Лесные ресурсы регионов России 1993-2016

Аватар пользователя bazil

Статистический ежегодник «Регионы России» с 1993 года по 2016 отражает в разделе «11. Национальное богатство» данные по лесным ресурсам в регионах России (до 2012 года эта информация за некоторые года издания ежегодника находилась в разделе «Сельское и лесное хозяйство»).

До 2008 года данные о размере лесных ресурсов обновлялись раз в 5 лет. Далее – ежегодно.

Данные по производству необработанной древесины по регионам находятся в том же сборнике в разделе «14. Сельское и лесное хозяйство». Этот показатель в 2010 сменил предыдущий, который именовался «вывозка древесины». Данные за 1993 год по регионам для этого показателя отсутствуют.

Картинки кликабельны.

Таблица 1 – Лесные ресурсы регионов России в 1993-2016 г.г., млн. м3.

Регионы ранжированы по доле запасов от общегосударственного показателя.

 

Рисунок 1 – Лесные ресурсы по регионам России на 2016, млн. м3

Рисунок 2 – Изменение лесных ресурсов по регионам России в 1993-2003 г.г., %

Рисунок 3 – Изменение лесных ресурсов по регионам России в 2003-2010 г.г., %

Рисунок 4 – Изменение лесных ресурсов по регионам России в 2010-2016 г.г., %

В Красноярском крае, Иркутской области и в Якутии сосредоточено около 35% лесных ресурсов страны на 2916 год. Изменение общего объёма лесных ресурсов в этих регионах за 2010-2016 составило -1,74%.

Наибольший прирост лесных ресурсов наблюдается в Белгородской области (+34,05%), Чувашии (+19,75%), Курской области (+19,14%), Тульской области (+16,17%), Кемеровской области (+11,42%).

Наибольшая убыль лесных ресурсов – в Ростовской области (-14,48%), Воронежской области (-12,85%), Дагестане (-10,86%), Орловской области (-10,33%), Кировской области (-10,24%).

В среднем по России убыль лесных ресурсов за 2010-2016 г.г. составила -0,86%.

Таблица 2 – Производство необработанной древесины по регионам в 2003-2016 г.г., млн. плотных м3.

Регионы ранжированы по доле производства необработанной древесины от общегосударственного показателя.

 

Рисунок 5 – Производство необработанной древесины по регионам, млн. м3.

На пятёрку лидеров – Иркутскую, Вологодскую, Архангельскую, Кировскую области и Красноярский край – приходится 52,6% производства необработанной древесины в России в 2016 году.

P.S. Могут показаться интересными материалы:

- «Нет России без леса: ведущие предприятия лесной промышленности и их собственники в 2014-2016 г.г.»;

- «Берегите лес».

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(12 лет 9 месяцев)

По Ленинградской области - враньё. Весь юго-запад ленобласти вырубают бешеными темпами, снаружи вроде лес, а углубись на 150 метров - внутри вырублено и нагажено. Какое-то очковтирательство...

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Враньё, что в Ленинградской области в 2016 по сравнению с 2010 снизились лесные ресурсы, т.к. на юго-западе области где-то снаружи вроде лес, а внутри всё вырублено?

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(12 лет 9 месяцев)

Я - свидетель - могу привести районы массовой незаконной вырубки в Кингисепском и Волосовком районах...

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Тогда вы не ко мне обращаетесь. Для этого есть лесхоз и природоохранная прокуратура)

Аватар пользователя ПавлинМавлин

То же самое по Иркутской области.

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Ну, в Иркутской с 2003 можно наблюдать снижение размера ресурсов.

Аватар пользователя k0lun
k0lun(12 лет 10 месяцев)

Спасибо. Очень полезная информация.

Аватар пользователя Vit999
Vit999(8 лет 9 месяцев)

Каков механизм сбора информации о лесном хозяйстве?

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Росстат ссылается на информацию Рослесхоза. Но, насколько я знаю, это оценка между инвентаризациями, а не точные данные инвентаризации. Инвентаризацию будут, скорее всего, проводить в текущем году (раз в 5 лет).

Аватар пользователя Vit999
Vit999(8 лет 9 месяцев)

Росстат ссылается на информацию Рослесхоза. Но, насколько я знаю, это оценка между инвентаризациями, а не точные данные инвентаризации. Инвентаризацию будут, скорее всего, проводить в текущем году (раз в 5 лет).

Недавно, проводя поиск по теме статьи "Это вам не на марс слетать…" касательно налога на теплицы, обнаружил документ "ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СУЗДАЛЬСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО» "   Так вот, этот документ содержит в себе сведения о лесном хозяйства данного региона, составлен по госконтракту неким ООО (в документе указано). С одной стороны, объем сведений огромен (включает даже посчитанную массу вырастающих грибов), с другой стороны создается впечатление, что члены администрации документ не читали, а если читали, то не уверен, что поняли. Например, карта на последней странице с нечитаемой легендой. Сведения, изложенные в документе, проверить возможно ли?

Так, видимо, и организована работа по сбору статистики в РФ.

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

У нас (Горький) оценкой лесных массивов занимается "Поволжский леспроект". Контора всегда была федеральная, вроде и сейчас не частная. Хотя, может быть, оценочные исследования заказывают и частным фирмам. Тут ничего не могу на этот счёт сказать.

Аватар пользователя Veganin
Veganin(7 лет 7 месяцев)

"Кто будет продавать уральскую древесину китайцам"

https://rg.ru/2004/06/18/les.html

 

Массовая вырубка леса в Карелии в 90-00-е со взятками корумпированным российским таможенникам и честным финским парням в погонах обернулась приростом древесины на Северо-Западе РФ, судя по картам. Также как и хищническая вырубка леса в Приморье и Сибири лесными баронами приводит к росту запасов древесины. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (набросы, паникерство) ***
Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Очень уж старая статья, от 2004 года)

Аватар пользователя Veganin
Veganin(7 лет 7 месяцев)

Специально такую искал чтобы показать, что проблема застарелая и нерешенная (как по поджогам леса с целью последующей его скупки за бесценок и контрабандной поставки в Китай, так и с обработкой на территории России отечественными безофшорными предприятиями на отечественном оборудовании).

Если поднять подшивки газет 90-х и 00-х, то картина хищнической вырубки леса при покровительстве чиновников и силовиков станет куда полней. Лес вырубали и вырубают, а по представленным картам в 90-е и 00-е объем древесины рос. Кто занимался посадкой беревьев? Развалившиеся лесхозы, Ельцин, Гайдар или инопланетяне? 

Комментарий администрации:  
*** отключен (набросы, паникерство) ***
Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

У нас миллионы гектаров полей заросли лесом в 90-е, особенно в Нечерноземье. Плюс снижение в 90-е годы переработки, а следовательно - и заготовки леса, тоже сыграло свою роль. Так что, я думаю, увеличение лесных ресурсов в тот период вполне закономерное явление. Сейчас поля снова начали расти, ну и общее увеличение сектора деревообработки и ЦБК тоже вызвало увеличение потребления леса.

Аватар пользователя drost
drost(8 лет 2 недели)

Спасибо!

 

В среднем по России убыль лесных ресурсов за 2010-2016 г.г. составила -0,86%.

 

ИМХО - эта цифра более радужна, чем казалось...

зы. вопрос - а есть ли данные по количеству работающих в лесхозах и лесовосстановительным мероприятиям, по годам?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (систематическое хамство, засирание комментов руганью и срачем) ***
Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

По регионам вряд ли можно найти, только если в целом по стране. В Росстатежегоднике 2017 (и в любом другом за предыдущий год) есть раздел на эту тему "Лесное хозяйство" или "Сельское и лесное хозяйство":

Аватар пользователя drost
drost(8 лет 2 недели)

Спасибо за таблицы... но строки по пожарам меня ввели в небольшой ступор... если количество лесных пожаров уменьшилось в 2 раза, то лесная площадь пройденная пожарами увеличилась в 2 раза (2000 и 2016 гг.)... и если в 2000 г. на площади от пройденных лесных  пожаров погибла половина, то в 2016 г. от площади пройденных погибло около 8 %, т.е. в 6 раз меньше леса погибает. КМК очень большая вилка...

Комментарий администрации:  
*** Отключен (систематическое хамство, засирание комментов руганью и срачем) ***
Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Ну, тут двойственное ощущение создаётся, поскольку при росте площадей пожаров потери собственно леса в кубометрах к 2016 снизились.

Аватар пользователя vs451
vs451(7 лет 8 месяцев)

Я бы так не сказал. За шесть лет почти один процент - это многовато.

Хорошо бы заодно знать сколько леса высаживается ежегодно, это ведь тоже очень важный показатель.

Аватар пользователя drost
drost(8 лет 2 недели)

Я бы так не сказал. За шесть лет почти один процент - это многовато.

согласен, что многовато, но судя по обрывкам информации - думал дела обстоят хуже...

 

Хорошо бы заодно знать сколько леса высаживается ежегодно, это ведь тоже очень важный показатель.

 

в таблице же есть - лесовосстановление - в т.ч. искусственное

Комментарий администрации:  
*** Отключен (систематическое хамство, засирание комментов руганью и срачем) ***
Аватар пользователя BorisN
BorisN(7 лет 5 дней)

Лесовосстановление не успевает за вырубкой и пожарами. Мало восстанавливаем. 

Аватар пользователя Kvazar_Old
Kvazar_Old(10 лет 7 месяцев)

Он и сам восстанавливается. И таки да зоны вырубки и пожаров часто совпадают.

Аватар пользователя brumsh2
brumsh2(7 лет 7 месяцев)

За труд спасибо. По ощущениям диаграммы полная хрень ( для отдельно взятой республики, хотел написать гневную простынку, но пустое все это...). Напрашивается один вывод - в Москву посылают такие отчеты, чтоб местным губернаторам по шапке не прилетело ( хотя некоторым уже прилетело - сидит в сизо, стихи пишет, ленторез)

Аватар пользователя Дмитрий Донбас

У вас только ощущения, или есть конкретные цифры? Выводы напрашиваются исключительно из ваших сугубо субъектных предвзятых впечатлений?

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Я из лесного Горьковского Заволжья. Субъективно могу оценить, что у нас лесами заросло гораздо больше площадей, чем было 10-20 лет назад. Раньше ходишь за грибами или за брусникой - поляны, вырубки, заезженные лесные дороги, поля, сенокосы. А сейчас лес да лес кругом..

Аватар пользователя brumsh2
brumsh2(7 лет 7 месяцев)

Согласен с Вами, много полей заросло в средней полосе, и у нас тоже.

Но под "лесными ресурсами" понимаю деловой лес. Если считать паросль, как росстат, леса у нас много, а если касаться делового - рубить уже нечего. Как в анекдоте, теоретически мы миллионеры, а практически, вот.

 

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Полагаю, что в "лесные ресурсы" входит не только деловой лес, но и полуделовой и дровяной. Пример - тут, стр. 31. Например, в 4 классе товарности лиственных пород процент деловых стволов может быть менее 40. А объём по кубатуре - до 30%. У хвойных нижний класс - третий (до 60% деловой древесины).

Аватар пользователя Alex-Sam
Alex-Sam(7 лет 4 месяца)

Есть ощущение что на площадь лесов повлияли лесные пожары в 2010 году, из-за аномальной жары.

Аватар пользователя Tony
Tony(10 лет 11 месяцев)

Качество статистических данных получаемых от Рослесхоза сильно упало после принятия нового лесного кодекса 2006 года.Государственная инвентаризация лесов проходит в основном на бумаге и с помощью космической фото съемки,то же самое происходит и с лесоустройством - проводится лесоустройство не выходя из конторы, по космическим фото снимкам (качество материалов настолько ужасно,что по ним невозможно работать).

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

У нас и аэрофотосъемку используют) Красивые картинки потом разрисовывают цветные с оценкой кубатуры на гектар площади.

В целом согласен, что качество инвентаризации в таком духе не особенно высоко по сравнению с непосредственной оценкой на месте.

Аватар пользователя Котоконь
Котоконь(8 лет 4 месяца)

Лесные ресурсы млн метров кубических на регион

Плохой параметр. Не информативный.

Надо лесистость, т.е. доля площади под лесом. Плюс количество гектаров под лесом всего по региону.

Лес вырубают со страшной силой. Важно не сколько кубов добыли, а сколько вырубленного леса по отношению всей площади леса в регионе.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дебилизме - https://aftershock.news/?q=comment/8088313#comment-8088313 ***
Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Напротив, кубический метр - это фактура лесных ресурсов. А на гектаре леса может быть 20 кубов, а может быть 200 кубов. Поэтому гектарами лесные ресурсы измерять менее информативно. И поэтому полезнее знать, сколько кубов вырубили и сколько кубов осталось. А не гектаров.

Аватар пользователя Оптом_v1988
Оптом_v1988(7 лет 4 месяца)

Лесные ресурсы млн метров кубических на регион

Плохой параметр. Не информативный.

Вам, автор поста правильно заметил, что кубометры - это самый объективный показатель.

Потому что лес он разный.

Где-нибудь на севере Красноярского края будет гектар леса лиственницы сибирской Vб класса бонитета и такой лес в двухсот- трёхсотлетнем возрасте будет иметь запас древесины 80 - 100 кубометров на гектар.

А в районе Сочи пихтово-буковый лес из пихты нордмана и бука восточного Iб класса в 200-300 лет даст 2500 - 3000 кубометров с гектара. Там одно дерево этой самой пихты может быть кубометров на пятьдесят, то есть как целый гектар спелого леса на Таймыре.

Аватар пользователя djsantehnik
djsantehnik(12 лет 1 месяц)

Вот вы пишете "лесные ресурсы", а что это такое вообще? Мне как обывателю не ясно. Деревце что в сотне километров ото всякой цивилизации и дорог растет идет в расчет, ведь с точки зрения ресурса это даже не ноль - а убыток, хотя для любителей возгордится богатствами это 300 кг древесины. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (белоленточная пропаганда) ***
Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Не очень понятен вопрос. Лесные ресурсы измеряются в кубометрах леса. А уж транспортная доступность в категорию "ресурсы" никак не входит. Невозможно считать ресурсами только те леса, которые растут вдоль дорог.

Аватар пользователя Vit999
Vit999(8 лет 9 месяцев)

..."лесные ресурсы", а что это такое вообще?

Древесина, пищевые лесные ресурсы (ягоды, орехи, грибы, березовый сок, ...), лекарственные растения, недревесные лесные ресурсы (кора, мох, береста, ...), дикие животные. Всё, что может приносить доход.

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Обычно в просторечье недревестные "ресурсы" называют "дары леса")