1960-е годы проводились исследования возможностей экстракции из морской воды и других металлов, включая золото. В результате переработки 15 т морской воды удалось извлечь 0,09 мг золота, стоимость которого составляет примерно 0,0001 долл. На сегодня это ничтожное количество составляет всё золото, которое было достоверно извлечено из морской воды.

Определённый оптимизм внушают только программы по промышленному опреснению морской воды для людей, проживающих в регионах засушливого климата.
Однако, надо учесть, что даже снабжение пресной водой населения, эквивалентного трём Саудовским Аравиям (100 млн. человек) даст в год всего 560 тонн урана, 2000 тонн молибдена, 560 тонн меди, 400 тонн никеля, 40 тонн серебра и 1 тонну золота.
В общем, на фоне мирового потребления и мировой добычи этих металлов — это будут жалкие, несущественные крохи.
Хотя, конечно, вопрос с магнием, серой и с поваренной солью будет закрыт такими опреснителями раз — и навсегда.

С другой стороны, такой проект опреснения воды для нужд людей, лишённых доступа к качественным источникам пресного водоснабжения, потребует, опять таки, очень масштабного увеличения энергопотребления. Так, посчитано, что 100 миллионов людей потребляют за год на бытовые, промышленные и сельскохозяйственные цели около 40 кубических километров пресной воды, или 40 млрд. тонн воды.
Для испарения данной воды, даже с учётом использования дармовой энергии Солнца, легкодоступного в таких широтах, потребуется не менее 1000 кВт-часов на каждую тонну воды или 40 трлн. кВт-часов в год. В понятных условных "атомных энергоблоках", особенно если использовать их дармовой тепловой выход, это составит "всего лишь" около 60 стандартных энергоблоков мощностью в 1000 МВт. Для сравнения — сейчас во всём мире работает уже 429 энергоблоков, так что — задача снабжения опреснённой морской водой 100 миллионов человек в условиях засушливого климата при использовании атомной энергии — вполне решаемая и подъёмная. Ну а металлы — просто приятный незапланированный выход такой программы, небольшой, но весьма полезный — просто не надо выливать полученные рассолы обратно в море, а надо разработать технологию дальнейшего разделения и очистки полезных компонентов.

Однако, как мы видим, даже столь масштабное опреснение морской воды даёт лишь небольшой процент металлов, которые могут быть востребованы человечеством завтра и скромную часть его сегодняшнего потребления. Но — скоро такая энергозатратная технология может стать суровой реальностью.

Если вы думаете, что это утопия — то посмотрите, как сейчас добывают йод из геотермальных вод. Это — просто очень большой и очень сложный кипятильник для производства чистого йода:


Это - Азербайджан. В России такой же "кипятильник" стоит в станице Троицкое, рядом с печально известным Крымском. И это — лучшие месторождения йода в Европе.

А вот в пустыне Атакама в Чили всё выглядит совершенно иначе:


По высохшему полю, которое на самом деле — комплексное рудное месторождение селитры и йода — спокойно идёт себе эдакий "харвестер" и аккуратно срезает верхний слой породы.
За год вот такие харвестеры дают не много не мало — а целых 55% мирового потребления йода. Ну и что интересно: йод в Атакаме — это побочный продукт от производства селитры.

Вот, если что, вся презентация о том, как добывают йод в Чили. Можете сами оценить просто визуально, сколь энергозатратны и дороги методы получения чего-либо из морской или геотермальной воды (из воздуха, из эфира... ну и так далее) и насколько весь мир по-прежнему зависит от десятка-другого богатых месторождений чего-либо, которые исчерпываются во всё в более стремительном темпе.

"Вы всё ещё кипятите? Тогда мы идём к Вам!"  © "Тайд".

Что же демонстрируют нам металлы за "тучный, сытый" ХХ век?
Да-да. Всё ту же экспоненту.

И экспоненту эту поддерживают для каждого из металлов, галогенов или инертных газов — практически в любом из рассматриваемых химических элементов — лишь десяток-другой месторождений.

"Без участия человека это невозможно. Главное — это пограничник" © Путин.

Главное — это месторождение. Без толкового месторождения, на которое можно запустить огромных, не очень человекоподобных, харвестеров, охрана границ построение независимой экономики и обеспечение мирового развития — невозможно.

А вот с месторождениями в мире дела обстоят нельзя сказать, что радужно. Месторождения у одних, а желание их использовать — у совершенно других.
И об этом стоит поговорить.

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Не случайно падение плотности энергопотока на душу населения в индустриальном производстве США сопровождалось падением выплавки стали В РАЗЫ.  Обезьянам бананы нужны, а не металлы :-). Напомню:

...

Деградация экономики США хорошо видна на таком ключевом показателе реального сектора, как энергозатраты индустриального производства в расчете на душу населения. Если взять 1973 за 100%, то мы видим гигантское сокращение (источник данных): 

1973 - 100% 
1980 - 91,43% 
1990 - 82,78% 
2000 - 80,16% 
2008 - 66,91% 

Сокращение инвестиций в инфраструктуру прослеживается на таких показателях, как производство стали и цемента. Если в 1973 выплавка стали на душу населения в США составляла 646 кг, то в 2008 – 303 кг. (47% от 1973)  (источник данных). Производство цемента на душу населения составляло в 1973 - 366 кг, в 2008 – 285 кг (78%) (источник данных). Это падение означает, что не была построена новая инфраструктура - фабрики и заводы, железные дороги и электростанции – и последующие поколения не обеспечены продуктивными рабочими местами. 

Следствие - доля занятых в производственном секторе стремительно сокращалась с 60-х (в процентах от всех работающих). Продуктивные рабочие места замещались непродуктивными (источник данных): 

1960 - 35,5% 
1970 - 31,6% 
1980 - 27,2% 
1990 - 21,7% 
2000 - 18,7% 
2010 - 13,6% 

Как результат, внешнеторговый баланс США, ранее устойчиво положительный, стал в 70-е устойчиво отрицательным и упал в пропасть в 80-е (в миллионах долларов, источник данных): 

1960 - (+3508) 
1970 - (+2254) 
1980 - (-19407) 
1990 - (-80864) 
2000 - (-378780) 
2008 - (-698802)  

Свое производство давно не способно обеспечить нужды американцев. 

Фундаментальной причиной краха финансовой системы США следует считать гигантский разрыв между «процветающей» виртуальной экономикой, измеряемой монетарными показателями, и деградирующим реальным сектором, измеряемым в физических единицах. 

http://alexsword.livejournal.com/47178.html

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Да, практически вся доступная ресурсная база США с низкими себестоимостями добычи (энергетическими и, как следствие, денежными) была исчерпана ещё в 1960е-1970е годы.

В 1970-х годах, судя по всему, экономику США (и Запада - в целом) всё же пытались "перезапустить" на ядерной энергии:

Но перед Тримайл-Айлендом внезапно выдача новых разрешений на строительство АЭС в США была прекращена. Ещё раз: перед аварией на Тримайл-Айленде, не после.

Просто факт.

То есть - в реальной энергетике решение было принято намного раньше, нежели Рейган заявил о своей "рейганомике", начал виртуализацию финансов и запустил экспоненту внешнего долга.

Аватар пользователя plaksivaya_tryapka
plaksivaya_tryapka(12 лет 4 месяца)

alexsword, AlreadyYet - очень интересно читать ваши мысли про самые базисные понятия и явления, а не про частности) спасибо!

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

По всем признакам, реакционные олигархические круги приняли решение о перезагрузке системы через геноцид еще в 60-х, так как только таким образом они могли сохранить власть, ибо с ростом плотности энергопотока производительные силы общества требуют все большего веса и влияния в управлении обществом, и олигархии просто не останется в таком обществе места (как когда-то рабовладельцам не осталось места).

Именно в 60-х олигархией были запущены такие зловещие пропагандисткие проекты псевдотеоретического обоснования необходимости геноцида как Римский клуб и WWF.

Аватар пользователя plaksivaya_tryapka
plaksivaya_tryapka(12 лет 4 месяца)

только таким образом они могли сохранить власть, ибо с ростом плотности энергопотока производительные силы общества требуют все большего веса и влияния в управлении обществом, и олигархии просто не останется в таком обществе места (как когда-то рабовладельцам не осталось места).

и в 1974-м об этом уже полупублично заявляют социологи. в частности хантингтон и круазье в докладе Трёхсторонней комиссии. констатируют непосредственно на практике рост требований, невозможность их выполнения в рамках системы и политику отстранения плебеев от всего этого. т.е. если в WWF прямым текстом такое, я думаю, не написано, то есть в других официальных местах). хотя у меня есть предположение, что вы слыхали об этом источнике...

Аватар пользователя RocK
RocK(11 лет 6 месяцев)

Ну здесь всё просто. Раз наша жизнь и даже выживание с их процветанием несовместимы, придётся их почикать. Что бы и следов не осталось. Последовательно и жестоко. Идентифицировать, отследить, выявить структуры влияния, вероятный кадровый резерв, возможные дублирующие структуры, способные взять на себя часть функций. Локализовать. Сформировать оперативные сетевые структуры, обеспечить их ресурсом и координацией. И запустить час "П".  Разве есть выбор? Раз вопрос стоит или мы все или их группка.

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 3 месяца)

Ответ на вопрос о прекращении выдачи разрешений дает график количества ядерных боеголовок в США. американская обогатительная промышленность тривиально не могла обеспечить имеющиеся АЭС топливом. Судя по всему топливный цикл американской атомной индустрии имел EROEI ниже, чем у привычной углеводородной. В результате "посчитали-прослезились" и перестали строить АЭС.

Рейганомика это лечение стагфляции 70-х через залезание в ресурсы будущего времени. Чем ниже процент рефинансирования ФРС, тем дальше можно залезть. И сейчас процент =0 и приходится выполнять совсем уж неприличные телодвижения типа КУЕ чтобы хоть как-то удержать систему от коллапса.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 4 месяца)

Ну как сказать. Вот график числа боеголовок

Видно, что максимум пришелся на 67 год. А если по мегатоннам - так вообще на 60-й (20 тыс. мегатонн). Потом все только сокращалось.

Так что сокращение арсенала и сокращение АЭС шли синхронно.

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 3 месяца)

Сокращения числа АЭС не было :))) На графике показано сокращение количества разрешений на строительство. Время строительства 5-10 лет. Т.е. рост потребления урана сдвигаем на пять лет и получаем начало его стремительный рост приходящийся примерно на 75год. Ещё пять лет на лаг при принятии решений и к 1979-80г.г. имеем прекращение строительства новых АЭС как следствие неразвитости обогатительной промышлености США.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 4 месяца)

Да, конечно, я неправильно выразился. Конечно не абсолютное сокращение АЭС а сокращение их прироста.

Аватар пользователя trader
trader(11 лет 6 месяцев)

Сокращение инвестиций в инфраструктуру прослеживается на таких показателях, как производство стали и цемента. Если в 1973 выплавка стали на душу населения в США составляла 646 кг, то в 2008 – 303 кг. (47% от 1973)

Согласен, но ведь штаты много производств перевели в третьи страны, где дешевле рабочая сила, к тому же сталь и цемент очень долгое время они могли купить просто за новые нолики в своем компьютере. Поэтому лично мне интереснее показатели производства того же цемента и проч. а так же энергозатраты индустриального производства в расчете на душу населения не по штатам, а по всему миру в целом, т.к. Земля - замкнутая система, а отдельная страна нет.

Уважаемый Алекссворд, у вас есть статистика по миру в целом? По цементу камрад "плаксивая тряпка" давал график http://aftershock.news/?q=node/17917 но там только с 1994 года и без показателя на душу населения.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

> они могли купить просто за новые нолики в своем компьютере

Да.  Недостающие реальные ништяки доставались США в обмен не на реальные ништяки своего производства, а в обмен на долговые обязательства ("нолики").

Этого "ресурса" им хватило на несколько десятков лет по истечении которых они должны суммарно несколько десятков трбликов как иностранцам, так и, например, своим пенсионерам.

Но, как и у любой другой финансовой пирамиды, пришел момент, когда ресурсы лохов исчерпаны, а новых лохов нет.

Аватар пользователя jaff_13
jaff_13(11 лет 6 месяцев)

а можно это расшифровать - "ресурсы лохов исчерпаны"?  (ну или сцылочку, где уже все расшифровано - разжевано)).

А то я умом понимаю ограниченность этого ресурса, но вот конкретного физического механизма реализации  остановки потока ноликов в обмен на ништяки че-то не вижу ((

вот они нам эти нолики в обмен на нефть-газ-люминий. Мы их часть друг другу, (а потом другим в обмен на ширпотреб-жрачку), часть олигархам в банки на счет, часть в ЗВР, часть в стабфонд. Ну и в итоге - все опять в ноликах у них, и они нам все это должны. Трюликами. Не вижу ничего ограничивающего. Возможно, они все еще по какой-то дурацкой щепетильности платят проценты за долги. Думаю, скоро они как-нибудь обоснуют, что они должны брать с нас проценты за то, что скрупулезно подсчитывают и потдтверждают нам точные цифры, сколько они нам должны (типа обслуживание долга - очень тяжелая объемная работа, подрывающая здоровье). Если шкала будет прогрессирующая, то мне кажется, скоро все устаканится - все, что они нам (а не мы им  - сорри , была опечатка) должны, они будут нам прощать. Потом они и за эту трудную работу начнут нолики взимать...

Так что возможностей масса. Даже на ограниченном количестве лохов...

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Ключевое слово: ресурсы. А не лохи.

Разжёвано тут, если что.

МММ рухнуло не тогда, когда лохи закончились (народ по-прежнему ломился в офисы Мавроди), а когда у лохов закончились деньги. Но иногда бывало и похлестче. В Таджикистане "бисерная" пирамида чуть было не обрушила финансовую систему страны.

Аватар пользователя jaff_13
jaff_13(11 лет 6 месяцев)

угу, почитаю, спасибо. Но можно сразу сказать -  ресурсов у лохов хватит, если ограничить количество "избирателей". Поскольку это главный потребляющий дивизион. А лохи - что? если выделяемый на их существование ресурс жестко ограничить, то численность лохов внутри этого ресурса  будет регулироваться автоматически более или менее. Думаю, приблизительно к этому ОНИ и стремятся.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

П.С.  "Уважаемый Алекссворд, у вас есть статистика по миру в целом?"

Чего конкретно?  Если энергозатраты индустриального производства, то они давались тут:

«Падение Дома Виндзоров»

http://alexsword.livejournal.com/46610.html

Индустриальное энергопотребление на планете составляло (источник данных): 
1) 1810 Mtoe в 1990 
2) 2181 Mtoe в 2006 

Население планеты составляло (источник данных): 
1) 5283687429 в 1990 
2) 6530984631 в 2006 

То есть в расчете на душу населения мы видим: 
1) 0,342 toe в 1990 
2) 0,333 toe в 2006 

Иными словами, еще до коллапса финансовой системы, физическая экономика в масштабах планеты деградировала. 

Начавшийся коллапс финансовой системы этот процесс деградации не остановил, а кардинально ускорил, как видно в моих месячных обзорах, где видно гигантское падение в 2008. 

Теперь сокращаются цифры не только на душу населения, но и абсолютные - данные за 2009 год говорят о том, что впервые почти за 30 лет, с начала 80-х потребление энергии сокращается и в абсолютных цифрах (источник данных). Понятно, что в расчете на душу населения это падение происходит гораздо быстрее. 

Деградация физической экономики является веским основанием предполагать последующее наступление нового темной эпохи, ибо непотребленная энергия означает непроизведенные удобрения, непостроенную инфраструктуру, пищу и т.д., с последующим сокращением плотности населения, подобно тому, что наблюдалось в Европе при крахе финансовой системы в 1345 году, когда при жизни одного поколения население Европы сократилось на треть, а половина поселений исчезло. 

Аватар пользователя e-one
e-one(11 лет 6 месяцев)

ЭКОНОМИЯ  и РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ  использования энергии - это ужас, катастрофа, глобальный крах! :))\

покурите график сокращения потребления бензина автомобилями на 100км пробега. Удачи

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

график сокращения потребления бензина автомобилями на 100км пробега.

Есть встречное предложение: покурить отдельно каждое слово в Вашем предложении.

Автомобили.

Бегут.

100 км.

На бензине.

Казалось бы - причём тут эти красавцы, которым надо перетаскивать уже в 140 раз больше медной руды, чем век назад?

Или я что-то пропустил - и за ХХ век потребление дизельного двигателя упало в 100 раз?

Речь идёт именно об индустриальной энергии, а не о жоповозках.


Аватар пользователя e-one
e-one(11 лет 6 месяцев)

вы правы, исключительно промышленность потребляет энергоносители и никакого прогресса в области рационализации производства, экономии, повышения КПД там не произошло.  

Катализаторы, информационные технологии, автоматизация процессов - это все ересь.

Аватар пользователя tokomak
tokomak(12 лет 4 месяца)

Это не ересь... это просто оттягивание конца, ибо есть физические ограничения, которые, ни какой оптимизацией и пр. - не преодолеть, а только в лоб - т.е. "выложив на стол" требуемую для процесса энергию.

Аватар пользователя e-one
e-one(11 лет 6 месяцев)
Truby, TNP, ostanovki obschestvennogo transporta nado delat iz splavov. Polimery kogda izobretut?
Аватар пользователя e-one
e-one(11 лет 6 месяцев)

Трубы, товары нарпотребления, остановки общественного транспорта.. надо делать из сплавов. Полимеры когда изобретут?

Аватар пользователя tokomak
tokomak(12 лет 4 месяца)

Во-во, чугунные трубы заменили на пластиковые из полипропилена (это я про канализацию) - ну, как пример!!!

Однако - сколько затраты не сокращай - до ноля их довести не возможно!!! У вас будет в итоге КОНСТАНТА.

И как вы КОНСТАНТОЙ - будете бороться с идущей в бесконечность экспонентой???

 

 

Аватар пользователя e-one
e-one(11 лет 6 месяцев)
И теперь о главном: какои именно ресурс так внезапно и стремительно заканчивается? Динамика цен на алюминий в вашей статье идеально подтверждает приведенный вывод о неизбежном росте цен на металлопрокат :-)
Аватар пользователя tokomak
tokomak(12 лет 4 месяца)

Вы и сами знаете...

Но, есть ещё один ресурс у нашей цивилизации - это здравый смысл, и он тоже заканчивается.

 

Аватар пользователя e-one
e-one(11 лет 6 месяцев)

фанаты ажиотажа и предсказатели дефицита?

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

Заканчивается дешевая энергия. Теперь энергия будет обходится человечеству все дороже и дороже, с каждым днем.

Аватар пользователя trader
trader(11 лет 6 месяцев)

И теперь о главном: какои именно ресурс так внезапно и стремительно заканчивается?

Для хомячков внезапно заканчивается нефть, для остальных это вполне ожидаемо, как следствие сокращение мировой торговли нефтью.

Если бы нефть не заканчивалась, то США не лезли бы в Ирак, Ливию, и не грезили бы кампанией в Иране. Вот картинка по запасам:


Аватар пользователя Dmitry77
Dmitry77(11 лет 7 месяцев)
Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 4 месяца)

Это не ересь, но абсолютные значения показателей от относительных пора бы научиться отличать.

Аватар пользователя rst0
rst0(12 лет 3 месяца)

ключевое слово "научиться", но это сложно и энергозатратно, да и не все умеют:)

Аватар пользователя trader
trader(11 лет 6 месяцев)

То есть в расчете на душу населения мы видим: 
1) 0,342 toe в 1990 
2) 0,333 toe в 2006

Я решил немного обновить данные и посмотреть 2010 год - более свежих данных не нашел.

В 2010 году индустриальное энергопотребление на планете составляло 2422,94 Mtoe. Источник Key World Energy Statistics страница 39 http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/kwes.pdf

Население планеты составляло 6,863,770,931 человек. Источник http://www.census.gov/population/international/data/worldpop/table_population.php

То есть в расчете на душу населения мы видим: 
1) 0,342 toe в 1990 

2) 0,333 toe в 2006

3) 0,353 toe в 2010 (больше чем в 1990 и 2006 году)

Может не все так ужасно? (во всяком случае на данный момент) Кстати, из тех же источников видно, что в 1973 году индустриальное энергопотребление на душу населения было 0,392. Таким образом по моим расчетам получается

1973 - 100% 
1990 - 87,24% 
2006 - 84,95% 
2010 - 90,05%

А по вашим расчетам

1973 - 100% 
1990 - 82,78%

У кого ошибка?


Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Да, хорошее добавление - похоже, что Китай/Индия умудрились дать такой прирост в последние годы, что компенсировали деградацию показателя в Европе и США. 

Осталось лишь понять сможет ли они защитить созданную инфраструктуру на следующих фазах...

Аватар пользователя trader
trader(11 лет 6 месяцев)

Уважаемый Алекссворд, вы ответили раньше чем я отредактировал свое предыдущее сообщение, поэтому прошу вас прокомментировать наши с вами расхождения в расчетах по потреблению энергии в в 1990 году по сравнению с 1973.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

А в чем противоречие-то, не понимаю?   Я когда смотрел данных по 1973 не было, взял 1990 за базу.  Ваша база более показательна, так как примерно тогда процесс и пошел, и даже несмотря на бурный китайский рост в последние годы с 1973 сравнение печально.  

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

П.С.  Я понял теперь вопрос - Вы смотрите не цифры из коммента выше, а цифры из *первого* коммента.    Так в первом комменте цифры по США только давались, а не по планете в целом. 

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Да, в мировом энергетическом миксе резко растёт доля угля и природного газа:

Особенно мощный рывок идёт по углю - а это именно ЮВА. Это не только Китай и Индия, но и, например, лидер роста - Индонезия. Я тут уже как-то писал об этом:

"Внезапно, имеющая лишь 16-е в мире по размеру угольные резервы Индонезия врывается в пятёрку крупнейших производителей угля, с умопомрачительным ростом в 358% за десятилетие 2000-2010 годов. Что случилось? А ответ один — безблагодатность нефть закончилась. Вчера была, сегодня — уже нет.

Страна, бывшая членом ОПЕК с 1962 года, страна, давшая "путёвку в жизнь" голладской Royal Dutch (которя теперь ещё и Shell), уже вовсю осваивает неудобный и грязный бурый уголь.
А что делать? Захочешь жить — и не так раскорячишься.

Индонезию корячит так, что забыты и страхи по-поводу атомной энергетики. Плевать на коррупцию, тектонический разлом, неграмотность населения, стоимость строительства и радиофобию — 245 миллионов людей хотят жить. И я их могу понять.

Никто не забыт и ничто не забыто. Индонезия ищет на своей территории сланцевый газ, Индонезия вкладывается в СПГ. Плевать, что СПГ обходился Индонезии в прошлом году даже по 600$ за тысячу кубов — рабы всё равно стоят дороже, а социальный мир в стране — так вообще бесценен."

Но результатом такого роста будет, скорее всего, пик производства угля Китаем, Индией и, в целом, ЮВА уже к 2025-2030 годам. Есть ещё "задний двор" ЮВА - Австралия, за счёт её богатых запасов угля они могут продержаться чуть подольше.

Поэтому, собственно говоря - Китай и взялся за флот. Потому что иначе удвоить ВВП к 2020 году не получится никак.

Аватар пользователя ata
ata(12 лет 3 месяца)

Давно хочу на базе вот этого прекрасного сайта написать обзор, посвященный мега-интеллигенту Галичу, про производство стали на душу населения. Но пока некогда.

Сейчас посчитал по отдельным странам и отдельным годам, с 1980 по 2010.

Выплавляющий на текущий момент половину стали в мире Китай на душу населения в 2010 производил примерно столько же, сколько и Россия - 480 кг в год. Из выбранных стран его обгоняет только Германия. Но с 1980 года, за 30 лет, китайцы сделали впечатляющий рывок - с 37,7 кг на человека, в 12 раз!

СССР производил в 1980-м 550 кг, в 1990-м - 535 кг. Но "благодаря" известным событиям, производство в б.СССР упало до 342 кг в 2000-м и чуть выросло к 2010 - 384 кг.

По РФ всего две точки: 2000 - 400 кг, 2010 - 480 кг.

А теперь - к сладкому.

В США производство стали 1980 составляло 446 кг, в 90-м и 2000-м - по 360 кг, а в 2010-м - 260 (!) кг, обвал в 1.7 раза!

В Германии (считаю две как одну): 80: 653, 90: 554, 2000: 564, 2010: 532. Как снизили пр-во в 80-е, так и топчутся примерно на одном (но очень неплохом) уровне.

Великобритания: 80: 200, 90: 309, 2000: 255, 2010: 155. Да, Тэтчер действительно оказалась железной леди, но наследнички просрали все достаижения: падение от пика в 90-м году двукратное.

Аватар пользователя jek
jek(11 лет 7 месяцев)

не хочу вас "огорчать" , но падение не факт что однозначно плохо. Если мы уперлись в пик по ресурсам -  то развитие (и потребление) будет по синусоиде, и те страны кто вовремя не сориентируются (китай) могут получить вместь синусоиды экспоненту роста+экспоненту спада .... я  надеюсь понятно какое из двух зол меньшее ??

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

"Меньшее зло" уже озвучено - Китай строит флот.

Поэтому, ждём скорее это:

Нежели это:

Аватар пользователя jek
jek(11 лет 7 месяцев)

"Меньшее зло" уже озвучено - Китай строит флот.

ну - вобщем то предсказуемо. Смысл китайцам лезть к нам ? Ресурсы мы и так продаем, и даже если все для китайцев сложится удачно - больше они врятли получат. Сибирь - весьма своеобразное место...  А вот пролететь - леххко. А вот "дальние" ресурсы транспортируются только морем , значит китай ща полностью зависит от дружбы со штатами. А политика "увеличение жизненного уровня" для 1 млрд китайцев - это прямой вызов штатам.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

П.С.  "Кроме того, абсолютный вес энергии в производстве большинства из металлов неуклонно растёт."

Отличная иллюстрация тому, что НИКАКОЙ ФИКСИРОВАННЫЙ  уровень EROI не будет достаточным в долгосрочной перспективе - по причине постоянного энергетического удорожания базовых ресурсов.  

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Да, для всех элементов, которые расходуются в экономике безвозвратно - затраты энергии будут монотонно расти.

Не беспокоиться можно, пожалуй, только о воздухе. Его пока хватает на всех. ;)

А так - даже с пресной водой проблемы (и как следствия - расходы энергии) предстоят уже в ближайшем будущем.

Если кто забыл - было уже даже в Испании. Танкерами воду возили.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

В исторической перспективе и воздух будет вовсе не бесплатным - например, с началом реального освоения океана и ближнего космоса физика хозяйства изменится кардинально.

Это нормальный процесс эволюции вида, физическая суть которого изначально - с приручения огня - основана на сознательном управлении энергопотоками.

 

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Скажу вам больше: олдувайская галька со сколотым краем - это уже управление энергопотоком.

Концентрация мускульного усилия на режущее лезвие.

Иначе мы бы себе растили клыки, как у махайрода:

Полдень. Плейстоцен. Кругом саванна.
Солнечно. Прекрасная погода.
Ноет бок. Где наши? Где же палка?
Душно. Я бегу от махайрода.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Согласен в принципе, что способность взять в руки палку или камень - это уже частный случай управления энергопотоком, но оно не является уникальным свойством вида.  

А вот приручение огня - является.  Не случайно греческая мифология говорит о Прометее, ,похитившего с Олимпа огонь и передавшего людям.  Кстати, за это он жестоко был наказан Зевсом и компанией, которые таким образом являлись реакционными силами, подобием нынешней транснациональной олигархии :-).  

Аватар пользователя Вольноопределяющийся

Способность взять в руку палку или камень не являеться, а вот способность расщепить камень таким образом что бы ЭНЕРГИЯ удара этим ОБРАБОТАННЫМ камнем пришлась не на плоскость а на скол образующий лезвие и таким образом на порядок эффективнее раскалывала чей нибудь череп уже являеться, и появилась раньше огня.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Так палка в руках (лапах?) - это уже способ концентрации энергии.   

Иными словами, я согласен, что конкретную *методику* в виде раскалывания камня, шимпанзе не освоили, но *метод* они применяют, пусть и на примитивном уровне.   

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Однозначно - переход ведь никогда не осуществляется "здесь и сразу" - обычно это очень большое количество маленьких шажков, которые можно оценить, только увидев конечный результат.

Аватар пользователя Вольноопределяющийся

Это ИМХО очень большая разница, взять ГОТОВУЮ палку, или изготовить ИНСТУРМЕНТ для манипуляции энергией, ИХО переход где рябом с олдувийской каменюгой а не с костром.

Страницы